Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема формирования политики мягкой силы в России

Работа №123897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. «Мягкая сила» как инструмент реализации внешней политики: теоретический аспект
1.1. Эволюция понятия и сущность концепции
1.2. Методы реализации концепции мягкой силы в внешней политике государства
1.2.1. Механизм воздействия мягкой силы
1.2.2. Ресурсы мягкой силы
1.2.3. Акторы мягкой силы
1.3. Опыт использования мягкой силы во внешней политике
Глава 2. Концепция «мягкой силы» Российской Федерации: истоки, проблемы и перспективы
2.1. «Мягкая сила» как неотъемлемая часть внешней политики России
2.2. Особенности российского дискурса «мягкой силы»
2.3. Ресурсы и инструменты «мягкой силы» Российской Федерации
2.3.1. Институционализация мягкой силы
2.3.2. Русский язык и культура как элемент мягкой силы России
2.3.3. Роль российских и пророссийских СМИ
2.3.4. Спорт как механизм «мягкой силы» Российской Федерации
Глава 3. Эффективность российской модели мягкой силы
3.1. Проблемы имплементации российской «мягкой силы» на постсоветском пространстве
3.2. Эффективность «мягкой силы» России
3.2.1. Оценка эффективности российской мягкой силы в СНГ
3.2.2. Показатели мягкой силы
3.3. Влияние Президента В.В. Путина на проецирование мягкой силы РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы



В современном мире процессы глобализации приводят к переформатированию геополитического пространства, формированию новой иерархической системы (полюсов, центров силы и региональных держав) и возникновению новых геополитических осей. Любое государство в своих иностранных делах сосредоточено на укреплении своих позиций на международной арене, а также на создании благоприятных внешних условий для долгосрочного социально-экономического развития страны. Такие условия заставляют формировать внешнюю политику, соответствующую новым реалиям, искать новые инструменты и методы для достижения стратегических целей государства и удовлетворения национальных интересов. Инструментарий внешней политики, используемый для достижения этих целей, варьируется от эпохи к эпохе. В 21 веке, когда мир становится многополярным, а ключевые факторы, позволяющие государствам иметь глобальное влияние, изменились, мягкая сила вышла на передний план внешней политики.
Рассуждая о мягкой силе, ученые, как правило, ссылаются на работы Джозефа Найя, основателя данной концепции. Дж. Най определяет «мягкую силу» как способность получать желаемое посредством привлечения или притяжения, а не принуждения. Ключевым аспектом этого определения является термин «притяжение», который, с одной стороны, подчеркивает принципиальное различие между мягкой и жесткой силой, но, с другой стороны, приводит к проблемам его измерения и количественной оценки. В то время как жесткая сила обычно понимается как военный или экономический рычаг по сравнению с другими странами, который относительно легко определить количественно, мягкая сила связана с восприятием. Мягкая сила позволяет даже тем странам, которые имеют ограниченный диапазон традиционных ресурсов влияния, например, государствам, не являющимся членами Совета Безопасности ООН, государствам, не обладающим ядерным оружием, или государствам на географической периферии, оказывать определенное влияние на международные процессы. В контексте многополярного мира любая страна, независимо от ее положения в глобальной иерархии, может скрытно влиять на международные процессы, происходящие в данном макрорегионе или даже в глобальном масштабе, при условии, что она эффективно использует инструменты мягкой силы. В последнее время в России развернулась широкая дискуссия о необходимости более широкого использования «мягкой силы» для достижения своих национальных интересов. Сегодня практически любое событие в мировой политике не происходит без использования «мягкой силы», многократно усиленной с помощью информационных и когнитивных технологий. Российское руководство признает необходимость обновления внешнеполитического инструментария. Сегодня в России на самом высоком политическом уровне ведется работа по концептуализации российской модели «мягкой силы», а также предпринимаются практические шаги по выстраиванию системы оказания «мягкого воздействия» на участников международного диалога. С момента первых упоминаний «мягкой силы» Российским руководством в 2008-2009 гг., концепция «мягкой силы» получила нормативно-правовое закрепление в официальных внешнеполитических документах, а именно в Концепции о внешней политике от 2013 года. Также были созданы институты, на которые была возложена координация применения инструментов «мягкой силы» в российской внешней политике. В этой связи, актуальность темы исследования состоит во всестороннем изучении и анализе влияния концепции «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации. Цель данного исследования – определить влияние концепции «мягкой силы» на внешнюю политику Российской Федерации и выявить особенности российского дискурса «мягкой силы».
Данная цель достигается решением следующих задач:
- проследить процесс возникновения концепции «мягкой силы»;
- рассмотреть предпосылки включения концепции «мягкой силы» в инструментарий внешней политики Российской Федерации;
- проанализировать особенности российского дискурса «мягкой силы»;
- изучить используемые Россией ресурсы и инструменты для проецирования «мягкой силы»;
- раскрыть проблемные аспекты стоящие перед Российской Федерацией в использовании «мягкой силы».
Методологическую основу исследования составили методы сравнительно—теоретического анализа и системно—исторического подхода. Применялся компаративистский подход для сравнения типов концепций «мягкой силы» — западного и российского подхода в понимании «мягкой силы», а также их особенностей.
Для изучения процесса зарождения, развития и изменения концепции «мягкой силы» в конкретной последовательности эволюционных этапов, а также определения взаимосвязи происходивших явлений на различных стадиях нами был использован исторический метод.
Системный метод научного анализа позволил проанализировать концепцию «мягкой силы» как механизма реализации внешнеполитического курса государства во взаимосвязи с его внутренней политикой.
