РОЛЬ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения институтов конфликторазрешения и обеспечения права человека в современной России 9
1.1 Существенные параметры и функции институтов конфликторазрешения 9
1.2 Ключевые особенности функционирования институтов конфликторазрешения и практики обеспечения ими прав человека 22
Глава 2. Специфика функциональной деятельности институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека и тенденции их социодинамики в современной России 33
2.1. Функциональное назначение институтов конфликторазрешения в 33
России 33
2.2 Тенденции социодинамики институтов конфликторазрешения в современном российском обществе 45
2.3 Эмпирическое исследование социальной практики обеспечения прав человека государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения 57
Заключение 75
Библиографический список 81
Приложение 91
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения институтов конфликторазрешения и обеспечения права человека в современной России 9
1.1 Существенные параметры и функции институтов конфликторазрешения 9
1.2 Ключевые особенности функционирования институтов конфликторазрешения и практики обеспечения ими прав человека 22
Глава 2. Специфика функциональной деятельности институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека и тенденции их социодинамики в современной России 33
2.1. Функциональное назначение институтов конфликторазрешения в 33
России 33
2.2 Тенденции социодинамики институтов конфликторазрешения в современном российском обществе 45
2.3 Эмпирическое исследование социальной практики обеспечения прав человека государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения 57
Заключение 75
Библиографический список 81
Приложение 91
Актуальность исследования обусловливается научной неразработанностью проблематики исполнения институтами конфликторазрешения правоприменительных практик по обеспечению и защите прав человека в современной России. В результате недостаточного социологического сопровождения функциональной деятельности этих институтов остаётся невысокой их эффективность, слабо снижаются конфликтогенность и разрозненность социума, сохраняется известное не-доверия к власти и отстраненность россиян от участия в политической жизни, снижается качество жизни и гражданская активность людей. Результаты исследования могут применяться как правоприменительными органами, так и преподавателями гуманитарных наук. Сказанным определяется научная актуальность и практическая значимость темы исследования.
Степень научной разработанности институциональной основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России до сих пор остается на низком уровне. На сегодняшний день в научной литературе в трудах В. П. Милецкого, В. А. Семенова, Е. Б. Павловой, В. И. Добренькова, В. В. Лапаевой разработаны от-дельные вопросы социодинамики институтов конфликторазрешения в России. За-служивают также внимания исследования социального конфликта в рамках общей конфликтологии в публикациях А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанова, Д.К. Захарова, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, Ю.Г. Запрудского.
Изучение практики предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов в обществе с участием соответствующих институтов с каждым годом становится всё более актуальной. Уровень доверия граждан к организациям государственного, гражданского и муниципального уровней оставляет желать лучшего. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, куда россияне обратятся за помощью в случае нарушения их прав и свобод. Судебные органы выбрали 34% опрашиваемых. На втором месте располагается полиция (20%) и прокуратура (19%). Интересен тот факт, что обращения в муниципальные органы власти (местную администрацию) выбирают лишь 9% респондентов. Столько же опрашиваемых выбирают обращения к правозащитникам (9%), а Уполномоченный по правам человека для граждан оказывается на последнем месте – его выбирают только 6%. Изучение в эмпирической части работы таких институтов конфликторазрешения, как Общественная палата России, Уполномоченного по правам человека в РФ и Московской Хельсинкской Группы, их функциональной деятельности и проблематики позволит более ёмко обозначить их роль в обеспечении прав человека в России.
Таким образом, нарастание этнических, политических, экономических и прочих конфликтов в современном российском обществе определяет необходимость теоретического осмысления и эмпирического анализа деятельности государственных, муниципальных и гражданско-правовых институтов, направленной на предупреждение, урегулирование и разрешение конфликтов в стране и обусловливает основные параметры нашего исследования.
Объектом исследования являются институты конфликторазрешения современной России.
Предметом исследования выступают особенности генезиса и изменений функциональной деятельности политико-правовых институтов конфликторазрешения в контексте обеспечения прав человека в современном российском обществе.
Целью исследования является изучение и выявление специфики и функциональной роли институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека в современной России.
Задачи исследования:
освещение теоретико-методологических оснований изучения роли институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека в современной России;
выявление существенных параметров и функций институтов конфликторазрешения в России;
раскрытие ключевых особенностей функционирования и тенденций социодинамики институтов конфликторазрешения в контексте обеспечения прав человека в современном российском обществе;
изучение социальной практики обеспечения прав человека государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешенияна примере институтов Уполномоченного по правам человека в России, Общественной палаты, Московско-Хельсинской группы, включая эмпирическое исследование их функциональной деятельности.
