Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арктические намерения Китая, Южной Кореи, Японии: водно-бассейновый принцип взаимодействия

Работа №123614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Характеристика Арктики и водных пространств 9
§1. О понимании арктического региона 9
§2. О водной системе Арктики 15
§3. Взаимосвязь водной системы региона с Китаем, Республикой Корея, Японией 23
Основные выводы по главе 29
Глава 2. Политика Китая, Республики Корея, Японии в водных пространствах Арктики 31
§1. Политика Китая 32
§2. Политика Республики Корея 36
§3. Политика Японии 40
§4. Сравнение политики Китая, Республики Корея, Японии в водных пространствах Арктики 45
Основные выводы по главе 51
Глава 3. Эволюция решений по арктическим программам 56
§1. Положение арктических программ и проектов государств исследования 56
§2. Рассмотрение проектов в области морской политики и водных пространств 60
§3. Перспективы водно-бассейнового взаимодействия для государств исследования и России 68
Основные выводы по главе 72
Заключение 77
Список использованных источников и литературы. 81
Приложения 89



Существует зависимость соседствующих экосистем, в том числе водных ресурсов арктического региона со странами Азии. Государства Азии являются морскими державами – их промысел, устоявшиеся сектора экономики связаны с судоходством, судостроением, транспортными услугами. Национальная безопасность трёх государств зависима от экологического состояния Арктики, а их деятельность способна оказывать влияние на водную систему Российской Федерации, которая в этой связи предстает объектом данной деятельности. Страны Северо-Восточной Азии - Китайская Народная Республика, Республика Корея, Япония - наращивают своё участие в Арктике начиная с конца XX в., начав с климатических исследований деятельность стран Азии перешла к формированию арктического региона как обособленного направления во внешней политике. К 2018 г. каждое из государств не только сформировало свой официальный подход по отношению к Арктическому региону, но и стало активно принимать участие в международном сотрудничестве: от начала коммерческих испытаний Северного морского пути до образования Арктического совета (АС); последующая включенность в деятельность АС и развитие диалога по отношению к арктическому региону с другими государствами дало импульс инвестированию в арктические проекты. В тоже время в политическом дискурсе региона продолжает преобладать тематика окружающей среды и экологии, в связи с этим водное направление взаимодействия способно стать междисциплинарной областью объединения экономического развития с вниманием к окружающей среде для построения дальнейшего международного сотрудничества, а новые теоретические направления, такие как дипломатия на основе водных бассейнов и водных ресурсов, могут послужить возможными направлениями для построения дальнейших сценариев кооперации. Данному вопросу посвящено исследование.
Актуальность.
Значимость темы обусловлена для Российской Федерации Концепцией внешней политики РФ 2023г. и Стратегией национальной безопасности РФ 2021г.; для региона Арктики и мира Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/70/ и концепцией устойчивого развития.
Деятельность Китая, Республики Корея, Японии затрагивает прямым образом Российскую Федерацию, на которую приходится большая часть населения и территории Арктики . В Концепции внешней политики РФ 2023г. направлению Арктики оказано внимание, подчеркивающее важность развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью её международного использования для перевозок между Европой и Азией, а также уделен приоритетный интерес налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с неарктическими государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России и заинтересованными в осуществлении международной деятельности в Арктике, включая инфраструктурное развитие Северного морского пути .В Стратегии национальной безопасности РФ 2021г. указана необходимость обеспечения интересов в освоении Мирового океана и Арктики. Данные положения связаны с деятельностью стран Азии в Арктической зоне РФ и Северном Ледовитом океане как части Мирового океана и водной системы планеты.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/70/ в свою очередь провозглашает значение принципов устойчивого развития, включающих направление по морским экосистемам, 14 цель устойчивого развития (ЦУР), которая гласит -«сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития», и ставит такие цели как: a) увеличение объема научных знаний, расширение научных исследований и обеспечение передачи морских технологий (14.а), c) улучшение работы по сохранению и рациональному использованию океанов и их ресурсов путем соблюдения норм международного права (14.с) .
Цель работы.
Выявление намерений, направлений политики Китая, Южной Кореи, Японии по формированию международного взаимодействия по океаническим, морским, водным проектам и программам в Арктике.
Задачи.
1. Охарактеризовать арктический регион и арктические водные пространства в контексте Китая, Республики Корея, Японии.
2. Выявить и сравнить политику Китая, Республики Корея, Японии по арктическому региону в контексте водных пространств.
3. Представить эволюцию процесса принятия решений Китая, Республики Корея, Японии по арктическим программам и проектам.
