Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛИМИТАЦИИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Работа №123650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы56
Год сдачи2023
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАСПИЙСКОГО МОРЯ 8
1.1. Историко-правовые аспекты разграничения Каспийского моря 8
1.2. Каспийское море: замкнутое море, международное озеро или водоем особого рода?
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЦЕССА ДЕЛИМИТАЦИИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ 21
2.1. Позиции прикаспийских государств по вопросу делимитации Каспийского моря
Позиция России 22
Позиция Ирана 24
Позиция Казахстана 26
Позиция Азербайджана 28
Позиция Туркменистана 29
2.2. Статус делимитации Каспийского моря на современном этапе 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА И НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛИМИТАЦИИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
3.1. Особенности правового режима Каспийского моря 40
3.2. Нерешенные проблемы делимитации Каспийского моря 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50


Обоснование выбора темы исследования и ее актуальность. Каспийское море – крупнейший на земном шаре замкнутый водоём, бессточное солоноватое озеро , который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро либо как море – из-за своих размеров, происхождения, глубины, солёности, а также из-за того, что его ложе образовано земной корой океанического типа . Каспийское море является крупнейшим в мире закрытым внутренним водоемом, окруженным пятью прибрежными государствами: Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. Общая длина береговой линии 5970 км, наибольшая длина моря 1030 км. Каспийское море питается водами более 130 больших и малых рек , в нем насчитывается более 500 видов растений и 850 видов животных, в том числе 90% мирового осетра, а также обширные залежи нефти и газа в недрах. Его пересекают важные транспортные маршруты, соединяющие Европу и Центральную Азию.
Определение международно-правового статуса Каспийского моря на протяжении нескольких десятилетий оставалось одной из самых сложных проблем для прибрежных государств. Проблемы были даже связаны с наименованием водоема, так как во времена, когда он находился под контролем одного государства, использовался термин «озеро», позже, когда на него стали претендовать несколько стран, начал использоваться термин «море». Разногласия в этой сфере были не только предметом научных дискуссий, но и имели практическую значимость: официальные документы использовали оба термина.
После распада СССР вокруг Каспийского моря количество прибрежных государств увеличилось с двух до пяти, что в свою очередь привело к необходимости его новой делимитации. Вопрос раздела усугубляют его географическая и геологическая природа: Каспий является уникальным замкнутым водоемом, однозначно не подпадающим под определение «озера» или «моря». Соответственно, делимитация Каспийского моря не решается простым применением норм Конвенции ООН по морскому праву, так же затруднительно применение принципов делимитации приграничных озер.
На протяжении 20 лет государствами обсуждался вопрос принятия международно-правового документа, определяющего статус Каспийского моря и в результате в 2018 году была принята Конвенция о статусе Каспийского моря . На первый взгляд, данная рамочная Конвенция, являющаяся, по сути, «Конституцией» Каспийского моря должна была поставить точку в неясностях делимитации и статуса. Конвенция четко обозначила деление акватории моря на территориальные воды (15 морских миль от исходных линий), рыболовную зону (10 морских миль от границ территориальных вод) и на общее водное пространство, но многие проблемы разграничения водоема остаются за рамками решенных Конвенцией вопросов.
Помимо акватории, права на улов живых ресурсов, важным вопросом остается делимитация континентального шельфа Каспийского моря. Согласно Конвенции о статусе Каспийского моря разграничение дна и недр на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. То есть, зависит от степени договоренности между прибрежных государств. Стоит отметить, что между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Азербайджанской республикой имеется договоренность по разграничению северной части дна Каспийского моря. Но, на сегодняшний день Иран и Туркменистан не подписали соглашений по разграничению дна Каспийского моря, и, соответственно южная часть дна моря еще не разделена. Это связано с различием позиций и подходов государств к решению данного вопроса, которые вытекают из национальных интересов прибрежных государств. Иран, основываясь на историко-правовых фактах своего присутствия в Каспийском регионе, заинтересован в применении иного, более благоприятного для себя принципа разграничении дна Каспийского моря. К примеру, Иран предлагает разделить на Каспий на пять равных частей, что не поддерживают другие государства в силу большой протяженности их берегов.
