ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ МЯГКОЙ СИЛЫ 9
1.1. Становление концепции мягкой силы 9
1.2. Основные компоненты мягкой силы 17
1.3. Четвертая промышленная революция в контексте современной политики мягкой силы 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ МЯГКОЙ СИЛЫ КИТАЯ 34
2.1. История применения мягкой силы во внешней политике Китая 34
2.2. Современные инструменты мягкой силы Китая в России 40
ГЛАВА 3. Автомобильные бренды как инструмент мягкой силы Китая в России 62
3.1 Специфика продвижения брендов Geely, Chery, Baw 62
3.2. Автомобильные бренды как инструмент мягкой силы Китая в России 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
Мягкая сила относится к нации, завоевавшей влияние за рубежом путем убеждения и апелляции, а не угроз или военной силы. Сегодня мягкая сила играет важную роль в политическом дискурсе Китая, способная как сформировать прочную сеть межгосударственных связей, основанных на взаимовыгодном партнерстве, так и создать образ Китая как регионального и мирового центра развития, следующего принципам мирного сосуществования. Развитие мягкой силы является основой китайской внешней политики с 2007 года и остается заявленной целью долгосрочной ориентации политики Китая до 2035 года.
Можно выделить три основных китайских подхода к развитию мягкой силы в Европе:
• популяризация китайского языка и культуры;
• формирование привлекательного образа Китая через СМИ;
• использование вторичных экономических эффектов мягкой силы.
В последнее время, Китай стал более настойчивым в попытках сформировать свой имидж, расширив свой инструментарий, особенно для улучшения своих политических сообщений. Это включает в себя систематическое использование социальных сетей.
Китай активно наращивает мягкую силу культуры, реализуя ее по разным пространственно-региональным направлениям, в том числе и в России. Одним из важных инструментов мягкой силы Китая является использование автомобильных брендов. Данный вопрос особенно важен для России, учитывая уход из страны западных автопроизводителей, и необходимость заполнения образовавшейся ниши.
Исследование реализации политики мягкой силы Китая необходимо для построения взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Китаем, а также оценки возможности использования Россией опыта Китая в использовании мягкой силы. Вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы работы.
Обзор использованной литературы и источников
В исследовании о влиянии автомобильных брендов как инструмента мягкой силы Китая в России были использованы различные источники, включая научную литературу, официальные документы и публикации в СМИ. Источники были выбраны с целью получить разносторонний и полный обзор темы.
Одна из групп использованной литературы включала научные статьи и книги, посвященные политическим и экономическим аспектам отношений Китая и России. Эти источники предоставили контекст и фундаментальные знания о взаимодействии двух стран, что помогло понять, как автомобильные бренды могут быть использованы в рамках мягкой силы.
Вторая группа источников включала официальные документы, такие как правительственные отчеты и договоры, связанные с сотрудничеством в автомобильной отрасли между Китаем и Россией. Эти документы помогли выявить конкретные стратегии и цели, которые Китай преследует в отношении использования автомобильных брендов для укрепления своей мягкой силы в России.
Третья группа использованных источников включала публикации в СМИ, такие как новостные статьи, аналитические обзоры и интервью с экспертами. Эти источники предоставили актуальную информацию о действиях и влиянии конкретных автомобильных брендов из Китая на российском рынке, а также различные точки зрения и анализы отношений между двумя странами.
Мягкую силу и влияние Китая изучали Ван И., Асит К. Свое мнение и анализ отношений между Китаем и Россией проявляли: Си Цзиньпин, Косачев К., Капитоненко Н. Концепцию и теорию мягкой силы выдвинули такие ученые, как Джозеф Н., Миржевский Д. и другие.
Объект исследования – политика мягкой силы Китая.
Предмет исследования- особенности использования автомобильных брендов в качестве инструмента мягкой силы Китая в России.
Целью исследования является комплексный анализ использования автомобильных брендов в качестве инструмента мягкой силы Китая в России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить становление концепции мягкой силы;
- выявить основные компоненты мягкой силы;
-проанализировать четвертую промышленную революцию в контексте современной политики мягкой силы;
-изучить историю применения мягкой силы во внешней политике Китая;
-рассмотреть современные инструменты мягкой силы Китая в России;
-выявить специфику продвижения брендов Geely, Chery, Baw;
- рассмотреть автомобильные бренды как инструмент мягкой силы Китая в России.
