ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Сущность и место стратегического планирования в муниципальном образовании 7
1.2 Методы стратегического планирования в муниципальном образовании 25
1.3 Инструментарий реализации методов стратегического планирования в муниципальном образовании 34
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА) 42
2.1 Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования 42
2.2 Монопрофильность города и риски социально-экономического развития 58
2.3 Формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования 68
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА) 89
3.1 Концептуальные предложения по организации процесса стратегического планирования в муниципальном образовании 89
3.2 Механизм реализации предложений по формированию стратегии социально-экономического развития муниципального образования 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118
Приложение 1. Классификация основных целей и показателей социально-экономического развития 123
Приложение 2. Схема определения стратегических целей комплексного социально-экономического развития города 124
Приложение 3. Основные методы стратегического анализа внешней и внутренней среды муниципального образования 125
Актуальность темы исследования. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации проблемы, возникающие в регионах и муниципальных образованиях, становятся крайне важными и привлекают повышенное внимание общества и власти. Российская Федерация состоит из 85 субъектов, каждый из которых, в свою очередь, включает множество муниципальных образований - больших и малых городов, сельских административных районов, сотен поселений, внутригородских районов. Каждое из них характеризуется уникальной структурой экономики, специфичными воспроизводственными циклами, собственной социальной сферой.
Для достижения целей устойчивого роста экономики Российской Федерации необходимо обеспечить развитие каждого из муниципальных образований. В Российской Федерации достигнуты успехи в подавлении инфляции, осуществлении выплат социального характера, переходе на растущую траекторию экономического развития. Однако эти положительные тенденции проявляются далеко не равномерно по территории страны.
Многие субъекты продолжают «борьбу за выживание», что позволяет выдвинуть тезис о нарастающей региональной асимметрии. Кроме того, усиление региональной дифференциации имеет крайне негативные последствия для социально-экономического развития государства в целом. Разработка стратегии развития муниципального образования – важнейшая задача как в региональной науке, так и в практической деятельности.
Разработка стратегии и инструменты ее реализации являются важной и сложнейшей научной задачей, так как без стратегии не может стабильно развиваться ни одно предприятие или территория. Содержание стратегии социально-экономического развития муниципального образования определяется конкретной социально-экономической ситуацией, а ее разработка невозможна без учета стартовых позиций, без применения современных методов стратегического анализа и оценки перспектив развития ведущих государственных и частных предприятий, расположенных на территории муниципального образования.
Степень разработанности научной проблемы. К теоретико-практическим вопросам социально-экономического развития регионов и муниципальных образований в своих научных исследованиях обращались И.В. Бойко, Н.П. Голубецкая, В.Н. Иванова, И.А. Василенко, Г.Ю. Ветров, О.М.Рой. В их трудах рассмотрены особенности управления экономическим развитием регионов и муниципальных образований, вопросы устойчивого развития проблемных муниципальных образований.
К теоретико-практическим вопросам территориального стратегического планирования в своих научных исследованиях обращались Ю.В.Кузнецов, В.П. Кайсарова, Т.И. Безденежных, Ю. А. Маленков, Д.С. Львов, В.Е. Рохчин. А.Г. Гранберг, Е.Г. Анимица, П.П. Баранов. В их работах рассматриваются вопросы стратегического управления в регионах и муниципальных образованиях, а также вопросы территориального стратегического менеджмента. Особый вклад в развитие территориального стратегического планирования внес директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Б.С. Жихаревич.
Среди зарубежных авторов, исследовавших социально-экономическое развитие муниципальных образований и процесс территориального стратегического планирования следует назвать таких ученых, как И.Ансофф, К.Р. Эндрюс, А.Чандлер, П. Бийлевельд, Г. Ицковец, Р. Коопман, С. Сарасвати и др.
Несмотря на наличие серьезных научных исследований в области территориального стратегического планирования и социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, остается множество недоработок в области стратегического планирования в муниципальных образованиях Российской Федерации. Это определило выбор темы, цели и задачи данной выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка методических рекомендаций и концептуальных предложений по проведению стратегического планирования и разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования Российской Федерации на примере городского округа города Череповца.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и определить место стратегического планирования в муниципальном образовании Российской Федерации;
2. Определить цели и этапы стратегического планирования в муниципальном образовании;
3. Описать методику проведения стратегического анализа и формирования целей стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
4. Представить инструментарий реализации методов стратегического планирования в муниципальном образовании;
5. Определить стартовые позиции муниципального образования (на примере городского округа города Череповца);
6. Провести стратегический анализ муниципального образования (на примере городского округа города Череповца);
7. Описать процесс выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования (на примере городского округа города Череповца);
8. На основе проведенных исследований разработать концептуальные предложения по совершенствованию технологий стратегического анализа и реализации стратегии социально-экономического развития в муниципальном образовании (на примере городского округа города Череповца).