Объектом исследования является государственная политика Китая, Республики Корея, Японии в области арктических водных ресурсов и коммуникаций.
Предметом исследования являются процесс формирования международного взаимодействия в арктических программах и проектах.
Методы исследования. В ходе работе используется описательный, сравнительный, типологический, системный методы, а также элементы метода контент анализа и элементы мирополитического подхода, предложенного Харлампьевой Н.К. для исследования международного экономического сотрудничества в Арктике. Дано описание региона и политики государств. Проведено сравнение политических документов государств исследования. Проведена типология направлений в политических документах. Системный метод использован в качестве основы рассмотрения окружающей среды региона. Проведён контент-анализ посредством работы с содержанием политических документов, представлены количественные показатели упоминания ключевых слов. Мирополитический подход был использован для представления международного сотрудничества Китая, Республики Корея, Японии в контексте морской и пресноводной среды арктического региона.
Хронологические рамки исследования охватывают 10 лет, с 2013г. по март 2023г. В 2013г. был опубликован первый политический документ по арктическому региону стран исследования – политика Республики Корея в Арктике, а также в 2013г. Китай, Республика Корея и Япония были одновременно приняты в качестве наблюдателей в Арктический совет, а в начале марта 2023г. состоялся форум «ArcticCircle» в Японии.
Обзор использованных источников по избранной проблематике. Основой работы послужили государственные документы по Арктике Китайской Народной Республики (2), Республики Кореи (4), Японии (3), других государств (4),государственные указы Российской Федерации (4). Другой группой источников являются материалы платформ международного взаимодействия по региону: документы Арктического совета (4), видеозаписи конференции «TheArcticCircle» (8), материалы «ArcticFrontiers» (3), совместные заявления Трехстороннего диалога высокого уровня Китая, Республики Корея, Японии (2). Также были использованы открытые материалы о проектах в регионе (7), региональное соглашение (1), декларация (1), материалы СМИ (7).
Критически охарактеризовать использованные источники можно как удовлетворительные для данного исследования. Для объективности в работе были рассмотрены представляемые равнозначными по значению англоязычные источники, нацеленные на международную аудиторию, однако существует перспектива расширения исследования при работе с дополнительными источниками, документами государственной арктической политики на национальных языках, которые опубликованы и распространяются для национальной аудитории к 2023г. у таких государств как Республика Корея.
Обзор использованных исследований по избранной проблематике. При работе с характеристиками арктического региона были использованы профильные статьи отечественных исследователей: Харлампьевой Н.К., раскрывающие основные подходы к региону и специфику его исследования на политическом уровне, а также статья Конышева В.Н., Сергунина А.А., Субботина С.В., которая сформировала в данном исследовании проблему дискурса о регионе. Для рассмотрения водных пространств были использованы естественно-научные работы отечественных авторов: статья кандидата биологических наук Днестровской Н.Ю. для описания характеристики морских пространств и Северного ледовитого океана; статья кандидатов географических наук Магрицкого Д.В., Повалишниковой Е.С. и доктора географических наук Фроловой Н.Л. для описания речной системы арктического региона России и положения его изучения. Для представления значения пресноводной системы Арктики использована фундаментальная иностранная статья океанографа, доктора наук, Кармака Э. совместно с широким коллективом авторов(10), а также иностранная статья известных отечественных специалистов в области водных ресурсов Шикломанова А. совместно с Магрицким Д.В, Третьяковым М.В. и другими иностранными авторами(4) для представления передовых научных исследований о влиянии пресноводной среды региона. Для представления водно-бассейнового подхода и в качестве идейных основ для водно-бассейнового принципа были использованы работы отечественных исследователей Харлампьевой Н.К. и Ягьи В.С. совместно с естественно-научными специалистами Третьяковым М.В. и Ивановым В.В., в которых были изложены теоретические направления реализации данного подхода. К использованным в исследовании иностранным монографиям относятся книга новозеландского кандидата наук, специалиста по китайской политике – Брэди А., которая была использована при рассмотрении подхода Китая по формированию политических текстов, а также книга американского кандидата наук, специалиста международных отношений и права – Хонг А., которая была использована при рассмотрении проектов Китая. К использованным отечественным монографиям относится работа специалиста по транспортному сектору Чижкова Ю.В., которая была использована при рассмотрении внутренних водных путей АЗРФ. При рассмотрении проектов также были использованы: статьи на английском языке финского специалиста по Японии в Арктике Саунавары Ю. при изучении японских проектов, статья Лима К. о китайском проекте, а также отечественная статья Вороненко А.Л. , руководителя аппарата Законодательной Думы Хабаровского края, для рассмотрения перспектив сотрудничества стран Северо-Восточной Азии и России. Отдельной группой исследований в работе являются статьи на языках государств исследования – на китайском языке Жуаня Ц., на японском Ямагучи Х., а также на корейском Ха Х., которые были использованы при рассмотрении влияния региона на государства по мнению национальных исследователей. Работа на китайском языке Го П. и Суня Х. была использована при рассмотрении возможностей китайского проекта в Арктике совместно с Россией.
