Введение 6
Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала 9
1.1. Мотивация персонала как фактор, влияющий на развитие предприятия 9
1.2. Виды мотивации и методы управления 13
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала ЧУДО "ДЮСШ Атлас" 25
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ЧУДО "ДЮСШ Атлас" 25
2.2. Оценка эффективности системы мотивации персонала ЧУДО "ДЮСШ Атлас" 29
Глава 3. Разработка предложений по повышению эффективности системы мотивации персонала ЧУДО "ДЮСШ Атлас" 42
3.1. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ЧУДО "ДЮСШ Атлас" 42
3.2. Обоснование эффективности предложений по совершенствованию системы мотивации персонала ЧУДО "ДЮСШ Атлас" 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список использованных источников 66
Приложение отсутствует
Недостатком российских предприятий является недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов персонала, которые трудятся на предприятии, и составляет основное конкурентное преимущество на действующем рынке предприятия. Хорошо обученный, организованный и мотивированный персонал может стать главным драйвером роста экономики..
В настоящее время вопросам управления персонала уделяется все больше внимания. Вопросы эффективной работы производства и решение задач, связанных с повышением конкурентоспособности, рентабельности любого предприятия, учреждения, его стабильности замыкаются на «качестве» (качественном) составе кадров, его потенциале. Перспективы развития предприятия помимо главной экономической составляющей напрямую зависят от степени вовлеченности персонала в процессы совершенствования организации.
Успешное функционирование предприятия и повышение его конкурентоспособности связано с людьми, именно по этой причине современная концепция управления предприятием выделяет из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности ту, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персонала предприятия. Точные принципы и способы организации и планирования производства, оптимальные системы и процедуры играют значительную роль, но, несмотря на это, успех фирмы зависит от конкретных людей, которые работают на предприятии, их знаний, квалификации, компетентности, мотиваций, дисциплины, восприимчивости к обучению и способности правильно решать возникающие задачи.
Система управления персоналом исходит из ее теоретических требований, объединяет управленческие знания, накопленный опыт, как зарубежной, так и отечественной практики работы с персоналом. Она определяет содержание программ набора, отбора, подготовки и переподготовки персонала организации и его расстановки, но не сводится к ней. Система управления персоналом отражает существующие тенденции интересов и потребностей, установок и ценностей сотрудников организации, определяющие их активность.
Высокую значимость совершенствования системы управления персоналом подтверждает и ряд функций, которые она выполняет: это функция планирования персонала, функция управления наймом и учетом персонала, оценки, функция управления мотивацией персонала, социальным развитием, функция правового и информационного обеспечения управления персоналом, функция обеспечения нормальных условий труда, а также функция линейного руководства. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить ее эффективность.
Трудовые ресурсы представляют собой главную ценность любой организации, поэтому управление персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия должно подразумевать установление организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой организации являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, насколько эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любого предприятия. Задача руководителей состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками предприятия. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.
Система мотивации в процессе занимает центральное звено. Однако данный процесс управления должен основывается на комплексном походе: психологических и экономических методов. Сложность состоит в том, что он проходит на стыке двух наук: психологии и менеджмента.
Цель работы рассмотреть систему мотивации персонала и предложить мероприятия по их совершенствованию.
Задачи выпускной квалификационной работы:
Рассмотреть мотивацию, как фактор повышения эффективности деятельности предприятия.
Рассмотреть система мотивации персонала: сущность, подходы, принципы и методы.
Дать организационно - экономическую характеристику деятельности ЧУДО "ДЮСШ Атлас".
Провести анализ системы мотивации персонала в ЧУДО "ДЮСШ Атлас".
Разработать предложения по совершенствованию системы мотивации персонала в ЧУДО "ДЮСШ Атлас".
Рассчитать эффект от реализации предложений.
Предметом исследования является система мотивации персонала. Объектом исследования - система управления персоналом ЧУДО «ДЮСШ Атлас».
Методологической основой курсовой работы явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, специальная, периодическая литература по вопросам менеджмента, ресурсы Интернет.
Для решения поставленных задач использовался комплексный подход к исследованию, а также статистический, сравнительный, аналитический, факторный - методы.
В теоретической части выпускной квалификационной работы был проведен анализ теоретических основ мотивации персонала предприятия. Система мотивации: «...совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.».
Рычагами мотивации являют стимулы и мотивы.
Стимул - это определенный фактор, обладание которым побуждает человека к действию (внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала).
Мотивация отличается от стимула тем, что это внутреннее побуждение человека: желание, влечение, ориентация.
