ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БРАЗИЛИИ И АРГЕНТИНЫ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ
|
Введение 3
Глава I. Проблемы международной интеграции в начале XXI века 7
I.1. Концепции интеграции в теории международных отношений 9
I.2. Интеграционные объединения в современном мире: ЕС, ЕврАзЭС. 12
Глава II. Исторические этапы интеграционных процессов в Южной Америке. 17
II.1. Этапы интеграции в Южной Америке 17
II.2. Ключевые институты региональной интеграции в Южной Америке 24
Глава III. Проблемы и перспективы экономической интеграции в Южной Америке. Роль Бразилии и Аргентины 41
III.1. Современная экономическая политика Бразилии и Аргентины 41
III.2. Ключевые сферы экономики в региональных интеграционных процессах 50
Заключение 55
Список источников и литературы
Глава I. Проблемы международной интеграции в начале XXI века 7
I.1. Концепции интеграции в теории международных отношений 9
I.2. Интеграционные объединения в современном мире: ЕС, ЕврАзЭС. 12
Глава II. Исторические этапы интеграционных процессов в Южной Америке. 17
II.1. Этапы интеграции в Южной Америке 17
II.2. Ключевые институты региональной интеграции в Южной Америке 24
Глава III. Проблемы и перспективы экономической интеграции в Южной Америке. Роль Бразилии и Аргентины 41
III.1. Современная экономическая политика Бразилии и Аргентины 41
III.2. Ключевые сферы экономики в региональных интеграционных процессах 50
Заключение 55
Список источников и литературы
Сегодня, в условиях глобализации, невозможно представить себе политическую и экономическую деятельность субъектов в изоляции от окружающего мира. Процветание государств зависит не только от четкой внутренней организованности и грамотной национальной политики, но и от характера и уровня вовлеченности в международный процесс. Преодоление внешнеэкономических проблем выходит на первый план для большинства государств. Опыт мирового сообщества демонстрирует, что обогащение международных акторов происходит посредством их интеграции друг с другом и в целом с мировым сообществом.
Актуальность темы исследования: Современный мир претерпевает процессы трансформации политических, экономических и социальных институтов. В последние десятилетия изучения международных отношений и мировой политики неразрывно связаны с развитием интеграционных процессов, в которых участвует большинство как развитых, так и развивающихся стран. Интеграционные процессы оказывают сильное влияние на мировую экономику. Размываются национальные границы, происходит сращивание экономических институтов соседствующих стран, основанное на перманентных, устойчивых глубоких связях между этими странами. Региональная интеграция реализуется путем активного сотрудничества близлежащих стран, формируя уникальные субъекты мировой политики и экономики. Появляются новые экономические лидеры, которые становятся центрами притяжения развивающихся стран. Постоянные и хаотичные трансформации мировых процессов способствуют появлению новых вызовов. Преодоление последних зачастую возможно только путём межгосударственной кооперации.
Латиноамериканские государства стремятся повысить значимость региона в международных отношениях, усилить свое влияние на мировой политической арене. Для увеличения политического веса Южной Америки, страны проводят согласованную и взаимовыгодную политику, мобилизуют национальные ресурсы и активно используют потенциал региона.
Сегодня Федеративная Республика Бразилия и Республика Аргентина являются не только региональными державами, но и выступают активными участниками мирового политического процесса. Государства поддерживают и развивают идею многополюсного мироустройства, способствуют укреплению многосторонней дипломатии и гармонизации интересов всех акторов международных отношений. Большие территории и разнообразие природных ресурсов обуславливают широкий круг интересов и устремлений стран. Государства стремятся к расширению международного сотрудничества и активно способствуют росту влияния региона в международных делах.
В силу вышесказанного представляется важным изучить теоретическую основу процессов интеграции, проанализировать исторический опыт регионального сотрудничества и рассмотреть институциональную основу функционирования интеграционных образований стран Южной Америки. Особое внимание в ходе исследования уделяется современному экономическому состоянию Аргентины и Бразилии, как локомотивов региональной интеграции. Важную роль в работе занимает анализ проблем и перспектив экономического сотрудничества стран в контексте региональной интеграции.
