Веб-туны как часть южнокорейской культуры в XXI веке (на примере романтических историй)
|
Введение 3
Глава 1 Феномен веб-туна: история и характеристики 10
§ 1.1 Появление корейских комиксов манхва, и их развитие 10
§ 1.2 Общая характеристика веб-тунов 32
§ 1.2.1 Веб-туны как явление южнокорейской массовой культуры 41
Глава 2 Описание и анализ материалов исследования 45
§ 2.1 Общая характеристика веб-туна «Мой ID – красотка из Каннама!» и анализ сюжета 46
§ 2.1.1 Характеристика персонажей 51
§ 2.2 Общая характеристика веб-туна «Истинная красота» и анализ сюжета 58
§ 2.2.1 Характеристика персонажей 62
§ 2.3 Общая характеристика веб-туна «Клетки Юми» и анализ сюжета 67
§ 2.3.1 Характеристика персонажей 74
Глава 3 Разбор и анализ контента, механизмы интеракции веб-тунов и общества 79
§ 3.1 Хронотоп и визуальные особенности веб-туна «Мой ID – красотка из Каннама!» 79
§ 3.1.1 Социокультурные дискурсы, выделенные в ходе анализа 84
§ 3.2 Хронотоп и визуальные особенности веб-туна «Истинная красота» 88
§ 3.2.1 Основные характеристики общественной реакции, вызванной веб-туном 94
§ 3.3 Хронотоп и визуальные особенности веб-туна «Клетки Юми» 96
§ 3.3.1 Причины популярности 101
§ 3.4 Итоги анализа 103
Заключение 107
Список литературы и источников 108
Глава 1 Феномен веб-туна: история и характеристики 10
§ 1.1 Появление корейских комиксов манхва, и их развитие 10
§ 1.2 Общая характеристика веб-тунов 32
§ 1.2.1 Веб-туны как явление южнокорейской массовой культуры 41
Глава 2 Описание и анализ материалов исследования 45
§ 2.1 Общая характеристика веб-туна «Мой ID – красотка из Каннама!» и анализ сюжета 46
§ 2.1.1 Характеристика персонажей 51
§ 2.2 Общая характеристика веб-туна «Истинная красота» и анализ сюжета 58
§ 2.2.1 Характеристика персонажей 62
§ 2.3 Общая характеристика веб-туна «Клетки Юми» и анализ сюжета 67
§ 2.3.1 Характеристика персонажей 74
Глава 3 Разбор и анализ контента, механизмы интеракции веб-тунов и общества 79
§ 3.1 Хронотоп и визуальные особенности веб-туна «Мой ID – красотка из Каннама!» 79
§ 3.1.1 Социокультурные дискурсы, выделенные в ходе анализа 84
§ 3.2 Хронотоп и визуальные особенности веб-туна «Истинная красота» 88
§ 3.2.1 Основные характеристики общественной реакции, вызванной веб-туном 94
§ 3.3 Хронотоп и визуальные особенности веб-туна «Клетки Юми» 96
§ 3.3.1 Причины популярности 101
§ 3.4 Итоги анализа 103
Заключение 107
Список литературы и источников 108
Веб-тун (webtoon) – цифровой комикс, появившийся в Республике Корея в начале XXI века. В современной Южной Корее данный формат предназначен для чтения онлайн преимущественно на смартфонах. Слово веб-тун, которое фактически составлено из двух английских слов web (Сеть) и (car)toon (комикс, мультфильм), появилось в Южной Корее в начале 2000-х годов. По причине стремительного технологического развития и возможности в любом месте и в любое время выйти в Интернет сегодня они особенно востребованы.
Веб-туны являются одним из основных элементов, формирующих массовый культурный контент Республики Корея, который широко востребован за её пределами, наряду с, например, К-поп музыкой, К-драмой, корейским кинематографом. По результатам исследования по оценке мобильных приложений, наиболее часто используемых корейцами (топ 60), опубликованного Forbes Korea совместно с TDI(компанией, занимающейся анализом данных) приложение по просмотру веб-тунов Naver Webtoon заняло 19-е место, что демонстрирует их популярность в Южной Корее .
