Введение 1
1. Блокбастер как переизобретение формы просмотра кино 4
1.1. «Кино аттракционов» как феномен «чистой видимости» 6
1.2. Блокбастеры как «кино аттракционов» 2.0 10
1.3. Реабилитация культа в кинематографе 15
2. Определение явления «блокбастер» 19
2.1. Истоки феномена 20
2.2. Блокбастер как форма кинопроизводства и его компоненты 23
3. Современный российский блокбастер 34
3.1. «Новый Голливуд» и российская киноиндустрия в 90-е: появление жанрового кино в России 35
3.2. «Ночной Дозор» Тимура Бекмамбетова: первый российский блокбастер 40
3.3. Начало государственного финансирования киноиндустрии и расцвет «народного кино» 46
3.4. Российская индустрия на пути к глокализации 51
Заключение 55
Фильмография 57
Список литературы 59
В настоящее время в кругах теоретиков кино и критиков основной исследовательский интерес складывается из анализа авторских концепций и описания их киномиров, попыток объяснить кинематограф с уже существующих психоаналитических и феноменологических подходов или найти новый, более подходящий способ разговора о кино. Словом, научное сообщество делает большой акцент на попытках помыслить и описать кинематограф с философской и искусствоведческой точки зрения, часто пренебрегая обращением к популярному массовому кинематографу, на котором и строится индустрия кино.
С момента зарождения кинематографа его можно и нужно рассматривать с двух сторон – и как новый вид искусства, и как систему, заинтересованную в экономических успехах. Кино было представлено миру как новая форма развлечения, которая позже превратилась в одну из самых прибыльных индустрий в мире. В этом смысле, исследование кино-хитов, описание их формул и объяснение успеха среди зрителей представляется необходимым для формирования общей картины о состоянии киноиндустрии и возможности предсказывать новые тенденции. С 70-х годов, когда захватившие индустрию блокбастеры стали основной движущей силой, исследователи стали предпринимать попытки описать новый феномен. Несмотря на общепринятое заблуждение в том, что блокбастер настолько очевиден в своей структуре, что не требует пристального внимания, это явление до сих пор не описано до конца.
Если в американско-европейской традиции сформировалась основная группа теоретиков, исследующих блокбастеры и их место в киноиндустрии (GeoffKing, JillNelmes, DavidBordwell, PaulGrainge), то в российском научном сообществе изучением данного вопроса занимается только Наталья Самутина и Анжелика Артюх. Объяснить слабую заинтересованность блокбастерами в России можно тем, что это явление появилось в российской киноиндустрии относительно недавно. Однако в течение последних нескольких лет между продюсерами, режиссерами, сценаристами и другими специалистами ведется более оживленный диалог о проблемах и достижениях отечественного кинематографа, чем, например, в прошлом десятилетии. В рамках 2016 года – года Российского кино многие темы для дискуссий: причины непопулярности российских фильмов в рамках страны и за рубежом, вопросы качественного производства фильмов, финансирование, обсуждались и затем освещались в прессе чаще обычного. Такое стремление государства сделать прорыв в отечественной киноиндустрии принесло свои плоды в виде появления нового феномена «русский блокбастер», описание которого пока не было начато теоретиками.
Исследовательский вопрос данной квалификационной работы заключается в следующем: «Как происходило становление российского блокбастера и как этот феномен вписывается в общую концепцию мировых блокбастеров?». Объектом исследования являются российские фильмы, предназначенные для массового кинотеатрального просмотра и выпущенные в период с 1990-х по настоящее время. Предмет исследования – взаимоотношение между зрелищностью фильмов, созданной по голливудскому формату, и содержательными, повествовательными конструкциями, в которых отражается каждый из этапов становления российского блокбастера.
Целью данной выпускной квалификационной работы является описание специфики российского блокбастера и этапы его формирования в российской киноиндустрии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить роль блокбастеров в современном кинотеатральном прокате.
2. Описать этот феномен с историографической и жанровой перспективы. Выделить основные характеристики жанра.
