Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 8
1.1 Развитие кадрового потенциала как одно из основных направлений кадровой политики организации 8
1.2 Основные элементы системы развития кадрового потенциала 14
1.3 Методы развития кадрового потенциала 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КАДРОВОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АО «РСК «МИГ» 28
2.1 Общая характеристика АО «РСК «МиГ» 28
2.2 Характеристика персонала и системы кадрового управления АО «РСК «МиГ» 37
2.3 Анализ системы развития кадрового потенциала предприятия 51
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АО «РСК «МИГ» 71
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы развития кадрового потенциала АО «РСК «МиГ» 71
3.2 Оценка эффективности предложений по совершенствованию системы развития кадрового потенциала 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Максимально эффективное использование персонала, кадрового капитала организации, - важнейший фактор успеха в любой сфере деятельности. Задача обеспечения кадровым ресурсом не может быть решена один раз и навсегда. Являясь одновременно частью внутренней и внешней среды организации, кадровый потенциал изменяется под их воздействием. В арсенале каждой организации должны быть рычаги воздействия на кадровый потенциал, позволяющие добиваться его оптимального использования. Наиболее действенным рычагом является развитие кадрового потенциала, позволяющее преодолеть расхождение между требованиями к работнику и компетенциями реального человека.
Развитие кадрового потенциала включает выработку стратегии развития, базирующуюся на стратегии развития организации в целом, набор и адаптацию персонала, управление обучением, профессиональным ростом и карьерой. Это непрерывный процесс, требующий комплексного подхода. В этом смысле нужно говорить о создании в организации системы развития кадрового потенциала и управлении этой системой.
В условиях дефицита готовых специалистов на рынке труда, быстрого устаревания профессиональных знаний и навыков российские компании вынуждены совершенствовать подходы к формированию трудовых коллективов. Данное обстоятельство определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы «Развитие кадрового потенциала организации».
Анализу и разработке данной темы посвящен широкий круг трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых: Андрейчиков А.В., Болотова Л.С., Бурков В.Н., Жемчугов В.К., Костров А.В., Куприянчук Е.В., Лабаджян М.Г., Леонтьев Д.А., Лукашевич В.В., Новиков Д.А., Одегов Ю.Г., Попова З.Д., Поспелов Д.А., Пылькин А.Н., Саати Т., Силов В.Б., Ткаченко Е.В., Трушин С.Н., Щербакова Ю.В. и др.
Гипотеза исследования: система развития кадрового потенциала, основанная на стратегии и корпоративной культуре, способствует повышению эффективности деятельности предприятия.
Объектом исследования является система развития кадрового потенциала предприятия.
Предметом исследования выступает управление развитием кадрового потенциала на действующем предприятии.
Исследование проведено на базе акционерного общества «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Миссией предприятия определено быть динамично развивающейся, высокопроизводительной, многопрофильной акционерной компанией, обеспечивающей разработку и производство наукоемкой военной техники, оперативно реагирующей на потребности рынка, создающей прибыль и социально ориентированной на повышение уровня благосостояния работников. Общей стратегической целью в отношении персонала признано создание механизмов управления трудовыми ресурсами, обеспечивающих расширенное воспроизводство продукции и улучшение жизненного уровня работающих.
Цель исследования: совершенствование методов развития кадрового потенциала на примере АО «РСК «МиГ».
Задачи исследования:
• провести анализ научных источников по теме исследования и определить место развития персонала в общей системе управления персоналом, основные направления, цели, принципы, формы и методы управления развитием персонала;
• проанализировать методы развития кадрового потенциала АО «РСК «МиГ», оценить их достоинства и недостатки;
• предложить меры по совершенствованию методов развития кадрового потенциала АО «РСК «МиГ» и определить эффективность этих мероприятий.
Для решения поставленных задач использовались:
- общетеоретические методы: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, системный и комплексный подход; методы обработки и систематизации: анализ и синтез, индукция и дедукция, группировка, аналогия;
- методы сбора информации и проверки данных: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ статистической информации и документов, опрос в форме анкетирования и интервьюирования.
Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности предприятия и обеспеченности его кадровым ресурсом; материалы внутренних нормативных документов, личные наблюдения в период прохождения преддипломной практики.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В пояснительной записке выпускной квалификационной работы на тему «Развитие кадрового потенциала организации (на примере АО «РСК «МиГ»)» выделены теоретическая, аналитическая и практическая части, каждая из которых направлена на разрешение вопроса о влиянии развития кадрового потенциала на конкурентоспособность и эффективность деятельности организации.
В теоретической части дано понятие кадрового потенциала как совокупности способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи. В общей структуре кадрового потенциала организации, в зависимости от критерия анализа, можно выделить по уровню пространственного распределения потенциал работника, групповой (бригадный) потенциал, потенциал предприятия; по характеру участия в производственно-хозяйственном процессе - потенциал технологического персонала и управленческий потенциал; по месту в социально-экономической системе предприятия - структурно-формирующий, предпринимательский, производительный.
