ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ВКР 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОЗЕЛЕНЕННЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 9
1.1. ПОНЯТИЕ «ГОРОДСКАЯ СРЕДА» 9
1.2. ОЗЕЛЕНЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 11
1.3. УПРАВЛЕНИЕ ОЗЕЛЕНЕННЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 16
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В Г. ИРКУТСКЕ 19
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ 19
2.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ИРКУТСКА 27
2.3. ОЦЕНКА ОБЪЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В Г. ИРКУТСКЕ 30
2.4. ВОСПРИЯТИЕ КАЧЕСТВА ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЖИТЕЛЯМИ ИРКУТСКА 32
2.5. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В Г. ИРКУТСКЕ 38
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ РЕВИТАЛИЗАЦИИ ОЗЕЛЕНЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 40
3.1. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИИ 40
3.2. КОНЦЕПЦИЯ ОЗЕЛЕНЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ 46
3.3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 47
3.4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСТОЧНИКИ 49
3.5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 50
3.6. АНАЛИЗ СТЕЙКХОЛДЕРОВ ПРОЕКТА 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНКЕТА (ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА) 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОБСЛЕДОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КБ «СТРЕЛКА» И ИТП «УРБАНИКА» 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ООО «СИБИРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УРБАНИСТИКИ» 71
В настоящее время формирование комфортной городской среды становятся одним из важнейших приоритетов территориального управления и выдвигается в число важнейших государственных программ развития России, поскольку достижение национальных целей развития напрямую связано с повышением качества повседневной жизни населения. Так, в 2018 году был утвержден федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (на 2018-2024 гг.), целью которого является кардинальное повышение комфортности городской среды, а также повышение Индекса качества городской среды (далее – Индекс) на 30%. Следует отметить, что успех в решении задач по созданию комфортных условий для жизни в значительной степени зависит от работы на уровне муниципалитетов.
При разработке Индекса была составлена типология городских пространств, с которыми горожане взаимодействуют чаще всего[Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 № 510-р]. Одним из типов городских пространств, представленных в методологии, являются озелененные пространства, представляющие собой важнейшие объекты, не только улучшающие экологическую ситуацию в городе, но и обеспечивающие места отдыха и социализации горожан.
Наиболее низкие показатели Индекса в России за 2021 год наблюдаются в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, при этом один из худших результатов получен в Иркутской области. Так, в городе Иркутске – административном центре области – оценка озелененных пространств составляет 20 баллов из 50 возможных. Необходимо отметить, что именно состояние озелененных пространств является сдерживающим фактором с точки зрения повышения Индекса в городе Иркутске, поскольку по другим типам пространств в городе получены оценки выше половины от максимального количества баллов, что считается благоприятной оценкой.
Кроме того, по оценке, проведенной PWC при поддержке ВЭБ.РФ в 2021 году, уровень удовлетворенности жителей благоустройством общественных пространств в городе Иркутске является низким относительно городов со схожими климатическими и экономическими условиями[Индекс качества жизни, 2021].
Таким образом, проблемой исследования является недостаточный уровень соответствия озелененных пространств (озелененных территорий общего пользования) города Иркутска существующим потребностям горожан, а также плановым показателям в рамках документов стратегического планирования Российской Федерации.
Несмотря на проводимые мероприятия по повышению качества городской среды в городе Иркутске, темпы роста показателей качества озелененных пространств снижались в течение последних пяти лет, последние два года – оставались на уровне 20 баллов из 50 возможных. В связи с этим, можно предположить, что проводимые в городе мероприятия не позволяют в полной мере устранить сложившиеся негативные тенденции и проблемы в сфере благоустройства озелененных пространств.
В связи с приближением сроков реализации ряда государственных программ, в частности, приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», актуально изучить состояние озелененных территорий общего пользования в городе Иркутске, а также выявить возможности по улучшению положения города с точки зрения Индекса качества городской среды.
Объектом исследования является городская среда, предметом исследования – озелененные территории общего пользования города Иркутска. Работа выполняется в формате исследовательской работы.
Цель ВКР: разработать рекомендации по развитию озелененных территорий общего пользования города Иркутска. Исходя из сформулированной цели можно выделить следующие задачи:
1) определить место озелененных территорий общего пользования в системе городских территорий;
2) определить особенности управления развитием городской среды в России и зарубежных странах;
3) оценить состояние озелененных территорий общего пользования в городе Иркутске и выявить существующие проблемы;
4) предложить меры по развитию озелененных территорий общего пользования в городе Иркутске;
5) обосновать и разработать концепцию проекта ревитализации озелененных территорий общего пользования.