Объектом исследования является экономическое сотрудничество Аргентины и Бразилии в контексте интеграционных процессов в Южной Америке. Интеграционные образования региона выступают примером успешной экономической кооперации стран. Новые межгосударственные объединения способствуют экономической стабилизации финансового пространства региона, гармонизируют политические и социальные интересы государств Южной Америки. Державы с наиболее высокими экономическими показателями выступают инициаторами процессов интеграции и координируют реализацию единой политики субрегиональных и региональных блоков.
Предметом исследования являются особенности моделей интеграционных образований на территории Южной Америки, а также наиболее динамичные сферы экономического сотрудничества крупнейших держав региона – Аргентины и Бразилии. Анализ механизмов функционирования интеграционных образований исключительно важный аспект работы, который позволяет выявить проблемы процесса координации и реализации интересов государств-участников. Экономическое сотрудничество крупнейших стран региона в разнообразных сферах оказывает влияние на единый проводимый политический курс конкретного интеграционного образования.
Хронологические рамки работы охватывают в основном период 90-х гг. прошлого столетия до 2017 года, в течение которого страны Южной Америки нормализовали и стабилизировали экономическую ситуацию на национальных уровнях, что привело к переменам в политике государств на мировой арене. В течение указанного периода произошло становление и развитие основных интеграционных группировок Южной Америки – МЕРКОСУР, НАФТА, УНАСУР.
Выбор хронологических рамок работы обусловлен целью работы – комплексный анализ интеграционных процессов региона через призму экономического сотрудничества Аргентины и Бразилии, как локомотивов современной интеграции.
Из поставленной цели работы вытекают следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ современных интеграционных процессов;
2. Рассмотрение процессов становления современных интеграционных объединений;
3. Изучение причин интеграции стран Южной Америки;
4. Анализ развития латиноамериканских интеграционных процессов;
5. Рассмотрение эволюции институциональных основ интеграционных образований;
6. Анализ современной экономической ситуации в Аргентине и Бразилии;
7. Выявление проблем и перспектив экономической интеграции, через призму сотрудничества Аргентины и Бразилии.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы. Стержневым методом работы является анализ. Большое методологическое значение в ходе написания работы имел системный подход.
Анализ источников и литературы. Большое внимание уделено анализу учредительных документов различных интеграционных образований. Документальная база позволила широко изучить проблемы институциональных основ функционирования таких интеграционных образований, как МЕРКОСУР, Андское сообщество наций и УНАСУР. Также в исследовании использованы статистические данные и справочные материалы международных организаций и национальных институтов: Международного банка реконструкции и развития, Экономической Комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна, Министерства Иностранных Дел РФ, Центрального Разведывательного Управления США. Анализ международной статистики послужил серьёзным подспорьем в изучении проблем и перспектив экономической и политической деятельности отдельных государств и вышеупомянутых интеграционных групп. В качестве теоретического и методологического фундамента настоящего исследования служат работы A.Spinelli, K.W.Deutsch, D. Mitrani, E.Haas. Изучение концепций интеграции в международных отношениях имеет большое значение в формировании анализа деятельности существующих интеграционных образований. Адепты классических теорий выделяют две основные школы: реалистскую и либеральную. В данной исследовательской работе основное внимание уделено либеральным подходам в изучении явления интеграции, так как, по мнению автора, они более применимы в ходе рассмотрения процессов образования и функционирования действующих интеграционных объединений. В качестве основных ориентиров в изучении теоретической базы служат учебные пособия Цыганкова П.А. и Лебедевой М.М. Исследование основано на широком круге теоретических работ отечественных экспертов Института Латинской Америки РАН. Следует отметить труды, связанные с проблемами внешней политики и развития интеграционных групп, ученых А.А. Лавут и Д.В. Разумовского. Большую методологическую помощь при написании работы оказали исследования отечественных экономистов: Кадочникова П.А. и Евдокимова А.И. В работах рассмотрены векторы государственного внешнеэкономического развития, а также проблемы экономического характера внутри интеграционных образований латиноамериканского региона. Также были использованы труды зарубежных исследователей экономической интеграции латиноамериканских государств R. Prebish, C.S. Pecequilo, M. Flynn, P. RobertodeAlmeida. Большой объем полезной информации был взят из отечественной и зарубежной экономической периодики.
