Введение 2
Глава 1. Основы политики сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности 4
1.1. Основные цели стран БРИКС в сфере международной безопасности 4
1.1.1. Россия 5
1.1.2. Бразилия 7
1.1.3. Китай 9
1.1.4. Индия 13
1.1.5. ЮАР 15
1.2. Нормативно-правовая основа сотрудничества стран БРИКС в сфере международной безопасности 17
Глава 2. Актуальные международные угрозы национальной безопасности стран БРИКС 27
2.1. Угроза терроризма 27
2.2. Незаконный оборот наркотиков 31
2.3. Угроза распространения оружия массового уничтожения 34
2.4. Экологические проблемы 38
2.5. Нелегальная миграция 42
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности 47
3.1. Проблемы сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности 47
3.1.1. Борьба с терроризмом 47
3.1.2. Борьба с наркотиками 50
3.1.3. Нераспространения оружия массового уничтожения 53
3.1.4. Экологические проблемы 55
3.1.5. Борьба с незаконной миграцией 57
3.2. Перспективы сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности 59
3.2.1. Борьба с терроризмом 59
3.2.2. Борьба с наркотиками 64
3.2.3. Нераспространения оружия массового уничтожения 69
3.2.4. Экологические проблемы 71
3.2.5. Борьба с незаконной миграцией 78
Заключение 81
Список использованной литературы 87
Актуальность. Одной из наиболее актуальных и значимых проблем современного мира является проблема международной безопасности. Под международной безопасностью понимается прежде всего миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и других субъектов международного права. В таких условиях каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.
К сожалению, XXI век стал периодом наиболее массовых вспышек терроризма и международной конфликтности. Основными угрозами международной безопасности являются – терроризм, незаконный оборот наркотиков, угроза распространения оружия массового уничтожения, нелегальная миграция, экологические проблемы и прочие. События, которые происходят в нашем мире сегодня, требуют прежде всего переоценки роли международного права и согласованного участия каждой из стран в разрешении проблем и устранении угроз международной безопасности. Сегодня перед мировым сообществом стоят новые задачи, без эффективного решения которых нельзя говорить стабильной и долговременной международной безопасности.
Важное значение в их решении имеет сотрудничество наиболее развитых государств, реализация совместных решений и совершение скоординированных действий. Одно из главенствующих мест в обеспечении международной безопасности принадлежит группе стран БРИКС в состав которой входят – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика. Прежде всего это обусловлено влиянием, которое оказывают данные государства на международное сообщество. Данное объединение выступает в качестве своеобразного инструмента построения нового многополярного мира. БРИКС – представляет собой политический орган, способствующий консолидации многополярной системы мироустройства. На протяжении нескольких лет после создания группа БРИКС уже продемонстрировала миру свою способность воздействовать на решение глобальных проблем.
Так, в связи с расширением угроз в области международной безопасности и усилением роли объединения стран БРИКС в решении глобальных международных проблем, исследование проблем и перспектив сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности представляется нам актуальным и практически значимым направлением исследования.
Объект исследования – отношения между странами БРИКС в сфере международной безопасности.
В качестве предмета анализируется характер и перспективы сотрудничества стран БРИКС в сфере международной безопасности.
Цель исследования заключается в определении современного состояния и перспектив сотрудничества стран БРИКС в сфере международной безопасности.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1) Рассмотреть основные цели стран группы БРИКС в сфере международной безопасности;
2) Проанализировать существующие договоры и декларации сотрудничества стран БРИКС в сфере международной безопасности;
3) Определить актуальные для стран БРИКС угрозы международной безопасности;
4) Рассмотреть политику каждой из стран – членов БРИКС в отношении перечисленных угроз.
5) Определить перспективы сотрудничества стран БРИКС в области безопасности.
Методология исследования. В рамках исследования использован комплекс методов, необходимых для достижения целей и решения задач, а также изучения особенностей предмета исследования. В частности, использован сравнительный и аналитический подходы, а также метод контент-анализа. С помощью метода системного подхода было рассмотрено современное состояние стран БРИКС в области международной безопасности, проанализирован текущий статус по угрозе терроризма, незаконному обороту наркотиков, киберугрозе, морскому пиратству и нелегальной миграции в странах группы. В рамках настоящего исследования проводится контент-анализ разных документов, касающихся взаимодействия стран БРИКС в области международной безопасности.
