Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ БЛОКБАСТЕР: КОНФЛИКТ ЗРЕЛИЩНОСТИ И НАРРАТИВНОСТИ

Работа №123380

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

кинология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
1. Блокбастер как переизобретение формы просмотра кино 4
1.1. «Кино аттракционов» как феномен «чистой видимости» 6
1.2. Блокбастеры как «кино аттракционов» 2.0 10
1.3. Реабилитация культа в кинематографе 15
2. Определение явления «блокбастер» 19
2.1. Истоки феномена 20
2.2. Блокбастер как форма кинопроизводства и его компоненты 23
3. Современный российский блокбастер 34
3.1. «Новый Голливуд» и российская киноиндустрия в 90-е: появление жанрового кино в России 35
3.2. «Ночной Дозор» Тимура Бекмамбетова: первый российский блокбастер 40
3.3. Начало государственного финансирования киноиндустрии и расцвет «народного кино» 46
3.4. Российская индустрия на пути к глокализации 51
Заключение 55
Фильмография 57
Список литературы 59


В настоящее время в кругах теоретиков кино и критиков основной исследовательский интерес складывается из анализа авторских концепций и описания их киномиров, попыток объяснить кинематограф с уже существующих психоаналитических и феноменологических подходов или найти новый, более подходящий способ разговора о кино. Словом, научное сообщество делает большой акцент на попытках помыслить и описать кинематограф с философской и искусствоведческой точки зрения, часто пренебрегая обращением к популярному массовому кинематографу, на котором и строится индустрия кино.
С момента зарождения кинематографа его можно и нужно рассматривать с двух сторон – и как новый вид искусства, и как систему, заинтересованную в экономических успехах. Кино было представлено миру как новая форма развлечения, которая позже превратилась в одну из самых прибыльных индустрий в мире. В этом смысле, исследование кино-хитов, описание их формул и объяснение успеха среди зрителей представляется необходимым для формирования общей картины о состоянии киноиндустрии и возможности предсказывать новые тенденции. С 70-х годов, когда захватившие индустрию блокбастеры стали основной движущей силой, исследователи стали предпринимать попытки описать новый феномен. Несмотря на общепринятое заблуждение в том, что блокбастер настолько очевиден в своей структуре, что не требует пристального внимания, это явление до сих пор не описано до конца.
Если в американско-европейской традиции сформировалась основная группа теоретиков, исследующих блокбастеры и их место в киноиндустрии (GeoffKing, JillNelmes, DavidBordwell, PaulGrainge), то в российском научном сообществе изучением данного вопроса занимается только Наталья Самутина и Анжелика Артюх. Объяснить слабую заинтересованность блокбастерами в России можно тем, что это явление появилось в российской киноиндустрии относительно недавно. Однако в течение последних нескольких лет между продюсерами, режиссерами, сценаристами и другими специалистами ведется более оживленный диалог о проблемах и достижениях отечественного кинематографа, чем, например, в прошлом десятилетии. В рамках 2016 года – года Российского кино многие темы для дискуссий: причины непопулярности российских фильмов в рамках страны и за рубежом, вопросы качественного производства фильмов, финансирование, обсуждались и затем освещались в прессе чаще обычного. Такое стремление государства сделать прорыв в отечественной киноиндустрии принесло свои плоды в виде появления нового феномена «русский блокбастер», описание которого пока не было начато теоретиками.
Исследовательский вопрос данной квалификационной работы заключается в следующем: «Как происходило становление российского блокбастера и как этот феномен вписывается в общую концепцию мировых блокбастеров?». Объектом исследования являются российские фильмы, предназначенные для массового кинотеатрального просмотра и выпущенные в период с 1990-х по настоящее время. Предмет исследования – взаимоотношение между зрелищностью фильмов, созданной по голливудскому формату, и содержательными, повествовательными конструкциями, в которых отражается каждый из этапов становления российского блокбастера.
