Введение 3
1 Теоретические основы эффективности управления малой организацией 6
1.1 Экономическая сущность, признаки и особенности развития малых организацией 6
1.2 Сущность и роль системы управления малой организацией 14
1.3 Методы оценки эффективности управления малым предприятием 24
2 Анализ эффективности управления малой организацией ООО «Компания Благо» в современных условиях хозяйствования 31
2.1 Общая характеристика производственно-экономической деятельности ООО «Компания Благо» 31
2.2 Анализ финансовых результатов ООО «Компания Благо» и эффективности его деятельности 36
2.3 Исследование особенностей управления малой организацией ООО «Компания Благо» 48
3 Пути повышения эффективности управления ООО «Компания Благо» в условиях рыночной конкуренции 53
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами ООО «Компания Благо» на основе внедрения контроллинга и бюджетирования 53
3.2 Оценка экономической эффективности использования механизма лизинга при совершенствовании системы бюджетирования в ООО «Компания Благо» 58
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения 77
Сегодня Россия переживает очень непростой период. Напряженные отношения с многими ведущими странами, привели к политическим и экономическим санкциям, которые не предоставляют возможности для полноценного экономического развития. Текущая социально-экономическая ситуации в стране, снижение поддержки государства, наличие пробелов в нормативно-правовой базе, которая регулирует хозяйственную деятельность, а также недоступность инвестиционных ресурсов и налоговый пресс всё чаще затрудняют ведение малого бизнеса.
Поэтому основным критерием в управлении малым бизнесом считается подготовка его приспособляемости к переменам. Требуется серьёзная оценка центральных принципов менеджмента по отношению к малым организациям. Ведь между крупным и малым бизнесом есть значительные различия, хорошо работающие принципы на крупных фирмах вполне вероятно не будут работать на малых.
Вместе с тем новый этап рыночных преобразований в экономике России требует усиления внимания к проблемам разработки на предприятиях долгосрочной стратегии, адаптированной, с одной стороны - к ресурсным возможностям предприятия, с другой - к внешним рыночным возможностям и ограничениям. В этих условиях возникает необходимость не только использования принципов и методов менеджмента, но и преимуществ стратегического менеджмента.
Созданием теоретико-методологических и практических основ формирования механизма управления малыми предприятиями в разное время успешно занимались как зарубежные, так и отечественные ученые.
Среди отечественных следует выделить работы: Абалкина Л.И., Азоева Г.Л., Ансоффа И., Баранчеева В., Виханского О.С., Глазьева С.Ю., Львова Д.С., Мильнера Б.З., Самочкина В.Н., Седерберга С., Сенте П., Стрикленда А., Томпсона А., Уотермена Р. Уткина Э.А. и других.
К наиболее значимым зарубежным исследованиям можно отнести: Альстрэнда Б., Боумэна К., Виссема X., Глинна Дж., Дойля П., Друкера П., Каплана Р., Карлофа Б., Кинга У., Кипланда Д., Клейнера Г., Лэмпела Д., Мицберга Г., Нортона Д., Перкинса Д., Питерса Т., Портера М., Рамперсада Х., Седерберга С., Сенте П., Стрикленда А., Томпсона А., Уотермена Р. и других.
Учитывая существенное значение исследований упомянутых авторов для развития теории и практики менеджмента малых предприятий, однако, необходимо отметить, что в отечественной экономической науке пока не выработано единого подхода к сущности и форме менеджмента, стратегии малого предприятия. Необходимость систематизации и углубления научных подходов, направленных на разработку алгоритма менеджмента малого предприятия, применимого для широкого круга предприятий, обуславливает актуальность выбранной темы исследования, определяет цель, задачи и содержание выпускной квалификационной работы.
Цель и задачи исследования. Целью работы является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления малым предприятием ООО «Компания Благо». Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
• исследовать сущность, признаки и особенности развития малых организацией;
• рассмотреть сущность и роль системы управления малой организацией;
• оценить направления и подходы к оценке эффективности управления малой организацией;
• выявить экономическую характеристику малого предприятия ООО «Компания Благо»;
• оценить эффективность управления путем анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания Благо» по данным бухгалтерского отчетности;
• проанализировать особенности управления малой организацией ООО «Компания Благо»;
• разработать мероприятия по повышению эффективности управления ООО «Компания Благо» в условиях рыночной конкуренции.
Объектом исследования является - управление малым предприятием ООО «Компания Благо».
Предметом исследования являются управленческие и социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления малым предприятием ООО «Компания Благо».
Теоретико-методологическая основа. Основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике стратегического менеджмента, программные разработки, директивные и законодательно - нормативные документы.
Последовательность изложения материала основана на соблюдении логической и причинно-следственной связи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.
Структура и объем работы. Структурно главы и параграфы работы сформированы таким образом, чтобы в оптимальной форме отразить актуальность, проблематику, основные положения и разработки по теме выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении формулированы объект, предмет, цели и задачи исследования. В первой главе выявлены теоретические основы эффективности управления малой организацией. Во второй главе проанализированы особенности управления ООО «Компания Благо», а также дана производственная оценка ее эффективности. В третьей главе предложены мероприятия направленные на рост эффективности управления исследуемой организации, а так производственная оценка результатов сделанных предложений. В заключении сформулированы основные выводы по работе.
