АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте
1.1 Понятие эмоций в российской и зарубежной психологии......................9
1.2 Роль взрослого в развитие эмоций у детей раннего возраста...............15
1.3 Выражение эмоций на лицах: история изучения вопроса.....................22
1.4 Исследование эмоций на лицах взрослых.
1.5 Изучение выражения и распознавания эмоций у детей
1.6 Специфика исследования эмоций у детей в Израиле
1.7 Понимание роли отца в разных культурах
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1 Эмпирическая база исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Процедура исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3.Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Описательные статистики полученных данных
3.2 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и отцами
3.3 Изучение различий в интенсивности выражения эмоций между детьми и матерями
3.4 Изучение различий интенсивности эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями
3.5 Изучение взаимосвязей интенсивности выражения эмоций у детей и родителей с социально-демографическими характеристиками семей
3.6 Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, который длится с 1 года до 3 лет. Важной составляющей в развитии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности.
Изучением эмоциональной сферы ребенка раннего возраста занимались такие ученые, как А.Д. Кошелев, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Адлер. Ими доказано, что эмоциональная сфера является важнейшим регулятором деятельности ребенка. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.
Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Ребенок по-разному выражает свои эмоции, общаясь с близкими и чужими людьми. Особо значимо для ребенка и видно невооруженным взглядом проявление эмоций на лице ребенка при общении с близкими значимыми взрослыми.
Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка в раннем возрасте и в его взаимодействии со средой. Кроме того, согласно современному подходу к материнско-детскому взаимодействию (МухамедрахимовР.Ж.,2008), эмоциональные реакции ребенка также играют важную роль в поощрении матери для выполнения родительских функций. По мере роста ребенка роль эмоций, связанных с познавательной активностью, играет все большую роль в когнитивном развитии ребенка (Мухамедрахимов Р.Ж., 2008).
Актуальность исследования. В исследованиях эмоций у детей, проводимых в Израиле, в основном рассматривались проявления детей либо сами по себе, либо в только контексте взаимодействия с матерью (DiesendruckG., Ben-EliyahuA., 2006). При этом взаимодействие с отцом в данном контексте не рассматривалось.
Цель исследования –изучить количественные и качественные характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами.
Объект исследования: эмоции детей.
Предмет исследования: выражение эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами.
Гипотеза исследования: существуют различия характеристик эмоций и поведения детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте.
2. Выявить особенности проявлений эмоций у детей при взаимодействии с отцами.
3. Описать качественные и количественные характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами и матерями.
4. Изучить взаимосвязь характеристик выражения эмоций с социально-демографическими показателями.
5. Сравнить характеристики выражения эмоций детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Методы исследования:
1) социально-демографическая анкета;
2) оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (DyadicAffectManual, DAM);
Для обработки данных использовались такие математико-статистические методы как описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок, критерий знаковых рангов Вилкоксонадля зависимых выборок.
В рамках данной работы изучались особенности выражения эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами. Во введении нами были сформулированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования, а сообразно им подобраны методы исследования.
В первой главе нами изучались различные теоретические подходы к проблеме развития эмоций в раннем возрасте. Мы разобрали понятие об эмоциях в российской и зарубежной психологии, изучили роль взрослого в эмоциональном развитии детей раннего возраста, изучили вопрос об исследовании выражения эмоций у взрослых и детей, а также разобрались в специфике исследований эмоции у детей в израильских семьях, а также предположительно оценили роль отца в формировании эмоционального реагирования ребенка.
Во второй главе мы дали описание организации и методов исследования, включая его эмпирическую базу, описание методов исследования и обоснования их использования в данном исследовании, процедуру исследования, а также методы математико-статистической обработки данных.
В третьей главе мы привели результаты исследования и их обсуждение. Было обнаружено, что выражения эмоций детьми при взаимодействии с отцами в этих семьях не связаны с уровнем дохода, профессией отца, не зависят от пола самого ребенка. Было показано, что эмоции и поведение детей при взаимодействии с отцами связаны с уровнем образования и возрастом отца. Позитивный тон при взаимодействии выше у детей, отцы которых имеют более высокий уровень образования. Интенсивность дезадаптивного поведения детей связана с возрастом отцов: чем старше отцы, тем меньше дезадаптивного поведения (стереотипные действия, сосание пальцев и других предметов, прикосновения к себе или объектам) демонстрируют их дети при взаимодействии и наоборот.
Оказалось, что активность и дезадаптивная активность у детей выше при взаимодействии с отцами.
Эти результаты частично подтверждают нашу гипотезу – оказалось, что возраст ребенка и уровень дохода родителей не являются значимыми факторами в их эмоциональном развитии, при этом общение с отцом, его возраст и уровень образования влияют на отдельные характеристики эмоционального развития таких детей.
