ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОТЦАМИ (НА ПРИМЕРЕ АРАБСКИХ СЕМЕЙ ИЗРАИЛЯ)
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте
1.1 Понятие эмоций в российской и зарубежной психологии......................9
1.2 Роль взрослого в развитие эмоций у детей раннего возраста...............15
1.3 Выражение эмоций на лицах: история изучения вопроса.....................22
1.4 Исследование эмоций на лицах взрослых.
1.5 Изучение выражения и распознавания эмоций у детей
1.6 Специфика исследования эмоций у детей в Израиле
1.7 Понимание роли отца в разных культурах
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1 Эмпирическая база исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Процедура исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3.Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Описательные статистики полученных данных
3.2 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и отцами
3.3 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и матерями
3.4 Изучение различий интенсивности эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями
3.5 Изучение взаимосвязей интенсивности выражения эмоций у детей и родителей с социально-демографическими характеристиками семей
3.6 Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте
1.1 Понятие эмоций в российской и зарубежной психологии......................9
1.2 Роль взрослого в развитие эмоций у детей раннего возраста...............15
1.3 Выражение эмоций на лицах: история изучения вопроса.....................22
1.4 Исследование эмоций на лицах взрослых.
1.5 Изучение выражения и распознавания эмоций у детей
1.6 Специфика исследования эмоций у детей в Израиле
1.7 Понимание роли отца в разных культурах
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1 Эмпирическая база исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Процедура исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3.Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Описательные статистики полученных данных
3.2 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и отцами
3.3 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и матерями
3.4 Изучение различий интенсивности эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями
3.5 Изучение взаимосвязей интенсивности выражения эмоций у детей и родителей с социально-демографическими характеристиками семей
3.6 Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, который длится с 1 года до 3 лет. Важной составляющей в развитии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности.
Изучением эмоциональной сферы ребенка раннего возраста занимались такие ученые, как А.Д. Кошелев, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Адлер. Ими доказано, что эмоциональная сфера является важнейшим регулятором деятельности ребенка. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.
Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Ребенок по-разному выражает свои эмоции, общаясь с близкими и чужими людьми. Особо значимо для ребенка и видно невооруженным взглядом проявление эмоций на лице ребенка при общении с близкими значимыми взрослыми.
Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка в раннем возрасте и в его взаимодействии со средой. Кроме того, согласно современному подходу к материнско-детскому взаимодействию (МухамедрахимовР.Ж.,2008), эмоциональные реакции ребенка также играют важную роль в поощрении матери для выполнения родительских функций. По мере роста ребенка роль эмоций, связанных с познавательной активностью, играет все большую роль в когнитивном развитии ребенка (Мухамедрахимов Р.Ж., 2008).
Актуальность исследования. В исследованиях эмоций у детей, проводимых в Израиле, в основном рассматривались проявления детей либо сами по себе, либо в только контексте взаимодействия с матерью (DiesendruckG., Ben-EliyahuA., 2006). При этом взаимодействие с отцом в данном контексте не рассматривалось.
Цель исследования –изучить количественные и качественные характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами.
Объект исследования: эмоции детей.
Предмет исследования: выражение эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами.
Гипотеза исследования: существуют различия характеристик эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте.
2. Выявить особенности проявлений эмоций у детей при взаимодействии с отцами.
3. Описать качественные и количественные характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами и матерями.
4. Изучить взаимосвязь характеристик выражения эмоций с социально-демографическими показателями.
5. Сравнить характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Методы исследования:
1) социально-демографическая анкета;
2) оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (DyadicAffectManual, DAM);
Для обработки данных использовались такие математико-статистические методы как описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок, критерий знаковых рангов Вилкоксонадля зависимых выборок.
Изучением эмоциональной сферы ребенка раннего возраста занимались такие ученые, как А.Д. Кошелев, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Адлер. Ими доказано, что эмоциональная сфера является важнейшим регулятором деятельности ребенка. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.
Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Ребенок по-разному выражает свои эмоции, общаясь с близкими и чужими людьми. Особо значимо для ребенка и видно невооруженным взглядом проявление эмоций на лице ребенка при общении с близкими значимыми взрослыми.
Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка в раннем возрасте и в его взаимодействии со средой. Кроме того, согласно современному подходу к материнско-детскому взаимодействию (МухамедрахимовР.Ж.,2008), эмоциональные реакции ребенка также играют важную роль в поощрении матери для выполнения родительских функций. По мере роста ребенка роль эмоций, связанных с познавательной активностью, играет все большую роль в когнитивном развитии ребенка (Мухамедрахимов Р.Ж., 2008).
Актуальность исследования. В исследованиях эмоций у детей, проводимых в Израиле, в основном рассматривались проявления детей либо сами по себе, либо в только контексте взаимодействия с матерью (DiesendruckG., Ben-EliyahuA., 2006). При этом взаимодействие с отцом в данном контексте не рассматривалось.
Цель исследования –изучить количественные и качественные характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами.
Объект исследования: эмоции детей.
Предмет исследования: выражение эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами.