Научная новизна. По итогам нашего исследования были выявлены особенности восприятия концепции «мягкой силы» в политическом руководстве России. Подробно раскрыты ресурсы и инструменты «мягкой силы» используемые руководством Российской Федерации, а также определены проблемные аспекты стоящие на пути эффективного проецирования «мягкой силы» Российской Федерации. На основе комплексного анализа выявлены сильные и слабые стороны российских институтов «мягкой силы». Изучены экспертные оценки и рейтинги эффективности «мягкой силы» Российской Федерации.
Источниковая база. В ходе данного исследования были использованы различные по характеру источники, которые мы разделили на несколько групп. В первую группу входят нормативно-правовые акты, законы, подзаконные акты, доктрины и концепции Российской Федерации, относящиеся к тематике исследования: Конституция Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации и др.. Данная группа источников предоставляет нам информацию об особенностях внешней политики Российской Федерации и ее основных векторах. Во вторую группу вошли тексты договоров, официальные документы министерств и ведомств, в частности интервью представителей МИД РФ, Президента РФ. В последнюю группу входят новостные материалы СМИ Российской Федерации, а также иностранных информационных агентств.
Степень научной разработанности темы. В силу того что данная проблематика становится все более актуальной, она предопределила повышенный интерес ученых к этой тематике. В первую группу работ входят труды зарубежных ученых занимающихся исследованиями трансформации, произошедшей с феноменом «силы» в международных отношениях, к ним можно отнести Дж. Най, Р. Кохейн, Д. Болдуин, С. Люкс. Из отечественных авторов, посвятивших свои работы изучению феномена «силы», необходимо выделить П.А. Цыганкова, который провел существенную работу по систематизации и обобщению исследований российских и зарубежных ученых изучающих феномен «силы» . Кроме того, следует обратить внимание на работы российских исследователей концепции «мягкой силы» в международных отношениях среди которых: М.А. Неймарк, В.С. Емец, О.А. Бельков. Учитывая столь широкий резонанс в мире, вызванный распространением концепции мягкой силы он не мог не привлечь исследователей из Юго-Восточной Азии, в частности из Китая, которые также посвятили свои труды исследованию трансформаций в системе международных отношений и влиянию концепции мягкой силы Китая на взаимоотношения с другими государствами. Ведь как известно, Китай активно взялся за использование данного инструмента в своей внешней политике. В частности интересной представляется работа китайских авторов «TheConceptionofSoftPoweranditsPolicyImplications: acomparativestudyofChinaandTaiwan» посвященная сравнительному анализу восприятия «мягкой силы» китайцами и тайванцами, и то как она влияет на внешнюю политику их государств. Американские ученые также внесли особый вклад в дальнейшие исследования мягкой силы и сконцентрировались на анализе концепции «мягкой силы» США. В следующую группу работ вошли исследования посвященные непосредственно изучению российской концепции «мягкой силы». Сюда можно отнести следующих авторов: А. Цыганков, Ф. Лукьянов, М. Троицкий, Н.Ю. Маркушина, О.Л. Церпицкая. Особый интерес для нас представляет работа под названием «Understanding Russia’s Soft Power Strategy» авторами которой являются А. Сергунин и Л. Карабешкин. В ней исследователи смогли подробно раскрыть особенности российской концепции «мягкой силы». Нельзя не отметить работу доктора Фионы Хилл из Брукингского института, которая еще в 2004 году представила свой анализ мягкой силы России. Она пришла к замечательному выводу, что, хотя Россия, возможно, не сможет конкурировать с Соединенными Штатами по характеру и глобальным масштабам их мягкой силы, но она находится на пути к восстановлению той степени мягкой силы, которой когда-то пользовался СССР в его непосредственной сфере влияния». В статье, опубликованной в 2006 году, Андрей Цыганков утверждал, что российские власти все чаще демонстрируют свою готовность использовать мягкую силу в разработке внешней политики. Ученый также отмечал, что озабоченность Москвы увеличением своего присутствия мягкой силы в ближнем зарубежье следует рассматривать не через призму империализма, а как цель, направленную на поддержание стабильности и безопасности в бывшем советском регионе. Также следует обратить внимание на работу Дж. Уилсона и Н. Попеску «RussianandEuropeanNeighbourhoodPoliciesCompared». В ней ученые отмечают, что Россия стала очень заинтересована в мягкой силе после Оранжевой революции на Украине, которую она рассматривала как дело рук западных НПО, и что в ответ на «западный экспансионизм мягкой силы» Москва стремилась противодействовать своими мягкими инструментами влияния в ближнем зарубежье.
Особого внимания заслуживает статья петербургских экспертов, которые взглянули на концепцию «мягкой силы» России через призму религиозного фактора. Авторы проанализировали рост влияния РПЦ на изменение политической ситуации, а также выявили перспективы формирования дальнейшего влияния религиозного фактора при формировании имиджа России на международной арене. Предпочтение России в отношении направленного государством подхода к мягкой силе и ее глубоко укоренившейся антипатии к автономным структурам гражданского общества было отмечено Уилсоном в другой его работе под названием «SoftPower: AComparisonofDiscourseandPracticeinRussiaandChina», который утверждает, что Москва воспринимает негосударственные структуры, генерирующие мягкую силу, не только как угрозу режиму, а также как скрытые средства западных субъектов использующих мягкую силу в качестве стратегии для проникновения в «несоответствующие» государства, такие как Россия. Автор также оценивает, что подход российского руководства к мягкой силе имеет много общего с китайским подходом, отражая в значительной степени их совместный статус авторитарных режимов с общим марксистско-ленинским наследием. Интересным представляется совместное исследование П. Ратленда и А. Казанцева «The Limits of Russia’s «Soft Power»» , в которой авторы пришли к выводу, что российские лидеры в значительной степени неправильно поняли характер мягкой силы, однако Москва полна решимости овладеть искусством проекции мягкой силы и противостоять ему. Авторы подчеркивают, что российское продвижение мягкой силы пользуется лишь скромным успехом и было подорвано развертыванием жесткой силы Москвы в форме интервенции в Грузию (2008) и Украину (2014). Разница между реальностью и имиджем, который Россия проецирует в ближнем зарубежье, и вопрос об инструментализации Москвой своих ресурсов мягкой силы для достижения целей внешней политики были предметом обширной научной литературы, но влияние этих подходов на эффективность ресурсов мягкой силы России на постсоветском пространстве недостаточно изучено. В последнее время в научной среде растет интерес к изучению эффективности инструментализации Россией своих медийных ресурсов. Тем не менее, эти исследования были сосредоточены в основном на эффективности российской пропаганды и информационном противостоянии в контексте эскалации конфликта между Россией и евроатлантическим альянсом.