Методологической основой исследования
В нашем исследовании использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературы: В рамках введения и главы 1 "Теоретические аспекты политики мягкой силы" был проведен анализ литературы, включающий изучение научных исследований, теоретических работ и экспертных мнений, связанных с концепцией мягкой силы и ее основными компонентами. Этот метод позволяет получить полноту и точность информации, а также сформировать теоретическую базу для дальнейшего исследования.
2. Исторический анализ: В главе 2 "Особенности политики мягкой силы Китая" был проведен исторический анализ, чтобы изучить историю применения мягкой силы во внешней политике Китая. Этот метод позволяет понять эволюцию политических решений и стратегий, связанных с мягкой силой, и выявить особенности их применения в контексте Китая.
3. Эмпирические исследования: В главе 3 "Автомобильные бренды как инструмент мягкой силы Китая в России" проведены эмпирические исследования, которые включают специфику продвижения брендов Geely, Chery, Baw и их роль в контексте мягкой силы Китая в России. Этот метод позволяет получить конкретные данные и анализировать практические примеры, чтобы выявить влияние автомобильных брендов на политику мягкой силы.
4. Сравнительный анализ: В различных частях работы, особенно в главе 3, был использован сравнительный анализ для сопоставления и анализа различных аспектов политики мягкой силы Китая, исторических фактов и эмпирических данных. Этот метод позволяет выявить сходства и различия, а также сделать выводы о тенденциях и особенностях политики мягкой силы.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования на тему "Автомобильные бренды как инструмент мягкой силы Китая в России" заключается в следующих аспектах:
1. Анализ воздействия автомобильных брендов как инструмента мягкой силы: Исследование рассматривает автомобильные бренды в контексте использования их в качестве инструмента мягкой силы, особенно в отношениях между Китаем и Россией. Это представляет новый угол зрения на изучение внешней политики и влияния Китая в регионе.
2. Анализ особенностей российского автомобильного рынка: Исследование проанализирует особенности российского автомобильного рынка и роль, которую китайские автомобильные бренды играют в этом контексте. Россия является крупным автомобильным рынком и имеет свои особенности, включая предпочтения потребителей и конкуренцию между различными брендами. Исследование поможет выявить, как китайские бренды внедряются на этот рынок и преуспевают.
3. Анализ стратегий и механизмов воздействия китайских автомобильных брендов: Исследование позволит выявить основные стратегии, используемые китайскими автомобильными брендами для укрепления своего влияния в России. Это может включать такие факторы, как ценообразование, качество продукции, маркетинговые кампании и сотрудничество с российскими партнерами. Анализ этих стратегий будет иметь научную новизну и вносить вклад в понимание механизмов мягкой силы в контексте автомобильной промышленности.
4. Исследование влияния на геополитические отношения: Исследование будет анализировать влияние присутствия китайских автомобильных брендов в России на геополитические отношения между двумя странами. Это может включать в себя аспекты экономического сотрудничества, дипломатические связи и общественное мнение. Результаты исследования помогут понять, как автомобильные бренды могут влиять на формирование мягкой силы Китая в России и на укрепление их взаимоотношений.
5. Оценка перспектив и вызовов: Исследование также будет оценивать перспективы и вызовы, связанные с использованием автомобильных брендов в качестве инструмента мягкой силы Китая в России. Это может включать анализ реакции российских потребителей, конкуренцию на рынке и риски, связанные с зависимостью от иностранных автомобильных брендов. Такой анализ будет иметь практическую значимость для разработки стратегий и политики в области автомобильной промышленности и внешней политики России.
В целом, данное исследование предлагает новый подход к изучению влияния китайских автомобильных брендов в России в контексте их использования в качестве инструмента мягкой силы. Оно вносит вклад в области международных отношений, экономики и геополитики, расширяя понимание влияния автомобильных брендов на внешнюю политику Китая и России.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что оно представляет собой комплексный анализ мягкой силы Китайской Народной Республики и ее отдельных компонентов.