Целью данной выпускной квалификационной работы является описание специфики российского блокбастера и этапы его формирования в российской киноиндустрии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить роль блокбастеров в современном кинотеатральном прокате.
2. Описать этот феномен с историографической и жанровой перспективы. Выделить основные характеристики жанра.
3. Сравнить голливудскую концепцию блокбастера с российской. Выявить основные тенденции развития такой формы кино в российской индустрии.
На основе данного исследования проверяется следующая интуиция: российская индустрия идет по пути заимствования голливудской стратегии производства и распространения блокбастеров, локализируя сюжеты и повествовательные конструкции.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе формулируется определение блокбастера как современного эпоса, в котором взаимодействуют две силы – зрелище и нарратив; описывается концепт «кино аттракционов» 2.0 как нового способа вернуть кинотеатральному просмотру актуальность, а кинематографу – уникальность. Вторая глава посвящена описанию блокбастера как жанра и формы кинопроизводства; на основе существующих теоретических работ выводится рабочее определение феномена. В третьей главе анализируется состояние российского массового кинематографа и пути взаимодействия российской киноиндустрии с глобальными процессами в сфере кино. В ней производится попытка описать основные российские кинокартины, которым удалось или не удалось соответствовать жанровым и экономическим характеристикам блокбастера.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующие выводы. В первой главе нами было определено место блокбастеров в современном кинопрокате, а именно доказано, что посредством новых технологий и обращением к модифицированным установкам «кино аттракционов» эта форма кино возрождает культуру похода в кинотеатры. Во второй главе проводился тщательный и структурированный анализ самого феномена «блокбастер». Там же было выведено рабочее определение явления, которое звучит следующим образом. Блокбастер – это киноаттракцион, в котором зрелищность (spectacle) и нарратив (narration) работают в тандеме для того, чтобы играть с эмоциональными регистрами публики и тем самым, удовлетворяя их зрительские запросы, оставаться прибыльным продуктом киноиндустрии. В третьей главе мы проследили за тем, как взаимодействие зрелищности, повествования и сюжета видоизменялось в соответствии с тенденциями массового российского кинематографа в тот или иной период. Русский блокбастер проделал путь от «народного кинематографа», сделанного в традициях американских жанров 70-х, до продукта, который может быть адаптирован локально в различных регионах.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что заявленная интуиция о заимствовании голливудской стратегии и одновременной локализации сюжетов и нарратива имела место лишь на нескольких этапах становления массового кинопродукта в России. Процесс возрождения киноиндустрии начинался именно с интенций, вынесенных нами в гипотезу, однако его продолжение в особенности в последние три года с 2016 по 2018 год указывает на новую тенденцию - сохранить «экзотическую изюминку» российских блокбастеров, а в остальном унифицироваться с глобальной формулой.
Этот вывод можно подтвердить, например, одним из самых амбициозных российских проектов, который на данный момент находится в стадии пост-производства. «Вий 2. Тайна печати дракона», который является сиквелом «Вия» (2014), - это фильм, ориентированный одновременно на два рынка: китайский и русский. С одной стороны, его производством занимается Россия (продюсеры и режиссер – русские), в его названии зашифрован определенный культурный код, а в сюжете – исторические факты о России (один из них Великое посольство Петра Первого в Европу). С другой стороны, этот приключенческий фильм по трейлеру выглядит как любой другой голливудский фильм о путешествии («Индиана Джонс» скрещенный с «Пиратами Карибского моря»), а в главных и второстепенных ролях задействованы актеры с мировым именем (Джеки Чан, Рутгер Хауэр, Арнольд Шварценеггер). Из немногочисленных доступных данных о фильме складывается впечатление, что «Вий 2», который продюсеры изначально ориентировали для экспорта в том числе, - тот самый русский блокбастер, который выходит на международную арену, вооружившись полным арсеналом голливудских стратегий и тактик по созданию блокбастеров, но и не забывает об интересах местного зрителя.



