Введение 5
Глава 1. Текущее состояние глобального управления 12
1.1 Возникновение и значение глобального управления 12
1.2 Текущее состояние существующей системы глобального управления 15
Выводы к главе 1 20
Глава 2. БРИКС: глобальное управление 21
2.1 Глобальное управление в сфере экономики 24
2.2 Глобальное управление здравоохранением 34
2.3 Глобальное экологическое управление 49
Выводы к главе 2 56
Глава 3. Перспективы и рекомендации участия БРИКС в глобальном управлении 57
3.1 Перспективы участия БРИКС в глобальном управлении 57
3.2 Рекомендации участия БРИКС в глобальном управлении 66
Выводы к главе 3 72
Заключение 73
Список литературы и источников 76
В последние годы международная система и модель глобального управления подвергались систематическим потрясениям. Трудности в различных областях, таких как глобальные финансовые вопросы, вопросы торговли и вопросы общественной безопасности, возникали одна за другой, что создавало огромные проблемы для нынешней международной системы. и стал одним из основных международных и тем для региональных встреч.
Будучи основателем и лидером послевоенного международного порядка, США постепенно превратились из сторонника многосторонних международных механизмов в разрушителя при относительном ослаблении своей национальной мощи. Углубление глобализации предоставило развивающимся странам возможности для развития, что способствовало подъему стран с формирующейся экономикой и стимулировало новые державы к улучшению своего положения в международной политической среде и международном разделении труда.
Чтобы сохранить свой международный статус и переложить внутренние социальные риски и издержки, развитые страны, такие как США и Европа, указали пальцем на страны с развивающейся экономикой, такие как Китай и Россия, и ввели ряд мер торговой защиты и технологических санкций, серьезно подрыв свободы торговли. Процесс глобализации обострил напряженность в международном сообществе. Они также много раз колебались по глобальным вопросам, таким как общественное здравоохранение и управление климатом, и отказывался взять на себя соответствующие обязанности крупной страны. Поэтому появление стран БРИКС не случайно.
В 2001 году Джим О'Нил, экономист Goldman Sachs Securities, впервые предложил термин «БРИКС» (БРИК). В ноябре того же года О'Нил снова упомянул «Построение лучших глобальных экономических отношений» БРИК (БРИК). Он считает, что в G7 должны войти четыре страны с развивающейся экономикой: Бразилия, Россия, Индия и Китай. В «Мире по-прежнему нужен лучший БРИКС» (2019) Олни ожидает, что страны БРИКС смогут в полной мере использовать механизм БРИКС и преимущества каждой страны в условиях снижения роста мирового ВВП и сыграть свою роль в институты глобального управления больший эффект.
Первоначально развивающиеся экономики, такие как страны БРИКС, привлекали большое внимание своими обширными развивающимися рынками, но по мере укрепления их международного статуса люди стали уделять больше внимания политическому влиянию этих стран. Это дает больше возможностей для стран БРИКС объединить усилия в глобальном управлении. В 2006 году первая встреча министров иностранных дел стран БРИК открыла двери для сотрудничества между четырьмя странами. В июне 2009 г. состоялась первая официальная встреча лидеров «стран БРИК» Китая, Бразилии, России и Индии, на которой обсуждались содержание и перспективы сотрудничества БРИКС, актуальные вопросы современного мирового развития. Видно, что механизм БРИКС не ограничивался сотрудничеством государств-членов в начале своего формирования, и обсуждение глобальных вопросов также было ключевым содержанием встречи БРИКС. Являясь межрегиональной многосторонней межправительственной организацией, страны БРИКС сформировали механизм всестороннего, разнопланового и многоуровневого диалога, а сфера сотрудничества постепенно сместилась с экономики и торговли на финансы, науку и технологии, экологию. Перед лицом таких вызовов, как унилатерализм, антиглобализация и протекционизм, страны БРИКС становятся активными сторонниками установления справедливого и справедливого международного порядка, а также предлагают новые решения сложной системы глобального управления.
