Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Система корпоративного обучения персонала: понятие и сущность 8
1.2 Классификация и виды обучения персонала 9
1.3 Показатели эффективности и качества обучения 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА И СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В ООО «ГРИАНД» 18
2.1 Характеристика деятельности предприятия 18
2.2. Анализ состояния персонала 26
2.3 Анализ эффективности обучения персонала 40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА В ООО «ГРИАНД» 47
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы обучения 47
3.2 Оценка экономического и социального эффекта от мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Аннотация
Выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствование системы корпоративного обучения персонала ООО «ГРИАНД» объемом 72 страницы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и одного приложения.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по совершенствованию системы корпоративного обучения персонала ООО «ГРИАНД».
В первой главе рассмотрены теоретические основы системы обучения персонала в организации: система обучения персонала: понятие и сущность; классификация и виды обучения персонала; показатели эффективности и качества обучения.
Во второй главе проведен анализ состояния персонала и эффективности системы корпоративного обучения в ООО «ГРИАНД».
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию системы корпоративного обучения в организации и дана оценка экономического и социального эффекта от мероприятий.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 22 таблицы, 10 рисунков, список литературы из 34 используемых источников и одного приложения.
Ключевые слова: персонал, кадры, обучение персонала, обучение на рабочем месте, обучение с отрывом от производства, индивидуальное обучение, групповое обучение, курсовая подготовка, поддерживающее обучение, инновационное обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров.
В условиях современной рыночной экономики в организации, предоставляющей услуги общественного питания, возникают не только финансовые проблемы, но и вопросы, связанные с сохранением квалифицированных специалистов, без которых невозможно успешно выполнять работу. Успех ресторанного бизнеса зависит от многих факторов. Одним из основных является штат сотрудников. В современных условиях важно не только грамотно подобрать персонал в соответствии с требованиями к квалификации, но и правильно организовать его труд, максимально использовать профессиональный потенциал сотрудников и направить его на достижение целей организации. Высокая заинтересованность персонала - это составляющая условия успеха любой компании.
Для достижения высоких конечных результатов, на которые нацелена любая организации, необходима заинтересованность всего персонала в выполнении поставленных задач. Потерять специалиста можно не только в прямом смысле этого слова, но и в переносном, когда снижается его трудоспособность и инициативность. В связи с этим целесообразно уделять особое внимание развитию персонала. Эффективность деятельности организации зависит не столько от накопления и использования уже найденных решений, но и от способности персонала организации обучаться на собственном опыте. Развитие персонала способствует формированию коллектива, обладающего высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией.
Обучение персонала связано с другими направлениями работы с персоналом, базируется на потребностях организации в целом. Крупные компании, много лет в системе обучающие свой персонал, достигают уровня, когда самообучение из инструмента адаптации и развития подчиненных, превращается в инструмент развития организации в целом.
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению и развитию персонала, которая призвана повышать уровень трудовой мотивации и приверженности персонала своей организации.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью современных организаций общественного питания, развивающихся в соответствии с экономическими и технологическими тенденциями, в условиях жесткой конкуренции в данной области, в квалифицированных сотрудниках, которые будут обеспечивать высокий уровень производительности труда и устойчивый рост компании. Этому будет способствовать реализация системного подхода в обучении персонала.
Объект исследования - ООО «ГРИАНД», расположенное по адресу:
г. Москва, улица Шверника, 13-1 под торговым наименованием кафе «ГРИАНД».
Предмет исследования - корпоративное обучение персонала в организации общественного питания.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по совершенствованию системы корпоративного обучения персонала ООО «ГРИАНД».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы корпоративного обучения персонала;
- проанализировать состояние и систему корпоративного обучения персонала в кафе «ГРИАНД»;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию корпоративного обучения персонала в организации.
