Введение
Глава 1. Экологические проблемы и их отражение в современной российской тележурналистике. 8
1. 1. Экологические проблемы как социальные проблемы общества и роль телевидения в формировании экологического сознания. 8
1.2. Специальный репортаж как современный телевизионный формат. Экологическая тематика в репортажах федеральных и региональных телеканалов. 16
Глава 2. Опыт создания телерепортажа на экологическую тематику. 35
2. 1. Этапы создания телерепортажа. Подготовительный этап: спектр методов журналистской работы. 35
2. 2. Съемочный этап и подготовка к монтажу: особенности организационно-творческого процесса. 42
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 80
Приложение №3 81
Развитие технического прогресса, нерациональное использование природных ресурсов Земли и увеличение населения городов привело к появлению серьезных проблем в области экологии. Экологический кризис прогрессирует, и совсем скоро это может привести к полному преобразованию биосферы или ее уничтожению. В результате деструктивной человеческой деятельности биосфера, атмосфера, геосфера и аквасфера пропитаны бытовыми и химическими отходами. В атмосфере накапливается диоксид серы и оксиды азота, что влечет за собой разрушение озонового слоя, отсутствие защиты от солнечных лучей, из-за чего растет количество онкологических заболеваний.
Не только специалисты в области науки и экологии озабочены состоянием природной среды, но и на межгосударственном и политическом уровне говорят об этом. Прошедший, 2017-й, год был объявлен годом экологии в России. Первого марта 2018 года, выступая с посланием Федеральному собранию, Владимир Путин в числе приоритетов успешного будущего страны говорил о проблемах экологии: «Трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает черный снег, как в Красноярске, а жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца, как в Череповце, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новокузнецке и некоторых других городах». Подобных проблем в стране немало: чрезвычайная антропогенная нагрузка на озеро Байкал, вырубка лесов во всех регионах страны, истощение ресурсов Черного и Азовского морей, ухудшение состояния природной системы Балтийского моря и др. Становится очевидным, что простого информирования населения страны об экологической ситуации недостаточно.
Специалисты признают, что необходимо изменять сознание людей и формировать новую модель отношения к природной среде. Важную роль в популяризации идей, которые способствуют гармонизации взаимодействия человека с природной средой, отводят СМИ. Именно перед журналистами стоит серьезная задача – внести свой вклад в формирование ответственного отношения к экологии, повышая тем самым уровень экологической культуры населения и экологического сознания. Установки, регулирующие отношение населения к природной среде, должны стать опорными для создания мотивации к практической деятельности, направленной на изменение экологической ситуации к лучшему. Исследователи М.А. Торгунакова и В.Н. Васильева отмечают, что «основная цель экологизации сознания общества заключается в формировании экологической культуры, основывающейся на экологическом мышлении, фундаментом которого является чувство общности интересов человека с интересами всех живых существ, населяющих биосферу. Формирование экологической культуры связано с возникновением нового типа взаимосвязи между природой и обществом, который с необходимостью предполагает гармонизацию, рационализацию и оптимизацию взаимоотношений человек, общества и биосферы».
Благодаря своим техническим возможностям телевидение является наиболее действенным аудиовизуальным информационным каналом для распространения знаний об экологическом состоянии нашей планеты. Роль тележурналистов крайне велика не только в формировании экологического сознания у людей, но и в решении некоторых экологических проблем. Если говорить об экологических программах на российском телевидении, то в первую очередь стоит упомянуть программу «Среда», первый выпуск которой вышел на телеканале НТВ в 1996 году. Ее автором и бессменной ведущей была Наталья Великодная. В 1999 году программа получила награду BBC «за самый жизнеутверждающий подход к освещению экологических проблем». «Среда» была в сетке вещания вплоть до 2017 года, став одной из долгожителей российского телеэфира.
Сегодня на отечественном телевидении существует довольно узкий спектр программ, затрагивающих проблемы экологии. Например, «Среда. Город. Человек» и «Урок экологии» на канале ТВЦ, «Истории из будущего. Экология» на Пятом канале, «Экологический патруль» (Тюмень) и «Экологический вестник» на СТС-Биробиджан.
Специальный телерепортаж является одним из самых удобных и распространенных жанров в освещении экологических проблем. Этот формат предполагает аналитический подход к теме и использование авторами всего арсенала методов и приемов журналисткой работы.
Сегодня в обществе существует высокий социальный запрос на получение информации о состоянии природной среды. По данным ВЦИОМ среди важных социальных проблем 85% опрошенных назвали проблемы экологии. Телевидение является не только действенным каналом для распространения информации об актуальных проблемах окружающей седы, но и способствует формированию экологического сознания у людей. Этим определяется актуальность выбранной темы.