Цель исследования – Определить перспективы БРИКС в глобальном управлении.
Объектом исследования работы – БРИКС как один из институтов глобального управления, а предметом проектной работы –деятельности БРИКС в глобальном управлении.
Достижение цели предопределяет решение следующих задач:
Показать роль стран БРИКС в глобальном экономическом управлении
Выявить особенности роль БРИКС в глобальном экологическом управлении.
Рассмотреть роль стран БРИКС в глобальном управлении в эпоху коронавируса
Выявлять проблемы и вызовы, с которыми сталкивается БРИКС в области глобального управления.
Давать конкретные советы по проблемам
Прогнозировать перспективы участия БРИКС в глобальном управлении
Методология исследования. Для исследования проблемы применялись следующие методы: метод качественного и количественного сравнительного анализа, системный анализ (рассмотрение БРИКС в рамках ныне функционирующей системы международных отношений, рассмотрение БРИКС в качестве условно региональной подсистемы и её взаимодействия с глобальной), метод анализа документов, контент-анализ.
Эмпирическая база исследования представлена следующими группами источников:
1. Официальные документы (совместные заявления и декларации глав государств), принятые по итогам четырнадцати саммитов БРИКС в 2009-2022 гг., такие как: ХIV саммит БРИКС - Пекинская декларация (г. Пекин, Китай, 23 июня 2022 года), ХIII саммит БРИКС - Делийская декларация (г. Нью-Дели, Индия, 9 сентября 2021 года), ХII саммит БРИКС - Московская декларация (г.Москва, Россия, 17 ноября 2020 года),ХI саммит БРИКС - Декларация Бразилиа (г.Бразилиа, Бразилия, 14 ноября 2019 года), Х саммит БРИКС - Йоханнесбургская декларация (г.Йоханнесбург, ЮАР, 26 июля 2018 года), IХ саммит БРИКС - Сямэньская декларация (г.Сямэнь, Китай, 4 сентября 2017 года), VIII саммит БРИКС - Декларация Гоа (Гоа, Индия, 16 октября 2016 года), VII саммит БРИКС - Уфимская декларация (г.Уфа, Россия, 9 июля 2015 года), VI саммит БРИКС - Форталезская декларация (г.Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года), V саммит БРИКС - Этеквинская декларация (г. Дурбан, ЮАР, 27 марта 2013 года), IV саммит БРИКС - Делийская декларация (г. Нью Дели, Индия, 29 марта 2012 года), III саммит Брик - Саньянская декларация (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года), II саммит БРИК - Совместное заявление глав государств и правительств стран – участниц БРИК (г. Бразилиа, Бразилия, 15 апреля 2010 года), I саммит БРИК - Совместное заявление лидеров стран БРИК (г. Екатеринбург, Россия, 16 июня 2009 года), кроме этих, ещё Соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС (2011 г.); Соглашение о создании Нового банка развития БРИКС (2014 г.);
2. Официальные документы, принятые Российской Федерацией: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 29-ФЗ «О ратификации Соглашения о Новом банке развития»; Новая Концепция внешней политики России (последняя редакция утверждена Указом Президента РФ от 31.03.2023 N 229); Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утв. Президентом Российской Федерации в 2013 г.)
3. Официальные сайты международных организаций ( ВТО, Группа двадцати), постоянно действующих органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (Совет Безопасности ООН, ЮНКТАД, ЮНИДО,ВОЗ)
4. Публицистические материалы, представленные в российских, китайских и других СМИ: ИА России «ТАСС», МИА «Россия сегодня», ФГУП РАМИ «РИА Новости», «Российская газета», «Известия», Китайское национальное радио (China National Radio, CNR), газета «Жэньминь Жибао» и пр.
