Теоретические и методические основы использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Проведена экспериментальная работа.
База исследования: МБДОУ «Детский сад «Теремок» ( пгт Гвардейское» СП «Ласточка», Симферопольский район, Республики Крым ).
Выборка: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 20 человек.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических 6
исследованиях 6
2 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного 11
возраста 11
3 Методы и пр иёмы, н апр авлен н ые н а р азвитие 16
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании 16
4 Диагностика и анализ уровня развития творческого 21
воображения у детей старшего дошкольного возраста 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
В современном мире многим людям кажется, что воображение не играет особую роль в их жизни. Они отдают свое предпочтение изучению того, что уже было придумано до них. Люди заучивают тексты, даже не задумываясь о том, что если бы они проявили креативность, то могли бы достичь более высоких результатов, ведь многие профессии требуют именного этого. При приёме на работу креативность является одним из критериев оценивания, а она зависит от воображения человека. Поэтому воображение нужно развивать с малого возраста. Дети, обладающие высоким уровнем воображения, изобретательности и креативности, во многом превосходят своих ровесников, т.к. могут лучше справиться с некоторыми задачами, используя разные методы решения. Развитие познавательных процессов определяет скорость и качество усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Это имеет огромное значение для подготовки к школьному обучению. Важно как можно раньше определить степень сформированности различных психических функций у ребёнка.
Воображение – это отражение свойств личности, психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, представляет свое будущее и управляет реальностью. Обладатели богатого воображения могут находиться одновременно в «двух мирах» при этом продуктивно осуществлять поставленную цель.
Проблема развития воображения у дошкольников была исследована многими учёными. Собственные взгляды на проблему развития воображения изложили в своих исследованиях Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн.
Так же большой вклад в изучении данной темы внесли Н.П. Анисимова, О.В. Боровик и др.
О.И. Дьяченко считает, что «в современном мире необходимо с самого начала, с первых лет жизни человека, закладывать основы понимания мира,
который динамично меняется, в котором личность находится в состоянии постоянного создания этого мира и самого себя» [8].
В связи с этим возникает необходимость развития у детей творческого воображения. Ничто не может дать больше удовольствия, радости, уверенности в собственных силах как творчество.
Феномен творческого воображения всегда привлекал внимание исследователей как важнейший компонент социальной культуры.
Особенно актуальной и значимой эта проблема является сегодня, когда перед дошкольным образованием стоят важные задачи: творчески развить ребенка, сформировать эстетический вкус, сохранить в душе ребенка прекрасное и искреннее отношение ко всему окружающему – в жизни, в искусстве, в общественных отношениях, в человеческих взаимоотношениях. Многие исследователи считают, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста, снимая барьеры еще не полностью сформированных изобразительных навыков, в то же время, не так много исследований, посвященных выявлению влияния использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у старших дошкольников , еще меньше их в практике воспитания. Это составило противоречие исследования между потенциалом нетрадиционных техник рисования и методикой их использования в развитии творческого воображения. Это составило проблему исследования.
Цель курсовой работы: изучить возможности использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и выявить уровень творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить проблему развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях;
- описать нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать методы и приёмы, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
- подобрать методику и провести диагностику и проанализировать уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по вопросу исследования, сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения специалистов по проблеме.
Эмпирические: констатирующий эксперимент, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическое значение работы: обобщён и систематизирован теоретический материал по возможности использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведенной работы могут быть интересны и использоваться воспитателями старшей группы в диагностике творческого воображения дошкольников и его развитии средствами нетрадиционных техник рисования.
База исследования. Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад «Теремок» пгт Гвардейское» СП «Ласточка», Симферопольский район.
Курсовая работа по структуре состоит из введения, четырех пунктов, заключения, приложения и списка использованных источников.
Исследование посвящено актуальной проблеме использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В практике существует довольно много способов нетрадиционного рисования, такие как: рисование пальцами, ладонью; печатание различными предметами; кляксография монотипия; рисование мыльными пузырями, штампование, монотипия, пластилинография, выдувание соломиной.
Данные способы можно использовать как отдельно, так и в комплексе при организации художественного творчества.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, удивляет, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом исследования и познания.
Проанализированы методы и пр иёмы, н апр авлен н ые н а развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельн ости.