Цель данной работы – выявить и описать особенности организационно-творческого процесса создания специального телерепортажа на экологическую тематику.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
• Обозначить наиболее актуальные на сегодняшний день экологические проблемы;
• Выявить спектр проблем, которые чаще всего находят отражение в специальных телерепортажах;
• Определить методы журналистской работы, используемые при создании специального телерепортажа;
• Обозначить проблемы, с которыми сталкивается журналист при создании проблемного телерепортажа на экологическую тематику.
Объект исследования – специальные телерепортажи российских телеканалов на экологические темы, а также репортажи, подготовленные автором дипломного сочинения.
Предмет исследования – методы журналистской работы, используемые при создании специального телерепортажа на экологическую тематику.
Эмпирической базой исследования являются проблемные репортажи на экологическую тематику федеральных и региональных телеканалов в период с 2007 года до настоящего времени, а также видеоматериалы, подготовленные автором для студенческого телеканала «Мост». В рамках исследования было рассмотрено 37 телерепортажей. В работе использованы описательный метод и метод сравнительного анализа и эксперимента.
Новизна дипломного сочинения состоит в привлечении и создании нового эмпирического материала, в анализе собственного опыта при создании специального телевизионного репортажа на экологическую тематику.
В дипломном сочинении использованы работы, посвященные современным проблемам экологии, В. И. Коробкина, Л. В. Передельского, Н. Ф. Реймера, А. С. Степановских, О.А. Барабанова, И. Н. Безкоровайной, Е. Б. Бухаровой, а также учебные и учебно-методические пособия по теории и практике телевизионной журналистики, подготовленные Егоровым В.В., Бережной М. А., Ильченко С. Н., Князевым А. А., Берковой О.А. и др.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения.
ВКР носит профессионально-практический (творческий) характер.
Автор дипломного сочинения проанализировал 37 специальных репортажей федеральных и региональных каналов на экологическую тематику. Обозначим наиболее освещаемые журналистами проблемы.
Местные телеканалы в первую очередь интересуют проблемы их региона. Похоже, самая больная проблема всех регионов – несанкционированные свалки. Эта тема находит отражение в репортажах Алексея Полякова «Свалка на миллион», Аркадия Мамонтова «Генеральная уборка», Валентины Алексеевой «Среда обитания: мусорное наследство» и др.
Также журналисты поднимают темы вырубки лесов, загрязнения водоемов, химические и ядерные отходы. Чаще всего поводом для создания специального репортажа, посвященного проблемам экологии, становится та или иная конфликтная ситуация, возникшая в регионе.
В результате работы над дипломным сочинением автор пришел к следующим выводам:
Для успешной реализации журналистского проекта, в том числе и специального репортажа, корреспонденту необходимо задействовать весь арсенал методов и приемов журналистской работы. Речь идет об интервью, эксперименте, наблюдении, работе с документами и др. Последовательность в применении тех или иных методов зависит от характера творческого процесса на стадиях создания журналистского материала.
На подготовительном этапе работы над созданием специального репортажа, посвященному любой экологической проблеме, важно наличие достоверной информации о ней. Трудность заключается в том, что крайне сложно найти необходимые факты в открытых источниках и проверить их достоверность. Поэтому здесь так важна роль экспертного интервью, когда специалист может подтвердить или опровергнуть ту или иную информацию, предоставить новые сведения по интересующей журналиста проблеме. Заметим, что иногда эксперты соглашаются предоставить информацию, но не готовы высказывать свое мнение на камеру.
Поскольку проблемы экологии – это проблемы социальные, журналисту приходится взаимодействовать с различными органами государственной власти. Зачастую чиновники не желают общаться с представителями СМИ, особенно, если речь идет о каких-то конфликтных ситуациях. Для того, чтобы получить комментарий официального лица, журналисту необходимо пройти весь путь формальных бюрократических проволочек. А если журналист не является представителем СМИ, а выступает в роли стрингера, то это усложняет ситуацию.
Заметим, что, если журналист не является представителем СМИ, то это сужает его возможности и в плане проведения независимых экспертиз, которые могли бы стать серьезным аргументом для журналистского расследования. Ведь все финансовые затраты в этом случае несет сам репортер.
Любая социальная тема предполагает наличие историй, поэтому в специальном репортаже также должны быть герои сюжета. Представляется важным уже на организационном этапе найти очевидцев и участников события. Здесь многое зависит от работы продюсера, поскольку необходимо заранее найти интересных героев и заручится их согласием на съемку.