Степень научной разработанности темы. Различные глобальные проблемы возникают одна за другой, а глобальное управление всегда было ключевым содержанием национальных политических исследований, Западные ученые исследовали теорию глобального управления раньше, и результаты их исследований были более глубокими. Оливер Штуенкель проанализировал значение подъема развивающихся держав, таких как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, для будущего мирового порядка и полагал, что модель БРИКС воздействует на систему правления старого мира. Лесли Эллиотт Армиджо считает, что в рамках неолиберального институционализма, по сравнению с ослаблением сил США и Европы, развивающиеся экономики внедряют инновационные модели глобального экономического управления через страны БРИКС. Мэтью Д. Стивен считает, что рост новых держав, таких как БРИКС, влияет на нынешнюю систему глобального управления и ведет к смешанному порядку управления. Конкретно для различных областей глобального управления: Михайло Б. Яковлевич указал на огромный разрыв между странами БРИКС и развитыми странами в плане участия в управлении глобальным здравоохранением. Ли Цзинчэн и Сергей Погодин изучили основные факторы экономического сотрудничества БРИКС в контексте глобального управления и международных финансово-экономических структурных реформ
Научная новизна диссертации— В данной работе, исследуя и анализируя текущую дилемму глобального управления, с которой сталкивается международное сообщество, и участие стран БРИКС в глобальном управлении, автор излагает собственные взгляды на перспективы глобального управления стран БРИКС.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Сотрудничество стран БРИКС находится в стадии становления второго “золотого десятилетия” и достигло плодотворных предварительных результатов в области экономического развития, экологического управления и здравоохранения.В рамках существующего международного кооперативного управления страны БРИКС возглавляют сотрудничество в некоторых областях глобального управления, которые вызывают широкую озабоченность у народов мира, и активно добиваются прорывов в международных механизмах, способствующих общему развитию людей со всего мира, демонстрируя международное чувство об ответственности и подотчетности развивающихся стран.При создании механизма БРИКС страны БРИКС придерживались духа общего развития, взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации, активно направляя сотрудничество Юг-Юг, выступая за международную честность и правосудие и уделяя практическое внимание основным интересам других развивающихся стран и слаборазвитых регионов.
Однако необходимо четко осознавать, что механизм БРИКС имеет множество изъянов и недоработок, и сталкивается с многочисленными препятствиями в процессе построения и совершенствования. Будучи ”мягким механизмом", сотрудничество стран БРИКС часто лишено обязательной силы, а также поощрений и наказаний, что может легко превратить намерения о сотрудничестве, достигнутые пятью странами, в пустую болтовню. Поскольку пять стран являются крупнейшими державами в своих соответствующих регионах, являясь лидерами механизма регионального сотрудничества, страны БРИКС, как правило, больше озабочены региональными делами и уделяют недостаточно внимания некоторым глобальным проблемам. Кроме того, в процессе экономического и политического развития между пятью странами существуют институциональные различия и разрыв в уровнях. Исторические факторы и различия в интересах также препятствовали устранению барьеров между некоторыми странами и повлияли на установление политического взаимного доверия. В то же время оценка механизма БРИКС международным сообществом не всегда положительна, что усложняет странам БРИКС прием новых членов, расширение своего влияния и совместную работу по участию в национальном управлении на более широкой международной платформе.
Нынешняя региональная ситуация неспокойна, преобладают протекционизм и регионализм. Странам БРИКС следует:
1. Продолжать укреплять сотрудничество в различных областях глобального управления.
2. Содействовать совершенствованию и расширению механизма сотрудничества БРИКС.
3. Углубить модель “БРИКС+" и сделать сотрудничество между странами БРИКС примером сотрудничества Юг-Юг.
4. Содействовать увязке механизмов регионального сотрудничества, таких как “Пояс и путь” с механизмом БРИКС
5. Вести страны БРИКС к достижению взаимодополняющих преимуществ и достижению прогресса в сотрудничестве в новых областях, таких как цифровая экономика, чтобы избежать возвращения международного сообщества к “модели холодной войны”.