Основная гипотеза исследования. Автор исходит из предположения о том, что в современной России наблюдается определенный разрыв между политико-правовыми предписаниями (Конституция РФ, закон и кодексы, другие нормативные правовые акты)и их исполнением в реальной правоприменительной практике государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения, который обусловлен известным дисбалансом между ответственностью и наказанием, недостаточным взаимодействием власти с обществом, а также не слишком эффективным учётом общественного мнения должностными лицами государственной и муниципальной службы.
Теоретические и методологические основы исследования.
Гносеологическими принципами изучения феномена конфликта и природы институтов конфликторазрешения выступают:
1. Принцип детерминизма. Выражается в анализе сущностных причинно-следственных связей и зависимостей, которые выражают природу и специфику объектов познания при изучении конфликтов и институтов конфликторазрешения.
2. Принцип объективности. Обеспечивает познание конфликтной среды и институтов конфликторазрешения независимо от субъективных оценок и суждений.
3. Принцип историзма. Предполагает изучение конфликтов и институтов конфликторазрешения в исторической ретроспективе с выделением стадий и фаз зарождения, становления и развития объектов познания, а также с анализом основных тенденций.
4. Принцип системности. Основан на комплексном изучении конфликтов и институтов конфликторазрешения в единстве их сущностного содержания, внутренних и внешних сторон и основных элементов содержания.
5. Принцип противоречивости. Предполагает разложение конфликтов и институтов конфликторазрешения на противоположные части, выявление динамики изменения противоположных аспектов с соединением их в целостное.
Частными гносеологическими принципами являются:
1. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. При изучении конфликтов и институтов конфликторазрешения происходит сначала осмысление основных сторон объектов познания и продолжается в операционализации основных терминов, выстраивая их в виде системы.
2. Принцип единства логического и исторического. При анализе конфликтов и институтов конфликторазрешения исторический контекст их объективного существования становится первичным, а логический познавательносмысловой образ – вторичным. Необходимо логическое воспроизведение сущности конфликтов и институтов конфликторазрешения в их исторической динамике, ретроспективность познания .
Опора на устоявшиеся в современной философской теории познания гносеологические принципы, на основе которых изучаются социальные конфликты и институты конфликторазрешения, позволяют определить универсальные и частные принципы познавательной деятельности, связанной с получением политико-социологического знания о конфликтах и об институтах конфликторазрешения.
Методологической основой исследования выступает мультипарадигмальный подход, представляющий собой сложение объясняющих потенциалов институционализма (Г.Спенсер, Т. Веблен, М.Вебер и др.) и неоинституционализма (Д.Норт, Дж. Марч, И. Ольсен и др.), включая эвристические возможности гносеологических принципов исследования институтов конфликторазрешения (принцип детерминизма, принцип объективности, принцип историзма, принцип системности, принцип противоречивости и другие) и основные положения конфликтологической парадигмы и теории социальных конфликтов (К. Боулдинг, Л. Гумплович, Р. Дарендорф и др.).
Эмпирическая база исследования. Для эмпирического подтверждения теоретических положений в исследовании использовались:
1) Анализ нормативных правовых актов.
2) Контент-анализ публикаций в СМИ за последние 2-3 года.
3) Материалы проведенного автором экспертного опроса государственных и муниципальных служащих.
Теоретическая и эмпирическая значимость исследования.
За последнее время в России наблюдается увеличение случаев неисполнения институтами конфликторазрешения правоприменительных практик по обеспечению и защите прав человека. Это обстоятельство приводит к социальным последствиям в виде недоверия к власти, разрозненности общества, отстраненности от участия в политической жизни, эмиграции, снижению качества жизни, уменьшению гражданской активности. Результаты исследования функциональной деятельности, специфики и проблематики институтов конфликторазрешения могут применяться как правоприменительными органами, так и преподавателями гуманитарных наук для предотвращения социальных последствий путем реформирования деятельности политико-правовых институтов в России, а также повышению доверия населения к государственным, гражданским и муниципальным правоохранительным структурам.
Научная новизна исследования заключается в комплексном социологическом изучении институциональной природы политико-правовой практики обеспечения прав человека и выявлении специфики и функциональной роли институтов конфликторазрешения в защите прав человека в современной России. На основе проведенной работы на защиту выносятся следующие положения, представляющие авторскую позицию, базирующуюся на результатах проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования:
1. Институты конфликторазрешения представляют собой разновидность социальных институтов, которые возникают, формируются и функционируют для удовлетворения потребностей людей и общества в обеспечение безопасности, стабильности социума посредством своевременного предупреждения урегулирования и разрешения внутренних и международных конфликтов, экономических, социально-политических, правовых, религиозных и других конфликтов.
