Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль, сущность и принципы формирования организационной структуры управления предприятием 8
1.2. Классификация структур управления 13
1.3 Развитие форм и типов структур управления как условие реализации стратегических целей предприятия 21
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «НАЛЬЧИКСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нальчикский машиностроительный завод» 26
2.2 Характеристика организационной структуры управления ОАО «Нальчикский машиностроительный завод» 35
2.3. Оценка эффективности функционирования организационной структуры ОАО «Нальчикский машиностроительный завод» 42
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
3.1. Предложения по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «Нальчикский машиностроительный завод» 53
3.2. Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
В современных условиях оптимальная организационная структура является важнейшим условием эффективной системы управления предприятием. Существующие в мировой практике различные формы организационных структур управления компанией требуют от отечественных исследователей серьезных усилий не только по их систематизации и осмыслению, но и выработке процедуры проведения анализа их эффективности.
Разрушение централизованной системы управления экономикой привело к тому, что российские промышленные предприятия оказались в состоянии управленческого вакуума, что вызвало проблемы во всех сферах их деятельности, а ТОП-менеджмент предприятий оказался не готов адекватно и быстро реагировать на новые вызовы. Исследования показывают [13, с. 21], что в изменившейся ситуации система управления промышленными предприятиями должна быть более гибкой и оперативно реагирующей на возникающие проблемы внешнего и внутреннего характера.
Обращение к зарубежному и отечественному опыту показывает, что решение этих проблем возможно в русле модернизации организационных структур управления.
Потребность в формировании высокоэффективной системы управления предприятием, когда его финансово-экономическое состояние, позиция на рынке зависят от скорости принятия решений (как оперативного, так и перспективного характера), обусловило актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Вопросы совершенствования организационных структур управления в отечественной и зарубежной литературе рассматриваются в трудах многих ученых, исследователей и специалистов, таких, как А.Г.Аганбегян, И.К.Ансофф, Ю.П.Васильев, И.Н.Герчикова, П.Ф.Друкер, С.П.Роббинс, К.А.Смирнов, А.В.Тихомирова, Р.Уотермен, Н.Н.Федорова, М.Хаммер, Д.Чампи и др.
Следует отметить, что большей частью отечественные ученые исследовали проблемы управления предприятиями в условиях централизованного управления экономикой, в связи с чем эти проблемы в условиях рыночных отношений изучены недостаточно. Поэтому выбор темы исследования обусловлен необходимостью решения теоретических и практических проблем, связанных с ростом значимости управления в изменившихся условиях, в первую очередь, на предприятиях машиностроительного комплекса, играющих большую роль в экономике России.
На основании вышеизложенного целью исследования является разработка мер по повышению эффективности управления предприятием путем совершенствования организационной структуры управления.
На основе данной цели предусматривается решение следующих задач:
• рассмотреть роль, сущность и принципы формирования организационной структуры управления предприятием;
• представить классификацию структур управления;
• проанализировать развитие форм и типов структур управления в контексте реализации стратегических целей предприятия;
• представить организационно-экономическую характеристику ОАО «Нальчикский машиностроительный завод»;
• охарактеризовать организационную структуру управления ОАО «Нальчикский машиностроительный завод»;
• дать оценку эффективности функционирования организационной структуры ОАО «Нальчикский машиностроительный завод»;
• разработать предложения по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «Нальчикский машиностроительный завод»;
• представить оценку эффективности организационной структуры управления предприятием.
Объектом исследования является ОАО «Нальчикский машиностроительный завод».
Предметом исследования являются организационные структуры управления предприятиями в аспекте выявления существующих в них проблем и анализа возможных путей их разрешения.
Теоретические источники и методы исследования. Теоретическими источниками являются материалы отечественных и зарубежных ученых и специалистов по данной тематике. В процессе исследования использовались общие и специальные методы научного познания (в том числе системного и структурно-функционального анализа и синтеза), а также методы социологического опроса и графического представления результатов исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения трех глав, заключения, приложения и списка используемых источников.
Линейно-функциональные и линейно-штабные организационные структуры управления в чистом виде могут быть эффективными в условиях установившегося производства, который протекает без существенных количественных и качественных его изменений. Поскольку такая ситуация не характерна для современного этапа развития производства, в упомянутые структуры нужно внести элементы матричных структур, разновидностью которых являются целевые (проектные) группы, которые создаются в целях реализации инновационных проектов, в том числе венчурного характера.
Это обеспечит необходимую установившемуся производству, как устойчивость, так и способность к инновационным изменениям. В этом аспекте предлагаемую модернизированную ОСУ можно условно назвать динамичной организационной структурой управления. Разновидностью динамичных структур являются так называемые сетевые структуры, в основе которых лежит интерпартнерство.
Как правило, изменения в организационной структуре возникают при возникновении проблем в управлении. Рядовой сотрудник не может инициировать изменения в структуре управления, и обычно в качестве родоначальника изменений является представитель топ-менеджмента - руководитель структурного подразделения, управляющий.
Решающее слово при реализации изменений в организационной структуре остается за руководителем предприятия, при этом руководителю достаточно трудно разобраться во множестве взаимосвязей, поэтому рассматривается только та часть структуры управления, в которой заинтересован инициатор. Если отсутствует достоверная и необходимая информация, то решение принимается со ссылкой на мнение приближенного и лояльного работника. Это и является главной ошибкой, т.к. данные изменения в структуре предприятия не решают проблемы комплексно.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что изменения, которые были реализованы для «решения» возникшей проблемы в большинстве случаев приводит к нарушению бизнес-процессов в других подразделениях, тем самым провоцируя новые проблемы организационного характера, которые в свою очередь могут повлечь новые производственные проблемы и последующую реорганизацию системы управления.