Степень изученности по избранной проблематике можно критически охарактеризовать как на высоком уровне при изучении общей арктической политики Китая, на среднем и низком уровне для Республики Корея, Японии, в отечественной и иностранной литературе начиная с 2017г., по этой теме публикуются различные статьи и монографии, можно отметить такие отечественные работы как совместная монография о России и Китае в Арктике Петровского В.Е. и Филипповой Л.В., или как работы о политике стран Северо-Восточной Азии Журавеля В.П., также стоит отметить японского автора статей и монографий о странах Азии в Арктике Тонами А. Однако при изучении политики стран Азии в Арктике на основе водной составляющей или в водной сфере – степень изученности минимальна, работы, статьи и монографии отсутствуют по данной проблематике. Направление взаимодействия на основе водных ресурсов, бассейнов и пресноводной системы также представлено минимально в контексте стран Азии в Арктике.
Новизна работы состоит в междисциплинарном подходе к исследованию водной политики, благодаря применению концепции водно-бассейнового принципа как составляющей в формировании международного взаимодействия. В этой связи работа предстает новым направлением в изучении международных отношений стран Азии в Арктике. В работе используются новые источники, не имеющие ранее применения в исследованиях политики стран Азии – такие как материалы платформы «TheArcticCircle», также рассматриваются проекты, не представленные в отечественной литературе. Используется иностранная литература на языках государств исследования, которая ранее не была представлена.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при разработки прикладных проектов в области международных отношений и водной дипломатии.
Результаты работы апробированы на Первом конгрессе исследователей международных отношений в Санкт-Петербурге 2022г. во время работы секции CriticalArcticStudies в формате презентации на тему «Marine environmentalpolicyof Japan, China, andthe Republic of Korea basedon a comparisonof Arctic strategies» (Морская природоохранная политика Японии, Китая и Республики Корея на основе сравнения арктических стратегий). Также была опубликована статья в соавторстве в 2022г., посвященная правовым вопросам Северного Ледовитого океана под названием «PrinciplesfordeterminingthecontinentalshelfintheArcticOcean: Arcticstates' submissionandprotectingissues» .
Структура работы.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и источников, 7 приложений,


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы был охарактеризован регион и его водные пространства. Арктика характеризуется сложностью в понимании региона, которое различается в зависимости от удаленности и уровня участия действующих акторов. Были выявлены преобладающие темы в политическом дискурсе о регионе, такие как направление дипломатии и направление экологии. Водные пространства были представлены морской и пресноводной системой. Морская система предстает целиком не регламентированной и определяющейся национальными законодательствами арктических стран и их международно-правовыми соглашениями. Морская система охарактеризована на политическом уровне вопросами: а) реформации: вопросами об изменении или сохранении правовой системы; б) утилизации: вопросами использования морских транспортных путей и ресурсов. Морская система представлена в документах по арктической политике, в то время как пресноводная система не затрагивается. Пресноводная система оказывает значительное влияние на океан и моря, что сказывается на возможностях эксплуатации Северного морского пути и экосистеме региона. Пресноводная система влияет на Северную Атлантику и на Северное Полушарие, водосброс пресноводной системы в морскую увеличиваются, в особенности именно в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), пресноводная система АЗРФ в Восточной Азии прямым образом связана с Китаем, Монголией. Водная система изменяется из-за деятельности за пределами Арктики, изменения сказываются внутри и вне региона. Для Китая изменения влияют на экономику и на развитие восточных прибрежных районов. Для Японии существуют опасения влияния на экстремальные погодные бедствия в стране и циркуляцию океана. Для Республики Корея климатические проблемы представляются связанными с Арктикой. Общая негативная связь изменений: возможность повышения уровня моря. Общая позитивная: возрастание экономических возможностей. Морской сектор экономики данных государств значим и находится в зависимости от изменений водной среды Арктики. В этой связи для международного сотрудничества предложен водно-бассейновый принцип, как идея о комплексном охвате водной среды совместно с пресноводной.