1. «9 рота» (реж.Федор Бондарчук, 2005)
2. «THX 1138» (реж.Джордж Лукас, 1971)
3. «Аватар» (реж.Джеймс Кэмерон, 2009)
4. «Адмиралъ» (реж.Андрей Кравчук, 2008)
5. «Американские граффити» (реж.Джордж Лукас, 1973)
6. «Апокалипсис сегодня» (реж.Фрэнсис Форд Коппола, 1979)
7. «Батальонъ» (реж.Дмитрий Месхиев, 2015)
8. «Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд» (реж. Кеннет Баузер, 2003)
9. «Беспечный ездок» (реж.Деннис Хоппер, 1967)
10. «Бешеный бык» (реж.Мартин Скорсезе, 1980)
11. «Бой с тенью» (реж.Алексей Сидоров, 2005)
12. «Бойцовский клуб» (реж.Дэвид Финчер, 1999)
13. «Бокобок» (реж.Кристофер Кеннелли, 2012)
14. «Бонни и Клайд» (реж.Артур Пенн, 1967)
15. «Брат – 2» (реж.Сергей Балабанов, 2000)
16. «Брат» (реж.Сергей Баланов, 1997)
17. «Бумер» (реж.Петр Буслов, 2003)
18. «Величайший фильм из всех когда-либо проданных» (реж.Морган Сперлок, 2011)
19. «Вий» (реж.Олег Степченко, 2014)
20. «Викинг» (реж.Андрей Кравчук, 2016)
21. «Властелин колец: Братство кольца» (реж.Питер Джексон, 2001)
22. «Властелин колец: Возвращение Короля» (реж.Питер Джексон, 2003)
23. «Время первых» (реж.Дмитрий Киселев, 2017)
24. «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (реж.Дэвид Йейтс, 2009)
25. «Движение вверх» (реж.Антон Мегердичев, 2017)
26. «Дневной Дозор» (реж.Тимур Бекмамбетов, 2006)
27. «Дуэль» (реж.Стивен Спилберг, 1971)
28. «Железный человек 3» (реж.Шейн Блэк, 2013)
29. «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда» (реж.Джордж Лукас, 1977)
30. «Легенда о Коловрате» (реж.ДжаникФайзиев, Иван Шурховецкий, 2017)
31. «Матрица» (реж. сестры Вачовски, 1999)
32. «Мстители» (реж.ДжоссУидон, 2012)
33. «Ночной Дозор» (реж.Тимур Бекмамбетов, 2004)
34. «Обитаемый остров: Схватка» (реж.Федор Бондарчук, 2009)
35. «Обитаемый остров» (реж.Федор Бондарчук, 2008)
36. «Последний богатырь» (реж.Дмитрий Дьяченко, 2017)
37. «Прибытие поезда» (реж. братья Люмьер, 1896)
38. «Притяжение» (реж.Федор Бондарчук, 2017)
39. «Салют-7» (реж.Клип Шипенко, 2017)
40. «Скала» (реж.Майкл Бэй, 1997)
41. «Сталинград» (реж. Федор Бондарчук, 2013
42. «Титаник» (реж.Джеймс Кэмерон, 1997)
43. «Турецкий Гамбит» (реж.ДжаникФайзиев, 2005)
44. «Хоббита: Пустошь Смауга» (реж.Питер Джексон, 2013)
45. «Человек-паук» (реж.Сэм Рэйми, 2002)
46. «Челюсти» (реж.Стивен Спилберг, 1975)
47. «Черная молния» (реж.Александр Войтинский, Дмитрий Киселев, 2009)
Список литературы

1. Altman, R. Film/Genre. London: BritishFilmInsitute, 1999.
2. BordwellD., StaigerJ., ThompsonK. The Classical Hollywood Cinema. Film Style and Mode of Production to 1960. New York: Columbia University Press, 1985.
3. Bordwell, D. Film history: an introduction. Second Edition. NY: McGraw-HIll, 2003.
4. Bordwell, D. The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. Los Angeles: University of California Press, 2006.
