АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 9
1.1. Сущность и основы стратегического планирования 9
1.2. Особенности процесса стратегического планирования 16
1.3. Современные подходы к стратегическому планированию на
предприятиях 20
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕСЕЙ» ЗА 2016-2018ГГ 26
2.1. Краткая характеристика деятельности организации 26
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия за
2016-2018г.г 29
2.3 Анализ деловой активности ООО «ТЕСЕЙ» 34
2.4 Анализ существующей системы планирования на предприятии 43
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕСЕЙ» 52
3.1. Разработка организации стратегического планирования
пр едприятия 52
3.2. Оценка экономической эффективности стратегии развития
предприятия 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа на тему «Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «ТЕСЕЙ»)» состоит из введения трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая посвящена раскрытию теоретико-методологических основ стратегического планирования. В частности, в ней конкретизируются сущность и значение стратегического планирования, раскрываются его особенности, выделяются основополагающие показатели деятельности предприятия при планировании, обосновывается необходимость стратегического планирования для организации.
Во второй, аналитической главе, проанализированы технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2016-2018г.г, ее деловая активность и существующая система стратегического планирования на предприятии.
В третьей главе представлены проектные мероприятия, касающиеся разработки стратегического планирования деятельности исследуемого предприятия.
Выпускная квалификационная работа содержит 69 страниц, таблиц 12, рисунков 9. Список использованной литературы включает в себя 27 источников.
Ключевые слова: планирование, организация управления, стратегия, стратегическое планирование, прогноз, экономическая деятельность, прибыль, проект предприятия, рентабельность.
В сложившихся экономических условиях деятельность отечественных предприятий качественно изменилась и предполагает обоснованный поиск каждого из них собственного пути развития. Для решения проблем, возникающих в процессе адаптации предприятия к внешней среде, необходимы методы, инструменты и подходы, механизм, частью которого является стратегическое планирование.
Термин «стратегическое планирование» появился в конце 1960 начале 70-х гг. в целях внести различия между текущим планированием на уровне производства и планированием, осуществляемом на высшем уровне. Обоснованность такого различия вызвана переходом к новой модели развития организации планирования на предприятиях в условиях меняющейся среды, для обеспечения его эффективной и устойчивой работы. При этом, период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым спадом, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления в 90-е годы прошлого столетия. Совершенствование и улучшение подходов управления стратегией продолжается и в наши дни.
Основополагающим фактором в функционирования организации, предприятия, компании является перспектива правильно спланировать свою деятельность в условиях экономического спада и инфляции в стране. Использовать все возможности для более быстрой адаптации хозяйственной деятельности предприятия. Организовать гибкую систему управления организацией, адаптированную к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям. Сократить неучтенные, зарезервированные расходы по трудовым ресурсам, при этом сохранить коллектив специалистов, руководящих работников, имеющихся в организации на данный момент. При неизменном количестве затрат и обеспечение прибыльности предприятия обеспечить стабильное положение на рынке.
В условиях нестабильности положения в стране предприятиям необходимо иметь ориентиры движения вперед, т. е. стратегию развития. Отсутствие стратегического планирования приводит к тому, что каждое структурное подразделение предприятия - цеха, отделы и т.п. начинают искать свои пути выхода из создавшейся ситуации, не согласованные с его общей деятельностью. При отсутствии единого стратегического плана может возникнуть рассогласованность целей разных структурных подразделений предприятия, что неизбежно приведет к снижению его деловой активности и конкурентоспособности.
В условиях конкурентной экономики от большинства отечественных предприятий требуются качественно новые решения долгосрочного, стратегического планирования для эффективного развития. Планирование должно позволить адаптировать предприятия к требованиям рыночных условий на данный момент времени, в соответствии с целями и задачами предприятия, его внутренними возможностями и условиями внешней среды. В этой связи планирование все больше приобретает стратегический характер. При этом традиционное долгосрочное планирование не теряет своей актуальности, поскольку стратегическое планирование не отрицает традиционное долгосрочное планирование, а на его основе раскрывает более детальные, перспективные факторы развития предприятия.