Исходной единицей кадрового потенциала организации является индивидуальный потенциал работника как сумма трех составляющих: психофизиологический, трудовой и творческий потенциал. На основе оценки возможностей сотрудников и результатов их деятельности могут быть определены показатели качества, надежности и устойчивости персонала.
С точки зрения современного менеджмента развитие кадрового потенциала - это проектная деятельность, включающая систему управленческих технологий, методов и мероприятий, направленных на совершенствование профессионального потенциала персонала с цель повышения эффективности работы, то есть систему развития кадрового потенциала. Управление развитием кадрового потенциала организации проявляется в создаваемых ею организационных, социальных и психологических условиях, формирующих и обеспечивающих необходимый уровень развития персонала.
Кадровый потенциал организации требует значительных инвестиций, в качестве которых на разных этапах его развития выступают средства государственного бюджета, собственные средства человека и средства работодателей. На предприятиях программа развития кадрового потенциала организации включает программы обучения, программы повышения квалификации, программы целевой подготовки специалистов. Они отличаются целями, субъектами воздействия и методами реализации. Эффективность программы развития определяется удовлетворенностью всех участников процесса развития, влиянием на поведение и результативность трудовой деятельности.
В аналитической части работы в качестве объекта выступает акционерное общество «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», объединяющая инженерный центр, три производственные площадки, летно-испытательный центр, и осуществляющая полный цикл создания и эксплуатации самолётов марки «МиГ». 75-летня история предприятия имеет периоды активности и застоя. 2008 г. стал началом организационных преобразований, 2010 г. - началом разработки планов по наращиванию производства. Анализ технико-экономических показателей деятельности АО «РСК «МиГ» выявил, что в период 201315 г.г. происходило наращивание объемов и расширение номенклатуры производства. В 2014 г. рост выручки составил 49% , в 2015 г. - 34% по сравнению с предыдущими годами. Однако в 2014 г. рост себестоимости продаж оказался выше роста выручки на 36 %, в 2015 г. - на 2 %. Наиболее эффективной является прочая оптовая торговля, но ее объем дает только 3% выручки. Нормальное значение (52%) показывает соотношение себестоимости и выручки от деятельности по предоставлению услуг по ремонту и обслуживанию летательных аппаратов. Научные исследования (создание новых прорывных продуктов в области пилотируемой и беспилотной боевой авиационной техники) в 2013 г. были затратными, но дали хороший финансовый результат в 2015 г. Производство самолетов является убыточным на протяжении всего периода исследования. Себестоимость производства самолетов превышает выручку от их продажи в 2013 г. на 12%, в 2014 г. - на 17%, в 2015 г. - на 9%.
В 2013 г. Корпорация получила прибыль от продаж 57 млн. руб. 2014 год - убыточный, с показателем убытка от продаж 75 млн. руб. несмотря на государственные субсидии в размере 250 млн. руб. В 2015 г. прибыль от продаж составила 163 млн. руб. при государственной субсидии в размере 150 млн. руб. Причины такого провала в 2014 г. - экономическая нестабильность, связанная со скачком валюты и введением санкций, расширение не рентабельной деятельности по производству самолетов. Очень важным является тот факт, что Корпорация выполняет в срок или досрочно все контракты с Министерством обороны РФ и зарубежными партнерами.
Для авиастроительной Корпорации, где в научном центре разрабатываются новые конструкторские и технологические решения, на производственных площадках применяется сложнейшее оборудование, новейшие технологии, где в цехах большой перечень выпускаемой номенклатуры и под особым контролем находятся вопросы качества, обеспеченность производства подготовленными специалистами - предмет особой заботы. Анализ кадрового ресурса Корпорации проведен на примере Производственного комплекса №1 (г. Луховицы), включающего 27 цехов, 39 отделов, комбинат питания, базу отдыха, редакцию газеты. В 2013-15 г.г.
Набольшую долю персонала составляют специалисты -37,8%, далее рабочие - 37,3%, служащие - 22,6 % и руководители - 2,2%. Значительное место занимает категория работников в возрасте 31-35 лет (около 40%). При наборе персонала предпочтение отдается молодежи, особенно в возрасте до 30 лет, поэтому за три года исследования прирост персонала в возрасте до 30 лет составил 38%. В 2015 г. 52% сотрудников ПК № 1 имеют высшее образование, их численность за исследуемый период выросла на 25%. Удельный вес сотрудников, имеющих средне-специальное образование, - 42,7 %.
За формирование и реализацию кадровой политики несет ответственность заместитель директора по работе с персоналом. Служба управления персоналом ПК №1 имеет линейно-функциональную организационную структуру. В составе Управления по работе с персоналом 4 отдела. Численный состав Управления в 2015 году - 38 человек. Руководители структурных подразделений на своем уровне определяют потребность в персонале и несут ответственность за укомплектованность структурного подразделения кадрами нужной квалификации. Традиции кадровой службы, заложенные в советское время, успешно продолжаются. Все кадровые процедуры формализованы и соответствуют требованиям трудового законодательства РФ. Об эффективности кадровой политики свидетельствует минимальный коэффициент текучести персонала: 0,85% в 2013 г. и 0,6% в 2015 г.
