Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль Британского совета во внешней политике Великобритании на современном этапе

Работа №123504

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. История создания Британского совета и основные этапы развития деятельности 18
§ 1.1 Предпосылки создания Британского совета 18
§ 1.2 Правовые основы Британского совета 29
§ 1.3 Британский совет как институт внешней политики Великобритании 36
Глава II. Деятельности Британского совета в современных условиях 50
§2.1 Искусство и Британский совет 50
§ 2.2 Образование и Британский совет 65
§ 2.3 Общественная деятельность и Британский совет 75
Заключение 86
Список использованной литературы и источников


Современная система международных отношений всегда находится в состоянии движения, предпринимая попытки приспособиться к новым условиям, которые ей диктует общество. Новые вызовы и угрозы требуют повышения уровня взаимодействия мировых держав. Таким образом, можно говорить о формировании нового мирового порядка, где есть место такому понятию как «многополярность» в международных отношениях. Принимая во внимание разнообразие политических порядков, экономических, а самое главное, культур как в одной стране, так и по всему миру, сегодня на передний план выходит международное культурное взаимодействие стран, в качестве фактора повышения доверия между государствами.
Культурные связи приобретают все большее значение и становятся инструментами для ведения международной политики. Безусловно, данная тенденция не нова для международных отношений, многие страны начиная с XX века отмечали, что культурный фактор во внешней политике страны может также способствовать успешной деятельности государства на мировой арене наравне с дипломатическими и политическими методами. Франция стала первооткрывателем в этой области, проследив взаимосвязь между культурным влиянием за рубежом и политическими мотивами. Бывшие метрополии во второй половине XX века столкнулись с проблемой отсутствия прежнего контроля над бывшими подмандатными территориями, а это, в свою очередь подтолкнуло их к осознанию, что грамотная внешняя культурная политика, способна во многом не только наладить отношения, но и укрепить их, порой даже более эффективными и быстрыми способами, нежели другие инструменты внешней политики.
Поэтому вполне объясним тот факт, что в 1934 году под эгидой Министерства Иностранных Дел Великобритании была создана организация, которая сейчас известна как Британский совет. Основной целью организации является распространение британской культуры и языка по всему миру. Стоит отметить, что данная организация провозглашалась как независимая общественная организация, хотя де-факто имела прямую зависимость от правительства Великобритании. Следовательно уместно будет утверждать, что Великобритания, являвшаяся самым крупным из когда-либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех обитаемых континентах вплоть до окончания Второй мировой войны, еще в начале XX века столкнулась с проблемой роста национализма на подконтрольных территориях. Нежелание отдавать власть и терять контроль над странами, а также необходимость приспосабливаться к реалиям современного, на тот момент, мира, можно сказать вынудило Соединенное Королевство пересмотреть своею политику в отношении вопроса колониализма и в дальнейшем частично перенести отношения уже с бывшими подмандатными территориями из политического дискурса в культурное взаимоотношение.
Необходимо отметить, что и по сей день Великобритания ставит культурную политику наравне с другими политическими методами, поддерживая большое количество инициатив в данной области, направленных на укрепление отношений со станами по всему миру. Деятельность Британского Совета является одним из самых ярких примеров того, как Великобритания демонстрирует силу своей идеологии и культурной дипломатии. Существует несколько причин, почему его работу можно считать неотъемлемой частью современной и сложной внешней политики Великобритании. Британская внешняя политика и дипломатия всегда концентрировались на продвижении непосредственно британских интересов и выполнении долгосрочных обязательств за пределами государства.
Такая сплоченность и разнообразие методов оказывает эффективное влияние на политический курс страны, на взаимоотношения с ее партнерами, а также на имидж самой Великобритании как государства забоявшиеся о гуманитарных, культурных и социальных сторон жизни не только своего населения, но и людей из разных стран и государств.
В силу нового положения Англии в условиях Брекзита, тема данной работы является весьма актуальной, так как ставит перед Правительством страны определенные вопросы в области международного культурного взаимодействия, которые касаются необходимости перестройки работы Британского совета, изменений в его отношениях не только с самим Правительством, но и с зарубежными партнерами и т.д.
Объектом исследования является внешняя культурная политика Великобритании в современной системе международных отношений. Предметом исследования является деятельность Британского совета , ее особенности, направления и принципы организации в осуществлении внешней культурной политики Великобритании.
Цель данной работы - определение роли Британского Совета во внешней культурной политике Великобритании.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи данного исследования:
• Рассмотреть причины появления Британского совета как специфической общественной организации в сфере международного культурного сотрудничества;
• Охарактеризовать и проследить эволюцию взаимоотношений правительства Великобритании и Британского совета;
• Выявить специфику управления и деятельности Британского совета в современных политико - культурных условиях;
• Выявить основные направления общественной и культурной деятельности организации;
• Определить роль Британского совета в культурной политике Великобритании за рубежом.
Методологическая база исследования опирается на несколько теорий и концепций: цивилистическая теория, которая подразумевает под собой описание процесса в исторических рамках, с целью обобщения происходящих событий по определенным выявленным признакам. Данная концепция прослеживается и используется в работе Арнольда Тойнби «Постижение истории», в которой он определил роль культурно-исторического процесса в системе международных отношений, как борьбу цивилизаций различного культурного типа. Освальд Шпенглер также стремился к упорядочиваю исторического прошлого и в своем труде «Закат Европы», в которой он пытается указать, что европейская цивилизация является лишь одной из многих других цивилизаций, поэтому она не имеет никакого интеллектуального превосходства над другими цивилизациями других стран. Говоря о цивилистической концепции также стоит отметить работу Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций», в которой он определил фундаментальный характер цивилизационных противоречий по сравнению с политическими и экономическими в международных отношениях. В связи с тем, что тема данной работы весьма тесно переплетена с таким понятием, как «мягкая сила», то далее следует упомянуть концепция «мягкой силы» Джозефа Ная, которая также входит в методологическую основу данного исследования. Основной смысл данной концепции - это идея о том, что язык и культура страны («мягкая сила»), которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияет так или иначе и на мировую политику и может стать мощным инструментом во внешней политике.