Вышеизложенные аспекты вызывают интерес по его исследованию и доказывают, что отдельные проблемы делимитации Каспийского моря до сих пор остаются актуальными. Эти причины предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются проблемы международно-правовых отношений по разграничению территории Каспийского моря.
Предметом диссертационного исследования является правовые проблемы делимитации, в том числе трудности применения норм и принципов международного права, определяющих правовой статус, порядок использования ресурсов Каспийского моря и способов урегулирования споров между прикаспийскими государствами.
Цель диссертационного исследования: Основной целью исследования является изучение и анализ действующих международно-правовых норм и правовой практики по делимитации международных водоемов, определение основных проблем в делимитации Каспийского моря, а также демонстрация нерешенных проблем и практических сложностей, связанных с недостаточным регулированием.
Для достижения поставленной цели автор последовательно решал следующие задачи:
1.изучил теоретические подходы и практические последствия присвоения Каспийскому морю статуса «моря» или «озера».
2. проанализировал позиции прибрежных государств и спорные моменты в определении правового статуса Каспийского моря.
3. изучил правовой режим и выявил недостатки международно-правового существующего регулирования статуса Каспийского моря.
4.указал на нерешенные вопросы делимитации Каспийского моря и практические проблемы, связанных с недостаточным регулированием.
Методологические основы диссертационного исследования. При написании выпускной квалификационной работы авто использовал частные научные методы исследования такие, как юридико-технический, историко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, статистический.
Теоретическую основу исследования составили доктрина международного права, включая работы авторов на русском, английском и иных языках.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Статут Международного Суда ООН, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 2018 г., Конвенция о континентальном шельфе 1958 г., Гюлистанский мирный договор 1813 г., Туркменчанский мирный договор 1828 г., Соглашение о рыболовстве 1927 г., Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией 1921 г., Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном 1940 г., Договор о разделе дна северной части Каспийского моря между Россией и Казахстан 1998 г., Соглашение между Азербайджаном и Россией о разделе сопредельных участков дна Каспийского моря 2002 г., Договор между Азербайджаном, Казахстаном и Россией о точке пресечения разделительных линий, сопредельных участков дна Каспийского моря 2003 г., другие международные договоры, практика международных судов, нормы обычного международного права, а также акты национального законодательства.
Теоретическая и практическая значимость исследования
В результате исследования автор обозначил нерешенные проблемы делимитации Каспийского моря и пришел к отдельным выводам по решению данного нестандартного международно-правового вопроса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации аналитической работы могут быть использованы при определении и решении проблем делимитации Каспийского моря.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При делимитации Каспийского моря прибрежные государства обсуждали три варианта по определению его правового статуса: море, озеро или кондоминиум. Поскольку естественные водоемы такого размера фактически делятся на озера и моря, то юридическое определение в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, что Каспий –«внутриконтинентальный водоем» не обязательно означает введение нового типа водоема «особого рода». Такое определение может в равной мере означать прагматический уход от вопроса определения с тем, чтобы установить устраивающий всех правовой режим его использования.
2. Проанализировав географические, геологические характеристики Каспийского моря, а также практику по его использованию прибрежными государствами, приходим к выводу, что Каспийское море фактически является скорее озером. А на практическом уровне, для Каспийского моря, как «внутриконтинентального водоема», Конвенция 2018 года устанавливаетsui generis, гибридный режим, сочетающий элементы регулирования кондоминимума, трансграничных озер и морского права. Уникальностью нового правового статуса водоема явилась разграничение дна на национальные секторы, по принципу разграничения трансграничных озер, установление кондоминиума на водной толще за пределами 25 морских миль (15 морских миль территориального моря и 10 морских миль рыболовной зоны) от берегов, а также территориальных вод и рыболовной зоны и права прокладки подводного кабеля.