В результате контент-анализа были проанализированы разные документы стран участников БРИКС в области международной безопасности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 95 страниц.
Таким образом, нами было проведено исследование, предполагающее изучение сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности, а также выработку перспективных направлений сотрудничества по данным вопросам.
Первая глава настоящей работы была посвящена рассмотрению основ политики сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности. Были выделены основные цели страны БРИКС в сфере международной безопасности. В целом было выяснено, что деятельность стран-участников БРИКС, направленная на сохранение мира, на данный момент осуществляется в широком диапазоне – от борьбы с распространением оружия массового уничтожения до политического урегулирования международных и внутренних конфликтов. Была проанализирована нормативно-правовая основа сотрудничества стран БРИКС в сфере международной безопасности. Выяснено, что вопросы безопасности всегда были частью повестки дня сотрудничества стран БРИКС. Вопросы безопасности в сотрудничестве стран БРИКС связаны с проблемами безопасности в горячих точках мира, терроризмом, кибербезопасностью, ядерным нераспространением и ТД. Среди них стран БРИКС уделяют большое внимание на по гуманитарное вмешательство ООН и «Обязанность защищать». По таким вопросам, как Ливия и Сирия, страны БРИКС в большинстве случаев придерживались той же или аналогичной позиции. Однако, помимо некоторых общих заявлений, страны БРИКС еще не выдвинули более конкретных решений по этим вопросам.
Основными актуальными международными угрозами национальной безопасности стран БРИКС являются – терроризм, незаконный оборот наркотиков, угроза распространения оружия массового уничтожения, экологические проблемы, нелегальная миграция и прочие.
Выяснено, что терроризм по сути является общей проблемой для всех стран группы БРИКС, Каждая из стран БРИКС в той или иной степени является жертвой терроризма. Россия, Индия и Китай особо подвержены террористическим атакам. Так, для этих трех странах угроза терроризма наиболее актуальна, в них имеются целые регионы с повышенной террористической активностью и функционируют организационные террористические сообщества.
Сегодня незаконный оборот наркотиков является общей проблемой для всех стран группы БРИКС. Каждая из стран, входящая в состав группы БРИКС так или иначе страдает от незаконного оборота наркотиков. В первую очередь это связано с соседством с ведущими странами-производителями тех или иных наркотических веществ. В связи с этим большинство стран группы являются основными транзитерами наркотических препаратов. Даже несмотря на то, что производство наркотиков распространено не везде, каждая из стран подвержена росту их потребления, транзиту через свою территорию. Более того, все страны группы БРИКС и даже Китай не являются в полной мере успешными в отношении процедур изъятия наркотиков.
Угроза распространения оружия массового уничтожения является глобальной общемировой проблемой XXI века. Прежде всего необходимо отметить, что на сегодняшний день для стран БРИКС угроза распространения оружия массового уничтожения в основном связана с распространением ядерного оружия соседних странах. С этой точки зрения, угроза распространения оружия массового уничтожения наиболее актуальный для России, Индии и Китая.. Несмотря на то, что решением данной проблемы мировое сообщество занимается уже на протяжении более полувека, сегодня она приобретает совершенно новое и более серьезное звучание.
Экологические проблемы являются общей проблемой для стран БРИКС. Экономическое развитие стран БРИКС происходит быстро, но потребление энергии и загрязнение окружающей среды являются серьезными проблемами. Экологическая ситуация и деятельность стран группы БРИКС в отношении охраны окружающей среды имеют первостепенное значение не только для развития их самих, но и для планеты в целом. Осознавая всю серьезность экологических проблем, от локального до глобального уровня правительства стран группы БРИКС активно работают над решением проблем не только экономического роста и борьбы с бедностью, но и над проблемами улучшения состояния окружающей среды.
В целом, миграционные проблемы являются общими для стран группы БРИКС. Прежде всего они имеют общие причины возникновения, существования и развития, а также схожие сопутствующие проблемы недовольства среди местного населения. Решение миграционных проблем сегодня является одной из приоритетных и первостепенных задач, поскольку ни одна из стран группы БРИКС до сегодняшнего дня не смогла выработать эффективный механизм регуляции процессов миграции, а также ее качественного и правового использования.