2. В совокупности институтов конфликторазрешения ключевую роль в обеспечении прав человека в современном обществе (включая Россию) играют политико-правовые институты, к которым относятся государственные, муниципальные и гражданско-правовые объединения и организации.
3. В работе проанализирована функциональная деятельность вышеназванных политико-правовых институтов по обеспечению прав человека и, главным образом, государственного института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты России и общественной организации Московская Хельсинкская Группа, которая соответствует их функциональному назначению, зафиксированному в нормативных правовых актах. А сама их практическая деятельность достаточно высоко оценивается в средствах массовой информации и широкой общественностью, а также выражается в повышении доверия к ним со стороны граждан
Степень научной разработанности институциональной основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России до сих пор остается на низком уровне. На сегодняшний день в научной литературе в трудах В. П. Милецкого, В. А. Семенова, Е. Б. Павловой, В. И. Добренькова, В. В. Лапаевой разработаны от-дельные вопросы социодинамики институтов конфликторазрешения в России. За-служивают также внимания исследования социального конфликта в рамках общей конфликтологии в публикациях А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанова, Д.К. Захарова, О.Н. Громовой, А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, Ю.Г. Запрудского.
Изучение практики предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов в обществе с участием соответствующих институтов с каждым годом становится всё более актуальной. Уровень доверия граждан к организациям государственного, гражданского и муниципального уровней оставляет желать лучшего. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, куда россияне обратятся за помощью в случае нарушения их прав и свобод. Судебные органы выбрали 34% опрашиваемых. На втором месте располагается полиция (20%) и прокуратура (19%). Интересен тот факт, что обращения в муниципальные органы власти (местную администрацию) выбирают лишь 9% респондентов. Столько же опрашиваемых выбирают обращения к правозащитникам (9%), а Уполномоченный по правам человека для граждан оказывается на последнем месте – его выбирают только 6%. Изучение в эмпирической части работы таких институтов конфликторазрешения, как Общественная палата России, Уполномоченного по правам человека в РФ и Московской Хельсинкской Группы, их функциональной деятельности и проблематики позволит более ёмко обозначить их роль в обеспечении прав человека в России.
Таким образом, нарастание этнических, политических, экономических и прочих конфликтов в современном российском обществе определяет необходимость теоретического осмысления и эмпирического анализа деятельности государственных, муниципальных и гражданско-правовых институтов, направленной на предупреждение, урегулирование и разрешение конфликтов в стране и обусловливает основные параметры нашего исследования.
Объектом исследования являются институты конфликторазрешения современной России.
Предметом исследования выступают особенности генезиса и изменений функциональной деятельности политико-правовых институтов конфликторазрешения в контексте обеспечения прав человека в современном российском обществе.
Целью исследования является изучение и выявление специфики и функциональной роли институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека в современной России.
Задачи исследования:
освещение теоретико-методологических оснований изучения роли институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека в современной России;
выявление существенных параметров и функций институтов конфликторазрешения в России;
раскрытие ключевых особенностей функционирования и тенденций социодинамики институтов конфликторазрешения в контексте обеспечения прав человека в современном российском обществе;
изучение социальной практики обеспечения прав человека государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешенияна примере институтов Уполномоченного по правам человека в России, Общественной палаты, Московско-Хельсинской группы, включая эмпирическое исследование их функциональной деятельности.
Основная гипотеза исследования. Автор исходит из предположения о том, что в современной России наблюдается определенный разрыв между политико-правовыми предписаниями (Конституция РФ, закон и кодексы, другие нормативные правовые акты)и их исполнением в реальной правоприменительной практике государственными, муниципальными и гражданско-правовыми институтами конфликторазрешения, который обусловлен известным дисбалансом между ответственностью и наказанием, недостаточным взаимодействием власти с обществом, а также не слишком эффективным учётом общественного мнения должностными лицами государственной и муниципальной службы.
Теоретические и методологические основы исследования.
Гносеологическими принципами изучения феномена конфликта и природы институтов конфликторазрешения выступают:
1. Принцип детерминизма. Выражается в анализе сущностных причинно-следственных связей и зависимостей, которые выражают природу и специфику объектов познания при изучении конфликтов и институтов конфликторазрешения.
2. Принцип объективности. Обеспечивает познание конфликтной среды и институтов конфликторазрешения независимо от субъективных оценок и суждений.
3. Принцип историзма. Предполагает изучение конфликтов и институтов конфликторазрешения в исторической ретроспективе с выделением стадий и фаз зарождения, становления и развития объектов познания, а также с анализом основных тенденций.
4. Принцип системности. Основан на комплексном изучении конфликтов и институтов конфликторазрешения в единстве их сущностного содержания, внутренних и внешних сторон и основных элементов содержания.