3. Сравнить голливудскую концепцию блокбастера с российской. Выявить основные тенденции развития такой формы кино в российской индустрии.
На основе данного исследования проверяется следующая интуиция: российская индустрия идет по пути заимствования голливудской стратегии производства и распространения блокбастеров, локализируя сюжеты и повествовательные конструкции.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе формулируется определение блокбастера как современного эпоса, в котором взаимодействуют две силы – зрелище и нарратив; описывается концепт «кино аттракционов» 2.0 как нового способа вернуть кинотеатральному просмотру актуальность, а кинематографу – уникальность. Вторая глава посвящена описанию блокбастера как жанра и формы кинопроизводства; на основе существующих теоретических работ выводится рабочее определение феномена. В третьей главе анализируется состояние российского массового кинематографа и пути взаимодействия российской киноиндустрии с глобальными процессами в сфере кино. В ней производится попытка описать основные российские кинокартины, которым удалось или не удалось соответствовать жанровым и экономическим характеристикам блокбастера.
Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующие выводы. В первой главе нами было определено место блокбастеров в современном кинопрокате, а именно доказано, что посредством новых технологий и обращением к модифицированным установкам «кино аттракционов» эта форма кино возрождает культуру похода в кинотеатры. Во второй главе проводился тщательный и структурированный анализ самого феномена «блокбастер». Там же было выведено рабочее определение явления, которое звучит следующим образом. Блокбастер – это киноаттракцион, в котором зрелищность (spectacle) и нарратив (narration) работают в тандеме для того, чтобы играть с эмоциональными регистрами публики и тем самым, удовлетворяя их зрительские запросы, оставаться прибыльным продуктом киноиндустрии. В третьей главе мы проследили за тем, как взаимодействие зрелищности, повествования и сюжета видоизменялось в соответствии с тенденциями массового российского кинематографа в тот или иной период. Русский блокбастер проделал путь от «народного кинематографа», сделанного в традициях американских жанров 70-х, до продукта, который может быть адаптирован локально в различных регионах.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что заявленная интуиция о заимствовании голливудской стратегии и одновременной локализации сюжетов и нарратива имела место лишь на нескольких этапах становления массового кинопродукта в России. Процесс возрождения киноиндустрии начинался именно с интенций, вынесенных нами в гипотезу, однако его продолжение в особенности в последние три года с 2016 по 2018 год указывает на новую тенденцию - сохранить «экзотическую изюминку» российских блокбастеров, а в остальном унифицироваться с глобальной формулой.
Этот вывод можно подтвердить, например, одним из самых амбициозных российских проектов, который на данный момент находится в стадии пост-производства. «Вий 2. Тайна печати дракона», который является сиквелом «Вия» (2014), - это фильм, ориентированный одновременно на два рынка: китайский и русский. С одной стороны, его производством занимается Россия (продюсеры и режиссер – русские), в его названии зашифрован определенный культурный код, а в сюжете – исторические факты о России (один из них Великое посольство Петра Первого в Европу). С другой стороны, этот приключенческий фильм по трейлеру выглядит как любой другой голливудский фильм о путешествии («Индиана Джонс» скрещенный с «Пиратами Карибского моря»), а в главных и второстепенных ролях задействованы актеры с мировым именем (Джеки Чан, Рутгер Хауэр, Арнольд Шварценеггер). Из немногочисленных доступных данных о фильме складывается впечатление, что «Вий 2», который продюсеры изначально ориентировали для экспорта в том числе, - тот самый русский блокбастер, который выходит на международную арену, вооружившись полным арсеналом голливудских стратегий и тактик по созданию блокбастеров, но и не забывает об интересах местного зрителя.
1. Altman, R. Film/Genre. London: BritishFilmInsitute, 1999.
2. BordwellD., StaigerJ., ThompsonK. The Classical Hollywood Cinema. Film Style and Mode of Production to 1960. New York: Columbia University Press, 1985.
3. Bordwell, D. Film history: an introduction. Second Edition. NY: McGraw-HIll, 2003.
4. Bordwell, D. The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. Los Angeles: University of California Press, 2006.