Различия в интересах безопасности между странами БРИКС затрудняют согласование государствами-членами сотрудничества по различным вопросам безопасности. Эти разногласия также привели к проблемам сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности со внешними стратегиями и национальными сильными сторонами. Каждая страна БРИКС обладает большим потенциалом для участия в управлении глобальной безопасностью, и между ними существуют двусторонние или трехсторонние сотрудничества в некоторых областях безопасности, которые закладывают хорошую основу для сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности. Кроме того, страны БРИКС могут следить за механизмом сотрудничества ШОС в области безопасности, совершенствовать правовую систему и укреплять сотрудничество в области международной безопасности с военной, дипломатической, технологической и экономической точек зрения.
Борьба с терроризмом на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений стран группы БРИКС в рамках обеспечения международной безопасности. Но различия в уровне террористических угроз, с которыми сталкиваются все страны, в определенной степени объясняют необходимость их разногласий в принятии контртеррористических мер. Из-за таких факторов, как географические барьеры, не только уровень террористических угроз различен, но и источники террористических угроз, с которыми сталкивается Бразилия, отличает страны БРИКС друг от друга. Кроме того, в геополитических отношениях Евразии, индийская контртеррористическая повестка дня также сталкивается со многими факторами давления и препятствиями. Россия и Китай активно ограничивали поддержку заявлений Индии о борьбе с терроризмом. Эти разногласия привели к трудностям БРИКС в борьбе с терроризмом. Однако, в рамках борьбы с терроризмом страны группы БРИКС на сегодняшний день создали все условия и обеспечили возможность для устранения данной проблемы. Страны БРИКС могут использовать военное, техническое и экономическое сотрудничество для борьбы с терроризмом.
Борьба с оборотом наркотиков также является одной из приоритетных задач в рамках обеспечения международной безопасности. По-прежнему существуют проблемы, которые необходимо решить в обеспечении сотрудничества по борьбе с наркотиками. Такие как проблемы координации интересов стран БРИКС в сотрудничестве по борьбе с наркотиками. Механизм антинаркотического сотрудничества не является совершенным и сотрудничество правоохранительных органов невысоко. Страны БРИКС могут углубить сотрудничество в борьбе с наркотиками через три аспекта: совершенствование правовой основы сотрудничества между странами БРИКС в борьбе с наркотиками, укрепление механизма сотрудничества в борьбе с наркотиками и создание совместного механизма операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Вопрос о нераспространение массового уничтожения. Различия в интересах безопасности превзошли существующие договоренности о политической безопасности: будь то Китай, Россия, Индия или IBSA, было невозможно создать единую основу, объединяющую интересы безопасности между странами. Наложение и интеграция существующих групп трехсторонних соглашений и связанных с ними интересов безопасности не могут привести к формированию единого фонда интересов безопасности в странах БРИКС. В целях укрепления сотрудничества в области распространения оружия массового уничтожения страны БРИКС могут исходить из следующих аспектов: Во-первых, Страны БРИКС могут совместно разрабатывать и предоставлять публичные продукты нераспространения. Во-вторых, организовать сотрудничество в области экспортного контроля нераспространения. В-третьих, сотрудничество в области терроризма будет оставаться в центре внимания.
Углубление природоохранного сотрудничества является важным способом для стран БРИКС в будущем решать экологические проблемы. Однако геополитическая удаленность и экономическая неопределенность в какой-то мере ограничивают экологическое сотрудничество стран БРИКС. Перед лицом таких проблем, как недостаточные гео-экологические связи, конкурентные разногласия и неопределенная экономическая среда, мы должны углубить экологическое сотрудничество должно укрепляться, чтобы искать общие позиции, сохраняя при этом различия и уделять приоритетное внимание поощрению общих интересов стран БРИКС. Экологическое сотрудничество включает в себя укрепление строительства зеленой инфраструктуры, содействие передаче экологических технологий, создание эффективной платформы для сотрудничества в области охраны окружающей среды и поиск новых моделей сотрудничества.
