Введение
Глава 1
1.1.Мировой рынок
1.2.Российский рынок
1.2.1.Мобильная связь
1.2.2.Фиксированный доступ в Интернет.
1.2.3.Фиксированная телефонная связь.
1.2.4.Дальнейшее развитие российского рынка.
1.3.Бизнес-модель.
1.4.Бизнес-модель Остервальдера
1.4.1.Потребительские сегменты
1.4.2.Ценностное предложение.
1.4.3.Каналы сбыта.
1.4.4.Взаимоотношения с клиентом.
1.4.5.Потоки поступления доходов.
1.4.6.Ключевые ресурсы.
1.4.7.Ключевые виды деятельности.
1.4.8.Ключевые партнеры.
1.4.9.Структура затрат.
Глава 2
2.1.Информация о компании.
2.2.Ростелеком на рынке.
2.3.Клиентская база Ростелекома.
2.4.СКАТ DPI.
2.5.Анализ клиентской базы.
2.5.1. Кластерный анализ.
2.5.2.Кластеры в разрезе доходности.
2.5.3. Описания кластеров.
Глава 3.
3.1.Проект
3.2.Ростелеком и телемедицина
3.3.Описание проекта.
3.4.Бизнес модель сервиса
3.4.1.Клиентский сегмент
3.4.2.Ценностное приложение
3.4.3. Каналы сбыта
3.4.4.Взаимоотношения с клиентами
3.4.5.Потоки поступления доходов.
3.4.6.Ключевые ресурсы.
3.4.7.Ключевые действия.
3.4.8.Ключевые партнеры.
3.4.9.Структура затрат.
Заключение
Список источников
На сегодняшний день российский рынок телекоммуникаций находиться а стадии стагнации. За прошедший год он показал рост всего в 1,3%, а в 2016 году он вырос всего на 0,7%. Эксперты связывают такие низкие темпы роста с тем, что рынок подошел к точке насыщения: в традиционных для телекоммуникационных компаний секторах - мобильная связь, фиксированная телефонная связь, фиксированный доступ в Интернет - наблюдается застой. Сегодня у 97% населения России есть мобильный телефон, доля проникновения Интернат составляет 70%, а фиксированная телефонная связь продолжает проигрывать мобильной в глазах клиентов. Поэтому количество новых абонентов год от года падает. Другая особенность рынка - его структура. Он поделен между пятью крупнейшими компания, то есть представляет собой олигополию. В таких условиях наблюдается ожесточенная конкурентная борьба основным методом которой становится снижение цен или ценовая конкуренция. Это еще больше сдерживает рост рынка.
Из-за этих причин компании ищут альтернативные способы увеличить свои выручки. Одним из выходов становится диверсификация перечня предоставляемых услуг за счет выхода на смежные рынки. Для того, чтобы на них выйти создаются сервисы, использующие существующую инфраструктуру и удовлетворяющие другие нужды клиентов. Примером такого сервиса может быть система микрофинансирования, разрабатываемая ПАО «МТС» и ПАО «Вымпелком». Он позволит абонентам получить микрокредит на любые покупки, используя счет, привязанный к номеру мобильного телефона. Другой пример работы в сфере финансов - это проект Мегафона, который позволяет использовать счет мобильного телефону, как альтернативу банковской карте. С помощью специальной карты, привязанной ко счету, абонент может совершать покупки и переводить деньги.
Но выход на незнакомый рынок - это всегда очень большие риски, вызванные недостатком опыта работы на нем, и некоторые проекты терпят неудачу. Например, провал настиг созданный дочерним предприятием ПАО «Мегафон» ООО «Yota» смартфон. Предполагалось, что YotaPhone станет «убийцей Iphone», и спрос на него составит почти миллион штук, то есть он станет полноценным российским аналогом чрезвычайно популярных заграничных смартфонов, но этого не произошло. Продажи первой модели составили 30 000 смартфонов, а продажи второй модели всего несколько сотен. Очевидно, что производитель неправильно оценил перспективы своего проекта и неправильно им управлял.
Чтобы проект стал успешным необходим тщательной и всесторонний анализ рынка, на который планируется выход, и проработка концепции предоставляемых услуг и товаров. Поэтому критичным становится бизнес-модель будущего проекта.