Объектом исследования выступает процесс стратегического планирования в муниципальном образовании.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического планирования в муниципальном образовании Российской Федерации.
Гипотеза исследования основывается на совокупности предположений и установок соответствии с которыми может быть разработан комплексный, единый методический подход к процессу стратегического планирования в муниципальном образовании, позволяющий правильно разрабатывать стратегические документы, в соответствии с социально-экономическим положением муниципального образования.
Теоретическая база исследования. Теоретическую базу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых в области территориального стратегического планирования: Б.С. Жихаревич, И.Ансофф, К.Р. Эндрюс, Ю. А. Маленков, Д.С. Львов, В.Е. Рохчин. А.Г. Гранберг, Е.Г. Анимица и др.
Методологическая база исследования. Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания, аналитические исследования, методы структурно-функционального анализа, традиционные методы экономического анализа, такие как группировка, сравнение и обобщение. Также, большую роль играет системный подход, основанный на анализе предмета и объекта исследования.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, аналитические публикации в научно-экономических изданиях, статистические данные сети Интернет, методические материалы федерального, краевого и муниципального уровней управления, данные Федеральной службы государственной статистики, аналитическая информация Правительства РФ и правительства Вологодской области, администрации городского округа города Череповца, материалы территориального отделения Федеральной службы государственной статистики, периодических изданий и др.
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в применении методов стратегического планирования в процессе стратегического анализа (на примере городского округа города Череповца). Были применены такие методы как, PEST–анализ, SNW – анализ, полная методикаSWOT–анализа. Также были разработаны концептуальные предложения по организации стратегического планирования в муниципальных образованиях.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в применении методик стратегического анализа и концептуальных предложений в процессе разработки стратегии социально-экономического развития города Череповца.
Структура диссертации. Логика и структура выпускной квалификационной работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа, общий объем которой 126 страниц, включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения и содержит 35 таблиц, 32 рисунков, 4 приложения, список из 59 использованных источников.
Во введении обоснованы актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза исследования, раскрыты методологические основы, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические основы стратегического планирования в муниципальном образовании Российской Федерации» определено место и сущность стратегического планирования в муниципальном образовании, а также поэтапно описан процесс стратегического планирования и приведен инструментарий реализации методов стратегического анализа.
Во второй главе «Исследование рыночного положения муниципального образования (на примере городского округа города Череповца)» установлены особенности социально-экономического развития города Череповца, проведен стратегический анализ стартовых позиций города Череповца и применены современные методы стратегического анализа внешней и внутренней среды. Затем опираясь на результаты методов были выявлены недостатки и конкурентные преимущества социально-экономического развития города Череповца.
В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования муниципального образования (на примере городского округа города Череповца)» были разработаны концептуальные предложения по совершенствованию системы стратегического планирования в муниципальном образовании (на примере городского округа города Череповца), а также описан механизм реализации концептуальных предложений.
В заключении сформулированы основные результаты выпускной квалификационной работы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы, целью которой является - разработка методических рекомендаций и концептуальных предложений по проведению стратегического планирования и разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования Российской Федерации на примере городского округа города Череповца, был представлен ряд задач, необходимых для достижения поставленной цели.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Посредством использования научных трудов, ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов в области регионоведения и урбанистики, а также законодательной базы Российской Федерации была раскрыта сущность и определено место стратегического планирования в муниципальном образовании;
2. Определены цели и этапы стратегического планирования в муниципальном образовании посредством изучения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области стратегического планирования;
3. В результате изучения научных трудов и статей в области стратегического менеджмента была описана методика проведения стратегического анализа муниципального образования, а также описан этап целеполагания и приведен инструментарий реализации методов стратегического планирования;
4. Посредством сбора и анализа статистической информации, собранной в период прохождения производственной практики, были определены стартовые позиции городского округа города Череповца;
5. На основе статистической информации и изучения внешней и внутренней среды муниципального образования (на примере городского округа города Череповца) был проведен стратегический анализ, с использованием инновационных методов для города Череповца;
6. В процессе обработки результатов стратегического анализа были выявлены сильные стороны и конкурентные преимущества городского округа города Череповца;
7. На основе полученных данных о социально-экономическом развитии объекта исследования, стратегического анализа внешней и внутренней среды и применения теоретических знаний были разработаны концептуальные предложения по совершенствованию системы стратегического планирования в муниципальном образовании.