Важные заключения для данной работы является книга Элвиса Тоффлера «Третья волна», которая также содержит в себе концепцию постмодернистского общества и посвящена тому, что даже в современный период, когда весь мир погружен в экономические кризисы, проблемы международного и глобального характера, связанные с окружающей средой, взаимоотношениями государств на международной арене и т.д., все это не означает закат человечества. В качестве волны Тоффлер имеет в виду опресненный рывок в науке и технике, который способен привести к глубинным сдвигам в жизни общества. Такие волны имеют несколько стадий - аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Волны «прокатываются» поэтапно, а периоды между волнами с каждым новым «прокатом» сокращаются.
Стоит также упомянуть труд Збигнева Бжезинского «Технотронная эра», в котором автор говорит о воздействии научно-технической революции на мировые отношения как в общем, так и на отдельного человека, делая акцент по положение Соединенных Штатов, разумеется.
Так как постмодернистские теории во многом связаны с переосмыслением ранее принятых и уже закрепившихся в обществе норм, то кажется уместным упомянуть работу Карла Поппера «Открытое общество и его враги», в которой автор критикует идеи Платона, Гегеля и Маркса, указывая на то, что их теории телеологического историцизма ведут к формированию идейной базы для тоталитаризма, а решающее значение имеют характерные черты западного общества, с присущими ему индивидуализмом и демократизмом.
Так, на основе данных концепций была выработана методологическая база, которая в свою очередь призвана помочь в проведение наиболее многостороннего исследования, посвященного истории развития и деятельности организации Британского совета в рамках публичной политики Великобритании за разные исторические периоды, а также на современном этапе.
На основе выбранных концепций, составлявших методологическую основу данной работы, были использованы методы исследования, а именно принципы историзма: причинно-следственной связи, конкретность исследуемого объекта, что подразумевает под собой исследование определенного предмета, в данном случае деятельность Британского совета в определенных временных рамках и в определенном географическом местоположении, а также метод хронологической последовательности для наилучшего прослеживания эффективности работы данной организации, а также исследования эволюции отношений Совета с правительственными органами и с частными компаниями и фондами. Институциональный и функциональный анализ, наравне с другими методами исследования, был использован в данной работе.
Степень изученности. Так как деятельность Британского совета напрямую связанна с осуществлением публичной дипломатии Великобритании, то прежде всего стоит упомянуть развитие именно этого феномена. Итак, первыми попытками дать определение что такое «публичная дипломатия», каковы механизмы ее работы были исследования американских ученых Э.Гуллиона, на тот момент являвшийся деканом Школы права и дипломатии им. А.Б.Флэтчера Университета Тафтса и А.Хоффмана, который в своей работе утверждал, что эволюция, которая скорее сравнима с масштабами революции средств массовых коммуникаций породила новый вид дипломатии, методы который еще не изучались ранее. Так, в конце 1960-х годов был назван нового метода дипломатии - «публичная дипломатия», с помощью которого правительство одного государства имеет возможность влияния или даже формирования общественного мнения по конкретному вопросу среди людей другой страны.
Годы холодной войны привели к формированию феномена публичной дипломатии, который среди исследователей данной области получил название «культурный империализм». Данный вопрос рассматривался как зарубежными: П. Холлэндер и Г. Шиллер, так и отечественными исследователями: Г. Ю. Филимонов и С.А. Цатурян, Н. А. Цветкова. Основными инструментами такого рода империализма зачастую выступали так называемые социо-культурные технологии, а именно кинематограф, музыка и разнообразные источники СМИ, доступные в то время. Таким образом, «культурным империализм» в какой-то степени стал неким примером как можно осуществлять влияние на массы, как внедрить в голову людей определенный порядок мыслей. Во многом такие методы используются государствами мира и сейчас, разумеется в качестве дополнения к более новым, усовершенствованным способам.
Конец XX века, распад СССР, а следовательно и окончание холодной войны стали толчком для изменения принципов осуществления публичной дипломатии. Здесь в качестве фундаментального труда, на котором и по сей день основывается любое исследование так или иначе связанное с культурной политикой, публичной дипломатией и т.д. является труд Дж.Ная, а именно его концепция «мягкой силы», базисом которой является идея, что гуманитарное сотрудничество стоит в приоритете над силовыми методами в вопросах осуществления внешнеполитических программ. На сегодняшний момент эта идея ухода от силовых методов осуществления своей воли является, что называется, основной основ, фундаментом современного способа осуществления политики среди стран мира, безусловно, приминая во внимание индивидуальные дополнения каждого государства к данной базисной концепции.
Большой вклад в изучение, развитие и унификацию терминологии, касающейся публичной дипломатии также внесли Э. Сатоу, британский исследователь, А.Хенриксон из США, также работа отечественного исследователя А.В. Лукина.
Так или иначе Великобритания на сегодняшний день является лидером среди европейский стран по осуществлению политики мягкой силы. Так британское государство определило аналитическое агентство по работе с общественным мнением «Портленд» («Portland»). Во многом это можно связать с тем, что само понимание, что добиваться желаемого силой зачастую быстрее, но последствий влечет больше. Безусловно, не стоит упускать также геополитические условия в том момент, когда к Великобритании пришло такое понимание.
Именно поэтому большинство исследований, посвященных культурной (публичной) политике Великобритании, не могут обойти вниманием роль Британского совета в данном процессе. Причина этого вполне очевидна: Британский совет - это ни что иное как само проявление этой мягкой силы и основной инструмент публичной политики страны, наряду со СМИ (BBS и т.д.)
Тема данного исследования по большей степени касается анализа работы Британского совета и его места в политике Великобритании и является зачастую в исследовательских работах, научных статьях и других научных материалах не выделяется в качестве отдельного аспекта рассмотрения. Чаще всего деятельности Британского совета рассматривается в рамках исследований публичной дипломатии, культурной деятельности Великобритании по отношению как к своему населению, так и людям других государств.