5. Принцип противоречивости. Предполагает разложение конфликтов и институтов конфликторазрешения на противоположные части, выявление динамики изменения противоположных аспектов с соединением их в целостное.
Частными гносеологическими принципами являются:
1. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. При изучении конфликтов и институтов конфликторазрешения происходит сначала осмысление основных сторон объектов познания и продолжается в операционализации основных терминов, выстраивая их в виде системы.
2. Принцип единства логического и исторического. При анализе конфликтов и институтов конфликторазрешения исторический контекст их объективного существования становится первичным, а логический познавательносмысловой образ – вторичным. Необходимо логическое воспроизведение сущности конфликтов и институтов конфликторазрешения в их исторической динамике, ретроспективность познания .
Опора на устоявшиеся в современной философской теории познания гносеологические принципы, на основе которых изучаются социальные конфликты и институты конфликторазрешения, позволяют определить универсальные и частные принципы познавательной деятельности, связанной с получением политико-социологического знания о конфликтах и об институтах конфликторазрешения.
Методологической основой исследования выступает мультипарадигмальный подход, представляющий собой сложение объясняющих потенциалов институционализма (Г.Спенсер, Т. Веблен, М.Вебер и др.) и неоинституционализма (Д.Норт, Дж. Марч, И. Ольсен и др.), включая эвристические возможности гносеологических принципов исследования институтов конфликторазрешения (принцип детерминизма, принцип объективности, принцип историзма, принцип системности, принцип противоречивости и другие) и основные положения конфликтологической парадигмы и теории социальных конфликтов (К. Боулдинг, Л. Гумплович, Р. Дарендорф и др.).
Эмпирическая база исследования. Для эмпирического подтверждения теоретических положений в исследовании использовались:
1) Анализ нормативных правовых актов.
2) Контент-анализ публикаций в СМИ за последние 2-3 года.
3) Материалы проведенного автором экспертного опроса государственных и муниципальных служащих.
Теоретическая и эмпирическая значимость исследования.
За последнее время в России наблюдается увеличение случаев неисполнения институтами конфликторазрешения правоприменительных практик по обеспечению и защите прав человека. Это обстоятельство приводит к социальным последствиям в виде недоверия к власти, разрозненности общества, отстраненности от участия в политической жизни, эмиграции, снижению качества жизни, уменьшению гражданской активности. Результаты исследования функциональной деятельности, специфики и проблематики институтов конфликторазрешения могут применяться как правоприменительными органами, так и преподавателями гуманитарных наук для предотвращения социальных последствий путем реформирования деятельности политико-правовых институтов в России, а также повышению доверия населения к государственным, гражданским и муниципальным правоохранительным структурам.
Научная новизна исследования заключается в комплексном социологическом изучении институциональной природы политико-правовой практики обеспечения прав человека и выявлении специфики и функциональной роли институтов конфликторазрешения в защите прав человека в современной России. На основе проведенной работы на защиту выносятся следующие положения, представляющие авторскую позицию, базирующуюся на результатах проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования:
1. Институты конфликторазрешения представляют собой разновидность социальных институтов, которые возникают, формируются и функционируют для удовлетворения потребностей людей и общества в обеспечение безопасности, стабильности социума посредством своевременного предупреждения урегулирования и разрешения внутренних и международных конфликтов, экономических, социально-политических, правовых, религиозных и других конфликтов.
2. В совокупности институтов конфликторазрешения ключевую роль в обеспечении прав человека в современном обществе (включая Россию) играют политико-правовые институты, к которым относятся государственные, муниципальные и гражданско-правовые объединения и организации.
3. В работе проанализирована функциональная деятельность вышеназванных политико-правовых институтов по обеспечению прав человека и, главным образом, государственного института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты России и общественной организации Московская Хельсинкская Группа, которая соответствует их функциональному назначению, зафиксированному в нормативных правовых актах. А сама их практическая деятельность достаточно высоко оценивается в средствах массовой информации и широкой общественностью, а также выражается в повышении доверия к ним со стороны граждан
Проведенное исследование в данной выпускной квалификационной работе позволило выявить функциональное назначение и роль институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека в России, а также обозначить проблемное поле, характеризующее ненадлежащее исполнение прав граждан России.
В работе использовался мультипарадигмальный подход, представляющий собой сложение объясняющих потенциалов институционализма (Г.Спенсер, Т. Веблен, М.Вебер и др.) и неоинституционализма (Д.Норт, Дж. Марч, И. Ольсен и др.), включая эвристические возможности гносеологических принципов исследования институтов конфликторазрешения (принцип детерминизма, принцип объективности, принцип историзма, принцип системности, принцип противоречивости и другие) и основные положения конфликтологической парадигмы и теории социальных конфликтов (К. Булдинг, Л. Гумплович, Р. Дарендорф и др.).