Методология исследования опирается на такие концепции, как «здоровый город» («Healthycity») [Davies, Kelly, 2014], «новый урбанизм» («NewUrbanism») [Grant, 2005]; плейсмейкинг (placemaking) [Ласточкина, 2021].
В работе используются следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы; сравнительный анализ; классификация.
2. Эмпирические методы: интервью; опросы и анкетирование; статистические методы; ГИС-анализ. В ходе выполнения работы было проведено 3 интервью с представителями компаний, оказывающих консультационные услуги в сфере городского развития, в числе которых:
- интервью с представителем отдела аналитики КБ «Стрелка» в дистанционном формате;
- интервью с архитектором – представителем института территориального планирования «Урбаника» в оффлайн-формате;
- интервью с командой ООО «Сибирская лаборатория урбанистики» в дистанционном формате.
Источники и методы получения информации:
1) Первичной: интервью с экспертами (представителями девелоперских и консалтинговых компаний, оказывающих услуги в области городского развития), представителями органов государственной власти, опросы населения.
2) Вторичной: нормативные правовые акты (федеральные, региональные, муниципальные), официальные статистические данные, отчеты Министерства строительства и других государственных органов.
Структура работы формируется в соответствии с поставленными целями и представлена тремя главами. Первая глава посвящается изучению теоретико-методологических основ управления озелененными территориями общего пользования, в том числе определению понятия «озелененные территории общего пользования». Во второй главе проводится анализ территории города Иркутска, в частности, оценивается состояние озелененных территорий с использованием объективных и субъективных показателей. По результатам оценки предложены рекомендации по развитию соответствующих территорий. В рамках третьей главы разработана и обоснована концепция ревитализации одного из городских парков.
Результаты исследования могут быть использованы органами местного самоуправления города Иркутска при осуществлении управления озелененными территориями общего пользования, в том числе при определении потенциальных территорий для благоустройства. В частности, результаты практической части работы могут быть использованы для дальнейшего участия в федеральных и региональных конкурсах благоустройства, а также для участия в питчинг-сессиях в области урбанистики, проводимых, например, в рамках Петербургского международного экономического форума.
В ходе выполнения данной работы было определено место озелененных территорий общего пользования в системе городских территорий, а также особенности управления данными территориями. Кроме того, был проведен анализ территории города Иркутска, включая оценку состояния озелененных территорий общего пользования с использованием различных источников информации, включая опрос населения.
Проведенная оценка позволила выявить существующие проблемы в области управления озелененными территориями общего пользования. На основании выявленных проблем, а также интервью с экспертами были разработаны рекомендации по развитию озелененных территорий в городе Иркутске.
Что касается практической части работы, на основании предложенных рекомендаций и изучении лучших практик благоустройства была обоснована и разработана концепция проекта ревитализации озелененной территории общего пользования – Парка инициативной молодежи – реализация которого в значительной степени позволяет повысить удовлетворенность населения, улучшить позицию города с точки зрения Индекса качества городской среды, а также имеет ряд положительных социально-экономических эффектов.
1) Жилье и городская среда: паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
2) О Правилах благоустройства территории города Иркутска: Решение Думы города Иркутска от 25 декабря 2008 г. N 004-20-560950/8 (с изменениями на 24.02.2022).
3) Об организации озеленения территории города Иркутска: Решение Думы города Иркутска от 3 декабря 2018 г. N 006-20-510815/8 (с изменениями на 30.05.2022).
4) Об утверждении государственной программы Иркутской области «Формирование современной городской среды» на 2018 - 2024 годы: Постановление Правительства Иркутской области от 31 августа 2017 г. N 568-пп (с изменениями на 31.10.2022).
5) Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной и безопасной городской среды»: Постановление администрации города Иркутска от 2 ноября 2017 г. N 031-06-1057/7 (с изменениями на 14.09.2022).
6) Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства: Свод правил СП 475.1325800.2020 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 января 2020 г. N 26/пр).
7) Постановление администрации г. Иркутска от 07.03.2018 N 031-06-163/8 (с изменениями на 14.06.2019) «Об утверждении Порядка разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых и общественных территорий, включенных в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды города Иркутска на 2018 - 2024 годы».
Электронные ресурсы:
8) Минстрой России утвердил федеральный реестр лучших практик благоустройства 2021 года. – Официальный сайт Министерства строительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-utverdil-federalnyy-reestr-luchshikh-praktik-blagoustroystva-2021-goda/.
9) Малые города: победители 2021. – Archi.ru. – Архитектура России и мира. [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/russia/94190/malye-goroda-pobediteli
10) Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды [Электронный ресурс]– Городская средаURL: https://gorodsreda.ru/konkurs1-2022.