Каждый день на специализированных платформах выходят новые веб-комиксы, а также появляются продолжения уже начатых веб-тунов. Согласно аналитическим данным, предоставленным южнокорейским сервисом WiseApp (2020 г.) , основной аудиторией (из 8,76 млн. пользователей приложений, предоставляющих доступ к веб-тунам), читающей веб-туны, являются подростки и молодые люди категории 20-30 лет. В связи с этим, анализ популярных веб-тунов дает понимание, какие темы актуальны для современной молодежи Республики Корея.
Популярность веб-тунов сегодня обуславливается их историей, которая восходит к корейским комиксам – манхва, первый из которых был опубликован в 1909 году в газете «Тэхан минбо» в связи с политической обстановкой в стране. Этот комикс не соответствовал понятию манхва в современном его значении, но в нём впервые появились элементы, характерные для комиксов. Уже тогда темы, затрагиваемые в манхва, были социокультурно обусловлены. Со временем формат менялся; в 1946-ом году появились комиксы, которые потребитель знает как манхва. Однако проблематика, актуальная для корейского общества , неизменно оставалась в сюжетах.
Веб-тун (как и манхва) представляет собой особый вид креолизованных текстов, называемых также поликодовыми, что подразумевает использование вербальных и невербальных знаков. В современной науке креолизованные тексты являются частью культурологических исследований. Ученые приходят к выводу, что такой вид текстов прост для восприятия, что является одной из причин их широкого распространения. Большой объем информации, который представлен благодаря её репрезентации в сжатом виде, делает креолизованные тексты ценным источником о культуре, продуктом которой они являются. Способствует этому также тематика и разнообразие историй, изложенных в веб-тунах.
Кроме того, данное явление влияет на другой медиа-контент Южной Кореи – сериалы, кинофильмы и анимационные фильмы, основой сюжета которых выступают успешные веб-туны.
Данное исследование посвящено рассмотрению этого многогранного явления корейской культуры.
Объект исследования – южнокорейские веб-туны XXI века.
Предмет исследования – веб-комиксы как феномен современной корейской культуры.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наши дни в Южной Корее к веб-тунам (цифровым комиксам) наблюдается повышенный интерес общества. С момента появления этого вида комиксов прошло всего два десятилетия, однако за этот период он стал неотъемлемой частью повседневной жизни корейцев. Веб-туны привлекают читателей не только тематикой, но и способом подачи материала. Наше внимание сосредоточено на одном из наиболее репрезентативных типов веб-тунов – романтические истории. Для рассмотрения были выбраны три веб-туна из этой категории: «Мой ID – красотка из Каннама!», «Истинная красота», «Клетки Юми». Критерием выбора конкретного материала стали как их востребованность (и в свою очередь репрезентативность для данной категории), так и актуальная для южнокорейского общества проблематика. В то же время научное осмысление феномена веб-тунов в отечественном корееведении находится на начальной стадии. В мировом корееведении также еще ожидает своего развития.
Степень научной разработанности. Немногочисленные русскоязычные работы (например, авторы: Е.О. Курепина,Ю.А. Романова, А.О. Ягодарова, И.А. Постоенко) представляют собой либо краткое описание явления преимущественно на основе справочников Интернет-ресурсов. Либо сосредотачиваются на лингводидактическом аспекте.
Англоязычная научная литература (авторы: Jang Wonho, Song Jung Eun,Jun-Jun R. Ramos, B. Wall и д.р.) поднимает более широкий круг вопросов: формат веб-тунов, особенности конкретных образцов, специфика тех или иных тематических блоков. Например, в широко известной статье Barbara Wall на примере конкретного веб-туна рассматриваются социологические явления Южной Кореи, например, такие как национализм.
Существует англоязычный подробный труд по истории манхва автора M.J. Russell .
Более углублённое рассмотрение тех или иных социальных проблем, затрагиваемых в веб-тунах, можно обнаружить в южнокорейской научной литературе (авторы Чон Чжухе (전주혜), Син Мёнхван (신명환), Сон Хёнчжун (손현준)).
Представленная работа развивает названные выше направления изучения веб-тунов, ставя акцент на культурной обусловленности их специфики. Таким образом, целью работы является выявление места веб-тунов в южнокорейской культуре, а также их культурной специфики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю корейских комиксов как истока явления веб-тунов.