Во второй части выпускной квалификационной работы был проведен анализ деятельности объекта исследования и оценка эффективности системы мотивации персонала на нем.
Анализ движения персонала показал высокий уровень текучести, что приводит к снижению качества обслуживания и увеличению затрат.
Исследование уровня удовлетворенности персонала условиями труда позволило сделать выводы:
1. ряд сотрудников испытывают психологический дискомфорт в следствие того, что на предприятии плохо поставлена система информационного взаимодействия с сотрудниками;
2. 32 % работников не устраивает отсутствие творческих возможностей развития;
3. более 45 % сотрудников не устраивает материальная система оценки их труда.
В третьей главе выпускной квалификационной работы был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала ЧУДО «ДЮСШ Атлас».
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала ЧУДО «ДЮСШ Атлас» будет иметь четыре основных направления.
Первое направление. Повышение эффективности информационной политики. Комплекс мероприятий по повышению эффективности информационной политики будет направлен на разработку и принятие положений, какая должна быть информационная политика в случае, если в спортивной школе возникают кризисные ситуации. Необходимо закрепить в политике кто будет ответственен за принятие управленческий решений направленных на реализацию комплекса мероприятий по обеспечению персонала:
• информацией о состоянии дел;
• о перспективах его развития;
• о результатах антикризисной программе.
Второе направление. Повышение эффективности управления персоналом. Суть данного направления - обеспечение более эффективной системы мотивации персонала. Рекомендуется изменение принципов расчета заработной платы и премиальных, использование методологии расчета заработной платы на основе грейдов.
Третье направление. Повышение эффективности программного обеспечения системы мотивации. Данный факт будет реализован за счет внедрения нового инновационного программного обеспечения управления персоналом ЧУДО «ДЮСШ Атлас».
Четвертое направление. Совершенствование эффективности системы аттестации и развития персонала. На предприятие уже реализуется система наставничества и аттестации персонала. С целью повышение эффективности данного процесса с одной стороны, и повышения уровня удовлетворенности сотрудников условиями работы, с другой стороны, рекомендуется расширение обучающих программ и программ повышения уровня квалификации за счет внедрения инновационных методик обучения и тренировок.
Планируется следующие эффекты за счет реализации мероприятий.
1. За счет повышения качества обслуживания расширение объема продаж на 5 %;
2. За счет снижения объема жалоб , снижения общих затрат на 0,05 %;
3. За счет повышения степени удовлетворенности персонала условиями труда (снижение затрат на поиск, адаптацию персонала), общие снижение затрат на 1%.
За счет реализации комплекса мероприятий по повышению совершенствовании системы мотивации персонала выручка ЧУДО «ДЮСШ Атлас» увеличится на 31,3 тыс.руб. Общие затраты ЧУДО «ДЮСШ Атлас» сократятся на 892,245 тыс.руб. Чистая прибыль увеличится на 3 539,24 тыс. руб.
Экономический эффект от реализации комплекса мероприятий по совершенствованию мотивации составит 2 138,24 тыс.руб.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. — СПб.: Питер, 2016.
2. Архипова, Н.И Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И Архипова, О.Л Седова. - М.: Проспект, 2016.
3. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала. Процессы и результаты/ Т.Ю. Базаров - М.: КноРус, 2015.
4. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. - М., 2014.
5. Бурганова Л.А. Теория управления /Л.А. Бурганова. - М.:. Инфра - М, 2013.
6. Бурцева А.И. Основные задачи и функции управления персоналом предприятия// Проблемы развития общества: право, экономика, технологии. - 2016.
7. Бочарников В.П., Бочарников И.В., Свешников И.С. Основы системного анализа и управления организациями. Теория и практика / В.П. Бочарников, И.С. Бочарников, И.С. Свешников . - М.: ДМК - Пресс, 2014.
8. Венделева М.А., Вертакова Ю.В. Информационные технологии в управлении. Учебное пособие/ под. ред. М.А. Венделева. - М.: Юрайт, 2014.
9. Викторович С.А. Система формирования кадрового потенциала / С.А. Викторович. - М.: Книга по требованию, 2012.
10. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика:: учебник /В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.
11. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,М., 2016.
12. Веселовский, М.Я., Абрашкин, М.С. Создание эффективной организационно-функциональной структуры управления нормированием труда на промышленном предприятии / М.Я. Веселовский, М.С. Абрашкин //Труд и социальные отношения.- 2012. -№ 10.
13. Горелова Н. А. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. — СПб. Питер, 2014.
14. Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник/А.В. Дейнека -М: Юрайт, 2016.
15. Дементьева А.Г. Управление персоналом/ А.Г. Дементьева. М.: Аспект - Пресс, 2015.
...