Корреспонденту, который готовит репортаж на экологическую тематику, в подавляющем большинстве случаев приходится вести съемку на открытом воздухе. К сожалению, погода может внести свои коррективы в съемочный процесс и осложнить выполнение задач.
Репортеру, который специализируется в области экологической журналистики, необходимо быть в курсе не только экологических проблем региона, но и запланированных событий – акций, мероприятий, проводимых городскими властями и общественностью, а также регулярно контактировать с представителями партий и общественных движений, в сфере интересов которых – состояние природной среды.
Репортажи «Страсти по заказнику» и «Мусор в законе» были подготовлены в рамках работы над дипломным проектом и вышли в эфир телеканала «Мост» (СПбГУ), а также размещены в группах в социальной сети Вконтакте и набрали более пяти тысячи просмотров. Специальные репортажи нашли отклик у аудитории, а значит, выбранные темы интересуют и волнуют людей.
Специальные репортажи, подготовленные в рамках дипломного сочинения, были представлены на всероссийских студенческих конкурсах. В результате материал «Страсти по заказнику» был удостоен второго место в номинации «Аналитика» («Аргонавты-2018»), а работа «Мусор в законе» заняла первое место в номинации «Лучший видеосюжет» на конкурсе «МедиаВызов».
1. Барабанова О. А., Безкоровайная И. Н., Бухарова Е. Б. [и др.] Экология: курс лекций Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. С. 3
2. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. − СПб. : Издательский Дом С-Петерб. гос. ун−та, 2009. С. 32.
3. Бесс Б., Дезормо Д. Построение телевизионного репортажа. М., 2004. С. 68.
4. Большой Энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М. – М-СПб, 2000. С. 1234.
5. Зверева Н.В. Школа регио нального тележурналиста. М., 2004. С 96.
6. Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М., 1999. С. 25-27.
7. Коробкин, В.И., Передельский, Л.В. Экология. Ростов н/Д, 2001. С. 564.
8. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005. С. 199.
9. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. С. 37.
10. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004. С. 68.
11. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1998.С. 146.
12. Лукина М. М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 13.
13. Максимов А. Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы. М.: ЗАО «СВР – Медиа», 2009. С. 16.
14. Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004. С. 8.
15. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2008. С. 10.
16. Новейший большой толковый словарь русского языка. СПб: «Норинт», 2008. С. 538.
17. Реймер Н.Ф. Экология (теория, зконы, правила, принципы, гипотезы). М., 1994. С. 217.
18. Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 10.
19. Словарь иностранных слов под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. С. 799.
20. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. С. 102.
21. Степановских А.С. Экология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 479-481.
22. Телевизионная журналистика. 4-е издание. Редакционная коллегия. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Издательство Московского университета «Высшая школа». 2002. С. 209-211.
23. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Бережной. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. – С 121.
24. Телевизионная журналистика // под ред. Кузнецова Г., Цвик В., Юровского А. М., 1994. С. 105.
25. Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: «ВК», 2011. С. 28.
26. Ученова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия. М., 1982. С. 89.
27. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М., 2004. С. 925 – 926.
28. Цвик. В. Л. Телевизионная журналистика. История, теория, практика. М., 2004. С. 244.
29. Цитирование по: Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: «ВК», 2011. С. 28–29.
Электронные ресурсы:
30. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text/75.htm#_ftn1 (дата обращения: 07.04.2018).
31. Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. URL: https://studfiles.net/preview/379093/ (дата обращения: 27.03.2018).
32. Орехова И. Экологические проблемы в информационном поле / И. Орехова // Индекс/Досье на цензуру. - М., 2000. URL: http://www.index.org.ru/journal/12/orehova.html (дата обращения: 14.03.2018).
33. Постановление правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года».
URL: http://docs.cntd.ru/document/9009124 (дата обращения: 09.04.2018).
34. Профессия: репортер – как все начиналось.
URL: http://ntvprime.livejournal.com/13630.html (дата обращения: 29.03.2018).
35. Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286766/ (дата обращения: 10.04.2018).
36. Энциклопедия «Культура Ленинградской области».
URL: http://enclo.lenobl.ru/object/1803557330?lc=ru (дата обращения: 09.04.2018).
Диссертации, авторефераты, научные статьи
37. Беркова О. А. Экологическая журналистика в России: проблемы и реалии // Актуальные проблемы журналистики: материалы научно-практической конференции «Журналистика в 1996 году. Средств массовой информации в постсоветском обществе». М., 1997.
38. Васильева, В.Н., Торгунакова, М.А. Современное экологическое сознание: пути и средства формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 10. №3. С. 133.