Использование экспериментальной деятельности для формирования понятия «величина» у старших дошкольников
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДО «Сказка» (Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, посёлок Усть-Ордынский).
Выборка: десять детей пяти - шести лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ВЕЛИЧИНА» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «Величина» у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности методики обучения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Понятие экспериментальной деятельности и ее применение при формировании понятии «Величины» 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Интерпретация первичного этапа опытно – экспериментальной работы 16
2.2. Анализ эффективности развития измерения величины у детей 18
старшего дошкольного возраста 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
База исследования: МБДО «Сказка» (Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, посёлок Усть-Ордынский).
Выборка: десять детей пяти - шести лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ВЕЛИЧИНА» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «Величина» у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности методики обучения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Понятие экспериментальной деятельности и ее применение при формировании понятии «Величины» 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Интерпретация первичного этапа опытно – экспериментальной работы 16
2.2. Анализ эффективности развития измерения величины у детей 18
старшего дошкольного возраста 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
Актуальность исследования. Дошкольный возраст, является главным периодом в жизни каждого человека. Без сомнения, дошкольное образование обязательно, должно быть приоритетным направлением, в процессе построения эффективной и доступной системы образования [4; 74].
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой профессиональной педагогической работы с подрастающим поколением. Дошкольное образование должно с одной стороны обладать большой устойчивостью педагогической системы, но и одновременно быть гибким, свободным и дифференцированным [11; 105].
Каждый ребёнок имеет право развиваться согласно своим силам и задаткам. ФГОС в области дошкольного образования провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода воспитания ребёнка [1; 4].
В соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Участники образовательных отношений принимают участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность [2; 7].
Задача взрослых увидеть и поддержать задатки способностей, разрабатывая программу их развития. Для должной оценки качествам ребёнка, необходимо учитывать его возраст и сферу деятельности. Необходимо с раннего детства ребёнка правильно организовывать систему досуга, что является важнейшим оздоровительным фактором [3; 5].
Математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Важнейшая особенность в опытно-экспериментальной деятельности в том, что у ребенка создается возможность управлять явлением, изменять направления поиска с целью выявления существенных свойств, закономерностей явлений, установления скрытых причинно-следственных отношений между предметами и явлениями [7; 8].
Цель исследования – выявление теоретических и практических аспектов формирования представлений величины у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экспериментальная деятельность как средство формирования понятии «Величина».
Задачи исследования:
– дать характеристику понятия «Величина» и особенности программных требований для детей старшего дошкольного возраста;
– представить особенности методики обучения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста;
– показать практическую работу по выявлению уровня развития, умения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.
Практическая значимость исследования: содержание и результаты данного исследования могут использоваться для формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста воспитателями и студентами педагогических специальностей.
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой профессиональной педагогической работы с подрастающим поколением. Дошкольное образование должно с одной стороны обладать большой устойчивостью педагогической системы, но и одновременно быть гибким, свободным и дифференцированным [11; 105].
Каждый ребёнок имеет право развиваться согласно своим силам и задаткам. ФГОС в области дошкольного образования провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода воспитания ребёнка [1; 4].
В соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Участники образовательных отношений принимают участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность [2; 7].
Задача взрослых увидеть и поддержать задатки способностей, разрабатывая программу их развития. Для должной оценки качествам ребёнка, необходимо учитывать его возраст и сферу деятельности. Необходимо с раннего детства ребёнка правильно организовывать систему досуга, что является важнейшим оздоровительным фактором [3; 5].
Математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Важнейшая особенность в опытно-экспериментальной деятельности в том, что у ребенка создается возможность управлять явлением, изменять направления поиска с целью выявления существенных свойств, закономерностей явлений, установления скрытых причинно-следственных отношений между предметами и явлениями [7; 8].
Цель исследования – выявление теоретических и практических аспектов формирования представлений величины у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экспериментальная деятельность как средство формирования понятии «Величина».
