Введение
ГЛАВА 1. Основные этапы исследования античного романа………….13
1.1 Проблемы происхождения жанра………………………………….16
1.2 Античный роман как продукт глубоких социально-политических изменений в обществе
1.3 Античный роман как мистериальный текст
1.4 Ареталогия, агиография и античный роман
ГЛАВА2.Религия и античный роман
2.1 Краткий обзор литературы
2.2 Харитон. Херей и Каллироя
2.3 Ксенофонт Эфесский. Эфесская повесть
2.4 Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт
2.5 Лонг. Дафнис и Хлоя
2.6 Гелиодор. Эфиопика
2.7 «Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы» Апулея
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Актуальность исследования. Настоящая работа посвящена рассмотрению религиозных мотивов в античном романе, вопросу о роли религиозных сюжетов в пяти греческих и двух латинских романах, в отношении которых принято использовать термин античный роман. В течение длительного времени изучению античного романа практически не уделялось внимание со стороны исследователей (за исключением работ П.Д. Юэ, А. Шассана и Э. Роде), прежде всего из-за того, что за этим жанром закрепился статус тривиальной, вульгарной и искусственной литературы. П.-Д. Юэ и А. Шассан писали о восточном влиянии на античный роман, которое практически лишало античный роман права на закономерность его исторического развития.
Ситуация изменилась сравнительно недавно, в XXв., хотя тексты, о которых идет речь, все еще рассматривались как маргинальные, на них все же по-новому посмотрели представители самых разных гуманитарных дисциплин. Во многом это объясняется тем, что античный роман представлял собой почти нетронутую территорию для критического анализа и для применения разнообразных методов исследования. Сознательному «полиметодизму» в области изучения греческого любовного романа был посвящен доклад Дж. Салливан «Применимость современных направлений в критике к изучению античного романа», который она представила на конференции по античному роману в 1989 г. в Дартмуте. Она показала, что в исследованиях романа применяются практически все современные методологии гуманитарных наук и все методики формального изучения текстов: это структурализм и постструктурализм, нарратология, семиотика, деструктивизм, психоанализ, марксизм, феминизм, герменевтика, рецептивная эстетика и т.д.
Следствием этого явилось развитие научной мысли и возрастающий интерес, как к самому жанру, так и к его исследованию. Греческие любовные и псевдо-исторические, а также римские сатирические романы получают новые трактовки, их сюжеты отражаются в кинематографическом и театральном искусстве. По словам Т. Хегга, современное изучение античного романа достигло своего совершеннолетия, которое было отмечено самым подходящим для этого способом, а именно проведением международной конференции, которую Б.П. Рирдон собрал в маленьком городе Северного Уэльса Бангоре в 1976 г. Следующая конференция ICAN II (International Conference of the Ancient Novel) была организована в Дартмуте в 1989 г. Проведение международных конференций в формате ICANприобрело систематический характер и на сегодняшний момент состоялось уже пять конференций: третья состоялась в 2000 г. в Гронингене, затем прошла конференция в Лиссабоне 2008 года, и наконец, в Хьюстоне в 2015 г. Таким образом, исследованию античного романа и его религиозной составляющей нельзя отказать в актуальности.
Степень разработанности проблемы. Обращаясь к работам российских и зарубежных ученых, можно с ясностью сказать лишь то, что вопросов относительно античного романа намного больше, нежели ответов. Вопросы не только о правомерности употребления термина «роман» относительно произведений античной художественно-повествовательной прозы, но и вопросы более насущные, например, об идейных и художественных предпосылках, о времени появления, об особенностях сюжетосложения и стиля, и наиболее интересующий нас вопрос о месте религии в процессе становления нового для античной традиции жанра остаются открытыми. Тем не менее, исследования, посвященные анализу перечисленных проблем в отечественной историографии все же есть. Это сравнительно давние исследования российских филологов и литературоведов, к которым можно отнести работы академика А.Н. Веселовского, коснувшегося и теории, и истории античного романа, А.И. Кирпичникова, исследовавшего истоки греческого любовного романа и его влияние на европейскую литературу, Б.А. Грифцова и А.В. Болдырева, отстаивавших связь риторики и античного романа. О.М. Фрейденберг и ее последовательницу Н.В. Брагинскую, И.И. Толстого в большей степени интересовал вопрос происхождения жанра, как и Е.М. Мелетинского. Нельзя не упоминуть вклад исследователя теории и истории романа М.М. Бахтина, который признан и зарубежными исследователями. Сборник «Античный роман», вышедший в 1969 г., под редакцией М.Е. Грабарь-Пассек многосторонне подошел к проблемам античного романа. Это единственный пример коллективной монографии в отечественной науке, где дается конкретный идейно-художественный анализ романов, рассматриваются вопросы генезиса романа, его литературные и национальные истоки, исследуются вопросы хронологии романа, его жанровые особенности, изучаются связи романа с исторической действительностью, а также критически оцениваются зарубежные исследования о романе. К современным исследователям, так или иначе затрагивающим проблемы античного романа, можно отнести О.Л. Левинскую, исследующую предысторию сюжета об ослиных метаморфозах, Е.В. Желтову, которая в непривычном, для отечественных исследователей античного романа, ключе рассматривает античный роман, аппелируя к его связи с ареталогией.
