РОЛЬ “ФУТБОЛЬНОЙ ДИПЛОМАТИИ” В РЕШЕНИИ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
|
Введение 3
Глава I. “Футбольная дипломатия” как новый международный феномен 11
1.1. Определение, принципы и историческое развитие “футбольной дипломатии” 11
1.2. Социальное и коммуникативное значение “футбольной дипломатии” 19
1.3. “Футбольная дипломатия” как политический инструмент 29
Глава II. Международные организации как инструмент реализации принципов “футбольной дипломатии” 41
2.1. ФИФА как актор международных отношений: основные принципы и направления деятельности
2.2. Роль международных футбольных организаций в решении глобальных социальных, гуманитарных и культурных проблем 51
Глава III. Основные проблемы реализации принципов “футбольной дипломатии” 62
3.1. “Футбольная дипломатия” в структуре публичной дипломатии 62
3.2. Проблема коррумпированности международных и локальных футбольных структур как барьер для развития “футбольной дипломатии” 74
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 86
Глава I. “Футбольная дипломатия” как новый международный феномен 11
1.1. Определение, принципы и историческое развитие “футбольной дипломатии” 11
1.2. Социальное и коммуникативное значение “футбольной дипломатии” 19
1.3. “Футбольная дипломатия” как политический инструмент 29
Глава II. Международные организации как инструмент реализации принципов “футбольной дипломатии” 41
2.1. ФИФА как актор международных отношений: основные принципы и направления деятельности
2.2. Роль международных футбольных организаций в решении глобальных социальных, гуманитарных и культурных проблем 51
Глава III. Основные проблемы реализации принципов “футбольной дипломатии” 62
3.1. “Футбольная дипломатия” в структуре публичной дипломатии 62
3.2. Проблема коррумпированности международных и локальных футбольных структур как барьер для развития “футбольной дипломатии” 74
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 86
Система международных отношений становится все более комплексной, так как государства не стоят на месте, и с каждым десятилетием, или, возможно, даже годом, появляются новые тенденции, новые факторы, которые влияют на отношения между акторами международной системы. Так, если раньше определенные формы отношений оставались вне политики или были привязаны к сугубо внутриполитическим процессам, то в нынешних реалиях едва ли не везде политика оставляет свой след. Именно поэтому в современном мире появляются все новые и новые формы дипломатии. На фоне резкой популярности спорта, в первую очередь футбола, зарождается такая новая форма дипломатии как “футбольная дипломатия”. Футбол во многих странах – это не просто игра с мячом, это форма национальной и социальной идентичности. Так, например, в Латинской Америке футбольные кумиры обладают исключительно высоким статусом: болельщики в прямом смысле этого слова молятся на своих любимцев. В Аргентине даже существует церковь Диего Марадоны , одного из самых выдающихся мировых футболистов, и там болельщики относятся к его фигуре как к некому живому божеству. В США же, в свою очередь, футбол по-настоящему является частью системы образования. В университетах предусмотрены спортивные стипендии для наиболее перспективных молодых спортсменов, то есть у них появляются две возможные альтернативы: либо заниматься футболом и стать профессионалом, либо же посвятить свою жизнь учебе. Поэтому можно сделать вывод, что футбол сегодня создает новые вехи для разного рода форм международного сотрудничества. В связи с такой огромной популярностью данного вида спорта государства могли бы посредством “футбольной дипломатии” организовывать различные совместные проекты сотрудничества, решать определенные насущные проблемы, “футбольная дипломатия” могла бы способствовать межнациональному диалогу.
Актуальность. Тему исследования можно назвать достаточно актуальной, так как футбол и спорт в целом сегодня становится неким новым посредником для всеобщей глобальной интеграции и кооперации, в связи с чем в контексте спортивной дипломатии выделяется “футбольная дипломатия”. Поэтому актуальность работы обусловлена эволюцией многих форм дипломатии, в том числе появлением “футбольной”.
Более того, достаточно злободневным объектом для дискуссии является высокая степень политизированности спорта, и в частности футбола, так как понемногу спорт и футбол сегодня становятся новыми политическими элементами. Футбольные отношения все чаще имеют под собой не просто соревновательную подоплеку, но и становятся механизмом для диалога культур, обмена национальными ценностями. Футбол – это не просто вид спорта, это настоящая международная индустрия, которая помогает решить многочисленные социальные проблемы, такие как проблемы безработицы, здравоохранения, образования. Подтверждением может служить тот факт, что между организациями CONMEBOL(CONfederacion sudaMEricana de futBOL ) и UNICEF (United Nation’s International Children Emergency Fund) в 2014 году была подписана декларация, которая стала частью “Конвенции по правам ребенка”. В ней сформулированы задачи пропагандировать и использовать футбол в качестве инструмента воздействия на детей с целью повышения их интереса к образованию, обеспечения стабильного социального роста, организации безопасного отдыха и досуга, а также саморазвития. Также под эгидой международных футбольных организаций (например, ФИФА, КОНМЕБОЛ, КОНКАКАФ ), реализуется огромное количество гуманитарных проектов. Известны проекты ФИФА “Football for planet”, основная цель которого - смягчить негативное влияние деятельности человека на окружающую среду,“Say no to racism”, цель которого - борьба с расовой дискриминацией.