Содержащиеся в работе положения, выводы и предложения могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, посвященных изучению как мягкой силы Китайской Народной Республики, так и отдельных ее компонентов, в учебном процессе в высшей школе. Выводы исследования могут представлять интерес для внешнеполитических структур государственной службы федерального и регионального уровней, Министерству Иностранных дел РФ, Министерству культуры РФ, и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Мягкую силу определяют как способность убеждать других делать то, что они хотят, без силы или принуждения. Она привлекает людей или страны за пределами страны происхождения без принудительных мер или угроз. Мягкая сила отличается от жесткой силы - военной и экономической мощи, - которую можно описать как способность заставлять других действовать вопреки тому, что они хотят.
Мягкая сила - это как разработка привлекательных ресурсов, так и продвижение их среди иностранной аудитории. Основным инструментом для этого является публичная дипломатия. Привлекательность и мягкая сила страны повлияют на большинство брендов и предприятий, особенно тех, которые имеют очень четкое национальное происхождение и ассоциации.
По мере того, как Китай резко развивал свои ресурсы жесткой силы, его лидеры поняли, что было бы более приемлемо, если бы это сопровождалось мягкой силой. Это умная стратегия, потому что по мере роста жесткой военной и экономической мощи Китая это может повлиять на его соседей, чтобы сбалансировать коалиции.
При этом необходимо понимать, что большая часть мягкой силы страны исходит от ее гражданского общества, а не от ее правительства. Полагаем, Китаю следует предоставить больше свободы своему гражданскому обществу, хотя это трудно примирить с жестким партийным контролем.
Дж. Най выделял более общие компоненты «мягкой силы». К ним относятся: внешняя политика, политические ценности и культура.
Культурная дипломатия - это применение и реализация теории культурной дипломатии, включая все модели, которые практиковались на протяжении всей истории отдельными, общественными, государственными или институциональными субъектами. Эти модели включают, например, различные программы культурного обмена, международные делегации (например, американских джазовых послов) или спортивные соревнования. Эти примеры вполне способны повлиять на межкультурное и межконфессиональное взаимопонимание и способствовать примирению.
Культурная дипломатия является частью более широкой концепции публичной дипломатии.
В современных обществах потребления важную роль играет идеологическая составляющая потребительских товаров. Известные международные марки (бренды) создают собственную ценностную систему, которая может оказывать значительное влияние на сознание и культуру потребителей.
Международный имидж государства является его главным атрибутом «мягкой силы». Развивая эту известную концепцию, страны могут создать перспективы для национальных инвестиций, а значит и богатства для своей страны. В настоящее время коммерческие бренды могут стать мощным инструментом в руках дипломатов, которые делают ставку на использование мягкой силы в качестве средства оказания идеологического влияния своей страны на другие государства и их народы.
Четвертая промышленная революция - это текущая и развивающаяся среда, в которой прорывные технологии и тенденции, такие как Интернет вещей (IoT), робототехника, виртуальная реальность (VR) и искусственный интеллект (AI), меняют способ жизни и работы современных людей. Интеграция этих технологий в производственную практику известна как Индустрия 4.0.
Публичная дипломатия и способность привлекать и убеждать становятся все более важными, но публичная дипломатия меняется. Прошли те времена, когда публичная дипломатия была в основном радио- и телевещанием. Технический прогресс привел к резкому снижению стоимости обработки и передачи информации. Результатом является взрыв информации, и это породило «парадокс изобилия» в Интернете. Обилие информации приводит к нехватке внимания.
Когда люди перегружены объемом информации, с которой они сталкиваются, трудно понять, на чем сосредоточиться. Внимание, а не информация, становится дефицитным ресурсом. Репутация становится еще более важной, чем в прошлом, и политическая борьба (на которую влияет социальная и политическая близость) происходит за создание и разрушение доверия.
Эффективность публичной дипломатии измеряется изменившимися умами (измеряемыми интервью или опросами), а не потраченными долларами или отправленными сообщениями. Внутренняя или внешняя политика, которая кажется лицемерной, высокомерной, безразличной к чужим взглядам или основанной на узком понятии национальных интересов, может подорвать мягкую силу.
