Интонация вставных конструкций в русской речи: перцептивный аспект
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Определение вставных конструкций и их интонационное оформление 8
1.1. Определение комментариеввставных конструкций, критерии их выделения 8
1.2. Классификации комментариев 11
1.3. Длина и положение вставных конструкций в предложении 14
1.4. Просодические характеристики вставных конструкций 16
1.4.1. Мелодика 17
1.4.2. Паузы 21
1.4.3. Темп 22
1.4.4. Интенсивность 23
1.5.1. Организация перцептивных экспериментов 26
1.5.2. Перцептивные исследования вставных конструкций 27
ГЛАВА 2. Исследование восприятия вставных конструкций 29
2.1. Материал и раннее акустическое исследование 29
2.2. Пилотный перцептивный эксперимент 31
2.2.1. Устройство опроса 31
2.2.2. Результаты и выводы 32
2.3. Основной перцептивный эксперимент 36
2.3.1. Материал, устройство и изменения в ходе эксперимента 36
2.3.2. Результаты опроса 36
2.3.3. Сопоставление результатов основного эксперимента и акустических данных 38
2.4. Паузальное оформление и восприятие вставной конструкции 43
2.4.1. Длительность пауз, связь с типами предложений 43
2.4.2. Сопоставление данных реализации пауз с результатами перцептивного эксперимента 45
2.5. Эксперимент с десематизацией 46
2.5.1. Подготовка материала 46
2.5.2. Результаты и выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ГЛАВА 1. Определение вставных конструкций и их интонационное оформление 8
1.1. Определение комментариеввставных конструкций, критерии их выделения 8
1.2. Классификации комментариев 11
1.3. Длина и положение вставных конструкций в предложении 14
1.4. Просодические характеристики вставных конструкций 16
1.4.1. Мелодика 17
1.4.2. Паузы 21
1.4.3. Темп 22
1.4.4. Интенсивность 23
1.5.1. Организация перцептивных экспериментов 26
1.5.2. Перцептивные исследования вставных конструкций 27
ГЛАВА 2. Исследование восприятия вставных конструкций 29
2.1. Материал и раннее акустическое исследование 29
2.2. Пилотный перцептивный эксперимент 31
2.2.1. Устройство опроса 31
2.2.2. Результаты и выводы 32
2.3. Основной перцептивный эксперимент 36
2.3.1. Материал, устройство и изменения в ходе эксперимента 36
2.3.2. Результаты опроса 36
2.3.3. Сопоставление результатов основного эксперимента и акустических данных 38
2.4. Паузальное оформление и восприятие вставной конструкции 43
2.4.1. Длительность пауз, связь с типами предложений 43
2.4.2. Сопоставление данных реализации пауз с результатами перцептивного эксперимента 45
2.5. Эксперимент с десематизацией 46
2.5.1. Подготовка материала 46
2.5.2. Результаты и выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
Работа посвящена изучению восприятия вставных конструкций, а также определению средств, которые обеспечивают их опознание в речи.
Вставная конструкция (парентеза, комментарий) – это вставка в основное предложение слова, словосочетания или предложения, формально и семантически независимая, но уточняющего, усиливающего и актуализирующего контекст для лучшего восприятия информациив основном предложении. Такие конструкции также способны передавать отношение автора к содержанию основного предложения.
Новизна данной работы обусловлена тем, что темы, связанные с интонацией вставных конструкций в русском языке недостаточно хорошо изучены, а исследования в области восприятия речи и отдельных синтаксических структур в литературе описываются крайне редко. Это можно объяснить неоднозначностью определения вставных конструкций, а также небольшим количеством инструментальных исследований данного явления.
Большинство научных работ посвящены изучению и определению вставных конструкций с точки зрения синтаксиса, описанию и классификации их функций, семантических типов и связи с основным высказыванием, в то время как вопрос их интонационного оформления затрагивается формально [8]. Перцептивный аспект и вовсе обходят стороной, тем более немногочисленны эксперименты по восприятию парентезы на слух [5].
Направление исследования интонации и перцепции вставных конструкций является актуальным, поскольку это позволяет добиться убедительности при синтезе речи – как в системах с просодическими правилами, так и для тех, что используют интонационную разметку самого текста [24, c.5, c.19]. Для корректного воспроизведения интонации необходимо изучить естественное звучание вставных конструкций, описать особенности их интонационного оформления, как особой синтаксической структуры, особенности восприятия отдельных средств просодии и комментариев в речи в целом.
Ранее было проведено исследование акустических характеристик вставных конструкций разных коммуникативных типов. Было установлено, что в большинстве фраз дикторы реализуют вставки в виде завершенных синтагм, во многих примерах присутствует так называемая «интонация включения», при которой основное предложение интонационно как бы продолжается после парентезы. В большинстве фраз диапазон частоты основного тона во вставной конструкции был уже диапазона в аналогичной фразе в составе основного предложения. Во всех целевых фразах, кроме нескольких вопросительных, у большинства участников исследования былаболее низкая максимальная частота основного тона, в сравнении с аналогичным парным сегментом в предложении без парентезы. Исследование показало, что особенности коммуникативного типа наиболее часто проявляются в акустических характеристиках вопросов, реже в восклицательных вставках.