Организация стратегического планирования на предприятии представляет собой формулирование и постановку стратегически важных задач на основе прогнозов развития и успешной деятельности компании в условиях изменения внешних факторов, а также выделение важнейших сфер развития и подбор способов выполнения поставленных задач.
Организация стратегического планирования основывается на мгновенном применении новаторских, рационализаторских идей, а также действиях на опережение конкурирующих предприятий с условием снижения рисков до минимума и ускоренном развитии организации (предприятия).
Предприятия (организации) для грамотного осуществления стратегического планирования должны четко идентифицировать свои направления производственно-хозяйственной, финансово-экономической, управленческой деятельности.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий выбранного направления стратегии.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является организация стратегического планирования предприятия, разработка стратегии его развития.
Предметом исследования выступает стратегия планирования деятельности предприятия ООО «ТЕСЕЙ».
Цель работы - дать оценку стратегическому планированию на предприятии, разработать стратегию развития предприятия ООО «ТЕСЕЙ» и дать экономическую оценку перспективы развития предприятия по предложенному стратегическому планированию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение стратегического планирования;
- выявить особенности процесса стратегического планирования;
- рассмотреть необходимость стратегического планирования для предприятия в современных условиях;
- провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия за 2016-2018г.г.;
- проанализировать существующую систему стратегического планирования на предприятии;
- усовершенствовать стратегию предприятия и разработать предложения по ее реализации;
- дать обоснованную оценку эффективности предлагаемого проекта мероприятий по организации стратегического планирования на предприятии.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, стратегия, методы планирования, прогнозирования и моделирования.
Метод исследования заключается в теоретическом изучении организации стратегического планирования на предприятии, анализе и обобщении учебной литературы и специализированных изданий по выбранному направлению.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования посвящено много специальных исследований и монографий за рубежом и среди российских ученых, исследователей-экономистов. Большой вклад в становление и развитие данного раздела науки управления внесли Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон А.Н. Петров, Н.Д.Кондратьев, Э.А.Уткин, Ю.В.Яковец и др.
При всей значимости полученных исследований в области стратегического планирования на предприятиях в настоящее время существует множество неразрешенных практических проблем, связанных с тем, что невозможно учесть стратегию развития каждого конкретного предприятия и предложить конкретный инструментарий при разработке стратегического планирования.
При написании выпускной квалификационной работы использовалась отечественная и зарубежная научная литература, периодические издания, посвященные теме исследования.
Организация стратегического планирования, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. Поскольку реализация процесса стратегического планирования позволяет руководству компании четко увидеть и продумать перспективу жизнедеятельности предприятия, определить его стратегические преимущества перед другими компаниями заранее. Проводя аналитическую работу, направленную на создание информационной базы для выработки стратегии развития предприятия, менеджеры имеют уникальную для старых методов планирования возможность значительного снижения влияния факторов неопределенности на работу организации.
В данной выпускной квалификационной работе был практически использован один из ставших уже классическим методов проведения аналитической работы перед выработкой стратегии развития предприятия. Это SWOT-анализ, основанный на сопоставлении сильных и слабых внутренних сторон компании, а также потенциальных возможностей и угроз внешней среды. Проведенный по вышеописанной методике анализ позволил выявить у рассматриваемого в качестве практического примера предприятия ряд неиспользованных внутренних возможностей, успешно реализовав которые предприятие сможет перейти на качественно новый уровень развития. Некоторые предложения по использованию внутреннего потенциала, устранению слабых сторон рассматриваемой организации, а также направленные на предупреждение внешних угроз и своевременное использование благоприятной внешней обстановки были рассмотрены при формировании возможной стратегии развития ООО «ТЕСЕЙ».