Так, по результатам вынесенных на защитуположений, представляющих авторскую позицию, базирующуюся на результатах теоретического анализа и эмпирического исследования, были получены следующие результаты:
1. Институты конфликторазрешения представляют собой разновидность социальных институтов, которые возникают, формируются и функционируют для удовлетворения потребностей людей и общества в обеспечение безопасности, стабильности социума посредством своевременного предупреждения урегулирования и разрешения внутренних и международных конфликтов, экономических, социально-политических, правовых, религиозных и других конфликтов. В общей теории конфликтов выделяются следующие разновидности конфликтов:
конфликт между отдельными личностями;
пограничные конфликты между пространственно изолированными группами;
экологические конфликты между смешанными в пространстве группами;
конфликт между гомогенными организациями;
конфликт между гетерогенными организациями;
конфликт между личностью и группой;
конфликт между личностью и организацией;
конфликт между группой и организаций.
В рамках настоящей работы основное внимание было уделено социальным институтам, которые исполняют в разной мере функцию конфликторазрешения. Их деятельность прямо или косвенно направлена на разрешения споров, урегулирование конфликтных ситуаций, «нейтрализацию» условий для возникновения конфликтов и совершенствования той или иной сферы жизнедеятельности, включая обеспечение прав человека. В системе национальных институтов конфликторазрешения выделяют следующие:
1. Внутренние (национальные) полифункциональные институты конфликторазрешения общей юрисдикции (государственные органы законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти, органы местного самоуправления, общественно-политические организации, Общественная Палата РФ).
2. Внутренние полифункциональные институты конфликторазрешения специальной юрисдикции. К ним относятся государственные министерства и ведомства, судебные инстанции (верховные, арбитражные суды), а также институты социально-правового государства (НПО, институты гражданского общества).
Деятельность институтов конфликторазрешения направлена на удовлетворение базисных потребностей социума в предупреждении, урегулировании и разрешении социальных конфликтов, и обеспечении на этой основе безопасного и стабильного развития социальных групп, человека и государства, и исполнения норм права. Обеспечение прав человека является центральной сферой деятельности институтов конфликторазрешения. Права человека представляются категорией, определяющей удовлетворение интересов граждан в личной, политической, социально-экономической, социальной частях жизни и соответствуют возможностям конкретного социума.
2. В совокупности институтов конфликторазрешения ключевую роль в обеспечении прав человека в современном обществе (включая Россию) играют политико-правовые институты, к которым относятся Уполномоченный по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, гражданские объединения, суды и другие.
3. В работе была проанализирована функциональная деятельность государственного института Уполномоченного по правам человека в РФ, гражданско-правового института Общественной палаты и общественной организации Московская Хельсинкская Группа.
Так, институт Уполномоченного по правам человека представляется государственным органом с правом юридического лица. В России организация является центральным механизмом обеспечения прав человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека РФ заключается в направлении консультативных рекомендаций нарушителю о нарушении прав человека. Организация представляет собой независимый орган с широкими полномочиями, решения которого, однако, носят рекомендательный характер. Количество обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ ежегодно растет, чем определяется, во многом, повышение доверия населения к существующему институту конфликторазрешения.
Общественная палата представляет собой федеральное казённое учреждение, выступающее посредником между государством и обществом и защищающее права человека. Организация призвана обеспечивать согласование общественно значимых интересов граждан, путем организации круглых столов, встреч с представителями профильных организаций государственной власти России.
Московская Хельсинкская группа представляет собой крупнейший гражданский правозащитный институт в России. Деятельностью которого является содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России, путем оказания давления на власть, оказания содействия общественным движениям и продвижением гражданского общества в России.
4. Проведенный в работе эмпирический анализ деятельности институтов конфликторазрешения показал, что роль институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека в современной России велика, что связано с повышением активности функциональной деятельности проанализированных институтов конфликторазрешения. Контент-анализ показал, что прецеденты исполнения и неисполнения прав человека и последующая защита с помощью профильных организаций (институтов конфликторазрешения), выбранных в качестве анализа – Уполномоченный по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, Московская Хельсинкская Группа – освещаются в СМИ достаточно активно. Сведения о правах человека публикуются в средствах массовой информации в зависимости от издания и организации, исполняющей функции конфликторазрешения. Привлечение внимания к тематике исполнения прав человека поддерживает Российская га-зета, как правительственный источник формирующий определенные представления у населения. Публикуются отчеты и доклады Уполномоченного по правам человека и Общественной палаты. Информацию об Общественной палате и Московской Хельсинкской группе издательство публикует крайне редко.
