ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.1. Понятие и сущность стратегического менеджмента 7
1.2. Инструменты стратегического менеджмента 15
1.3. Процесс формирования стратегии производственного предприятия 20
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АРТИС» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Артис» 31
2.2. Анализ системы управления ООО «Артис» 40
2.3. Обоснование необходимости разработки стратегии развития ООО «Артис» 48
Глава 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АРТИС» 53
3.1. Разработка мероприятий стратегического развития 53
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
Изменение среды, в которой работает предприятие в условиях рыночной экономики, вынуждает предприятие приспосабливаться к новым условиям, т.е. формировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, максимальное использование финансовых, трудовых ресурсов, определяет необходимость новых методов и подходов, т.е. стратегию развития предприятия.
Стратегия - определенный план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленной цели. Так, необходимо разработать план развития предприятия и на практике принимать решения при выборе направления дальнейшей работы. Этот план должен охватывать все функции: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры. Хорошо разработанная стратегия позволит предприятию занять на рынке сильную позицию и успешно работать в условиях конкуренции, внутренних проблем, непредвиденных обстоятельств.
В этих условиях тема разработка стратегии развития производственного предприятия является актуальной.
Исследованию трудовых ресурсов предприятия посвящено достаточно большое количество работ. Среди них можно отметить, в частности, труды Виханского О.С., Герчикова И.Н., Ляско В.И. и других.
Тем не менее, в данной проблеме есть еще немало нерешенных вопросов, требующих дальнейшего исследования. Причем с течением времени количество этих вопросов не уменьшается, что можно объяснить некоторым моральным старением ранее предложенных решений и несовершенством существующей законодательной базы.
Объектом исследования выступает предприятие ООО «Артис».
Предметом исследования является стратегия развития производственного предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка стратегии развития производственного предприятия.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие и сущность стратегического менеджмента;
• изучить инструменты стратегического менеджмента;
• рассмотреть процесс формирования стратегии производственного предприятия;
• провести анализ деятельности ООО «Артис»: дать организационно-экономическую характеристику предприятия, провести анализ системы управления; обосновать необходимость разработки стратегии развития предприятия;
• разработать и экономически обосновать мероприятия стратегического развития ООО «Артис».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения экономической науки, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области экономического анализа, менеджмента и управления.
В процессе исследования были использованы системный подход, методы экономического и статистического анализа.
Для проведения анализа были использованы данные бухгалтерской отчетности, статистической отчетности по труду за 2014-2015 г.г, форма № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников», форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии», нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия и др.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности предприятия ООО «Артис».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, 12 приложений.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является анализ деятельности ООО «Артис» и разработка развития фирмы на перспективу.
ООО «Артис» выпускает продукцию, изготовленную методом порошковой металлургии.
Несмотря на то, что в данном сегменте рынка у предприятия не так много конкурентов, специфика рынка (рынок потребителя) диктует свои правила игры. Емкость рынка не настолько велика и цена реализации диктуется потребителями.
Как показывает анализ, ООО «Артис» имеет зависимость от заемных источников при формировании своих оборотных активов, доля собственного капитала составляет 32 %, все показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия ниже рекомендуемого уровня, однако ситуация на предприятии в течение периода относительно стабильна.
Несмотря на это, годовой объем реализованной продукции вырос на 17294 тыс. руб., или 9,8 %. Прибыль от реализации продукции выросла на 11,6 % за счет снижения себестоимости и за счет цены реализации.
Проанализировав финансово - хозяйственную деятельность ООО «Артис» и исходя из того, что спрос на продукцию предприятия превышает реально производимый объем продукции, для дальнейшего развития предприятия предлагается выбрать стратегию роста.
При разработке мероприятий по реализации выбранной стратегии особое внимание уделялось производственной, технологической и маркетинговой.