Так, при анализе структуры ОАО «Нальчикский машиностроительный завод» были обнаружены следующие нарушения в системе управления предприятием: организационная структура изменялась многократно, но цель вносимых изменений не была жестко формализована и не понятна пользователям. Такого рода изменения приводят в большинстве случаев к диспропорциям в структурах бизнес-процессов, и достижение желаемого результата сводится к минимуму, а в большинстве случаев к нулю.
На основании вышесказанного, ОАО «НМЗ» было предложено представить всю необходимую информацию о цели и процессе изменений, не нарушая «обратную связь», т.к. очень важно брать во внимание мнения работников, которые подкрепляют свои выводы конкретной доказательной базой.
Анализ действующей организационной структуры управления ОАО «НМЗ» показал следующее:
• сложившаяся система распределения полномочий в ОАО «НМЗ» нацелена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению, при этом практически не используется потенциал среднего и низшего звеньев управления;
• организационная структура ОАО «НМЗ» требует развития рыночных (маркетинговых и стратегических) блоков, а также увеличения гибкости в части удовлетворения потребностей рынка;
• необходимо усиление звена управления, отвечающего за сохранение и наращивание кадрового потенциала, а также за разработку эффективных механизмов мотивации работников, в том числе посредством определения принципов организационной культуры ОАО «НМЗ».
Главным недостатком ОСУ является неупорядоченность распределения управленческих функций между иерархическими уровнями управленческой пирамиды, что является следствием отсутствия четкой регламентации должностных обязанностей руководителей по всей управленческой цепи с акцентом на высокий уровень разделения управленческого труда.
Результаты экспертной оценки эффективности функционирования ОСУ в ОАО «НМЗ» показали следующее. По мнению большинства опрошенных, организационная структура управления «эффективна» либо «достаточно эффективна» (соответственно 63,6% и 17,4%), практически пятая часть опрошенных (19%) опрошенных придерживаются противоположного мнения и утверждают, что ОСУ не эффективна.
Значимым фактором низкой эффективности, по мнению опрошенных, является нерациональная функциональная структура, принятая на предприятии. На руководителей возложены обязанности, которые по своей природе должны быть делегированы и исполняться другими сотрудниками, как правило, нижестоящими. Решение этой проблемы возможно только при условии приведения в соответствие всех взаимосвязей между сотрудниками, а также в разработке новых должностных инструкций, исключающих дублирование функций, двойной и тройной контроль принимаемых управленческих решений.
По данным опроса, факторами, осложняющими обновление организационных структур управления в ОАО «НМЗ», являются: структурно-функциональная неупорядоченность (31,0% опрошенных), недостаточная профессиональная подготовка руководителей и специалистов (20,1%), слабое привлечение консалтинговых структур к решению организационных проблем управления (14,2%), низкий уровень динамичности ОСУ (13,0%), недостаточная мотивация работников к повышению эффективности своей деятельности (9,0%), неэффективное использование «человеческого фактора» (7,5%), слабое понимание роли конкурентного фактора (5,2%).
Таким образом, существенным фактором, тормозящим обновление ОСУ, является структурно-функциональная неупорядоченность. В качестве направления решения этой проблемы предлагается:
• провести анализ должностных инструкций, выявить дублирование функций и разработать новые должностные инструкции;
• разместить информационные стенды во всех структурных подразделениях, на которых должны быть цели деятельности, миссия предприятия и каждого отдела в отдельности.
На основании изложенного можно сформулировать следующие выводы:
1. В условиях постоянно изменяющейся внешней среды, которая приводит к усложнению бизнес-процессов на предприятии и как следствие усложнение системы управления, необходимо найти или разработать свой собственный механизм обновления организационной структуры предприятия.
2. В настоящее время в условиях формирования устойчивой рыночной экономики от предприятий машиностроения КБР требуется пересмотр своих целей, миссий, средства управления, т.к. применение прежних механизмов управления или классических схем не даст высокого результата.
3. Для реализации процесса обновления организационных структур на предприятиях машиностроения необходимо учитывать творческий потенциал сотрудников.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, N 248, 29.12.1995,
4. Базилевич Л.А., Соколов Д.В. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. - СПб.: Изд-во ЛФЭИ, 2011.
5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 215 с.
6. Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. - М.: АО «Ассиана», 2014 - 312 с.
7. Боссиди Л. Искусство результативного управления. - М.: Добрая книга, 2014. - 288 с.
8. Валуев Б.И., Горлова Л.П., Зернов Е.Л. Оперативный контроль экономической деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 344 с.
9. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - 254с.
10. Васильев Ю.П. Управление внутрифирменной системой информации. - М.: Экономика, 2014. - 316 с.
11. Вебер М. Бизнес-вычисления: практика расчета основных показателей / М. Вебер.; пер. с нем. - М.: Омега-Л, 2016. - 143с.
12. Воробьев Л.А. Основы управления производством: учебное пособие. Минск: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 2013.
13. Дейнеко О.А. Технология управленческих работ в машиностроении. • М.: Машиностроение, 2015.
14. Друкер П.Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2011.
15. Кабушкин Н.И. Организационные формы и структура управления организацией - М.: Экомпресс, 2012. - 211с.
...