ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие маркетинговой стратегии 8
1.2. Виды маркетинговой стратегии предприятия 11
1.3. Технология и этапы разработки маркетинговой стратегии 15
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В ООО «МИРТ ПЛЮС» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Мирт Плюс» 28
2.3. SWOT-анализ предприятия 45
3. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ НА РЫНОК ООО «МИРТ ПЛЮС» 49
3.1. Мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии на предприятии 49
3.2. Оценка эффективности предлагаемой маркетинговой стратегии 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность выбранной темы заключается в том, что маркетинговая стратегия является важнейшей составной частью общей корпоративной стратегии, которая включает в себя стратегии по каждому функциональному направлению предприятия: производство, финансы, сбыт, кадры, маркетинг.
Благодаря маркетинговому стратегическому планированию, менеджеры предприятия смогут ясно понять, какую позицию намеревается занять предприятие на рынке для достижения своих целей. Это поможет менеджерам различных подразделений работать вместе, а не только решать собственные узкофункциональные задачи. Кроме того, при прочих равных условиях фирмы с маркетинговой стратегией получают большую прибыль, чем те, у кого этой стратегии нет.
Маркетинговое стратегическое планирование - это систематическое использование маркетинговых ресурсов для достижения маркетинговых целей. Это средство, с помощью которого предприятие отслеживает и контролирует многие внешние и внутренние факторы, влияющие на получение прибыли.
Составление маркетинговой стратегии поможет компании систематизировать и донести до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя. С помощью стратегии можно четко установить цели и проконтролировать их достижение, создать документ, организующий работу всего предприятия. Кроме того маркетинговая стратегия помогает избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям, четко распределять время и другие ресурсы. Также важной функцией маркетинговой стратегии является мобилизация сотрудников компании для достижения целей.
Для функционирующего в условиях рынка предприятия особенно важно организовать процесс разработки стратегии. Постоянно меняющиеся рыночные условия предъявляют высокие требования к плановой работе предприятия и всем видам планов. Особую роль в бизнес-стратегии играет маркетинговая стратегия, как ее важная часть, отвечающая за маркетинговую деятельность.
Разработка маркетинговой стратегии отталкивается от фактических данных работы предприятия за предыдущий период, следовательно, точность фактических данных определяет надежность плановых показателей.
Объектом исследования выбрано ООО «Мирт Плюс».
Предмет исследования - процесс разработки маркетинговой стратегии.
Целью бакалаврской работы является разработка маркетинговой стратегии компании при продвижении товаров на рынок (на примере ООО «Мирт Плюс»).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
• проанализировать стратегическое управление маркетингом в ООО «Мирт Плюс», проведя экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, анализ внешней и внутренней среды, SWOT-анализ;
• разработать маркетинговую стратегию при продвижении товаров на рынок с оценкой ее эффективности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ученых и специалистов, посвященных вопросам разработки маркетинговой стратегии. Современным маркетинговым концепциям посвящены работы О.С. Габинской, И.А. Дубровина, Е. Ларазева и др. Интерес представляют теоретические разработки российских авторов в области технологии и методологии разработки маркетинговой стратегии, среди них: Э.В. Индилов, Г.Л. Багиев, В.Б. Звягинцев, В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев и др.
Информационной базой для исследования послужили официальные данные ООО «Мирт Плюс», общение с работниками, мониторинг СМИ, анализ существующих рекламных материалов, собственные наблюдения автора.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На основании проведенного исследования можно сделать общие выводы.
Маркетинговая стратегия становится сегодня одним из важнейших элементов концепции управления предприятием. Она используется для повышения эффективности существующей в фирмах управленческой системы, позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе.
Маркетинговая стратегия компании является ключевой при стратегическом планировании деятельности, наряду с бюджетом, производственной стратегией, планом продаж. Стратегия предприятия, соответственно, устанавливает общие цели предприятия, однако для работы в конкурентной среде маркетинговые действия на рынке являются основной функцией предприятия. В связи с этим, маркетинговая стратегия доминирует по значению над другими разделами стратегического плана, поскольку целевые показатели маркетинговой стратегии оказывают прямое влияние на показатели других разделов стратегического плана. Решения, записанные в маркетинговой стратегии, определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать.