Структура представленной выпускной квалификационной работы обусловлена предметом и целью исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Актуальность темы исследования: Современный мир претерпевает процессы трансформации политических, экономических и социальных институтов. В последние десятилетия изучения международных отношений и мировой политики неразрывно связаны с развитием интеграционных процессов, в которых участвует большинство как развитых, так и развивающихся стран. Интеграционные процессы оказывают сильное влияние на мировую экономику. Размываются национальные границы, происходит сращивание экономических институтов соседствующих стран, основанное на перманентных, устойчивых глубоких связях между этими странами. Региональная интеграция реализуется путем активного сотрудничества близлежащих стран, формируя уникальные субъекты мировой политики и экономики. Появляются новые экономические лидеры, которые становятся центрами притяжения развивающихся стран. Постоянные и хаотичные трансформации мировых процессов способствуют появлению новых вызовов. Преодоление последних зачастую возможно только путём межгосударственной кооперации.
Латиноамериканские государства стремятся повысить значимость региона в международных отношениях, усилить свое влияние на мировой политической арене. Для увеличения политического веса Южной Америки, страны проводят согласованную и взаимовыгодную политику, мобилизуют национальные ресурсы и активно используют потенциал региона.
Сегодня Федеративная Республика Бразилия и Республика Аргентина являются не только региональными державами, но и выступают активными участниками мирового политического процесса. Государства поддерживают и развивают идею многополюсного мироустройства, способствуют укреплению многосторонней дипломатии и гармонизации интересов всех акторов международных отношений. Большие территории и разнообразие природных ресурсов обуславливают широкий круг интересов и устремлений стран. Государства стремятся к расширению международного сотрудничества и активно способствуют росту влияния региона в международных делах.
В силу вышесказанного представляется важным изучить теоретическую основу процессов интеграции, проанализировать исторический опыт регионального сотрудничества и рассмотреть институциональную основу функционирования интеграционных образований стран Южной Америки. Особое внимание в ходе исследования уделяется современному экономическому состоянию Аргентины и Бразилии, как локомотивов региональной интеграции. Важную роль в работе занимает анализ проблем и перспектив экономического сотрудничества стран в контексте региональной интеграции.
Объектом исследования является экономическое сотрудничество Аргентины и Бразилии в контексте интеграционных процессов в Южной Америке. Интеграционные образования региона выступают примером успешной экономической кооперации стран. Новые межгосударственные объединения способствуют экономической стабилизации финансового пространства региона, гармонизируют политические и социальные интересы государств Южной Америки. Державы с наиболее высокими экономическими показателями выступают инициаторами процессов интеграции и координируют реализацию единой политики субрегиональных и региональных блоков.
Предметом исследования являются особенности моделей интеграционных образований на территории Южной Америки, а также наиболее динамичные сферы экономического сотрудничества крупнейших держав региона – Аргентины и Бразилии. Анализ механизмов функционирования интеграционных образований исключительно важный аспект работы, который позволяет выявить проблемы процесса координации и реализации интересов государств-участников. Экономическое сотрудничество крупнейших стран региона в разнообразных сферах оказывает влияние на единый проводимый политический курс конкретного интеграционного образования.
Хронологические рамки работы охватывают в основном период 90-х гг. прошлого столетия до 2017 года, в течение которого страны Южной Америки нормализовали и стабилизировали экономическую ситуацию на национальных уровнях, что привело к переменам в политике государств на мировой арене. В течение указанного периода произошло становление и развитие основных интеграционных группировок Южной Америки – МЕРКОСУР, НАФТА, УНАСУР.
Выбор хронологических рамок работы обусловлен целью работы – комплексный анализ интеграционных процессов региона через призму экономического сотрудничества Аргентины и Бразилии, как локомотивов современной интеграции.
Из поставленной цели работы вытекают следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ современных интеграционных процессов;
2. Рассмотрение процессов становления современных интеграционных объединений;
3. Изучение причин интеграции стран Южной Америки;
4. Анализ развития латиноамериканских интеграционных процессов;
5. Рассмотрение эволюции институциональных основ интеграционных образований;
6. Анализ современной экономической ситуации в Аргентине и Бразилии;
7. Выявление проблем и перспектив экономической интеграции, через призму сотрудничества Аргентины и Бразилии.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы. Стержневым методом работы является анализ. Большое методологическое значение в ходе написания работы имел системный подход.