Как видно из этой небольшой историографической справки, вопросу о роли религии в античном романе, если и уделено внимание, то, скорее всего, она рассматривается как часть социально-политической и культурной обстановки, отраженной авторами. В связи с этим, по нашему мнению, в зарубежной историографии античного романа особое место занимают работы К. Кереньи и Р. Меркельбаха, в которых прослеживается желание авторов, увидеть тесную связь между мистериальными культами эпохи эллинизма и романами. Именно они провоцируют интерес к религиозной составляющей романов, прежде всего тем, что вызывают желание, к сожалению, в основном со стороны зарубежных исследователей оспорить их теории. Безусловно, мистериальная теория Кереньи-Меркельбаха основывается на исторических обстоятельствах, при которых происходило развитие романа как жанра. Исторический период, на который приходится «подъем» и расцвет романа, совпал с распространением, так называемых, восточных мистериальных культов по всему эллинскому миру, с приходящей в упадок политической властью, с потерей веры в традиционную религию. В огромном мире, который был создан в результате новых завоеванных и далеких территорий, в котором происходит смешивание людей, огромные миграционные потоки, захваченные рабы и т.д. – все это привело к тому, что человек ощутил свою психологическую изоляцию и одиночество, которое в свою очередь привело к сильному желанию личной «актуализации» и к идеям спасения. С. Свэйн пишет: “…культы появлялись для того, чтобы удовлетворить чувство неприкаянности человека, и эта жажда была в полной мере утолена христианством ”.
К корифеям в области исследования античного романа зарубежом относятся Б.П. Рирдон, Б.Э. Перри, Т. Хегг, Дж. Салливан, а также Т. Уитмарш, под редакцией которого вышла не одна коллективная монография по проблемам античного романа. Направление, наиболее нас интересующее, негласно возглавляется Ф. Цейтлин, множество статей которой посвящены месту религиозного компонента в сюжетостроении античного романа. Религиозная составляющая романа настолько сильна и отчетлива, что невозможно не согласиться с Цейтлин, которая подчеркивает то, что главенствующая роль в сюжете античного романа принадлежит именно религии, которая влияет на жизни героев, на их поступки, рассудок, обычаи и верования. Несомненно, что степень этого влияния варьируется от автора к автору, но в целом фабула романа предполагает, что действующие лица с пассивной стойкостью справляются со всеми невзгодами и препятствиями, которые им зачастую ради забавы чинят боги. Таким образом, несмотря на то, что проблеме изучения античного романа зарубежом посвящается огромное количество работ с применением самых разных методологий (можно сказать, что это одно из самых популярных направлений в области гуманитарных исследований), все же остаются невостребованными некоторые темы, одной из числа которых и посвящено данное исследование, а именно в какой степени античный роман может быть источником по истории религии эллинистической эпохи. Ведь как в сюжете, так и в литературной форме античного романа отражен интерес к бытовым отношениям людей. Область интимных чувств и переживаний выходит на передний план. В эллинистический период осуществляется переход от стиховых жанров эпоса и повествовательных элегий, главным действующим лицом которых был либо бог, либо герой, к гибким и свободным формам прозаического повествования. Это естественно привело к популяризации и массовости новых жанров, развитие которых, как пишет Тронский, шло по двум направлениям: “Это — или патетическая повесть об идеальных фигурах, носителях возвышенных и благородных чувств, или сатирическое повествование, имеющее резко выраженный «низменной-бытовой» уклон” .