Значительный вклад в разработку проблемы обучения персонала внесли зарубежные исследователи: Амстронг М., Бессейр О., Ботерф Дж., Боятцис Р., Зарифьян П., Лоуренс П., Хант Дж. и др. Исследованию развития персонала посвятили свои работы отечественные ученые: Кибанов А.Я., Молодчик А.В., Прокопенко В.Ю., Щекин Г.В. и др.
Отдельные аспекты формирования конкурентных преимуществ фирмы на основе повышения уровня знаний персонала рассмотрены в работах Друкера П., Грейсона Дж. К., Гуияра Ф., Попова С.А., Мазура И.И., Шапиро В.Д. и др.
Основные положения концепции управления знаниями изложены в работах Сенге П., Букович У., Уильямса Р., Данилова А.Д., Шифрина С.Н., Стоунхауса Дж., Гольдштейна С.Н. и др.
Исследованию взаимосвязи стратегического управления компанией и развитием персонал на основе его обучения посвятили свои работы отечественные специалисты: Кибанов А.Я., Травин В.В., Дятлов В.А., Шекшня C.B., Мишурова И.В., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. и др.
Анализ научной литературы показал, что в работах исследователей представлены различные подходы к определению содержания понятия «развитие персонала», выделяются разные элементы системы обучения и развития персонала, при этом недостаточно внимания уделено механизму ее формирования, что и определило круг проблем для настоящего исследования.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, периодические издания, локально-нормативные акты документы ООО «ГРИАНД».
В работе использованы общенаучные методы (анализ, сравнение). Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована для повышения конкурентоспособности на рынке за счет построения эффективной системы развития персонала.
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют более высокого уровня профессиональной подготовки персонала и хорошо спланированной, четко организованной работы по обучению персонала. При этом обучение не должно ограничиваться лишь передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В идеале обучение призвано передавать работникам также информацию о текущем состоянии дел в компании и способствовать развитию у них понимания перспектив развития организации и основных направлений ее стратегии, повышать уровень трудовой мотивации, приверженности работников своей организации и включенности в ее дела.
Знания, полученные работниками в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления. Поэтому все большее распространение в западных и российских компаниях получает идея создания системы непрерывного образования сотрудников (концепция «обучающейся организации»).
Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.
Организации, готовые инвестировать деньги в обучение своих сотрудников, могут рассчитывать на то, что работники, повысившие уровень своей профессиональной подготовки, смогут легче и быстрее решать более сложные задачи, будут настойчивее искать и чаще находить наилучшие ответы на возникающие вопросы, быстрее справляться с трудностями в работе, у них будет выше уровень приверженности своему предприятию, выше готовность работать на него с полной отдачей сил.
Современные подходы к управлению организациями основываются на том, что персонал рассматривается в качестве ключевого фактора,
определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов. Как показывает опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний, инвестиции в персонал, создание условий для роста работников и повышения их профессионального потенциала дают в 2-3 раза более высокую отдачу, чем средства, направленные на решение чисто производственных задач.
Эффективность работы организации и устойчивый рост ее финансовых результатов во многом зависят от наличия системного подхода к обучению персонала, что является важным фактором не только личного и профессионального роста, но и повышения лояльности к организации.
Квалифицированный персонал пользуется повышенным спросом в современных компаниях, в том числе в организациях общественного питания, т.к. их деятельность напрямую зависит от квалифицированности сотрудников, что делает мероприятия по обучению персонала неотъемлемой частью работы с персоналом.
Объектом исследования является кафе «ГРИАНД» (ООО «ГРИАНД») - развивающая организация на рынке услуг общественного питания г. Москва, созданная в июне 2015 г.
Анализ структуры персонала позволил сделать вывод о том, более 50% сотрудников имеют общий стаж работы менее трех лет, и это напрямую отражается на эффективности труда в отрицательную сторону.
Наряду с этим, мы выяснили, что часть работников кафе «ГРИАНД» не имеют образования в области общественного питания. Это говорит о низкой квалифицированности персонала. Кроме того, работники не обладают высоким уровнем профессионализма, что подтверждается уровнем образования: только 20,7% занятых работников кафе «ГРИАНД» имеют высшее образование, 44,8% - среднее профессиональное, 24,1% - среднее общее и 10,3% окончили только 9 классов общеобразовательной школы. Это обусловливает необходимость предпринять меры по обучению персонала.