Анализ источников и литературы. Большое внимание уделено анализу учредительных документов различных интеграционных образований. Документальная база позволила широко изучить проблемы институциональных основ функционирования таких интеграционных образований, как МЕРКОСУР, Андское сообщество наций и УНАСУР. Также в исследовании использованы статистические данные и справочные материалы международных организаций и национальных институтов: Международного банка реконструкции и развития, Экономической Комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна, Министерства Иностранных Дел РФ, Центрального Разведывательного Управления США. Анализ международной статистики послужил серьёзным подспорьем в изучении проблем и перспектив экономической и политической деятельности отдельных государств и вышеупомянутых интеграционных групп. В качестве теоретического и методологического фундамента настоящего исследования служат работы A.Spinelli, K.W.Deutsch, D. Mitrani, E.Haas. Изучение концепций интеграции в международных отношениях имеет большое значение в формировании анализа деятельности существующих интеграционных образований. Адепты классических теорий выделяют две основные школы: реалистскую и либеральную. В данной исследовательской работе основное внимание уделено либеральным подходам в изучении явления интеграции, так как, по мнению автора, они более применимы в ходе рассмотрения процессов образования и функционирования действующих интеграционных объединений. В качестве основных ориентиров в изучении теоретической базы служат учебные пособия Цыганкова П.А. и Лебедевой М.М. Исследование основано на широком круге теоретических работ отечественных экспертов Института Латинской Америки РАН. Следует отметить труды, связанные с проблемами внешней политики и развития интеграционных групп, ученых А.А. Лавут и Д.В. Разумовского. Большую методологическую помощь при написании работы оказали исследования отечественных экономистов: Кадочникова П.А. и Евдокимова А.И. В работах рассмотрены векторы государственного внешнеэкономического развития, а также проблемы экономического характера внутри интеграционных образований латиноамериканского региона. Также были использованы труды зарубежных исследователей экономической интеграции латиноамериканских государств R. Prebish, C.S. Pecequilo, M. Flynn, P. RobertodeAlmeida. Большой объем полезной информации был взят из отечественной и зарубежной экономической периодики.
Структура представленной выпускной квалификационной работы обусловлена предметом и целью исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Процессы глобализации хаотично распространены по всему миру и в разной степени оказывают влияние на все государства. В ходе исследовательской работы удалось доказать, что интеграция представляется закономерным явлением. Создается интеграция искусственно, что отличает ее от глобализации. Перед интеграционными процессами всегда поставлены конкретные цели и задачи, для осуществления которых создаются субрегиональные и региональные институты. Исследовательская деятельность в области теории интеграционных процессов в международных отношениях широко освещает причины образования и пути развития интеграционных блоков. Разработанные либеральной школой подходы к изучению интеграционных процессов наиболее применимы в ходе практического исследования. В процессе рассмотрения современных интеграционных образований латиноамериканского региона были выявлены характерные черты функционального подхода в формировании институциональных основ МЕРКОСУР и УНАСУР. Явление интеграции не есть латиноамериканский феномен, поэтому в данной работе также рассмотрены интеграционные объединения ЕС и ЕврАзЭС (ЕАЭС). Современная международная интеграция стала высшей формой сотрудничества и кооперации мировых политических и экономических акторов. Рассматриваемое явление способно обеспечить гармонизацию международных отношений, систематизировать мировые экономические и финансовые рынки, консолидировать участников мирового политического процесса. Однако, в силу неустойчивости субрегиональной интеграции возникает региональная дезинтеграция. Интеграционные процессы могут стать большой угрозой для тех стран региона, которые оказались не задействованы в ходе сотрудничества интеграционных блоков. Также следует отметить, что как и глобализация, интеграция способствует распространению «национальных проблем». Государства, вовлеченные в интеграционные процессы, склонны перенимать проблемы других акторов, наиболее уязвимой является экономическая среда. Явление интеграции сложно отнести к исключительно положительным тенденциям мирового сотрудничества, однако, как промежуточное звено на пути к идеальной модели международных отношений, интеграция незаменима.