Сотрудничество - это вопрос степени, и на степень влияет притяжение или отталкивание. К счастью, мягкая сила страны зависит не только от ее государственной политики, но и от привлекательности ее гражданского общества.
В дополнение к широкому рынку и улучшению бизнес-среды Китай стал скорее лидером, чем последователем четвертой промышленной революции, которая в основном основана на цифровой экономике. Большое количество китайских компаний уделяют много внимания использованию технологий 5G, искусственного интеллекта, больших данных, а также новой энергии и аккумуляторов для достижения глобального преимущества.
По мере того, как Китай становится все более могущественным в 20-м веке, для Китая крайне важно извлечь выгоду из своей мягкой силы. Китай имеет возможность повысить свою привлекательность для других стран и иностранной общественности, создать доверительные связи с другими странами и использовать увеличение мягкой силы, чтобы побудить другие страны прислушаться к тому, что он говорит. Мягкая сила в публичной дипломатии является важным средством создания эффекта в умах наций.
Мягкая сила также имеет решающее значение для Китая в смягчении негативной риторики вокруг его возвышения. Риторики, изображающей “растущий Китай” как угрозу для других стран, в последнее время было предостаточно. Таким образом, взаимодействие Китая с миром в области мягкой силы было направлено на улучшение его имиджа путем продвижения идеи “мирного подъема”.
В отличие от концепции мягкой силы на Западе, для китайских ученых четкое разграничение между жесткой (ин) и мягкой (жуань) невозможно, поскольку иногда жесткое становится мягким, а мягкое - жестким, и государство может обладать и тем, и другим одновременно, или жуаньин цзяньши.
Китай резко увеличил свои инвестиции в инструменты, обычно ассоциирующиеся с мягкой силой. Однако несмотря на огромные ресурсы, которые он вложил в СМИ, образование, технологии и развлечения, опросы общественного мнения показывают, что им в значительной степени не удается создать мягкую силу: способность заставить людей позитивно относиться к стране и добиваться предпочтительных результатов путем привлечения, а не принуждения.
В конечном счете, ужесточение авторитарной политической системы Китая является самым большим препятствием для позитивного имиджа, к которому стремятся страна и правительство.
Китаю теперь приходится действовать на более проверенной международной арене наряду с (вновь) вовлеченными США и более осторожным ЕС, в то время как в его распоряжении меньше экономических возможностей. В этой ситуации мягкая сила, основанная на восприятиях и нарративах, становится еще более важным инструментом в ее арсенале инструментов внешней политики.
В свете стремления Китая к дальнейшему международному взаимодействию и падения влияния за рубежом, с одной стороны, и все более индоктринируемая домашняя аудитория - с другой, Китай находится в состоянии балансирования между двумя потенциальными путями продвижения вперед. Он может либо увеличив свой международный охват, смягчив часть своей риторики и сосредоточившись на создании собственных альянсов, либо он может (повторно) сосредоточиться на своей внутренней аудитории, продолжая подпитывать антизападные настроения в избранной небольшой группе стран, где эти настроения преобладают. Скорее всего, он выберет сочетание обоих подходов.
Китай также, скорее всего, активизирует свои усилия по налаживанию хороших связей с формирующимися лидерами по всему миру посредством образовательных обменов и программ, ориентированных на политических лидеров и других влиятельных лиц в обществе. Примеры этого можно найти в информационно-пропагандистских программах КПК в Юго-Восточной Азии, в создании и модернизации центров китайского языка и культуры.
Используя «мягкую силу» в своих взаимодействиях с Россией, Пекин стремится к тому, чтобы сформировать у граждан государства-партнера ощущение надежной дружественной опоры. Методами «мягкой силы» удалось создать для российско-китайского стратегического партнерства солидный фундамент общественной поддержки, который, несомненно, придает ему дополнительную устойчивость.
Китайские автомобильные бренды начали масштабную экспансию в России на фоне оттока европейских, американских и японских брендов.
В 2022 году китайские автопроизводители Geely, Chery и Great Wall Motors заполнили пустоту, оставленную крупнейшими мировыми автопроизводителями.