Более того, современный футбол является мощнейшим международным инструментом давления, так как внутри футбольных отношений “крутятся” огромные капиталы, и более того, футбол – это спортивная игра номер один во всем мире, вследствие чего приверженность определенным футбольным пристрастиям создает тот или иной международный имидж. В связи с этим можно отметить, что появляется такой термин как “футбольная дипломатия”.
Цель данной работы: выявить возможности футбола и “футбольной дипломатии” как инструмента для решения социальных, гуманитарных, культурных и политических проблем.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Вывести собственное определение “футбольной дипломатии”, т.к. существующие, имеющиеся определения этого феномена недостаточно, на взгляд, автора, раскрывают его современное содержание;
2. Выявить возможности “футбольной дипломатии” в решении социокультурных и гуманитарных проблем и оценить перспективы развития футбольной дипломатии в ближайшем будущем;
3. Оценить степень политизированности современного футбола и степень его вовлеченности в международную политику;
4. Установить и определить роль ФИФА в качестве одного из главных акторов “футбольной дипломатии” в решении международных социокультурных и гуманитарных и политических проблем;
5. Сравнить и найти функциональные сходства и различия “футбольной” и публичной дипломатии;
Объектом исследования является “футбольная дипломатия” как инструмент международных отношений.
Предметом исследования является: потенциал футбола в решении социальных, гуманитарных, культурных и политических проблем.
В ходе исследования нашли свое применение следующие методы:
1) аналитический метод, позволивший выявить общие особенности функционирования “футбольной дипломатии”;
2) компаративный метод (метод сравнения), позволивший сопоставить и сравнить черты публичной и “футбольной дипломатии” и как следствие сформировать вывод о принадлежности “футбольной дипломатии”к той или иной форме дипломатии;
3) метод обобщения, позволивший сформировать итоговое представление о возможностях и потенциале “футбольной дипломатии”;
За основу взяты работы, в результате изучения которых была сформирована теоретическая база исследования, а также было сформулировано определение футбольной дипломатии, была раскрыта ее сущность и показаны ее отличия от публичной дипломатии. Следует отметить ряд работ, имевших особое значение для проведения нашего исследования. В первую очередь, это исследования, посвященные футболу, его истории, социальной и культурной роли в обществе. Так, благодаря работе группы исследователей в составе П. Ланфранши, К. Айзенберг, Т. Мейсона, А. Валя“FIFA 100 лет. Век футбола” была сформирована историческая справка и удалось проследить эволюцию восприятия футбола во всем мире. Отдельного внимания заслуживает монография Кристиана Коллера и Фабина Брэндле“Goal! :A Cultural and Social History of Modern Football ”, в которой футбол рассматривается как некий социальный феномен, способный оказывать воздействие на формирование целых наций, национальных идентичностей. Более того, одна из глав данной монографии посвящена исследованию взаимодействия и взаимовлияния футбола и войны. В данной работе футбол исследуется через призму социальных отношений, что, конечно же, способствовало пониманию того, что таит феномен “футбольной дипломатии”.
Отдельно отметим исследования, посвященные анализу актуальных проблем современного футбола: политизации и коррупции. В связи с этим нельзя обойти вниманием книгу авторитетного английского издательства «Палгрэйв МакМиллан» “The Palgrave International handbook of football and politics” под редакцией профессора политических наук Ж.М ДеВэлле, С.Гибрил, и Е.Глориозовой, в которой анализируется политизированность футбола, как в глобальном плане, так и на примере конкретных стран. Что же касается проблемы коррупции, то здесь выделяются исследования Эндрю Дженнингса и его труды “Мафия Блаттера. Оборотная сторона футбола”, а также “Кто убивает FIFA. Странности мирового футбола”. В данных работах раскрывается оборотная, преступная сторона ФИФА и показывается то, как сильно коррупция разрушает футбольную инфраструктуру, что в свою очередь мешает развитию футбольной дипломатии.
Относительно небольшое количество ученых исследуют данную тему, особенно в контексте “футбольной дипломатии”. В связи с чем существует достаточно скромное количество литературы на русском языке. Данной темой в большинстве своем занимаются зарубежные ученые.
Если же говорить о научных статьях, то феномен “футбольной дипломатии” нашел довольно серьезный отклик в трудах зарубежных исследователей, которые при этом не дают его полную характеристику, а обращаются к отдельным его аспектам. Так, особый интерес представляет статья доцента факультета международных отношений Австралийского университета Бонда Стюарта Мюррея “Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves”, где дается определение спортивной дипломатии в целом, а также статья американского политолога Джозефа Ная“Public Diplomacy and Soft Power ”, где дается определение публичной дипломатии. Данные научные статьи предоставили необходимую информацию для анализа и сравнения двух вышеупомянутых видов дипломатии, и в конечном итоге способствовали выведению формулировки определения “футбольной дипломатии”. Также стоит отметить статью доцента Университета Осло Дага Таустада“From football riot to revolution. The political role of football in the Arab world ”, в которой описывается политическая роль футбола, какое влияние данный вид спорта оказывает на политическую составляющую в Арабских странах. Заслуживает отдельного внимания статьи кандидата наук в области международных отношений Кэтрин Уинстэнли “Scottish Football and Northern Ireland: The Role of Sport in Communal Identification and Ethnonational Conflict” , и профессора Баскского Университета Рохо Экайн “Football as a Reflection of Modern Society’s Conflicts and a Way of Creating Societal Ties in Enduring Enmity Context”, в которых исследуется взаимосвязь футбольных соревнований и конфликтов различных национальных групп, а также роль футбола в формировании различных социальных групп, объединенных общими культурными и религиозными идеями. Более того, в статье К. Уинстэнли статье поднимается тема ирландского и шотландского национализма, рассматривается влияние футбола на развитие данного феномена. Также в статьях исследователей Андреа Соареш э Кастро, “2014 FIFAWorld Cup and 2016 Olympic Games: Brazil’s Strategy ‘To Win Hearts and Minds Through Sports and Football” и Ксавьера Хиньесты и Хорди де Сан Эухенио “The Use of Football as a Country Branding Strategy. Case Study. Department of Communication” уделяется серьезное внимание имиджевой составляющей футбола, а именно вопросам создания благоприятного образа с помощью футбола.