В текущей работе рассмотрены процессы становления единственного на сегодня надгосударственного образования – Европейского Союза. На основании рассмотренных источников можно сделать вывод, что интеграционные процессы на территории Европы зародились в процессе углубления межгосударственного сотрудничества в отдельных сферах экономики. Первые успешные попытки интеграции, отмеченные еще в 50-х годах прошлого века, подтолкнули национальные правительства к расширению политики внешнеэкономической интеграции. ЕС как интеграционное объединение изначально базировалось на основах функционализма. Ускоренный процесс внутригруппового сотрудничества подтолкнул страны ЕС прибегнуть к идеями федерализма. Сегодня Европейский Союз предстает успешным механизмом консолидации, стабилизации и гармонизации всех процессов на территории государств-участников. В качестве альтернативного молодого образования для рассмотрения в исследовательской работы было выбрано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Государства-участники при помощи учреждения ЕврАзЭС пытаются создать единое экономическое пространство и обеспечить активный выход национальных хозяйств на мировой рынок. Сегодня интеграционная группа преобразовалась в Евразийский экономический союз и функционируют на основах функционализма. Заметные результаты достигнуты в области укрепления межгосударственного сотрудничества, однако слабо реализована идея интеграции ЕАЭС в мировое сообщество.
90-е годы прошлого века в Латинской Америке характеризуются ускорением процессов интеграции. Региональная интеграция была и остается направленной на мировой рынок. Интеграционные объединения рассматривались в качестве вспомогательных механизмов стимулирования экономического роста и создания благоприятного инвестиционного климата. Положительное влияние на развитие экономических отношений стран Латинской Америки оказало стремление увеличить международный вес региона на мировой арене. Интеграционные процессы 90-х годов помогли повысить уровень конкурентоспособности национальных экономик и субрегиональных образований в мировом хозяйстве. Интенсификация регионального сотрудничества имела ряд первопричин, к которым следует отнести: высокий уровень вмешательства США во внутригосударственные дела латиноамериканских стран; дисбаланс экономического развития государств региона; обилие единых социальных проблем; отсутствие перманентного инвестиционного потока в развивающиеся страны; неспособность преодоления экономических кризисов малыми странами. Наличие широкого поля общерегиональных проблем послужило серьёзным подспорьем политической и экономической интеграционной ориентированности лидирующих стран Латинской Америки. Проанализировав процесс развития интеграции в указанном регионе, можно прийти к выводу, что история латиноамериканской интеграции насыщенна внутриполитическими и мировыми экономическими кризисами, которые могли разрушить существующую систему кооперации стран. Однако, успешное преодоление перечисленных вызовов лишь поспособствовало выявлению внутренних интеграционных недоработок и позволило внести качественные коррективы в процесс углубленного сотрудничества.
В рамках данного исследования были рассмотрены механизмы функционирования таких интеграционных объединений, как Андское сообщество, МЕРКОСУР и УНАСУР. Можно смело сказать, что Южная Америка до сих пор находится в поисках собственной уникальной модели интеграции. Это подтверждается большим количеством интеграционных групп, которые имеют разное тематическое и территориальное поле функционирования. Во многом примером в построении интеграционных объединений служил опыт ЕС, однако существенным отличием стало отношение латиноамериканских стран к вопросу о частичной передачи национального суверенитета. Приоритетным направлением межгосударственного сотрудничества всегда являлась экономическая сфера. Совокупность вышеуказанных факторов послужило избранию функционального подхода в построении интеграционных объединений. Функционалистский подход позволил странам достичь высокого уровня взаимозависимости в регионе и заложить основы для развития политического сотрудничества. Появление таких образований как УНАСУР говорит об изменении интеграционных тенденций в Южной Америке. Тенденция перехода от субрегиональных группировок к созданию региональных объединений, указывает на осознание необходимости совместных усилий в процессе функционирования в рамках системы современного миропорядка.