В результате работы выявлена политика Китая, Республики Корея и Японии по региону и водным пространствам:
1) Китай заинтересованная сторона в арктических делах и приарктическое государство. Основание политики Китая: существующая система международного права, включающая Устав ООН, Конвенцию ООН по морскому праву, договоры об изменении климата и окружающей среды, Договор о Шпицбергене и региональные соглашения. Китай преследует права на навигацию, пролет, прокладку кабелей и трубопроводов, свободу научной деятельности в акваториях СЛО и зонах Шпицбергена. Намерения Китая направлены на укрепление правовых основ для дальнейшей экономической экспансии государства в регионе с целью обеспечения безопасности торговли, операций, транспорта. Китай стремится к созданию институциональных механизмов на основе Конвенции ООН по морскому праву. Главным проектом Китая является «Полярный Шелковый путь», для его реализации государство направляет коммерческий сектор на формирование основ дальнейшей деятельности. Для осуществления проекта Китай намерен включить в деятельность широкий список участников, партнёрами Китай видит любых заинтересованных акторов, в том числе негосударственных.
2) Республика Корея стремится к созданию основы для максимального увеличения потенциала корейского бизнеса регионе при опоре на арктические государства, а не внерегиональные. Основанием для водной политики является сотрудничество вне внимания к существующему мировому порядку. Вопросами для государства вне экологии являются: развитие национального и регионального судоходного сектора. Направления Республики Кореи: сотрудничество в морском секторе и транспортной инфраструктуре России. К инициативам Республики Кореи относится развитие транспортного сектора российской Арктики совместно с интеграцией внутренних водных путей, частью этой инициативы является проект «Девять мостов».
3) Японии знаменуется сверхдержавой «монозукури» – государством с особо развитой промышленностью. В этой связи водное пространство Арктики, океан и его глубины, являются областью применения промышленности, в которой Япония стремится к доминирующему положению. Намерение к региону: стремление к лидерству за счёт науки и технологий. В своей деятельности Япония будет использовать различные дипломатические поводы для создания комфортной интересам международной среды. Основание политики: верховенство существующего правового режима, предполагающего мирное урегулирование вопросов. Общая тема проблем для Японии: обеспечение национальной безопасности. К главной инициативе относится научный проект ArCS.
В результате сравнения отмечено, что для Республики Корея арктическое направление наиболее актуально, конкретизировано, самостоятельно; для Китая данное направление лишь часть общей международной политики; для Япония направление характеризуется сдержанностью и стремлением к безопасности.
Положение арктических программ и проектов государств исследования выявлено анализом общих платформ для диалога по региону и представлено: а) выявленными проектами в рамках Арктического совета в области окружающей среды и экологии, с последующим переходом в 2019г. к первому проекту в области судоходства; б) проектами в области наблюдения и сбора научных данных, главными собственными проектами стран исследования, а также глобальными проектами. Приоритетными для водной среды были выделены и рассмотрены: экономическая инициатива Китая «Один пояс, один путь», научно-исследовательский проект Японии «ArCSII», японская политическая программа в рамках структуры G20 «OsakaBluevision», международная неправительственная организация Республики Корея в области устойчивого развития и внимания к окружающей среде «GGGI», а также общий для государств исследования завершенный проект в виде соглашения в области регулирования рыболовства в регионе.
Единственным проектом с возможностью непосредственных действий в пресноводной среде предстает экономическая инициатива Китая «Один пояс, один путь» и её проект «Полярный шелковый путь», который имеет перспективы включить в свою деятельность на территории России внутренние водные пути р. Обь и р. Лена, с потенциалом включения в данном направлении Республику Корея и Японию в формате организации совместного развития Северо-Восточной Азии и Арктики. Перспективным проектом также предстает «ArCSII» Японии, который при образовании устойчивых двухсторонних отношений, по своей последовательности и направленности в области водной среды способен включить в рамках партнёрства отдельные государства и их внутренние воды.
Рассмотрены перспективы водно-бассейнового взаимодействия. В международном сотрудничестве Японии, Китая и Республики Корея в Арктике направление имеет потенциал для стимулирования взаимодействия и углубления политических и экономических связей между странами и регионом. Данное направление удовлетворяет преобладающим темам дипломатии и экологии в политическом дискурсе, а также основным региональным проблемам государств исследования – безопасности окружающей среды, развитию судоходного сектора и инфраструктуры, развитию кооперации. На данный момент на основании представленного положения проектов направление находится на стадии становления возможностей и траекторий дальнейшего развития в том числе и в Арктическом совете. Платформой для активной деятельности могут быть экономические проекты «Один пояс, один путь» Китая и «Девять мостов» Республики Корея с участием России.
