Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегия развития медицинских услуг в сети учреждений «РЖД-Медицина»

Работа №123830

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

стратегический менеджмент

Объем работы116
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере полигона Горьковской железной дороги.
Проведен анализ данных за 2019-2021 годы.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 7
Глава 1. Деятельность по оказанию медицинских услуг населению на платной основе. Понятие, общие принципы, правила оказания, опыт развития………………………………………11
1.1 Экономические модели национальных систем здравоохранения….. 4
1.2 Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг….. 23
1.3 Деятельность медицинских организаций в системе ОМС и ДМС………….. 37
Глава 2. Развитие амбулаторного и стационарного направлений оказания медицинских услуг населению на платной основе…………….51
2.1 Характеристика рынка платных медицинских услуг……………….. 51
2.2 Нормативно-законодательная база оказания платных медицинских услуг, нормативные документы предоставления платных услуг……….56
2.3 Анализ ценовой политики, сравнение с конкурентами……………… 59
2.4 Анализ внешней среды лечебного учреждения……………………... 68
2.5 Анализ внутренней среды лечебного учреждения………………….. 73
2.6 SWOT анализ направлений стационарного и амбулаторного оказания платных медицинских услуг…………………………………….78
Глава 3. Выбор направления стратегического развития платных медицинских услуг…………82
3.1 Формирование бизнес-процессов деятельности в рамках амбулаторного и стационарного направлений оказания платных услуг населению………………………………………………………82
3.2 Выбор стратегического направления развития лечебного учреждения…………………83
3.3 Продвижение платных медицинских услуг физическим лицам и страховым компаниям…91
3.4 Формирование целевых ориентиров и дорожной карты реализации стратегии………96
Заключение……………………………………………… 104
Список литературы…………………………………… 110
Приложения………………………………………………… 122

Актуальность темы исследования. На современном этапе, с одной стороны, проблемам здоровья населения уделялось большое внимание в контексте укрепления безопасности страны, разработки неотложных мер по сохранению здоровья менее защищённых групп населения в сложных социально-экономических условиях нашей страны. С другой стороны, с целью выявления эндогенных причин проявления данного феномена, учитывая биосоциальную двойственность здоровья, его зависимость от культуры и образа жизни, огромное значение приобретает изучение опыта стратегического развития медицинских услуг.
Как и любая медицинская организация, ОАО «РЖД-Медицина» обладает значительным количеством степеней свободы и внутренним потенциалом для своего собственного самостоятельного развития. Такие возможности у организаций имеются, даже если они, как хозяйствующие субъекты, находятся в общей структуре территориальной или федеральной медицины, либо являются учреждениями частной медицины в составе медицинских сетей и в силу этого вовлечены в реализацию общих стратегий этих бизнес-систем.
При этом ОАО «РЖД-Медицина» заинтересована в своем развитии и поэтому нуждаются в определенных методических подходах по выполнению такого рода работ.
В силу представленности широкого разнообразия медицинских учреждений очевидно, что единой стратегии развития для организаций сферы здравоохранения нет. Тем не менее, из всего современного универсального арсенала инструментов разработки стратегии для отрасли здравоохранения может быть рекомендована его некоторая часть, которая наиболее применима к данной отрасли и современным условиям ее развития.
Вопросы моделирования системы здравоохранения, выявления факторов, обусловливающих оздоровительный процесс, оптимизации создания эффективных организационных форм в здравоохранении являются актуальными и позволяют адаптироваться к современным сложных экономико-политическим условиям.
Проблемы здоровья рассматривались в работах ряда зарубежных авторов: Ф. Энгельса, З. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера, В. Райха, Г. Лебона, Р. Шаффа, П. Сорокина, М. Вебера, П. Тейяр де Шардена, Р. Моуди и др. В настоящее время опубликовано значительное число научных трудов по проблематике стратегического развития медицинских учреждений таких учёных: Барышев А. В., Блохнова С.А., Буйских Е.Д., Генкин Б. М., Егоршин А. П., Едаков А.А., Кузьмина Л.К., Похабова С.С., Сенаторова К.А. Их работы посвящены различным аспектам развития общественного здоровья населения и деятельности систем здравоохранения экономически развитых стран.
Однако исследований, которые бы рассматривали систему менеджмента здравоохранения в единстве с особенностями его организации недостаточно, что явилось основанием выбора темы исследования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с разработкой и функционированием стратегии развития медицинских услуг в сети учреждений РЖД – Медицина.
Предмет исследования – стратегия развития медицинских услуг.