Объектом исследования является внешняя политика Российской Федерации. Предметом исследования являются особенности влияния концепции «мягкой силы» на формирование внешнеполитического вектора Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 года по 2016 год. Первая дата обусловлена периодом зарождения концепции «мягкой силы» в международных отношениях, а конечная дата характеризуется принятием последней версии Концепции внешней политики РФ на момент написания данной диссертации.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что положения исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также в процессе преподавания дисциплин связанных с международными отношениями.
Структура работы: данное диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы. В первой главе рассматривается процесс появления и сущность концепции «мягкой силы». Во второй главе речь идет предпосылках принятия Россией концепции «мягкой силы» на официальном уровне, а также об ее особенностях и инструментах проецирования. Третья глава содержит информацию о проблемных аспектах стоящих перед Российской Федерацией для эффективного использования «мягкой силы» во внешней политике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В 21 веке в условиях быстроменяющихся процессов и взаимозависимости международных субъектов, перед государствами встал вопрос о поиске альтернативных методов для достижения политических целей. На основе проведенного анализа мы определили, что ряд существенных факторов, таких как необходимость пересмотра своей внешнеполитической доктрины в соответствии с современными реалиями, улучшение международного имиджа и укрепление глобального авторитета России, в особенности на постсоветском пространстве, побудили Москву обратиться к концепции «мягкой силы». Во второй половине 2000-х годов она глубоко укоренилась во внешнеполитическом мышлении Российской Федерации. В то же время Россия не ограничилась простым копированием концепции мягкой силы. Российское понимание мягкой силы существенно отличается от «классического», основанного на идеях Дж. Найя и других западных теоретиков. Российскую интерпретацию мягкой силы можно охарактеризовать как инструменталистскую, прагматичную и ориентированную на национальные интересы. Кроме того, отсутствие четко определенной терминологии и использование иного понятийного аппарата является еще одной отличительной особенностью российского восприятия мягкой силы. Российский дискурс мягкой силы представляет собой сочетание идеальных и материальных мотивов. С одной стороны, Россия рассматривает мягкую силу как важный инструмент восстановления и поддержания статуса великой державы России, формирования будущего мирового порядка и принуждения Западных стран соблюдать правила этого порядка. С другой стороны, Россия очень прагматично рассматривает свою стратегию мягкой силы как эффективный инструмент продвижения своих национальных интересов в зарубежных странах, создания коалиций и противовеса Западу в глобальной геополитической игре. На современном этапе «мягкая сила» России имеет довольно смешанный уровень производительности. С одной стороны, Россия обладает огромными ресурсами мягкой силы экономического, социального, политического и культурного характера. С другой стороны, Москва часто не может в полной мере воспользоваться данными ресурсами должным образом. Признание российской мягкой силы западными странами и, как следствие, улучшение негативного имиджа России, зависит от того, соответствует ли Россия западным критериям мягкой силы, а именно либеральным демократическим ценностям. Если Россия не будет соответствовать требованиям западной «мягкой силы», она вполне может попытаться получить признание на своих собственных условиях. Большое внимание западных СМИ уделяется ошибкам и провалам в России, но это следует рассматривать в контексте общей, хотя и несовершенной, кампании по усилению информационного и культурного влияния России. В этой связи, быстро меняющаяся среда в средствах массовой информации и социальных сетях символизирует необходимость повышения стандартов проверки фактов излагаемых средствами массовой информации, повышение качества регулирования СМИ, инвестирование большего количества ресурсов в повышение уровня медиаграмотности среди медиапотребителей, для противодействия попыткам по дезинформации. Отвечая на вопрос об эффективности в проецировании российской «мягкой силы», в экспертном сообществе преобладают различные точки зрения по этому поводу. Некоторые эксперты полагают, что стремление Москвы сохранить полный контроль над мягкой силой и использовать ее только для служения государственным интересам побудило бывшие постсоветские страны задуматься о продвижении русского языка и культуры. Особенно ярко это проявилось после того, как Москва аргументировала свое участие в грузинской и украинской кампании под предлогом защиты своих соотечественников. Сторонники этой теории также подчеркивают, что отказ от классической теории мягкой силы Дж. Найя и структурные проблемы в механизме разработки и реализации внешней политики, привели к тому, что в России так и не смогли полностью раскрыть весь потенциал концепции «мягкой силы», что свидетельствует о нестабильной природе российской публичной дипломатии. С другой стороны, существует точка зрения, что Россия вполне эффективно справляется с проецированием «мягкой силы». Свидетельством этого выступает сохраняющаяся популярность русского языка и культуры, а также повышенный интерес к российским интеграционным инициативам. Тем не менее, в нашем понимании у России есть огромный потенциал в использовании инструментов мягкой силы во внешнеполитической деятельности, к которым она прибегает для достижения определенных целей. Ее эффективность особенно сильно проявилась в отношении постсоветского пространства в силу ряда факторов, которые благоприятствовали продвижению российской мягкой силы, таких как общность истории, экономическая привлекательность, русская культура, соотечественники и т.