В отечественных работах, так или иначе касающихся вопроса культурного международного обмена и политики в этой сфере чаще всего затрагивается вопрос межкультурной коммуникации, обмена, то есть каких либо внешних проявления. В совместной работе Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой отдельное внимание уделяется межкультурным связям в области музыкальной индустрии, театра, кинематографа, фестивалей и выставок. В большей степени в книге освящаются аспекты, связанные с современными тенденциями в области культурного обмена, интеграции. Главная идея книги - что в эпоху глобализации и роста взаимозависимости стран друг от друга на международной арене, идет процесс формирования новой «планетарной» культуры, где определяющую роль играет международные культурные связи, которые осуществляются на разных уровнях и должны вовлекать в свои процессы все большее количество человек по всему миру. В момент, когда авторы подкрепляются свои утверждения примерами, название Британского совета, безусловно, всплывает, но скорее в контекст того, что организация выступает агентом той самой коммуникации культуры. Иными словами авторами делается акцент на идее, что подобного рода компании имеют большое значение именно в международном контексте.
В принципе, стоит отметить общую тенденцию, характерную черту отечественных исследователей данной или схожей области, а именно рассмотрение не отдельно Великобританию или не отдельно Британский совет, а некую общую систему, иными словами проводя сравнительный анализ осуществления внешней культурной политики разными странами на международной арене. В частности в работе Е.М. Харитоновой, автор предпринимает попытки рассмотреть современное состояние «мягкой силы» Великобритании, выделить основные направления и тенденции. Уделяя внимание роли Совета в своем исследовании, автор отмечает, что он часто выполняет функцию посредника и проводника на зарубежные рынки для британской бизнес сферы, образования и культурных организаций. Действительно, Британский совет и задумывался как определенный инструмент, способ «мягкого» воздействия на население и расширения знаний среди мирового населения о Великобритании, ее культуре и т.д., но со временем его обязанности и самое главное возможности расширились. Если раньше Совет действовал под эгидой и контролем правительства Англии, которое диктовало ему определенный культурно-политический курс, то на сегодняшний день, такая тесная взаимосвязь между двумя вышеперечисленными органами прослеживается сложнее. Благодаря активной деятельности Британского совета сегодня, мы можем говорить об определенных наметившихся тенденциях к проявлению самостоятельности и независимости в некоторых вопросах.
Наиболее актуальной и наиболее тесно связанной с темой данной исследовательской работой является статья Юлии Захаровой «Британский совет и культурная дипломатия Великобритании» . Основываясь на исторических фактах развития деятельности Британского совета, автор определяет его место в культурной дипломатии Великобритании. Стоит отметить, что благодаря четкой хронологической последовательности, выдерживаемой в статье, автору удается донести взаимосвязь исторических событий с работой, осуществляемой Советом. Однако, следует отметить, что статья была опубликована в 2015 году, а следовательно, большинство примеров, приводимых в исследовании, во многом уже не могут отразить новые тенденции, характерные для Британского совета сегодня.
Итак, по мере рассмотрения отечественных исследований, можно выделить еще одну характерную черту, а именно, большинство работ, как уже отмечалось ранее, не сосредоточивают свое внимание на конкретном случае, на определенном государстве, а стараются уловить, выявить взаимосвязь или определить эффективность публичной дипломатии одной страны по сравнению с другой. Зачастую этой «другой» страной выступает Россия, что вполне объяснимо, когда речь идет о российских исследователях. Именно поэтому информационная база данной работы по большей степени базируется на зарубежных источниках, в силу того факта, что они более конкретны в своих исследованиях, хотя, если говорить об их численности, то их не намного больше, чем отечественных.
Таким образом большая часть использованной в исследовательской работе отечественной литературы, посвящена либо сравнительным анализам осуществления публичной дипломатии разными государствами, либо феномену «публичной дипломатии» в современном глобализирующимся мире, либо международным культурных связям между странами, с акцентом на их важности и неотъемлемости в разговоре об осуществлении внешней политики сегодня.
Поэтому далее стоит перечислить авторов, чьи работы оказали большую помощь и поддержку в осознании современных тенденций, международных процессов и эволюции понятий «мягкая сила» и «публичная дипломатия». А.В.Шепелев в своем исследовании «Факторы успеха политики «Мягкой силы» Великобритании» представляет анализ процесса применения Великобританией политики «мягкой силы» и определяет ее пять направлений: культура и популяризация языка, сотрудничество в образовательной сфере, в научно-технической и инновационной, развитие партнерских связей̆ и развитие общественной̆ дипломатии, под которой автор подразумевает молодежные обмены, деятельность НПО и других организаций, работающих в подобной сфере.
С целью лучше изучить особенности дипломатии в Великобритании, была выбрана работа Зоновой Т.В. «Дипломатия иностранных государств», в которой автор описывает наиболее характерные черты и дипломатические особенности, которые присуще Великобритании. Через призму таких особенностей, появляется возможность лучше увидеть взаимосвязь государственных органов в стране, а что самое главное их взаимозависимость друг от друга, а следовательно, определить отношения правительства Великобритании с Британским советом, хотя автор не уделяет большого внимания последнему.
Таким образом, отечественная литература послужила для данного исследования базой для определения понимания что такое публичная дипломатия, каковы ее механизмы и как она работает как внутри государства, так и вне его территорий.
Зарубежная литература в отличие от отечественной насчитывает определенные исследования напрямую связанные с темой данного исследования, хотя таких работ не большое количество.
