Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование экспериментальной деятельности для формирования понятия «величина» у старших дошкольников

Работа №123902

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы31
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДО «Сказка» (Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, посёлок Усть-Ордынский).
Выборка: десять детей пяти - шести лет.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ВЕЛИЧИНА» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «Величина» у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности методики обучения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Понятие экспериментальной деятельности и ее применение при формировании понятии «Величины» 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Интерпретация первичного этапа опытно – экспериментальной работы 16
2.2. Анализ эффективности развития измерения величины у детей 18
старшего дошкольного возраста 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 27


Актуальность исследования. Дошкольный возраст, является главным периодом в жизни каждого человека. Без сомнения, дошкольное образование обязательно, должно быть приоритетным направлением, в процессе построения эффективной и доступной системы образования [4; 74].
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой профессиональной педагогической работы с подрастающим поколением. Дошкольное образование должно с одной стороны обладать большой устойчивостью педагогической системы, но и одновременно быть гибким, свободным и дифференцированным [11; 105].
Каждый ребёнок имеет право развиваться согласно своим силам и задаткам. ФГОС в области дошкольного образования провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода воспитания ребёнка [1; 4].
В соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Участники образовательных отношений принимают участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность [2; 7].
Задача взрослых увидеть и поддержать задатки способностей, разрабатывая программу их развития. Для должной оценки качествам ребёнка, необходимо учитывать его возраст и сферу деятельности. Необходимо с раннего детства ребёнка правильно организовывать систему досуга, что является важнейшим оздоровительным фактором [3; 5].
Математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Важнейшая особенность в опытно-экспериментальной деятельности в том, что у ребенка создается возможность управлять явлением, изменять направления поиска с целью выявления существенных свойств, закономерностей явлений, установления скрытых причинно-следственных отношений между предметами и явлениями [7; 8].
Цель исследования – выявление теоретических и практических аспектов формирования представлений величины у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экспериментальная деятельность как средство формирования понятии «Величина».
Задачи исследования:
– дать характеристику понятия «Величина» и особенности программных требований для детей старшего дошкольного возраста;
– представить особенности методики обучения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста;
– показать практическую работу по выявлению уровня развития, умения измерения величины у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.
Практическая значимость исследования: содержание и результаты данного исследования могут использоваться для формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста воспитателями и студентами педагогических специальностей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период жизни ребёнка с 5-6 лет называют старшим дошкольным. В этот период жизни ребёнок начинает обыгрывать отклонения от образцов. Хотя первоначально такие действия носят не направленный, а случайный характер. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей. Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования.
В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной и оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.
Существует множество различных методов при обучении сравнению величин, форм и цвета предметов: лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядный методы и игра. Но исключительное значение в познавательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя.
Следует отметить, что каждая игра имеет вариативность т. е уровень от более простого до более сложного которые рассчитаны и подбирались специально, с учётом уровня развития детей. Это позволило планировать индивидуальную работу с детьми. Дети любят общаться, их радует одобрение взрослых, а совместная деятельность с родителями поощряет их к освоению новых действий.
Начинать работу по развитию математических представлений можно и нужно как можно раньше, еще в 2-3 летнем возрасте. Уже в это время малыши способный вычленить наиболее яркие красочные предметы, уточнить их размер. Познание математических свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины, цвета.
Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, являлось творческое отношение к математическим играм: варьирование игровых действии вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Обновление и качественное улучшение уяснение понятий «величины» дошкольниками осуществляется на протяжении всего дошкольного периода, позволяет искать наиболее интересные формы работы, что также способствует развитию элементарных математических представлений. А дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Педагогическая диагностика обеспечивает мониторинг развития ребёнка. Именно на основании педагогической диагностики происходит проверка истинности научных гипотез и теорию. В исследовании приняли участие десять детей пяти - шести лет. Дети относительно легко отвечали на вопросы, связанные с определением величины, но больше половины детей дали неверные ответы, когда требовалось словесно обозначить расположение бруска и все дети долго думали.
В конце года было проведено исследование по диагностике десяти детей пяти - шести лет. У детей на заключительном периоде диагностики диагностировался средний и высокий уровень уяснения понятия «Величины», это показывает эффективность используемых занятий для развития понятий величина.



1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25 нояб. – № 265.
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993) // Российская газета. – 2011. – 16 март. – № 54.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 дек. – № 303.
4. «От рождения до школы» под ред. Н.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой –М.: Мозаика-синтез , 2019 -304 с.
5. Абдулаева Е.А. Становление пространственного образа себя младшем и раннем дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. – М., 2017. – 182 с.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. Заведений- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016-400 с.
7. Брунер, Дж. Процесс обучения детей математике [Текст] / Дж. Брунер. - М.: АПН, 2017. - 240 с.
8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2018. – 124 с.
9. Воронина Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.
10. Грин Р. Введение в мир числа: [Пер. с англ.]. – М.: Педагогика, 2017. – 193 с.
11. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова. - М.: Академия, 2017. - 211 с.
12. Житомирский, В. Г. Математическая азбука [Текст] / В.Г. Житомирский. - М.: Проспект-М, 2018. - 178 с.
13. Касицына, М. А. Дошкольная математика [Текст] / М.А. Касицына. - М.: Гном - Пресс, 2018. - 97 с.
14. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики [Текст] / П.Ф. Каптерев. - М.: АРКТИ, 2017. - 185 с.
15. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов. - М.: Класс, 2018. - 152 с.
16. Корнеева, Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников [Текст] / Г.А. Кореева // Обруч, 2019, № 4. - С. 18-19.
17. Линник Н.В., Ревина «Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика - СПб.: Акцидент, 2017. - 79 с.
18. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Аванта-Пресс. - 263 с.
19. Метлина Л.С. Математика в детском саду : пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. 4. – 256 с.
20. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб: Питер, 2018. - 85 с.
21. Монтессори, М. Арифметика в элементарной школе [Текст] / М. Монтессори. - М.: Наука, - 148 c.
22. Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации [Текст] / Л.Г. Петерсон. - М.: Баласс, 2018. - 176 с.
23. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 389 с.
24. Правдов М.А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М.А. Правдов. ‒ М., 2017. ‒ 183 с.
25. Салютанова В.И. Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста. Учётные записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогика и психология / В.И. Салютанова, Н.М. Шибанова. – 2016. – № 5. – С. 103.
26. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников [Текст] / Е.В. Соловьева. - М.: Академия, 2010. - 216 с.
27. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Наука, 2018. - 150 с.
28. Стожарова, М.Ю. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Стожарова // Детский сад: теория и практика, 2017, № 1. - С. 70-71.
29. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики [Текст] / Л.П. Стойлова. - М.: Мохаика-Синтез, 2018. - 287с.
30. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб: Речь, 2017. – 176 с.
31. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2018. – 362 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