Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ, МЕТОДОВ РУКОВОДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1. Понятие стилей руководства и моделей поведения руководителя 7
1.2. Социально-психологический климат как основа организационного поведения 14
1.3. Методы диагностики социально-психологического климата коллектива 19
Глава 2. ОЦЕНКА СТИЛЯ И МЕТОДОВ РУКОВОДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ООО «ТРАНСПОРТНЫЕ МАГИСТРАЛИ» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Транспортные магистрали» 23
2.2. Количественный и качественный состав персонала предприятия 36
2.3. Диагностика стиля управления руководителя 43
2.4. Диагностика социально-психологического климата коллектива 52
Глава 3. ОПТИМИЗАЦИЯ СТИЛЯ И МЕТОДОВ РУКОВОДСТВА ООО «ТРАНСПОРТНЫЕ МАГИСТРАЛИ» 59
3.1. Пути совершенствования стиля и методов руководства 59
3.2 Оценка эффективности оптимизации стиля и методов руководства и его влияния на организационное поведение сотрудников 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Результатом эффективной работы руководителя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей и задач. Задача руководителя - эффективное использование собственных, индивидуальных и групповых ресурсов. От руководителя ждут положительных усилий по социально-психологическому формированию трудового коллектива из определенной совокупности работающих индивидов. У каждого руководителя своя модель поведения.
Чаще всего под моделью поведения руководителя понимают совокупность типичных и устойчивых методов воздействия руководителя на подчиненных с целью реализации управленческих функций. Вместе с тем в модели поведения проявляются личностные особенности руководителя, субъективное понимание им системы управления организацией и своего места в обеспечении эффективной деятельности подчиненных. Поэтому можно сказать, что модель поведения - это типичный для руководителя образ мыслей, поведения и деятельности при решении им управленческих задач, эффективном управлении персоналом.
Решающую роль в определении стиля работы руководителя занимает индивидуальная, управленческая концепция, то есть его субъективное отношение к различным методам воздействия на подчиненных и степень адекватности оценки их эффективности.
Для понимания всех процессов, которые происходят в коллективе, необходима оценка психологического климата, так же она помогает в профилактике деловых конфликтов и снижении экономических показателей организации. Все перечисленное выше доказывает актуальности выбранной темы.
Социально-психологический климат - это целостная психологическая характеристика группы, которая имеет отношение к особенностям отражения группой определенных объектов, процессов и явлений, которые имеет прямое отношение к совместной групповой деятельности. Самыми значимыми объектами можно считать отношения «по вертикали» и «по горизонтали». Такие особенности становятся эмпирическими показателями психологического климата.
Для оценки психологического климата в коллективе используется комплекс методов и процедур: специальные анкеты, шкалы показателей групповых отношений и внутригрупповой преемственности, социометрические опросы и т.д.
По значимости социально-психологический климат в коллективе близок к понятию сплоченности коллектива, которую можно определить, как степень эмоциональной приемлемости и удовлетворенности отношениями внутри коллектива. Эффективность совместной деятельности зависит от реализации как личностных, так и групповых возможностей. Позитивная атмосфера в коллективе продуктивно влияет на результаты, перестраивает человека и позволяет проявляться потенциальным возможностям каждого работника.
Объектом данного исследования является ООО «Транспортные магистрали».
Предметом данного исследования является стиль руководителя современной организации и социально-психологический климат, как основа организационного поведения.
Целью данной работы является исследование стилей и методов руководства и их влияние на организационное поведение сотрудников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы исследования стиля, методов руководства и организационного поведения персонала;
• провести оценку стиля и методов руководства и организационного поведения сотрудников ООО «Транспортные магистрали»
• разработать мероприятия по оптимизации стиля руководителя и улучшению социально-психологического климата в ООО «Транспортные магистрали»;
Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания, логический метод, методы обобщения и сравнения, системный, структурно-функциональный, социологический, метод анкетирования.
Данное исследование состоит из трех глав. В первой главе раскрываются теоретические основы исследования стиля, методов руководства и организационного поведения персонала. Во второй проводится оценка стиля и методов руководства и организационного поведения сотрудников ООО «Транспортные магистрали». В третьей разрабатываются предложения по оптимизации стиля руководителя и улучшению социально-психологического климата в ООО «Транспортные магистрали».
В ходе исследования была изучена деятельность ООО «Транспортные магистрали». Основной вид деятельности - погрузочно-разгрузочные и транспортно-экспедиционные работы и услуги. Предприятие осуществляет ответственное хранение товаров на складе, транспортировка грузов от поставщиков, формирование и сборку заказов, оформление товаросопроводительной документации, доставку товаров на розничные и сетевые точки.
