Введение 3
ГЛАВА 1. Позиция (не)понимания 6
1.1 Герменевтическая ситуация XX века: конфликт понимания и непонимания 6
1.2 Конец эпохи знака 19
ГЛАВА 2. Производство присутствия в кинематографе 27
2.1 От глубины к теории поверхности 27
2.2 Категории присутствия на экране 32
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Фильмография 58
Исторически сложилось так, что толкование и поиск смысла являются для человечества основными практиками взаимодействия с окружающей действительностью. Это, в том числе, коснулось и гуманитарных наук, где герменевтика провозглашает единственно возможным пониманием языковое. Однако, вслед за Ж.Л. Нанси и К. Х. Борером, немецко-американский философ Х. У. Гумбрехт разрабатывает качественно иную, нетолковательную, категорию понимания, которую называет «присутствием». Областью применения этого понятия, отсылающего к материальному миру, становится эстетика. как Гумбрехт, впрочем, занимается, в основном, лишь теоретизацией своего понятия
В связи с этим, целью настоящей работы является выявление возможности практического применения категории присутствия в области искусства, в частности, кинематографа.
Для выполнения обозначенной цели нами был поставлен ряд исследовательских задач:
• Во-первых, важно понять, подходит ли медиум кинематографа для возникновения эффекта присутствия.
• Во-вторых, предстоит выяснить, как работает эффект присутствия для зрителя, как именно зритель понимает происходящее на экране.
• В-третьих, после теоретической части работы необходимо произвести экспликацию культуры присутствия через кинематограф.
• В-четвертых, требуется проанализировать конкретные киноработы через призму эффекта присутствия, с целью узнать, что дает для кинокритики новая методология, основывающаяся на нетолковательной категории.
Главный объект исследования этой работы – кинематограф, а именно некоторая часть фильмографии А. Роб-Грийе («Вам звонит Градива», «Эдем и после», «Человек, который лжет», «Постепенное скольжение в удовольствие»).
Нам важно обнаружить то, что Гумбрехт называет присутствием в игре актеров, отношениях между персонажами, местах, где разворачиваются событий кинокартины, монтаже, движении камеры, то есть во всем, что организует Космос фильма, его внутренне пространство – это и является предметом нашего исследования.
Во время исследования мы работали с научными материалами разных авторов, которые занимались проблемами понимания, теоретизировали материальность и аффекты, выводили концепции децентрирующие субъекта, либо были близки к идее отказа от толкования. К ним относятся Г.Г. Гадамер, Ж. Делез, С. Сонтаг, Ж.Л. Нанси, М. Хайдеггер, З. Фрейд, А. Роб-Грийе, Ж. Деррида.
В современной ситуации привелигированного положения смыслоообразующих теорий в гуманитарных науках, мы считаем необходимым поддерживать создание таких нетолковательных категорий, как, например, присутствие. Герменевтическое понимание обходит стороной острые углы аффективной жизни, в том числе и в кинематографе. Подведение чего-либо под языковое, зацементированное понимание упрощает искусство, делает его в опредленом смысле удобным. Актуальность настоящей работы заключается в том факте, что на сегодняшний день для этой перспективы важна постоянная практика в гуманитарных науках, связанная с применением нетолковательных категорий.
Понятие присутствия было введено Гумбрехтом совсем недавно, в XXI веке, и еще не было опробовано на практике даже самим создателем. В связи с этим данная работа является первым практическим исследованием применения этой категории к кинематографу, что обусловливает новизну настоящего исследования.
Герменевтика, актуализировавшаяся в двадцатом веке, еще раз охарактеризовала понимание как проблему языковую, основанную на субъектно-объектных отношениях с миром. В исторической перспективе семиотическое обращение с окружающей действительностью стало нормой. Человек неспособен полностью отказаться от символической системы, языка, ведь они являются основой его мышления. Однако, как нам кажется, стоит рассматривать что-то помимо смыслового уровня. Язык становится единственно существующим миром, который обрамляет неязыковой материальный хаос. Этот виртуальный мир легко управляется человеком, обеспечивает комфортное существование, подводя понимание к законченности, целостности и статике. Децентрировавшие субъекта концепции, такие, как психоанализ и фундаментальная онтология, показывают, что понимание заключается не в субъекте, а в чем-то другом. Для М. Хайдеггера место истины занимает материальный мир, где человек, являясь его частью, переживает Dasein. Субстанция раскрывается и утаивается, благодаря чему обеспечивает подвижность истины, ее предъявление в движении. В случае с психоанализом понимание оказывается практически невозможным из-за расщепелнности субъекта, существования бессознательного и вытеснения. Субъект постоянно находится в неведении тех или иных причин психических процессов и аффектов. Для обозначения специфического понимания, основанного на неинтеллигибельных тенденциях, аффекте и децентрации субъекта, мы вводим понятие (не)понимания.