3. Учитывая, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря не вступила в силу, так как Иран подписал, но еще не ратифицировал ее, в водоеме еще действует правовой режим установленный соглашениями между Ираном и СССР в ХХ веке. Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря Ираном модифицирует применение ранее заключенных договоров о навигации и рыболовстве, заключенных в первой половине ХХ века между Ираном и Россией, которые продолжают действовать для новых прикаспийских государств в силу правопреемства в соответствии со статьей 34 Венской конвенции о праве международных договоров, и применяются так, чтобы не нарушать объект и цели Конвенции 2018 года.
4. В связи с тем, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря не вступила в силу, споры о разграничении недр центральной и южной частях моря остаются актуальными. Возможным их решением может быть применение предлагаемого Азербайджаном принципа uti possidetis, т.к. в советское время недра были разделены на национальные сектора Правительством СССР, а Иран, не возражая против этого, начал освоение месторождений на «условно» в своих частях морского дна, тем самым выражая «молчаливое согласие».
5. Окончательной делимитации Каспийского моря и определению его правового статуса на основании Конвенции 2018 года препятствует позиция Ирана. После распада Советского союза Иран занял позицию о том, что двусторонние договоры о разграничении дна Каспийского моря, заключенные между тремя северо-каспийскими государствами не являются законными, поскольку статус и правовой режим использования Каспийского моря должен определяться всеми пятью его прибрежными государствами. При этом, в 2018 году Иран все же подписал Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Учитывая тот факт, что согласно статье 8 Конвенции вопрос о делимитации дна решается на основании соглашений прибрежных государств, Иран, тем не менее, может рассматриваться как постоянно возражающее государство в отношении положений о делимитации дна Каспийского моря, если он своевременно и регулярно заявлял возражения относительно формирования соответствующих норм.
6. Реализация прав прибрежных государств прокладывать трубопроводы без согласия всей каспийской пятерки, согласно статье14 Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, на деле не представляется возможным. Его ограничивает обязательность согласия всех прибрежных государств по экологическим аспектам, что может быть использовано отдельными государствами в качестве «права вето» против строительства трансграничных трубопроводов, к примеру, подводного Транскаспийского газопровода.
Таким образом, смысл нормы о свободе в решении вопроса прокладки трубопроводов от одобрения всей каспийской пятерки, на деле может быть утрачен в соответствии с протоколом к Тегеранской конвенции 2003 года по оценке воздействия на окружающую среду.
7. В Конвенции о правовом статусе Каспийского моря неоднозначно сформулирована норма в отношении того, как должны разрешаться споры между сторонами. Вместо обеспечения обязательного арбитража или других средств разрешения споров, Конвенция оставляет в руках сторон взаимное соглашение о соответствующем механизме разрешения споров. Однако положения Конвенции не предусматривают решения в случае, если спорящие стороны не могут договориться о процедуре разрешения споров. На практике это может означать, что споры не будут разрешены из-за отсутствия обязательной судебной юрисдикции.



1. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. – Текст электронный //URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000222(дата обращения: 17.01.2022).
2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. – Текст электронный //URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
3. Статут Международного суда ООН. – Текст электронный //URL: https://www.un.org/ru/icj/statut.shtml (дата обращения: 17.01.2022).
4. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. – Текст электронный //URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ states_ succ ess ion.shtml(дата обращения: 25.04.2023).
5. Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2019 года № 222-VІ ЗРК «О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря». – Текст электронный //URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000222 (дата обращения: 17.01.2022).
6. Конвенция о континентальном шельфе 1958 года – Текст электронный //URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/conts.pdf(дата обращения: 17.01.2022).
7. Гюлистанский мирный договор 1813 года между Россией и Персией. – Текст электронный//URL:http://www.hrono.ru/dokum/1800dok/18131012ru_per.php (дата обращения: 17.01.2022).
8. Туркменчанский мирный договор 1828 года Россией и Персией. – Текст электронный //URL: http://nik2nik.ru/node/36 (дата обращения: 17.01.2022).