Концептуальные предложения, которые были разработаны в процессе выпускной квалификационной работы, имеют следующий вид:
• Разработан комплекс усовершенствованных и инновационных мероприятий, которые должны быть включены в стратегию социально-экономического развития города Череповца, а также описан механизм выбора рекомендуемых программных мероприятий;
• Применены методы стратегического анализа внешней и внутренней среды, которые должны быть включены в стратегию социально-экономического развития города Череповца, также стоит отметить, что методики, использованные в данной выпускной квалификационной работе, следует применять во всех стратегиях муниципальных образований;
• Предложение по обязательному включению в стратегию социально-экономического развития проблемного муниципального образования раздела о монопрофильности, структура которого имеет описание в данной выпускной квалификационной работе.
Таким образом, стоит отметить, что в рамках данной выпускной квалификационной работы была выполнена главная цель, благодаря тому, что были поэтапно реализованы все поставленные задачи.
В заключение, стоит отметить, что система стратегического планирования в муниципальном образовании нуждается в модернизации и пристальном контроле со стороны органов власти, ведь данная система направлена на улучшение жизни населения и процветанию экономики муниципального образования.
1) Федеральный закон №307 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»
2) Постановление Правительства области от 28.10.2013 №1111 Государственная программа ВО «Экономическое развитие Вологодской области на 2014-2020 годы» // Собрание законодательства Вологодской области
3) Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
4) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
5) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""// информационно-правовая база «КонсультантПлюс»
6) Постановление Правительства РФ от 29.07.2014 N 709 "О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения"
7) Государственное стратегическое управление / [Ю. В. Кузнецов, Ю. А. Маленков, С. В. Соколова и др.]; под общ. ред. проф. Ю. В. Кузнецова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 317
8) Макроэкономическое планирование и прогнозирование/ Безденежных Т.И./ Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2013.
9) Стратегическое планирование и прогнозирование / Безденежных Т.И., Шапкин В.В.// Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2013.
10) Иванова В.Н., Безденежных Т.И., Гузов Ю.Н. Технологии муниципального управления: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 396 с.
11) Баранов П.П. Стратегическое планирование развития муниципального образования. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 93с.
12) Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для бакалавров. 6-е изд., пер. и доп. Базовый курс // И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
13) Ветров Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием. - М.: Фонд "Институт экономики города"/ Г.Ю. Ветров. - 2009. - 258 с.
14) Хмелева Г.А., Семенычев В.К. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
15) Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 4-е изд. Стандарт третьего поколения – Спб.: Питер, 2013 – 448 с.
16) Гневко В.А. Модернизация систем развития муниципального образования / В.А. Гневко. – Москва: Экономика 2012. – 414 с.
17) Храпылина Л.П., Волгин Н.А., Ярыгина Т.В. Региональная стратегия социального развития. Методика и разработки: учебно-методические рекомендации / Храпылина Л.П., Волгин Н.А., Ярыгина Т.В. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 142 с.
18) Кушлин В.И., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. – М.: Экономика, 2011. – 604 с
19) Маленков Ю. А., Стратегический менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации" / Ю. А. Маленков. - Москва: Проспект, 2011 [т.е. 2010]. - 224 с
20) Гранберг А.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование. // М.: Финансы и статистика. 1990.
21) Гранберг А.Г. Основы региональной экономики// Учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003
22) Маковкина С.А. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования Российской Федерации // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. №2
23) Проблемы развития стратегического управления в России// Маленков Ю.А. //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2007. № 1. С. 108-119.
24) Жихаревич Б. С., Русецкая О. В., Жунда Н. Б. Заявленные и реальные приоритеты региональных и местных властей: подход к выявлению и сопоставлению // Регион: Экономика и Социология. 2013. № 2. С. 108-132.
25) Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов — вертикаль исполнения поручений Президента// ЖУРНАЛ «БЮДЖЕТ» 2016. № 3. С. 44-49.
26) Крапивин В. А., Стратегическое планирование социально-экономического развития региона : (на примере Нижегородской области) : монография / В.А. Крапивин, П.П. Мирошкин; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Сочин. гос. ун-т", Фил. ФГБОУ ВПО "Сочин. гос. ун-т" в г. Нижний Новгород, Фак. менеджмента, Каф. экономики. - Нижний Новгород : Пламя, 2012. - 166 с.
27) Стратегическое управление : регион. Город. Предприятие / [Львов Д.С., акад. РАН, д.э.н., проф., Гранберг А.Г., акад. РАН, д.э.н., проф., Обозов С.А., д.э.н., проф. и др.]; под ред. акад. РАН Д.С. Львова [и др.] Отд-ние обществ. наук Рос. акад. наук, Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса. - Изд. 2-е, доп. - М : Экономика, 2005. – 602с
28) Давыдова Н., Тимофеева О. Устойчивое развитие города. Вопросы разработки стратегии // Муниципальная экономика — 2000. — ¹4. — С.18–23.