В качестве первой работы, которая послужила основой базой для исследования как истории Британского совета с 1934-2009 год, так и определенным справочников, определяющий внутреннее устройство работы организации была книга Али Фишера, ученого, специализирующегося на изучение форм публичной дипломатии как в международном масштабе, так и отдельно в каждом государстве. Британскому Совету Фишер посвятил отдельную книгу под названием «История соглашения: Британский совет 1934-2009» («A story of engagement: the British Council 1934-2009»). В своей работе автор строит повествование в хронологической последовательности, что помогает лучше обнаружить и проследить определенные закономерности в деятельности Британского совета, также Фишер, благодаря такой четкой исторической последовательности помогает читателю наглядно увидеть эволюции и в каком-то смысле становление на ноги Совета, то как он с каждым годом становится все более и более самостоятельной единицей в публичной дипломатии Великобритании. Так, данный труд Али Фишера является наиболее универсальным источников истории становления данной организации в культурной сфере Англии, что, безусловно, является бесценным для написания данной исследовательской работы. Стоит также отметить, что автор часто ссылает на законодательные акты политических органов Великобритании, что говорит о сильной базе аргументации и помогает оценить объективность данной работы.
Работой, которая наиболее полно отражает становление и специфику публичной дипломатии Великобритании является книга Филиппа Тэйлора «Проект Британии: британская зарубежная реклама и пропаганда 1919-1939» («The Projection of Britain: British Overseas Publicity and Propaganda 1919-1939»). Вполне объясним тот факт, что автор не уделяет должного внимания роли Британского совета в своей работе в силу хронологических рамок, указанных в название. Тем не менее основная идея его книги, сформулированная им самим же и звучит как - «Современная оборона состоит не только в оружии, но и в устранении недопонимания и содействии взаимопониманию», что полностью отражает главную идею культурной политики Великобритании, осуществляемую посредством работы Британского совета.
Вышеуказанные издания являли собой конкретные работы, посвященные именно тому объекту исследования, который указан в данной работе. Тем не менее, для того, чтобы иметь более полную картину о культурной деятельности Великобритании, в литературную базу работы также вошли издания, касающиеся дипломатии государства, так как публичная дипломатия и дипломатия в привычном нам понимании вещи, идущие рука об руку и зачастую, чтобы понять одну вещи необходимо рассмотреть аспекты немного другой сферы.
Итак, в качестве работы, которая смогла бы наиболее точно отразить британскую дипломатию, послужила книга Гарольда Николсона «Дипломатия» , в которой автор говорит, что дипломатия это важнейший инструмент внешней политики государства, с чем, безусловно, спорить неразумно. Одной из положительных сторон книги Никольсона является то, что она содержит краткий обзор форм и методов дипломатии, начиная с древних времен, что помогает проследить взаимосвязь определенных событий и фактов и рассмотреть причинно-следственные связи.
Вышеперечисленные литературные издания как отечественные, так и зарубежные составляют основную информационную литературную базу данного исследования. В принципе стоит отметить, что работ, посвященных непосредственно деятельности Британского совета, а также предпосылкам его создания насчитывается не очень большое количество. Во многом это можно связать с тем, что деятельность данной организации тесно переплетена с публичной дипломатией Великобритании, с ее политикой «мягкой силы», именно этим двум аспектам посвящено большинство научных работ и исследований, в которых так или иначе есть возможность найти упоминания непосредственно и о Британском совете.
Во-вторых, подобная ситуация с отсутствием информационных источников о Совете также связана еще и с тем, что будучи организацией, которая функционирует и по сей день, и довольно активно, она на своем официальном сайте публикует, так называемые, корпоративные план, годовые отчеты, а также стратегии на несколько лет вперед, которые находятся в открытом доступе. Именно данные отчеты послужили базой для исследования современной деятельности Британского совета, а также для рассмотрения его прошлых проектов с целью определения его эффективности.
Безусловно, будучи официальной организацией, находящийся в тесном сотрудничестве с Правительством Великобритании, а также с другими органы политической жизни страны, Британский совет фигурирует в официальных документах Форин-офиса и министерств, имеющих отношения к общественно-культурной деятельности в государстве.
Также стоит отметить, что вопрос о работе данной организации является весьма популярным среди представителей СМИ, в том числе и российских, которые также освещают информацию о новых проектах Совета, о его удачах и неудачах, а также вопрос о продолжении дальнейших отношений Британского совета с Российской Федерацией в условиях напряженной международной обстановки.
Таким образом, говоря о степени научной изученности, а также источниковой базе, посвященной данной теме, необходимо отметить, что история создания и деятельности Британского совета не является самым освещенным аспектом, тем не менее, благодаря публикованным отчетам самой организации, ее филиалам в разных странах-партнерах, которые уже на своих официальных сайтах публикуют наиболее новую информацию и обновленные отчеты, отражающие эффективность проделанной работы, исследование по данной теме не представляется невозможной, а наоборот, имеет возможность отразить наиболее новые и актуальные направления деятельности Совета.
Из всего вышесказанного научная новизна данной работы состоит в том, что данное исследование содержит в себе аспекты, которые ранее не попадали в сферу научного исследования, а если все же и упоминались, то в качестве дополнения или примера для иллюстрации той или иной характерной черты публичной дипломатии Великобритании. Данное же исследования показывает, что по прошествии лет роль Британского совета изменилась так, что говорить о нем как о несамостоятельном органе, полностью находящимся во власти правительства становится сложно. На примере рассмотрения деятельности Совета через призму истории его становления, данная работа отражает современное место Британского совета в культурной политики Великобритании, а также содержит наиболее полно информацию о данной организации начиная с ее создания и заканчивая рассмотрением новых перспективных направлений ее работы.
Таким образом теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть использована в дальнейшем для рассмотрения вопросов, связанных как с публичной дипломатией в общем, так и для изучения и анализа эффективности культурной политики Великобритании на примере деятельности Британского совета. По большей степени данное исследования являет собой комплексное исследования, а поэтому может быть применимо ко многим исследованиям гуманитарных областей.