д. Однако, дальнейший успех на постсоветском пространстве будет зависеть от способности России выйти за рамки опоры на советское наследие, чтобы создать перспективную основу для новых объединяющих факторов и обеспечить последовательную, эффективную реализацию внешней политики путем дальнейшего улучшения качества и масштабов ее ресурсов мягкой силы и наращивания доверительных отношений. В то время как в отношении Запада Россия прибегает к другим инструментам, включающие в себя энергетические рычаги и культурное влияние, которые также сохраняют свою эффективность, в силу энергозависимости некоторых стран-потребителей от российских энергоресурсов. Необходимо отметить, что на сегодняшний день, по прежнему сохраняются препятствия на пути полноценного использования всего потенциала российской «мягкой силы», среди которых особенно выделяется непоследовательный подход и отсутствие четкой координации при разработке политики «мягкой силы». Кроме того, международные кризисы с участием российской стороны, в таких странах, как Грузия и Украина, омрачают восприятие российской политики «мягкой силы», тем самым подрывая успешные стратегии в различных странах. В этой связи России важно выработать меры и подходы для оптимизации эффективного использования «мягкой силы». По нашему мнению, в список предпринимаемых мер должно войти создание и продвижение собственной модели «мягкой силы», которая будет соответствовать современным реалиям и вызовам. Очень важно сохранить статус России как одной их ведущих держав мира, сторонницы равноправия и многополярного мира. Необходимо создать специализированный государственный орган, занимающийся вопросами реализации «мягкой силы» и формирования позитивного международного имиджа Российской Федерации. И наконец, следует предпринять меры для более равномерного и последовательного использования ресурсов «мягкой силы». Подводя итог, мы можем прийти к заключению, что России все еще предстоит пройти долгий путь, чтобы раскрыть и эффективно использовать весь потенциал и возможности своей стратегии «мягкой силы» для большего укрепления своих позиций и повышения имиджа страны на международной арене.


1. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 18 декабря 2013 года // URL: https://www.mid.ru/vistupleniya_ministra/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/83458(Дата обращения: 21.04.2020)
2. Выступление на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России //URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22545 (Дата обращения: 18.04.2020)
3. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева на совещании руководителей российских центров науки и культуры (РЦНК) и представителей Федерального Агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Москва, 3 сентября 2012 года // URL: https://www.rus.rusemb.org.uk/article/132(Дата обращения: 20.04.2020)
4. Дома Москвы за рубежом // URL: https://data.mos.ru/opendata/7710695744-doma-moskvy-za-rubejom (Дата обращения: 22.04.2020)
5. Емельяненко В. 7 вопросов Армену Смбатяну, дипломату и чиновнику о русском языке как «мягкой силе» // Русский репортер. 2013. 5-12 декабря. С. 12.
6. Знай наше: за 10 лет число иностранных студентов в России удвоилось // URL: https://iz.ru/957311/iaroslava-kostenko/znai-nashe-za-10-let-chislo-inostrannykh-studentov-v-rossii-udvoilos (Дата обращения: 22.04.2020)
7. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова, опубликованное в «Российской газете» 7 октября 2008 года // URL: https://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/322070(Дата обращения: 19.04.2020)
8. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова, опубликованное в «Российской газете» 7 октября 2008 года // URL: https://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/322070(Дата обращения: 19.04.2020)
9. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова, опубликованное в «Российской газете» 7 октября 2008 года // URL: https://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/322070(Дата обращения: 20.04.2020)
10. Интервью статс-секретаря — заместителя Министра иностранных дел России Г. Б. Карасина журналу «Свободная мысль» № 12, 2010 год // URL: http://www.rusmission.org/4/1/1405(Дата обращения: 20.04.2020)
11. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (Дата обращения: 19.04.2020)
12. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (Дата обращения: 19.04.2020)
13. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2000 года // URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html(Дата обращения: 18.04.2020)
14. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2013 года // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186(Дата обращения: 18.04.2020)
15. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2013 года // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186(Дата обращения: 19.04.2020)
16. Концепция внешней политики Российской Федерации от 2013 года // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186(Дата обращения: 19.04.2020)
17. Мягкая сила России и США имеет разительные отличия // URL: https://censor.net.ua/news/234832/myagkaya_sila_rossii_i_ssha_imeet_razitelnye_otlichiya_delaya_vybor_ih_nujnouchityvat_amerikanskiyi(Дата обращения: 10.05.2020)
18. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 16.04.2020).
19. Совещание послов и постоянных представителей России // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15902(Дата обращения: 10.05.2020)
20. Совещание послов и постоянных представителей России, 9 июля 2012 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902(Дата обращения: 19.04.2020)
21. Совещание руководителей представительств Россотрудничества за рубежом прошло в Москве», 4 сентября 2012. // URL: https://www.russkiymir.ru/publications/86038/(Дата обращения: 22.04.2020)
22. Стенограмма программы "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" // URL: https://rg.ru/2011/12/15/stenogramma.html(Дата обращения: 10.05.2020)
23. Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15256(Дата обращения: 10.05.2020)
24. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" // URL: https://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html(Дата обращения: 18.04.2020)
25. ФСБ впервые за 20 лет раскрыла число приехавших работать иностранцев // URL: https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883(Дата обращения: 10.05.2020)
26. A Question of Trust: Serbia Prefers 'Alpha' Putin Over Own Prime Minister', Sputnik
27. Beijing defends Sudan president Bashir's presence at China-Africa summit // URL: https://www.efe.com/efe/english/world/beijing-defends-sudan-president-bashir-s-presence-at-china-africa-summit/50000262-3737446 (датаобращения: 16.04.2020).