Полученную информацию могут использовать психологи групп раннего развития и родители для эффективной работы, направленной на оказание помощи в эмоциональном развитии детей. Также эти результаты могут послужить отправной точкой для сравнительного изучения выражения эмоций детьми при взаимодействии с отцами и матерями и могут быть использованы для создания и модификации учебных программ по раннему вмешательству.
1. Аринцина И.А, Искра Н.Н., Конькова М.Ю., Психологическое взаимодействие матерей и детей, оперированных в новорожденности // Ананьевские чтения-2005: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005», СПб., 2005.
2. Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденности в системе взаимодействия с близким взрослым // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009, №16, с. 255-260
3. Васильева А.А особенности выражения эмоций на лицах при взаимодействии детей с отцами/Магистерская диссертация – СПб,2012
4. Винникот Д.В., Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 1998. – 80 с.
5. Выготский Л.С., Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений, 6 т., М.: Педагогика, 1982, с. 416-436.
6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М., В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2008.
7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей нервной деятельности – М.: Учебная Литература, 1997.
8. Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных. – М., 2001. – 253 с.
9. Запорожец А.В., Неверович Я.З., К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии, 1974, № 4, с. 59-73.
10. Изард К., Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
11. Ильин Е.П., Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
12. Искра Н.Н. Распознавание эмоций на лицах детей раннего возраста: автореф. диссерт., СПБ, 2006, 155 с.
13. Конькова М.Ю., Выражение эмоций на лицах детей в домах ребенка в ситуации диадных отношений. – Автореф. канд. дис. СПб., 2006. – 23 с.
14. Крылов А.А., Психология. – М.: Проспект, 2005. – 744 с.
15. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
16. Леонтьев В.О., Классификация эмоций. – М.: 2001. – 180 с.
17. Мацумото Д., Психология и культура. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.
18. Мухамедрахимов Р.Ж., Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии, 1994, №6, с. 16-26.
19. Мухамедрахимов Р.Ж., Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. – 310 с.
20. Папушек Х., Папушек М., Солоед К., Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал, 2000, №3, с. 65-72
21. Большой психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996. – 568 с.
22. Психология эмоций. Тексты. // под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 288 с.
23. Рейковский Я., Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 150 с.
24. Семаго Н.Я., Диагностика базовой аффективной регуляции // Школьный психолог, 2001, № 5.
25. Сергиенко Е.А., Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. – М., 2006. – 464 с.
26. Стерн Д.Н., Дневник младенца. – М.: Издательство ЦСПА «Генезис», 2001. – 192 с.
27. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
28. Шакуров, Р.Х., Социально-психологические основы управления руководителя и педагогического коллектива. – М.: Просвещение, 1990. – 206 с.
29. Barrera М.Е., Maurer D., The perception of facial expressions by three month-old // Child Development, 1981, Vol. 52, № 3, pp. 203-206.
30. Ben Shalom D., Mostofsky S.H., Hazlett R.L., Goldberg M.C., Landa R.J., Faran Y., McLeod D.R., Hoehn-Saric R., Normal Physiological Emotions but Differences in Expression of Conscious Feelings in Children with High-Functioning Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2006, Vol. 36, №3, pp. 395-400.
31. Bilu Y., The Other as a Nightmare: The Israeli-Arab Encounter as Reflected in Children's Dreams in Israel and the West Bank // Political Psychology, 1989, Vol. 10, №3, pp. 365-389.
32. Diesendruck G., Ben-Eliyahu A., The relationships among social cognition, peer acceptance, and social behavior in Israeli kindergarteners // International Journal of Behavioral Development, 2006, Vol. 30(2), pp. 137–147.
33. Ekman P., Facial expression and emotion. Award Addresses, 1992, 679 p.
34. Fogel A., Toda S., Infant response to the still-face situation at 3 and 6 months // Developmental psychology, 1993, Vol. 29, №3, рр. 532-538.
35. Hoffman M.A., Bizman A., Attributions and Responses to the Arab-Israeli Conflict: A Developmental Analysis // Child Development, 1996, Vol. 67, pp. 117-128.
36. Tatar M., Horenczyk G., ilemmas and strategies in the counselling of Jewish and Palestinian Arab children in Israeli schools // British Journal of Guidance & Counselling, 2004, Vol. 31, №4, pp. 375-391.
37. Бресельман С., Отсутствующий отец, 2010,האבאהנעדר, ד"רסארהבריסלמן
38. Вильзер М., Отношения между детьми и отцамиבילזר.מ, יחסים ביו אבות ובניםהוצאות האוניברסיטה העברית בירושלים.
39. Вильзер М., Присутствие отца в семье, 2006 מיכה בילזר, נוכחות האב במשפחה
40. Хайми М., Личность отца – не менее важно, 2010 ד"ר מוטייחיימי, דמות אב- לאפחות חשוב,
41. Доктор Винникот, Игра настоящая ,1998, ד"ר באיינקוט. משחק המציאות