АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Концептуальные основы маркетинга персонала 8
1.2 Роль маркетинга персонала в развитии современных организаций 13
1.3 Маркетинговые исследования рынка труда 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В ПАО «МОСТОТРЕСТ» 27
2.1 Характеристика деятельности ПАО «Мостотрест» 27
2.2 Анализ состава и системы управления персоналом в ПАО «Мостотрест» 30
2.3 Анализ состояния маркетинга персонала в ПАО «Мостотрест» 39
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В ПАО «МОСТОТРЕСТ» 50
3.1 Разработка управленческих мероприятий по совершенствованию
маркетинга персонала 50
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности мероприятий
по совершенствованию маркетинга персонала 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа на тему: «Совершенствование маркетинга персонала в организации (на примере ПАО «Мостотрест»)».
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе определены концептуальные основы маркетинга персонала, определена роль маркетинга персонала в развитии современных организаций, проведены маркетинговые исследования рынка труда.
В рамках второй главы дана организационно-экономическая характеристика ПАО «Мостотрест», выполнен анализ состояния персонала ПАО «Мостотрест», проведена оценка маркетинга персонала ПАО «Мостотрест».
Третья глава заключает в себе предложения по совершенствованию маркетинга персонала и оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 65 страниц печатного текста.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 18 таблиц, 13 рисунков и 3 приложения. Для написания ВКР было использовано 39 источников литературы.
Ключевые термины: персонал, маркетинг персонала, концепция, найм, квалификация, система управления персоналом, обучение персонала, заработная плата, лояльность.
Современные представления о маркетинге преодолели традиционные цели маркетинга - реализацию максимальной произведенной продукции числу покупателей по максимально допустимой цене. Теперь маркетинг указывает на свое положение в той области деятельности предприятия, исследование которой раньше считалось преимуществом менеджмента, а именно управленческой теорий, или специфических отраслевых дисциплин.
Например, маркетинг взаимоотношений отражает новый способ взаимодействия с основными подрядчиками компании в рамках долгосрочных стратегий. Этот подход требует тесных междисциплинарных отношений. Он тщательно взаимодействует с концепцией управления цепочками поставок, которая предполагает, что на данный момент это конкуренция не отдельных компаний, а крупные коммерческие ассоциации, связанные с процессами производства и воспроизводства.
Кроме того, долгосрочные отношения в этих бизнес-ассоциациях требуют реализации несколько иной маркетинговой политики в области персонала. На рынках труда создаются маркетинговые подходы, которые обычно называют рыночными факторами в экономике.
Во второй половине ХХ века внутриорганизационный маркетинг начал динамично развиваться, что оправдывает использование маркетинговых технологий во внутреннем пространстве компании. В основном, маркетинг персонала связан с теми областями современного маркетинга, которые набирают удельный вес с конца прошлого века.
Активное расширение концепций маркетинга ведет не только к тесному взаимодействию, но и к конфликтам с прилегающими отраслями экономики в целом, а также показало определенный недостаток нынешнего состояния теоретической базы новаторских направлений маркетинга, общую идею которых можно определить как стремление к «глобальному» маркетингу. В данном случае говорится об сравнительно новом понимании функционирования рынков и действующих на рынках предприятий.
Актуальность данного исследования определяется тем, что маркетинг персонала занимает далеко не самое важное место в реализации планирования развития организации, но между тем прослеживается конфликт между достижениями современной науки (существуют научно обоснованные подходы) и лучшим практики в области маркетинга персонала, а также существующие практики внедрения (внедрения) научных исследований в работу предприятий.
Теоретические и методологические осмысления вопросов развитие маркетинга персонала находят свое отражение в трудах как российских, так и зарубежных ученых, а именно работы: М. Молля, Р. И. Бюнера, Р. А. Долженко, К. Симона, Х. Штрутца., К. Шольца К,. Вильтингера, Семерковой Л. Н., Томилова В. В., Сотниковой С. И., Воробьевой Е. К., Махметовой А. Е., Никольской Е. Ю., Чащина В. В., Савенковой Т. И., Старковой Н. О., Тиминовой Е. В., Родина Д. В. и других.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы маркетинга персонала ПАО «Мостотрест».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить концептуальные основы маркетинга персонала;
2. Определить роль маркетинга персонала в развитии современных организаций;
3. Провести маркетинговые исследования рынка труда;
4. Представить характеристику деятельности ПАО «Мостотрест»;
5. Провести анализ состава и системы управления персоналом в ПАО «Мостотрест»;
6. Проанализировать состояние маркетинга персонала в ПАО «Мостотрест»;
7. Разработать управленческие мероприятия по совершенствованию маркетинга персонала;
8. Обосновать социально-экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию маркетинга персонала.
Объектом исследования в работе является ПАО «Мостотрест».
Предметом исследования является система маркетинга персонала ПАО «Мостотрест».
Информационной и методической базой исследования являются нормативно-правовые источники, учебники, пособия, статьи из периодической печати ведущих специалистов по менеджменту, управлению персоналом, экономическому анализу.
Маркетинг в управлении людьми направлен на долговременное удовлетворение потребностей организации и ее сотрудников, общества в целом, основываясь на реализации комплекса маркетинговых мероприятий для максимально эффективного достижения организационных целей.
В ходе исследования был проведен анализ деятельности ПАО «Мостотрест» и анализ маркетинга персонала предприятия. По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Показатели финансово-экономической деятельности ПАО «Мостотрест» характеризуются следующим: выручка от реализации снизилась практически на 10% по сравнению с 2017 годом, прибыль от реализации - на 55%, чистая прибыль - на 65%. Снижение показателей вызвано уменьшением объемов выполненных работ в 2018 году по сравнению с 2017 годом по причине сокращения производственной программы.