Что касается международная миграция, то между этими пятью странами в этой области существует меньше связей. В основном это связано с географическим расстоянием стран БРИКС, особенно Южной Африки и Бразилии, которые географически удалены от других трех стран. Кроме того, проблемы сотрудничества стран БРИКС в борьбе с незаконной миниграцией в основном связаны с трудным затруднительным положением для нелегального иммиграционного управления. Для укрепления сотрудничества стран БРИКС в борьбе с незаконной миграцией нам видятся следующие: правительства пяти наций имеют конструктивное отношение к решению различных проблем, которые могут возникнуть. Они могут вести переговоры или вести переговоры или достигать консенсуса на этой основе и определять их в форме совместных деклараций, меморандумов о договоренности или соглашений для разъяснения двустороннего или многостороннего сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией.
1.Декларация и план действий, принятые по итогам III саммита БРИКС г. Санья, о. Хайнань, Китайская Народная Республика 14 апреля 2011 г..– URL: http://www.kremlin.ru/supplement/907
2.Делийская декларация, принятая по итогам IV саммита БРИКС 29 марта 2012 г.– URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1189
3. Декларация и план действий, принятые по итогам V саммита БРИКС в г. Дурбан, Южно-Африканская Республика 27 марта 2013 г.– URL: http://civicbrics.ru/upload/iblock/ee5/ee585951f8b640ed0bad0ca92265b693.pdf
4. Декларация и план действий, принятые по итогам VI саммита БРИКС в г. Форталеза, Федеративная Республика Бразилия 15 июля 2014 г.– URL:https://www.socionauki.ru/almanac/noo21v/number_3/3_6.pd
5.Декларациягоа, принятая в рамках VIIIсаммита БРИКС 16 октября 2015 г, Гоа Индия – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5139
6. Итоговый документ Всемирного саммита ООН 2005 года «Обязанность защищать».– URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005
7. Совместное заявление руководителей миграционных ведомств стран БРИКС – Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской республики от 8 октября 2015 г.Договор о нераспространении ядерного оружия. – URL: https://гувм.мвд.рф/upload/site1/document_file/sovmestnoe_zayavlenie_BRICS.pdf
9. Уфимская декларация, принятая в рамках VII саммита БРИКС 9 июля 2015 г.– URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/YukPLgicg4mqAQIy7JRB1HgePZrMP2w5.pdf
10.Политика Китая в отношении сотрудничества в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе 中国的亚太安全合作政策 // информационная служба государственного совета КНР – URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1539907/1539907.htm.
11.Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, 14 июня 2001 года. -URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3405
12.Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, (Екатеринбург, 16 июня 2009 Г.) -URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye-pravovye-akty/konvenciya-shanhayskoy-organizacii.html
13.Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам" (подписан в г. Пекине 19.06.1992) -URL: http://docs.cntd.ru/document/1901090
14.Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче (Москва, 26 июня 1995 г.) -URL: http://docs.cntd.ru/document/1901091
15. Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности, Екатеринбург, Россия, 16 июня 2009 года– URL: http://www.kremlin.ru/supplement/61
16. Ключевые проекты модели ГЧП для развития традиционной инфраструктуры 传统基础设施领域推广PPP模式重点项目-- URL:http://www.360doc.com/content/16/0922/14/20536201_592780184.shtml##2
17. Циркуляр по дальнейшему содействию сотрудничеству между правительством и социальным капиталом в секторе государственной службы 关于在公共服务领域深入推进政府和社会资本合作工作的通知-- URL:https://wenku.baidu.com/view/71970169f342336c1eb91a37f111f18583d00c88.html
18. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция) -- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/
19. Руководство КНР представило концепцию регионального сотрудничества в сфере безопасности [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. – URL: https://riss.ru/analitycs/38296/
20. «Си Цзиньпин выступил с важной речью в Национальном университете Сингапура, подчеркнув важность укрепления международного сотрудничества для создания лучшего дома в Азии» 《习近平在新加坡国立大学发表重要演讲———强调携手开创全方位合作新局面,共建亚洲美好家园》// « ежедневная газета освобождения» 8 ноябр 2015г
21. Ван И, Новая эра внешней политики Китая中国外交政策新时代 -URL: http://cn.chinausfocus.com/foreign-policy/20171221/24322.html.