На китайские бренды приходится почти треть российского автомобильного рынка, поскольку этот сектор больше, чем любой другой, показывает растущее значение Китая для российской экономики после исхода западных компаний. Уход иностранных брендов привел к росту продаж в сегменте китайских автомобилей.
Рост спроса среди россиян на китайские автомобили обусловлен повышением качества продукции. За последние годы Китай совершил технологический рывок, и сейчас автомобили соответствуют мировым стандартам. В целях успешного продвижения на российском рынке, китайские автопроизводители заинтересованы в том, чтобы удовлетворять потребности российских потребителей.
Китайские автомобильные бренды воспользовались сложившимися обстоятельствами на российском авторынке; в связи с отсутствием конкуренции не было ограничивающих факторов, которые могли бы помешать повышению цен. На первичном рынке автомобилей ожидать скорого снижения цен не приходится. Из-за глобального кризиса и проблем с логистикой стоимость новых легковых автомобилей будет оставаться высокой.
Полагаем, Россия «обречена» на дружбу с китайскими производителями потому, что именно эта страна на сегодняшний день может открыто и постоянно с работать нашей страной в области автомобилестроения. Также Китай обладает мощным индустриальным парком по производству автомобилей, а также комплектующих, запчастей и пр. Передавать в будущем кому-то другому производственные площадки в нашей стране, наверное, просто некому.
Однако не следует и попадать в зависимость от китайского автопрома, а воспользоваться технологическими наработками, создать свой новый опыт на базе имеющегося российского автомобилестроительного опыта и опыта китайских производителей, и других зарубежных производителей.
На оставшиеся площадки, которые освободились после ухода зарубежных производителей, можно пригласить к сборке китайских производителей.
На сегодняшний день, если будут включены меры по поддержке покупки автомобиля, это может не помочь, поскольку причиной «низкого» рынка (рынка с небольшим объемом продаж) является абсолютный дефицит автомобилей, как это было в 2022 году. Поэтому внутренние меры, стимулирующие спрос или осуществляющие поддержку покупки, полагаем, не сработают.
1. Geely в 2022 году показала рыночный рост в России на 8% [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru/news/53610/?ysclid=lfdjjyagff320561814. (дата обращения: 02.04.2023).
2. Антюхова Е.А. Фактор образования в "мягкой силе" США, Китая и ЕС: сравнительный анализ // Сравнительная политика. 2019. Т. 10. №2.
3. Берг, Т. Концепция "мягкой силы" в России / Т. Берг. – 28 февраля 2017. – Режим доступа: http://xn--90aavaaaeegdccyobjg1dgc1g.xn--p1ai/news/analitika/kontseptsiya-myagkoy-sily-v-rossii, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
4. Бисвас, А. К., Тортаджада, С. Мягкая сила Китая на подъеме / А. К. Бисвас, С. Тортаджада // ChinaDaily. — 2018. — Февраль. — URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201802/23/WS5a8f59a9a3106e7dcc13d7b8.html.
5. Борисова, Е. Г. Мягкая сила – современный инструментарий власти / Е. Г. Борисова // Мягкая сила. Мягкая власть. Междисциплинарный анализ / под ред. Е. Г. Борисовой. – Москва: Флинта, Наука, 2015. – С. 5.
6. Ван И. Китайская дипломатия в новую эпоху. Новые условия - новые направления) [Электронный ресурс] // 国际问题研究 (журнал "Международные исследования). 2018. № 1. С. 1–28.
7. Индекс "Глобальной мягкой силы" Global Soft Power Index 2022: Соединенные Штаты стали лидером. [Электронный ресурс] // https://internationalwealth.info/news-of-the-offshore/indeks-globalnoj-mjagkoj-sily-global-soft-power-index/?ysclid=lezbgwudc6649381355.(датаобращения: 02.04.2023).
8. Как глобальное общественное мнение о Китае изменилось в эпоху Си [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/global/2022/09/28/how-global-public-opinion-of-china-has-shifted-in-the-xi-era/.(дата обращения: 02.04.2023).
9. Капитоненко, Н. Фиаско мягкой силы Китая в Восточной Европе / Н. Капитоненко // IPS-Журнал. — 2021. — 5 мая. — URL: https://www.ips-journal.eu/topics/foreign-and-security-policy/chinas-soft-power-debacle-in_east-europe-5146.
