Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 11
1.1. Теории мотивации в концепции управления персоналом 11
1.2. Сущностные подходы к определению стимулирование персонала 22
1.3. Стимулирование труда работников в системе образования 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 38
2.1. Общая характеристика ГОУ СОШ №854 38
2.2. Анализ состояния персонала организации 44
2.3. Диагностика трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом работников учреждения 54
2.4. Основные проблемы и факторы влияния на работу системы управления кадрами организации 71
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 76
3.1. Мероприятия по стимулированию персонала ГОУ СОШ №854 76
3.2. Мероприятия, направленные на развитие педагогических кадров 79
3.3. Расчет социальной эффективности 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 97
Актуальность темы исследования. Из экономической теории известно, что рабочая сила, то есть работники организации, являются фактором производства, от эффективности использования которого зависят конечные результаты деятельности всей организации. Так от величины оплаты труда работников зависят издержки организации, а от уровня квалификации работников и их ответственности за качество своей работы репутация услуг, а, следовательно, уровень его конкурентоспособности, имидже и статусе. Поэтому вопросы, связанные с повышение эффективности системы мотивации персонала в организации приобретают все большую актуальность.
При этом необходимо отметить, что если на производственных предприятиях персонал непосредственно не общается с покупателями и заказчиками предприятия, то в сфере образовательных услуг наиболее активное общение осуществляют как раз непосредственные исполнители. Поэтому организация труда в образовательных организациях является не только фактором качественного и достойного уровня жизни педагогических работников, но фактором уровня образования школьников.
Исходя из этого, стратегией и тактикой решения этой проблемы являются мотивация трудовой деятельности персонала организации.
Цель исследования - на основе изучения теоретических аспектов системы стимулирования, провести анализ существующей системы стимулирования в образовательном учреждении и предложить мероприятия, направленные на ее совершенствование.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что учебновоспитательный процесс в образовательном учреждении приобретет эффективно управляемый характер, при наличии действенной системы стимулирования, которая способствует развитию профессиональных компетенций работников.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
- изучить и проанализировать теоретические аспекты создания системы стимулирования в организации;
- рассмотреть ь виды и методы мотивации и стимулирования;
- оценить практику стимулирования в образовательном учреждении;
- разработать практический материал, необходимый руководителям школьных учреждений для осуществления системы стимулирования труда педагогического состава.
Объект исследования - ГОУ СОШ №854.
Предмет исследования - система стимулирования ГОУ СОШ №854.
Исследованию состояния, проблем оплаты труда, ее влияния на уровень и качество жизни посвящены работы В.Н. Бобкова, Н.А. Волгина, Б.В. Ракитского, Л.А. Костина, Ю.П. Кокина, А.Л. Жукова, В.Ф. Манера, Г.А. Яременко, Д.Г. Черника, Е.Д. Катульского, И.В. Ильина, Д. Линдсей, М. Коррела, М. Элберта и др.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, наблюдение и анализ процессов, происходящих в образовательном учреждении, психологическое тестирование, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и другие), изучение документации учреждения.
Работа написана на основе нормативных документов. В работе использованы труды таких авторов, как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, К.Ю. Белая, Ю.К. Бобанский, Денякина Л.М. и др., а также справочные материалы и документация ГОУ СОШ №854.
Цели и задачи данного исследования обусловили структуру работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы системы мотивации и стимулирования труда работников.
Во второй главе проведен анализа действующей системы стимулирования персонала на примере ГОУ СОШ №854. Анализ проведен по следующим направлениям: анализ организационной структуры, анализ состояния трудовых ресурсов учебного заведения, анализ мотивации и стимулирования персонала.
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию системы стимулирования педагогического состава ГОУ СОШ №854.
В заключение дипломной работы подведены итоги проделанной работы.
Проведенное исследование подтвердило актуальность темы работы и позволило сформулировать следующие выводы.
Мотивационная политика определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.
В ходе проведенного исследования были изучены основные методы оплаты и стимулирования труда сотрудников на примере ГОУ СОШ №854.
В процессе проведенного исследования было установлено:
1. В компенсационный пакет работников ГОУ СОШ №854 входят основная заработная плата, дополнительная заработная плата, премия, оплачиваемый отпуск и прочие выплаты.
2. Проведенное исследование существующей системы стимулирования в организации дает понять, что все наиболее распространенные элементы организационного стимулирования нашли свое применение в рамках исследуемой организации - некоторые программы полностью реализованы (программы медицинского обслуживания, отчисления в пенсионный фонд), некоторые еще находятся в стадии реализации. Существуют также программы, которые еще не получили своего распространения в рамках исследуемой организации и требуют пристального внимания руководства (программы обучения).
3. Большинство работников ГОУ СОШ №854 не удовлетворены своей работой. Основные причины неудовлетворенности, которые они называли:
• несоответствие оплаты прилагаемым усилиям;
• нехватка ощущения сопричастности к общему делу, значимости работы для ГОУ СОШ №854;
• несовершенство системы вознаграждений;
• недостаточно возможностей для повышения квалификации и карьерного роста.
Таким образом, проанализировав уровень удовлетворенности работников сферы образования системой материального и нематериального стимулирования, можно сделать вывод, что для наращивания эффективности их труда, а следовательно, и качества оказываемых образовательных услуг, руководству ГОУ СОШ №854 следует регулярно разрабатывать и последовательно реализовывать конкретные мероприятия, содействующие повышению мотивации и качества трудовой деятельности работников всех категорий учреждения данной сферы.
На устранение основных недостатков организации системы мотивации и стимулирования труда педагогов направлены на устранение следующие рекомендации:
- следует учитывать качество знаний по предмету только по результатам административного мониторинга;
- исключить из положения о стимулирующих выплатах пункт 6.2 «динамика посещаемости», так контроль за посещаемости входит в должностные обязанности классного руководителя;
- ввести в систему информационного обеспечения деятельности Комиссии по назначению баллов дополнительного источника информации в виде «Экрана трудового участия педагогов» и публичное оглашение результатов начисления.
Дальнейшее развитие кадрового потенциала ГОУ СОШ №854 предполагает совершенствование системы профессионального развития кадров.
1. Агранович М. Л. Индикаторы в экономике и управлении образованием // Экономика образования. - 2015. - № 4. - С. 88-104.
2. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - Н. Новгород : НИМБ, 2015.
3. Колот А. М. Мотивация персонала. - М.: Сфера, 2014.
4. Кормилин В. А. Положение о материальном стимулировании ННС при оценке качества и объема выполняемой работы. - Томск : Изд-во ТУСУР, 2013. -110
5. Озеров Г.М. Стратегия организации: от корпоративных намерений к плану действий. // Управление персоналом. № 4. - 2016. - с. 46-50.
6. Пушкарев Н.Ф., Тоицкая Е.В. Практикум по кадровому менеджменту. М.: Финансы и статистика, 2014.
7. Резник С.Д., Соколов С.Н., Удалов Ф.Е., Бондаренко В.В. Персональный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2014.
8. Ричард Л. Дафт. Менеджмент / Пер. с англ. В. Вольского и др. ; Под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2014.
9. Соломандина Т. О. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). //Журнал «Управление персоналом», 2014.
10. Стадник А. Оценка персонала. М.: ООО «Бегин групп», 2014.
11. Травин В. В. Менеджмент персонала предприятия / В. В. Травин, В. А. Дятлов. - М. : Дело, 2015.
12. Управление персоналом организации / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2015.
13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013.
14. Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях. М.: Олимп-Бизнес, 2014.
15. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала - М.: ГроссМедиа, 2014.
...