9. Соглашение об эксплоатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря 1927 года между СССР и Персией. – Текст электронный //URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/138673-soglashenie-ob-eksploatatsii-rybnyh-promyslov-yuzh nogo-poberezhya-kaspiyskogo-morya-mezhdu-soyuzom-sovetskih-sotsialisticheskih-respublik-i-pe rsiey-moskva-1-oktyabrya-1927-goda(дата обращения: 17.01.2022).
10. Договор между РСФСР и Персией 1921 года. – Текст электронный // URL: http://istmat.info/node/46893 (дата обращения: 17.01.2022)
11. Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном 1940 года – Текст электронный //URL: https://docs.cntd.ru/document/901861932 (дата обращения: 17.01.2022)
12. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. – Текст электронный //URL: https://docs.cntd.ru/document /901889338 (дата обращения: 17.01.2022)
13. Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря. – Текст электронный //URL: https://docs.cntd.ru/document/901871807 (дата обращения: 17.01.2022)
14. Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. – Текст электронный //URL:https://docs.cntd.ru/document/499003914 (дата обращения: 17.01.2022)
15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1960 г. «О ратификации Конвенций по морскому праву». – Текст электронный //URL:https://base.garant.ru/2567163/(дата обращения: 15.03.2023)
16. Договор поселении, торговле и мореплавании между СССР 1935 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — Москва: НКИД, 1938. — Выпуск IX. — 512 с.
17. Алма-Атинская декларация 1991 года. – Текст электронный // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/H910000003 (дата обращения: 15.03.2022).
18. Меморандум о сотрудничестве Ирана, России и Туркменистана в освоении минеральных ресурсов Каспийского моря от 13 ноября 1996 г. // Вестник Каспия. 1997. № ТС. 2.
19. Закон Республики Казахстан от 16 января 2013 года № 70-V «О Государственной границе Республики Казахстан». – Текст электронный // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000070(дата обращения: 15.03.2023).
20. Правила пользования водами международных рек 1966 г. – Текст электронный // URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/water/rules.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
21. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр. – Текст электронный // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/ watercourses_lakes.shtml(дата обращения: 25.04.2023).
22. The Treaty of Resht (13 February 1729) between Russia and Persia on the demarcation and cession of certain territories provided for freedom of commerce and navigation. C. Parry, The Consolidated Treaty Series (1648-1919) (Dobbs Ferry, NY: Oceana Publications, 1961-86).
23. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря. – Текст электронный // URL: https://tehranconvention.org/ru/tc/text-convention(дата обращения: 25.04.2023).
24. Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью. – Текст электронный // URL: https://tehranconvention.org/ru/tc/protocols (дата обращения: 25.04.2023).

Литература

25. Деев М. Г., Хаин В. Е. Каспийское море. – Текст электронный //URL: https://old.bigenc.ru /geography/ text/2050560 (дата обращения: 17.01.2022).
26. Д. В. Магрицкий. Каспийское море. – Текст электронный //URL: https://water-rf.ru/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/870/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5 (дата обращения: 15.04.2023).
27. Нестерова Е.С. Водный баланс и колебания уровня каспийского моря. Моделирование и прогноз. – Текст электронный //URL: https://method.meteorf.ru/ publ/ books/kaspiy.pdf (дата обращения: 15.04.2023)
28. Вовк И.В. Республика Казахстан: поиск решения проблемы правового статуса Каспийского моря в последнее десятилетие ХХ века / И.В. Вовк, П.О. Иванов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 5(154). – С. 30-35.
29. Тагиева С.Ч. Международно-правовая защита среды Каспийского моря / автореф. дисс… канд. юрид. наук. – М. 2012. – С.6.
30. Хабиби-Рудсари, Р. Российско-иранские отношения в регионе Каспийского моря // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2013. – Т. 9. – № 2. – С. 110-121.
31. Тюренкова К.А. Этапы становления международно-правового регулирования статуса Каспийского моря // Молодой ученый. – 2015. – № 17(97). – С. 381-384.