28. 'China's Putin fever', Global Times, // URL: http://www.globaltimes.cn/content/868575.shtml(Датаобращения: 10.05.2020)
29. McClory J. The New Persuaders II: A 2011 Global Ranking of Soft Power / J. McClory // Institute for Government. – 2011. // URL: http://www.instituteforgovemment.org.uk/sites/de- fault/files/publications/The%20New%20PersuaderslI O.pdf (Датаобращения: 10.05.2020)
30. McClory J. The New Persuaders III: A 2012 Global Ranking of Soft Power / J. McClory // Institute for Government. – 2011. // URL: http://www.instituteforgovemment.org.uk/sites/de- fault/files/publications/The%20new%20persuaders%20III O.pdf (Датаобращения: 10.05.2020)
31. McClory J. The New Persuaders: An international ranking of soft power / J. McClory // In- stitute for Government. – 2010. // URL: http://www.instituteforgovemment.org.uk/sites/de- fault/files/publications/The%20New%20PersuaderslI O.pdf (Датаобращения: 10.05.2020)
32. McClory J. The Soft Power 30: A Global Ranking of Soft Power / J. McClory // Portland Communications. – 2015. // URL: http://dutchcreativeindustries.nl/wp-conterit/uploads/2015/07/thesoftpower30.pdf(Датаобращения: 10.05.2020)
33. McClory J. The Soft Power 30: A Global Ranking of Soft Power / J. McClory // Portland Communications. – 2015. // URL: http://dutchcreativeindustries.nl/wp-conterit/uploads/2015/07/thesoftpower30.pdf(Датаобращения: 10.05.2020)
34. Olivie I. Elcano Global Presence Report 2015 / I. Olivie // Elcano Royal Institute. – 2015.
35. Osipova Y. “Russification” of “Soft Power”: Transformation of a Concept // The Journal of Public Diplomacy. 2014. Vol. 5: Iss. 1, Article 5.
36. Soft Power Survey 2013 / Monocle. // URL: https://monocle.com/film/affairs/soft-power- survev-2013/(Датаобращения: 10.05.2020)
37. Soft Power Survey 2014/15 / Monocle. // URL: https://monocle.com/film/affairs/solt-power- survev-2014-15/(Датаобращения: 10.05.2020)
38. Soft Power Survey 2015/16 / Monocle. // URL: https://monocle.com/film/affairs/soft-power- survev-2015-16/(Датаобращения: 10.05.2020)
39. Worldwide Independent Network of Market Research, and Gallaup International 'Two Global Leaders with Very Different Global Perceptions', 2015. // URL: http://www.wingia.com/web/files/richeditor/filemanager/Final_WINGIA_GLOBAL_Leaders_release_4.pdf(Дата обращения: 10.05.2020)
40. Worldwide Independent Network of Market Research, and Gallaup International 'Two Global Leaders with Very Different Global Perceptions', 2015. // URL: http://www.wingia.com/web/files/richeditor/filemanager/Final_WINGIA_GLOBAL_Leaders_release_4.pdf(Датаобращения: 10.05.2020)

Литература.

1. Бельков О. А. «Мягкая сила» – инструмент глобальной конкуренции в современном мире. Военный академический журнал. 2014. № 2. С. 107–113.
2. Богачев А., Лагутин М. «Мягкая сила» русской цивилизации на постсоветском пространстве. 2014. // URL: https://ruskline.ru/analitika/2013/12/6/myagkaya_sila_russkoj_civilizacii_na_postsovetskom_prostranstve/
3. Викторьен А. Особенности инвестиционного сотрудничества Китая со странами Африки // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2013. №3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-investitsionnogo-sotrudnichestva-kitaya-so-stranami-afriki
4. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, 10 февраля 2007 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
5. Гронская Н., Макарычев А. «Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы». В кн.: Инновационная Россия. Сборник работа лауреатов и дипломантов Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава-2009». М.: Форум, 2010. С. 91-103;
6. Казанцев А. А. «Мягкая сила» России в новом тысячелетии и возможности её использования в Центральной Азии / А. А. Казанцев, А. Л. Синегубов, С. И. Чернявский, А. А. Орлов // Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 2014. - № 1 (7). - С. 70-88.
7. Караганов С., «Геополитика возвращается во всем мире», Ведомости.ру, 15 апреля 2013 г. // URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2013/04/10/vozvraschenie_geopolitiki
8. Константин Косачев: «Я вижу как минимум три причины деформации имиджа России на Западе» // URL: https://vseruss.com/intervyu/Konstantin-Kosachev-Ya-vizhu-kak-minimum-tri-prichiny-deformatsii-imidzha-Rossii-na-Zapade-473
9. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Новая военная доктрина Барака Обамы и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №14. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-voennaya-doktrina-baraka-obamy-i-natsionalnye-interesy-rossii
10. Косачев К. "В мире сложилась презумпция виновности России". Газета "Коммерсантъ" №163 от 03.09.2012, стр. 6 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/2014117
11. Косачев К. Не рыбу, а удочку. Россия в глобальной политике. №4 2012 Июль/Август // URL: https://globalaffairs.ru/articles/ne-rybu-a-udochku/
12. Косачев К. Пора избавиться от фобий // URL: https://www.gorchakovfund.ru/news/view/konstantin-kosachev-pora-izbavitsya-ot-fobiy/
13. Косачев К.И. России нужны новые подходы к "мягкой силе" // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossii-nuzhny-novye-podkhody-k-myagkoy-sile/
14. Косачев К.И. В чем состоит особенность «мягкой силы» России // URL: https://globalaffairs.ru/articles/ne-rybu-a-udochku/;
15. Косачев К.И. Россия поддерживает свой авторитет в мире "мягкой силой" // URL: https://www.bfro.be/ru/konstantin-kosachev.-rossija-podderzhivaet-svoj-avtoritet-v-mire-mjagkoj-siloj.html?cmp_id=108&news_id=4176
16. Косачев К.И. Россотрудничество как инструмент "мягкой силы" // URL: https://www.bfro.be/%20ru/k.kosachev.-rossotrudnichestvo-kak-instrument-mjagkoj-sily.html?cmp_id=108&news_id=5334
17. Косачев К.И. Россотрудничество: первые итоги деятельности и перспективы развития // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossotrudnichestvo-pervye-itogi-deyatelnosti-i-perspektivy-r/ ;
18. Лавров С. В., Косачев К. И. Русский язык инструмент нашего влияния // Вестник МГИМО. 2012. №4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-instrument-nashego-vliyaniya .