5. Corrigan, T. The film experience: an introduction. Third edition. NY: Bedford/St. Martin’s, 2012.
6. Film genre reader III / Ed. by Barry Keith Grant. Austin: University of Texas Press, 2003.
7. Gabler, N. Life the movie: How entertainment conquered reality. New York: Vintage Books, 2000.
8. Grainge P. Brand Hollywood: selling entertainment in global media age. London, New York: Routledge, 2008.
9. Hall, S., Neal, S. Epics, Spectacles and Blockbusters. Detroit: Wayne State University Press, 2010.
10. Hansen M. America, Paris, the Alps: Kracauer (and Benjamin) on Cinema and Modernity // CinemaandtheInventionofModernLife. University of California Press, 1996.
11. King, G. New Hollywood Cinema: an introduction. L., NY: L.T. Tauris Production. 2002.
12. King, G. Spectacular Narratives: Hollywood in the age of blockbusters. I.B. Tauris, 2000.
13. Movie blockbusters / Ed. by Julian Stringer. NY: Routledge, 2008.
14. Nelmes, J. Introduction to film studies. Fifth edition. New York: Routledge, 2012.
15. Shone, T. Blockbuster: How Hollywood Learned to Stop Worrying and Love the Summer. London, 2004.
16. The cinema of attractions reloaded / Ed. by Wanda Strauven. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006.
17. Анкета «ИК» Российские режиссеры об отечественном коммерческом кино // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/anketa-ik (дата обращения 17.04.2018)
18. Артюх, А. Новый Голливуд: история и концепция. Спб.: Алетейя, 2015.
19. Артюх, А. Реальность без фантастики. Российские фильмы в жанре фэнтези // Искусство кино, июнь 2004. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2004/06/n6-article14 (дата обращения 05.05.2018)
20. Архангельский, А. Интересно-неинтересно. Как российское кино себя обманывает // Искусство кино, октябрь 2016. №10. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/10/interesno-neinteresno-kak-rossijskoe-kino-sebya-obmanyvaet (дата обращения 14.04.2018)
21. Балабанов / Сост. Л. Аркус, М. Кувшинова, К. Шавловский. Спб: мастерская «Сеанс», 2013.
22. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Краткая история фотографии. Пер. С. Ромашко с нем. М.: «Ад Маргинем», 2013.
23. Березин, О. Государственный протекционизм: польза или вред? // Искусство кино, май/июнь 2017. № 5/6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2017/05-06/gosudarstvennyj-protektsionizm-polza-ili-vred(дата обращения 14.04.2018)
24. Бискинд, П. Беспечные ездоки, бешеные быки. Пер. с англ. С. Арбузов. М: Альтернатива, 2007.
25. Битва гигантов. Медиахолдинги: экспансия в кино // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/media-holdings(дата обращения 17.04.2018)
26. Блокбастер: перевод на русский. Круглый стол // Искусство кино, декабрь 2005. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2005/12/n12-article2 (дата обращения 14.04.2018)
27. Гусятинский, Е., Дондурей, Д., Зархи, Н. Год российского кино. Это не кризис // Искусство кино, ноябрь 2016. № 11. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/11/god-rossijskogo-kino-eto-ne-krizis (дата обращения 19.04.2018)
28. Дозор как симптом: культурологический сборник / Ред. Б. Куприянов и М. Сурков. М.:Фаланстер, 2006. 416 с.
29. Дондурей, Д. Антон Малышев: Риски – сумасшедшие // Искусство кино, апрель 2016. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/04/anton-malyshev-riski-sumasshedshie (дата обращения 14.04.2018)
30. Жажда новой крови: «Ночной дозор» - технологии коммерческого успеха // Искусство кино, 2004. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://www.kinoart.ru/archive/2004/12/n12-article2 (дата обращения 14.05.2018)
31. Живые и мертвые. О российских фильмах – чемпионах проката. Круглый стол ИК // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/box-office-champions (дата обращения 17.04.2018)
32. И вот мы на свободе…Российское кино-2003. Редакционный круглый стол // Искусство кино, январь 2004. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2004/01/n1-article2 (дата обращения 05.05.2018)
33. Карцев, Н. Юрий Арабов: Посторонним вход воспрещен // Искусство кино, декабрь 2016. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/12/yurij-arabov-postoronnim-vkhod-vospreshchen (дата обращения 30.03.2018)
34. Кокарев И. Кино как бизнес и политика. Современная киноиндустрия США и России. М.: Аспект-пресс, 2009.