Объектом исследования является ООО «Мирт Плюс», предприятие, основным видом деятельности которого является производство корпусной мебели.
Численность персонала ООО «Мирт Плюс» - 98 чел.
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной, то есть, основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.
1 - Анализ динамики изменения выручки по годам показывает снижение.
Так с 2013 г. по 2014 г. объем выручки вырос на 8,4% или на 5880 тыс.руб., в 2015 г. происходит уменьшение выручки по сравнению с 2014 г. на 9,3% или 7050 тыс.руб. Это связано с уменьшением объемом производства.
2 - Анализ динамики изменения показателей расходов (коммерческие, управленческие) и прибыли (валовая, от выручки и чистая) показал, что в 2014 году все показатели увеличились по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году, наоборот, уменьшились по сравнению с 2014 годом.
3 - Значительно уменьшилась валовая прибыль, темп ее роста составил 71,6% в 2015 году. Чистая прибыль уменьшилась и составила в 2015 году 10607 тыс.руб., уменьшение произошло на 2803 тыс.руб. по сравнению с 2014 годом.
4 - Прибыль с 2013 года по 2014 год пошла на подъем, а с 2014 года по 2015 год на спад, что привело к уменьшению себестоимости и уменьшение объема производства.
5 - Важнейшим направлением в деятельности предприятия является соотношение «цена-качество».
6 - Суммарная доля производителей корпусной мебели в г.Лобня составляет 8,3% в Московской области. Крупнейший производитель мебели - ООО «Парадиз» в г. Лобне занимает 30,2%. ООО «Мирт Плюс» по объему продаж находится на 4-м месте и занимает 16,8% рынка мебели в г. Лобня.
7 - Ценовую политику, работу менеджеров по продажам, инновационность, а также имидж ООО «Мирт Плюс», респонденты оценили положительно.
Однако имеются резервы для роста, необходимо добиваться оценок «очень хорошо» и «отлично».
8 - На предприятии преобладают люди более чем среднего возраста, так, в 2015 году 52,0% работников - в возрасте 36-45 лет и 20,4% работников - в возрасте 46-55 лет. В 2014 году 52,7% работников - в возрасте 36-35 лет и 22,0% работников - в возрасте 46-55 лет. В целом возрастной состав стабильный.
9 - Численность персонала за три года увеличилась на 9 чел. На предприятии больше рабочих, 52,8% в 2013 году, 54,9% - в 2014 году и 55,1% - в 2015 году.
Руководство предприятия предъявляет к персоналу высокие требование, так как особой заботой является качество продукции.
10 - Заработная плата поступательно увеличивается. Максимальный рост наблюдался у руководителей. Зарплата за 3 года выросла на 14,3%. Зарплата рабочих выросла меньше всего - на 8,7%. Средняя заработная плата в 2015 году составила 35000 руб., что соответствует средней по Московской области.
11 - Анализ маркетинговой стратегии в ООО «Мирт Плюс», проведенный во второй главе выпускной квалификационной работе, показал, что в сфере маркетинга имеются упущения:
• отсутствует PR-деятельность, способная повысить конкурентное преимущество фирмы;
• недостаточная рекламная деятельность;
• отсутствуют акции по стимулированию сбыта.
Мероприятия
Основные мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии в ООО «Мирт Плюс»:
1. Продвижение собственного бренда с использованием всех инструментов маркетинга.
2. Совершенствование конструкции, дизайна, отделочных материалов и фурнитуры корпусной мебели. Повышение квалификации конструкторов- дизайнеров предприятия.
3. Вести работу по снижению себестоимости мебели, сохраняя качество на высоком уровне.
4. Вести поиск поставщиков современных материалов, обладающих высокими показателями по фактуре, цвету и насыщенности тона.
Расчеты показали, что расходы на мероприятия составят 285,73 тыс. руб.
Ожидаемый эффект от увеличения доли рынка составит 13993 тыс. руб.
Следовательно, эффект будет в 49 раз больше расходов, что говорит об эффективности запланированных мероприятий, и целесообразности их внедрения.