2. Рассмотреть, как развивался жанр веб-тунов, и что способствовало его популярности.
3. Выявить характерные особенности веб-тунов.
4. Определить репрезентативную тематику для анализа и произвести выбор нескольких веб-тунов, на основании которых будет производиться анализ их содержания и особенностей плана выражения.
5. Проанализировать содержание выбранных веб-тунов и специфику репрезентации их персонажей.
6. Вычленить внутреннюю структуру веб-тунов так, чтобы понять, как она служит для описания проблематики и проследить освещение актуальных социокультурных проблем современного корейского общества в выбранных веб-комиксах.
7. Выявить специфику подачи материала в рассматриваемых комиксах и попытаться объяснить её в контексте особенностей корейской культуры.
8. На основании результатов предыдущих этапов работы сделать конкретизированные выводы о месте веб-тунов в корейской культуре.
Структура работы соответствует вышеназванным задачам. Помимо введения, заключения и списка литературы и источников, работа состоит из трёх глав.
В Главе 1 «Феномен веб-туна: история и характеристики» рассматривается история корейских манхва и веб-тунов как их естественного продолжения. Также приводятся особенности и характеристики веб-тунов.
Русскоязычных работ по истории манхва нам найти не удалось, однако нами использована работа автора M.J. Russell. Основополагающим источником информации в этом вопросе стал труд южнокорейского исследователя Пак Инха (박인하) .
При написании этой главы и Главы 3 конкретные факты уточнялись в «Белой книге индустрии манхва», а также на различных аналитических порталах.
В Главе 2 «Сюжет и характеристика персонажей» приводится анализ сюжетов и персонажей трёх, выбранных для исследования, веб-тунов.
При определении специфических черт персонажей, и их объяснения в контексте корейской культуры мы обращались к корееведческой литературе широкого диапазона.
В Главе 3 «Разбор и анализ контента, проблематика веб-тунов» приводится анализ визуальных составляющих веб-тунов и описывается проблематика.
Информация по корейской литературе и книжной культуре описывалась преимущественно по работам отечественных корееведов.
Тем самым, исходя из поставленных цели и задач, основным материалом для работы послужили оригинальные тексты веб-тунов, расположенных в свободном доступе на южнокорейском веб-портале Naver Webtoon.
К трудам зарубежных исследователей мы обращались за фактологической информацией.
Для уточнения выводов о культурной специфике веб-тунов послужили преимущественно научные труды отечественных востоковедов, а также прослушанные лекции при обучении в магистратуре СПбГУ.
Методологическая основа работа была воспринята из традиции отечественной востоковедческой школы, предложившей комплексный подход к изучению того или иного явления во всех его взаимосвязях. Из этой традиции мы исключили важнейший аспект – многослойный анализ текста, что объясняется задачами исследования.
Методами исследования в данной дипломной работе выступают: исторический анализ и семиотический анализ.
Научная новизна исследования объясняется тем, что данная тема до сих пор практически не освещалась в русскоязычной научной литературе. Также до этого ни в русскоязычной, ни в западной научной литературе не было представлено подобного анализа комиксов, рассматриваемых в данной работе.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что приведённая в работе систематизация материала может быть использована в дальнейшем при изучении как феномена манхва, так и веб-тунов и других поликодовых текстов в контексте культуры. Также выявленные в ходе работы особенности могут оказаться полезными при разработке спецкурсов по современной южнокорейской культуре.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение истории манхва подтвердило наличие не только жанровой, но и смысловой преемственности. Тот факт, что манхва характеризовались не только развлекательным аспектом, но и социальным, оказался важным для понимания особенностей современной южнокорейской культуры.
2. Было доказано, что веб-тун является частью массовой культуры в соответствии с основными характеристиками этого феномена, представленными в трудах культурологов Макса Хоркхаймера и Теодора В. Адорно, а также А.Е. Сошникова.
3. В соответствии с исследовательской литературой, посвященной изучению и анализу веб-тунов, их популярность обуславливается:
- удобством использования и доступностью веб-тун-платформ и способом подачи материала;
- использованием авторами новых технологий (например, фоновая музыка в отдельных эпизодах);
- разнообразием жанров и визуальных изображений.