Цель и задачи работы. Целью работы является исследование роли религиозных мотивов и элементов в античных романах. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
• определить основные этапы исследования античного романа и выявить идейные и художественные предпосылки появления этого жанра;
• рассмотреть спектр литературы, которая так или иначе относится к жанру античного романа;
• проанализировать тексты и выяснить, какое место в процессе становления нового жанра занимает религия.
Источники.В качестве источников использованы тексты Харитона, Ксенофонта Эфесского, Ахилла Татия и Лонга на оригинальном языке, напечатанные в двухтомном сборнике Р. Херхера «EroticiScriptoresGraeci» 1859 г., а также тексты Гелиодора и Апулея в русском переводе А. Егуновой и М. Кузьмина.
Хронологические рамки. Хронологические рамки ограничены периодом эпохи эллинизма, в дройзеновском понимании этого термина. Однако не все рассматриваемые в данном исследовании тексты попадают под хронологические рамки этого периода. В этом смысле их авторы расцениваются как прямые наследники, принадлежащие гомогенной культурной общности, к которой справедливо можно применить термин эллинизм.
Методология исследования. Методология исследования основана на принципах объективности и комплексного анализа поставленных проблем. В основу исследования положен сравнительно-исторический метод.
Научная новизна исследования. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии вопроса осуществляется попытка комплексного религиоведческого и литературоведческого анализа текстов, которые условно обозначаются термином античный роман.
Основные выводы, выносимые на защиту:
1. В качестве основных этапов исследования можно выделить несколько знаменательных для историографии античного романа этапов: ранний, ознаменованный работами французских исследователей (П.-Д. Юэ, Э. Родэ, А. Шассан), а также отечественных историков литературы (А. Н. Веселовский, А. И. Кирпичников). «Трактат о возникновении романов» 1669 г. П.-Д. Юэ, который был одним из первых, кто обратился к проблеме происхождения античного романа и спровоцировал дискуссию по этому поводу; «Греческий роман и его предшественники» 1876 г. Э. Родэ, который отвергал гипотезу о восточном генезисе античного романа, на которую опирались французские исследователи (П.-Д. Юэ, А. Шассан); А.Н. Веселовский и А.И. Кирпичников, одни из первых отечественных исследователей, которые связывали возникновение античного романа с поступательным развитием античного общества; этап, связанный с именами К. Кереньи и Р. Меркельбаха, которые стремились увидеть тесную связь между мистериальными культами эпохи эллинизма и романами; работы Б.Э. Перри, Б.П. Риардона и Т.Хегга ознаменовали собой новый этап в изучении античного, в основу которого был положен междисциплинарный подход. «Античные романы» 1967 г. Б.Э. Перри, который отвергал то, что античный роман ведет свое происхождение от уже существовавших жанров, по его мнению, новые обстоятельства социально-политического характера и новый взгляд на них привели к появлению этого вида литературы; публикация переводов Б.П. Рирдона на английский язык стала важным переломным моментом в исследовании античного романа, Рирдон не только обогатил научную дискуссию своим исследованием, но и популяризировал сами тексты; «Роман в античности» 1983 г. Т. Хегга во многом поддерживает мнение Перри и Рирдона, но при этом делает акцент на особенную роль религии в античном романе.
2. Рассмотренный спектр литературы, которая так или иначе относится к жанру античного романа, дает основания полагать, что негласно утвердившийся канон из пяти греческих романов составляет ядро всей античной повествовательной прозы. Многие элементы, традиционные мотивы и темы античного романа заимствованы из историографии, биографии, ареталогии, парадоксографии, трагедии, комедии, мима и фольклора: легенд, сказок, загадок и анекдотов.