35. Комм, Д., Руминов, П. Российское кино: deadline уже близок? // Искусство кино, март 2005. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2005/03/n3-article1 (дата обращения 17.04.2018)
36. Ларионов, Н. Кассовые сборы: технология прогноза // Искусство кино. № 12, декабрь 2015. URL: http://kinoart.ru/archive/2015/12/kassovye-sbory-tekhnologiya-prognoza (дата обращения: 12 мая 2017).
37. Леонтьева, К., Овчинникова, Ю., Синяпкина, К. Кинопоказ: настроения бизнеса // Искусство кино, декабрь 2015. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2015/12/kinopokaz-nastroeniya-biznesa (дата обращения 13.04.2018)
38. Мера за меру // Искусство кино, май/июнь 2017 май/июнь. № 5/6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2017/05-06/mera-za-meru(дата обращения 14.04.2018)
39. Мудрова, С., Поликарпова, С. Кинотеатральный прокат // Обзор российской киноиндустрии. М.: Метрополитан Медиа, 2012.
40. Попов, Л.В., Шитенбург, Л. Новейшая история отечественного кино 1986-2002. Спб.: Сеанс, 2002.
41. Российские мейджоры: «Мы довольны». Об итогах господдержки в 2011 году // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/rossijskie-mejdzhory-my-dovolny-ob-itogakh-gospodderzhki-rossijskogo-kino-v-2011-godu (дата обращения 14.04.2018)
42. Российское кино: вступление в новый век. Сборник научных трудов. Федер. агентство по культуре и кинематографии, научно-исследовательский ин-т киноискусства / Сост. М. Е. Зак, И. М. Шилова.
43. Российское кино: как вернуть деньги? Круглый стол ИК с участием ведущих продюсеров // Искусство кино, апрель 2005. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2005/04/n4-article2 (дата обращения 17.04.2018)
44. Савельев, И. Мы против, но мы за. «Притяжение», режиссер Федор Бондарчук // Искусство кино, май/июнь 2017. № 5/6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2017/05-06/my-protiv-no-my-za-prityazhenie-rezhisser-fedor-bondarchuk (дата обращения 11.04.2018)
45. Садуль, Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. Пер. с фр. М.К. Левиной. М.: Издательство иностранной литературы, 1957.
46. Салынский, Д. Наброски к проблеме жанров в кино // Киноведческие записки. 2004. № 69.
47. Самутина, Н. Мельес жив, или магия перевода // Синий диван, 2005, № 7.
48. Сеансу отвечают: что такое русский блокбастер? / Время проекта // Сеанс, 2005. № 23/24.[Электронный ресурс] URL: http://seance.ru/n/23-24/filmyi-proekt-russkiy-blokbaster/seansu-otvechayut-8/ (дата обращения 14.05. 2018)
49. Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей / Под ред. Н. В. Самутиной и А. И. Рейтблата. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 408 с.
50. Хроника кино: 2000-2015 / Со всеми остановками // Сеанс. Спб, 2016. № 64.
51. Шавловский, К. Кино на показ / После паузы // Сеанс. Спб, 2004. № 19/20.
52. Эйзенштейн, С. Монтаж аттракционов [Электронный ресурс] URL: http://www.tokman.ru/tx18.html (дата обращения: 11.04.2017)
53. Юсипова, Л. Плюс индустриализация всей страны // Сеанс. [Электронный ресурс] URL: http://seance.ru/n/19-20/proizvodstvo/plyus-kinoidustrializatsiya-vsey-stranyi/ (дата обращения 05.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