СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»)
Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ЕГО РОЛИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность и состав управления персоналом организации 8
1.2. Критерии эффективности, принципы и методы управления персоналом 19
1.2.1. Оценка эффективности управления персоналом: основные методики и критерии 19
1.2.2. Специфика принципов и методов системы управления персоналом 26
1.3. Взаимосвязь управления персоналом и конкурентоспособности организации 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД» 39
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белорусский металлургический завод» 39
2.2. Анализ кадрового состава организации и трудовых показателей 51
2.3. Анализ корпоративного управления предприятия как фактора конкурентоспособности 60
2.4. Экспертный анализ системы управления персоналом предприятия 70
2.5. Анализ эффективности управления персоналом организации 75
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 82
3.1. Инновации в системе управления персоналом 82
3.2. Прогнозирование кадровых рисков и их анализ 86
3.3. Анализ конкурентоспособности организации за счет совершенствования системы управления персоналом 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ отсутствует
Развитие рыночных отношений и объективная необходимость интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику нуждаются в коренных изменениях в системе организации деятельности субъектов хозяйствования. Рыночная деятельность любого предприятия не может быть эффективной без четко взвешенной управленческой стратегии как главного фактора обеспечения целостного функционирования. Важным направлением решения этой проблемы является четкое и целенаправленное управление персоналом предприятия как фактора повышения конкурентоспособности компании.
Рыночная деятельность любого предприятия немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на более выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получении соответствующей прибыли.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрерывно заниматься совершенствованием системы управления персоналом и в целом конкурентоспособностью персонала, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Конкурентоспособность - это концентрированное выражение всей совокупности возможностей каждого производителя создавать, выпускать и реализовывать свою продукцию.
Конкурентоспособность предприятия является решающим фактором коммерческого успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие продукции условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия на рыночной арене связаны с преодолением различного рода барьеров как внутреннего, так и внешнего характера. Формирование конкурентных преимуществ белорусских предприятий связано с внутриорганизационной политикой, которая стремиться к наилучшему балансу системы управления персоналом, а также с факторами внешней среды предприятий: макроэкономической стабильностью, валютными рисками, стандартами торговли и т.д.
Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования системы управления персоналом является эволюционным процессом, обусловленным невозможностью принятия эффективных управленческих решений только на основе предшествующего опыта или его экстраполяции, требующий создания специфических моделей и механизмов мобилизации научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов предприятий.
Поэтому существует необходимость формирования механизма устойчивого процесса управления персоналом, глубокого теоретического и практического анализа сущности экономической категории «управления персоналом», ее основных факторов и методов оценки. Как следствие, появляется острая потребность в обосновании эффективных инструментов и методов управления персоналом, способных обеспечить выработку оптимальных управленческих решений, что обусловливает необходимость глубокого исследования и экономической категории «управление персоналом», и оценочных механизмов в реальном временном и пространственном измерении.
Поэтому тема дипломной работы является актуальной.
Цель дипломной работы: проанализировать совершенствование системы управления персоналом в целях повышения конкурентоспособности организации.
Задачи дипломной работы:
• изучить сущность и состав управления персоналом организации;
• проанализировать оценку эффективности управления персоналом, ее основные методики и критерии;
• изучить специфику принципов и методов системы управления персоналом;
• исследовать взаимосвязь управления персоналом и конкурентоспособности организации;
• проанализировать организационно-экономическую характеристику ОАО «Белорусский металлургический завод»;
• провести анализ кадрового состава организации и трудовых показателей;
• проанализировать корпоративное управление предприятия как фактор конкурентоспособности;
• осуществить экспертный анализ системы управления персоналом предприятия;
• проанализировать эффективность управления персоналом организации;
• исследовать инновации в системе управления персоналом как фактор повышения конкурентоспособности организации;
• изучить прогнозирование кадровых рисков и их анализ в целях повышения конкурентоспособности организации.
Предметом исследования является система управления персоналом предприятия и ее влияние на конкурентоспособность компании.
Объектом исследования являются составные элементы системы управления персоналом, кадровый потенциал организации, его характеристика, структурные особенности.
