ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ФАКТОРОВ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и содержание корпоративной культуры как основы функционирования современной организации 8
1.2. Типы корпоративной культуры 13
1.3. Условия и факторы формирования корпоративной культуры в организации в целях оптимизации внутренней среды организации 18
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» 28
2.1. Характеристика организации и оценка кадровый структуры муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детский экологический центр» 28
2.2. Алгоритм формирования корпоративной культуры в учреждении 37
2.3. Анализ уровня корпоративной культуры «Детский экологический центр» и проблемы ее функционирования 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «СИЛЬНАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» 52
3.1. Обоснование проектных мероприятий совершенствования корпоративной культуры учреждения дополнительного образования «Детский экологический центр» 52
3.2. Оценка социально-экономической эффективности проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Типы культуры организации С. Ханди 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Программа управленческого тренажера для МОУ ДО «ДЭЦ» 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа тренинга «Стрессменеджмент. Стрессоустойчивость» 86
В последние годы наблюдается увеличение интереса исследователей к вопросам рационального использования нематериальных активов организаций. Одним из таких активов является корпоративная культура, способная при определенных условиях повысить стоимость бизнеса.
Актуальность исследования определяется тем, что организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации. Этот «жизненный» потенциал деятельности организации обеспечивает корпоративная культура: то, как строятся отношения между сотрудниками, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между компаниями, но и определяет успех их функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями корпоративной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.
Необходимо отметить, что корпоративная культура потребительского сообщества будет отличаться от корпоративной культуры коммерческой организации, что обусловлено не только особенностями его хозяйственной деятельности, но и ценностными установками потребительского кооператива. При этом необходимо учитывать, что в состав потребительского сообщества также входят отдельные предприятия, элементы корпоративной культуры которых могут, как соответствовать, так и противоречить в чем-то сущностным характеристикам самого кооперативного сообщества.
Проблема исследования корпоративной культуры в настоящее время находится в центре внимания многих ученых и специалистов. Понятие корпоративной культуры исследуют как российские (Пугачев В. П., Зайцева Т.В. и Зуб А.Т., Виханский О.С. и Наумов А.И., В.А. Спивак, Т.О. Соломанидина), так и зарубежные ученые (Э. Шейн, Г. Хофстеде, М. Армстронг, М. Мескон, Р. Гэллегер).Изучением проблем корпоративной культуры занимались такие ученые, как:Анплеев, А.А., Бородин С.И., Богуславский П.Д., Василенко С.В., Зайцева Н.А., Карташов С. А., Павлова В. В., Шкляев А. Е., Митина Н.Н., Семенова Н.С., Ю.Д. Красовский, В.И. Лавриненко, И.Д. Ладанов, А.Г. Новицкий и др. Большое научное значение имеют работы в этой области зарубежных ученых: Р. Акоффа, П. Друкера, К. Камерона. Вместе с тем, проблема исследования типов корпоративной культуры и факторов ее формирования, остается пока еще малоизученной. Это и обусловило выбор темы исследования.
Объектом данного исследования выступает корпоративная культура муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детский экологический центр»(далее МОУ ДО «ДЭЦ»).
Предметом являются условия и факторы формирования корпоративной культуры в организации в целях оптимизации внутренней среды организации МОУ ДО «ДЭЦ».
Целью работы является изучение типов корпоративной культуры и разработка предложений по развитию корпоративной культуры муниципального образовательного учреждения доп. образования «Детский экологический центр»МОУ ДО «ДЭЦ».
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
• рассмотреть понятие корпоративной культуры;
• изучить типы корпоративной культуры;
• охарактеризовать условия и факторы формирования корпоративной культуры;
• дать характеристику организации и оценка кадровый структуры МОУ ДО «ДЭЦ»;
• провести анализ корпоративной культуры МОУ ДО «ДЭЦ»;
• предложить проект «Сильная корпоративная культура» для МОУ ДО «ДЭЦ» и дать оценку его эффективности;
В работе использовались теоретические и практические методы исследования. К теоретическим относятся сравнительный и системный методы исследования, а также методы анализа, синтеза. В качестве практических методов использовались анкетирование, диагностирование.
Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночной экономики, стратегического менеджмента и управления социально-экономическими системами.
Эмпирическую базу работы составили результаты мониторинговых исследований, проведенных организацией по вопросам специфики и трансформации корпоративной культуры муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детский экологический центр».
Период исследования с сентября по ноябрь 2017 года.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать полученные результаты для улучшения корпоративной культуры МОУ ДО «ДЭЦ». Материалы данного исследования могут быть использованы в преподавательском процессе, при разработке учебных курсов по социологии управления, экономической социологии, специальных курсов учебных дисциплин.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, в которых содержится восемь параграфов, заключения, списка литературы и трех приложений.
Как показало проведённое исследование, управление корпоративной культурой оказывает значительное воздействие на эффективность всей деятельности учреждения, потому что культура присутствует во всех действиях человека. Культура предполагает систему отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов коллектива определенную уникальную общую для них психологию.
Корпоративная культура включает систему ценностей, убеждений, верований, представлений, ожиданий, символов, а также деловых принципов,норм поведения, традиций, ритуалов и т.п., которые сложились в организации или ее подразделениях за время работы и которые разделяются большинством сотрудников. Основная задача корпоративной культуры заключается в помощи людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать при этом максимальное удовлетворение.
Для достижения внешних целей необходимо, чтобы работники организации были ознакомлены и положительно воспринимали: миссию, стратегию и главные задачи корпорации; методы и средства достижения стратегических целей;системы иерархии и стимулирования;критерии оценки вклада каждого индивида и группы; средства контроля и координации общих действий.
Создание корпоративной культуры важно не только для поддержки командного духа - от нее во многом зависит будущее образовательной организации, и ее успех. Отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания ценностей. Поэтому важно, чтобы ценности образовательной организации и человека совпадали.
Проведя исследование корпоративной культуры в деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детский экологический центр» было выявлено что, не смотря на стабильную ситуацию, в формировании корпоративной культуры есть свои недостатки: низкая информируемость; мало времени уделяется развитию работников; не все могут описать ценность образовательной организации; сотрудники не четко осознают свой вклад в достижение целей организации;найм новых работников осуществляется без соблюдения основных требований и процедур; мало кто знает о лидерах образовательной организации; слаба мотивация сотрудников.
Определено, что к основным ориентациям учреждений системы МОУ ДО «ДЭЦ» относятся ориентация на качество, ориентация на технологию, направленность на усиление корпоративного духа. Улучшение морального климата МОУ ДО «ДЭЦ» можно достигнуть, приняв меры по снижению стресса сотрудников в рабочее время. Также, необходимо расширить территорию, предназначенную для стоянки личных транспортных средств сотрудников аппарата управления МОУ ДО «ДЭЦ», так как на сегодняшний день отсутствие достаточного места доставляет немалые неудобства многочисленному коллективу учреждения.
Целью проекта является развитие корпоративной культуры МОУ ДО «ДЭЦ» в направлении отношения к работе на данном учреждении, систем обучения, норм поведения и ряду других ценностей
Были предложены инновационные методы стимулирования сотрудников МОУ ДО «ДЭЦ», к которым можно отнести:
• введение гибкой системы формирования гарантированной части вознаграждения, при расчете которой учитываются не только базовый статус работника, но и его индивидуальные характеристики; предложенная система материального стимулирования работников высших учебных заведений способствует росту профессионализма и одновременно повышает уровень выплачиваемого трудового вознаграждения;
• введение новой структуры формирования премиальной части материального вознаграждения, которая основывается на личном подходе к вкладу того или иного сотрудника и его индивидуальным достижениям, и результатам;
• применение объективной системы контроля в оценке работников, в том числе со стороны потребителей образовательных услуг - детей и родителей, что в полной мере отражает взаимосвязь личного вклада сотрудника, с уровнем выполнения поставленных задач.