Гипотеза исследования: существуют различия характеристик эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте.
2. Выявить особенности проявлений эмоций у детей при взаимодействии с отцами.
3. Описать качественные и количественные характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами и матерями.
4. Изучить взаимосвязь характеристик выражения эмоций с социально-демографическими показателями.
5. Сравнить характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Методы исследования:
1) социально-демографическая анкета;
2) оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (DyadicAffectManual, DAM);
Для обработки данных использовались такие математико-статистические методы как описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок, критерий знаковых рангов Вилкоксонадля зависимых выборок.
В рамках данной работы изучались особенности выражения эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами. Во введении нами были сформулированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования, а сообразно им подобраны методы исследования.
В первой главе нами изучались различные теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте. Мы разобрали понятие об эмоциях в российской и зарубежной психологии, изучили роль взрослого в эмоциональном развитии детей раннего возраста, изучили вопрос об исследовании выражения эмоций у взрослых и детей, а также разобрались в специфике исследований эмоции у детей в израильских семьях, а также предположительно оценили роль отца в формировании эмоционального реагирования ребенка.
Во второй главе мы дали описание организации и методов исследования, включая его эмпирическую базу, описание методов исследования и обоснования их использования в данном исследовании, процедуру исследования, а также методы математико-статистической обработки данных.
В третьей главе мы привели результаты исследования и их обсуждение. Было обнаружено, что выражения эмоций детьми при взаимодействии с отцами в этих семьях не связаны с уровнем дохода, профессией отца, не зависят от пола самого ребенка. Было показано, что эмоции и поведение детей при взаимодействии с отцами связаны с уровнем образования и возрастом отца. Позитивный тон при взаимодействии выше у детей, отцы которых имеют более высокий уровень образования. Интенсивность дезадаптивного поведения детей связана с возрастом отцов: чем старше отцы, тем меньше дезадаптивного поведения (стереотипные действия, сосание пальцев и других предметов, прикосновения к себе или объектам) демонстрируют их дети при взаимодействии и наоборот.
Оказалось, что активность и дезадаптивная активность у детей выше при взаимодействии с отцами.
Эти результаты частично подтверждают нашу гипотезу – оказалось, что возраст ребенка и уровень дохода родителей не являются значимыми факторами в их эмоциональном развитии, при этом общение с отцом, его возраст и уровень образования влияют на отдельные характеристики эмоционального развития таких детей.
Полученную информацию могут использовать психологи групп раннего развития и родители для эффективной работы, направленной на оказание помощи в эмоциональном развитии детей. Также эти результаты могут послужить отправной точкой для сравнительного изучения выражения эмоций детьми при взаимодействии с отцами и матерями и могут быть использованы для создания и модификации учебных программ по раннему вмешательству.
В первой главе нами изучались различные теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте. Мы разобрали понятие об эмоциях в российской и зарубежной психологии, изучили роль взрослого в эмоциональном развитии детей раннего возраста, изучили вопрос об исследовании выражения эмоций у взрослых и детей, а также разобрались в специфике исследований эмоции у детей в израильских семьях, а также предположительно оценили роль отца в формировании эмоционального реагирования ребенка.
Во второй главе мы дали описание организации и методов исследования, включая его эмпирическую базу, описание методов исследования и обоснования их использования в данном исследовании, процедуру исследования, а также методы математико-статистической обработки данных.
В третьей главе мы привели результаты исследования и их обсуждение. Было обнаружено, что выражения эмоций детьми при взаимодействии с отцами в этих семьях не связаны с уровнем дохода, профессией отца, не зависят от пола самого ребенка. Было показано, что эмоции и поведение детей при взаимодействии с отцами связаны с уровнем образования и возрастом отца. Позитивный тон при взаимодействии выше у детей, отцы которых имеют более высокий уровень образования. Интенсивность дезадаптивного поведения детей связана с возрастом отцов: чем старше отцы, тем меньше дезадаптивного поведения (стереотипные действия, сосание пальцев и других предметов, прикосновения к себе или объектам) демонстрируют их дети при взаимодействии и наоборот.
Оказалось, что активность и дезадаптивная активность у детей выше при взаимодействии с отцами.
Эти результаты частично подтверждают нашу гипотезу – оказалось, что возраст ребенка и уровень дохода родителей не являются значимыми факторами в их эмоциональном развитии, при этом общение с отцом, его возраст и уровень образования влияют на отдельные характеристики эмоционального развития таких детей.
Полученную информацию могут использовать психологи групп раннего развития и родители для эффективной работы, направленной на оказание помощи в эмоциональном развитии детей. Также эти результаты могут послужить отправной точкой для сравнительного изучения выражения эмоций детьми при взаимодействии с отцами и матерями и могут быть использованы для создания и модификации учебных программ по раннему вмешательству.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОТЦАМИ
(НА ПРИМЕРЕ АРАБСКИХ СЕМЕЙ ИЗРАИЛЯ)
Бакалаврская работа, клиническая психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОТЦАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОТЦАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