В целом, анализ научной литературы показал, что в российской науке существуют серьезные лакуны в изучении возможностей футбола в решении социокультурных, гуманитарных и политических проблем. Это свидетельствует о научной новизне темы. Новизну исследования также подчеркивает тот факт, что сегодня не так много ученых исследуют и изучают футбол с точки зрения его политической вовлеченности, с точки зрения влияния футбола на отношения между государствами.
В ходе исследовании были также использованы разнообразные источники.
Стоит упомянуть в первую очередь источники, раскрывающие международную деятельность таких футбольных организаций как ФИФА, УЕФА, КОНМЕБОЛ и КОНКАКАФ в социальной и гуманитарной сфере. Данные документы помогли понять, какое место занимают проекты культурно-гуманитарной, социальной направленности среди направлений деятельности организаций, оценить важность гуманитарных проектов на территории функционирования организаций, а также определить функции данных организаций в контексте “футбольной дипломатии”. Кроме того, мы обращались к такому источнику, как гражданский кодекс Швейцарии, чтобы соотнести принципы деятельности ряда международных спортивных организаций с национальным законодательством той страны, на территории которой они расположены. В данном случае гражданский кодекс Швейцарии использовался для того, чтобы обозначить статус, и следовательно выявить особенности функционирования такой организации, как ФИФА.
Также не менее важным было бы отметить внутригосударственные документы, имеющие отношение к футболу, и так, например, в “Федеральном законе от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” прописываются отдельные аспекты, за счет которых данное государство имеет возможность наладить и улучшить определенные внешнеполитические вопросы.
Отдельно укажем такой важный документ, как финансовые отчеты ведущих международных и региональных футбольных организаций, в частности, ФИФА и УЕФА. Посредством информации, предоставляемой в финансовых отчетах той или иной организации, удалось сформировать выводы о том, насколько важны для той или иной организации вопросы, имеющие отношение к современных социальным и гуманитарным проблемам. Также с помощью доклада ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) , где в частности описывались конкретные меры для борьбы с коррупцией футболе и меры для осуществления контроля за финансовыми потоками, удалось вывести ряд предложений, которые могли бы содействовать разрешению данной проблемы.
Важно подчеркнуть, что сегодня исследование эффекта “футбольной дипломатии” достаточно ограничено в плане наличия каких-либо международных источников. Поэтому для исследования гуманитарной деятельности, связанной с футболом, использовались материалы, взятые с официальных сайтов таких гуманитарных проектов как UEFA Foundation и streetfootballworld. Преимущественно это материалы различных гуманитарных, образовательных и социальных проектов и программ, реализуемых международными футбольными организациями или фондами, составившие эмпирическую базу нашей работы.
Хронологические рамки исследования в большинстве своем покрывают началоXXIстолетия, так как феномен “футбольной дипломатии” начал свое активное развитие именно в этот период, и выводы и результаты исследования отражают непосредственно современные реалии, однако существует ряд исторических примеров, которые отсылают в том числе даже к началу XX столетия. Это подтверждается и теми научными, аналитическими работами, в которых используется указанный термин, и документацией футбольных организаций и фондов, участвующих в ее практической реализации.
Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых делится на параграфы) и заключения (с основными выводами о проведенной работы).
“Футбольная дипломатия” – феномен новый, и, возможно, не совсем понятный с точки зрения его связи с политикой и международными отношениями. Однако современный футбол представляет собой новый международный политический элемент, который страны могут использовать для достижения наиболее выгодных им интересов на международной арене. Но нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, что “футбольная дипломатия” является частью публичной. Существуют определенные сходства и различия данных форм дипломатии, которые и будут исследоваться и анализироваться в данной работе.
Отдельные положения работы прошли апробацию на международной научно-практической студенческой конференции «Общественная дипломатия глазами студента-международника», состоявшейся в Санкт-Петербургском гос. университете 24 сентября 2018 г., а также были опубликованы в статье:
Спортивная дипломатия как инструмент нормализации межгосударственных отношений//Общественная дипломатия глазами студента-международника. Сборник материалов международной научно-практической студенческой конференции. – СПб.:Скифия-принт, 2019. – С. 84-88.
Актуальность. Тему исследования можно назвать достаточно актуальной, так как футбол и спорт в целом сегодня становится неким новым посредником для всеобщей глобальной интеграции и кооперации, в связи с чем в контексте спортивной дипломатии выделяется “футбольная дипломатия”. Поэтому актуальность работы обусловлена эволюцией многих форм дипломатии, в том числе появлением “футбольной”.