Цель магистерской диссертации – разработка стратегии развития медицинских услуг в сети учреждении РЖД-Медицина на примере полигона горьковской железной дороги.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить экономические модели национальных систем здравоохранения;
– описать правовое регулирование оказания платных медицинских услуг;
– охарактеризовать деятельность медицинских организаций в системе ОМС и ДМС;
– дать характеристику рынка платных медицинских услуг;
– описать нормативно-законодательную базу оказания платных медицинских услуг, нормативные документы предоставления платных услуг;
– провести анализ ценовой политики, сравнение с конкурентами;
– проанализировать внешнюю среду лечебного учреждения;
– провести анализ внутренней среды лечебного учреждения;
– провести SWOT анализ направлений стационарного и амбулаторного оказания платных медицинских услуг;
– изучить формирование бизнес-процессов деятельности в рамках амбулаторного и стационарного направлений оказания платных услуг населению;
– осуществить выбор стратегического направления развития лечебного учреждения;
– рассмотреть возможности продвижения платных медицинских услуг физическим лицам и страховым компаниям;
– сформулировать формирование целевых ориентиров и дорожной карты реализации стратегии.
Нормативно-правовую базу работы составили: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022), Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022), Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», иные нормативно-правовые акты.
Информационную базу исследования составляют российская и иностранная экономическая, научная, монографическая и учебно- методическая литература, публикации в периодической печати, материалы международных и национальных научных конференций по исследуемому вопросу.
Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования заключается в дальнейшем развитии стратегии развития медицинских услуг в сети учреждений РЖД-Медицина на примере полигона Горьковской железной дороги в условиях современного развития экономики. Практическая ценность работы также обусловлена важностью анализа и применения стратегического развития платных медицинских услуг.
Структура работы определяется логикой исследования стратегического развития медицинских услуг и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного в магистерской диссертации исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Здравоохранение можно определить, как систему государственных, общественных и медико-санитарных мероприятий, направленных на лечение заболеваний, улучшение качества здоровья населения, обеспечение трудоспособности и активного долголетия граждан. Среди исследователей нет единого подхода к определению того или иного типа управления системой здравоохранения. Одни считают централизованную модель более эффективной, другие склонны к децентрализованной либо смешанной модели, когда используется определённая доля децентрализации. Особенности функционирования смешанных моделей управления в сфере здравоохранения предопределяются уровнем социально-экономического и технологического развития страны, национальными приоритетами, политическим устройством.
2. Мы определили и обосновали границы периодов в истории России, когда оказание платных медицинских услуг имело свое законодательное оформление, а также выделили период, когда медицинская помощь гражданам России оказывалась бесплатно. Как свидетельствует наше исследование, мы выявили три хронологических периода с хроноразрывом. Первый макропериод, представленный временным интервалом (1754-1917), когда медицинская помощь оказывалась на платной основе, с выделением в нем двух микропериодов: (1754-1835) и (1835-1917). Второй макропериод: (1917-1991) – это период стремления советского правительства придать всеобъемлющий характер бесплатной медицинской помощи советским гражданам с хроноразрывом, временным интервалом в российской истории, - периодом НЭПа (1921-1928), который следует рассматривать как период времени, когда частная медицинская практика на законодательном уровне была широко распространена. И наконец, третий макропериод – с 1991 г. – по настоящее время – период законодательного оформления платных медицинских услуг.
Следует признать, что современные процессы трансформируют медицину, которая была доступной и бесплатной в советское время, сводя бесплатное обслуживание к минимуму (период НЭПа) и направляя вектор развития в сторону платной медицины, подобной той, что существовала в Российской Империи. Отметим, что институт платных медицинских услуг не эволюционировал на протяжении длительного времени, а возникал в сходных условиях в разные исторические периоды при отсутствии преемственности между ними. Эмпирическое обобщение правового регулирования в области здравоохранения позволило нам заключить рациональное объяснение течения истории в ее прошедшем и настоящем.
3. Современные процессы трансформируют медицину, которая была доступной и бесплатной в советское время, сводя бесплатное обслуживание к минимуму (период НЭПа) и направляя вектор развития в сторону платной медицины, подобной той, что существовала в Российской Империи. Отметим, что институт платных медицинских услуг не эволюционировал на протяжении длительного времени, а возникал в сходных условиях в разные исторические периоды при отсутствии преемственности между ними. Эмпирическое обобщение правового регулирования в области здравоохранения позволило нам заключить рациональное объяснение течения истории в ее прошедшем и настоящем. Обязательное медицинское страхование (далее ОМС) – это комплекс мероприятий по охране здоровья, предоставлению бесплатной медицинской помощи в рамках действующего законодательства, а также выполнение профилактических мероприятий. Реализация обязательного медицинского страхования происходит через специализированные юридические организации ― страховые компании. В числе основных задач рассматривается обеспечение населения необходимой медицинской помощью через заключение договоров. Кроме того, через фонды осуществляется оплата оказанных застрахованным лицам (пациентам) услуг лечебным учреждениям, защита прав населения.