4. Связь особенностей веб-тунов со спецификой корейской культуры является многогранной и определяется особенностями бытовой культуры, коммуникативной культуры, социокультурных явлений, а также письменной и визуальной культуры, некоторые из которых восходят к традиционным моделям мировосприятия.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
В ходе данной работы были подготовлены тезисы доклада по теме «Веб-тун как срез проблем южнокорейского общества (в связи с историей жанра)», которые были заявлены на участие в Седьмой международной научной конференции молодых учёных-корееведов, которая состоится 23-24 июня 2023 года в ИСАА МГУ.
Веб-туны являются одним из основных элементов, формирующих массовый культурный контент Республики Корея, который широко востребован за её пределами, наряду с, например, К-поп музыкой, К-драмой, корейским кинематографом. По результатам исследования по оценке мобильных приложений, наиболее часто используемых корейцами (топ 60), опубликованного Forbes Korea совместно с TDI(компанией, занимающейся анализом данных) приложение по просмотру веб-тунов Naver Webtoon заняло 19-е место, что демонстрирует их популярность в Южной Корее .
Каждый день на специализированных платформах выходят новые веб-комиксы, а также появляются продолжения уже начатых веб-тунов. Согласно аналитическим данным, предоставленным южнокорейским сервисом WiseApp (2020 г.) , основной аудиторией (из 8,76 млн. пользователей приложений, предоставляющих доступ к веб-тунам), читающей веб-туны, являются подростки и молодые люди категории 20-30 лет. В связи с этим, анализ популярных веб-тунов дает понимание, какие темы актуальны для современной молодежи Республики Корея.
Популярность веб-тунов сегодня обуславливается их историей, которая восходит к корейским комиксам – манхва, первый из которых был опубликован в 1909 году в газете «Тэхан минбо» в связи с политической обстановкой в стране. Этот комикс не соответствовал понятию манхва в современном его значении, но в нём впервые появились элементы, характерные для комиксов. Уже тогда темы, затрагиваемые в манхва, были социокультурно обусловлены. Со временем формат менялся; в 1946-ом году появились комиксы, которые потребитель знает как манхва. Однако проблематика, актуальная для корейского общества , неизменно оставалась в сюжетах.
Веб-тун (как и манхва) представляет собой особый вид креолизованных текстов, называемых также поликодовыми, что подразумевает использование вербальных и невербальных знаков. В современной науке креолизованные тексты являются частью культурологических исследований. Ученые приходят к выводу, что такой вид текстов прост для восприятия, что является одной из причин их широкого распространения. Большой объем информации, который представлен благодаря её репрезентации в сжатом виде, делает креолизованные тексты ценным источником о культуре, продуктом которой они являются. Способствует этому также тематика и разнообразие историй, изложенных в веб-тунах.
Кроме того, данное явление влияет на другой медиа-контент Южной Кореи – сериалы, кинофильмы и анимационные фильмы, основой сюжета которых выступают успешные веб-туны.
Данное исследование посвящено рассмотрению этого многогранного явления корейской культуры.
Объект исследования – южнокорейские веб-туны XXI века.
Предмет исследования – веб-комиксы как феномен современной корейской культуры.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наши дни в Южной Корее к веб-тунам (цифровым комиксам) наблюдается повышенный интерес общества. С момента появления этого вида комиксов прошло всего два десятилетия, однако за этот период он стал неотъемлемой частью повседневной жизни корейцев. Веб-туны привлекают читателей не только тематикой, но и способом подачи материала. Наше внимание сосредоточено на одном из наиболее репрезентативных типов веб-тунов – романтические истории. Для рассмотрения были выбраны три веб-туна из этой категории: «Мой ID – красотка из Каннама!», «Истинная красота», «Клетки Юми». Критерием выбора конкретного материала стали как их востребованность (и в свою очередь репрезентативность для данной категории), так и актуальная для южнокорейского общества проблематика. В то же время научное осмысление феномена веб-тунов в отечественном корееведении находится на начальной стадии. В мировом корееведении также еще ожидает своего развития.
Степень научной разработанности. Немногочисленные русскоязычные работы (например, авторы: Е.О. Курепина,Ю.А. Романова, А.О. Ягодарова, И.А. Постоенко) представляют собой либо краткое описание явления преимущественно на основе справочников Интернет-ресурсов. Либо сосредотачиваются на лингводидактическом аспекте.