Более того, достаточно злободневным объектом для дискуссии является высокая степень политизированности спорта, и в частности футбола, так как понемногу спорт и футбол сегодня становятся новыми политическими элементами. Футбольные отношения все чаще имеют под собой не просто соревновательную подоплеку, но и становятся механизмом для диалога культур, обмена национальными ценностями. Футбол – это не просто вид спорта, это настоящая международная индустрия, которая помогает решить многочисленные социальные проблемы, такие как проблемы безработицы, здравоохранения, образования. Подтверждением может служить тот факт, что между организациями CONMEBOL(CONfederacion sudaMEricana de futBOL ) и UNICEF (United Nation’s International Children Emergency Fund) в 2014 году была подписана декларация, которая стала частью “Конвенции по правам ребенка”. В ней сформулированы задачи пропагандировать и использовать футбол в качестве инструмента воздействия на детей с целью повышения их интереса к образованию, обеспечения стабильного социального роста, организации безопасного отдыха и досуга, а также саморазвития. Также под эгидой международных футбольных организаций (например, ФИФА, КОНМЕБОЛ, КОНКАКАФ ), реализуется огромное количество гуманитарных проектов. Известны проекты ФИФА “Football for planet”, основная цель которого - смягчить негативное влияние деятельности человека на окружающую среду,“Say no to racism”, цель которого - борьба с расовой дискриминацией.
Более того, современный футбол является мощнейшим международным инструментом давления, так как внутри футбольных отношений “крутятся” огромные капиталы, и более того, футбол – это спортивная игра номер один во всем мире, вследствие чего приверженность определенным футбольным пристрастиям создает тот или иной международный имидж. В связи с этим можно отметить, что появляется такой термин как “футбольная дипломатия”.
Цель данной работы: выявить возможности футбола и “футбольной дипломатии” как инструмента для решения социальных, гуманитарных, культурных и политических проблем.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Вывести собственное определение “футбольной дипломатии”, т.к. существующие, имеющиеся определения этого феномена недостаточно, на взгляд, автора, раскрывают его современное содержание;
2. Выявить возможности “футбольной дипломатии” в решении социокультурных и гуманитарных проблем и оценить перспективы развития футбольной дипломатии в ближайшем будущем;
3. Оценить степень политизированности современного футбола и степень его вовлеченности в международную политику;
4. Установить и определить роль ФИФА в качестве одного из главных акторов “футбольной дипломатии” в решении международных социокультурных и гуманитарных и политических проблем;
5. Сравнить и найти функциональные сходства и различия “футбольной” и публичной дипломатии;
Объектом исследования является “футбольная дипломатия” как инструмент международных отношений.
Предметом исследования является: потенциал футбола в решении социальных, гуманитарных, культурных и политических проблем.
В ходе исследования нашли свое применение следующие методы:
1) аналитический метод, позволивший выявить общие особенности функционирования “футбольной дипломатии”;
2) компаративный метод (метод сравнения), позволивший сопоставить и сравнить черты публичной и “футбольной дипломатии” и как следствие сформировать вывод о принадлежности “футбольной дипломатии”к той или иной форме дипломатии;
3) метод обобщения, позволивший сформировать итоговое представление о возможностях и потенциале “футбольной дипломатии”;
За основу взяты работы, в результате изучения которых была сформирована теоретическая база исследования, а также было сформулировано определение футбольной дипломатии, была раскрыта ее сущность и показаны ее отличия от публичной дипломатии. Следует отметить ряд работ, имевших особое значение для проведения нашего исследования. В первую очередь, это исследования, посвященные футболу, его истории, социальной и культурной роли в обществе. Так, благодаря работе группы исследователей в составе П. Ланфранши, К. Айзенберг, Т. Мейсона, А. Валя“FIFA 100 лет. Век футбола” была сформирована историческая справка и удалось проследить эволюцию восприятия футбола во всем мире. Отдельного внимания заслуживает монография Кристиана Коллера и Фабина Брэндле“Goal! :A Cultural and Social History of Modern Football ”, в которой футбол рассматривается как некий социальный феномен, способный оказывать воздействие на формирование целых наций, национальных идентичностей. Более того, одна из глав данной монографии посвящена исследованию взаимодействия и взаимовлияния футбола и войны. В данной работе футбол исследуется через призму социальных отношений, что, конечно же, способствовало пониманию того, что таит феномен “футбольной дипломатии”.
Отдельно отметим исследования, посвященные анализу актуальных проблем современного футбола: политизации и коррупции. В связи с этим нельзя обойти вниманием книгу авторитетного английского издательства «Палгрэйв МакМиллан» “The Palgrave International handbook of football and politics” под редакцией профессора политических наук Ж.М ДеВэлле, С.Гибрил, и Е.Глориозовой, в которой анализируется политизированность футбола, как в глобальном плане, так и на примере конкретных стран. Что же касается проблемы коррупции, то здесь выделяются исследования Эндрю Дженнингса и его труды “Мафия Блаттера. Оборотная сторона футбола”, а также “Кто убивает FIFA. Странности мирового футбола”. В данных работах раскрывается оборотная, преступная сторона ФИФА и показывается то, как сильно коррупция разрушает футбольную инфраструктуру, что в свою очередь мешает развитию футбольной дипломатии.