Мероприятия по развитию персонала рассматриваются как инвестиции в нематериальное достояние организации. Организационная составляющая системы развития кадрового потенциала Производственного комплекса №1 включает Отдел развития персонала Департамента по управлению персоналом АО «РСК «МиГ», Центр профессионального обучения АО «РСК «МиГ», сектор подбора и развития персонала ПК № 1, руководителей структурных подразделений ПК №1. Основные нормативные документы, определяющие порядок подбора и развития персонала: Коллективный договор, Регламент по подбору персонала, Регламент повышения квалификации персонала, Положение о кадровом резерве.
Развитие персонала не является самоцелью, а служит решению стратегических задач, которые оформлены проектами развития, которые разрабатываются на уровне Корпоративного центра и охватывают несколько структурных подразделений Корпорации. Концепция развития кадров для каждого проекта складывается на основании анализа имеющегося кадрового потенциала, определении потребности в обновлении и развитии для каждого структурного подразделения. Центр профессионального обучения готовит под проект учебные программы. На уровне структурного подразделения составляется План развития, который содержит описание целей развития, разделенных по рабочим местам, профессиям, областям, видам мероприятий.
В АО «РСК «МиГ» развития персонала идет по направлениям:
• Работа с учащимися базовых учебных заведений как с потенциальными сотрудниками.
• Мероприятия по адаптации персонала к требованиям производства и повышению квалификации.
• Работа по формированию кадрового резерва.
• Стимулирование развития персонала.
Анализ методов развития персонала показал их разнообразие и направленность на эффективную реализацию программ образования, повышения квалификации персонала и целевой подготовки молодых специалистов. Система развития кадрового потенциала АО «РСК «МиГ» полностью соответствует стратегии развития Корпорации, в целом успешно решает задачу формирования конкурентоспособного кадрового ресурса.
В практической части пояснительной записки изложены предложения, явившиеся результатом данного исследования, направленные на совершенствование отдельных компонентов системы развития кадрового потенциала.
1. С целью ознакомления нового сотрудника с порядком присвоения категорий и квалификационных разрядов целесообразно разработать и применять Программу профессионального развития на стадии введения в должность.
2. При создании Центром профессионального обучения РСК МиГ электронного Портала обучения предусмотреть право доступа работников к информационным ресурсам с целью саморазвития не только в рамках своей специальности, а получать знания в различных областях.
3. Создание «Института наставников» - единой базы наставников в структурных подразделениях Корпорации.
4. Совершенствование информационного обеспечения проведения конкурсов молодых специалистов и участия в исследовательских проектах.
5. Привлечение в кадровый резерв молодых талантливых сотрудников.
6. Активнее использовать ротацию кадров при запуске новых производств и производственных участков.
Для оценки эффективности данных предложений использована степень удовлетворенности процессом его участников - это собственники, руководство АО «РСК «МиГ» и руководители высшего звена ПК №1, руководители среднего и низшего управленческого звена и работники ПК №1, потребители продукции, общество. Проведенное анкетирование представителей этих групп показало высокую степень одобрения и целесообразность применения предложений по совершенствованию отдельных компонентов системы развития кадрового потенциала, разработанных в ходе данной работы.
1. Гражданский кодекс РФ (ред. от 29.06.2015 №210-ФЗ);
2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208ФЗ (действующая редакция, 2016);
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС);
5. Андерсен Э. Как вырастить отличных сотрудников и превратить обыкновенных людей в замечательных исполнителей. - М. Эксмо, 2013.187 с.;
6. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. Практическое пособие. Электронный ресурс: http://books4study.info/text-book6278.html;
7. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник М.: Юрайт, 2013 - 462 с.;
8. Дафт Р. Менеджмент. Серия: Классика МВА. Изд.:Питер, 2014.- 656 с.
9. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы. Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №5 2014 г. с.75-80;
10. Журавлев П. В. Менеджмент персонала / Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. - М.: Экзамен, 2011. - 447 с.;
11. Згонник Л.В. Организационное поведение. - М.: Дашков и К, 2013. - 246 с.;
12. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Средства государственного регулирования и поддержки процессов модернизации бизнес- образования // Предпринимательство в России: перспективы, приоритеты и ограничения: материалы Междунар. конф. Ниж- ний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. с. 120-128.;
13. Кибанов А. Я. Система управления персоналом. М.: Проспект, 2012 - 356 с.;
14. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. - М.: Проспект , 2014. - 608 c.;
15. Куприянчук, Е.В. Щербакова Ю.В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие.- М.: РИОР, 2013. - 255 c.;
...