Как уже ранее было указано, интеграция процесс создаваемый искусственно, по взаимной воле сторон, поэтому исследовательская работа рассматривает двустороннее сотрудничество крупнейших стран региона. Важным аспектом работы является анализ экономической ситуации в Аргентине и Бразилии, обусловлено это тем, что экономики данных государств являются локомотивами процесса интеграции. Изученные экономические статистические материалы позволяют сделать следующие выводы: агропромышленные комплексы стран выступают истоками прироста национального ВВП; экономическая стабильность стран сильно зависима от политических колебаний; высокий уровень урбанизации негативно сказывается на равномерном территориальном развитии Аргентины и Бразилии. Амбициозный внешнеполитический курс Бразилии, нацеленный на первенство в регионе, негативно влияет на двусторонние отношения с Аргентиной. Активное лоббирование национальных государственных интересов, путем экономического давления на партнёров по интеграционному блоку, приводит к замедлению темпов интеграции. На основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что современный курс интеграционных групп зачастую не основывается на единстве интересов участников. Страны Южной Америки до сих пор не смогли преодолеть экономический дисбаланс в регионе, что существенно осложняет интеграцию. Лишь координация сил таких мощных государств, как Аргентина и Бразилия могут способствовать уменьшению экономической разницы и гармонизации политических интересов стран. Общность внешнеполитических и внешнеэкономических устремлений стран может стимулировать кооперацию стран региона и сделать Южную Америку одним из мировых центров экономического влияния. Совместное развитие региона расширяет вариативный ряд механизмов преодоления возникающих вызовов и угроз, а также увеличивает шансы решить проблемы региона связанные с бедностью, нищетой и голодом.
В заключении стоить отметить, что выводы в представленной исследовательской работы основываются на анализе опыта, накопленного странами Южной и Латинской Америки за годы развития интеграционных процессов. В условиях современной мировой глобализации многие государства находятся в поисках приемлемых путей межнациональной кооперации и интеграции. Собственная модель южноамериканской интеграции имеет непомерное значение в развитии теоретической базы в области изучения интеграционных процессов в международных отношениях.
В текущей работе рассмотрены процессы становления единственного на сегодня надгосударственного образования – Европейского Союза. На основании рассмотренных источников можно сделать вывод, что интеграционные процессы на территории Европы зародились в процессе углубления межгосударственного сотрудничества в отдельных сферах экономики. Первые успешные попытки интеграции, отмеченные еще в 50-х годах прошлого века, подтолкнули национальные правительства к расширению политики внешнеэкономической интеграции. ЕС как интеграционное объединение изначально базировалось на основах функционализма. Ускоренный процесс внутригруппового сотрудничества подтолкнул страны ЕС прибегнуть к идеями федерализма. Сегодня Европейский Союз предстает успешным механизмом консолидации, стабилизации и гармонизации всех процессов на территории государств-участников. В качестве альтернативного молодого образования для рассмотрения в исследовательской работы было выбрано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Государства-участники при помощи учреждения ЕврАзЭС пытаются создать единое экономическое пространство и обеспечить активный выход национальных хозяйств на мировой рынок. Сегодня интеграционная группа преобразовалась в Евразийский экономический союз и функционируют на основах функционализма. Заметные результаты достигнуты в области укрепления межгосударственного сотрудничества, однако слабо реализована идея интеграции ЕАЭС в мировое сообщество.
90-е годы прошлого века в Латинской Америке характеризуются ускорением процессов интеграции. Региональная интеграция была и остается направленной на мировой рынок. Интеграционные объединения рассматривались в качестве вспомогательных механизмов стимулирования экономического роста и создания благоприятного инвестиционного климата. Положительное влияние на развитие экономических отношений стран Латинской Америки оказало стремление увеличить международный вес региона на мировой арене. Интеграционные процессы 90-х годов помогли повысить уровень конкурентоспособности национальных экономик и субрегиональных образований в мировом хозяйстве. Интенсификация регионального сотрудничества имела ряд первопричин, к которым следует отнести: высокий уровень вмешательства США во внутригосударственные дела латиноамериканских стран; дисбаланс экономического развития государств региона; обилие единых социальных проблем; отсутствие перманентного инвестиционного потока в развивающиеся страны; неспособность преодоления экономических кризисов малыми странами. Наличие широкого поля общерегиональных проблем послужило серьёзным подспорьем политической и экономической интеграционной ориентированности лидирующих стран Латинской Америки. Проанализировав процесс развития интеграции в указанном регионе, можно прийти к выводу, что история латиноамериканской интеграции насыщенна внутриполитическими и мировыми экономическими кризисами, которые могли разрушить существующую систему кооперации стран. Однако, успешное преодоление перечисленных вызовов лишь поспособствовало выявлению внутренних интеграционных недоработок и позволило внести качественные коррективы в процесс углубленного сотрудничества.