1. The role of BRICS in the world economy & international development.-[Электронный ресурс] –URL: https://reddytoread.files.wordpress.com/2017/09/brics-2017.pdf
2. Концепция председательства России в БРИКС в 2015 г. - [Электронный ресурс] –URL: https://www.ranepa.ru/images/News_ciir/Project/BRICS_new_downloadings/Russia_BRICS_Presidency_Concept.pdf
3. Woods N. The G20 Leaders and global governance. GEG Working Paper. No. 2010/59. Oxford. University of Oxford. Global Economic Governance Programme (GEG). - [Электронный ресурс] –URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/196320/1/GEG-WP-059.pdf
4. Gehrke T. Imagining a Geoeconomic European Union.24 February 2020. - [Электронный ресурс] –URL: https://www.egmontinstitute.be/imagining-a-geoeconomic-european-union/
5. А. А. Бибнев, Н. А. Васильева, Л. С. Воронков и др. ; научный редактор В. И. Михайленко, Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI в. Екатеринбург: изд-во УрФУ, 2018. 475 с.
6. Казеннов С.Ю., Кумачев В.Н. БРИКС как инструмент политики Российской Федерации: Обоснованность ожиданий // Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире. Труды I Международной научно-практической конференции. ИНИОН РАН. М., 2016. С. 39–43.
7. Five Fingers or One Hand? The BRICS in Development Cooperation. IDS // Policy Briefing. June 2014. Iss. 69. С4. - [Электронный ресурс] –URL: https://opendocs.ids.ac.uk/opendocs/bitstream/handle/20.500.12413/4022/AD_ID182_PB?sequence=1
8. Dutz M.A. Jobs and Growth: Brazil’s Productivity Agenda. World Bank Publications, 2018.
9. Melitz M.J. The impact of trade on intra‐industry reallocations and aggregate industry productivity // Econometrica. 2003. No. 71(6). P. 1695–1725.
10. Barbosa da Silva Junior, Jarbas et al. “BRICS cooperation in strategic health projects.” BulletinoftheWorldHealthOrganization 92 6 (2014): 388 .
11. Соколов А.В., Шашнов С.А., Коцемир М.Н., Гребенюк А.Ю. Определение приоритетов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 4. С. 32–67.
12. Рязанова М.О. Энергетическое взаимодействие в рамках БРИКС // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 6 (39). С. 109.
13. Мастепанов А.М. Сотрудничество стран БРИКС в энергетической сфере как фактор прогнозирования мирового энергопотребления // Бурение и нефть. 2016. № 1. С. 3–9.
14. Морозкина А.К. Новый банк развития в глобальной финансово-экономической архитектуре // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 2.
15. Григорьев Л.М., Макаров И.А., Соколова А.К., Павлюшина В.А., Степанов И.А. Изменение климата и неравенство: потенциал для совместного решения проблем // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 1.
16. Ivanov A. BRICS and the Global Competition Law Project // Competition Policy for the New Era. NY: Oxford University Press, 2017.
17. Гуо Ш., Чжан Х., Ши В. Изменение и развитие повестки будущих председательств БРИКС // Вестник международных организаций. 2019. Т. 14. № 2. С. 134.
18. Kondratov, Dmitrij. “Брикс в Условиях Глобальной Нестабильности: Новые Вызовы и Перспективы Развития (BRICS Amid Global Instability: New ChallengesandProspects).” Comparative Political Economy: Monetary Policy eJournal (2021): n. pag.