Относительно небольшое количество ученых исследуют данную тему, особенно в контексте “футбольной дипломатии”. В связи с чем существует достаточно скромное количество литературы на русском языке. Данной темой в большинстве своем занимаются зарубежные ученые.
Если же говорить о научных статьях, то феномен “футбольной дипломатии” нашел довольно серьезный отклик в трудах зарубежных исследователей, которые при этом не дают его полную характеристику, а обращаются к отдельным его аспектам. Так, особый интерес представляет статья доцента факультета международных отношений Австралийского университета Бонда Стюарта Мюррея “Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves”, где дается определение спортивной дипломатии в целом, а также статья американского политолога Джозефа Ная“Public Diplomacy and Soft Power ”, где дается определение публичной дипломатии. Данные научные статьи предоставили необходимую информацию для анализа и сравнения двух вышеупомянутых видов дипломатии, и в конечном итоге способствовали выведению формулировки определения “футбольной дипломатии”. Также стоит отметить статью доцента Университета Осло Дага Таустада“From football riot to revolution. The political role of football in the Arab world ”, в которой описывается политическая роль футбола, какое влияние данный вид спорта оказывает на политическую составляющую в Арабских странах. Заслуживает отдельного внимания статьи кандидата наук в области международных отношений Кэтрин Уинстэнли “Scottish Football and Northern Ireland: The Role of Sport in Communal Identification and Ethnonational Conflict” , и профессора Баскского Университета Рохо Экайн “Football as a Reflection of Modern Society’s Conflicts and a Way of Creating Societal Ties in Enduring Enmity Context”, в которых исследуется взаимосвязь футбольных соревнований и конфликтов различных национальных групп, а также роль футбола в формировании различных социальных групп, объединенных общими культурными и религиозными идеями. Более того, в статье К. Уинстэнли статье поднимается тема ирландского и шотландского национализма, рассматривается влияние футбола на развитие данного феномена. Также в статьях исследователей Андреа Соареш э Кастро, “2014 FIFAWorld Cup and 2016 Olympic Games: Brazil’s Strategy ‘To Win Hearts and Minds Through Sports and Football” и Ксавьера Хиньесты и Хорди де Сан Эухенио “The Use of Football as a Country Branding Strategy. Case Study. Department of Communication” уделяется серьезное внимание имиджевой составляющей футбола, а именно вопросам создания благоприятного образа с помощью футбола.
В целом, анализ научной литературы показал, что в российской науке существуют серьезные лакуны в изучении возможностей футбола в решении социокультурных, гуманитарных и политических проблем. Это свидетельствует о научной новизне темы. Новизну исследования также подчеркивает тот факт, что сегодня не так много ученых исследуют и изучают футбол с точки зрения его политической вовлеченности, с точки зрения влияния футбола на отношения между государствами.
В ходе исследовании были также использованы разнообразные источники.
Стоит упомянуть в первую очередь источники, раскрывающие международную деятельность таких футбольных организаций как ФИФА, УЕФА, КОНМЕБОЛ и КОНКАКАФ в социальной и гуманитарной сфере. Данные документы помогли понять, какое место занимают проекты культурно-гуманитарной, социальной направленности среди направлений деятельности организаций, оценить важность гуманитарных проектов на территории функционирования организаций, а также определить функции данных организаций в контексте “футбольной дипломатии”. Кроме того, мы обращались к такому источнику, как гражданский кодекс Швейцарии, чтобы соотнести принципы деятельности ряда международных спортивных организаций с национальным законодательством той страны, на территории которой они расположены. В данном случае гражданский кодекс Швейцарии использовался для того, чтобы обозначить статус, и следовательно выявить особенности функционирования такой организации, как ФИФА.
Также не менее важным было бы отметить внутригосударственные документы, имеющие отношение к футболу, и так, например, в “Федеральном законе от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” прописываются отдельные аспекты, за счет которых данное государство имеет возможность наладить и улучшить определенные внешнеполитические вопросы.
Отдельно укажем такой важный документ, как финансовые отчеты ведущих международных и региональных футбольных организаций, в частности, ФИФА и УЕФА. Посредством информации, предоставляемой в финансовых отчетах той или иной организации, удалось сформировать выводы о том, насколько важны для той или иной организации вопросы, имеющие отношение к современных социальным и гуманитарным проблемам. Также с помощью доклада ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) , где в частности описывались конкретные меры для борьбы с коррупцией футболе и меры для осуществления контроля за финансовыми потоками, удалось вывести ряд предложений, которые могли бы содействовать разрешению данной проблемы.
Важно подчеркнуть, что сегодня исследование эффекта “футбольной дипломатии” достаточно ограничено в плане наличия каких-либо международных источников. Поэтому для исследования гуманитарной деятельности, связанной с футболом, использовались материалы, взятые с официальных сайтов таких гуманитарных проектов как UEFA Foundation и streetfootballworld. Преимущественно это материалы различных гуманитарных, образовательных и социальных проектов и программ, реализуемых международными футбольными организациями или фондами, составившие эмпирическую базу нашей работы.