5. Corrigan, T. The film experience: an introduction. Third edition. NY: Bedford/St. Martin’s, 2012.
6. Film genre reader III / Ed. by Barry Keith Grant. Austin: University of Texas Press, 2003.
7. Gabler, N. Life the movie: How entertainment conquered reality. New York: Vintage Books, 2000.
8. Grainge P. Brand Hollywood: selling entertainment in global media age. London, New York: Routledge, 2008.
9. Hall, S., Neal, S. Epics, Spectacles and Blockbusters. Detroit: Wayne State University Press, 2010.
10. Hansen M. America, Paris, the Alps: Kracauer (and Benjamin) on Cinema and Modernity // CinemaandtheInventionofModernLife. University of California Press, 1996.
11. King, G. New Hollywood Cinema: an introduction. L., NY: L.T. Tauris Production. 2002.
12. King, G. Spectacular Narratives: Hollywood in the age of blockbusters. I.B. Tauris, 2000.
13. Movie blockbusters / Ed. by Julian Stringer. NY: Routledge, 2008.
14. Nelmes, J. Introduction to film studies. Fifth edition. New York: Routledge, 2012.
15. Shone, T. Blockbuster: How Hollywood Learned to Stop Worrying and Love the Summer. London, 2004.
16. The cinema of attractions reloaded / Ed. by Wanda Strauven. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006.
17. Анкета «ИК» Российские режиссеры об отечественном коммерческом кино // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/anketa-ik (дата обращения 17.04.2018)
18. Артюх, А. Новый Голливуд: история и концепция. Спб.: Алетейя, 2015.
19. Артюх, А. Реальность без фантастики. Российские фильмы в жанре фэнтези // Искусство кино, июнь 2004. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2004/06/n6-article14 (дата обращения 05.05.2018)
20. Архангельский, А. Интересно-неинтересно. Как российское кино себя обманывает // Искусство кино, октябрь 2016. №10. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/10/interesno-neinteresno-kak-rossijskoe-kino-sebya-obmanyvaet (дата обращения 14.04.2018)
21. Балабанов / Сост. Л. Аркус, М. Кувшинова, К. Шавловский. Спб: мастерская «Сеанс», 2013.
22. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Краткая история фотографии. Пер. С. Ромашко с нем. М.: «Ад Маргинем», 2013.
23. Березин, О. Государственный протекционизм: польза или вред? // Искусство кино, май/июнь 2017. № 5/6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2017/05-06/gosudarstvennyj-protektsionizm-polza-ili-vred(дата обращения 14.04.2018)
24. Бискинд, П. Беспечные ездоки, бешеные быки. Пер. с англ. С. Арбузов. М: Альтернатива, 2007.
25. Битва гигантов. Медиахолдинги: экспансия в кино // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/media-holdings(дата обращения 17.04.2018)
26. Блокбастер: перевод на русский. Круглый стол // Искусство кино, декабрь 2005. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2005/12/n12-article2 (дата обращения 14.04.2018)
27. Гусятинский, Е., Дондурей, Д., Зархи, Н. Год российского кино. Это не кризис // Искусство кино, ноябрь 2016. № 11. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/11/god-rossijskogo-kino-eto-ne-krizis (дата обращения 19.04.2018)
28. Дозор как симптом: культурологический сборник / Ред. Б. Куприянов и М. Сурков. М.:Фаланстер, 2006. 416 с.
29. Дондурей, Д. Антон Малышев: Риски – сумасшедшие // Искусство кино, апрель 2016. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/04/anton-malyshev-riski-sumasshedshie (дата обращения 14.04.2018)
30. Жажда новой крови: «Ночной дозор» - технологии коммерческого успеха // Искусство кино, 2004. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://www.kinoart.ru/archive/2004/12/n12-article2 (дата обращения 14.05.2018)
31. Живые и мертвые. О российских фильмах – чемпионах проката. Круглый стол ИК // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/box-office-champions (дата обращения 17.04.2018)
32. И вот мы на свободе…Российское кино-2003. Редакционный круглый стол // Искусство кино, январь 2004. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2004/01/n1-article2 (дата обращения 05.05.2018)
33. Карцев, Н. Юрий Арабов: Посторонним вход воспрещен // Искусство кино, декабрь 2016. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2016/12/yurij-arabov-postoronnim-vkhod-vospreshchen (дата обращения 30.03.2018)
34. Кокарев И. Кино как бизнес и политика. Современная киноиндустрия США и России. М.: Аспект-пресс, 2009.
