Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 8
1.1. Понятие и показатели качества 8
1.2. Роль системы управление качеством продукции на предприятии 11
1.3. Сущность и назначение системы управления качеством продукции 15
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В ООО «ИНВЕСТ-ПРОМ» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ системы качества продукции в ООО «Инвест-Пром» 29
2.3. Оценка эффективности системы управления качеством на предприятии 33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ в ООО «ИНВЕСТ-ПРОМ» 43
3.1. Основные направления улучшения качества продукции в ООО «Инвест-Пром» 43
3.2. Разработка мероприятий по повышению качества продукции в ООО «Инвест-Пром» 44
3.3. Экономическое обоснование предложенных к реализации мероприятий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества продукции, которое имеет большое значение для предприятия- производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
Роль и значение коренного повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социального и экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей. В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Высокое качество продукции расширяет возможности потребления созданной продукции, повышает устойчивость денежного обращения, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает совершенствование производства, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды и здоровья населения. Необходимо отметить, что созданный у нас в стране механизм государственного воздействия на качество продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост качества продукции, требует коренной перестройки и обновления.
В современных условиях механизм обеспечения высокого качества продукции должен органично вписываться в новый общий механизм хозяйствования, основываться преимущественно на экономических методах управления, на повышении роли человеческого фактора, демократизации управления и общественной жизни, развитии товарно-денежных отношений, применении экономических рычагов и стимулов. В этом свете большое значение приобретает повышение уровня подготовки специалистов в области управления экономическими процессами, и прежде всего менеджеров, призванных глубоко анализировать сложившиеся процессы управления качеством промышленной продукции, выявлять «узкие места», предлагать мероприятия, направленные на повышение качества технологических процессов, рост объемов выпускаемой продукции высокого качества при снижении затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Цель выпускной квалификационной работы является исследование системы управления качеством продукции на предприятии, и разработка основных направлений по ее совершенствованию.
Цель, предопределила ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы системы управления качеством на предприятии;
• провести анализ системы качества продукции в ООО «Инвест-Пром»;
• разработать мероприятия по повышению качества продукции;
• дать экономическое обоснование к реализации мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Инвест-Пром».
Предметом исследования является система управления качеством.
В качестве теоретической основы выпускной квалификационной работы использованы международные и государственные стандарты, справочно-методическая литература, периодическая литература, работы таких специалистов как: С.Г. Васин, Г.Н. Зайцев, Ш.Ш. Магомедов, А.В. Минько, В.В. Овчинников, А.В. Тебекин и др.
В качестве методов познания использовались логический, системный и другие методы. Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.
Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.
Создание на предприятии систем управления, как показывает их анализ, привело к существенному расширению задач по повышению качества выпускаемой продукции и перераспределению функций между их подразделениями и службами.
Необходимость этого обусловлена, в частности, появлением таких новых задач, как планирование и оценка качества труда, анализ качества продукции, контроль исполнительской дисциплины, оперативное планирование повышения качества продукции и другое. Наряду с этим существенно расширился круг задач, связанных с обеспечением качества изготовления изделий на стадии технической подготовки производства, что вызвано постоянным совершенствованием конструктивных решений освоенных производством и необходимостью освоения новых видов изделий.
Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель должен иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов.
Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.
При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает, прежде всего, отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией «регулирование качества».
Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимой продукции - комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво повышать качество продукции.
Анализ системы управления качеством в ООО «Инвест-Пром» позволил выявить слабые места, объем и причины выработки продукции с несоответствиями, затраты на предупредительные мероприятия и контроль в процессе производства.
Были выявлены следующие проблемы:
1. Недостаточная информация о качестве объектов в эксплуатации
2. Недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции
3. Несовершенство организации работ по учету затрат и потерь, вызванных неудовлетворительным качеством изготовления изделий
4. Слабая аналитическая работа по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества изготовления изделий, изучению динамики показателей качества труда и продукции
5. Механическое перенесение разработок, выполненных на других предприятиях, по управлению качеством.
С целью повышения управления качеством и устранения вышеуказанных негативных факторов в ООО «Инвест-Пром» предлагается:
1. Улучшение материально-технического снабжения предприятия, в силу чего необходимо найти нужных поставщиков
2. Замена оборудования, используемого, на начальной стадии технологического процесса, на более отвечающее показателям качества
3. Разработка и внедрение КС УКП на предприятии.
Предварительный расчет показал, что при внедрении указанных мероприятий будет достигнут экономический эффект в суме 9767 тыс. руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 8.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
3. Аблатыпов Т. Потребитель выбирает качество / Т.Аблатыпов, Д. Бадретдинова // Охрана труда и соц. страхование. - 2014. - N 1. - С.54-57.
4. Басаков, М.И. Менеджмент / М.И. Басаков. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. - 192 с.
5. Беляев С.Ю. Управление качеством. Учебное пособие / С.Ю. Беляев Ю.Н. Забродин В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2016. - 384 с.
6. Васин С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход. Учебник / С.Г. Васин. - М.: Юрайт, 2014. - 404 с.
7. Вахрамеева Л. Качество - это люди / Л. Вахрамеева // Стандарты и качество. - 2014. - № 5. - С. 98-100.
8. Ващенко Н.В. Внедрение современных методов обеспечения качества / Н.В. Ващенко // Стандарты и качество. - 2014. - № 4. - С. 97-99.
9. Горбашко Е.А. Управление качеством. Учебник / Е.А. Горбашко. - М.: Юрайт, 2015. - 328 с.
10. Горячев В.В. И снова об оценке результативности системы менеджмента качества / В.В. Горячев // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 8. - С. 28-33.
11. Драчева, Е.Л. Менеджмент / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
12. Зайцев Г.Н. Управление качеством. Технологические методы управления качеством изделий. Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - СПб.: Питер, 2015. - 272 с.
13. Иванов Д.Ю. Качество - основа интегрированной системы менеджмента / Д. Иванов // Стандарты и качество. - 2014. - № 6. - С. 64-66.
14. Коноплев С.П. Управление качеством / С.П. Коноплев. - М.: Инфра-М, 2015. - 244 с.
15. Лазарев С.В. Управление качеством производства на основе системы Тойота / С.В. Лазарев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 92-99.
...