Оценка кадрового потенциала предприятия показала, что по сравнению с 2017 годом в отчетном году численность работников увеличилась на 1552 человека. В целом прирост численности работников в 2018 году составил 5,09 %, увеличение показателя обусловлено в основном за счет прироста на 18,19% рабочих.
Значительный удельный вес в общей численности трудового коллектива представляют сотрудники в возрасте от 35 до 55 лет: 51,84% и 51,05% соответственно. Увеличилось количество сотрудников старше 55 лет, приток составил 0,24 %. Увеличение связано ростом численности сотрудников пенсионного возраста в количестве 150-и человек. Также в 2018 г. значительно увеличился удельный вес сотрудников, имеющих среднее и /или полное среднее общее образование - 1100 человек.
Сотрудники, имеющие высшее профессиональное образование составляют более 48% в 2017-2018 гг.
В ПАО «Мостотрест» большая часть работников административно-управленческого персонала имеют высокий стаж работы в отрасли, значительная часть рабочих имеет средний стаж работы, специалисты и служащие - средний стаж работы.
Коэффициент текучести кадров в отчетном году увеличился почти на 19,5% и составил 4,07%. Однако следует заметить, что в 2018 году не было сокращения работников. Значение коэффициента текучести кадров высокое, в связи с этим необходимо изучить причины увольнения работников и разработать мероприятия по их снижению.
Маркетинг персонала в ПАО «Мостотрест» содержит следующие составляющие:
1. Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам;
2. В работе над имиджем в ПАО «Мостотрест» очень хорошо налажена система информирования персонала о событиях, происходящих в организации;
3. Корпоративные традиции положительно влияют на формирование имиджа ПАО «Мостотрест»;
4. ПАО «Мостотрест» размещает объявления о работе в средствах массовой информации, на досках объявлениях, активно сотрудничает с центром занятости.
В ходе проведенного анализа внутренней среды маркетинга персонала ПАО «Мостотрест», выявлены следующие проблемы:
1. Неэффективная организация работы отдела кадров;
2. Неэффективный подбор кадров.
Анализ внешней среды маркетинга персонала ПАО «Мостотрест», показал следующие проблемы:
1. Отсутствие корпоративных конкурсов, деловых игр.
2. Неконкурентоспособная кадровая политика и непривлекательность рабочего места в глазах новых потенциальных работников.
На основании проведенного анализа маркетинга персонала в ПАО «Мостотрест» были предложены мероприятия по ее совершенствованию: ввести новую штатную единицу в виде специалиста по маркетингу персонала, создание программы совершенствования систем подбора и найма персонала, разработка корпоративного конкурса, повышение привлекательности рабочего места в глазах новых потенциальных работников.
Мероприятия по совершенствованию маркетинга персонала ПАО «Мостотрест» экономически выгодны на 202,77%. Социальная эффективность будет выражена: в снижении текучести кадров, в повышении производительности труда; повышение имиджа завода, повышения престижа к рабочим специальностям.
1. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
2. Бондаренко Н. А. Социальная защита населения и ее нормативно¬правовое регулирование в РФ / Н.А. Бондаренко, И.О. Демьянова // Ученые заметки ТОГУ. - 2017. - №1(8). - С. 429-433.
3. Гунина И.А., Логунова И.В., Пестов В.Ю. Организационно-экономические аспекты управления производственным персоналом на наукоемких предприятиях // Организатор производства. 2017. Т.25. №2. С. 44-55.
4. Делегеоз Е.Г. Правовая модель заемного труда // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. - № 1A. - С. 233-240.
5. Долженко Р. А., Ветрова Т. В. Место и роль концепции внутреннего маркетинга в системе современных маркетинговых практик // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - №3. - С. 198-207.
6. Жукова Т. Н., Чугунова Е. К. Формирование системы брендов предприятия на основе взаимодействия корпоративного, товарного и HR- бренда // Практический маркетинг. 2016. № 3 (229). С. 15-22.
7. Илюхина Л. А., Мокшина И. А. Роль современных принципов менеджмента качества в совершенствовании системы управление персоналом / Л. А. Илюхина // Прорывные информационные исследования - М., 2016 г. - С. 121-128.
8. Исаева, О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 с.
9. Карнов Е.А. Теоретические аспекты межличностных конфликтов в организации. Е.А.Карнов, И.И.Какадий. Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11). С. 405-407.
10. Корокошко Ю.В., Вишнякова М.И. Человеческие ресурсы в условиях IV Промышленной революции // Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 634-639.
11. Кулькова И.А., Воробьева Н.В., Плутова М.И. Методическое обеспечение управления человеческими ресурсами. Екатеринбург, 2016. 144 с.
12. Ламехова А.А. Тенденции предоставления труда временного персонала в России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 2 (384). - С. 173-181.
13. Лонкунов, Э.Р. Понятие и типы организационной структуры /
Э.Р. Лонкунов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - Киев, 2016. - № 40-1. С. 36-40.
14. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 с.
15. Методическое обеспечение управления человеческими ресурсами / Кулькова И. А., Воробьева Н. В., Плутова М. И., Пеша А. В., Пяткова О. А., Камарова Т. А., Рагозина А. Ю., Силаенкова В. В. / Под редакцией доктора экономических наук, профессора И. А. Кульковой Рекомендовано редакционно-издательским советом Уральского государственного экономического университета. - Екатеринбург, 2016. -144 с
16. Михайленко, Е.А. Принципы построения и типы организационных структур / Е.А. Михайленко, М.А. Месропян // Молодой ученый. - 2017. - № 4 (138). - С. 499-502.
... Всего источников – 39.