Структура работы включает в себя введение, две главы, где в первая глава посвящена истории Британского совета, его взаимоотношениям с политической системой государства, а вторая глава содержит в себе исследование современных и перспективных проектов организации, которые в свою очередь разделены по трем основным нарушения осуществления работы Совета: образование, искусство и, так называемая общественная деятельность. В заключение данной работы содержатся основные и главные выводы сделанные по итогу исследования роли Британского совета в культурной политике Великобритании. Завершает работу список использованной в данном исследовании литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня мировое сообщество, осознавая то, что современное общество живет в мире, которому свойственна глобализация. Будучи объективным процессом, мировое сообщество не может ограничиться от влияние глобализационных процессов, а следовательно, имеет место тот факт, что каждое государство реагирует на эти процессы по разному, что в свою очередь ведет к двойственному пониманию влияния глобализации на систему как международных, так и внутренних отношений. Рост взаимозависимости стран один из наиболее активных, но в то же время неоднозначных процессов в мире, если говорить о положительных сторонах, то, безусловно, стоит упомянуть экономическую выгоду, взаимную помощь, налаживание отношений посредством диалога, социальную международную мобильность, обмен знаниями и т.д., в качестве негативных последствий можно вынести тот факт, что сегодня многие конфликтные отношения между двумя странами имеет возможность отрицательного влияния и на другие страны. Также в качестве негативного подсевая глобализации можно выделить проблему мирового финансового рынка, когда все финансы мира сосредоточены в руках нескольких человек, которые по сути, руководя финансовыми потоками, одновременно руководят и миром. Следовательно, эти руководители не заинтересованы в изменении правил игры, в налаживание диалога не только с главами государств, но и с населением этих стран, хотя последняя проблема свойственна и самим государством.
Таким образом, сегодня можно говорить о разрушения диалога между государствами, между населением и государством и т.д., он утратил свой глобальный мировой характер.
Поэтому сейчас вопрос о необходимости налаживания диалога, призванного выявлять, обсуждать и решать вместе какие-либо спорные или сложные ситуации должен находиться в приоритете у мирового сообщества.
Тем не менее, подобного рода унификация, стремление к созданию чего-то мирового и единого, не способна затмить такой фактор, как культурная уникальность каждой нации, подчеркивающая ее самобытность и отличия. Говорить о том, что международный диалог без учета культурных особенностей той или иной страны может иметь какой-то успех, не представляется возможным. При налаживании диалога между странами невозможно избежать использования методов культурной дипломатии. Основой плодотворных международных коммуникаций в современном многообразном мире является знание культурных основ и особенностей стран мира, осведомленность в дипломатическом протоколе и особых нюансах церемониала.
Также стоит отметить, что механизмы и инструменты культурной дипломатии используются многими государствами не только для решения конфликтов, но также в тех ситуациях, когда необходимо укрепить или установить дипломатические или какого-либо другого рода отношения. Безусловно, внешняя культурная политика страны, если, конечно, она проводится грамотно и разумно, также способна укреплять имидж государства на международной арене, повышать уровень доверия по отношению к нему, что в свою очередь способствует привлечению в страну иностранных инвестиций, новых технологий, новых квалифицированных кадров и т.д.
Что же касается публичной политики Великобритании и ее роли во внешних связях государства, то она обладает определенной особенностью. Во-первых, Великобритания одной из первых поняла важность использования механизмов культурной политики в осуществлении внешней. Во-вторых, британскую культурную политику сложно назвать пропагандисткой, по крайне мере, в настоящий момент, в силу того факта, что будучи государством с колоссальным опытом в вопросе культурной политики, Великобритания преимущественно осуществляет пропаганду весьма тонко и изощренно, за исключением пары случаев, например, новость о применении в Сирии химического оружия или дело о Скрипалях.
В-третьих, столпами культуры британского общества, которые способны оказать благотворное влияние на повышение авторитета и создание хорошего имиджа за государственными границами, являются распространение английского языка, образование и культура (ценности, традиции, моральные и нравственные нормы).
Так, в 1934 году, во многом благодаря осознанию необходимости выработки концепции внешней культурной политики, в Великобритании появилась организация Британский совет, призванная стать одним из инструментов публичной политики, главной целью которой было формирование имиджа Великобритании за рубежом и распространение ее культурного влияния на международной арене.
Следует упомянуть, что создание британской организации не была эксклюзивной идеей Великобритании, но тем не менее, Британский совет стал одной из самых известных и популярных международных организаций в области культуры и культурных взаимоотношениях между странами и остается ей до сегодняшнего дня.
Привлекая культурную дипломатию для достижения политических целей, каждая страна, а особенно Великобритания в условиях Брекзита, сегодня как никогда ранее должна уделить особое внимание именно совет внешней политике в области культуры, дабы поддержать и повысить свой имидж, предотвратить предвзятое отношение к своей стране, укрепить свой авторитет на международной арене. Однако ситуация с Брекзитом также имеет неоднозначное влияние на ситуацию в Великобритании. Во-первых, безусловно, решение о выходе из ЕС привело к глубокому кризису в стране, но с другой стороны позволил Великобритании решить проблему членства в ЕС. Дело в том, что исторически британское государство всегда отделяла себя от мира, то есть «есть мы, а есть они». Членство в ЕС предполагало, что Великобритания должна показывать европейское единство, следовать его ценностям и правилам, что, безусловно, ей делать не хотелось, но приходилось.
Следовательно, Брекзит позволил Великобритании вновь говорить только о своих ценностях, вести свою независимую политику и т.д.
По мере рассмотрения роли Британского совета во внешней культурной политике Великобритании, становится ясным, что в качестве основной задачи организации на первое десятилетие XXI века была задача найти наиболее эффективный подход к новому, модернизированному мир, наполненному инновациями и новыми интернет-ресурсами. Создание международных проектов, которые способствовали повышению уровня интеграции и взаимному доверию как между государствами, так и между населениям стран, оказывало благотворное влияние на репутацию Великобритании как высококлассного поставщика, опытного с точки зрения экономики, управления образованием, социального, а также научно-технического развития. Большинство вышеперечисленных областей находили свое отражение в проектах и Британского совета.