Для Российской Федерации, как для объекта намерений стран исследования, было продемонстрировано, что благодаря применению водно-бассейнового взаимодействия в кооперации со странами Северо-Восточной Азии возможно: 1) создать новое направления во внешней арктической политике; 2) удовлетворить национальные потребности в экономике и науке; 3) применить существующую национальную научную базу; 4) соответствовать общемировой, а также региональной тенденции внимания к окружающей среде при этом открывая возможности для национальных экономических проектов.
Таким образом в результате работы показано, что международное сотрудничество между Китаем, Республикой Корея, Японией, а также Россией в Арктике потенциально может существовать на основе водно-бассейнового принципа взаимодействия. Разработка данного направления, обусловленная значением, потребностями и потенциальными результатами, рекомендуется для Российской Федерации в региональной внешнеполитической деятельности и в отношениях со странами Северо-Восточной Азии.



1. Декларация Конференции по вопросам Северного Ледовитого океана, Илулиссат, Гренландия, 27–29 мая 2008 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 2008. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/1716188/ (дата обращения 20.04.2008).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.)// МИД РФ, 2023. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения 20.04.2023).
3. Проект "Один пояс, один путь". Досье // ТАСС, 2017.URL: https://tass.ru/info/4383152 (дата обращения: 20.04.2023).
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/70/1 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 13.04.2023).
5. Российские владения в Арктике. История и проблемы международно-правового статуса // ТАСС, 2019. URL: https://tass.ru/info/6312329 (дата обращения: 20.04.2023).
6. Россия и Южная Корея актуализировали план концепции инвестиционного сотрудничества // ТАСС, 2020.URL: https://tass.ru/ekonomika/9832921 (дата обращения: 20.04.2023).
7. Совместное заявление о Плане реализации концепции «Девяти мостов» российско-корейского торгово-экономического сотрудничества версия 2.0. URL: https://www.nevainter.com/upload/materials/2021/korea/9%20bridge%20plan.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
8. Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана (вступило в силу для Российской Федерации 25 июня 2021 года). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106280035 (дата обращения: 20.04.2023).
9. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 (ред. от 21.02.2023) "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347129/ (дата обращения: 20.04.2023).
10. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.04.2023).
11. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972(дата обращения: 20.04.2023).
12. Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512 "Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48215(дата обращения: 20.04.2023).
13. Широков назвал факторы, сдерживающие развитие водного транспорта на Дальнем Востоке и в Арктике // Парламентская газета, 2022. URL: https://www.pnp.ru/economics/shirokov-nazval-faktory-sderzhivayushhie-razvitie-vodnogo-transporta-na-dalnem-vostoke-i-v-arktike.html (дата обращения 20.04.2023).
14. 2020 Diplomatic White Paper, Chapter IV // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea. URL: https://www.mofa.go.kr/viewer/skin/doc.html?fn=20210226121149598.pdf&rs=/viewer/result/202305 (датаобращения: 20.04.2023).
15. 2021 Diplomatic White Paper // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea. URL: https://www.mofa.go.kr/upload/ebook/2021_whitepaper_en/ecatalog5.html(датаобращения: 20.04.2023).
16. About ArCS // National Institute of Polar Research. URL: https://www.nipr.ac.jp/arcs/e/about/ (дата обращения: 20.04.2023).
17. About GGGI // Global Green Growth Institute, 2023. URL: https://gggi.org/about/ (дата обращения: 20.04.2023).
18. AMAROK Update, November 2021 // Arctic Council, 2011. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2763/SAORU201_2021_Salekhard_AMAROK-Update-November-2021.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.04.2023).
19. Arctic Challenge for Sustainability II // National Institute of Polar Research, 2021. URL: https://www.nipr.ac.jp/arcs2/e/wordpress/wp-content/themes/arcs2/assets/pdf/ArCS2_E_web_2021R2.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
20. Arctic Council Arctic Marine Strategic Plan 2015-2025 // PAME Arctic Council, 2015. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/413 (дата обращения: 20.04.2023).