Англоязычная научная литература (авторы: Jang Wonho, Song Jung Eun,Jun-Jun R. Ramos, B. Wall и д.р.) поднимает более широкий круг вопросов: формат веб-тунов, особенности конкретных образцов, специфика тех или иных тематических блоков. Например, в широко известной статье Barbara Wall на примере конкретного веб-туна рассматриваются социологические явления Южной Кореи, например, такие как национализм.
Существует англоязычный подробный труд по истории манхва автора M.J. Russell .
Более углублённое рассмотрение тех или иных социальных проблем, затрагиваемых в веб-тунах, можно обнаружить в южнокорейской научной литературе (авторы Чон Чжухе (전주혜), Син Мёнхван (신명환), Сон Хёнчжун (손현준)).
Представленная работа развивает названные выше направления изучения веб-тунов, ставя акцент на культурной обусловленности их специфики. Таким образом, целью работы является выявление места веб-тунов в южнокорейской культуре, а также их культурной специфики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю корейских комиксов как истока явления веб-тунов.
2. Рассмотреть, как развивался жанр веб-тунов, и что способствовало его популярности.
3. Выявить характерные особенности веб-тунов.
4. Определить репрезентативную тематику для анализа и произвести выбор нескольких веб-тунов, на основании которых будет производиться анализ их содержания и особенностей плана выражения.
5. Проанализировать содержание выбранных веб-тунов и специфику репрезентации их персонажей.
6. Вычленить внутреннюю структуру веб-тунов так, чтобы понять, как она служит для описания проблематики и проследить освещение актуальных социокультурных проблем современного корейского общества в выбранных веб-комиксах.
7. Выявить специфику подачи материала в рассматриваемых комиксах и попытаться объяснить её в контексте особенностей корейской культуры.
8. На основании результатов предыдущих этапов работы сделать конкретизированные выводы о месте веб-тунов в корейской культуре.
Структура работы соответствует вышеназванным задачам. Помимо введения, заключения и списка литературы и источников, работа состоит из трёх глав.
В Главе 1 «Феномен веб-туна: история и характеристики» рассматривается история корейских манхва и веб-тунов как их естественного продолжения. Также приводятся особенности и характеристики веб-тунов.
Русскоязычных работ по истории манхва нам найти не удалось, однако нами использована работа автора M.J. Russell. Основополагающим источником информации в этом вопросе стал труд южнокорейского исследователя Пак Инха (박인하) .
При написании этой главы и Главы 3 конкретные факты уточнялись в «Белой книге индустрии манхва», а также на различных аналитических порталах.
В Главе 2 «Сюжет и характеристика персонажей» приводится анализ сюжетов и персонажей трёх, выбранных для исследования, веб-тунов.
При определении специфических черт персонажей, и их объяснения в контексте корейской культуры мы обращались к корееведческой литературе широкого диапазона.
В Главе 3 «Разбор и анализ контента, проблематика веб-тунов» приводится анализ визуальных составляющих веб-тунов и описывается проблематика.
Информация по корейской литературе и книжной культуре описывалась преимущественно по работам отечественных корееведов.
Тем самым, исходя из поставленных цели и задач, основным материалом для работы послужили оригинальные тексты веб-тунов, расположенных в свободном доступе на южнокорейском веб-портале Naver Webtoon.
К трудам зарубежных исследователей мы обращались за фактологической информацией.
Для уточнения выводов о культурной специфике веб-тунов послужили преимущественно научные труды отечественных востоковедов, а также прослушанные лекции при обучении в магистратуре СПбГУ.
Методологическая основа работа была воспринята из традиции отечественной востоковедческой школы, предложившей комплексный подход к изучению того или иного явления во всех его взаимосвязях. Из этой традиции мы исключили важнейший аспект – многослойный анализ текста, что объясняется задачами исследования.
Методами исследования в данной дипломной работе выступают: исторический анализ и семиотический анализ.
