ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА . 6
1.1. Роль малого бизнеса в экономике страны 6
1.2. Государственная политика в отношении малого бизнеса 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «ВИРАЖ» 21
2.1 Краткая характеристика ООО «Вираж» как предприятия малого бизнеса 21
2.2 Анализ динамики доходов и расходов предприятия 29
2.3 Анализ имущества и источников его формирования 35
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ ООО «ВИРАЖ» 46
3.1. Мероприятия по увеличению доходов ООО «Вираж» 46
3.2 Мероприятия по снижению расходов ООО «Вираж» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц и основанная преимущественно на частной, негосударственной форме собственности.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Развитие предприятия малого бизнеса» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Малое и среднее предпринимательство имеет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта. Даже краткое перечисление достоинств этого сектора экономики позволяет в полной мере оценить те благотворные перспективы, которые он может открыть в России. Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и стабильность. Столь же значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса - основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Объектом исследования является предприятие, относящиеся к промышленной отрасли ООО «Вираж». Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. В составе учредителей 2 человека, имеющих равные доли в уставном капитале. Возглавляет фирму Директор, избранный на общем собрании учредителей и действующий на основании Устава. В составе работников организации 6 человек.
Предмет исследования - особенности развития субъекта малого предпринимательства.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты, в частности Федеральный закон Российской Федерации № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г., Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №446 от 11 мая 2009 г.; практикумы; методическая литература; учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Толмачев И.А., Гусева Т.А., Гришина К.В., Шейнин Э.А. и других); публикации в экономических журналах и газетах, а также электронные источники.
Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской и оперативной отчетности ООО «Вираж» за 2015-2016 гг.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблем в развитии малого предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
• привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
• рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
• провести анализ динамики доходов и расходов ООО «Вираж»;
• обозначить основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе приводятся основные теоретические аспекты малого бизнеса в российской экономике и основные направления его поддержки со стороны государства. Отдельно приводятся статистические данные состояния сектора малого бизнеса в Российской Федерации.
Во второй главе производится анализ доходов и расходов на предприятии «Вираж» за 2015-2016 годы.
В третьей главе приводятся основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации, анализируются проблемы малого бизнеса и даются предложения по совершенствованию действующего законодательства по государственной поддержке малых предприятий.
Проведенное исследование позволят сделать следующие выводы.
Малый бизнес является важнейшей составной частью рыночной экономики. Развитие экономики государства во многом зависит от малого предпринимательства ввиду следующих причин:
• малое предпринимательство является важным сектором экономики. Данные субъекты легче переносят внешние изменения. Общий экономический спад России в начале 90-х годов был компенсирован как раз за счет таких предприятий и их способности быстро адаптироваться в условиях новых рыночных отношений. Государственные учреждения не смогли справиться с конкуренцией, ввиду чего разрушились или были подвергнуты приватизации;
• малый бизнес - основной источник налоговых отчислений. Небольшие компании формируют бюджеты разных уровней. Они отчисляют налоги в бюджет, создают рабочие места, предоставляют населению возможность заработать. Кроме того, данная группа налогоплательщиков более надежная, чем представители крупного бизнеса;
• малые предприятия развивают инновационные технологии. Некоторые организации интересуются развитием новых научно-технических изобретений. Такая деятельность приветствуется государством, поэтому предприниматели могут рассчитывать на дотации и дополнительное субсидирование;
• малые предприятия обеспечивают занятость населения, что положительно отражается на уровне безработицы;
• небольшое количество сотрудников способствует сплоченности коллектива, что не всегда наблюдается на крупных предприятиях. От этого возрастает трудовая мотивация и улучшаются результаты труда. Не менее важным является тот факт, что за трудоустройством могут обратиться социально нестабильные слои населения, а именно: молодежь, женщины, иммигранты и т.д. Именно здесь можно получить необходимый опыт, подняться по карьерной лестнице и самореализоваться.
Государственная поддержка малого бизнеса - необходимый процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от монополизации, а потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того, чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными процессами, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежную бюрократизацию всего государственного регулирования.
Необходимо отметить, что для стимулирования развития малого бизнеса государство может использовать только косвенные методы государственного регулирования, т.е. экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
Стратегическое планирование развития в настоящее время является важнейшей составной частью ведения коммерческой деятельности предприятия любой сферы деятельности. Стратегическое планирование заключается в определении миссии компании и постановке целей ее развития, исследовании внешних и внутренних факторов, которые впоследствии приведут к упрочению положения компании на рынке. Стратегический план разрабатывается как программа развития компании на определенный период времени. Четко сформулированные и конкретные задачи, разбитые на этапы, позволяют более эффективно направить деятельность всех сотрудников, помогут исключить возникающие споры и недопонимания, дают возможность осуществлять своевременный контроль.