21. Arctic Geopolitics: a view from China // Arctic Frontiers, 2015. URL: https://www.arcticfrontiers.com/wp-content/uploads/downloads/2015/Policy/19%20January%202015/11_Zha%20Daojiong_Arctic_Geopolitics_a_view_from_China.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
22. ArcticPolicyoftheRepublicofKorea, 2013. URL: http://library.arcticportal.org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
23. China and the Arctic: Engaging After the Global Pandemic [Gao Feng, Special Representative for Arctic Affairs, Ministry of Foreign Affairs of China, spoke at the Arctic Circle 2022]. / Arctic Circle, 2022 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qTtSOpKJ55A (дата обращения: 20.04.2023).
24. China media: Co-operation with India // BBC, 2013. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-22592931 (дата обращения: 20.04.2023).
25. China's Arctic Policy (White Paper). Full Text // The State Council of the People's Republic of China, 2018. URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.html (дата обращения: 20.04.2023).
26. Finland’s Strategy for Arctic Policy // Finnish Government, 2021. URL: https://www.europeanpolarboard.org/fileadmin/user_upload/Finland_Arctic_Strategy_2021.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
27. Full text of the Vision for Maritime Cooperation under the Belt and Road Initiative // The State Council of the People’s Republic of China, 2017. URL: https://english.www.gov.cn/archive/publications/2017/06/20/content_281475691873460.htm
28. G20 Report on Actions against Marine Plastic Litter // Ministry of the Environment, Japan, 2022. URL: https://g20mpl.org/wp-content/uploads/2022/08/G20MPL-report-2022_2nd-edition_1108.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
29. Gao Feng, Special Representative for Arctic Affairs of China, #ArcticCircle2017 [Gao Feng, Special Representative for Arctic Affairs, Ministry of Foreign Affairs of China, spoke at the Arctic Circle 2017]. / Arctic Circle, 2017 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=upvLds_Ltsk (дата обращения: 20.04.2023).
30. GGGI Strategy 2030 // Global Green Growth Institute, 2019. URL: https://gggi.org/wp-content/uploads/2019/12/Strategy-2030-EXTERNAL-191212_FINAL.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
31. Japan’sArcticPolicy, 2015. // CabinetOffice. URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/arctic/pdf/japans_ap_e.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
32. Japan's FM TarōKōno on an Ideal Arctic - Full Speech at the Arctic Circle Assembly [TarōKōno, Japan’s Minister for Foreign Affairs, spoke at the Arctic Circle Assembly 2018]. / Arctic Circle, 2019 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=epxIdnLTSeM (дата обращения: 20.04.2023).
33. Japan's Goals and Policy in the Arctic [KeizoTakewaka, Ambassador in Charge of Arctic Affairs, Japan, at the Arctic Circle 2022]. / Arctic Circle, 2022 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UB8wMC8dICA (дата обращения: 20.04.2023).
34. Japan's Interest in the Arctic Ocean // Arctic Frontiers, 2011. URL: https://www.arcticfrontiers.com/wp-content/uploads/downloads/2011/Conference%20presentations/Tuesday%2025%20January%202011/07_Akiyama.pdf (датаобращения: 20.04.2023).
35. Joint Statement of Ministers On the occasion of the first White House Arctic Science Ministerial // The White House, 2016. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/09/28/joint-statement-ministers (дата обращения: 20.04.2023).
36. Joint Statement, The Second Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic Tokyo // "The World and Japan" Database, 2017. URL: https://worldjpn.net/documents/texts/JCK/20170608.D1E.html (дата обращения: 20.04.2023).
37. Joint Statement, The Third Trilateral High-Level Dialogue on the Arctic // "The World and Japan" Database, 2018. URL: https://worldjpn.net/documents/texts/JCK/20180608.D1E.html (дата обращения: 20.04.2023).
38. Keiji Ide, Ambassador in charge of Arctic Affairs, Japan, #ArcticCircle2017 [Keiji Ide, Ambassador in charge of Arctic Affairs, Japan, spoke at the Arctic Circle 2017]. / Arctic Circle, 2017 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zNHbLrtfmUU (дата обращения: 20.04.2023).
39. Kim Young jun, Ambassador for Arctic Affairs, Republic of Korea, #ArcticCircle2017 [Kim Young jun, Ambassador for Arctic Affairs, Republic of Korea, spoke at the Arctic Circle 2017]. / Arctic Circle, 2017 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=64kCzmCpAl0 (дата обращения: 20.04.2023).
40. Korea in the Arctic [Jongmoon Choi, Vice Minister of Foreign Affairs, Republic of Korea presented their vision of the role of ROK in the Arctic during day 1 of Arctic Circle 2021]. / Arctic Circle, 2021 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pUDWKuWYWD8 (дата обращения: 20.04.2023).