Хронологические рамки исследования в большинстве своем покрывают началоXXIстолетия, так как феномен “футбольной дипломатии” начал свое активное развитие именно в этот период, и выводы и результаты исследования отражают непосредственно современные реалии, однако существует ряд исторических примеров, которые отсылают в том числе даже к началу XX столетия. Это подтверждается и теми научными, аналитическими работами, в которых используется указанный термин, и документацией футбольных организаций и фондов, участвующих в ее практической реализации.
Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых делится на параграфы) и заключения (с основными выводами о проведенной работы).
“Футбольная дипломатия” – феномен новый, и, возможно, не совсем понятный с точки зрения его связи с политикой и международными отношениями. Однако современный футбол представляет собой новый международный политический элемент, который страны могут использовать для достижения наиболее выгодных им интересов на международной арене. Но нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, что “футбольная дипломатия” является частью публичной. Существуют определенные сходства и различия данных форм дипломатии, которые и будут исследоваться и анализироваться в данной работе.
Отдельные положения работы прошли апробацию на международной научно-практической студенческой конференции «Общественная дипломатия глазами студента-международника», состоявшейся в Санкт-Петербургском гос. университете 24 сентября 2018 г., а также были опубликованы в статье:
Спортивная дипломатия как инструмент нормализации межгосударственных отношений//Общественная дипломатия глазами студента-международника. Сборник материалов международной научно-практической студенческой конференции. – СПб.:Скифия-принт, 2019. – С. 84-88.
Современный футбол – это больше чем очередная спортивная игра, призванная развлекать общество и являющаяся типом физического воспитания. Футбол сегодня стал полноценным инструментом, с помощью которого все мировое сообщество ищет разного рода варианты для решения социальных, культурных, гуманитарных и политических проблем. В связи с этим, а также в совокупности с развитием дипломатии как таковой появляется новая форма дипломатии, так называемая “футбольная дипломатия”.
Данный феномен происходит и имеет отношение к другой форме дипломатии, а именно спортивной дипломатии, и в какой-то мере является ее частью, однако мы склонны полагать, что “футбольную дипломатию” следует рассматривать с двух точек зрения, как в контексте, так и отдельно от спортивной дипломатии, так как основные функции спортивной и “футбольной дипломатии” имеют ряд различий. В частности, в рамках экономической функции, так как для “футбольной дипломатии” она в общем и целом нивелируется ввиду того что футбол, как таковой, в финансовом плане имеет зачастую частную основу, в рамках политической, так как футбол – это мощный политический инструмент, способный оказывать непосредственное влияние на ту или иную политическую проблему. Более того, футбол становится непросто частью отдельной культуры, но и превращается в общемировой культурный феномен, присущий едва ли не всем государствам, культурам и нациями, проживающим на планете. Следовательно, благодаря поступательному развитию футбола и его распространению возникает уникальный феномен “футбольной дипломатии”.
Именно поэтому нам удалось определить “футбольную дипломатию” как комплексный феномен, обладающий как своими уникальными свойствами, так и свойствами спортивной дипломатии, а также включающий в себя элементы дипломатии культурной, который использует всевозможные футбольные ресурсы для реализации общемировой социально-гуманитарно-важной деятельности, осуществления двухстороннего или многостороннего культурного обмена, на базе футбола и разрешения социальных, культурных, гуманитарных проблем, а также политических конфликтов и споров.
На фоне того, насколько иногда огромное значение люди по всему миру придают футболу, будущее “футбольной дипломатии” как одного из способов урегулирования насущных проблем видится достаточно оптимистичным. Кроме того, начиная с XXIвека футбольное сообщество в лице главной футбольной организации ФИФА, а также других региональных организаций, таких как УЕФА, КОНКАКАФ, КОНМЕБОЛ, при активном участии местных футбольных федераций уделяет большое внимание общемировым гуманитарным, социальным и культурным проблемам. Помимо всего прочего, такие проекты как Uefa Foundation, который реализуется под патронажем УЕФА, а также отдельно существующие проекты, активно сотрудничающие с передовыми футбольными организациями, такие как streetfootballworld, также вносят существенный вклад в развитие “футбольной дипломатии” особенно через имплементацию разных гуманитарных проектов в странах “третьего мира”. Более того, ФИФА ведет активно сотрудничество с такими организациями, как ООН, ЮНИСЕФ, Интерпол, что доказывает глобальные масштабы ее деятельности, и характеризует “футбольную дипломатию” как феномен, используя преимущества которого все мировое сообщество в будущем способно справиться с актуальными сейчас проблемными вопросами.
Также нельзя не отметить тот факт, что современный футбол стал глубоко политизирован. Данный факт имеет ряд своих недостатков, однако, это открывает новые возможности для “футбольной дипломатии”. Теперь, футбол – как ресурс, может быть использован, как предлог, объединяющий стороны, у которых существуют противоречия в отношении друг друга, с той целью, чтобы из стадии конфликта перейти к стадии диалога и сесть за стол переговоров. “Футбольная дипломатия” создает поле для коммуникации и кооперации и содействует тому, чтобы стороны разрешали свои споры мирным путем. Для этого сущетвуют основные принципы “футбольной дипломатии”, придерживаясь которым, стороны смогут достичь компромиссного решения.
Еще одним не менее важным последствием политизированности футбола и “футбольной дипломатии” является и то, что через футбол выражаются определенные политические предпочтения той или иной страны, а также наиболее политически активного населения. Поэтому с помощью “футбольной дипломатии” демонстрируется государственная позиция и демонстрируются политические взгляды и идеи.