19. Сергей, НВолковandЛитвинТатьяна. “Участие БРИКС в преодолении коронавирусного кризиса в Африке.” Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2021. С: 204-215
20. Абденур, А. Э.. “Могут ли страны БРИКС сотрудничать в вопросах международной безопасности.” Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017-Т12-№3-С. 73-93
21. Попова И., Игнатов А. В новое десятилетие БРИКС входит с оптимистичными ожиданиями и серьезным потенциалом для дальнейшего развития- [Электронный ресурс] –URL: https://nkibrics.ru/posts/show/5b746ba76272690534800000
22. Лосев А. BRICS Pay— единая платежная система стран БРИКС- [Электронный ресурс] –URL: https://nkibrics.ru/posts/show/5c80e8366272691804220000
23. Шебзухова Э.М. Особенности потенциала партнёрства стран БРИКС в системе глобального управления// В сборнике: Молодые экономисты - будущему России. Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 493-494.
24. Zimmerman F., Kimberly S. More Actors, More Money, More Ideas for International Development Cooperation // Journal of International Development. 2011. No. 23 (5). P. 722–738.
25. Porter M.E., Heppelmann J.E. How smart, connected products are transforming competition // Harvard Business Review. 2014. No. 92(11). P. 64–88.
26. Sasson A., Johnson J. The 3D printing order: variability, supercenters and supply chain configuration // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. 2016. P. 82–94.
27. Strange R., Zuchella A. Industry 4.0, Global Value Chains and International Business // Multinational Business Review. 2017. No. 25(3). P. 174–184.
28. Alcácer J., Cantwell J., Piscitello L. Internationalization in the information age: A new era for places, firms, and international business networks? // Journal of International Business Studies. 2016. No. 47. P. 516–534.
29. Barbosa da Silva J.J., Desiraju K., Matsoso P., Minghui R., Salagay O. BRICS cooperation in strategic health projects
30. Regmi A., Takeshima H., Unnevehr L. Convergence in global food demand and delivery // USDA Economic research report. March 2008. P. 2.
31. Shashnov S., Kotsemir M. Research landscape of the BRICS countries: current trends in research output, thematic structures of publications, and the relative influence of partners // Scientometrics. 2018.
32. Makarov I. Green Transformation of the World Economy: Risks and Opportunities for Russia // Diesen G., Lukin A. (eds.) Russia in a Changing World. Palgrave Macmillan, Singapore, 2020.
33. Wendling Z.A., Emerson J.W., Esty D.C., Levy M.A., de Sherbinin A. et al. Environmental Performance Index. New Haven, CT: Yale Center for Environmental Law & Policy, 2018.
34. Amis A.M., Montmasson-Clair G., Lugogo S., Benson E. The Green Economy Barometer 2018. South Africa. Cape Town, Pretoria, South Africa. - [Электронный ресурс] –URL: https://www.greeneconomycoalition.org/assets/reports/Barometers-2018/South-Africa-Green-Economy-Barometer-2018-Final-WEB.pdf
35. Чурманова К.С. Экономический имидж России в СМИ стран БРИКС (на примере бразильской газеты «O Globo») // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения: тезисы Международного научного форума. 9–11 апреля 2016 г. / отв. ред. В.В. Васильева. СПБ.: СПбГУ, 2016.
36. Колдунова Екатерина Валерьевна Роль стран БРИКС в глобальном управлении // Сравнительная политика. 2014. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-stran-briks-v-globalnom-upravlenii .
37. Ваутерс Ян, Ван Керкховен Свен Перспективы взаимодействия ЕС с «Группой двадцати» и БРИКС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vzaimodeystviya-es-s-gruppoy-dvadtsati-i-briks.
38. Конкин Андрей Александрович Анализ потенциала сотрудничества стран брикс в системе глобального управления // Вестник ЗабГУ. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-potentsiala-sotrudnichestva-stran-briks-v-sisteme-globalnogo-upravleniya
39. Боровикова Ольга Алексеевна Роль БРИКС в системе глобального управления: реформа Совета Безопасности ООН // Бюллетень науки и практики. 2018. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-briks-v-sisteme-globalnogo-upravleniya-reforma-soveta-bezopasnosti-oon .