22. БРИКС как новый игрок в сфере международной безопасности // Российский совет по международным делам. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/briks-kak-novyy-igrok-v-sfere-mezhdunarodnoy-bezopasnosti/?sphrase_id=1064837
23. В Пекине открылись курсы подготовки миротворческих сил ООН. – URL: http://russian.cri.cn/3060/2016/11/16/1s592167.htm.
24. Рота Казахстанских миротворцев отправилась в Центр подготовки ООН в Индии. – URL: http://abctv.kz/ru/last/rota-kazahstanskih-mirotvorcev-otpravilas-v-centr-podgotovk.
25. Martynov B.F. BRICs: cooperation perspectives in the international security sphere [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ipea.gov.br/bric/textos/100409_BRICMartynov1.pdf
26. Global terrorism Index2017. Institute for Economics and Peace.Режимдоступа:http://visionofhumanity.org/app/uploads/2017/11/Global-Terrorism-Index-2017..
27. Моди призвал пять стран укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом.莫迪呼吁五国集团加强合作,打击恐怖主义。Режимдоступа:http://world.huanqiu.com/exclusive/2016-10/9559492.html.
28. Global terrorism Index2015. Institute for Economics and Peace.Режимдоступа: http://economicsandpeace.org/report/2015-global-terrorism-index/.
29. Угроза ДАИШ позволит России «Кровь течет в реку». IS威胁将让俄罗斯“血流成河”Режимдоступа:http://news.sina.com.cn/w/2015-11-14/doc-ifxkrwks3900025.shtml.
30. Доклад о состоянии наркотиков в Китае 2017 года《2017年中国毒品形势报告》Режим доступа: http://www.360doc.com/content/18/0327/00/53902672_740475673.shtml.
31. .Наркотики - самая большая проблема безопасности в Бразилии《毒品是巴西最大的安全问题》Режим доступа: http://www.br-cn.com/news/br_news/20150917/51579.html.
32. .ООН: Россия занимает первое место в мире по потреблению героина // DAL.by. 2011. 12 декабря. -URL: https://rg.ru/2009/10/22/geroin-anons.html
30.Героин - сильнейшая зависимость и последствия. Режим доступа: https://netnarkotiki.ru/entsiklopediya-narkotikov/opiaty/heroin.html.
33. Бразильское злоупотребление наркотиками чрезвычайно серьезное《巴西毒品泛滥极其严重》Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1565160653556725&wfr=spider&for=pc.
34. DrugAddictioninIndiaРежим доступа: http://alcoholrehab.com/drug-addiction/drug-addiction-in-india/.
35. .Martynov B.F. BRICs: cooperation perspectives in the international security sphere [Электронныйресурс]. – URL: http://www.ipea.gov.br/bric/textos/100409_BRICMartynov1.pdf (дата обращения 06.04.2018).
36. .Ядерные страны《核国家》 [Электронный ресурс]. – URL:https://wenku.baidu.com/view/218df7f0650e52ea541898be.html
37. .Ядерная тема и БРИКС // Российский совет по международным делам. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yadernaya-tema-i-briks/.
38. Проблемы экологии в России, 07 февраля 2016– URL: https://ecoportal.info/problemy-ekologii-v-rossii/
39. Национальная стратегия устойчивого развития с планом действий на 2011-2014 годы (НСУР-1)-URL: https://www.environment.gov.za/sites/default/files/docs/sustainabledevelopment_actionplan_strategy.pdf
40. Россия - в лидерах по масштабам трудовой миграции– URL:http://www.vbisnese.ru/content/1/466.
41"Em 10 anos, número de imigrantes aumenta 160% no Brasil, diz PF". За 10 лет число иммигрантов в Бразилии увеличилось на 160%G1. Retrieved 16 November 2017А . – URL:http://g1.globo.com/mundo/noticia/2016/06/em-10-anos-numero-de-imigrantes-aumenta-160-no-brasil-diz-pf.html
42. Более 20 миллионов нелегальных иммигрантов, въезжающих в Индию 2000多万非法移民进入印度– URL:http://world.huanqiu.com/roll/2010-05/814342.html.
43. United Nation (1997) Third and fourth periodic reports of States parties. Committee on the elimination of discrimination against women. 1 April. -URL: http://www.un.org/esa/gopher-data/ga/cedaw/17/ country/Bangladesh/C-BGD3-4.EN .
