Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Работа №123729

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1: Коммерциализация интеллектуальной собственности: сущность, этапы, стратегии. 4
1.1.Интеллектуальная собственность и ее особенности в сфере исследований и разработок...4
1.2.Основные направления коммерциализации интеллектуальной собственности. 9
Глава 2: Разработка стратегии коммерциализации интеллектуальной собственности. 18
2.1. Ключевые стратегические решения, принимаемые при коммерциализации интеллектуальной собственности и факторы, влияющие на них. 18
2.2. Оценка эффективности стратегии коммерциализации интеллектуальной собственности. 26
Глава 3: Организация процесса к коммерциализации интеллектуальной собственности на примере проекта автономной системы оповещения “Рупор II +”. 40
3.1 Описание целевого результата интеллектуальной деятельности - Рупора II+. 40
3.2. Анализ маркетингового потенциала Рупора II+ 41
3.4. Финансовый план проекта по коммерциализации Рупор-II+. 51
Заключение. 55
Список использованной литературы 57
Приложение 1. 60
Приложение 2. 61
Приложение 3. 62
Приложение 4. 64
Приложение 5. 66
Приложение 6. 67
Приложение 7. 70


Конец ХХ и начало ХХIвека – это период переориентации экономики от индустриального к постиндустриальному обществу. На современном этапе развития в передовых странах, интеллектуальная собственность (ИС) является главным стратегическим активом корпораций. Ресурсодобывающие предприятия вытесняются в страны третьего мира, а значит развитие науки и технологий становится ключевым направлением и для России.
Актуальной проблемой в Российской Федерации является низкая эффективность коммерциализации РИД, которая могла бы принести владельцу высокий доход и повысить уровень инновативности государства. Очевидно, что процесс коммерциализации подразумевает преодоление огромного количества рыночных барьеров и вливания больших финансовых вложений, не гарантирующих положительного финансового результата.
Таким образом, в качестве объекта настоящего исследования выступает процесс коммерциализации ИС. Предметом исследования является процесс разработки стратегии коммерциализации ИС.
Цель данной работы состоит в анализе ключевых аспектов стратегического планирования процесса коммерциализации ИС и применение их на примере конкретного результата интеллектуальной деятельности (РИД) - улучшенной версии Рупора II+ (ПО), который предназначен для автономного анкетирования клиентов компании.
Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
• Рассмотрение экономико-правовой сущности интеллектуальной собственности
• Рассмотрение особенностей процесса коммерциализации, а также изучение базовых стратегий;
• Определение ключевых стратегических решений, принимаемых при коммерциализации ИС;
• Выделение факторов, непосредственно влияющих на принятие этих решений;
• Рассмотрение подходов и методов оценки ИС в зависимости от выбранной стратегии коммерциализации;
• Обоснование стратегии коммерциализации для РИД Рупор II
Цели и задачи данной работы определяют ее структуру, которая включает в себя: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первых двух главах отражена теоретическая основа коммерциализации и интеллектуальной собственности, во второй главе представлена разработанная нами стратегия коммерциализации Рупора II+.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы интеллектуальная собственность была рассмотрена как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности современного бизнеса. Результаты НИОКР и полученные на них права ИС, являются потенциальным источником дохода, поэтому грамотная организация процесса коммерциализации РИД крайне важна.
В ходе исследования были рассмотрены три основных направления коммерческого использования прав ИС: самостоятельное освоение, переуступка прав и комбинированный вариант. Каждое направление включает в себя достаточно широкий спектр стратегий, выбор которых может зависеть от ряда доступности финансовых средств у владельца, желаемых сроков реализации проекта, специфики текущего бизнеса и др.
При планировании стратегии коммерциализации ИС необходимо четко идентифицировать ключевые решения и следовать разработанному плану. Нами были выделены следующие стратегические этапы: составление плана по защите объекта ИС, выбор направления коммерциализации согласно предпочтениям владельца, разработка маркетингового, производственного и финансового планов по запуску бизнеса на основе РИД. При этом важно анализировать совокупность факторов, оказывающих влияние на принятие тех или иных решений. К таким факторам можно отнести: степень завершенности разработки, отношение к текущему бизнесу, наличие потребности у рынка, доступность финансовых средств и др. Все факторы, влияющие на процесс коммерциализации, необходимо рассматривать комплексно, учитывая быструю изменчивость рынка и окружающей среды.