4. Проведенный анализ рыка платных медицинских услуг показал, что в скором времени на рынке медицинских услуг будут действовать следующие тенденции. Рынок частной медицины сократится в абсолютном выражении (в стоимостном может вырасти за счет роста стоимости услуг). Крупные и сетевые медицинские центры будут располагать большими возможностями по оптимизации издержек, что приведет к ускорению вымывания с рынка мелких игроков и росту медицинских сетей. Ускорится процесс укрупнения сетевых клиник, рост региональных и федеральных сетей. Существенного перераспределения пациенто-потока в пользу государственных медицинских учреждений ожидать вряд ли стоит, т.к. часть пациентов в силу снижения доходов будут вынуждены перейти из частного в государственный сектор, однако ожидаемый дефицит финансирования снизит доступность бесплатных услуг, что будет провоцировать обратную тенденцию.
Перспективным ценовым сегментом станет «эконом», поскольку цена снова станет определяющим фактором при выборе поставщика медицинских услуг для большей части населения.
5. Оказание возмездных медицинских услуг необходимо развивать для поддержания интересов пациентов, для обеспечения профессионального развития медицины. Следует создать грамотное правовое регулирование, не допуская коррупции и произвола. При этом правовое регулирование платных медицинских услуг не должно существенно отличаться от правового регулирования услуг, оказываемых в рамках программы ОМС. Требования к качеству оказываемых услуг, используемого оборудования, кадрам должны быть одинаковыми. Различия должны быть в основном именно в порядке получения и оформления оплаты.
6. Сравнение с конкурентами показывает, что практически по всем консультативным услугам мы видим превышение стоимости над средней, и особенно огромное превышение в стоимости консультации специалистов с научными степенями. При таком положении дел вероятно «спрос на клинику» среди данных специалистов будет очень велик. Услуги стационара в стоимости одного койко-места однако при этом ниже чем у конкурентов хотя по основным из них мы частично по этой позиции не имеем сведений. В целом такое ценообразование можно признать не вполне адекватным. Рынок платных медицинских услуг в последние 2 года непрерывно сокращается под влиянием кризисных явлений в экономике страны, отражающихся на уровне жизни населения. При этом в ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Нижний Новгород» динамика роста стоимости услуг ПМУ наблюдалась и на протяжении последних лет. В результате все это время снижается и количество услуг, приходящихся на одно посещение пациентом, а последнее резкое повышение стоимости услуг вынуждает клиентов и далее сокращать их количество. Как видим общий тренд динамики платных услуг – устойчиво негативный во всех аспектах. Это во многом стало результатом того, что в Больнице сегмент ПМУ сложился стихийно и развивается стихийно. Нет обоснованного анализа и маркетинга в основе системы принятия решений по формированию набора ПМУ, ценообразованию, клиентоориентированности услуг. Это приводит к поверхностному подходу к формированию Прейскуранта платных услуг.
7. Анализ внешней среды лечебного учреждения позволяет заключить, что внешние условия функционирования РЖД-Медицина на полигоне Горьковской железной дороги достаточно благоприятны. Основу населения г. Нижнего Новгорода и нижегородской области составляют мужчины трудоспособного возраста, которые трудятся на имеющихся в области крупных предприятиях. Также отметим важную тенденцию по возвращению уровня заработной платы к уровню до пандемии коронавируса, что также способствует дальнейшему развитию рынка платных медицинских услуг региона.
8. Проведенный анализ внутренней среды и основных статей бюджета затрат показывает стабильность функционирования медицинского учреждения, структура которого устойчива и эффективна.
9. Для эффективного развития деятельности по оказанию платных медицинских услуг в рамках ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Нижний Новгород», в дальнейшем поможет реализация как минимум двух стратегически важных проектов: «Стратегическая оптимизация» - для целенаправленного и последовательного создания работоспособной бизнес-системы; Разработка эффективного алгоритма для «тушение пожаров» с целью быстрого решения наиболее актуальных проблем сразу после их возникновения.
10. В настоящее время создание и внедрение стратегии развития медицинских услуг в сети учреждений «РЖД-Медицина» является основополагающим моментом в управлении медицинской организацией, которая должна обеспечить ее устойчивый экономический рост и развитие, а также повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг. Эффективная долгосрочная работа любой организации медицинской сферы, ее экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом использовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
Это невозможно без разработки и реализации какой-либо стратегии, так как необходимо учитывать программу, план, общий курс предмета управления для достижения стратегических целей.