19. Лукьянов Ф. Депардье против прогресса, 17 января 2013 года // URL: https://globalaffairs.ru/articles/deparde-protiv-progressa/
20. Лукьянов Ф. Парадокс российской «мягкой силы». [Электронный ресурс] // Франко-Российский аналитический центр Обсерво. // URL: http://obsfr.ru/fileadmin/Projets_obs/RIS_ru_Loukianov.pdf.
21. Мурадов Г. Кризис идентичности в Европе и на постсоветском пространстве: влияние на интеграционные процессы / Мурадов Г. — 96-102
22. Мухин А. Оправдание Евразийской интеграции. Центр стратегических оценок и прогнозов. С. 56. // URL: www.csef.ru/media/articles/6343/d1a02fd68102e0e502c9fa5552bd4d89.pdf
23. Неймарк, М.А. «Мягкая сила» в мировой политике / М.А. Неймарк ; авт. предисл. Е.П. Бажанов ; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 272 с.
24. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий. Независимая газета, 30 декабря 1999. // URL: http://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html
25. Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве / Академия военных наук, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, кафедра информационной аналитики и политических технологий МГТУ имени Н.Э. Баумана / Под общ. ред. И.В. Бочарникова. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. – С. 161-174.
26. Россия и меняющийся мир. Статья Владимира Путина в «Российской газете». Российская газета - Неделя № 45(5718) [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html
27. Русакова О. Концепт «Мягкой» силы (soft power) в современной политической философии // Антиномии. 2010. №10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-myagkoy-sily-soft-power-v-sovremennoy-politicheskoy-filosofii ;
28. Сергунин А. А. Международная безопасность: новые подходы и концепты. – Полис. Политические исследования. 2005. № 6. С. 126-137.
29. Церпицкая, О. Л., Маркушина, Н. Ю., Ковалевская, Н. В., & Тимченко, Н. М. Религиозный фактор как аспект мягкой силы российской политики. ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ. 2015. №9. С. 72-75.
30. Цыганков А. «Мягкая сила» и теория международных отношений // URL: https://www.globalaffairs.ru/articles/vsesilno-ibo-verno/
31. ЦыганковА. Moscow’s Soft Power Strategy’ // Current History. 2013. 112(756), С. 259–264.
32. Цыганков А.П. Международные отношения: традиции русской политической мысли / А.П. Цыганков. М., 2013. С. 260.
33. Щедровицкий П. Русский мир и Транснациональное русское, 2 марта 2000. // URL: http://old.russ.ru/politics/meta/20000302_schedr.html
34. «В кризис в разы повысилась посещаемость курсов балета», - Константин Косачев, руководитель Россотрудничества // URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/03/13/v-krizis-v-razy-povysilas-poseschaemost-kursov-baleta
35. Allen-Ebrahimian, B. 'Chinese Netizens Are Cheering Putin’s Syria Campaign', Foreign Policy, 2015 // URL: http://foreignpolicy.com/2015/10/16/china-syria-putinrussia-isis-america-assad-airstrikes/
36. Arfi, F, Perraud A. 'Jean-Luc Mélenchon joue à saute-cadavre', Mediapart, 2015. // URL: https://www.mediapart.fr/journal/france/050315/jean-lucmelenchon-joue-saute-cadavre
37. Baldwin, D. A. Power and International Relations, in Handbook of International Relations. 2012. 2nd edition, Pp. 273-297.
38. Blauvelt, T. K. “Endurance of the Soviet Imperial Tongue: The Russian Language in Contemporary Georgia.” Central Asian Survey. 2013. no. 2: pp. 189–209.
39. Bogomolov, A.Lytvynenko O. “A Ghost in the Mirror: Russian Soft Power in Ukraine.” ChathamHouseBriefingPaper. 2012.
40. Bolewski, W. Diplomatic Processes and Cultural Variations: The Relevance of Culture in Diplomacy. The Whitehead Journal of Diplomacy and International Relations. 2008. Pp. 145-160.
41. Boonstra, J. ’Russia and Central Asia from Disinterest to Eager Leadership’ 2008. // URL: http://www.fride.org/download/COM_Rusia_CentralAsia_ENG_oct08.pdf
42. Buckle, A. E. The new diplomacy: Devising a relational model of public diplomacy // The Journal of Undergraduate Research at the University of Tennessee. 2012. Article 3.
43. C´wiek-Karpowicz, J. ‘Limits to Russian Soft Power in the Post-Soviet Area’, DGAP Analyse 8. Berlin: Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik. 2012.