Анализ Новой газеты показал, что издательство привлекает внимание общественности громкими резонансными темами и выступлениями правозащитников Московской Хельсинкской Группы, Общественной палаты РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ. Электронный ресурс делает акцент на личностях в организациях, благодаря которым права человека в России исполнятся добросовестно. Выбранные для анализа организации в одинаковой мере широко освещены в неправительственном издательстве Новая газета, что подтверждает интерес общественности к проблематике обеспечения прав человека и широким освещением СМИ их функциональной деятельности.
Издательский Дом Коммерсант публикует материалы особенно острых для населения тем нарушений прав человека и отдельных социальных групп. Большой пласт информации в газете –внимание к защите Уполномоченным по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ политических прав, а также норм, формирующих гражданское общество в России. Также в газете освещается мнение и запросы общественности, различные взгляды на те или иные решения федеральных и региональных властей в вопросах защиты прав человека.
5. Институты конфликторазрешения в России, представленные в работе Уполномоченным по правам человека в РФ, Общественной палатой РФ и Московской Хельсинкской группой, представляют собой организации, через которые проходят основное количество дел о защите прав человека в России. Организации представляют собой крупнейшие авторитетные учреждения, принимающие жало-бы и обращения от граждан России. Интерес и активность вокруг деятельности организаций с каждым годом растут, о чем свидетельствуют их функциональное назначение в нормативных правовых актах, оценка их деятельности через средства массовой информации широкой общественностью, а также повышение доверия граждан к профильным институтам конфликторазрешения.
6. Анализ экспертного опроса показал, что профильные организации, обеспечивающие защиту прав человека в России, выполняют минимум функций и задач, возложенных на них. Однако, на сегодняшний день, права человека представляются более сложной категорией, чем обеспечение граждан минимумом. Сегодня это стало всеобъемлющим понятием– это обеспечение возможностями рос-та, духовной свободой, психологическим комфортом человека и гражданина. Выполнение обязанностей сотрудников происходит в соответствие с их должностной инструкцией и желанием помогать людям, однако нередко они сталкиваются с барьерами внутреннего и внешнего порядка, реальной практикой обеспечения и защиты прав человека.
7. Проблемы, с которыми сталкиваются организации, обеспечивающие права человека в России, лежат во внешнем среде и внутреннем устройстве организации. Главными барьерами эксперты выделяют бюрократизацию и системные трудности функционирования институтов конфликторазрешения в России. Также экспертами было отмечено несоответствие между региональными и федеральными законами, отсутствие достаточного финансирования и слабое взаимодействие между государственными и негосударственными структурами в стране. Внешней проблемой респонденты назвали слабую правовую грамотность населения в вопросах защиты своих прав, где население слабо информировано о своих правах, что провоцирует непреднамеренное попадание в сложные ситуации.
Внутренними проблемами организации эксперты отметили слабую мотива-цию сотрудников на выполнение своего минимума и предложение творческих инициатив. Роль руководителя организации отмечается респондентами как одна из главных в динамике развития организации, повышения доверия общественности к правозащитным институтам, а также добросовестного выполнения сотрудниками своих функций. Проблемным полем эксперты также отметили недостаточное количество сотрудников в организациях, а также низкий уровень образования и соответствующей квалификации.
8. Количество обращений в профильные организации напрямую не связаны с количеством нарушений прав человека в стране. По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, увеличившееся количество обращений в право-защитные организации за последние годы свидетельствует об увеличении доверия к профильным институтам и уровня знаний у населения о механизмах защиты своих конституционных прав.
Результаты экспертного опроса, опросы сотрудников профильных организаций, а также анализ выбранных средств массовой информации говорят о том, что основной пласт проблем лежит в несовершенстве законодательной базы, слабой коммуникации организаций государственного и гражданского уровней, бюрократическими и административными барьерами, несоответствии задач, стоящих перед организацией и существующими ресурсами и финансовыми возможностями для их исполнения. Отдельной проблемой, которую выделили эксперты, является несформированное гражданское общество в России. По мнению правозащитников, именно сильное гражданское, знающее и защищающее свои права, сможет предотвратить произвол власти, а также станет фактором добросовестного выполнения своих функций институтами конфликторазрешения и позволит более эффективно разрешать существующие конфликты в обществе.
В работе использовался мультипарадигмальный подход, представляющий собой сложение объясняющих потенциалов институционализма (Г.Спенсер, Т. Веблен, М.Вебер и др.) и неоинституционализма (Д.Норт, Дж. Марч, И. Ольсен и др.), включая эвристические возможности гносеологических принципов исследования институтов конфликторазрешения (принцип детерминизма, принцип объективности, принцип историзма, принцип системности, принцип противоречивости и другие) и основные положения конфликтологической парадигмы и теории социальных конфликтов (К. Булдинг, Л. Гумплович, Р. Дарендорф и др.).