3. Проанализировав тексты, представляется очевидным тот факт, что попытка рассмотрения античных романов в качестве зашифрованных посланий для посвященных в те или иные мистериальные культы является несостоятельной. Также, по нашему мнению, является спорным утверждение о том, что «Эфиопика» Гелиодора и «Метаморфозы» Апулея были написаны для того, чтобы пропагандировать культ Солнца и культ Исиды и Осириса. Тем не менее, это не умаляет роли религии в античных романах. Важно отметить, что у каждого автора ей отведено особое место. Героев Харитона преследует жестокая Тюхе, подвергая их любовь испытаниям. На протяжении всего романа ощущается могущество Афродиты и ее сына, которые устроили встречу героев и обеспечили им, закаленную трудностями, любовь. У Ксенофонта главными божествами являются Артемида и Исида, Аполлон и Гелиос, которые отождествляются автором, пожалуй, Ксенофонт одним из первых рисует картину, господствующего в религиозной сфере, синкретизма. Роман Ахилла Татия, безусловно, изобилует религиозными элементам, мотивами и мифическими реминисценциями, однако, невозможно не заметить иронический тон автора в отношении них. Божества Ахилла Татия практичны, молитвы героев не отличаются искренностью, а религиозные ритуалы наполнены фарсом. Напротив, религиозно-философский подтекст романа Лонга не оставляет сомнений в серьезности автора в отношении религии. Кажется, он воссоздает идиллическую картину утраченной веры в традиционных богов, в которой над всем сущим правит всеобъемлющая сила Эрота. Содержащиеся в «Эфиопике» Гелиодора, таинственность восточных мудрецов, интерес к магии, к религиозной морали, солярные культы свидетельствуют, скорее всего, о том, что автор привнес в свое произведение собрание общих для эпохи представлений и идей. Петроний в своем романе отражает потерю веры в привычные ценности. Апулей в конце «Метаморфоз», отбрасывает иронический тон всего произведения, уступая место серьезному изложению финала, который ознаменован появлением богини Исиды и религиозной процессии в честь нее. По сути, богиня не играет важной роли в обратном превращении Луция в человека, так как он прибегает к тому средству, которое ему было «прописано» с самого начала, но Исида играет гораздо более важную роль, ведь Луций после своего обратного превращения больше не является тем, кем он был раньше. Таким образом, с помощью такого религиозного финала Апулей прославляет богиню, культу которой он был привержен.
4. В связи со всем вышеперечисленным нам представляется закономерным вывод о том, что рассматриваемые тексты могут послужить дополнительным источником по изучению религии эллинистического периода. Две фундаментальные мировоззренческие тенденции эллинизма, наметившиеся на рубеже тысячелетий, нашли свое отражение в таком своеобразном продукте эпохи, как античный роман: 1) космополитизм, превосходство индивида и выход за рамки привычного пространства того или иного полиса; 2) способность индивида, избирающего новый жизненный путь, преодолевать традиционные модели духовной жизни и органично воспринимать и присоединяться к культовой практике того или иного божества. Однако вместе с тем как менялось мироощущение людей претерпели значительные трансформации и боги. В эллинистический период культ Афродиты вернулся к своим ближневосточным корням, а сама богиня стала ассоциироваться с Иштар, Иннаной и финикийской Астартой, что наглядно демонстрируют, хотя и не говорят об этом прямо, авторы исследуемых текстов.
Кроме того, что античный роман может рассматриваться нами как источник по изучению античной религии, он еще и как бы оживляет это религию: утраченные культы возрождаются, к примеру, описанная Апулеем процессия в честь Исиды, забытые праздники описываются достоверно и красочно, к примеру, праздник в честь Артемиды Эфесской, на котором встречаются Каллироя и Херей, авторы как бы реставрирует для нас разрушенные ныне храмы, наполняют их героями и событиями (как правило, значительные события происходят в стенах храма того или иного бога).
Проблема изучения античного романа и его религиозной составляющей невероятно актуальна, прежде всего, потому что она долгое время игнорировалась исследователями. XX в. был ознаменован развитием научной мысли и возрастающим интересом, как к его художественной составляющей, так и к проблемам исследования жанра. Сегодня роман рассматривается, как органически связанный со всей предшествующей ему традицией продукт, который отражает социально-психологические условия эпохи эллинизма и Римской империи, выражающиеся в свою очередь в желании сбежать от регламентированной и скучной жизни, и найти убежище в восточных мистериальных культах, разнообразных эзотерических учениях и магии. В качестве основной цели ставился вопрос о том, в какой степени античный роман можно рассматривать как источник по истории религии эллинистической эпохи, а также исследование роли религиозных мотивов и элементов в античных романах.