Для написания дипломной работы использовались учебники и учебные пособия следующих авторов: Моргунов Е.Б., Маслова Е.М., Лукичева Л.И., Кибанов А.Я., Бухалков М.И., Каштанова Е.В. и другие авторы.
Система управления персоналом представляет собой непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового производственного опыта.
Управление персоналом - это совокупность принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на персонал, которое обеспечивает максимальное использование его интеллектуальных, физических способностей при выполнении трудовых функций для достижения целей организации.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью интеллектуальных ресурсов организации, ее человеческого капитала. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он, оптимальным образом наращивая и используя свой трудовой и творческий потенциал, содействовал достижению целей предприятия и поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении.
Разработка и реализация системы управления персоналом проводятся на основе определенных принципов. Под принципами управления персоналом понимают правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Основные принципы формирования и функционирования управления персоналом организации включают: обусловленность функций управления персоналом целями производства; первичность функций управления персоналом; оптимальное соотношение управленческих ориентаций; экономичность и др.
Корпоративная культура порождает ответственность, а способности людей создают конкурентные преимущества. Поэтому система управления персоналом должна решать следующие две стратегические задачи:
1. Создание конкурентных преимуществ организации путем повышения уровня ответственности ее работников, используя для этого средства управления корпоративной культурой. Сильная корпоративная культура позволяет привлекать и удерживать таланты, а плоды их труда создают высокую репутацию предприятия, притягивают новых потребителей и высококвалифицированных работников. Обновление и постоянная адаптация корпоративной культуры к динамичным условиям внешней среды нацелены на повышение качества условий труда, обеспечение обратной связи с работниками и потребителями. Этому служат проводимые семинары, форумы, фокус-группы, круглые столы, рекламные кампании. Вовлечение работников в маркетинговую деятельность предприятия способствует повышению у них инициативности и уровня профессиональной самооценки;
2. Обеспечение конкурентных преимуществ организации путем наращивания ее человеческого потенциала, всемерно обеспечивая рост профессиональной компетентности работников. Развитие человеческих способностей, центрация на уровне профессиональной компетентности работников становится основой деятельности не только кадровых служб, но и линейных руководителей. При этом одни компании включают вопросы повышения уровня компетентности персонала в качестве составных частей в любую разрабатываемую стратегию, другие - рассматривают эту проблему как возможность реализации специальной инициативной стратегии, органично дополняемой другими конкурентными стратегиями корпорации.
Общая численность персонала по состоянию на 31.12.2015 года составила 11747 человек и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 149 человек. Уменьшение численности работников произошло за счет реструктуризации персонала в связи с проводимой во 2-м полугодии 2015 года крупномасштабной реконструкцией на заводе.
Гендерный состав работающих, по сравнению с 2014 годом, значительно не изменился. На 31.12.2015 года в ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК» работали: 72,3 % мужчин; 27,7 % женщин. Преобладание работников мужского пола объясняется тем, что металлургия - мужская отрасль, с тяжелыми и зачастую опасными условиями труда.
ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК» располагает сбалансированным возрастным составом работников. Основной контингент - это работники в возрасте от 40,1 до 42,1 года, обладающие необходимыми знаниями и профессиональными навыками.
Выявление, анализ и мониторинг рискообразующих факторов позволяет целенаправленно осуществлять управление кадровыми рисками и тем самым повышать конкурентоспособность организации.
Ключевым рискообразующим фактором в управлении организацией и в сфере управления человеческими ресурсами является конкурентоспособность субъекта управления - руководителя организации, связанная с личными и профессиональными качествами. Именно руководитель является лицом, определяющим миссию организации, принимающим ключевые стратегические решения, выполняющим роли по принятию решений, информационные и межличностные роли.
Конкурентоспособность любой организации напрямую связана с инновационным направлением развития управления персоналом.
Инновационной системой управления персоналом в организации будет такая гибкая система управления персоналом, которая учитывает и формирует потребности в работе кадров, способных разрабатывать, внедрять и широко использовать инновации. Из этого следует, что предпосылки для инновационного пути развития определяются, прежде всего, присутствием специалистов, способных генерировать инновационные идеи. Однако только в условиях развитой рыночной конкурентной среды могут быть реализованы все принципы инновационного развития и управления.