44. Carr, H. E.The Twenty Years’ Crisis, 1919-1939: An introduction to the Study of International Relations. New York: Harper and Row. 1946.
45. Centre for East European Policy Studies, The “humani¬tarian dimension” of Russian foreign policy toward Georgia, Mol¬dova, Ukraine, and the Baltic States, Riga 2009, p. 63.
46. China's Putin fever', Global Times, // URL: http://www.globaltimes.cn/content/868575.shtml
47. Conley, H., Gerber, T. Russian Soft Power in the 21st Century: An Examination of Russian Compatriot Policy in Estonia, Centre for Strategic and International Studies, 2011. // URL: https://csis.org/files/publication/110826_Conley_RussianSoftPower_Web.pdf .
48. Conley, H., Gerber, T., Moore, L. and David, M. Russian Soft Power in the 21st Century: An Examination of Russian Compatriots in Estonia, Washington, DC: CSIS. 2011.
49. Does Russia have soft power and the ability to wield it? // URL: http://us-russia.org/1291-does-russia-have-soft-power-and-the-ability-to-wield-it.html
50. Dolinsky, A. ‘How Moscow Understands Soft Power’, Russia Direct, 2013.21 June, // URL: http://www.russia-direct.org/analysis/how-moscow-understands-soft-power
51. Foer, F. 'Putin’s Puppet', Slate, 2016. // URL: http://www.slate.com/articles/news_and_politics/cover_story/2016/07/vladimir_putin_has_a_plan_for_destroying_the_west_and_it_looks_a_lot_like.html
52. Grigas, A. Legacies, Coercion and Soft Power: Russian Influence in the Baltic States. London: Chatham House. 2012.
53. Hans M. write, Thompson K., Clinton D. revise. The Politics between Countries: the Power Conflict and Peace. Beijing: Renmin Publishing House, 2005, pp. 74.
54. Heather A. Conley and Theodore P. Gerber, Russian Soft Power in the 21st Century. An Examination of Russian Compatriot Policy in Estonia (Center for Strategic & International Studies, A Report of the CSIS Europe Program), Washington, DC, August 2011, p. 4–6.
55. Ischinger, W. 'The Russia Paradox: How To Deal with an Aggressive, Yet Weak Power', Spiegel Online International, 2016. // URL: http://www.spiegel.de/international/world/wolfgang-ischinger-on-the-russian-paradoxa-1101443.html
56. Jaffré, Y. Vladimir Bonaparte Poutine: Essai sur la naissance des républiques. Paris: Perspectives Libres. 2014.
57. Joenniemi, P. and Sergunin, A. Laboratories of European Integration: City-Twinning in Northern Europe, Tartu: Peipsi Centre for Transboundary Cooperation. 2012.
58. Justin Morris “How Great is Britain?: Power, Responsibility and Britain’s Future Global Role,” British Journal of Politics & International Relations. 2011. Pp 332–333.
59. Kosachev, K. 'The Specifics of Russian Soft Power', Russia in Global Affairs, 2012. // URL: http://eng.globalaffairs.ru/number/The-Specifics-of-Russian-Soft-Power-15683
60. Kubyshkin, A.I. and Sergunin, A.A. The Problem of the “Special Path” in Russian Foreign Policy (From the 1990s to the Early Twenty-first Century) // Russian Politics and Law. 2012. 50(6), pp. 7–18.
61. Kudors, A. (2010) ‘Russian World: Russia’s Soft Power Approach to Compatriots Policy’, Russian Analytical Digest 81, pp. 1–4.
62. Lankina, T. and Niemczyk, K. Russian foreign policy and soft power. In D. Cadier and M. Light (eds.), Russian foreign policy: Ideas, domestic institutions and external relations. NewYork: Palgrave. 2015.
63. Laruelle, Marlene. “The ‘Russian World’: Russia’s Soft Power and Geopolitical Imagination.” Center on Global Interests, Washington, DC. 2015. // URL: http://globalinterests.org/wp-content/uploads/2015/05/FINAL-CGI_Russian-World_Marlene-Laruelle.pdf.
64. Lavrov, S. On the Right Side of History // Huffington Post. 15 June 2012. // URL: http://www.huffingtonpost.co.uk/sergei-lavrov/russia-syria-on-the-right-side-of-history_b_1596400.html
65. Leichtova, M. Misunderstanding Russia. Farnham: Ashgate.2014.
66. Lukes, S. Power: A Radical View, second ed. London: Palgrave Macmillan. 1974. 200 p.
67. Machin D. and Leeuwen T. “Computer Games as Political Discourse: The Case of Black Hawk Down.” In The Soft Power of War, ed. Lilie Chouliaraki, Pp. 109–129.
68. Makarychev, A. and Sergunin, A. ‘The EU, Russia and Models of International Society in a Wider Europe’ // Journal of Contemporary European Research. 2013. №9 (2), pp. 313–329.
69. Marine Le Pen salue Vladimir Poutine avec qui elle défend des «valeurs communes», Le Monde, // URL: http://www.lemonde.fr/europeennes-2014/article/2014/05/18/marine-le-pen-salue-vladimir-poutine-avec-qui-elle-defenddes-valeurs-communes_4420810_4350146.html
70. Mark, S., A Greater Role for Cultural Diplomacy, paper. Netherlands Institute of International Relations, Clingendael. 2009.
71. Martens, K. Mission Impossible? Defining Nongovernmental Organizations. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organisations. 2002. Pp. 271-285.
72. Mastriano, D. and O’Malley D., Project 1704: A U.S. Army War College Analysis of Russian Strategy in Eastern Europe, an Appropriate U.S. Response, and the Implications for U.S. Landpower. Carlisle, PA: Strategic Studies Institute, U.S. Army War College. 2015.