• В качестве основных этапов исследования можно выделить несколько знаменательных для историографии античного романа работ: «Трактат о возникновении романов» 1669 г. П.-Д. Юэ, который был одним из первых, кто обратился к пробыф4321ё2леме происхождения античного романа и спровоцировал дискуссию по этому поводу; «Греческий роман и его предшественники» 1876 г. Э. Родэ, который отвергал гипотезу о восточном генезисе античного романа, на которую опирались французские исследователи (П.-Д. Юэ, А. Шассан); А.Н. Веселовский и А.И. Кирпичников, одни из первых отчественных исследователей, которые связывали возникновение античного романа с поступательным развитием античного общества; работы К. Кереньи и Р. Меркельбаха, которые выражают желание авторов увидеть тесную связь между мистериальными культами эпохи эллинизма и романами; «Античные романы» 1967 г. Б.Э. Перри, который отвергал то, что античный роман ведет свое происхождение от уже существовавших жанров, по его мнению, новые обстоятельства социально-политического характера и новый взгляд на них привели к появлению этого вида литературы; публикация переводов Б.П. Рирдона на английский язык стала важным переломным моментом в исследовании античного романа, Рирдон не только обогатил научную дискуссию своим исследованием, но и популяризировал сами тексты; «Роман в античности» 1983 г. Т. Хегга во многом поддерживает мнение Перри и Рирдона, но при этом делает акцент на особенную роль религии в античном романе.
• Рассмотренный спектр литературы, которая так или иначе относится к жанру античного романа, дает основания полагать, что негласно утвердившийся канон из пяти греческих романов составляет ядро всей античной повествовательной прозы. Многие элементы, традиционные мотивы и темы античного романа заимствованы из историографии, биографии, ареталогии, парадоксографии, трагедии, комедии, мима и фольклора: легенд, сказок, загадок и анекдотов.
• Проанализировав тексты, представляется очевидным тот факт, что попытка рассмотрения античных романов в качестве зашифрованных посланий посвященным в те или иные мистериальные культы является несостоятельной. Также, по нашему мнению, является спорным утверждение о том, что «Эфиопика» Гелиодора и «Метаморфозы» Апулея были написаны для того, чтобы пропагандировать культ Солнца и культ Исиды и Осириса. Тем не менее, это не умаляет роли религии в античных романах. Важно отметить, что у каждого автора ей отведено особое место. Героев Харитона преследует жестокая Тюхе, подвергая их любовь испытаниям. На протяжении всего романа ощущается могущество Афродиты и ее сына, которые устроили встречу героев и обеспечили им, закаленную трудностями, любовь. У Ксенофонта главными божествами являются Артемида и Исида, Аполлон и Гелиос, которые отождествляются автором, пожалуй, Ксенофонт одним из первых рисует картину, господствующего в религиозной сфере, синкретизма. Роман Ахилла Татия, безусловно, изобилует религиозными элементам, мотивами и мифическими реминисценциями, однако, невозможно не заметить иронический тон автора в отношении них. Божества Ахилла Татия практичны, молитвы героев не отличаются искренностью, а религиозные ритуалы наполнены фарсом. Напротив, религиозно-философский подтекст романа Лонга не оставляет сомнений в серьезности автора в отношении религии. Кажется, он воссоздает идиллическую картину утраченной веры в традиционных богов, в которой над всем сущим правит всеобъемлющая сила Эрота. Содержащиеся в «Эфиопике» Гелиодора, таинственность восточных мудрецов, интерес к магии, к религиозной морали, солярные культы свидетельствуют, скорее всего, о том, что автор привнес в свое произведение собрание общих для эпохи представлений и идей. Петроний в своем романе отражает потерю веры в привычные ценности. Апулей в конце «Метаморфоз», отбрасывает иронический тон всего произведения, уступая место серьезному изложению финала, который ознаменован появлением богини Исиды и религиозной процессии в честь нее. По сути, богиня не играет важной роли в обратном превращении Луция в человека, так как он прибегает к тому средству, которое ему было «прописано» с самого начала, но Исида играет гораздо более важную роль, ведь Луций после своего обратного превращения больше не является тем, кем он был раньше. Таким образом, с помощью такого религиозного финала Апулей прославляет богиню, культу которой он был привержен.
• В связи со всем вышеперечисленным нам представляется закономерным вывод о том, что рассматриваемые тексты могут послужить дополнительным источником по изучению религии эллинистического периода. Две фундаментальные мировоззренческие тенденции эллинизма, наметившиеся на рубеже тысячелетий, нашли свое отражение в таком своеобразном продукте эпохи, как античный роман: 1) космополитизм, превосходство индивида и выход за рамки привычного пространства того или иного полиса; 2) способность индивида, избирающего новый жизненный путь, преодолевать традиционные модели духовной жизни и органично воспринимать и присоединяться к культовой практике того или иного божества.