Главной целью процесса коммерческого использования ИС является получение потенциального дохода, а значит оценка ИС становится важным шагом в выборе стратегии. В работе были рассмотрены основные подходы и методы оценки ИС, которые могут применяться на практике согласно ФСО. Для коммерциализации ИС целесообразно применение доходного подхода или сравнительного. Применение сравнительного подхода возможно, только если на рынке доступна информация по аналогичным объектам, что маловероятно при коммерциализации РИД. Поэтому чаще всего доходный подход является единственным возможным вариантом. Выбор метода в рамках выбранного подхода в первую очередь будет зависит от целей владельца прав. Таким образом, если владелец прав склонен внедрять разработанную технологию самостоятельно, оцениваться проект должен методом преимущества в прибыли. Соответственно, если владелец РИД не заинтересован в самостоятельном освоении и планирует организацию передачи прав третьим лицам, например, по причине недостаточности средств или если его текущий бизнес напрямую не связан с разработанной технологией, то для оценки ОИС можно применить метод освобождения от роялти (упускаемых роялти).
Так как целью данной работы была разработка стратегии коммерциализации для выведения на рынок Рупора II+, в ходе реализации были получены следующие результаты.
Коммерциализация РИД «РупорII+»целесообразна посредством самостоятельного освоения производства. Это объясняется тем, что Рупор II+ - это ИС, которую нельзя задействовать в производстве другого товара, это и есть сам товар. Поэтому планирование нашей стратегии было ограничено только одним вариантом.
При сегментировании акцент был сделал на средний и крупный бизнес, государственный сектор, а также в отдельную группу были выделены контакт-центры.
Оценка конкурентоспособности была проведена на основе параметров идеальной модели, построенной с помощью привлеченных экспертов со стороны и разработчиков. Согласно полученным результатам, конкурентоспособность Рупора II+ составляет 101,94% (в сравнении с наиболее сильным конкурентом среднестатистическим контакт-центром), что говорит нам о большей степени удовлетворенности нашим продуктом, чем существующим аналогом.
Методом холодных звонков и электронной рассылки, был проведен опрос о оптимальной цене, которую готовы заплатить потребители за наш товар с помощью PSMанализа. Цена была установлена на уровне 358 700 руб.
Были определены формы и каналы продвижения, построен детальный медиаплан до конца текущего года, а также спрогнозирован объем маркетинговых затрат на остальные 4 года.
Завершающим этапом анализ эффективности нашего проекта. NPV проекта = 22 896 255 руб., что больше 0. IRR = 212 %, что практически в 10 раз превышает фактическую ставку дисконтирования. PI (индекс доходности) = 14,21 > 1. DPP (срок окупаемости проекта) = 1 год. Все рассчитанные нами показатели, свидетельствуют об финансовой эффективности проекта, а значит можно сделать вывод, что построенная нами стратегия скорее всего преуспеет на рынке и принесет компании прибыль.
Таким образом, нами была предпринята попытка структурировать порядок ключевых действий и решений, которые имеют место при организации процесса коммерциализации ИС и применить их на реальном примере. При этом необходимо учитывать, что планирование стратегии индивидуально для каждого РИД и должно учитывать его специфику.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая: [Принят Гос. Думой 24 ноября 2006 года № 230-ФЗ, с изменениями и дополнениями по состоянию на 13 июля 2015 г.] // ФЗ РФ. – 2014.
2. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений от 24.06.1979, Всемирная (Женевская) Конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 года, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года.
1. Конвенция об учреждение Всемирной организации интеллектуальной собственности (Стокгольм 14.07.1967), с изменениями от 02.10.1979.
2. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО-11)»: приказ Минэкономразвития России от 22.06.2015 № 385.
3. Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20.03.1883 (с изменениями от 02.10. 1979 г); Европейская конвенция о формальных требованиях к заявке на патент (Париж 11.12.1953г.);Женевский договор о международной регистрации научных открытий от 03.03.1978 г.
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Варфоламеева, Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: Монография. – М.: «Ось-89», 2006. - 144 с.
2. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью. М: ВЛАДОС, 2007, 335с.
3. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. И с предисловием В. Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993, 896с.
4. Спиридонова Е.А. Интеллектуальная собственность. Выбор стратегии коммерциализации. LAPLAMBERTAcademicpublishing, 2011 – 152 c.
5. Антонец В. А. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / В.А. Антонец, Н.В. Нечаева, К.А. Хомкина, В.В. Шведова – М.: «Дело» РАНХиГС, 2011. – 320 с.
6. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник для бакалавров/ В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 2-е изд., - М: Издательство Юрайт, 2012 г., 425 с.
7. Валдайцев, С.В. Оценка интеллектуальной собственности: Учебник // СПбГУ, экон. факультет; С.В. Валдайцев. – М.: ЗАО «Экономика», 2010. – 471 с.
8. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 –343 с.