32. Сборник договоров ООН. – Текст электронный //URL: https://treaties.un.org/ pages/ViewDetailsIII.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XXI-6&chapter=21&T emp=mtdsg3&clang=en (дата обращения: 14.04.2023).
33. Каспий в картах и диаграммах. – Текст электронный //URL: https://zoinet.org/wp-content/ uploads/ 2018/02/VitalCaspian_RUS_lowRES.pdf(дата обращения: 14.04.2023)
34. Каспий. Проблемы Каспия, решения проблем Каспия на современном этапе. – Текст электронный //URL: https://ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-111/ekologiya/kaspiy-probl emy-kaspiya-resheniya-proble m-kaspiya-na-sovremennom-etape/ (дата обращения: 14.04.2023)
35. Икаев Д.Г. Проблемы определения международно-правового статуса Каспийского моря / дисс… на канд юрид. наук. – М. 2006. – 203 с.
36. В МИД рассказали об особом правовом статусе Каспия. РИА Новости. – Текст электронный // URL: https://ria.ru/20180808/1526202963.html (дата обращения: 17.01.2022).
37. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда – Текст электронный // URL: https://www.icj-cij.org/public/ files/ summaries/summaries-1992-1996-ru.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
38. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда – Текст электронный // URL: https://legal.un.org/icjsummaries/ docu ments/russian/st_leg_serf1.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
39. Кепбанов, Е. А. Каспийское море: подходы к формированию правового статуса / Е. А. Кепбанов // Московский журнал международного права. – 2005. – № 4. – С. 62-81. – DOI 10.24833/0869-0049-2005-4-62-81. – EDN ZGPKZR.
40. Charles Whitney. The Convention on the Legal Status of the Caspian Sea - A sea or not a sea: that is still the question. – Текстэлектронный // URL: https://www.nortonrosefulbright.com/ en/knowledge/ publications/ 5f222b95/the-convention-on-the-legal-status-of-the-caspian-sea---a-sea-or-not-a-sea-that-is-still-the-question (датаобращения: 15.03.2023).
41. M. Pietkiewicz. Legal status of Caspian Sea – problem solved? – Текст электронный // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0308597X20309684 (дата обращения: 15.03.2023).
42. Каспийское море. Казахстанская Энциклопедия. – Текст электронный // URL: http://ru.encyclopedia.kz/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5 (дата обращения: 17.01.2022).
43. Толстых В. Л. Правовой режим Каспийского моря по Конвенции 2018 г. и интересы прикаспийских государств / В. Л. Толстых // Российский юридический журнал. – 2020. – № 1(130). – С. 9-19. – EDNOTRQJJ.
44. Барсегов Ю. Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М., 1998. С. 3.
45. Diba B. A. The L aw & Politics of the Caspian Sea in the Twenty-First Century. The Positions and Views of Russia, Kazakhstan, Azerbaijan, Turkmenistan, with Special Reference to Iran. Bethesda, 2003. P. 9.
46. Колодкин А. Л. Каспий — это почти то же самое, что озеро Титикака // Коммерсант-Daily. 1995. 24 июня.
47. Hyde Ch. Ch. International law, chiefly as interpreted and applied by the United States. Vol. I. § 149. Boston, 1922. P. 268.
48. Lake Lanoux Arbitration (France v. Spain) – Текст электронный // URL: http:// www.cawater-info.net/bk/water_law/pdf/france_v_spain.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
49. Annual Digest of Public International Law Cases (1923–1924), pp. 102–3
50. Barbara Janusz, The Caspian Sea Legal Status and Regime Problems. – Текст электронный // URL: https://www.chathamhouse.org/sites/ default/files/public/Research/Russia% 20and%20Eurasia/bp0805caspian.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
51. Yearbook of the International Law Commission 1956, p. 277–8.
52. Gidel G. Le droit international public de la mer. Tome I. Chateauroux: Etablissements Mellottie, 1932. P. 40.
53. Обращение Правительства РСФСР к Правительству и народу Персии 1919 г. – Текст электронный // URL: http://virezkipress.ru/load/1919/ijun_1919/1919_08_30 _obrashhenie _soveta_narodnykh_komissarov _k _narodu_irana/674-1-0-2337 (дата обращения: 15.03.2023).