Задачи исследования:
– дать характеристику понятия «Величина» и особенности программных требований для детей старшего дошкольного возраста;
– представить особенности методики обучения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста;
– показать практическую работу по выявлению уровня развития, умения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.
Практическая значимость исследования: содержание и результаты данного исследования могут использоваться для формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста воспитателями и студентами педагогических специальностей.
Период жизни ребёнка с 5-6 лет называют старшим дошкольным. В этот период жизни ребёнок начинает обыгрывать отклонения от образцов. Хотя первоначально такие действия носят не направленный, а случайный характер. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей. Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования.
В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной и оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.
Существует множество различных методов при обучении сравнению величин, форм и цвета предметов: лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядный методы и игра. Но исключительное значение в познавательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя.
Следует отметить, что каждая игра имеет вариативность т. е уровень от более простого до более сложного которые рассчитаны и подбирались специально, с учётом уровня развития детей. Это позволило планировать индивидуальную работу с детьми. Дети любят общаться, их радует одобрение взрослых, а совместная деятельность с родителями поощряет их к освоению новых действий.
Начинать работу по развитию математических представлений можно и нужно как можно раньше, еще в 2-3 летнем возрасте. Уже в это время малыши способный вычленить наиболее яркие красочные предметы, уточнить их размер. Познание математических свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины, цвета.
Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, являлось творческое отношение к математическим играм: варьирование игровых действии вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Обновление и качественное улучшение уяснение понятий «величины» дошкольниками осуществляется на протяжении всего дошкольного периода, позволяет искать наиболее интересные формы работы, что также способствует развитию элементарных математических представлений. А дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Педагогическая диагностика обеспечивает мониторинг развития ребёнка. Именно на основании педагогической диагностики происходит проверка истинности научных гипотез и теорию. В исследовании приняли участие десять детей пяти - шести лет. Дети относительно легко отвечали на вопросы, связанные с определением величины, но больше половины детей дали неверные ответы, когда требовалось словесно обозначить расположение бруска и все дети долго думали.
В конце года было проведено исследование по диагностике десяти детей пяти - шести лет. У детей на заключительном периоде диагностики диагностировался средний и высокий уровень уяснения понятия «Величины», это показывает эффективность используемых занятий для развития понятий величина.
В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной и оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.
Существует множество различных методов при обучении сравнению величин, форм и цвета предметов: лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядный методы и игра. Но исключительное значение в познавательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя.
Следует отметить, что каждая игра имеет вариативность т. е уровень от более простого до более сложного которые рассчитаны и подбирались специально, с учётом уровня развития детей. Это позволило планировать индивидуальную работу с детьми. Дети любят общаться, их радует одобрение взрослых, а совместная деятельность с родителями поощряет их к освоению новых действий.
Начинать работу по развитию математических представлений можно и нужно как можно раньше, еще в 2-3 летнем возрасте. Уже в это время малыши способный вычленить наиболее яркие красочные предметы, уточнить их размер. Познание математических свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины, цвета.
Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, являлось творческое отношение к математическим играм: варьирование игровых действии вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Обновление и качественное улучшение уяснение понятий «величины» дошкольниками осуществляется на протяжении всего дошкольного периода, позволяет искать наиболее интересные формы работы, что также способствует развитию элементарных математических представлений. А дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Педагогическая диагностика обеспечивает мониторинг развития ребёнка. Именно на основании педагогической диагностики происходит проверка истинности научных гипотез и теорию. В исследовании приняли участие десять детей пяти - шести лет. Дети относительно легко отвечали на вопросы, связанные с определением величины, но больше половины детей дали неверные ответы, когда требовалось словесно обозначить расположение бруска и все дети долго думали.
В конце года было проведено исследование по диагностике десяти детей пяти - шести лет. У детей на заключительном периоде диагностики диагностировался средний и высокий уровень уяснения понятия «Величины», это показывает эффективность используемых занятий для развития понятий величина.
Подобные работы
- Условия использования геометрического материала при формировании конструкторских и математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированное™ временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Дидактическое обеспечение коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с
задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Современные средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития математических представлений у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