73. McClory, J. The New Persuaders II. A 2011 Global Ranking of Soft Power. Institute for Government.
74. McClory, J. The New Persuaders II. A 2011 Global Ranking of Soft Power. Institute for Government. 2011.
75. Minzarari, D. ‘Soft Power with an Iron Fist: Putin Administration to Change the Face of Russia’s Foreign Policy toward Its Neighbours’, Eurasia Daily Monitor. 2012. 10 September, // URL: http://www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=39821
76. Mkhoyan, A. “Soft Power, Russia and the Former Soviet States: A Case Study of Russian Language and Education in Armenia.” International Journal of Cultural Policy. 2016. Pp. 6-7.
77. Nye J. Public Diplomacy and Soft Power Annals of the American Academy of Political and Social Science.2008. Vol. 616. P. 94–109.
78. Nye Joseph S. Bound to lead: the changing nature of American power. BasicBooks, 1990. 167 p.
79. Nye, J. ‘What China and Russia Don’t Get about Soft Power’, Foreign Policy, 2013. 29 April.
80. Nye, J. S Jr., Soft Power. Foreign Policy, 1990. 80 p.
81. Nye, J. S. Jr. Power and foreign policy, Journal of Political Power. 2011. 4(1).
82. Nye, J. S. Jr. Soft Power: the means to success in world politics, Public Affairs: New York.2004.
83. Nye, J. S. Public Diplomacy and Soft Power. // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Pp. 94–109.
84. Nye, J.S. Jr. and Armitage, R.L. CSIS Commission on Smart Power. A smarter, more secure America Center for Strategic and International Studies, Washington. 2007. 90 p.
85. Nye, Joseph S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books. 1990.
86. Nye, Joseph S., Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs. 2004.
87. Peter van Ham, “The Rise of the Brand State. The Postmodern Politics of Image and Reputation,” Foreign Affairs. 2001. Pp. 2–6.
88. Polyakova, A. 'Strange bedfellows: Putin and Europe's far right', World Affairs. 2014. 177(3): 36-41.
89. Popescu, N. ‘Russia's Soft Power Ambitions’, CEPS Policy Brief, 2006. No. 115.
90. Rukavishnikov, V. ‘Russia’s “Soft Power” in the Putin Epoch’, in R. Kanet (ed.) Russian Foreign Policy in the 21st Century, Houndmills ; New York: Palgrave Macmillan. 2011.
91. Ryzhkov, Vladimir. 2015. “Russian Orthodox Church Facing Ukraine Split.” // URL: https://www.themoscowtimes.com/2015/06/15/russian-orthodox-church-facing-ukraine-split-a47389
92. Schmitt, Olivier (2016) Pourquoi Poutine est notre Allié? Anatomie d’une Passion Française Lille: Hikari Éditions.
93. Sergunin, A. ‘Towards a Pan-European Security System? Notions on the Russian Draft of the European Security Treaty’ in K. Lepojärvi, V. Lindman and I. Khaldarova (eds.), Freedom, Security, Justice: Common Interests in the Baltic Sea Region, Helsinki: STETE, 2010. pp. 33–40.
94. Sergunin, A., Karabeshkin L. 'Understanding Russia's Soft Power Strategy', Politics. 2015. 35(34): 347-363.
95. Sherr, J. Hard Diplomacy and Soft Coercion: Brookings Institution Press.; Lo, Bobo (2015) Russia and the New World Disorder. London: Chatham House. 2013.
96. Sherr, J. Hard Diplomacy and Soft Coercion: Russia’s Influence Abroad. London: Royal Institute of International Affairs. 2013. // URL: https://www.chathamhouse.org/publications/books/archive/view/191955
97. Smirnov, V. ‘Russia’s “Soft Power” in the Baltic. 2012. // URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/russia-s-soft-power-in-the-baltic/
98. Tafuro, E. “Fatal Attraction? Russia’s Soft Power in Its Neighbourhood.” FRIDE Policy Brief. 2014. no. 181 (May). Foundation for International Relations and Dialogue, Madrid.
99. The Russian Presidency of the Council of the Baltic Sea States, July 2012–June 2013. // URL: https://www.cbss.org/wp-content/uploads/2013/04/The-Russian-Presidency-Priorities.pdf
100. Troitski M. Russian Soft Power in the European Union’. Paper presented at the ‘Russian Soft Power: Perspectives and Prospects’ conference, Centre for Polish-Russian Dialogue and Understanding, Warsaw. 2013. 20 December. // URL: http://mikhailtroitski.livejournal.com/2099.html ;
101. Troitski, M. ‘Russian Soft Power in the European Union’. Paper presented at the ‘Russian Soft Power:
102. UNAC and UNGC, 2010/05. Joint report. Doing Business in a Multicultural World: Challenges and Opportunities. UN Alliance of Civilizations and the UN Global Compact Office.
103. Van Herpen M. Putinism’s Authoritarian Allure // URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/putinism-as-a-model-for-western-europe-s-extreme-right-by-marcel-h--van-herpen?barrier=accesspaylog
104. What diplomacy does Russia need in the 21st century? №4 2011 October/December // URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/what-diplomacy-does-russia-need-in-the-21st-century/
105. Wilson, E.J, III, Hard Power, Soft Power, Smart Power. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 2008. Pp. 119.
106. Yi, X. 'Readers of Leaders', China Daily USA, 2014. // URL: http://usa.chinadaily.com.cn/epaper/2014-10/29/content_18821695.htm
107. Zhang M. The concept of soft power: propose, Development and criticism, vol. 7. Oxford: Field of vision, 2008, pp. 273.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