В рамках данного исследования были рассмотрены механизмы функционирования таких интеграционных объединений, как Андское сообщество, МЕРКОСУР и УНАСУР. Можно смело сказать, что Южная Америка до сих пор находится в поисках собственной уникальной модели интеграции. Это подтверждается большим количеством интеграционных групп, которые имеют разное тематическое и территориальное поле функционирования. Во многом примером в построении интеграционных объединений служил опыт ЕС, однако существенным отличием стало отношение латиноамериканских стран к вопросу о частичной передачи национального суверенитета. Приоритетным направлением межгосударственного сотрудничества всегда являлась экономическая сфера. Совокупность вышеуказанных факторов послужило избранию функционального подхода в построении интеграционных объединений. Функционалистский подход позволил странам достичь высокого уровня взаимозависимости в регионе и заложить основы для развития политического сотрудничества. Появление таких образований как УНАСУР говорит об изменении интеграционных тенденций в Южной Америке. Тенденция перехода от субрегиональных группировок к созданию региональных объединений, указывает на осознание необходимости совместных усилий в процессе функционирования в рамках системы современного миропорядка.
Как уже ранее было указано, интеграция процесс создаваемый искусственно, по взаимной воле сторон, поэтому исследовательская работа рассматривает двустороннее сотрудничество крупнейших стран региона. Важным аспектом работы является анализ экономической ситуации в Аргентине и Бразилии, обусловлено это тем, что экономики данных государств являются локомотивами процесса интеграции. Изученные экономические статистические материалы позволяют сделать следующие выводы: агропромышленные комплексы стран выступают истоками прироста национального ВВП; экономическая стабильность стран сильно зависима от политических колебаний; высокий уровень урбанизации негативно сказывается на равномерном территориальном развитии Аргентины и Бразилии. Амбициозный внешнеполитический курс Бразилии, нацеленный на первенство в регионе, негативно влияет на двусторонние отношения с Аргентиной. Активное лоббирование национальных государственных интересов, путем экономического давления на партнёров по интеграционному блоку, приводит к замедлению темпов интеграции. На основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что современный курс интеграционных групп зачастую не основывается на единстве интересов участников. Страны Южной Америки до сих пор не смогли преодолеть экономический дисбаланс в регионе, что существенно осложняет интеграцию. Лишь координация сил таких мощных государств, как Аргентина и Бразилия могут способствовать уменьшению экономической разницы и гармонизации политических интересов стран. Общность внешнеполитических и внешнеэкономических устремлений стран может стимулировать кооперацию стран региона и сделать Южную Америку одним из мировых центров экономического влияния. Совместное развитие региона расширяет вариативный ряд механизмов преодоления возникающих вызовов и угроз, а также увеличивает шансы решить проблемы региона связанные с бедностью, нищетой и голодом.
В заключении стоить отметить, что выводы в представленной исследовательской работы основываются на анализе опыта, накопленного странами Южной и Латинской Америки за годы развития интеграционных процессов. В условиях современной мировой глобализации многие государства находятся в поисках приемлемых путей межнациональной кооперации и интеграции. Собственная модель южноамериканской интеграции имеет непомерное значение в развитии теоретической базы в области изучения интеграционных процессов в международных отношениях.
Подобные работы
- Роль Бразилии в системе региональной экономической интеграции в Латинской Америке: политические аспекты
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Роль и значимость Бразилии в развитии МЕРКОСУР
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Международно-правовые проблемы функционирования МЕРКОСУР
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ БРАЗИЛИИ В КОНЦЕ XX – XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Латиноамериканская политика правительств Бачелет и Пиньеры c 2006 по наст. время
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Роль Генерального ибероамериканского секретариата как инструмента внутрирегионального и межрегионального сотрудничества (2013–2020)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Перспективы реализации внешнеполитического курса Бразилии на многовекторность на примере БРИКС и отношений с США
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И СТРАН МЕРКОСУР НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



