Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и основные принципы маркетинга 8
1.2 Организационная структура маркетинговой деятельности 25
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДЕМИХОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 30
2.1 Характеристика предприятия 30
2.2 Организационная характеристика предприятия 33
2.3 Экономическая характеристика предприятия 36
2.4 Организация маркетинга на предприятии 38
2.5. Анализ товарной и ценовой политик предприятия 43
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Программа маркетинговой деятельности 63
3.2 Совершенствование маркетинговых технологий 66
3.3. Влияние предложенного плана развития на эффективность работы службы маркетинга ОАО «Демиховский машиностроительный завод» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
В условиях рыночной экономики эффективная работа современного промышленного предприятия обеспечивается не только за счет успешной организации производства и использования ресурсов, но и за счет применения современных научных методов анализа рынка и товаропродвижения. Многие руководители предприятий до сих пор рассматривают маркетинг как вспомогательный инструмент для проведения исследований рынка и определения рекламной политики, а отделу (службе) маркетинга отводят роль исполнителей, подстраивая их функции под имеющиеся производственные и финансовые возможности. На самом деле все должно быть как раз наоборот: маркетинг должен стать первоосновой разработки долгосрочных и краткосрочных стратегий развития, поскольку основным принципом управления конкурентоспособной компанией является ориентация на получение прибыли через наилучшее удовлетворение потребностей покупателей, что можно сделать только с помощью маркетинга.
В целях совершенствования маркетинговой деятельности предприятий, их рыночной ориентированности, получения возможностей привлечения дополнительных инвестиций необходимо оценивать эффективность маркетинга, а также целенаправленно и своевременно управлять им. Степень эффективности управления маркетингом можно оценить с помощью ревизии и аудита маркетинга, оценки эффективности маркетинга на основе изучения проблем управления маркетингом предприятия и т.д. Кроме того, существует множество методов изучения факторов организационного порядка, позволяющих косвенно оценить отдельные стороны эффективности управления маркетинговой деятельностью организации.
Экономика нашей страны все в большей степени приобретает рыночный характер, при этом предприятия для оценки своей конкурентоспособности продолжают применять лишь стандартные методики анализа, в основном, базирующиеся на расчете финансовых коэффициентов, характеризующих эффективность коммерческой деятельности предприятия. Многие организации обладают значительными конкурентными преимуществами на рынке, однако как их оценить с целью выявления «сильных» и «слабых» сторон потенциала предприятия в маркетинговой сфере, как правило, не знают. По этим и многим другим причинам, в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свою текущую конкурентоспособность и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.
В связи с этим резко встает вопрос о выборе инструментария оценки маркетингового потенциала предприятия, который позволит оперативно определять внутренние возможности и слабости подчиненной хозяйственной единицы, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности. Все вышеизложенное и определяет выбор темы выпускной квалификационной работы «Оценка эффективности маркетинговой деятельности на предприятия и пути ее совершенствования».
Цель данной работы - разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности маркетинговой системы промышленного предприятия.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности;
• дать характеристику объекту исследования;
• провести маркетинговые исследования предприятия;
• проанализировать маркетинговую деятельность предприятия для получения объективного вывода о его состоянии;
• оценить эффективность маркетинговой деятельности данного предприятия;
• предложить план мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследуемой проблемы.
Предметом данной работы является анализ и совершенствование маркетинговой деятельности на ОАО «Демиховский машиностроительный завод».
Объектом исследования является ОАО «Демиховский машиностроительный завод».
При написании данной работы были использованы: специальная экономическая литература, учредительные документы предприятия, производственно-финансовые планы предприятия, показатели годовых отчетов, статьи, извлечения из нормативно-правовых актов.
Методы и средства выпускной квалификационной работы: в данной работе были использованы общенаучные методы (анализ, обобщение, сравнение и др.), а также специальные методы (динамический и нормативный анализ).
В результате осуществленного анализа предложен план по совершенствованию маркетинговой деятельности.
Изучение организации маркетинговой деятельности на ОАО «Демиховский машиностроительный завод» позволило раскрыть некоторые недостатки и наметить мероприятия по их устранению.