44. Global terrorism Index2017. Institute for Economics and Peace.Режимдоступа:http://visionofhumanity.org/app/uploads/2017/11/Global-Terrorism-Index-2017..
45. Sullivan, Mark P.; Beittel, June S. Latin America: Terrorism Issues // Current Politics and Economics of South and Central America, December 15, 2016 Режимдоступа: https://www.questia.com/library/journal/1P3-3492293361/latin-america-terrorism-issues
46. ElizabethSidiropoulos, “India and South Africa as Partners for Development in Africa?”, Chatham House, Briefing Paper, March 2011. -URL: https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/public/Research/Africa/bp0311_sidiropoulos.pdf
47. .Ashok Sajjanhar, “BRICS,BIMSTEC, and Anti - Terrorism: What Did India Accomplish?”, inThe Diplomat,October 25,2016. -URL: Https://thediplomat.com/2016/10/brics-bimstec-and-anti-terrorism-what-did-india-accomplish/
48. Dmitriy Frolovskiy, “What’s Behind Russia’s Rapprochement with Pakistan?”,in The Diplomat,May 14,2016. -URL:https://thediplomat.com/2016/05/whats-behind-russias-rapprochement-with-pakistan/
49. .Press Information Bureau, Government of India,Prime Minister’s Office,“BIMSTEC Leaders ’Retreat 2016 Outcome Document”,October 17,2016. -URL:http://www.pmindia.gov.in/en/news_updates/bimstec-leaders-retreat-2016-outcome-document/
50. Tom Sauer, “The Emerging Powers and the Nuclear Non - Proliferation and Disarmament Regime”, EGMONT Royal Institute for International Relations, Security Policy Brief, September 2011. -URL : http://www.egmontinstitute.be/the-emerging-powers-and-the-nuclear-non-proliferation-and-disarmament-regime/
51. Sverre Lodgaard, Nuclear Disarmament and Non - Proliferation: Towards a Nuclear - Weapon - Free World? London and New York: Routledge, 2011, p. 25.
52. Shubhajit Roy, “BRICS Summit: Brazil Softens on India’s NSG Bid”, The Indian Express, October 18, 2016 . -URL : http://indianexpress.com/article/india/india-news-india/brics-summit-brazil-softens-on-indias-nsg-bid-3088521/
53. «2017 World Economic Outlook» URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/02/weodata/index.aspx
54. Состоялось Третье совещание Рабочей группы по борьбе с наркотиками БРИКС 第三届金砖国家禁毒工作组会议召开 Китайский антинаркотический центр – URL: http://www.legaldaily.com.cn/gsjdw/content/2017-08/17/content_7284406.htm?node=8298
55. Нарендра Моди призвал БРИКС объединить усилия в борьбе с коррупцией и терроризмом, 16 октября 2016г -URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3708568.
56. Выступление Министр иностранных дел Ван Ии КНР О «достижение денуклеаризации полуострова , поддержание мира и стабильности на полуострове» 坚持实现无核化目标维护半岛和平与稳定 на Заседание Совбеза ООН по ядерному испытанию КНДР , 28 Апрели 2018г -URL : http://www.360doc.com/content/17/0501/21/8475909_650152934.shtml
57. Первая официальная встреча министров окружающей среды стран БРИКС пройдет в 2015 г. в Москве– URL: http://www.oilru.com/news/435851/
58. Глава Минприроды РФ проведёт первую официальную встречу министров окружающей среды стран БРИКС в Москве, 22 апреля 2015 г–URL:http://eco-firm.ru/09.04.2015-glava-minprirodyi-rf-provedyot-pervuyu-oficzialnuyu-vstrechu-ministrov-okruzhayushhej-sredyi-stran-briks-v-moskve.html
59. Банк БРИКС 18 июля выпустит первые "зеленые бонды" на 3 миллиарда юаней -- URL:https://ria.ru/economy/20160712/1464485966.html
60. Незаконный оборот наркотиков [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unodc.org/unodc/ru/drug-trafficking/index.html
61. Медведев Д.А Страны БРИКС: общие цели – общие действия [Электронный ресурс] // Ведомости. – 2010. – URL? http://www.ukrrudprom.com/digest/Strani_BRIK_Obshchie_tseli__obshchie_deystviya.html .