1. Гелиодор. Эфиопика, пер. А. Егунова. –M., 1964.
2. Харитон. Повесть о любви Херея и Каллирои. // Греческий роман, пер. с древнегреч. / Составл., вступ. ст., примеч. М.Томашевской; И. А. Ляшенко.— М.: Правда, 1988.
3. Chariton. Erotici Scriptores Graeci, Vol 2. R. Hercher. inaedibusB. G. Teubneri. – Leipzig, 1859.
4. Xenophon of Ephesus. Erotici Scriptores Graeci, Vol 1. R. Hercher. in aedibus B. G. Teubneri. – Leipzig, 1858.
5. Achilles Tatius. Erotici Scriptores Graeci, Vol 1. R. Hercher. in aedibus B. G. Teubneri. – Leipzig, 1858.
6. Longus. Erotici Scriptores Graeci, Vol 1. Rudolf Hercher. in aedibus B. G. Teubneri. – Leipzig, 1858.
IIИсследования
1. Античная литература. Подред. Тахо-Год и А.А. –М.: Просвещение, 1986.
2. Альбрехт М., фон. История римской литературы. Т.2 –М., 2004.
3. Бенедетто Б., Випшицкая-Браво Е. Античные писатели. Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
4. Беркова Е.А., Стрельникова И.П. Краткий очерк изучения античного романа в зарубежном, русском и советском литературоведении.// Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 7-31
5. Беркова Е.А. Греческий любовный роман. Харитон. Ксенофонт Эфесский. Ахилл Татий.// Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 32-74
6. Беркова Е.А. Буколический роман Лонга// Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 75-91
7. Веселовский А.Н. Из истории романа и повести. – СПб., 1888.
8. Грабарь-Пассек М.Е. Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского» //Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 230-255
9. Желтова Е.В. Черты ареталогического жанра в античной традиции о персидских магах..// Вестник СпбГУ, 1993. Вып. 1.С. 68–73
10. Зембатова П. Роман Гелиодора «Эфиопика» и его место в истории жанра. // Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 92-106
11. Илюшечкин В.Н. Отражение социальной психологии низов в античных романах.// Голубцова Е.С. Культура Древнего Рима, т. II - М.: Наука, 1985. С. 368-396
12. Кирпичиников А.И. Греческий роман в новой литературе. - Харьков, 1876.
13. Кузнецова Т.Н. Роман о Нине и другие папирусные находки греческого романа.// Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 107-131
14. Левинская О.Л. Античная Asinaria: история одного сюжета. –М, 2008.
15. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. –М.: Наука, 1986.
16. Полякова С. Греческая проза I-IV веков н.э.// Поздняя греческая проза. – М., 1960.
17. Полякова С. Об античном романе// Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. М. , 1969.
18. Протопопова И. А. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. – М., Издательство РГГУ, 2001.
19. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – Издательство Академии Наук СССР, М., 1950
20. Стрельникова И.П. Сатирико-бытовой роман. Сатирикон //Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 273-331
21. Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея// Грабарь-Пассек М.Е. Античный роман. – М., 1969. С. 332-364
22. Томашевская М. Греческий роман. – М.: Правда, 1988.
23. Тронский И.М. История античной литературы. – Л.: Учпедгиз, 1946.
24. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
25. Юэ П.-Д. Письмо-трактат о просхождении романов. // Лафайет М.-М. Сочинения. - М., «Ладомир», 2007.
26. Ярхо В. Н. Алкифрон // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. — М: Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 1.
27. Anderson G. Chariton. Individuality and Stereotype// A Companion to the Ancient Novel. ed. by E.P. Cueva, S. N. Byrne, 2014 –P.21
28. Bartsch Sh. Decoding the Ancient Novel. The Reader and the Role of Description in Heliodorus and Achilles Tatius. –Princeton University Press, 1989.