40. Пантилеева Алена Андреевна, Кашкина Елизавета Дмитриевна, Брянская Татьяна Викторовна, Скворцов Алексей Олегович СОVID-19 И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ БРИКС // Вестник ПензГУ. 2021. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovid-19-i-problemy-zanyatosti-v-stranah-briks .
41. Фесенко Екатерина Сергеевна СТРАНЫ БРИКС В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ // Скиф. 2021. №5 (57).
42. Александра Геннадьевна Коваль, Мария Юрьевна Евдокимова Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. №9.
Источники
43. International Monetary Fund, World Economic Outlook - [Электронный ресурс] –URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/October
44. Декларация Бразилиа по итогам XI саммита государств — участников БРИКС. БРИКС, 14 ноября 2019 г. - [Электронный ресурс] –URL: https://www.ranepa.ru/images/News_ciir/Project/BRICS_new_downloadings/2019/11th_BRICS_Summit_rus.pdf .
45. The Growing Challenges for Monetary Policy in the current International Monetary and Financial System - Speech by Mark Carney - [Электронный ресурс] –URL: https://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/speech/2019/the-growing-challenges-for-monetary-policy-speech-by-mark-carney.pdf?la=en&hash=01A182
46. NDB’s General Strategy: 2017–2021 - [Электронный ресурс] –URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2017/08/NDB-Strategy.pdf
47. TV BRICS запускает международный информационный хаб с медиа стран БРИКС по борьбе с COVID-19. 2020-04-26 / Новости- [Электронный ресурс] –URL: https://tvbrics.com/news/tv-brics-zapuskaet-mezhdunarodnyy-informatsionnyy-khab-s-media-stran-briks-po-borbe-s-covid-19/
48. Мадуро: страны БРИКС строят новую финансовую систему для обхода доллара. 2022-03-31 / Новости- [Электронный ресурс] –URL: https://bit.ly/3Dy8jvl
49. Стратегия экономического партнерства стран БРИКС // Официальный сайт председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2015 г. 9 июля 2015 г. - [Электронный ресурс] –URL: http://brics2015.ru/documents/
50. В 2021 году общий объем внешней торговли между Сямэнем и странами БРИКС увеличился на 20,7 проц. 2022-02-07 / Новости- [Электронный ресурс] –URL: http://russian.news.cn/2022-02/04/c_1310454267.htm
51. Project Syndicate: страны БРИКС могут перехватить глобальное управление - [Электронный ресурс] –URL: https://rossaprimavera.ru/news/511ffb81
52. Организация экономического сотрудничества и развития- [Электронный ресурс] –URL: https://globalcentre.hse.ru/oecd
53. Офивальный сайт ООН по торговле и развитию ЮНКТАД. доступа: http://unctad.org/en/Pages/statistics.asрх
54. BRICS Joint Publication- [Электронный ресурс] –URL: https://eng.rosstat.gov.ru/folder/75553#:~:text=BRICS%20Joint%20Statistical%20Publications%20are,current%20status%20of%20the%20individual
55. БРИКС в цифрах и фактах- [Электронный ресурс] –URL: https://nkibrics.ru/pages/brics-figures-and-facts
56. Патрушев заявил о разработке контртеррористической стратегии БРИКС // РИА Новости. 18 октября 2019 г. - [Электронный ресурс] –URL: https://ria.ru/20191018/1559938410.html
57. Национальный комитет по исследованию БРИКС- [Электронный ресурс] –URL: https://www.nkibrics.ru/
58. Рамочная программа БРИКС по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству. - [Электронный ресурс] –URL: http://brics-sti.org/index.php?p=about
59. Саммиты БРИКС и документы- [Электронный ресурс] –URL: https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
60. BRICS official documents and meetings. Environmental Ministers- [Электронный ресурс] –URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/index.html
61. Сайт Антимонопольного центра БРИКС- [Электронный ресурс] –URL: https://ild.hse.ru/brics