35. Комм, Д., Руминов, П. Российское кино: deadline уже близок? // Искусство кино, март 2005. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2005/03/n3-article1 (дата обращения 17.04.2018)
36. Ларионов, Н. Кассовые сборы: технология прогноза // Искусство кино. № 12, декабрь 2015. URL: http://kinoart.ru/archive/2015/12/kassovye-sbory-tekhnologiya-prognoza (дата обращения: 12 мая 2017).
37. Леонтьева, К., Овчинникова, Ю., Синяпкина, К. Кинопоказ: настроения бизнеса // Искусство кино, декабрь 2015. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2015/12/kinopokaz-nastroeniya-biznesa (дата обращения 13.04.2018)
38. Мера за меру // Искусство кино, май/июнь 2017 май/июнь. № 5/6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2017/05-06/mera-za-meru(дата обращения 14.04.2018)
39. Мудрова, С., Поликарпова, С. Кинотеатральный прокат // Обзор российской киноиндустрии. М.: Метрополитан Медиа, 2012.
40. Попов, Л.В., Шитенбург, Л. Новейшая история отечественного кино 1986-2002. Спб.: Сеанс, 2002.
41. Российские мейджоры: «Мы довольны». Об итогах господдержки в 2011 году // Искусство кино, февраль 2012. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02/rossijskie-mejdzhory-my-dovolny-ob-itogakh-gospodderzhki-rossijskogo-kino-v-2011-godu (дата обращения 14.04.2018)
42. Российское кино: вступление в новый век. Сборник научных трудов. Федер. агентство по культуре и кинематографии, научно-исследовательский ин-т киноискусства / Сост. М. Е. Зак, И. М. Шилова.
43. Российское кино: как вернуть деньги? Круглый стол ИК с участием ведущих продюсеров // Искусство кино, апрель 2005. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2005/04/n4-article2 (дата обращения 17.04.2018)
44. Савельев, И. Мы против, но мы за. «Притяжение», режиссер Федор Бондарчук // Искусство кино, май/июнь 2017. № 5/6. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/2017/05-06/my-protiv-no-my-za-prityazhenie-rezhisser-fedor-bondarchuk (дата обращения 11.04.2018)
45. Садуль, Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. Пер. с фр. М.К. Левиной. М.: Издательство иностранной литературы, 1957.
46. Салынский, Д. Наброски к проблеме жанров в кино // Киноведческие записки. 2004. № 69.
47. Самутина, Н. Мельес жив, или магия перевода // Синий диван, 2005, № 7.
48. Сеансу отвечают: что такое русский блокбастер? / Время проекта // Сеанс, 2005. № 23/24.[Электронный ресурс] URL: http://seance.ru/n/23-24/filmyi-proekt-russkiy-blokbaster/seansu-otvechayut-8/ (дата обращения 14.05. 2018)
49. Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей / Под ред. Н. В. Самутиной и А. И. Рейтблата. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 408 с.
50. Хроника кино: 2000-2015 / Со всеми остановками // Сеанс. Спб, 2016. № 64.
51. Шавловский, К. Кино на показ / После паузы // Сеанс. Спб, 2004. № 19/20.
52. Эйзенштейн, С. Монтаж аттракционов [Электронный ресурс] URL: http://www.tokman.ru/tx18.html (дата обращения: 11.04.2017)
53. Юсипова, Л. Плюс индустриализация всей страны // Сеанс. [Электронный ресурс] URL: http://seance.ru/n/19-20/proizvodstvo/plyus-kinoidustrializatsiya-vsey-stranyi/ (дата обращения 05.05.2018)