11) Официальный сайт Министерства строительства Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/.
12) Публичная кадастровая карта. – Официальный сайт Росреестра[Электронный ресурс] URL: https://pkk.rosreestr.ru/#/search/52.278384324149066,104.25075308387423/15/@bs7nhsaok.
Литература на русском и английском языках:
13) Дьячкова О. Н., 2021. Принципы стратегического планирования развития «зеленой» инфраструктуры городской среды. Вестник МГСУ. – Т. 16. – №. 8. – С. 1045-1064. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47148115
14) Астраханцева, В. В., & Дружинина, И. Е. (2015). Остроги на территории Иркутской области в XVII веке. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость, (2 (13)), 132-141.
15) Ласточкина О. С. 2021. Плейсмейкинг – подход для развития общественных пространств современных городов (обзор зарубежного и российского опыта). Society and Security Insights 4 (2): 89-105. https://doi.org/10.14258/ssi(2021)2-07
16) ЛепешкинА.О. 2021. Комфортная городская среда как ресурс общественного развития. Социальная политика и социология. Т. 20. № 1 (138). С. 125–138. DOI: 10.17922/2071-3665-2021-20-1-125-138.
17) Лимонов Л. Э. 2023. Урбанистика. Городская экономика, развитие и управление. Учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт. – 822 с. ISBN 978-5-534-11389-1. URL: https://urait.ru/bcode/518026
18) Преликова Е. А., 2021. Социологические принципы создания комфортной и благоприятной среды обитания. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент.– Т. 11. – №. 2. – С. 217-229. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45737057
19) Сазонов Э. В. 2018. Экология городской среды: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт. – 275 с. ISBN 978-5-534-07282-2. URL: https://urait.ru/bcode/513467
20) Павлов Н.Л. (2015). Ортогональная сетка как средство формирования материальной структуры и как прием проявления смысла архитектурного пространства. Architecture and Modern Information Technologies, 12.
21) Çay R. D. 2015. Recreation and Urban Park Management. Environment and Ecology at the Beginning of 21st Century. Chapter 21: 302–312. URL: https://www.researchgate.net/publication/300571449_Recreation_and_Urban_Park_Management
22) Davies, J. K., & Kelly, M. 1998. Healthy cities: research and practice. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315003207
23) Grant, J. 2005. Planning the good community: New urbanism in theory and practice. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203479469
24) Jones, R. 2000. Managing the green spaces: problems of maintaining quality in a local government service department. Managing Service Quality: An International Journal, Vol. 10 No. 1, pp. 19-31. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/09604520010307021/full/html
25) Miller, R. W., Hauer, R. J., Werner, L. P., 2015. Urban forestry: planning and managing urban greenspaces. USA: Waveland press, URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=VdI_CQAAQBAJ&oi=fnd&pg=PR3&dq=Urban+green+spaces:+a+brief+for+action&ots=DS04_qrDAz&sig=nGHMy87z941UDUWibqUybC9w218&redir_esc=y#v=onepage&q=Urban%20green%20spaces%3A%20a%20brief%20for%20action&f=false
26) Shah Md. AtiqulHaq, 2011. Urban green spaces and an integrative approach to sustainable environment. Journal of environmental protection. – Т. 2. – №. 5. – С. 601-608. URL: https://www.scirp.org/pdf/JEP20110500002_23161240.pdf
27) Sorensen, M., Smit J., Barzetti V. and Williams J., 1997. Good Practices for Urban Greening. Washington: Inter-American Development Bank. URL: https://publications.iadb.org/publications/english/document/Good-Practices-for-Urban-Greening.pdf
28) Space, C. 2008. Open Space Strategies Best Practice Guidance. London: Commission for Architecture and the Built Environment and the Greater London Authority. URL: https://www.designcouncil.org.uk/fileadmin/uploads/dc/Documents/open-space-strategies.pdf
29) Urban green spaces: a brief for action. – World Health Organization, 2017. URL: https://smartnet.niua.org/sites/default/files/resources/urban_green_spaces_a_brief_for_action.pdf
30) Vidal, D. G., Dias, R. C., Teixeira, C. P., Fernandes, C. O., Leal Filho, W., Barros, N., & Maia, R. L. 2022. Clustering public urban green spaces through ecosystem services potential: A typology proposal for place-based interventions. EnvironmentalScience&Policy, 132, 262-272. https://doi.org/10.1016/j.envsci.2022.03.002
31) Bibri, S. E., Krogstie, J., &Kärrholm, M. (2020). Compact city planning and development: Emerging practices and strategies for achieving the goals of sustainability. Developmentsinthebuiltenvironment, 4, 100021.