29. Beck R. Mystery Religions, Aretalogy and the Ancient Novel //Schmeling G. L. The Novel in the Ancient World. – New York, «Brill Academic Publishers», 1996.P. 131-150
30. Chew K.S. Focalization in Xenophon of Ephesos' Eþhesiaka'// Ancient Fiction and Early Christian Narrative/ ed. by R.F. Hock, J.B.Chance, J. Perkins, 1998 – P.57
31. Chew K.S. Achilles Tatius, Sophistic Master of Novelistic Conventions// A Companion to the Ancient Novel. ed. by E.P. Cueva, S. N. Byrne, 2014. – P.73
32. Cioffi R.L. Seeing gods: Epiphany and Narrative in the Greek novels.
33. Cueva E.P. The Myths of Fiction. Studies in the Canonical Greek Novels. - University of Michigan, 2004.
34. Dowden K. The Gods in the Greek Novels.// Bremmer J.N., Erskine A. The Gods of Ancient Greece. Identities and Transformations. - Edinburgh University Press, 2010. P. 362-374
35. Dowden K. Greek Novel and the Ritual of Life: an Exercise in Taxonomy// eds. Harrison S.J., Paschalis M. Metaphor and the Ancient Novel. – Groningen, 2005. P.23-35
36. Edwards D.R. Pleasurable Reading or Symbols of Power? Religious Themes and Social Context in Chariton// Ancient Fiction and Early Christian Narrative/ ed. by R.F. Hock, J.B.Chance, J. Perkins, 1998 – P.35
37. Gasparro G.S. Goddess Worship: Goddess Worship in the Hellenistic World // ed. by Jones L. Encyclopedia of Religion. V. 6 - Thomson Gale, 2005.
38. Hagg T. The Novel in Antiquity. - Berkeley and Los Angeles, University of California Press, 1983.
39. Harrison S.J. Apuleius' Metamorphoses// Schmeling G. L. The Novel in the Ancient World. – New York, «Brill Academic Publishers», 1996. P. 491-516
40. Holzberg N. The Ancient Novel. An Introduction. – «Routledge», 1995.
41. Hunter R. Longus, Daphnis and Chloe// Schmeling G. L. The Novel in the Ancient World. – New York, Brill Academic Publishers, 1996. P. 361-386
42. King D. ‘Taking It Like a Man’: Gender, Identity and the Body in Achilles Tatius’ Leucippe and Clitophon// Narrating Desire. Eros, Sex and Gender in the Ancient Novel/ M.P.Futre Pinheiro, M.B. Skinner, F.I. Zeitlin, 2012 –P.147-157
43. Koester H., Morrison J.H. History, Culture, and Religion of the Hellenistic Age. - Walter de Gruyter, Berlin, 1995.
44. Morgan J.R. Foreword to the 2008 Edition // Reardon B.P. Collected Ancient Greek Novels. - Berkeley and Los Angeles, University of California Press, 2008.
45. Morgan J.R. Introduction to Heliodorus// Reardon B.P. Collected Ancient Greek Novels. - Berkeley and Los Angeles, University of California Press, 2008.
46. Perry B.E. The Ancient Romances: A Literary-historical Account of Their Origins. - Berkeley and Los Angeles, University of California Press, 1967.
47. Pinheiro M.P.F The Genre of the novel. A Theoretical Approach// A Companion to the Ancient Novel. ed. by E.P. Cueva, S. N. Byrne, 2014. –P.201
48. Plepelits K. Achilles Tatius// Schmeling G. L. The Novel in the Ancient World. – New York, Brill Academic Publishers, 1996. P. 387-416
49. Reardon B.P. Collected Ancient Greek Novels. - University of California Press, 1989.
50. Reardon B.P. Achilles Tatius and Ego-Narrative// Oxford Readings in the Greek Novel/ ed. by S. Swain, 1999 –P.243-258
51. Sullivan J.P. The Relevance of Modern Critical Approaches to the Roman Novel // Tatum J., Vernazza G.M. The Ancient Novel: Classical Paradigms and Modern Perspectivs. - Hannover, 1990.
52. Swain S. Hellenism and Empire. Lamguage, Classicism, and Power in the Greek World, AD 50-250. – NewYork, Oxford University Press,1996.
53. Tatum J. Greek Fiction. The Greek Novel in Context. – London, Routledge, 1994.
54. Tilg S. Chariton of Aphrodisias and the Invention of the Greek Love Novel. - Oxford University Press, New York, 2010.
55. Winkler J.J. Auctor & Actor: A Narratological Reading of Apuleius's Golden Ass. –University of California Press, 1985.
56. Zeitlin I.F. Religion // The Cambridge Сompanion to the Greek and Roman Novel. Cambridge University Press, 2008. P. 91-108
57. Zeitlin F.I. Living Portraits and Sculpted Bodies in Chariton’s Theater of Romance// eds. Panayotakis S., Zimmerman M., Keulen W. The Ancient Novel and Beyond. –Leiden, 2003. P. 71-84