Кроме того, были предложено мероприятие, реализация которого направлена на поддержание этой инвестиционной стратегии. По предварительным расчетам оно является экономически эффективным для обоих его участников: инвестора и предприятия. Предложенное мероприятие полностью вписывается в разработанную стратегию развития предприятия и затрагивает все основные направления его будущей политики.
Однако, важно заметить, что самая талантливая стратегия и проработанные проекты могут быть загублены в результате неумелой их реализации. Поэтому крайне важным представляется проведение реорганизации предприятия с целью обеспечения адаптации его возможностей к выбранной стратегии. Этого можно достичь, непременно используя накопленный отечественными специалистами опыт по реинжинирингу и реструктуризации производства и применением новых технологий. При разработке стратегии планирования на первых этапах желательно обратиться в консалтинговые агентства, которые могут помочь заводу перейти на новый уровень развития.
К тому же сейчас для таких начинаний наиболее подходящий момент, вследствие благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефтепродуктов, а, следовательно, положительной и для производителей труб нефтяного сортамента.
Здесь все зависит от стиля поведения руководства предприятия: будет ли он приростным (инертным) или предпринимательским (активным).
В целом же данная работа имела целью показать возможность и необходимость поиска новых идей развития организации, даже на основе небольшого доступного объема исходной информационной базы, что особенно важно в современных быстроизменяющихся рыночных условиях для предприятия такого уровня и «стратегического» для страны значения.
1. Конституция Российской Федерации (приянтая вненародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 14-ФКЗ) // Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / Консультант Плюс
3. Акимова Е.В., Акимов Д.А. - Методы и модели стратегического управления предприятием / Е. В. Акимова, Д. А. Акимов, Е. В. Катунцов, А. Б. Маховиков. — Саратов : Вузовское образование, 2016. — 183 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47670.html
4. Астраханцева И.А., Коюпченко И.Н., Финансовая аналитика стратегических функций оборотного капитала // Журнал: Финансовая аналитика: проблемы и решения, №3, 2019 г.
5. Булава И.В. «Теория и методология разработки стратегии развития предприятия» //М. МАОК, Ай Пи Эр Медиа -2019. 278с - с.53
6. Долматова, О. В. Анализ хозяйственной деятельности по отраслям. Управленческий анализ : учебное пособие / О. В. Долматова, Е. Н. Сысоева. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 148 c. — ISBN 978-5-4486-0463-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79764.html
7. Вешняков Д.М. Стратегические позиции в процессе управления предприятием // Справочник экономиста. - 2017. - №3.
8. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М: Центр экономики и маркетинга
9. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Гардарика, 2016.
10. Иванов И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2016.
11. Игошин, Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060000 экономики и управления / Н. В. Игошин. — 3-е изд. — Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2017. — 448 c. — ISBN 5-238-00769-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http: //www.iprbookshop .ru/81773 .html
12. Каверзин, С. А. Организация и управление буровым предприятием : учебное пособие / С. А. Каверзин, Н. И. Андрианов. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 140 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/69414.html
13. Каратаева, О. Г. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / О. Г. Каратаева, О. С. Гаврилова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 111 c. — ISBN 978-5-4486-0152-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72807.html
14. Карибуллина, Ф. Р. Организация ремонтных и сервисных работ газоперекачивающих агрегатов : учебное пособие / Ф. Р. Карибуллина, Р. Р. Кантюков, Р. Х. Саляхов. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 104 c. — ISBN 978-5-7882-2061-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79447.html
15. Косова, Л. Н. Методы стратегического анализа хозяйственной деятельности организации : учебное пособие / Л. Н. Косова. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5-93916-652-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78307.html
16. Молокова, Е. И. -Трансформация и адаптация стратегического планирования в условиях мирового финансового кризиса : монография / Е. И. Молокова, Д. Г. Бженникова, О. Х. Казначеева [и др.] ; под редакцией Е. И. Молокова. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 226 c. — ISBN 978-5-4487-0445-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/79811.html
... Всего источников – 27.