Рассмотрев теоретические основы эффективности управления малой организацией можно отметить, что управление сегодня представляет собой сложный, динамичный, целенаправленный процесс, осуществляемый по определенной технологии на основе четкого разграничения обязанностей и прав, с использованием различных методов и технических средств, результатом которого являются достижение поставленных целей и реализация задач, стоящих перед его участниками. В этой связи управление как процесс выражается в воздействии управляющей системы на управляемую путем перевода ее в новое, лучшее состояние. Данный процесс можно разделить на несколько составляющих, или этапов, взаимосвязанных между собой, проработка которых обеспечивает эффективность всего процесса в целом.
Анализ системы управления ООО «Компания Благо» позволил выявить, что малая организация специализируется на разработке, производстве и внедрении программного обеспечения, аппаратных средств и готовых технических решений для систем телемеханики и автоматики в сфере энергетики. По результатам финансово - хозяйственной деятельности исследуемая малая организация имеет устойчивое финансовое положение с тенденцией к снижению эффективности деятельности в 2015 году.
Состав персонала ООО «Компания Благо» в основном стабильный, но есть и определенное движение. Численность работников не остается постоянной, а непрерывно изменяется вследствие того, что предприятие в течение того или иного периода осуществляет наем или увольнение рабочей силы. Взаимоотношения в ООО «Компания Благо» строятся на основе жесткой иерархии. Наблюдается низкое использование творческого и рабочего потенциала сотрудников.
На основе экономического анализа динамики приведенных показателей в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года можно сказать, что чистые активы организации увеличивались на протяжении всего рассматриваемого периода. Анализ показателей финансовой деятельности показывает, что в финансировании своей деятельности организация использовала в основном краткосрочные источники. Эти источники необходимы для финансирования потребности в оборотных средствах.
Основными причинами такого положения явилось; нарушение платежеспособности, значительное увеличение своих долгосрочных кредитов и займов, в результате чего сократился недостаток основных источников для формирования запасов и затрат, но возник недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат, что привело к кризисному финансовому состоянию, так как в полученной ситуации денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывали кредиторскую задолженность.
В целях повышения эффективности управления ООО «Компания Благо: предлагается:
1. Внедрить систему прогнозирования формирования и распределения прибыли. Разработка стратегии управления прибылью позволит принимать эффективные управленческие решения по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования в процессе текущего планирования.
2. Оптимизировать текущее планирование формирования, распределения и использования прибыли. Целью разработки этого плана является формирование суммы чистой прибыли по основной деятельности.
3. Осуществлять контроллинг прибыли.
Применение предложенной финансовой стратегии по управлению прибылью ООО «Компания Благо» позволит:
г) обеспечить текущую платежеспособность ООО «Компания Благо»;
д) выявить финансовые резервы по центрам финансового управления корпорации;
е) организовать учет, анализ, планирование, контроль и регулирование финансовых отношений внутри предприятия.
Взяв необходимое для развития оборудование в лизинг ООО «Компания Благо», при недостатке финансовых ресурсов, получит возможность повысить эффективность формирования и использования прибыли расширив сферу предоставляемых услуг. Внедрение в ООО «Компания Благо» бюджетирования и контроллинга прибыли позволяет оптимизировать объем получаемой прибыли, а также повысить эффективность всего процесса управления финансами предприятия.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст, действующая ред. Ч. 1, 2, 3, 4.
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая )» от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2014) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
6. «Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2017 годов» (одобрены Правительством РФ 01.07.2015).
7. Постановление Правительства РФ от 13.07.2016 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг ) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2016, № 29 (часть II), ст. 4500).
8. Авилова, В .В. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах [Текст] / В .В. Авилова, С .А. Башкирцева // Вестник Казанского технологического университета. - 2015. - № 10. - С. 238-246.
9. Архипов, А. Малый бизнес в России [Текст] / А. Архипов. - М.: БИНОМ, 2014. - 294 с.
10. Барсуков, А.В. Финансы предприятия [Текст]/ А.В. Барсуков, Г.В Малыгина - Новосибирск, 2013. - 113 с.
11. Дадашев, А. М . Эффективность поддержки малого предпринимательства [Текст] / А. М. Дадашев. // Вопросы экономики. - 2014. - № 7. - С.92-98.
12. Данилина , Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса [Текст] / Н. Данилина // Вестник Института экономики РАН. - 2013. - № 1. - С. 130-139.
13. Денисевич, Е.И. Разработка стратегии развития предприятий малого бизнеса [Текст] / Е. И. Денисевич, Т. Г. Ничепоренко // Вологдинские чтения. - 2015. - № 74. - С. 155 - 157.
14. Егорова , Н. Е. Стратегическое планирование развития малой металлотрейдинговой фирмы [ Текст ] / Н. Е. Егорова , Л. Ши // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 59. - С. 232 - 250.
15. Заргарян, А. М . Долгосрочная стратегия развития как элемент эффективного функционирования организаций малого и среднего бизнеса [Текст] / А. М. Заргарян // Век качества. - 2015. - № 3. - С. 38 - 40.
...