41. Korea’s Arctic Policy - A Korean route towards the Arctic frontier // Arctic Frontiers, 2013. URL: https://www.arcticfrontiers.com/wp-content/uploads/downloads/2013/Policy/21%20January%202013/10_Byong_Hyun_Lee.pdf (дата обращения: 20.04.2023). – P. 2.
42. Leading Maritime Nations of the World 2018 // Menon Economics, 2018. URL: https://www.menon.no/wp-content/uploads/2018-84-LMN-2018.pdf (датаобращения: 20.04.2023).
43. Lin Shanqing, State Oceanic Administration, People’s Republic of China, #ArcticCircle2017 [Lin Shanqing, State Oceanic Administration, People’s Republic of China, spoke at the Arctic Circle 2017]. / Arctic Circle, 2017 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TOqWwXUuLSI (дата обращения: 20.04.2023).
44. National Strategy for The Arctic Region // The White House, 2022.URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (датаобращения: 20.04.2023).
45. Overview // Towards Osaka Blue Ocean Vision - G20 Implementation Framework for Actions on Marine Plastic Litter. URL: https://g20mpl.org/ (датаобращения: 20.04.2023).
46. Policy Framework for the Promotion of Arctic Activities of the Republic of Korea 2018-2022. URL: https://www.koreapolarportal.or.kr/data/Policy_Framework_for_the_Promotion_of_Arctic_Activities_of_the_Republic_of_Korea-2018-2022.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
47. Policy paper Looking North: The UK and the Arctic. The United Kingdom’s Arctic Policy Framework // Government of United Kingdom, 2023. URL: https://www.gov.uk/government/publications/looking-north-the-uk-and-the-arctic/looking-north-the-uk-and-the-arctic-the-united-kingdoms-arctic-policy-framework (дата обращения: 20.04.2023).
48. Resilience and Management of Arctic Wetlands: Key Findings and Recommendations // Arctic Council, 2021. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2631 (датаобращения: 20.04.2023).
49. Sweden’s strategy for the Arctic region // Government Office of Sweden, 2011. URL: https://www.government.se/contentassets/85de9103bbbe4373b55eddd7f71608da/swedens-strategy-for-the-arctic-region (дата обращения: 20.04.2023).
50. The Arctic Freshwater System in a Changing Climate // AMAP – WCRP/CLiC – IASC, 2016. URL: https://iasc.info/images/news/2016/AFS_Report.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
51. The Second Basic Plan on Ocean Policy, 2013 // CabinetOffice. URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan02_e.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
52. The Third Basic Plan on Ocean Policy, 2018 // CabinetOffice. URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan03_e.pdf (дата обращения: 20.04.2023).

Литература:
1. Вороненко, А.Л. Перспективы сотрудничества России со странами Северо-Восточной Азии в Арктическом регионе / А.Л. Вороненко, С.В. Грейзик // Арктика и Север. – 2019. – № 35. – С. 60-78.
2. Днестровская Н.Ю. Физико-географическая характеристика Северного Ледовитого океана / Н.Ю. Днестровская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. – № 6-1. – С. 41-44.
3. Конышев В.Н. Конструирование арктического пространства в российских политических и общественных дискурсах / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин, С.В. Субботин // Символическая политика : Сборник научных трудов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отд. полит. науки. – Москва : ИНИОН РАН, 2016. – С. 292-315.
4. Лебедева, И.П. Монодзукури в условиях глобализации / И.П. Лебедева // Ежегодник Япония. - 2010. – Т. 39. – С. 50-68.
5. Магрицкий Д.В. История изучения стока воды и водного режима рек Арктической зоны России в XX в. и начале XXI в / Д.В. Магрицкий, Е.С. Повалишникова, Н.Л. Фролова // Арктика и Антарктика. - 2019. – № 3. – С. 61-96.
6. Харлампьева Н.К. Региональная инновационная система "Сеть арктических опорных наблюдений Российской Федерации (РИС САОН РФ) как основа экологической просветительской работы в муниципалитетах Арктической зоны Российской Федерации / Н.К. Харлампьева, В.В. Иванов, М.В. Третьяков // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. - 2017. – № 1(94). – С. 74-82.
7. Харлампьева Н.К. Теоретико-методологическое обоснование развития туризма в Арктике / Н.К. Харлампьева // Арктика и Север. - 2016. – № 23. – С. 124-129.
8. Харлампьева Н.К. Эволюция понятия "Арктика" / Н.К. Харлампьева // Наука и образование. – 2014. №3(75). – С. 5-8.
