Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Роль и значение управления конкурентоспособностью предприятия 7
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 9
1.3. Формирование и реализация стратегии повышения конкурентоспособности 12
Глава 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «УСЛУГИ 22 ВЕК» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия 20
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия 38
Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «УСЛУГИ 22 ВЕК» 48
3.1. Снижение логистических издержек за счет создания распределительного склада 48
3.2. Повышение эффективности управления ассортиментом продукции предприятия 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что конкурентоспособность предприятия во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.
Повышение технического уровня предприятия определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня предприятия является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество работы предприятия служит главным фактором успеха. Качество работы предприятия по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия.
Именно повышение качества работы предприятия определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий белорусскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и мировом рынках.
Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования - ЧУП «Услуги 22 век».
Предмет исследования - конкурентоспособность организации в условиях рыночной экономики.
Цель работы - оценка конкурентоспособности ЧУП «Услуги 22 век» и разработка предложений по ее повышению.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия;
2) провести анализ конкурентоспособности ЧУП «Услуги 22 век»;
3) разработать пути повышения конкурентоспособности ЧУП «Услуги 22 век».
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Под конкурентоспособностью понимают свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Стандарты играют большую роль в определении конкурентоспособности.
ЧУП «Услуги 22 век» было создано в 2001 году. Основным видом деятельности ЧУП «Услуги 22 век» является производство спецодежды.
Анализ данных хозяйственно-финансовой деятельности ЧУП «Услуги 22 век» показывает, что в организации наблюдается рост основных «объемных» показателей за 2014-2016 годы. Так, имеет место увеличение объемов производства в действующих ценах, выручки, себестоимости. За период 2014-2016 годов объем произведенной продукции в действующих ценах увеличился на 26478 тыс. руб. или на 69,98%.
Вместе с тем, стоит отметить, что рост удельный вес произведенной продукции из давальческого сырья: с 30,6% в 2014 году до 52,3% в 2016 году, что в некотором плане обусловило и рост экспорта. Экспорт за исследуемый период вырос на 2351 тыс. долл.; темп его роста составил 132,09%. Рост выручки опережал рост объемов производства. За 2014-2016 годы выручка выросла на 35817 тыс. руб. или на 86,91%. В результате роста объема реализации изменилась и себестоимость продаж. Ее рост за 2014-2016 годы составил 32418 тыс. руб.; темп роста - 2,34 раза.
Увеличение выручки связано не только с процессами ценообразования, то есть влиянием инфляционного фактора, вызванного ростом цен, но и приростом выпуска продукции в натуральном измерении. Вместе с тем, темп роста выручки (186,9%) ниже темпов роста себестоимости продаж (234%). Данное обстоятельство привело к увеличению затрат на один рубль реализованной продукции на 0,15 руб. в 2016 году по сравнению с 2014 годом. Величина затрат в рубле реализованной продукции, равная 0,73 руб. в 2016 году по сравнению с 0,58 руб. в 2014 году, является свидетельством уменьшения прибыли от продаж.
Прибыль от продаж в 2016 году составила 9466 тыс. руб. по сравнению с 12458 тыс. руб. в 2014 году. Таким образом, наблюдалось уменьшение финансового результата по основной деятельности на 2992 тыс. руб. Вместе с тем, стоит отметить, что прибыль от продаж 2016 года выросла по сравнению с 2015 годом на 4065 тыс. руб. По итогам 2014-2016 года организация имела положительный финансовый результат в виде чистой прибыли в размере 8186 тыс. руб. в 2014 году, 372 тыс. руб. в 2015 году и 1931 тыс. руб. в 2016 году. То есть, после уменьшения чистой прибыли в 2015 году отмечен ее рост на 1559 тыс. руб. или более чем в 5 раз.
Списочная численность персонала организации за 2014-2016 годы увеличилась на 5 человек. Среднегодовая выработка на одного работника выросла за исследуемый период на 105,4 тыс. руб. или в 2,2 раза. На основе изменения прибыли от продаж изменилась и рентабельность. Рентабельность продукции в 2015 году уменьшилась на 39,11 п.п. по сравнению с 2014 годом и составила 12,56%; рентабельность продаж была равна 9,39%, что меньше ее величины в 2014 году на 20,84 п.п. За 2015-2016 годы произошли следующие изменения в уровне рентабельности: рентабельность продаж выросла на 2,9 п.п.; рентабельность продукции - на 4,19 п.п.
Таким образом, организация довольно успешно развивается, обеспечивая прирост основных производственно-экономических и финансовых показателей.
Комплексный показатель конкурентоспособности продукции предприятия составил 3,29. Наибольший удельный вес в структуре показателя приходится на уровень новизны продукции и ассортимент.
Для занятия лидерских позиций компания должна инвестировать в привлечение и обучение лучших профессионалов отрасли, отстройку бизнес- процессов, строительство масштабной системы дистрибуции и формирование сильного брэнда. ЧУП «Услуги 22 век» занимает второе место среди своих конкурентов. Предприятие лидирует по уровню обслуживания и условиям расчетов.
В целях совершенствования логистики распределения товаров ЧУП «Услуги 22 век» рекомендуется создать распределительный склад в г. Минске. ЧДД проекта равен 617 тыс. руб., что является высоким показателем для этого вида проекта. Так как ЧДД больше нуля - проект создания распределительного склада эффективен. Затраты на строительство склада окупятся в третьем квартале 2018 г.
В целях проведения АВС-анализа в ЧУП «Услуги 22 век» будет целесообразным установить программу «АВС-анализ продаж: Проф» - это авторский набор утилит (макросов и пользовательских функций на языке VBA), расширяющих возможности стандартного Excel, позволяющая провести полнофункциональный профессиональный маркетинговый анализ. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта составит 1057 тыс. руб., что является достаточно высоким показателем для проекта приобретения и установки программного продукта. Так как ЧДД больше нуля - проект является эффективным. Расходы на приобретение и установку программы окупятся в четвертом квартале 2017 г.