9. Зинов В.Г. Инновационный бизнес: практика передачи технологий: учеб. пособие / В.Г. Зинов, Д.Н. Вовк. – М.: «Дело», 2010 – 246 с.
10. Маркетинг инноваций: учебник и практикум для академического бакалавра/под общ. Ред. Н. Н. Молчанова – М.: издательство Юрайт, 2014 г. – 386 с.
11. Сумин А.В. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности: учеб. пособие/А.В. Сумин, В.Н. Харламова, А.В. Абрамова. – Москва: Проспект, 2010. – 164 с.
12. Ягудин С.В. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. – Спб.: Питер, 2011.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
1. Валдайцев С. В. О точности практических оценок рыночной стоимости компании/Жур. Вестник Санкт-Петербургского университета №3 серии 5, 2012 г., 127 с.
2. Естафьев Д.С., Молчанов Н.Н. Маркетинг в информацтонном обществе – Спб.: МБИ, 2002 – 176 с.
3. Жукова Е.В. Интеллектуальная собственность компании как конкурентное преимущество. Жур. «Маркетинг в России и за рубежом» №3, 2012 г.
4. Лукичева Л.И. Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоемких предприятий / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев, М.Р. Салихов, Е.В. Егорычева // Жур. «Менеджмент в России и за рубежом» №4, 2009 г.
5. Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность – это собственность! Или правомерность квалификации исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) в качестве объекта права собственности. Жур. «Инновации» № 5, 2003 г.
6. РБК Research, Российский рынок аутсорсинговых call-центров, 2015
7. Спиридонова Е. А. Ключевые направления оптимизации процесса коммерческого использования интеллектуальной собственности/Жур. Вестник Санкт-Петербургского университета №3 серии 5, 2013 г.
8. Спиридонова Е. А. О некоторых методологических проблемах при определении ставки дисконирования/Жур. Евразийский союз ученых (ЕСУ) №7 серии 16, часть 1, 2015 г.
9. Трифилова А. Оценка инновационного поведения//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. №5, 2005 г.
10. Харин А.А. Управление интеллектуальной собственностью в инновационной деятельности/ Харин А.А., Смирнова В.Р., Зарайская И.М.// Жур. «Инновации» №5, 2011 г.
11. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing your company true value by finding its hidden brainpower. N.Y., Harper – CollinsPublishersInc. – 1997.
12. Goldscheider R., Jarosz J., Mulhern C. Use of the 25 per cent rule in valuing IP // Les Nouvelles - 12.2002.
13. The Global Competitiveness report: index in details 2013-2014
Электронные ресурсы и документы
1. Голованов М.Н. Лицензионный договор//Комментарии российского законодательства: [Электронный ресурс]/ -: URL: http://kommentarii.org/dogovora/page23.html - 25.10.2015 г.
2. Ляшин А. Стратегии коммерциализации инноваций — мост между инноватором и бизнесом [Электронный ресурс] //Экономика и жизнь. –2011. - №36. – URL: http://www.eg-online.ru/article/144603/
3. Расселл Л. Парр. Оценка патентов. Ставки роялти. Оценка методом освобождения от роялти [Электронный ресурс] //BUSINESS VALUATIONS GUIDE. - №1. – URL: http://kwinto.ru/ - 01.12.2015
4. Российская ассоциация франчайзинга [электронный ресурс] - URL: https://rusfranch.ru/franchisees/chto_takoe_franchayzing/ (19.10.2015)
5. Intellectual property valuation [Электронный ресурс] // European IPR Helpdesk – 06.2013. – URL:https://www.iprhelpdesk.eu/sites/default/files/newsdocuments/Fact_Sheet_IP_Valuation_0.pdf
6. Martin D., Drews D. Intellectual property valuation techniques, IPmetrics LLC [Электронный ресурс] // http://ipmetrics.net/IPVT.pdf - 2010
7. Pablo Fernandez Levered and Unlevered Beta [Электронный ресурс] // http://www.iese.edu/research/pdfs/DI-0488-E.pdf
8. URL: http://www.damodaran.com
9. URL: http://www.google.com/finance
10. URL: http://www.dmgconsult.com/services/qm.asp
11. Справочно-информационных порталов Санкт-Петербурга и Москвы. [Электронный ресурсы] // http://www.spbmap.ru, http://www.moscowmap.ru – 16.02.2016 г.
12. URL: www.data.cnbc.com
13. ФИПС [Электронный ресурс] // http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p/ - 24.02.2016 г.
14. URL: http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/
15. URL: http://www.rusbonds.ru/
16. URL: http://www.callcenterevent.ru/content/cco-bpo/2015/10915.pdf
17. URL: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/process-and-operations/us-sdt-consulting-2013-global-contact-survey-051513.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