54. Нота Народного Комиссара по иностранным Делам СССР на имя Министра Иностранных Дел Ирана (Персии) 1927 года – Текст электронный // URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/138840-nota-narodnogo-komissara-po-inostrannym-delam-sssr-na-imya-ministra-inostrannyh-del-irana-persii-moskva-1-oktyabrya-1927-goda (дата обращения: 15.03.2023).
55. M. Fitzmaurice, International Legal Problems of the Environmental Protection of the Baltic Sea (Dordrecht and Boston: Martinus Nijhoff, Kluwer Academic Publishers, 1992).
56. Р. Бехзади. Внешняя политика Ирана в Каспийском бассейне. Между национальными интересами и исламистскими авантюрами. – Текст электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-irana-v-kaspiyskom-basseyne-mezhdu-natsiona lnymi-interesami-i-islamistskimi-avantyurami (дата обращения: 15.03.2022).
57. Завьялова Е. Б. Каспийская мечта и геополитическая реальность. – Текст электронный // URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/441/ zaviyalova.pdf(дата обращения: 15.03.2022).
58. Кочумов Я.Х. Соотношение интересов и политика государств региона Каспийского моря//Вестник Министерства иностранных дел Туркменистана. t999.№2.C. 63.
59. Азадбахш X. Как же поделить Каспий. – Текст электронный // URL: https:// www . pravda.ru/ culture/ 819163-kak_zhe_podelit_kaspii/(дата обращения: 15.03.2022).
60. Аральское море. – Текст электронный // URL: http://tapemark.narod.ru/more/04.html(дата обращения: 15.03.2022).
61. Коронкевич Н. И. АРАЛЬСКОЕ МОРЕ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2020); – Текст электронный // URL: https://old.bigenc.ru/geography/ text/5095686 (дата обращения: 15.05.2023).
62. Нурсултан Назарбаев: как нам поделить Каспий // Известия. 2002.4 октября.
63. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2001. С. 383.
64. Выступление министра иностранных дел Казахстана К. Токаева на 4-м заседании Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря // Казахстан и современный мир. 2004. № 3. С. 167; Дипломатический курьер. 2004.1-11 квартал. С. 108.
65. Жильцов С.С., Костяной А. Г., Зонн И.С. Ждет ли Каспий судьба Мексиканского залива // Независимая газета. 14 сентября 2010 г.
66. Куртов А. Каспийское море: непоследовательность России наносит ущерб национальным интересам // Вестник Каспия. 2000. № 3. С. 25.
67. Кочумов Я X. Проблемы Каспия в контексте национальных интересов государств // Материалы 6-й Международной конференции «Нефть и газ Туркменистана в «Золотом веке» туркменского народа)). Ашхабад, 17-18 октября 2001 г. С. 137.
68. Мамедов Х. Б. Взаимоотношения с государствами Каспийского региона как приоритет внешней политики Азербайджанской Республики / Х. Б. Мамедов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 12. – С. 433-438.
69. Глава ООН приветствовал подписание «исторического» документа о правовом статусе Каспия – Текст электронный // URL: https://news.un.org/ru/story/2018/08/1336092 (дата обращения: 15.04.2023).
70. R. Mamedov, ‘International Legal Status of the Caspian Sea in its Historical Development’, XXX Turkish Yearbook of International Relations, Ankara, 2001, pp. 131–3.
71. К.А. Юлдашева. Правовой режим трансграничных рек в соответствии с современным международным правом. – Текст электронный // URL:http://www.eecca-water.net/content/view/ 869/ 52/lang,russian/ (дата обращения: 25.04.2023).