Наиболее эффективными методами и пр иёмами, н апр авлен н ыми н а р азвитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельн ости являются методы рисования и изображения по замыслу, воображению, игровые методы, работа в малых группах, экспериментирование с материалами и формами, использование ИКТ. При этом важно применять такие приемы как эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха, пробы разных нестандартных техник рисования, побуждение к фантазии, додумыванию, придумыванию.
Для диагностики и выявления творческого воображения старших дошкольников применялась следующая методика «Неполные фигуры» Е.П. Торренса.
Проанализированы уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, высокий уровень у детей экспериментальной группы составляет (40%), у контрольной группы (0%).
Достаточный уровень у детей экспериментальной группы составляет (30%), у контрольной группы (20%).
Средний уровень у детей экспериментальной группы составляет (30%), у контрольной группы (40%).
Низкий уровень у детей экспериментальной группы составляет (0%), у контрольной группы (40%).
В ходе исследования, были поставлены и решены следующие задачи: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить проблему развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
Под воображением понимается и некоторая особая форма психического процесса, принадлежащая только такому живому существу, как человек. Оно неотъемлемо от способности человека преобразовывать окружающий мир, изменять действительность и творить новое в жизнь. Эти преобразования и изменения находят свое выражение в том, что человек, опираясь на свой опыт или исходя из знаний, создает в сознании картину того, чего в действительности он никогда не видит, то есть, другими словами, он это воображает. Творческое воображение является преобразующим и направлено на воссоздание образа предмета материальной действительности, не существующего или значительно усовершенствованного. Оно лежит в основе способности человека к творчеству.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если педагоги в дошкольных образовательных организациях будут использовать нетрадиционные техники рисования. Они раскрепощают дошкольников, способствуют возникновению положительных эмоций, усидчивости, сосредоточенности, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца. Использование нетрадиционных техник рисования развивает фантазию, воображение, наблюдательность, умение находить нестандартные решения, помогает ребенку выразить свои эмоции, впечатления, переживания, развивает творческую активность.
Анализ эксперимента позволяет сделать вывод о том, что детей с низким и средним уровнем развития творческой активности необходимо активно вовлекать в процесс рисования посредством нетрадиционных техник в свободной и организованной деятельности. Детей нужно заинтересовывать так, чтобы свои результаты доставляли им удовольствие. А это необходимо для того, чтобы они хотели самостоятельно вести поиски для решения задач, дополняли, изменяли, преобразовывали знакомый материал и находили адекватные выразительно-изобразительные средства для воплощения образа в соответствии с замыслом рисунка.
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18. – С 67-70
2. Буровик О.Д. Развиваем воображение // Дошкольное образование. – 2012г, №1. – С 60-63
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: Союз, 2015г. – 98с.
4. Годфруа Ж. Психология / перевод Н. Алипов, А. Пегелау, Т. Эстрина / Под ред. Г. Аракелов. – М.: Мир, 2012. – 772с.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений М.: Эксмо, 2010г. – 344с.
6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М; Наука, 2012г-116с.
7. Долгова, В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников– Челябинск: ЧГПУ, 2010. – 150 с.
8. Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации доктора психологических наук. – М., Эксмо, - 2011-247с.
9. Ежкова Н.С., Трухина Н.М. Проблема развития творческого воображения дошкольников / Современная психология: методология, парадигмы, теории. сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука» 2016. С. 27-31.
10. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика- Синтез, 2013г-217с.
11. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования», М.: Академия, 2014г. – 304с.
12. Комарова Т.С. Чтобы каждый ребенок испытал радость творчества // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 3. – С. 82.
13. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей– М.: Просвещение. Учебная литература, 2016г. – 160с.
14. Куфтырькова Э.В. К проблеме развития творческого воображения старших дошкольников посредством технологии ТРИЗ// Студенческая наука XXI века. 2016. № 2-1 (9). С. 117-120.
15. Машковцева Л.М., Овсянникова Е.А. К проблеме развития творческого воображения дошкольников в тематическом рисовании / Современные тенденции в фундаментальных и прикладных исследованиях. сборник научных трудов по материалам Третьей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 104-106.
16. Нетрадиционные техники рисования Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2015г. – 384с.
17. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические: для работы во всех возрастных группах // Дошкольное воспитание. – 2014г. - №10. – С. 52-67.
18. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 2013. - №10– С. 43-47.
19. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей, - М., 2010г-312с.
20. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие– М.: ТЦ Сфера, 2012г. – 160с.