В силу того, что данное исследование состоит из двух частей, а именно, из исторической, посвященной становлению Британского совета как культурной общественной организации, а также его отношениям с государственными органами, и современной части, отражающая сегодняшнюю деятельность организации, которая иллюстрируется конкретными примерами, выводу можно условно разделить на две эти группы, чтобы в заключение данной работы прийти к основному, объединяющему все вышеуказанное, главному выводу.
Первая группа выводов будет посвящена вопросу отношений Британского совета с правительством Великобритании.
Итак, Британский совет создавался как общественная организация, работающая на благотворительных началах, которая тем не менее также имеет статут недепартаментского общественного органа, имеющий периодическую финансовую поддержку со стороны министерства иностранных дел по делам Содружества. Поэтому организация имеет обязанность согласовывать свою деятельность и отчитываться перед ним за работу, которая была проделана.
Отсюда следует первый вывод, лежащий на поверхности: Британский совет с момента своего создания являлся частью государственной системы Великобритании, частью, у которой в ведении были вопросы осуществления культурной политики сначала в бывших подмандатных территориях, где ситуация с улучшением имиджа Короны стояла наиболее остро, а позднее и по всему миру, который содрогался в тот момент от многих как политических, так и культурных изменений (пропаганда коммунистических ценностей СССР ,гитлеровская идеология и т.д.).
Во-вторых, являясь частью государственного аппарата Британский совет, следуя своим прописным принципам, которые были определены в Королевской Хартии, также не отходил и от политического курса Великобритании, что проявлялось никак иначе как закрытием зарубежных офисов организации в странах, которые каким-ибо образом находились в состоянии конфликта с государством напрямую или косвенно или же шли вразрез с идеологической установкой Англии. Однако здесь стоит отметить немало важный факт, что между правительством Великобритании и Британским советом всегда действовал принцип «вытянутой руки», который подразумевал финансовую помощь организации, с минимальным вмешательством в ее внутренние дела. Тем не менее, говорить о том, что Совет является независимым органом, сложно, если брать во внимание вопросы финансирования, но если говорить именно о культурной политике Британского совета и ее независимости, следует отметить, что находясь вне борьбы между политическими партиями государства, организация Совета тем самым обеспечивает себе определенную независимость от внутренней политики Великобритании. Британский совет - это олицетворение британского общества, а не правительства страны, Совет может быть независим от политических партий, но не от британского общества, чьи ценности и культуру он несет в мир.
Таким образом, главным выводом здесь может быть утверждение, что Британский совет - общественная организация, часть государственного аппарата Великобритании, одновременно являющаяся эффективным и одним из основных инструментов публичной политики государства, обладающая определенной независимостью с финансовой точки зрения.
Если же рассматривать Британский совет с точки зрения его деятельности, его работу в сфере социо-культурного международного сотрудничества, то в начале следует обратить внимание на тот факт, что все программы и проекты организации находятся в открытом доступе, такая политика «открытости» невольно повышает уровень доверия к работе Совета, что также благотворно сказывается и на имидже самой Великобритании, в силу их тесной взаимосвязи, о чем говорилось ранее.
Многие британские исследователи подчеркивают, что зачастую инициативы происходящие от государства расцениваются как нечто, что навязывается сверху, однако когда подобно рода деятельность ведется от лица каки-либо культурных организаций, образовательных учреждений, общество не воспринимает это так негативно. Это в очередной раз подчеркивает важную роль Британского совета для правительства.
Следовательно, Британский совет является для правительства страны неким мостом между британским обществом и международной общественностью.
правительством Великобритании и британским обществом, а также и соединяющим звеном с зарубежными партнерами государства в культурной сфере.
Далее следует выделить еще одно умозаключение о приверженности Совета своим идеалам. Итак, подробно рассмотрев деятельность организации за определенный период, можно сделать следующий вывод - Британский совет, устанавливая те или иные социо-культурные связи, делает акцент на долгосрочной перспективе данных отношений, реализуя это посредством последовательного и комплексного осуществления мер (обычно такими мерами являются определенные долгосрочные культурные программы, проектная, выставочная и фестивальная деятельность, открытие филиалов), что позиционирует его в качестве надежного партнера, заинтересованного в плодотворном и длительном сотрудничестве.
Также, Королевской Хартией установлена обязанность Британского совета распространять нормы и культурные ценности Великобритании. Проведение так называемых перекрестных годов культуры между Великобританией с одной стороны и страной-партнером с другой (например, в 2014 году такой проект проводился с Россией) призваны способствовать как культурному обмену, так и распространению знаний о каждой из стран, что напрямую отражает тот факт, что Совет придерживается своих руководящих принципов, а также укрепляет отношения между людьми, организациями и правительствами.
Таким образом, в заключение стоит отметить, что, во-первых, решение об учреждении такой культурной организации, как Британский совет являлось не только своевременным решением, но также весьма дальновидным и, как можно заметить, весьма правильным и успешным.
Во-вторых, начиная с 1934 года, с момента своего создания Совет слаженно работает с государственными структурами Великобритании, органично вписываясь в британскую публичную дипломатию, что и задумывалось правительством.
В-третьих, Британский совет посредством осуществления своей деятельности осуществляет также и имиджевую функцию, благодаря которой общественное мнение за рубежом видит Великобританию как одного из наиболее крупных образовательных и культурных центров в мире. Во многом образовательная деятельность Совета, направленная на популяризацию английского языка, распространения знаний о британской культуре, ее специфике приводит к росту доверия к Великобритании среди деятелей экономической сферы, что приводит новые крупные инвестицию в британскую экономику посредством финансовых вложений из-за рубежа.
В-четвертых, в условиях напряженной политической обстановке на международной арене, значение культурных связей, международного культурного обмена повышается. Мировое сообщество начинает осознавать, что методы публичной политики способны наиболее эффективно содействовать сохранению, укреплению и даже установлению дружественного партнерского сотрудничества между странами.