Так, по результатам вынесенных на защитуположений, представляющих авторскую позицию, базирующуюся на результатах теоретического анализа и эмпирического исследования, были получены следующие результаты:
1. Институты конфликторазрешения представляют собой разновидность социальных институтов, которые возникают, формируются и функционируют для удовлетворения потребностей людей и общества в обеспечение безопасности, стабильности социума посредством своевременного предупреждения урегулирования и разрешения внутренних и международных конфликтов, экономических, социально-политических, правовых, религиозных и других конфликтов. В общей теории конфликтов выделяются следующие разновидности конфликтов:
конфликт между отдельными личностями;
пограничные конфликты между пространственно изолированными группами;
экологические конфликты между смешанными в пространстве группами;
конфликт между гомогенными организациями;
конфликт между гетерогенными организациями;
конфликт между личностью и группой;
конфликт между личностью и организацией;
конфликт между группой и организаций.
В рамках настоящей работы основное внимание было уделено социальным институтам, которые исполняют в разной мере функцию конфликторазрешения. Их деятельность прямо или косвенно направлена на разрешения споров, урегулирование конфликтных ситуаций, «нейтрализацию» условий для возникновения конфликтов и совершенствования той или иной сферы жизнедеятельности, включая обеспечение прав человека. В системе национальных институтов конфликторазрешения выделяют следующие:
1. Внутренние (национальные) полифункциональные институты конфликторазрешения общей юрисдикции (государственные органы законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти, органы местного самоуправления, общественно-политические организации, Общественная Палата РФ).
2. Внутренние полифункциональные институты конфликторазрешения специальной юрисдикции. К ним относятся государственные министерства и ведомства, судебные инстанции (верховные, арбитражные суды), а также институты социально-правового государства (НПО, институты гражданского общества).
Деятельность институтов конфликторазрешения направлена на удовлетворение базисных потребностей социума в предупреждении, урегулировании и разрешении социальных конфликтов, и обеспечении на этой основе безопасного и стабильного развития социальных групп, человека и государства, и исполнения норм права. Обеспечение прав человека является центральной сферой деятельности институтов конфликторазрешения. Права человека представляются категорией, определяющей удовлетворение интересов граждан в личной, политической, социально-экономической, социальной частях жизни и соответствуют возможностям конкретного социума.
2. В совокупности институтов конфликторазрешения ключевую роль в обеспечении прав человека в современном обществе (включая Россию) играют политико-правовые институты, к которым относятся Уполномоченный по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, гражданские объединения, суды и другие.
3. В работе была проанализирована функциональная деятельность государственного института Уполномоченного по правам человека в РФ, гражданско-правового института Общественной палаты и общественной организации Московская Хельсинкская Группа.
Так, институт Уполномоченного по правам человека представляется государственным органом с правом юридического лица. В России организация является центральным механизмом обеспечения прав человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека РФ заключается в направлении консультативных рекомендаций нарушителю о нарушении прав человека. Организация представляет собой независимый орган с широкими полномочиями, решения которого, однако, носят рекомендательный характер. Количество обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ ежегодно растет, чем определяется, во многом, повышение доверия населения к существующему институту конфликторазрешения.
Общественная палата представляет собой федеральное казённое учреждение, выступающее посредником между государством и обществом и защищающее права человека. Организация призвана обеспечивать согласование общественно значимых интересов граждан, путем организации круглых столов, встреч с представителями профильных организаций государственной власти России.
Московская Хельсинкская группа представляет собой крупнейший гражданский правозащитный институт в России. Деятельностью которого является содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России, путем оказания давления на власть, оказания содействия общественным движениям и продвижением гражданского общества в России.
4. Проведенный в работе эмпирический анализ деятельности институтов конфликторазрешения показал, что роль институтов конфликторазрешения в обеспечении прав человека в современной России велика, что связано с повышением активности функциональной деятельности проанализированных институтов конфликторазрешения. Контент-анализ показал, что прецеденты исполнения и неисполнения прав человека и последующая защита с помощью профильных организаций (институтов конфликторазрешения), выбранных в качестве анализа – Уполномоченный по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, Московская Хельсинкская Группа – освещаются в СМИ достаточно активно. Сведения о правах человека публикуются в средствах массовой информации в зависимости от издания и организации, исполняющей функции конфликторазрешения. Привлечение внимания к тематике исполнения прав человека поддерживает Российская га-зета, как правительственный источник формирующий определенные представления у населения. Публикуются отчеты и доклады Уполномоченного по правам человека и Общественной палаты. Информацию об Общественной палате и Московской Хельсинкской группе издательство публикует крайне редко.
