Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы 8
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 14
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности фирмы 17
1.4 Способы повышения конкурентоспособности 24
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «МЕРКУРИЙ» 28
2.1 Организационно - правовая и финансово-экономическая характеристика ООО «Меркурий» 28
2.2 Анализ основных рынков и конкурентов ООО «Меркурий» 36
2.3 Оценка конкурентоспособной силы предприятия методом SWOT-анализа 41
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «МЕРКУРИЙ» 46
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Меркурий» 46
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объёма производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу не обходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние , как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась и её решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.
Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.
Поэтому тема повышения конкурентоспособности фирмы на рынке приобретает особую актуальность.
Цель исследования - анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии для выявления резервов их улучшения и разработка мероприятий, необходимых для их реализации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия;
• рассмотреть основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия;
• провести анализ основных рынков и конкурентов ООО «Меркурий»;
• провести оценку конкурентоспособной силы предприятия;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия;
• определить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Меркурий».
При написании работы использованы следующие методы исследования: метод сравнения и аналогий, экономико-статистический; аналитико-прогностический; системного, комплексного и ситуационного подхода.
Теоретической и методологической основой исследования работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности фирмы и продукции.
Информационную базу исследования составили: нормативные и законодательные акты, такие как Федеральный закон от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, исследования отечественных и зарубежных специалистов в области проблем конкурентоспособности и качества продукции в российских источниках, таких, как Е.А. Горбашко, О.П.Котельников, И.М. Лифиц, Н.К. Моисеева, Р.А. Фатхутдинов и др., документация и информация ООО «Меркурий» (бухгалтерский баланс, финансовая отчетность за 20132015 гг. и др.).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности. Исходя из этого, проведение данного анализа является жизненно необходимой составляющей каждой фирмы и предприятия, поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными преимуществами обладают соперники, не стремясь исправить сложившееся незавидное положение можно прийти к банкротству.
Проанализировав конкурентоспособность предприятия установлено, что слабыми аспектами являются конкуренты продукта, лидерство, уровень маркетинга, торговая марка и репутация на рынке. Следовательно, для компании важно осведомить больше клиентов с помощью улучшения маркетинговой политики.
Организационно-экономический анализ ООО «Меркурий» показал, что, несмотря на свои достаточно сильные положительные черты, такие как уверенная рыночная ориентация, гибкость, направленность персонала и руководства на результат и успех, профессионализм персонала, сочетающего опыт со способностью воспринимать новшества и т. д., предприятие имеет некоторые проблемные «зоны»:
• отсутствие стратегического управления фирмой;
• слабым уровнем управления запасами;
• ценовой политики фирмы (цены ООО «Меркурий» превышают цены конкурентов)
• отсутствие складского помещения;
• слабо развита рекламная компания.
Для того, чтобы повысить конкурентоспособность ООО «Меркурий» в строительном бизнесе, разработан ряд мероприятий, который позволит ООО «Меркурий» стать более узнаваемым, востребованным и конкурентоспособным среди других организаций:
1. разработка стратегии организации с целью обеспечения такого положения, которое позволит ей извлекать прибыль в долгосрочной перспективе, несмотря на противодействие различных сил. Для развития ООО «Меркурий» была выбрана стратегия минимизации издержек, путем совершенствования системы управления запасами, приобретением складского помещения, разработки рекламной политики. Такие новшества позволят повысить эффективность работы и конкурентоспособность организации.
2. совершенствование системы управления запасами позволит определить уровень запасов, при котором максимально возможные запасы будут соответствовать минимально возможным затратам.
Для этого нужно определять оптимальный уровень запасов, что предполагает выполнение двух условий:
• запасы должны быть достаточными для поддержания товарооборота на запланированном уровне;
• следует избегать излишних запасов, вызывающих необоснованную иммобилизацию средств и влияющих на снижение коэффициента оборачиваемости.
3. разработка рекламной компании позволит повысить имидж фирмы, сделать её более узнаваемой в своих кругах и поможет привлечь дополнительного покупателя. Основным средством рекламы решено выбрать выбрать и радиорекламу, рекламу на щитах и распространение листовок.
В соответствии с произведенными расчетами по управлению запасами и рассчитанной экономией ООО «Меркурий» будет иметь возможность управлять ценами на определенные виды товаров с целью снижения цен до уровня конкурентов, что позволит предприятию привлечь дополнительных покупателей и увеличить размер выручки.
Разработанная рекламная политика ООО «Меркурий» позволит предприятию стать более узнаваемым на рынке строительных материалов и увеличить число клиентов предприятия.
Экономическая эффективность рекламы зависит от степени ее психологического воздействия на человека. Экономическую эффективность чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие выручки.
Рекламная компания, которую проведет ООО «Меркурий» в рамках повышения своей конкурентоспособности эффективна. Об этом можно судить по увеличению прибыли ООО «Меркурий» на 500,7 тыс. руб/мес. или 6008 тыс. рублей в год, увеличению числа покупателей и посетителей магазина, более широкому охвату масс.
Оценка сравнительных преимуществ конкурентов в баллах после внедрения предложенных мероприятий показала, что ООО «Меркурий» займет лидирующее положение на рынке строительных материалов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели выпускной квалификационной работы.
1. Федеральный закон от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. Александрова Е.В. Конкуренция: региональный аспект / Е.В. Александрова, В.В. Шкурба // Вестник университета (Государственный Университет Управления). - 2014. - № 7(33). - С.17-21.
3. Алексейчева Е.Ю. Основные пути и факторы повышения конкурентоспособности производственных предприятий России / Е.Ю. Алексейчева // Вестник ТИСБИ. - 2014. - №2. - С.41-45.
4. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / О.В. Аристов. - М.: изд-во Финстатинфорум, 2013. С. 182.
5. Баутмартян Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукций / Л.В. Баутмартян // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 1. С.25.
6. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний / А.Н. Белковский // Финансовый менеджмент. - 2014. - № 4. - С. 36.
7. Белоусов В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 8. - С. 44.
8. Борисовский Л.Е. - Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Борисовский. - М.: ИФРА-М, 2013. С. 303.
9. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент / Бригхем, Ю., Гапенски, Л: Полный курс./Пер. с англ. Под ред. В. В. Ковалева. - СПб., 2014. - т.2 С. 402.
10. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. С.212.
11. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебник. М.: 2015. - 125с.
12. Грузинов В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова В.П. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2013. С. 182.
13. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьёв. - М.: Изд-во стандартов, 2014. С. 156.
14. Еферин В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: Учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. - М.: Домодедово, 2013. С. 294
15. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев, А.И., Привалов, В.П. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. С. 135.
...