72. B.M. Klimenko, International Rivers (Moscow, 1969), pp. 14–16.
73. Lake Superior, The US Supreme Court Minnesota v Wisconsin [1920] 252 US 273; Lake Borgne, The US Supreme Court Louisiana v Mississippi, 1906, 26 S. Ct. 408,571 and 202 US 1, 50, 58.
74. Lake Malawi, 1890 German–British agreement and 1891 Luso-British agreement; 1954 Great Britain–Portugal agreement in Lisbon; Caspian Sea, 1828 Turkmanchay Treaty, 1940 Soviet–Iranian Trade and Navigation Agreement.
75. Lake Tanganyika; Lake Lugano, 2 June and 15 February 1932 Lapas protocols; 1941 Convention on Italian–Swiss border.
76. 9 August 1842 Webster-Ashburton treaty and 11 April 1908 Washington agreements, British and Foreign Papers, vol. 101, p. 210 and 224, see C.A. Esterhay, ‘Restoring the water quality of the Great Lakes: the joint commitment of Canada and United States’, Canada–United States Law Journal, Cleveland, Ohio, 1981 No. 4, pp. 208–31.
77. Lake Victoria, 1 July 1890 Treaty; see C.O. Okidi, ‘Legal and policy regime of Lake Victoria and Nile Basins’, International Journal of Law Libraries, Munich, 1980, Vol. 20, No. 3, pp. 395–413; partially Lake Chad, 1898, 1904 and 1906 Treaties; Lake Prespa, 5 July 1926 Florence Protocol; Lake Tanganyika, 5 August 1924, English–Belgian protocol, British and Foreign Papers, vol. 123, p. 462.
78. Lake Ochroid, 1926 Florence Protocol; Lake Doyran, 21 May 1959 Border Treaty between Yugoslavia and Greece; Lake Khanka, 24 June 1860 Beijing Treaty.
79. Lake Ladoga, 1939 Finland-Soviet Union boundary agreement; Albania-Yugoslavia boundary, Lake Ohrid, 1939, I.B.S., No. 116, p. 4.
80. Lake Nowsild, 4 June 1920 Trianon Treaty.
81. Separate Opinion of Judge Ammoun in the North Sea Continental Shelf Cases 1969 ILR, at p. 149.
82. Международная жизнь. №4, Москва, 2002. С.35
83. Молодцов С.В. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа. Москва, 1960, с. 55
84. Бринчук М. М. Безответственность в современном экологическом праве // Государство и право. 2010. № 11. С. 56.
85. M. Pietkiewicz. Legal status of Caspian Sea – problem solved? – Текст электронный // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0308597X20309684(датаобращения: 15.03.2023).
86. Россия и Иран в Авазе выступили против Транскаспийского газопровода – Текст электронный // URL: http://caspianbarrel.org/ru/2019/08/rossiya-i-iran-v-avaze-vystupili-protiv-transkaspijskogo-gazoprovoda/(дата обращения: 25.04.2023).
87. Сможет ли Казахстан эффективно торговать нефтью без помощи России? – Текст электронный // URL: https://dzen.ru/a/YvZYpDJKrUIzHSEJ(дата обращения: 25.04.2023).
88. Озеро или море: как прибрежные страны 20 лет делили Каспий. – Текст электронный // URL: https://www.currenttime.tv/a/29426652.html (дата обращения: 15.03.2023).
89. Каспийские акватории. – Текст электронный // URL: https://studfile.net/ preview/ 894 1715/page:13/(дата обращения: 15.05.2023).
90. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря готова? – Текст электронный // URL: http://casp-geo.ru/konventsiya-o-pravovom-statuse-kaspijs/(дата обращения: 15.04.2023).
91. Историческое прошлое, современное состояние и перспективы нефтяной отрасли Казахстана. – Текст электронный // URL: https://articlekz.com/article/32592 (дата обращения: 25.04.2023).
92. Сможет ли Казахстан эффективно торговать нефтью без помощи России? – Текст электронный // URL: https://dzen.ru/a/YvZYpDJKrUIzHSEJ(дата обращения: 25.04.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