Проблемой, препятствующей эффективному развитию персонала в кафе «ГРИАНД», является высокая текучесть персонала (данный показатель в 2018 г. составил 34%, что превышает нормативное значение в 7 раз). Это отражает низкую эффективность процесса организации работы с персоналом, а именно: плохо организованные процессы адаптации, обучения, планирования карьеры и продвижения работников, неэффективное использование возможностей мотивации и стимулирования персонала.
За три года в организации было проведено только два мероприятия по обучению персонала: участие официанта кафе в обучающем семинаре и обучение поваров-кондитеров в связи с появлением в меню новых видов тортов.
Наряду с отрицательными моментами выявлена положительная тенденция: эффективное использование делегирования полномочий как меры по развитию персонала кафе «ГРИАНД». Оно реализуется в двух формах: директора - администратор, администратор - официант.
В результате проведенного анализа в рамках исследования был разработан комплекс мероприятий по обучению персонала в кафе «ГРИАНД», в который входит:
- обучение в виде наставничества для адаптации новых сотрудников;
- тренинги для официантов («Идеальный сервис от А до Я», «Алгоритм продаж», «Сочетание» и «Презентация меню»);
- мастер-классы для поваров («Фьюжн: паштет, цыпленок табака, малиновый мусс»);
- участие шеф-повара в конкурсе «В мясо» (г. Москва);
- выставка для поваров «Chefs Food»;
- мастер-класс по повышения квалификации и профессионализма для бармена (г. Москва);
- обучение на курсах «Бариста» (г. Москва);
- дистанционные курсы для администратора «Менеджер ресторана».
На основе предложенных мероприятий, нами был составлен план обучения и развития персонала в кафе «ГРИАНД» на год (01.03.2020 г. - 29.02.2021 г.), согласно которому бюджет затрат составил 64823 руб.
Предложенные мероприятия позволят организовать системный процесс работы по обучению персонала, усовершенствовать процесс адаптации новых сотрудников, повысить квалифицированность персонала, сократить текучесть кадров. При этом самым главным результатом внедрения данных мероприятий станет в перспективе повышение конкурентоспособности кафе «ГРИАНД».
1. Трудовой кодекс Российской Федерации №197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.
2. ГОСТ 30524-2013. Услуги общественного питания. Требования к персоналу. Дата введение 01.01.2016 г.
3. Конвенция 142 О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, 1975.
4. Конвенция МОТ № 35 об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс].
6. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования».
7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01.
8. Агамирова, Е.В. Некоторые подходы к оптимизации процессов управления персоналом в современном ресторанном бизнесе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. - № 3. - с. 31-35.
9. Анисимов, В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. - М.: Финпресс, 2016. - 287 с.
10. Анцупов А.Я. Конфликтология: [теория и практика] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 6-е изд., испр. и доп. - Спб.: Питер, 2016. - 525 с.
11. Артемова, Е.Н. Современные стандарты обслуживания. Организация питания в ресторанах, гостиницах и туризме: учебное пособие для высшего профессионального образования / Е.Н. Артемова, Н.В. Мясищева. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет УНПК», 2015. - 245 с.
12. Богданов Ю. Н. Мотивация персонала / Ю. Н. Богданов, Ю. В.
Зорин, Д.А. Шмонин, В.Т. Ярыгин // Методы менеджмента качества.- 2016.- № 11. - с. 14-19.
13. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 688 с.
14. Виниченко, М.В. Эффективность, как основа KPI. Материалы Ивановских чтений. 2015. - №5. - с. 209-216.
15. Егоршин А.П. Организация труда персонала. Учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
16. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учеб. пособие. - Н. Новгород: НИМБ, 2016. - 603 с.
... Всего источников – 34.