11. Мы рассмотрели основные тренды медицинского маркетинга 2023 года. Приоритетные направления - инвестиции в контент-маркетинг и многоканальность, использование современных приложений, сервисов, управление репутацией клиники, работа с негативными отзывами. Для формирования доверия клиентов целесообразно использовать email-рассылку и сочетать методы офлайн и онлайн маркетинга.
12. В рамках развития дорожной карты реализации стратегии необходимо произвести настройку и доработку критичных процессов и решить проблемы, которые явились следствием сегодняшней недоработанности данных процессов. С этой целью предлагается инициировать проект - «Осуществление оптимизации и запуска бизнес-процесса «Оказание услуг» ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Нижний Новгород.
В рамках инициации проекта необходимо сформулировать проблемы, которые необходимо решить, указать цели, прописать ожидаемый результат.
Мы расписали основные показатели проекта «Осуществление оптимизации и запуска бизнес-процесса «Оказание платных услуг» ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Нижний Новгород в виде «паспорта проекта». Внедрение данного проекта по оптимизации бизнес-процесса направленного на оказание медицинских услуг позволит достичь таких стратегически важных показателей как: увеличение количества обслуживаемых человек (клиентов ОПМУ) к 2024 г, повысить количество оказываемых услуг к 2024 году до 190 тыс. в год.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
5. Закон РФ от 28 июня 1991 № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 04.07.1991. № 27. Ст. 920.
6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41.Ст. 5628,
8. Декрет ВЦИК о страховании на случай болезни от 22 декабря 1917 г. (4 января 1918г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/17-12-22.htm
9. Устав воинский // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. V. 1713-1719, № 3006. С. 246.
10. Балалыкин Д.А. О проблеме периодизации истории медицины / Д.А. Балалыкин // История медицины 2016. Т. 3. № 3. С. 245-264
11. Бартель Е.И. Управление системой здравоохранения // В сборнике: Актуальные проблемы агропромышленного комплекса. сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ. Новосибирск, 2022. С. 263-265.
12. Буйских Е.Д. Национальные проекты оздоровления нации // В сборнике: Трансформация экономики и управления: новые вызовы и перспективы. Сборник статей и тезисов докладов 2 и 3 секций XI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 31-36.
13. Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах / Г. Жаркович с соавт. – М.: Федеральный фонд ОМС, 1998
14. Дятлов С.П. Вызовы системе здравоохранения в обеспечении качества жизни человека // В сборнике: Методология предотвращения угроз в XXI веке. Сборник научных трудов. Иркутск, 2022. С. 646-650.
15. Ермоленская А.Н. Обеспечение экономической безопасности в сфере здравоохранения // В сборнике: Проблемы экономической безопасности в условиях цифровизации экономики. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2022. С. 180-189.
16. Затравкин С.Н. О периодизации истории медицины и научных революциях в медицине 17–21 веков / С.Н. Затравкин // История медицины 2017. Т. 4. № 1. С. 89-99.
17. Казаков А.В. Государственное регулирование системы здравоохранения // В сборнике: Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Сборник статей научных докладов по итогам XIV Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Под редакцией Л.С. Морозовой. Москва, 2022. С. 249-254.
18. Кузьмина Л.К. Развитие системы здравоохранения в контексте Концепции устойчивого развития // В сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий. Материалы VII международной научно-практической интернет-конференции. Вологда, 2022. С. 182-185.
19. Кучеренко В.З. Проблемы реформирования здравоохранения в мировом масштабе / В.З. Кучеренко. – М.: Первый МГМУ, 2011.
20. Лихтшангоф А.З. Периодизация истории мировой и отечественной гомеопатической медицины / А.З. Лихтшангоф // Педиатр. 2014. Т. 5. № 1. С. 132-139.
21. Похабова С.С. Правовая природа договора оказания платных медицинских услуг // Lex Russica (Русский закон). 2008. Т. 67. № 1. С. 154-157.
22. Стеценко С.Г. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России: Исторический и теоретико-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. Спб., 2002. – 452 с.
23. Сенаторова К.А. анализ рынка платных медицинских услуг и перспективные направления // Сборник трудов III Национальной научно-практической конференции. Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I. 2020. С. 234-237.
24. Таранов А.М. Страхование здоровья и особенности национальных систем медицинского страхования / А.М. Таранов, А.А. Миронов. – М.: Практика, 2017. – 512 с
25. Тресков В.И. ОМС – ваша гарантия на медицинскую помощь. – М.: Редакция «Российской газеты», 2017. – Вып. 6. – 144 с.
26. Экономика и управление в здравоохранении: учебник и практикум для вузов / А.В. Решетников, Н.Г. Шамшурина, В.И. Шамшурин; под общ. ред. А.В. Решетникова. – М.: Юрайт, 2017. – 303 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