Британский способ осуществления культурной внешней политики на данный момент можно определить как один из наиболее успешных. Дело в том, что такой метод ведения публичной политики, использование механизмов «мягкой силы» способны работать не только на авторитет и имиджевую составляющую государства, не только на то, чтобы вести информационную войну и быть инструментом государственной пропаганды национальных интересов, но также могут быть использованы для того, чтобы укрепить взаимоотношения со старыми партнерами, установить долгосрочные связи с новыми, а также могут поспособствовать привлечению альтернативных источников финансирования, что в свою очередь может плодотворно сказаться на экономическом росте того или иного государства.



1. Закон Великобритании «О свободе информации», 2000 //URL:http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/zakon/rub-04/zakon_velik.htm
2. Фултонская речь Черчилля// Официальный сайт архив-журнала «Российское военное обозрение»// URL: http://www.coldwar.ru/churchill/fulton.php
3. Annual Report and Accounts 2017–18//British Council website//URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/2017-18-annual-reort.pdf
4. Art Connect Corporate Plan, p. 35 //British Council website//URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/bc013_arts_strategy_1.pdf
5. British Council| Corporate Plan 2017//British Council website//URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/corporate-plan-2017-20.pdf
6. CODE OF CONDUCT, 2015. P. 3 //British Council website//URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/british-council-code-of-conduct.pdf
7. Corporate Plan 2018-20 //British Council website//URL:https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/2018-20-corporate-plan.pdf
8. Corporate Reports and Documents // British Council//URL:http://www.britishcouncil.org/organisation/how-we-work/reports-documents
9. House of Commons, Foreign Affairs Committee, Third Report proceedings 2005// URL: www.publications.parliament.uk/pa/cm200405/cmselect/cmfaff/87/8702.htm
10. Musgrave R. A., The Carter Commission Report// JOURNAL ARTICLE//The Canadian Journal of Economics / Revue canadienne d’Economique, - Vol. 1, No. 1, Supplement (Feb., 1968), pp. 159-182//URL:https://www.jstor.org/stable/20096842?read-now=1&seq=13#metadata_info_tab_contents
11. Official Development Assistance (ODA): British Council October to December 2014//Foreign & Commonwealth Office website//URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/427925/British_Council_-_Q3_IATI_file_-Final.csv/preview
12. Royal Charter and Bye-Laws,1993// British Council website//URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/royalcharter.pdf
13. Select Committee on Soft Power and the UK‘s Influence -First Report // UK Parliamentary Archives, 2014 – Р.247.
14. Strengthening educational and cultural ties with India//Corporate Plan 2017-2018//British Council website// URL:https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/2017-18-corporate-plan.pdf
15. Tailored Review of the British Council/Foreign & Commonwealth Office website//URL:https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/785297/British_Council_Tailored_Review.pdf
16. Tax Strategy 2018// British Council website//URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/2018-01-tax-strategy.pdf
17. The Council in Britain: The origins and work of the Home Division, British Council Annual report,1966-67//URL:https://warwick.ac.uk/fac/soc/al/research/collections/elt_archive/research_projects/britishcouncil/
18. The Council in Britain: The origins and work of the Home Division, British Council Annual report, 1966-67//URL:https://warwick.ac.uk/fac/soc/al/research/collections/elt_archive/research_projects/britishcouncil/
Статистические данные:
19. The soft power 30//URL:https://softpower30.com/?country_years=2018&sort_by=culture
Литература:
20. Бжезинский З., Технотронная эра//URL:https://management-club.com/chto-chitaem/z-bzhezinskij-tehnotronnaya-era-mezhdu-dvumya-vekami-rol-ameriki-v-eru-tehnotroniki/kniga-tehnotronnaya-era.html
21. Гарольд Никольсон, «Дипломатия»// М.: ОГИЗ государственное издательство политической литературы, 1941, 156 с. переводчик: А.А. Трояновский, с англ.,// URL: https://www.litmir.me/br/?b=567027&p=1
22. Зонова Т. В. Дипломатическая служба Великобритании / Т. В. Зонова // Дипломатия иностранных государств: учеб. пособие / под ред. Т. В. Зоновой; МГИМО(У) МИД РФ. - М.: РОССПЭН,2004.- 352с.
23. Канада М. Колониальная Америка, 1607-1783. История и культура.//URL: http://www2.uncp.edu/home/canada/work/allam/16071783/history/history.htm
24. Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бритен. — М.: Сов. композитор, 1974. — 329 с.
25. Поппер К. Открытое общество и его враги, Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448с.//URL:http://yakov.works/lib_sec/16_p/pop/per_1.htm
26. Сатоу, Э. Руководство по дипломатической практике. М. : Изд-во Института международных отношений, 1961. - 496 с.
27. Тойнби А. Постижение истории//Перевод с английского Е. Д. Жаркова. — М.: Айрис-Пресс, 2010. — 640 с.//URL: https://www.twirpx.com/file/1101161/
28. Тоффлер Элвин. Третья волна//М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 1999. - 261 c. Переводчики: Барабанов С.Научный редактор П.С.Гуревич//URL:https://www.twirpx.com/file/605705/
29. Хантингтон Сэмюэл. Столкновение цивилизаций//М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 603, [5] с.//URL: https://www.twirpx.com/file/737566/
30. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ.; Науч. ред. Я. Н. Засурский. — М.: Мысль, 1980. - 306 с.