В условиях острой конкурентной борьбы важное значение, приобретает завоевание как внутренних, так и внешних рынков сбыта товаров и услуг. Особенно сложным является для предприятий выход на внешние рынки, где их выживание зависит от правильной организации своей деятельности. В создавшейся ситуации они должны уделять пристальное внимание реализации и сбыту продукции, увеличению доходов и улучшению своего финансового положения, изучению конкурирующих предприятий. Сделать это возможно только при использовании маркетингового подхода. В данной связи в работе рассмотрены теоретические основы маркетинга и его тенденции на современном этапе - социально-экономическая сущность маркетинга и эволюция его развития: комплексное изучение и основные характеристики рынков продукции производственного назначения; организация сбыта в системе маркетинга.
Маркетинг означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако как система экономической деятельности она опирается на следующие основные понятия нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле - как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.
В настоящее время преобладает так называемое маркетинговое управление, то есть долгосрочное (перспективное) планирование и прогнозирование, опирающееся на исследовании рынка, товара и покупателей; использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта; ориентация на товары "рыночной новизны"; удовлетворяющие требования тщательно изученных потенциальных покупателей. В работе подчеркивается, что современная концепция маркетинга в качестве важнейшей составляющей его программы предполагает комплексное изучение рынка, включающее анализ его основных секторов, всех функций и аспектов, а также повышение конкурентоспособности продукции и обеспечение максимальной прибыли.
Маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда, как и на самом деле, он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации. Занимающийся маркетингом должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает для себя фирма.
Управление маркетингом может осуществляться с позиций пяти разных подходов. Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благоволить товарам, доступным по низким ценам, и, следовательно, задача руководства - совершенствовать экономическую эффективность производства и снижать цены. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители оказывают предпочтение товарам высокого качества и, следовательно, больших усилий по стимулированию сбыта не требуется. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары организации не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворительное. Концепция социально-этнического маркетинга провозглашает залогом достижения целей организации ее способность обеспечить потребительскую удовлетворенность и долговременное благополучие и потребителя и общества в целом.
Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что целью должно быть именно повышение качества жизни, а средством ее достижения - применение концепции социально-этичного маркетинга.
Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.
Открытое акционерное общество «Демиховский машиностроительный завод» - головное предприятие в России по разработке и освоению в серийном производстве электропоездов пригородного и областного сообщения постоянного и переменного тока.
За 18 лет с начала производства мотор-вагонного подвижного состава, коллективом ОАО «Демиховский машиностроительный завод» разработано и освоено в производстве 17 типов электропоездов, выпущено более 6 000 вагонов, эксплуатируемых в России - от Карелии до Дальнего Востока, а также в странах ближнего зарубежья - в Белоруссии и Казахстане.
Работы по созданию новых образцов электропоездов проводятся в тесном сотрудничестве с ведущими институтами и проектными организациями в области железнодорожного транспорта России, а также с зарубежными партнерами - фирмами Франции, Чехии и Германии.
Основной целью деятельности завода является динамичное развитие наряду с постоянным повышением качества выпускаемой продукции.
В вопросе утверждения имиджа завода можно условно выделить два аспекта: объем производства и совершенствование модельного ряда мотор-вагонного подвижного состава.
На основании изложенного можно констатировать, что важными вопросами на перспективу, наряду с повышением качества и надёжности выпускаемой продукции, являются вопросы изучения спроса на электропоезда различного назначения.
Важнейшая задача ОАО «Демиховский машиностроительный завод» в 2017 году - вывести на рынок принципиально новые модели электроподвижного состава, находящиеся в настоящий момент на различных стадиях освоения. Успешное представление их потенциальным покупателям - в первую очередь ОАО «РЖД - приведет к укреплению позиции завода на своем участке рынка по объемам и по техническим характеристикам продукции.
1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.
2. Артеменко В.Г., Остапова В.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Омега-Л, 2012.
3. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.
4. Борисов, Н.А. Организация эффективной сбытовой деятельности предприятия/ Н.А. Борисов// Менеджмент в России и за рубежом, 2012. — №5. — С.23-30
5. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2012. - 306 с.
6. Голова А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — № 6. с. 24-28
7. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 663 с.
8. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление, оценка эффективности. — М.: ИМИДЖ-Контакт; Инфра-М, 2013. - 187с.
9. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.
10. Климова Э.Н. Пятова Е.Ю. Пути совершенствования системы клиентского сервиса // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. - Курск, 2013. - 0,3 п.л. (авт. - 0,2 п.л.). с. 136
11. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2013.
13. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. - Москва : Юрайт, 2012. - 640 с.
14. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2012. - 488 с.
15. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи предприятий/ В.Г. Лаптев// Маркетинг, 2013. — №1. — С.10-19.
...