10. Ковба Д.М. "Мягкая сила" как политическая стратегия государств Восточноазиатского региона: дис. ... канд. полит. наук. Екатеринбург, 2017.
11. Косачев, К. Специфика российской мягкой силы / К. Косачев // Россия в глобальной политике. — 2012. — 7 октября. — URL: http://eng.globalaffairs.ru/number/The-Specifics-of-Russian-Soft-Power-15683.
12. Лам, Т., Фишер, Х. Институты Конфуция в США: избранные вопросы / Т. Лам, Х. Фишер. — Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская служба Конгресса, 2 декабря 2021 г.
13. Лью, Л. Продажи Китайских Автомобилей Растут В России После Выхода Западных Брендов [Электронный ресурс]. URL: https://chinastocks.net/auto-ru/prodazhi-avto-v-rf/#:~:text=%D0%92%202022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D0%B8%20Chery,%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%202035%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86. (дата обращения: 02.04.2023).
14. Межеевский, Д. Затруднительное положение китайской риторики о мягкой силе: концепция «мирного подъема» и внутренние дебаты / Д. Межеевский // Мягкая сила Китая и международные отношения / Х. Лай, И. Лу (ред.). — Лондон: Рутледж, 2012. — С. 69.
15. Мейерс, С. Л., Брэдшер, К. Лидер Китая хочет иметь «привлекательную» страну. Это не значит, что он делает приятно / С. Л. Мейерс, К. Брэдшер // Нью-Йорк Таймс. — 2021. — 8 июня. — URL: https://www.nytimes.com/2021/06/08/world/asia/china-diplomacy.html. (дата обращения: 02.04.2023).
16. Мир глазами Китая. Элизабет С. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wiley.com/en-us/The+World+According+to+China-p-9781509537518. (дата обращения: 02.04.2023).
17. Мягкая сила Китая в Европе переживает тяжелые времена / Под редакцией: Т. Дамс, С. Мартин, В. Краненбург. — URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/etnc_2021_-_chinas_soft_power_in_europe_-_falling_on_hard_times.pdf.
18. Най, Дж. Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике. — Нью-Йорк: Связи с общественностью, 2004.
19. Си Цзиньпин: В погоне за мечтой 1,3 миллиарда китайцев [Электронный ресурс]. URL: http://news.xinhuanet.com/english/china/2013-03/17/c_124467411.html. (дата обращения: 02.04.2023).
20. Си, Дж. (2015). «Миски с рисом китайского народа должны держаться сами по себе: обеспечение продовольственной безопасности и социальной стабильности». Выступление на Центральной конференции по сельскому труду, 23–4 декабря 2013 г. Китайская история.
21. Четвертая промышленная революция: что это значит, как реагировать [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-fourth-industrial-revolution-what-it-means-and-how-to-respond/.(дата обращения: 02.04.2023).
22. Чжэн, Ю. и Чжан, К. (2012), «Мягкая сила» и китайская мягкая сила», в книге «Мягкая сила Китая и международные отношения Китая» / Хонги Лай и Ии Лу (ред.), Лондон: Routledge, с. 21.
23. Что такое мягкая сила? [Электронный ресурс]. URL: https://softpower30.com/what-is-soft-power/.(дата обращения: 02.04.2023).
24. Шамбо, Д. Мягкая сила Китая. В поисках уважения [Электронный ресурс] / Д. Шамбо. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2015-06-16/chinas-soft-power-push?_gl=1%2Akm9a2c%2A_ga%2AMTc5OTAwMDQ0My4xNjc4MjU4Njk3%2A_ga_24W5E70YKH%2AMTY3ODg5OTc4NS40LjEuMTY3ODkwMDI5MC4wLjAuMA (дата обращения: 02.04.2023).
25. Юрий Зубко. Как китайские автомобили будут захватывать российский рынок в 2023 году. [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2022/11/09/kak-kitajskie-avtomobili-budut-zahvatyvat-rossijskij-rynok-v-2023-godu.html.(датаобращения: 02.04.2023).