9. Харлампьева, Н.К. Методология исследования основ международного экономического сотрудничества в Арктике / Н.К. Харлампьева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2016. – № 2. – С. 97-109.
10. Чижков, Ю.В. Арктическая морская транспортная система/ Чижков, Ю.В. – СПб. :Медиапапир, 2021. – 96 с.
11. Ягья B. C. Региональная инновационная система Арктики: международно-политический аспект правового обеспечения / B.C. Ягья, Н.К. Харлампьева, В.В. Иванов // Российская Арктика: территория права: альманах. Вып. 3. Сохранение и устойчивое развитие Арктики в социально-правовом измерении / отв. ред. В.П. Емельянцев. к : Изд. дом «Юриспруденция», 2016. – С. 123-133.
12. Ха Хогён. Нам•пуккыкхвальттонвиханчхотпопчонгехвек, пхирёсонгвакидэхёгва [Первый юридический план, необходимость и ожидаемый эффект для деятельности на Юге и в Арктике] // Чончхэкпырипхин [Брифинг по вопросам политики], 2022 (на корейском языке; 하호경. 남•북극활동위한첫법정계획, 필요성과기대효과. 정책브리핑, 2022). URL: https://www.korea.kr/news/contributePolicyView.do?newsId=148908960 (дата обращения: 20.04.2023).
13. ХадзимеЯмагучи. Гекихен су рухоккекукай то нихон но тенбу ―хоккекуикикенкюуфунэхенокитаи [Драматические изменения в Северном Ледовитом океане и перспективы Японии - Ожидания от арктического исследовательского судна] // Иппаншаданхуджинхейвасейсакукенкюушо [Институт политики мира], 2020 (на японском языке; 山口一. 激変する北極海と日本の展望―北極域研究船への期待―. 一般社団法人平和政策研究所, 2020). URL: https://ippjapan.org/archives/4799 (дата обращения: 20.04.2023).
14. Го Пэйцин, Сун Хань. «Синь бэйфанчжэнцэ» юй «бин шансычоучжилу» чанъихэцзофанань [План сотрудничества инициативы «Новая северная политика» и «Полярный шелковый путь»] // Чжунгохайянфачжаньяньцзючжунсинь [Китайский исследовательский центр развития океана]. 2021. (на китайском языке; 郭培清, 宋晗. “新北方政策” 与“冰上丝绸之路”倡议合作方案. 中国海洋发展研究中心, 2021). URL: https://aoc.ouc.edu.cn/2021/1025/c9821a354097/pagem.htm(дата обращения: 20.04.2023).
15. ЖуаньЦзяньпин. Бэйцзичжилибяньгэюйчжунго дэ цаньюйсюаньцзэ ——цзиюй “Лии югуаньчжэ” линъянь дэ сыкао [Реформа управления в Арктике и выбор участия Китая — мышление, основанное на концепции «заинтересованных сторон»] // Жэньминьлуньтань•сюэшуцяньянь [Народный форум «Академические границы»]. 2017. (на китайском языке; 阮建平.北极治理变革与中国的参与选择 ——基于“利益攸关者”理念的思考.人民论坛•学术前沿, 2017). URL: http://www.rmlt.com.cn/2017/1017/500090.shtml (дата обращения: 20.04.2023).
16. Brady, А. China as a Polar Great Power / Cambridge: Cambridge University Press, 2017. – 290 p.
17. Carmack, E. [et al]. Freshwater and its role in the Arctic Marine System: Sources, disposition, storage, export, and physical and biogeochemical consequences in the Arctic and global oceans / E. Carmack [et al] // Journal of Geophysical Research: Biogeosciences. - 2015. №121(3) – P.675-717.
18. Hong, N. China’s Role in the Arctic Observing and Being Observed / New York, NY: Routledge, 2020. – XII. – 218 p.
19. Lim, K.S. China's Arctic Policy and the Polar Silk Road / K.S. Lim // Arctic Yearbook 2018 / ed.: L. Heininen, H. Exner-Pirot. – Iceland: Northern Research Forum, 2018. – P. 420 - 437.
20. Saunavaara, J. Arctic Challenge for Sustainability II Japan’s New Arctic Flagship Project. / J. Saunavaara, F. Ohnishi // Current Developments in Arctic Law. - 2020. №8. – P.40-43.
21. Shiklomanov, A. [et al.]. River Freshwater Flux to the Arctic Ocean / A. Shiklomanov [et al.] // Arctic Hydrology, Permafrost and Ecosystems / ed.: D. Yang, D. Kane. - Springer Cham, 2021. – P. 703–738.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