Также было установлено, что участники не всегда реализовывали «интонацию включения», но при слуховом анализе ощущалось присутствие вставки там, где она подразумевалась. Это указывает на комплексное использование в реализации вставной конструкции разных средств интонации. Использование данных средств и восприятие их другими носителями стало предметом изучения в данном исследовании.
Главная цель данной работы состоит в получении и анализе данных о восприятии вставных конструкций, а также в рассмотрении перцепции в комплексе с особенностями просодического оформления парентезы в речи и его акустическими характеристиками.
Таким образом, для достижения цели работы были обозначены и поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу о вставных конструкциях и их просодическом оформлении в устной речи.
2. Отобрать материал для проведения экспериментов.
3. Провести серию экспериментов для определения акустических характеристик, на которые опирается слушающий при восприятии вставных конструкций.
4. Провести дополнительную разметку пауз и получить данные об их длительности к дальнейшему рассмотрению.
5. Оценить и описать успешность восприятия вставных конструкций в зависимости от отдельных средств просодии, определить их значимость в специфике реализации.
Итак, предметом исследования является значимость отдельных просодических свойств в реализации вставной конструкции в речи при их перцепции, объектом - данные восприятия вставных конструкций.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и четырёх приложений. Список источников содержит тридцать наименований. В тесте работы помещены девять таблиц и девять рисунков.
Вставная конструкция (парентеза, комментарий) – это вставка в основное предложение слова, словосочетания или предложения, формально и семантически независимая, но уточняющего, усиливающего и актуализирующего контекст для лучшего восприятия информациив основном предложении. Такие конструкции также способны передавать отношение автора к содержанию основного предложения.
Новизна данной работы обусловлена тем, что темы, связанные с интонацией вставных конструкций в русском языке недостаточно хорошо изучены, а исследования в области восприятия речи и отдельных синтаксических структур в литературе описываются крайне редко. Это можно объяснить неоднозначностью определения вставных конструкций, а также небольшим количеством инструментальных исследований данного явления.
Большинство научных работ посвящены изучению и определению вставных конструкций с точки зрения синтаксиса, описанию и классификации их функций, семантических типов и связи с основным высказыванием, в то время как вопрос их интонационного оформления затрагивается формально [8]. Перцептивный аспект и вовсе обходят стороной, тем более немногочисленны эксперименты по восприятию парентезы на слух [5].
Направление исследования интонации и перцепции вставных конструкций является актуальным, поскольку это позволяет добиться убедительности при синтезе речи – как в системах с просодическими правилами, так и для тех, что используют интонационную разметку самого текста [24, c.5, c.19]. Для корректного воспроизведения интонации необходимо изучить естественное звучание вставных конструкций, описать особенности их интонационного оформления, как особой синтаксической структуры, особенности восприятия отдельных средств просодии и комментариев в речи в целом.
Ранее было проведено исследование акустических характеристик вставных конструкций разных коммуникативных типов. Было установлено, что в большинстве фраз дикторы реализуют вставки в виде завершенных синтагм, во многих примерах присутствует так называемая «интонация включения», при которой основное предложение интонационно как бы продолжается после парентезы. В большинстве фраз диапазон частоты основного тона во вставной конструкции был уже диапазона в аналогичной фразе в составе основного предложения. Во всех целевых фразах, кроме нескольких вопросительных, у большинства участников исследования былаболее низкая максимальная частота основного тона, в сравнении с аналогичным парным сегментом в предложении без парентезы. Исследование показало, что особенности коммуникативного типа наиболее часто проявляются в акустических характеристиках вопросов, реже в восклицательных вставках.
Также было установлено, что участники не всегда реализовывали «интонацию включения», но при слуховом анализе ощущалось присутствие вставки там, где она подразумевалась. Это указывает на комплексное использование в реализации вставной конструкции разных средств интонации. Использование данных средств и восприятие их другими носителями стало предметом изучения в данном исследовании.
Главная цель данной работы состоит в получении и анализе данных о восприятии вставных конструкций, а также в рассмотрении перцепции в комплексе с особенностями просодического оформления парентезы в речи и его акустическими характеристиками.
Таким образом, для достижения цели работы были обозначены и поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу о вставных конструкциях и их просодическом оформлении в устной речи.
2. Отобрать материал для проведения экспериментов.
3. Провести серию экспериментов для определения акустических характеристик, на которые опирается слушающий при восприятии вставных конструкций.
4. Провести дополнительную разметку пауз и получить данные об их длительности к дальнейшему рассмотрению.
5. Оценить и описать успешность восприятия вставных конструкций в зависимости от отдельных средств просодии, определить их значимость в специфике реализации.
Итак, предметом исследования является значимость отдельных просодических свойств в реализации вставной конструкции в речи при их перцепции, объектом - данные восприятия вставных конструкций.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и четырёх приложений. Список источников содержит тридцать наименований. В тесте работы помещены девять таблиц и девять рисунков.