62. Гололобов Д. Между Сталиным и Страсбургом: как победить терроризм в XXI веке [Электронный ресурс] // Московский центр. – URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=62192 .
63. Опыт Индии в борьбе с наркоманией. Справка // Новостной Интернет-портал «RIA-новости». – URL: https://ria.ru/beznarko_help/20111111/486386499.html .
64. Доклад БРИКС по итогам председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах. – Москва, 2016. – 89 с.
65. Ся Липинг Индия Ядерная политика и ядерная стратегия 论印度核政策与核战略// Южноазиатские исследования vol 2. 2017
66. Толовая Г.Д. Россия и БРИКС. Перспективы и возможности // Стратегия России. – 2015. - № 5. – С. 8-14.
67. Михайлов Н.Н. Страны БРИКС и межцивилизационный диалог // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. – М.: РУДН, 2013. – С. 409-428.
68. Семячкин А.А Индия в системе международных отношений: проблемы и перспективы // Мир и политика. – 2013. - № 2. – С. 98-104.
69. Лихачев К.А. Особенности развития терроризма в Республике Индии во второй половине ХХ века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. 2011. № 1 (19). c. 78 – 79
70. Лю Хэцин Текущая ситуация в области экологического сотрудничества в странах 金砖国家环境合作现状// Журнал Чжэнчжоуского института управления авиационной промышленностью V01.33 No.5 Oet.2015
71. Ли Конг, О проблемах иностранного иммиграции из Китая 浅谈我国外来非法移民问题 // Политический и юридический форум No.6 2015
72. Ван Сяобо, Иммиграция из России: статус-кво, проблемы и политические размышления 俄罗斯外来移民: 现状,问题与政策思考 // Общественные науки в Хэйлунцзяне No.6 2015 (дата обращения 06.04.2018)
73. Дэн Ли, Северокорейская ядерная проблема朝核问题// Дипломатический обзор№ 4. -2016 с 42
74. Ван Сяобо, Иммиграция из России: статус-кво, проблемы и политические размышления 俄罗斯外来移民: 现状,问题与政策思考 // Общественные науки в Хэйлунцзяне No.6 2015
75. Ли Кайцзе Сотрудничество и развитие экологических проблем в странах БРИКС金砖国家环境议题的合作与发展 // Международное экономическое сотрудничествоIEC, NO.8, 2017 с15-17
76. Астахов Е.М. БРИКС: перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. – 2016. - № 4. – С. 42-50.
77. Бевеликова Н.М. БРИКС: Правовые особенности развития // Журнал российского права. – 2015. – С.110-123.
78. Бойко Ю., Севериков В., Иванова М. Россия и Китай в системе международной безопасности // Обозреватель. – 2008. - № 4. – С. 20-28.
79. Борзова А.Ю Подходы Бразилии к проблемам национальной и региональной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2014. - № 14. – С. 54-57.
80. Виноградов А.В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Сборник статей под редакцией В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. – М.: РУДН, 2013. – С. 47-52.
81. Гамерман Е.В. Перспективы развития российско-китайских отношений в сфере международной безопасности // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия. Сборник Восточного Центра. – 2017. - № 19. – С. 28-30.
82. Марусин И.С. БРИКС и перспективы создания новой системы международной безопасности // Правовые аспекты БРИКС. – 2011. - № 4. – С, 54-58.
83. Михайлов Н.Н. Страны БРИКС и межцивилизационный диалог // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. – М.: РУДН, 2013. – С. 409-428.
84. Ноева А.В. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности // Молодой ученый. – 2017. - № 45. – С.45-48.
85. Ван Лэй, Актуальность интересов безопасности между странами БРИКС и перспектива сотрудничества в области безопасности 金砖国家间安全利益的关联与安全合作前景 // Journal of Latin American Studies Vol. 39 No. 4 Aug 2017.
86. Daniel Flemes,“India - Brazil - South Africa ( IBSA) in the New Global Order: Interests,Strategies and Values of the Emerging Coalition”,in International Studies,Vol. 46,No. 4,2009,pp. 401 - 42
87. DavidBrewster, India’s Ocean: The Story of India’s Bid forRegional Leadership, London and NewYork: Routledge, 2014 -p. 95.