В управление корпоративной культурой МОУ ДО «ДЭЦ» было предложено включить ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые вместе образуют цикл: подбор, прием и адаптация работника в МОУ; осуществление контроля за работой педагогов; планирование карьеры кадров организации, их профессионального роста; обеспечение рациональных условий труда, создание социально-психологического климата; разработка системы мотивации работника (как материальной, так и нематериальной); участие в переговорах с профсоюзами; разработка социальной политики организации (льготы, вознаграждения, скидки); разрешение конфликтов.
Эффективность предложенных мероприятий определена, прежде всего, такими показателями как прогнозирование роста профессионального уровня сотрудников. Рост заработной платы сотрудников прогнозирует эффективность мероприятий по усовершенствованию системы оплаты труда. В 2018г. должна значительно сократиться текучесть кадров по сравнению с 2017 на 45.3%, что также подтверждает прогноз предложенной программы, повысятся показатели индивидуальных достижений и результатов сотрудников МОУ ДО «ДЭЦ».
Таким образом, наибольшей эффективности проекта является развитие корпоративной культуры педагогических работников достигается при использовании комплексного подхода, путем сочетания материального и нематериального стимулирования работников, коллективных форм и индивидуальных.
Реализация проекта позволит:повысить качество управления за счет развития ключевых компетенций персонала;выявить как движущие, так и тормозящие факторы развития учреждения;проработать реальные проблемы учреждения;корректировать сознательные установки и бессознательные динамики в процессе работы, что ведет к повышению лояльности персонала по отношению к руководству и учреждению;снизить естественное сопротивление руководителю со стороны персонала;определить возможности и ограничения каждого из участников;выявить особо талантливых людей, способных к выполнению лидерской функции;выработать рекомендации для руководителя учреждения по оптимальному использованию потенциала сотрудников;сформировать единый внутрикорпоративный язык и взаимопонимание.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:федер. закон: принят гос. думой 21 дек. 2001 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 19.11.2017)
2. Анплеев, А.А. Корпоративная культура как объект исследования в современном социогуманитарном знании/А. А. Анплеев//Вестник КазГУКИ. -Казань. -2014. -№ 3. -С. 30 -39.
3. Базык Е.Ф., Буряк Н.Ю. Проблемы управления организационной культурой компании в системе культурологического знания (научная статья)//Теория и практика общественного развития. -2015. № 11. -С. 241-243.
4. Бланшар К., О’Коннор М. Ценностное управление. Изд-во: Попурри, 2017. -112 с.
5. Бородин С.И., Богуславский П.Д. Функции и типы корпоративной культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1. [Электронный ресурс]: ййр://’№еЬ.зпаика.ги/1ззиез/2017/01/30119 (дата обращения: 14.11.2017)
6. Буряк Н.Ю. Значение и функции языка в становлении личности в условиях информационно-коммуникативной культуры (научная статья)//Проблемы современной науки и образования. -2017. № 12 (30). -С. 150-152.
7. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. [Электронный ресурс]: http://fictionbook.ru/static/trials/00/17/22/00172257.a4.pdf (дата обращения: 14.11.2017)
8. Внутренний краудсорсинг как инструмент вовлечения персонала//Управленец. -2016. -№ 61.
9. Горина, Т. С. Применение типологий для изучения корпоративной культуры/Т.С. Горина//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2017.-№ 2.-С. 43-48.
10. Демидова Е.В. Реструктуризация организации как инструмент совершенствования корпоративной культуры/Е.В. Демидова//Современные проблемы науки и образования. - 2017. -№ 6. С. 23-40.
11. Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н., МакАулиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. СПб.: Питер, 2015. 195 с
12. Губайдуллина Е. В. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 538541. — URL https://moluch.ru/archive/113/28842/ (дата обращения: 05.12.2017).
13. Зайцева Н.А. Подбор персонала и корпоративная культура: как найти «своих» людей. Журнал «Управление корпоративной культурой», 2015, № 34, с. 200-208.
14. Ермакова Ж. А. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / Ж.А. Ермакова, И.Н. Корабейников, Р.М. Прытков; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: ОГУ, 2016. - 256 с.
15. Жув Д., Массони Д., Подбор персонала / Пер. с франц; под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Нева, 2015. - 100 с.
...