Х. Г. Гумбрехт изобретает нетолковательную категорию присутствия для того, чтобы напомнить о материальном мире, с которым человек контактирует только опосредовано через язык. Культура присутствия становится в данной работе главным означаемым (не)понимания, так как Гумбрехт противопоставляет ей культуру значения, где понимание заключается только в языке. Философ находит место для этой категории в гуманитарных науках, а именно в эстетике. Как и Хайдеггер он считает, что тем привелигированным местом, где можно ощутить присутствие материального мира, является произведение искусства. В связи с этим, нам было интересно применить культуру присутствия к кинематографу и посмотреть, насколько удачным медиумом для (не)понимания является кино и что может дать такая нетолковательная категория для анализа и критики кинематографа. Объектом исследования для нас послужило творчество Алена Роб-Грийе, так как писатель и режиссер разрабатывает через течение «новый роман» теорию поверхности, отвечающую всем критериям присутствия. Кроме того, используемый им литературный прием «шошизм» отсылает к материальности вещей вне культурно-символического поля. Так, Роб-Грийе выстраивает дистанцию между зрителем и предметом, чтобы избежать смыслового контакта.
Рассматривая киноработы режиссера, мы анализировали их через призму концепции присутствия. Мы остановились на пяти фильмах Роб-Грийе для того, чтобы найти нужные ключи для (не)понимания его работ. Целью исследования являлось не рассмотрение всего творчество Роб-Грийе, но поиск экспликации концепции. Благодаря такому анализу фильмов режиссера, нам удалось выявить элементы его работ, отвечающие и воздействующие на зрителя с помощью эффектов присутствия.
Отсутствие ясного нарратива выстраивает преграду для языкового понимания, семиотики, что оставляет зрителя вне покоя, в движении между отдельными моментами фильма, которые не получается собрать в единое целое. В присутствии чувство подвижно в отличие от герменевтического застывшего понимания. Постоянные повторения затягивают смотрящего в пространство фильма в буквальном смысле. Оказавшись под водой, внутри кинокартины, зритель не может понимать, но может ощущать сдавливающее и окружившее его присутствие. Смешивая разные реальности, режиссер интенсифицирует присутствие на экране и предъявляет концентрированный мир-лабиринт, где возможное (не)понимание выстраивается благодаря телесности, материальной действительности и субстанциональным взаимодействиям.
Подведем итоги. Концепция Гумбрехта воплощается в кинематографе Роб-Грийе, и, более того, объясняет возможное воздействие таких кинокартин на зрителя. В связи с этим, становится ясно, что эстетическая категория присутствия работает на практике и должна быть исследована дальше опытным путем. Помимо экспликации концепции, эта работа дает представление о возможностях новой методологии в анализе и критике кинематографа, основанной на культуре присутствия и практиках (не)понимания.
1. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. — СПб.: СПбГУ, 2003
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. –СПб.: «Наука», 1993.
3. Барт Р. Третийсмысл // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сб. Статей / Сост. К. Разлогов. М.: Изд-во им. Сабашниовых, 2003. С. 378-392.
4. Гадамер, Г. Г. Философия и герменевтика // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
5. Гадамер, Г. Г. Язык и понимание // Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
6. Гумбрехт, Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
7. Делез, Ж. Кино. М.: AdMarginem, 2014.
8. Делез, Ж. Логика смысла. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
9. Деррида, Ж. О грамматологии. М.: AdMarginem, 2000.
10. Кант, И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.
11. Козинцев, А. Г. Человек и смех. СПб.: Алетейя, 2007.
12. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.
13. Мазин, В.А. Введение в Лакана. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004.
14. Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. Сборник переводов. Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1982.
15. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводныйкурс. Учебное пособие / Б.Ю. Норман — М.: Флинта: Наука, 2003.
16. Петровская Е.П. Теория образа. М.:Российский государственный гуманитарный университет, 2012.
17. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998.
18. Роб-Грийе, А. За новый роман // А. Роб-Грийе. Романески. М.: Ладомир. 2005. С. 560.
19. Роб-Грийе, А. Один из путей будущего романа // А. Роб-Грийе. Романески. М.: Ладомир. 2005. С. 569.
20. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1997.
21. Сонтаг, С. Против интерпретации. М.: AdMarginem, 2014.
22. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - СПб.: Лениздат, 2013.
23. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб.: Алетейя, 1998.
24. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван:Камап, 1991 (Репринтное воспроизведение издания 1913)
25. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1998.
26. Хайдеггер, М. Введение в метафизику. М.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.
27. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.
28. ХёйзингаЙохан. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Изд-воИванаЛимбаха, 2011.
29. Элиаде М. Священное и мирское — М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 16-30.
30. Эпштейн Ж. Чувство // Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг. Сост. М.Б.Ямпольский. Пер. с фр. /Предисл. С. Юткевича. - М.:Искусство, 1988.
Фильмография
1. «Вам звонит Градива» (C'estGradiva qui vousappelle, реж. А. Роб-Грийе, 2006)
2. «Постепенное скольжение в удовольствие» (Glissementsprogressifs du plaisir, реж. А. Роб-Грийе, 1973)
3. «Эдем и после» (L'édenetaprès, реж. А. Роб-Грийе, 1970)
4. «Человек, который лжет» (L'hommequiment,реж. А. Роб-Грийе, 1968)
5. «В прошлом году в Мариенбаде» (L'annéedernière à Marienbad, реж. А. Рене, 1961)