Целью данной работы было изучение восприятия вставных конструкций. Для этого были проведены перцептивные эксперименты, результаты которых далее сопоставлялись с акустическими характеристиками стимулов. На основе проведённого анализа можно сделать несколько выводов и предположений:
1. Среди определивших присутствие вставной конструкции большинство успешно справляется с уточнением её места в предложении и границ.
2. В естественных стимулах, где присутствие парентезы распознавалось успешно, интервал максимальной частоты основного тона в основном предложении и в парентезе, как правило, больше, чем в тех, что распознавались хуже. Определяя наличие/отсутствие вставной конструкции, участники склонны сомневаться в тех стимулах, где интервал имеет среднее значение.
3. На материале записей одного диктора была отмечена тенденция к более длинным паузам перед целевыми фрагментами-самостоятельными предложениями и к более коротким паузам или беспаузальным стыкам в предложениях с парентезой. В среднем постпаузы длиннее предпауз как в случае предложений без парентезы, так и при её наличии.
4. Синтаксис и семантика высказывания, а также параметры интенсивности и темпоральные характеристики играют важную роль в распознавании вставных конструкций, поскольку стимулы, лишенные данных признаков, воспринимаются с большим количеством ошибок, чем в случае простого перцептивного эксперимента.
5. На примере результатов восприятия одной пары высказываний и анализа их акустических характеристик было вынесено предположение, что в случае реализации вставных конструкций компенсация синтаксиса специфичной интонацией и наоборот не обязательно происходит.
6. При ограниченных возможностях реализации привычных интонационных контуров, парентезы могут иметь собственную интонационную систему, и мелодические могут обнаруживать сходство с другими привычными контурами, которые встречаются, например, в реализациях вопросительных предложений. Данное предположение делается в раках гипотезы и требует дальнейшей проверки.
Небольшая изученность темы восприятия вставных конструкций в речи и выдвинутые гипотезы позволяют продолжить инструментальные и перцептивные исследования в данной области. Например, можно получить более точные результаты, изучая записи нескольких профессиональных дикторов и предъявляя их в качестве стимулов. Профессиональная звукозапись также позволит в полной мере оценить значимость параметров интенсивности в реализации и восприятии вставных конструкций.
В связи со стремительным развитием и совершенствованием современных систем синтеза и восприятия речи, также актуальны будут исследования в области синтеза речи, содержащей сложные дискурсионно и синтаксически высказывания, осложненные в том числе парентезами. Полученные данные дают основание полагать, что интонация вставных конструкций – это сложный комплекс просодических средств, а значит изучение их сочетаемости и отношений компенсации важно, так как позволит уточнить закономерности в акустической реализации вставок для лучшей узнаваемости присутствия таких фигур речи.
1. Среди определивших присутствие вставной конструкции большинство успешно справляется с уточнением её места в предложении и границ.
2. В естественных стимулах, где присутствие парентезы распознавалось успешно, интервал максимальной частоты основного тона в основном предложении и в парентезе, как правило, больше, чем в тех, что распознавались хуже. Определяя наличие/отсутствие вставной конструкции, участники склонны сомневаться в тех стимулах, где интервал имеет среднее значение.
3. На материале записей одного диктора была отмечена тенденция к более длинным паузам перед целевыми фрагментами-самостоятельными предложениями и к более коротким паузам или беспаузальным стыкам в предложениях с парентезой. В среднем постпаузы длиннее предпауз как в случае предложений без парентезы, так и при её наличии.
4. Синтаксис и семантика высказывания, а также параметры интенсивности и темпоральные характеристики играют важную роль в распознавании вставных конструкций, поскольку стимулы, лишенные данных признаков, воспринимаются с большим количеством ошибок, чем в случае простого перцептивного эксперимента.
5. На примере результатов восприятия одной пары высказываний и анализа их акустических характеристик было вынесено предположение, что в случае реализации вставных конструкций компенсация синтаксиса специфичной интонацией и наоборот не обязательно происходит.
6. При ограниченных возможностях реализации привычных интонационных контуров, парентезы могут иметь собственную интонационную систему, и мелодические могут обнаруживать сходство с другими привычными контурами, которые встречаются, например, в реализациях вопросительных предложений. Данное предположение делается в раках гипотезы и требует дальнейшей проверки.
Небольшая изученность темы восприятия вставных конструкций в речи и выдвинутые гипотезы позволяют продолжить инструментальные и перцептивные исследования в данной области. Например, можно получить более точные результаты, изучая записи нескольких профессиональных дикторов и предъявляя их в качестве стимулов. Профессиональная звукозапись также позволит в полной мере оценить значимость параметров интенсивности в реализации и восприятии вставных конструкций.
В связи со стремительным развитием и совершенствованием современных систем синтеза и восприятия речи, также актуальны будут исследования в области синтеза речи, содержащей сложные дискурсионно и синтаксически высказывания, осложненные в том числе парентезами. Полученные данные дают основание полагать, что интонация вставных конструкций – это сложный комплекс просодических средств, а значит изучение их сочетаемости и отношений компенсации важно, так как позволит уточнить закономерности в акустической реализации вставок для лучшей узнаваемости присутствия таких фигур речи.