Отдельным столопом в вопросах решения социальных, культурных и гуманитарных проблем стоит самая крупная футбольная организация – ФИФА. Ее роль в организации гуманитарной деятельности сложно переоценить, так как под руководством данной организации действует множество проектов гуманитарной направленности, которые эффективно борются с такими проблемами, как использование детского труда, загрязнение окружающей среды, массовая миграция, расизм, гендерное неравенство. Однако, важно отметить парадокс в действиях ФИФА, который тем не менее, имеет положительный эффект. Несмотря на то, что ФИФА позиционирует себя в качестве аполитичной организации, что выражается в том, что она никак не вмешивается в политические противостояния и делает все, чтобы футбольные соревнования не имели политический окрас, ФИФА открыта для сотрудничества и готова способствовать разрешению политических споров и конфликтов. Это говорит о том, что вне всяких сомнений деятельность ФИФА имеет политический оттенок, но именно оттенок, так как ФИФА погружается в политические вопросы только лишь в с целью их разрешения.
Помимо тесных связей со спортивной дипломатией, “футбольную дипломатию” также можно рассматривать в структуре дипломатии публичной. В данном случае положение дел схоже с восприятием “футбольной дипломатии” и спортивной, то есть можно рассмотреть данный вопрос с двух сторон. С одной стороны “футбольная дипломатия” функционально отличается от публичной, так как публичная дипломатия зачастую организуется под контролем правительств тех или иных государств, а футбольный же ресурс, с имиджевой точки зрения находится в руках ФИФА. Кроме того, для некоторых людей само проявление публичной дипломатии, в контексте восхваление ценностей и культуры той или иной страны и создания благоприятного образа, просто не имеет значения, так как для всех футбольных болельщиков существует одна общая ценность, которая их и объединяет – это любовь к футболу, и следовательно, применение “мягкой силы” в данном контексте невозможно, так как сами болельщики не будут подвержены такого рода влиянию, так как футбол так и останется общим сближающим фактором. Но с другой стороны “футбольная дипломатия” имеет существенную имиджевую составляющую, с помощью которой формируется образ того или иного государства, что как раз и сближает и объединяет публичную и “футбольную дипломатию”, а последние Чемпионаты мира в Бразилии в 2014 году и в России в 2018 это доказали.
Таким образом, “футбольная дипломатия” является инновацией, которая обладает серьезными перспективами в будущем. Тот факт, что использование данного феномена как инструмента разрешения социо-культурных, гуманитарных и политических споров и проблем сегодня достаточно актуально, а футбол становится все популярнее и популярнее, подтверждает доводы о том, что “футбольная дипломатия” в ближайшем будущем имеет все шансы на то, чтобы стать по-настоящему эффективным инструментом в разрешении злободневных проблем и конфликтных ситуаций. Этого можно достичь лишь в том случае, если внутренние проблемы футбола, так называемые деструктивные составляющие, такие как, например, расизм, гендерное неравенство, хулиганизм, будут устранены, как раз с привлечением конструктивных методов, которыми изобилует “футбольная дипломатия” (а именно, используя все ее богатые гуманитарные возможности). Если, в первую очередь, все мировое футбольное сообщество сплотиться вокруг того, чтобы с помощью возможностей и ресурсов футбола оказывать поддержку в урегулировании внутренних проблем того или иного государства, соответственно это повлечет за собой снижение масштабов той или иной проблемы, и это именно тот потенциал, которым обладает “футбольная дипломатия”.
Данный феномен происходит и имеет отношение к другой форме дипломатии, а именно спортивной дипломатии, и в какой-то мере является ее частью, однако мы склонны полагать, что “футбольную дипломатию” следует рассматривать с двух точек зрения, как в контексте, так и отдельно от спортивной дипломатии, так как основные функции спортивной и “футбольной дипломатии” имеют ряд различий. В частности, в рамках экономической функции, так как для “футбольной дипломатии” она в общем и целом нивелируется ввиду того что футбол, как таковой, в финансовом плане имеет зачастую частную основу, в рамках политической, так как футбол – это мощный политический инструмент, способный оказывать непосредственное влияние на ту или иную политическую проблему. Более того, футбол становится непросто частью отдельной культуры, но и превращается в общемировой культурный феномен, присущий едва ли не всем государствам, культурам и нациями, проживающим на планете. Следовательно, благодаря поступательному развитию футбола и его распространению возникает уникальный феномен “футбольной дипломатии”.
Именно поэтому нам удалось определить “футбольную дипломатию” как комплексный феномен, обладающий как своими уникальными свойствами, так и свойствами спортивной дипломатии, а также включающий в себя элементы дипломатии культурной, который использует всевозможные футбольные ресурсы для реализации общемировой социально-гуманитарно-важной деятельности, осуществления двухстороннего или многостороннего культурного обмена, на базе футбола и разрешения социальных, культурных, гуманитарных проблем, а также политических конфликтов и споров.