31. Шпенглер О. Закат Европы Ш. / Пер. с нем. под ред. А. А. Франковского.— М.: Мысль, 1998. — 663 с.// URL:https://www.twirpx.com/file/710893/
32. Black, Jeremy. A New History of England. Sutton Publishing Ltd, 2000. – Р. 233
33. Donaldson, Frances. The British Council: First Fifty Year//Publisher: Jonathan Cape Ltd, 1984. – Р. 422
34. Donaldson, Frances. The British Council: First Fifty Years // Jonathan Cape Ltd, 1984. – Р. 330
35. Fisher A. A story of engagement: the British Council 1934-2009. Author: Publisher:[London] : British Council, 2009.-P.63 //URL: http://www.britishcouncil.org/new/PageFiles
36. Gullion E.What is Public Diplomacy?/ Gullion.E // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School Tufts University//United States Information Agency Alumni Association.-2002//URL: http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy
37. Hoffman S Arthur International communication and the new diplomacy/ Hoffman S Arthur//The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy.-Bloomington, Indiana University Press,1968.-P. 206
38. Hollander, P. Anti-Americanism: Critiques at Home and Abroad, 1965–1990// New York : Oxford University Press, 1992.- P.544
39. Olivia Turnbull. Bringing Down the House: The Crisis in Britain‘s Regional Theatres// Intellect Books, 2008. – Р. 192
40. Philip M. Taylor, Professor Philip M Taylor, «The Projection of Britain: British Overseas Publicity and Propaganda 1919-1939».- Cambridge University Press, 1981.-P.363 // URL:https://books.google.ru/books?id=BXU8AAAAIAAJ&pg=PA162&lpg=PA162&dq=Modern+defence+consists+not+only+in+arms+but+also+in+removing+misunderstanding+and+promoting+understanding&source=bl&ots=N_OKlzxKg8&sig=ACfU3U1D64-c4PoBCCePLu9Ei8FSniu9nA&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiTyJH7uePgAhWS1aYKHbqoA_MQ6AEwAHoECAQQAQ#v=onepage&q=Modern%20defence%20consists%20not%20only%20in%20arms%20but%20also%20in%20removing%20misunderstanding%20and%20promoting%20understanding&f=false
Материалы периодической печати:
41. Британский совет прекратил свою работу в России/Информационное агентство ТАСС.-2018//URL:https://tass.ru/obschestvo/5057379 (дата обращения: 05.04.2019);
42. Заатари - город сирийских беженцев. Специальный репортаж Е. Поддубного//Официальный сайт bести.ru//URL: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/497848/cid/7/
Монографии:
43. ДжозефНай«Мягкая» сила и американо-европейские отношения//«Свободная мысль-ХХI»,№10,2004//URL:https://istina.msu.ru/download/9605709/1gHmkS:svbPidBf4GDTlBdRg_w2gAaVn98/
44. Nye, J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York : Basic Books, 1990; Idem. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York : Public Affairs Group, 2004.
Статьи:
45. Бахриев Бахри Хуршедович Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник ТГУПБП. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-v-sovremennom-issledovatelskom-diskurse
46. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика: сравнительный анализ концепций европейских стран //Исследования международных отношений: Сб.статей/ Отв.ред. С.В. Лобачев. СПб.,2004. –c. 183
47. Захарова Ю. «Британский совет и культурная дипломатия Великобритании»//Международные гуманитарные связи, материалы студенческих научных конференций.-2015//URL: http://mgs.org.ru/2015/03/британский-совет-и-культурная-диплом/
48. Лукин А.В. Публичная дипломатия // Международная жизнь. 2013. No 3. С. 69-87 //Дипломатическая Академия МИД РФ//URL:: http://dipacademy.ru/smi001.shtml
49. Николаева Ю.В., Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен// СПб: СПбКО, 2009.-C. 184-185
50. Филимонов Г.Ю. Концепция «культурного империализма» в американской политической мысли // Образование. Наука. Научные кадры. -2012 -№ 1.-С. 181-184.
51. Филимонов Г.Ю., Цатурян С.А. «Мягкая сила» как форма непрямой аппликации национального интереса // Вестник РУДН. Международные отношения. 2012 - № 2. - С. 21-30.
52. Харитонова Е.М, «Мягкая сила» Великобритании: сравнительный анализ механизмов, инструментов и практик // Сравнительная политика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-velikobritanii-sravnitelnyy-analiz-mehanizmov-instrumentov-i-praktik
53. Цветкова, Н.А. Концепция «культурного империализма» в отечественной и зарубежной американистике//Североамериканские исследования в Санкт-Петербургском государственном университете: Материалы конференции, посвященные 10-летию кафедры североамериканских исследований / Отв. ред. Б. А. Ширяев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 124–128.
54. Шелепов А.В. Факторы успеха политики «Мягкой силы» Великобритании // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-uspeha-politiki-myagkoy-sily-velikobritanii
55. Henriskon, A. K. What Can Public Diplomacy Achieve? The Hague : Netherlands Institute of International Relations ‘Clingendael’, 2006. (Discussion Papers in Diplomacy).
56. Martina Topić, Siniša Rodin (eds.), Cultural Diplomacy and cultural imperialism. European perspective(s)// Peter Lang, Deutsche Nationalbibliothek, Frankfurt am Main, 2012.- P.83
Информации ресурсы Интернет:
57. Официальный сайт Британского Совета///URL;https://www.britishcouncil.org
58. Официальный сайт программы Global Xchange//URL: www.vso.org.uk/globalxchange/index.htm
59. Официальный сайт FIFA//URL: https://www.fifa.com/sustainability/index.html
60. Официальный сайт проекта Counterpoint Project//URL:http://counterpoint.uk.com
61. Официальный сайт Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании//URL: https://www.gov.uk/government/organisations/foreign-commonwealth-office
62. Официальный сайт Института Культурной политики// Глоссарий// URL: http://www.cpolicy.ru/glossary/f.html
63. Официальный сайт канала BBC//URL: https://www.bbc.co.uk/programmes/p0730b9h
64. Официальный сайт портала Всемирная география - World GEO//URL:http://worldgeo.ru/lists/?id=32&loc=asia
65. Официальный сайт DISABILITY ARTS INTERNATIONAL//URL:https://www.dgartes.gov.pt/pt/noticia/489
66. Официальный сайт Nasir Yammama//URL:http://www.yammama.com
67. Официальный сайт Forbes//URL:https://www.forbes.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