29) Рохчин В. Е., Стратегическое планирование развития городов России: системный подход : монография / В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская; Федер. агентство по образованию, Тольят. гос. ун-т, Рос. акад. наук, Ин-т пробл. регион. экономики. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Тольятти : ТГУ, 2010. - 444 с.
30) Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. 417 с.
31) Стратегии малых городов: территория творчества / Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А., Русецкая О. В., Прибышин Т. К. / Под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2014. — 68 с.
32) Национальная идея России. В 6 т. Т. V. / под ред. С.С. Сулакшина— М.: Научный эксперт, 2012. — 696 с.
33) Ансофф И., Стратегический менеджмент : классическое издание / Игорь Ансофф; [пер. с англ. под ред. А. Н. Петрова]. - Москва : ЗАО "Бизнеском", 2010. - 342 с. : ил., табл. ; 22 см. - (Библиотека Генерального Директора : БГД . Серия "Школа современного бизнеса" ; Т. 8)
34) Бакланов П.Я., Романов М.Т, Мошков А.В. Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования (на примере Тернейского района Приморского края) // Регионалистика. 2014. №4. С. 8-32
35) Алтухова М.В. Стратегия развития промышленных моногородов // Вестник Орловского государственного технического университета. 2011. № 2.
36) Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. №5. С. 16-28
37) Угольникова, О. Д., Ризов А. Д. Развитие моногородов в условиях модернизации экономики / О. Д. Угольникова, А. Д. Ризов // Экономическая наука сегодня : сборник научных статей / пред. редкол. С.Ю. Солодовников . - Минск : БНТУ, 2013. - Вып. 1. - С. 188 - 196.
38) Угольникова О.Д. Социально-экономические проблемы моногородов: монография / О.Д. Угольникова, А.Д. Ризов, В.В. Угольников и др.; ред. д.э.н. К.А. Янкевич. СПб., 2012. 159 с.
39) Ризов А. Д. Моделирование управления и прогнозирования социально-экономического развития депрессивных регионов // Журнал научных публикаций "Дискуссия". 2014. №4. С. 93-98
40) Ризов А. Д. Особенности трансформации социально-экономических процессов в монопродуктовом регионе: проблемы и пути их решения: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ризов Алексей Дмитриевич. – СПБ., 2014. – 16 с.
41) Тургель И.Д., Карпов Е.В. Методические основы стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №36. С. 61-68
42) Маричев П.А., Мушков А.Ю., Рымкевич С.Н. Военно-экономическое обоснование выбора варианта развития вооружения и военной техники противовоздушной обороны // Электронный научный журнал «Вооружение и экономика». 2010. №1. С.66-70
43) V. E. Seliverstov Program for Reindustrialization of the Economy of Novosibirsk Oblast: Main outcomes of its development // Regional Research of Russia №7(1), 2017, с. 53-61
44) Ruano, J.M. Local strategic planning in Spain. A case study // Transylvanian Review of Administrative Sciences, 2015, с. 71-85
45) Bianchi, C., Tomaselli, S. A dynamic performance management approach to support local strategic planning // International Review of Public Administration Volume 20, Issue 4, 1 January 2015, Pages 370-385
46) http://www.stratplan.ru/ - портал для специалистов по территориальному стратегическому планированию
47) http://economy.gov.ru/minec/main - сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
48) http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2015/04/ - сайт журнала «Муниципалитет: экономика и управление»
49) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online - информационно - правовая база «КонсультантПлюс
50) https://cherinfo.ru/ - Официальный сайт Администрации города Череповца
51) http://vologdastat.gks.ru/ - Сайт территориального органа государственной статистики по Вологодской области
52) http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot - сайт международной организации труда
53) http://riarating.ru/regions/20171207/630078208.html - РИА Рейтинг регионов по зарплатам – 2017
54) https://komitetgi.ru/ - официальный сайт комитета гражданских инициатив
55) https://www.severstal.com/rus/ir/results_reports/annual_reports/ - Годовой отчет ПАО «Северсталь» за 2016 год
56) https://www.phosagro.ru/investors/reports/ - - Годовой отчет ПАО «Фосагро» за 2016 год
57) http://ia-cher.ru/cherepovets/investitsionnyj-pasport/ - инвестиционный паспорт Муниципального образования "Город Череповец"
58) https://www.rbc.ru/magazine/-Рейтинг РБК: 25 самых быстрорастущих городов России
http://www.forbes.ru/rating/30-luchshih-gorodov-dlya-biznesa-2013/2013#all_rating – Рейтинг 30 лучших городов России для бизнеса