Научная новизна исследования объясняется тем, что данная тема до сих пор практически не освещалась в русскоязычной научной литературе. Также до этого ни в русскоязычной, ни в западной научной литературе не было представлено подобного анализа комиксов, рассматриваемых в данной работе.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что приведённая в работе систематизация материала может быть использована в дальнейшем при изучении как феномена манхва, так и веб-тунов и других поликодовых текстов в контексте культуры. Также выявленные в ходе работы особенности могут оказаться полезными при разработке спецкурсов по современной южнокорейской культуре.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение истории манхва подтвердило наличие не только жанровой, но и смысловой преемственности. Тот факт, что манхва характеризовались не только развлекательным аспектом, но и социальным, оказался важным для понимания особенностей современной южнокорейской культуры.
2. Было доказано, что веб-тун является частью массовой культуры в соответствии с основными характеристиками этого феномена, представленными в трудах культурологов Макса Хоркхаймера и Теодора В. Адорно, а также А.Е. Сошникова.
3. В соответствии с исследовательской литературой, посвященной изучению и анализу веб-тунов, их популярность обуславливается:
- удобством использования и доступностью веб-тун-платформ и способом подачи материала;
- использованием авторами новых технологий (например, фоновая музыка в отдельных эпизодах);
- разнообразием жанров и визуальных изображений.
4. Связь особенностей веб-тунов со спецификой корейской культуры является многогранной и определяется особенностями бытовой культуры, коммуникативной культуры, социокультурных явлений, а также письменной и визуальной культуры, некоторые из которых восходят к традиционным моделям мировосприятия.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
В ходе данной работы были подготовлены тезисы доклада по теме «Веб-тун как срез проблем южнокорейского общества (в связи с историей жанра)», которые были заявлены на участие в Седьмой международной научной конференции молодых учёных-корееведов, которая состоится 23-24 июня 2023 года в ИСАА МГУ.
Данное исследование было направлено на изучение южнокорейских веб-тунов как культурного феномена. В связи с высоким уровнем развития IT-технологий и благодаря высокоскоростному Интернет-соединению цифровые комиксы востребованы в Южной Корее: контент потребляет большое количество людей (подтверждается статистикой).
Для получения конкретных результатов был собран, изучен и систематизирован материал об истории манхва как предшественника веб-тунов. Были рассмотрены этапы развития веб-тунов, причины популярности и основные характеристики. В качестве материала для исследования были выбраны и проанализированы три популярных южнокорейских веб-туна. Посредством анализа была выявлена специфика подачи материала и связь с культурой.
Результаты исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи веб-тунов с широким диапазоном культурных особенностей современной Южной Кореи, а также некоторых элементов культуры, уходящих корнями глубоко в прошлое. Так, авторы веб-тунов реагируют на культурные веяния, популярные в стране и поднимают остроактуальные для корейского общества вопросы.
В то же время благодаря анализу удалось выявить взаимосвязь веб-тунов с традиционной литературой и ролью текста в корейской культуре и традиционным распределением ролей.
Анализ содержания трёх популярных веб-тунов, выбранных для настоящего исследования, позволяет сделать вывод об их культурной обусловленности.
По причине того, что данная тема практически не представлена в российском корееведении, представляется важным дальнейшее изучение южнокорейских веб-тунов для уточнения и расширения результатов.
Для получения конкретных результатов был собран, изучен и систематизирован материал об истории манхва как предшественника веб-тунов. Были рассмотрены этапы развития веб-тунов, причины популярности и основные характеристики. В качестве материала для исследования были выбраны и проанализированы три популярных южнокорейских веб-туна. Посредством анализа была выявлена специфика подачи материала и связь с культурой.
Результаты исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи веб-тунов с широким диапазоном культурных особенностей современной Южной Кореи, а также некоторых элементов культуры, уходящих корнями глубоко в прошлое. Так, авторы веб-тунов реагируют на культурные веяния, популярные в стране и поднимают остроактуальные для корейского общества вопросы.
В то же время благодаря анализу удалось выявить взаимосвязь веб-тунов с традиционной литературой и ролью текста в корейской культуре и традиционным распределением ролей.
Анализ содержания трёх популярных веб-тунов, выбранных для настоящего исследования, позволяет сделать вывод об их культурной обусловленности.
По причине того, что данная тема практически не представлена в российском корееведении, представляется важным дальнейшее изучение южнокорейских веб-тунов для уточнения и расширения результатов.