При разработке мероприятий в области производства был проведен расчет сбалансированности производственных мощностей, определен лимитирующий участок и разработаны мероприятия по его устранению. Ввод в эксплуатацию двух единиц прессового оборудования при довольно небольших капитальных вложениях - 200 тыс. руб. позволил увеличить производственные мощности предприятия на 20 %.
Проведена модернизация прессового оборудования, пересмотрены нормы выработки, но вместо сокращения, персонал был привлечен к работе по более жесткому соблюдению требований техпроцесса производства деталей и самоконтролю в области качества. Данное решение, без привлечения дополнительного персонала и незначительных затратах - 115 тыс. руб., позволило улучшить качество выпускаемой продукции, а также снизить себестоимость на 4,6 %.
Механизация процесса съема спеченных деталей позволило высвободить время спекальщиков для более тщательной зачистки и сборки прессовок, что позволило улучшить качество производимой предприятием продукции и увеличить цену реализации на 2 %. Затраты на проведение модернизации составили 45 тыс. руб.
Одной из проблем производственного предприятия являются внеплановые простои оборудования. Внеплановые простои влекут за собой сбои в работе оборудования последовательно находящегося в технологической цепочке производства, внеплановые переналадки, переработки персонала производства и как итог либо срыв плана отгрузок, либо дополнительные затраты на выплаты персоналу за переработку и выход в выходные дни.
Одно из мероприятий в разработанной стратегии направлено на предупреждение внеплановых простое путем проведения плановых ремонтов и образованием запаса расходных запчастей и комплектующих для ремонта оборудования, что позволило улучшить коэффициент использования оборудования.
В области технологии запланированы мероприятия по переходу на новую технологию производства основной продукции предприятия.
Данные мероприятия направлены на улучшение качества, а также снижение себестоимости продукции. При затратах 470 тыс. руб., себестоимость продукции снизилась на 2,6 %.
Запланировано мероприятие по механизации процесса зачистки лопастного диска, данное мероприятие позволило сократить расходы на производство продукции на 0,5 %. Затраты на проведение механизации составили 30 тыс. руб.
Для продвижения своих товаров на рынке, в области маркетинга запланировано улучшение потребительских свойств продукции.
Мероприятия, направленные на улучшение потребительских свойств продукции по листу ротора при затратах в 570 тыс. руб. дадут рост цены реализации на 10 %, а по втулке - 3 %.
Учитывая сложившуюся ситуацию в области производства и недостаток финансовых средств на переоборудование производства, все мероприятия разрабатывались исходя из минимальных затрат и сроков окупаемости финансовых вложений.
Итогом проведенных мероприятий в рамках выбранной стратегии станет снижение себестоимости продукции на 7,5 %, рост цены реализации на 3 %. Завоевание большей доли на рынке в данном сегменте должно привести к росту годового объема реализации продукции на 24% и как следствие к росту объема производства товарной продукции на 20 %.
Факторами, определяющими успех предприятия в будущем являются:
• обеспечение ритмичности производства, совершенствование его организации,
• улучшение снабжения необходимыми ресурсами,
• качество продукции,
• техническое состояние производства,
• ориентация на запросы потребителей, учет конъюнктуры рынка,
• сплоченность сотрудников, личная заинтересованность в результатах труда.
1. Александрова А.В., Курашова С.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
2. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий/Пер с анг. М.: Юнити-Дана, 2012. - 400с.
3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. - 396 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
5. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. - 237 с.
6. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров. М.: ИНФРА-М, 2015. - 365 с.
7. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. М.: Эксмо, 2014. - 432 с.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Проспект, 2015.- 320с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-е изд. М.: Экономист, 2014. - 576с.
10. Глухов В.П., Градов А.П., Григорьев Ю.А. Экономическая стратегия фирмы /Под ред. А.П.Градова. Изд. 4-е, перераб. СПб.: СпецЛит, 2013. - 959 с.
11. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. - 290 с.
12. Джоан Магретта. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 272 с.
13. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015. - 375 с.
14. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. М.: Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.
15. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 167с.
...