На фоне того, насколько иногда огромное значение люди по всему миру придают футболу, будущее “футбольной дипломатии” как одного из способов урегулирования насущных проблем видится достаточно оптимистичным. Кроме того, начиная с XXIвека футбольное сообщество в лице главной футбольной организации ФИФА, а также других региональных организаций, таких как УЕФА, КОНКАКАФ, КОНМЕБОЛ, при активном участии местных футбольных федераций уделяет большое внимание общемировым гуманитарным, социальным и культурным проблемам. Помимо всего прочего, такие проекты как Uefa Foundation, который реализуется под патронажем УЕФА, а также отдельно существующие проекты, активно сотрудничающие с передовыми футбольными организациями, такие как streetfootballworld, также вносят существенный вклад в развитие “футбольной дипломатии” особенно через имплементацию разных гуманитарных проектов в странах “третьего мира”. Более того, ФИФА ведет активно сотрудничество с такими организациями, как ООН, ЮНИСЕФ, Интерпол, что доказывает глобальные масштабы ее деятельности, и характеризует “футбольную дипломатию” как феномен, используя преимущества которого все мировое сообщество в будущем способно справиться с актуальными сейчас проблемными вопросами.
Также нельзя не отметить тот факт, что современный футбол стал глубоко политизирован. Данный факт имеет ряд своих недостатков, однако, это открывает новые возможности для “футбольной дипломатии”. Теперь, футбол – как ресурс, может быть использован, как предлог, объединяющий стороны, у которых существуют противоречия в отношении друг друга, с той целью, чтобы из стадии конфликта перейти к стадии диалога и сесть за стол переговоров. “Футбольная дипломатия” создает поле для коммуникации и кооперации и содействует тому, чтобы стороны разрешали свои споры мирным путем. Для этого сущетвуют основные принципы “футбольной дипломатии”, придерживаясь которым, стороны смогут достичь компромиссного решения.
Еще одним не менее важным последствием политизированности футбола и “футбольной дипломатии” является и то, что через футбол выражаются определенные политические предпочтения той или иной страны, а также наиболее политически активного населения. Поэтому с помощью “футбольной дипломатии” демонстрируется государственная позиция и демонстрируются политические взгляды и идеи.
Отдельным столопом в вопросах решения социальных, культурных и гуманитарных проблем стоит самая крупная футбольная организация – ФИФА. Ее роль в организации гуманитарной деятельности сложно переоценить, так как под руководством данной организации действует множество проектов гуманитарной направленности, которые эффективно борются с такими проблемами, как использование детского труда, загрязнение окружающей среды, массовая миграция, расизм, гендерное неравенство. Однако, важно отметить парадокс в действиях ФИФА, который тем не менее, имеет положительный эффект. Несмотря на то, что ФИФА позиционирует себя в качестве аполитичной организации, что выражается в том, что она никак не вмешивается в политические противостояния и делает все, чтобы футбольные соревнования не имели политический окрас, ФИФА открыта для сотрудничества и готова способствовать разрешению политических споров и конфликтов. Это говорит о том, что вне всяких сомнений деятельность ФИФА имеет политический оттенок, но именно оттенок, так как ФИФА погружается в политические вопросы только лишь в с целью их разрешения.
Помимо тесных связей со спортивной дипломатией, “футбольную дипломатию” также можно рассматривать в структуре дипломатии публичной. В данном случае положение дел схоже с восприятием “футбольной дипломатии” и спортивной, то есть можно рассмотреть данный вопрос с двух сторон. С одной стороны “футбольная дипломатия” функционально отличается от публичной, так как публичная дипломатия зачастую организуется под контролем правительств тех или иных государств, а футбольный же ресурс, с имиджевой точки зрения находится в руках ФИФА. Кроме того, для некоторых людей само проявление публичной дипломатии, в контексте восхваление ценностей и культуры той или иной страны и создания благоприятного образа, просто не имеет значения, так как для всех футбольных болельщиков существует одна общая ценность, которая их и объединяет – это любовь к футболу, и следовательно, применение “мягкой силы” в данном контексте невозможно, так как сами болельщики не будут подвержены такого рода влиянию, так как футбол так и останется общим сближающим фактором. Но с другой стороны “футбольная дипломатия” имеет существенную имиджевую составляющую, с помощью которой формируется образ того или иного государства, что как раз и сближает и объединяет публичную и “футбольную дипломатию”, а последние Чемпионаты мира в Бразилии в 2014 году и в России в 2018 это доказали.
Таким образом, “футбольная дипломатия” является инновацией, которая обладает серьезными перспективами в будущем. Тот факт, что использование данного феномена как инструмента разрешения социо-культурных, гуманитарных и политических споров и проблем сегодня достаточно актуально, а футбол становится все популярнее и популярнее, подтверждает доводы о том, что “футбольная дипломатия” в ближайшем будущем имеет все шансы на то, чтобы стать по-настоящему эффективным инструментом в разрешении злободневных проблем и конфликтных ситуаций. Этого можно достичь лишь в том случае, если внутренние проблемы футбола, так называемые деструктивные составляющие, такие как, например, расизм, гендерное неравенство, хулиганизм, будут устранены, как раз с привлечением конструктивных методов, которыми изобилует “футбольная дипломатия” (а именно, используя все ее богатые гуманитарные возможности). Если, в первую очередь, все мировое футбольное сообщество сплотиться вокруг того, чтобы с помощью возможностей и ресурсов футбола оказывать поддержку в урегулировании внутренних проблем того или иного государства, соответственно это повлечет за собой снижение масштабов той или иной проблемы, и это именно тот потенциал, которым обладает “футбольная дипломатия”.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022