Численность персонала в 2015 г. составила 270 человек. Практически все основные показатели предприятия за три года увеличились. Выручка увеличилась на 17,9%, среднегодовая стоимость основных производственных фондов - на 40,3%, производительность труда - на 18,8%, чистая прибыль - почти в 4 раза.
Собственный капитал в доле в балансе за анализируемый период увеличился, что способствует укреплению финансовой устойчивости. В целом, увеличение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может являться результатом эффективной работы предприятия.
Предприятие следит за состоянием основных производственных фондов и своевременно обновляет их. Можно рекомендовать предприятию расширять свою деятельность и развивать ее новые направления.
Количественный и качественный анализ персонала показал наличие избыточной текучести кадров. За 3 года она увеличилась с 8,5% до 13,3%.
Основные причины и мотивы работников для смены места работы:
• изменение кадровой политики компании;
• неудовлетворительные условия труда;
• новый руководитель, общий язык с которым не удается найти;
• напряженные отношения внутри коллектива;
• превышающие возможности нагрузки;
• неудовлетворенность заработной платой.
Оценка стиля руководителя показала, преобладает демократичный и частично либеральный стиль руководства. Генеральный директор поддерживает инициативу работников, способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно; ответственность распределяет между собой и подчиненными; регулярно говорит подчиненным о положении дел, о трудностях, которые надо преодолеть. Однако излишняя мягкость и отсутствие контроля привели к падению трудовой дисциплины, что вызвало увеличение потерь при оказании услуг.
Руководителю необходимо оптимизировать стиль управления, чаще используя комбинированные методы. Демократичный стиль должен сочетаться с авторитарным. Особенное внимание необходимо обратить на укрепление дисциплины и уменьшение брака в работе. Расчеты показали, что использование авторитарного стиля при укреплении дисциплины приведет к снижению потерь и увеличению выручки на 13107,2 тыс. руб.
С целью оценки социально-психологического климата были использованы методики тестирования:
• диагностика психологического климата в малой производственной группе В. Шпальнского и Э. Шелеста;
• экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам;
• интегральная удовлетворенность трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова.
Большинство опрошенных оценили психологический климат в коллективе с точки зрения средней благоприятности, а большая часть сотрудников предрасположена к конфликтам. Кроме того, персонал предприятия имеет средний уровень удовлетворенности трудом.
По результатам исследования разработаны мероприятия для улучшения отрицательных факторов социально-психологического климата.
Предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата.
1. Оборудование комнаты отдыха.
2. Разработка кодекса деловой этики.
3. Проведение тренингов для снижения уровня конфликтности.
Экономическая эффективность предложенных мероприятий заключается в снижении текучести кадров, повышении эффективности профессиональной деятельности сотрудников, что будет положительно отражаться на функционировании организации.
Годовой эффект составит 318926 тыс. руб., а срок окупаемости - полгода.
Социальная эффективность проекта проявляется в возможности снижения уровня конфликтности, социально-психологической напряженности за счет проведения тренингов, направленных на взаимодействие и личное знакомство сотрудников, снятие психологического напряжения при общении, а также за счет формирования правил делового поведения.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
3. Васильченко, О. Социально-психологический климат: диагностика и формирование / О. Васильченко // Справочник кадровика. - 2015. - №3. - С.15-17.
4. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, О. В. Соловьевой. - М.: Дело, 2016. - 270 с.
5. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 150 с.
6. Викулина, О.В. Теория и практика психологии управления. Настольная книга менеджера по персоналу / О.В. Викулина. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 240 с.
7. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. - М.: Форум, 2015. - 634 с.
8. Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.Л. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 263 с.
9. Карташова, Л.В. Поведение в организации: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 389 с.
10. Корнев, М.Н. Социальная психология / М.Н. Корнев, А.Б. Коваленко. - М.: Гардарика, 2015. - 388 с.
11. Кочеткова, А.И. Психологические основы управления персоналом / А.И. Кочеткова. - М.: Зерцало, 2015. - 303 с.
12. Красовский, Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы / Ю.Д. Красовский. - М.: Инфра-М, 2014. - 368с.
13. Леженкина, Т.И. Научная организация труда персонала: учеб. / Т.И. Леженкина. - М.: Маркет ДС, 2015. - 232 с.
14. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. Моргунов. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2015. - 312 с.
15. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами / под ред. И.В. Гладких. - М.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2016. - 384 с.
...