Исследование было проведено на базе ООО «Вираж». Компания «Вираж» - малое предприятие промышленной отрасли. Целью общества является извлечение прибыли посредством поставки готовой продукции своим покупателям. Основным видом деятельности ООО «Вираж» является металлообработка.
Выявлено, что структура баланса в рассматриваемый период изменилась существенным образом вследствие изменения показателей. Отмечен рост основных средств, а также нераспределенной прибыли, что является положительным фактором. В то же время, неблагоприятным фактором является дебиторской и кредиторской задолженности. Коэффициент абсолютной ликвидности соответствует нормативному значению, что свидетельствует о наличии у компании возможности покрытия обязательств. Степень финансовой устойчивости неоднозначна, ряд показателей не соответствуют нормативным значениям.
По итогам анализа издержек выявлен рост как постоянных, так и переменных издержек. В целях недопущения дальнейшей негативной тенденции роста издержек, необходимо разработать мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов.
При анализе имущества и источников его формирования выявлено, что негативным аспектом коммерческой деятельности является рост дебиторской задолженности. Следовательно, в рамках исследуемого предприятия увеличению доходов будет, главным образом, способствовать снижение дебиторской задолженности.
Ввиду этого, основными задачами по управлению дебиторской задолженностью должны являться следующие:
• ежедневный контроль дебиторской задолженности;
• ежемесячное составление графиков с четкой понедельной разбивкой, в первую очередь, по крупным потребителям;
• проведение оценки платежеспособности потребителей;
• ужесточение платежной дисциплины в целях своевременного возврата задолженности;
• ускорение процесса возврата задолженности.
Среди рекомендаций по снижению кредиторской задолженности необходимо назвать следующие:
1. Пересмотр системы взаимоотношений с поставщиками.
Компания должна ориентироваться на своевременное погашение возникающей кредиторской задолженности, без ожидания критичной даты оплаты. В настоящее время такой подход в компании не реализуется.
2. Создание системы резервов.
Наличие резерва позволит компании погасить срочные обязательства при отсутствии необходимых средств.
3. Контроль оборачиваемости средств и ранжирование кредиторской задолженности.
Система управления кредиторской задолженностью должна подразумевать соотношение притоков и оттоков, а также определение очередности платежей по степени их срочности и важности.
Пересмотр систем управления дебиторской и кредиторской задолженностью будет являться важнейшим фактором стабилизации положения компании на рынке.
Вследствие технического перевооружения предприятие может значительно улучшить экономические показатели работы. Одним из основных пунктов программы технического перевооружения является приобретение и ввод в эксплуатацию нового оборудования взамен морально и физически устаревшего.
Благодаря реализации данного мероприятия, затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования сократятся. Следовательно, осуществлять постепенную замену оборудования экономически целесообразно, поскольку это позволяет эффективно управлять издержками технологических процессов.
Таким образом, предполагается, что реализация разработанных мероприятий будет способствовать улучшению финансовых показателей компании и появлению тенденции к устойчивому развитию.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
2. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации / А.Р. Алавердов. - М.: Синергия, 2012. - 656 с.
3. Алексеева И.В. Аудит эффективности маркетинговой стратегии развития коммерческой организации // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 45-48.
4. Антипов Д.В., Телепова А.А. Методика организационного развития систем управления // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №1. - С.104-107.
5. Белоцерковская Н.В., Иванченко О.П. Маркетинговые инновации: подходы, виды, содержание и внедрение // Вестник ОГУ. - 2014. - №4 (165). - С. 59-62.
6. Беляев О. Г., Корнилов Д. А. Оценка инновационного потенциала экономических систем // Управление экономическими системами. - 2012. - № 3(39). - С. 77.
7. Богданов Е.М. Роль стратегического планирования в развитии инновационного бизнеса//Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 11-1. С. 107-111.
8. Боловинцев Ю.А. Теоретико-методологические подходы к стратегическому планированию деятельности предприятий//Российское предпринимательство. 2013. № 23 (245). С. 74-80.
9. Васин А.С. Сущность и подходы к разработке стратегии организации // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 76-79.
10. Габасов Р.Р. Маркетинговые стратегии и особенности их применения // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 44. - С. 101-114.
11. Гончарова Ю.Ю. Критерии эффективности маркетинга предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2013. - №2. - С. 62-67.
12. Горшков Р.К. Формирование инновационного потенциала предприятия: ресурсный подход // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (12). - С. 86-88.
13. Горшкова Л.А., Поплавский Б.Н., Поплавская В.А. Современный подход к организационному развитию // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №2 (21). - С.24-26.
14. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №2. -2015. - С. 15.
15. Кизян Н.Г., Мелякова Е.В. Управление организационной культурой предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Проблемы современной экономики. - 2014. - №4 (52). - С.153-155.
...