Анализ Новой газеты показал, что издательство привлекает внимание общественности громкими резонансными темами и выступлениями правозащитников Московской Хельсинкской Группы, Общественной палаты РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ. Электронный ресурс делает акцент на личностях в организациях, благодаря которым права человека в России исполнятся добросовестно. Выбранные для анализа организации в одинаковой мере широко освещены в неправительственном издательстве Новая газета, что подтверждает интерес общественности к проблематике обеспечения прав человека и широким освещением СМИ их функциональной деятельности.
Издательский Дом Коммерсант публикует материалы особенно острых для населения тем нарушений прав человека и отдельных социальных групп. Большой пласт информации в газете –внимание к защите Уполномоченным по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ политических прав, а также норм, формирующих гражданское общество в России. Также в газете освещается мнение и запросы общественности, различные взгляды на те или иные решения федеральных и региональных властей в вопросах защиты прав человека.
5. Институты конфликторазрешения в России, представленные в работе Уполномоченным по правам человека в РФ, Общественной палатой РФ и Московской Хельсинкской группой, представляют собой организации, через которые проходят основное количество дел о защите прав человека в России. Организации представляют собой крупнейшие авторитетные учреждения, принимающие жало-бы и обращения от граждан России. Интерес и активность вокруг деятельности организаций с каждым годом растут, о чем свидетельствуют их функциональное назначение в нормативных правовых актах, оценка их деятельности через средства массовой информации широкой общественностью, а также повышение доверия граждан к профильным институтам конфликторазрешения.
6. Анализ экспертного опроса показал, что профильные организации, обеспечивающие защиту прав человека в России, выполняют минимум функций и задач, возложенных на них. Однако, на сегодняшний день, права человека представляются более сложной категорией, чем обеспечение граждан минимумом. Сегодня это стало всеобъемлющим понятием– это обеспечение возможностями рос-та, духовной свободой, психологическим комфортом человека и гражданина. Выполнение обязанностей сотрудников происходит в соответствие с их должностной инструкцией и желанием помогать людям, однако нередко они сталкиваются с барьерами внутреннего и внешнего порядка, реальной практикой обеспечения и защиты прав человека.
7. Проблемы, с которыми сталкиваются организации, обеспечивающие права человека в России, лежат во внешнем среде и внутреннем устройстве организации. Главными барьерами эксперты выделяют бюрократизацию и системные трудности функционирования институтов конфликторазрешения в России. Также экспертами было отмечено несоответствие между региональными и федеральными законами, отсутствие достаточного финансирования и слабое взаимодействие между государственными и негосударственными структурами в стране. Внешней проблемой респонденты назвали слабую правовую грамотность населения в вопросах защиты своих прав, где население слабо информировано о своих правах, что провоцирует непреднамеренное попадание в сложные ситуации.
Внутренними проблемами организации эксперты отметили слабую мотива-цию сотрудников на выполнение своего минимума и предложение творческих инициатив. Роль руководителя организации отмечается респондентами как одна из главных в динамике развития организации, повышения доверия общественности к правозащитным институтам, а также добросовестного выполнения сотрудниками своих функций. Проблемным полем эксперты также отметили недостаточное количество сотрудников в организациях, а также низкий уровень образования и соответствующей квалификации.
8. Количество обращений в профильные организации напрямую не связаны с количеством нарушений прав человека в стране. По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, увеличившееся количество обращений в право-защитные организации за последние годы свидетельствует об увеличении доверия к профильным институтам и уровня знаний у населения о механизмах защиты своих конституционных прав.
Результаты экспертного опроса, опросы сотрудников профильных организаций, а также анализ выбранных средств массовой информации говорят о том, что основной пласт проблем лежит в несовершенстве законодательной базы, слабой коммуникации организаций государственного и гражданского уровней, бюрократическими и административными барьерами, несоответствии задач, стоящих перед организацией и существующими ресурсами и финансовыми возможностями для их исполнения. Отдельной проблемой, которую выделили эксперты, является несформированное гражданское общество в России. По мнению правозащитников, именно сильное гражданское, знающее и защищающее свои права, сможет предотвратить произвол власти, а также станет фактором добросовестного выполнения своих функций институтами конфликторазрешения и позволит более эффективно разрешать существующие конфликты в обществе.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере Ленинградского телевидения)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Механизмы решения конфликтных ситуаций
в современной таджикской семье
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - Особенности этнополитических конфликтов в условиях глобализации
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности этнополитических конфликтов в условиях глобализации
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Разрешения конфликтов с помощью арбитражного суда
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Стратегии управления конфликтами в крупнейших публичных компаниях России
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Практика решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления (на примере Каменского района Алтайского края)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Украинский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Разрешения конфликтов с помощью арбитражного суда
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