Цель этой работы - разработать модель оценки новых ИТ-сервисов для телекоммуникационных компаний и создать бизнес-модель одного из них. В качестве проекта был выбран разрабатываемый ПАО «Ростелеком» сервис онлайн-консультаций с врачами.
Реализация этой цели распадается на несколько задач. Это:
Анализ мирового и российского рынков телекоммуникаций;
Выбор концепции, на основании которой построена бизнес-модель;
Анализ компании Ростелеком и использующегося в ней программного обеспечения;
Анализ базы абонентов Ростелекома;
Разработка бизнес-модели сервиса.
Разработка бизнес-модели включает в себя следующие этапы:
Определение потребностей целевых клиентских сегментов и их потребностей;
Разработка ценностного предложения, отвечающего нуждам целевых потребителей;
Выбор каналов сбыта;
Расчет объемов предполагаемых доходов;
Определение типа взаимоотношений с клиентами;
Определение ключевых ресурсов, требующихся для реализации сервиса;
Определение ключевых действий для создания и поддержки сервиса;
Выбор ключевых партеров;
Анализ структуры затрат.
Таким образом объектом исследования являются новые ИТ-сервисы телекоммуникационных компаний, а предметом - разработка бизнес-модели одного из них.
В качестве информационной базы были использованы данные о абонентах Ростелекома в Северо-Западном регионе, и информация о сотрудниках Ростелекома по всей стране. Эти данные были проанализированы с целью, определить портреты целевых аудиторий разрабатываемого сервиса и рассчитать потенциальный объем спроса. В качестве методов анализа были использованы: кластерный анализ методом к-средних; нейронная сеть нечеткой логики Anfis, карты Коханена.
В результате проведенной работы был проанализирован мировой и российский рынок телекоммуникаций, и было установлено, что российский рынок находится в стадии стагнации. Это отражается на всех участницах - темпы роста их выручек снижаются и все острее ощущается необходимость отойти от модели предоставления только традиционных услуг мобильной и фиксированной связи. В качестве выхода из сложившейся ситуации для обеспечения как всего развития, так и развития рынка в целом, телеком компаниям было предложено создавать проекты, использующих имеющуюся инфраструктуру, из смежных областей. Были приведены различные уже существующие примеры таких проектов.
Была обоснована необходимость разработки бизнес-модели проекта перед его созданием. После проведенного исследования, которое заключалось в оценке различных подходов к созданию бизнес-модели, была выбрана канва, предложенная Александром Остервальдером. Все блоки, из которых состоит эта канва, были описаны и снабжены примерами.
Было написано описание Ростелекома, приведены ее финансовые показатели, и описано программное обеспечение, которым пользуются ее сотрудники. Затем для того, чтобы понять, на каких клиентов ориентируется компании, был проведен анализ абонентской базы в Северо-Западном регионе. Анализ заключался в выделение основных сегментов. Для этого использовалась кластеризация методом к-средних. Выбранный подход был обоснован. На основе проведенной исследования были обрисованы портреты веселены сегментов и даны рекомендации относительно способов работы с ними и используемых каналов, чтобы повысить их удовлетворенность и прибыльность.
Была описана и обоснована концепция будущего проекта, его структура, фазы его тестирования и выбраны основная предоставляемая услуга - онлайн-консультация с врачом. Согласно выбранной канве, была составлена бизнес-модель для сервиса. Для этого каждый из блоков был разобран.
Для блока «Целевые сегменты» были сделаны предположения, относительно целевой аудитории проекта. Исходя из этих предположений и на основании располагаемых данных, был проведен анализ базы сотрудников Ростелекома для, целями которого являются корректировка портретов целевых аудиторий и расчет потенциального спроса. Для его выполнения вначале была проведена сегментация с помощью кластеризации методом карт Коханена в среде Deductor. Затем, используя нейронные сети нечеткой логики Anfis в среде Matlab, для потенциальных клиентов были определены степени заинтересованности услугами сервиса. На основании результатов двух этих этапов анализа, было рассчитано число потенциальных клиентов. После этого для второй фазы к результатам исследования абонентской базы на Северо-Западном регионе были добавлены дополнительные характеристики, на основании которых были выставлены оценки потенциального спроса.
Для блока «Ценностное предложение», на основании проведенного в предыдущем блоке анализа были сформулированы потребности целевых аудиторий. Исходя из них, был оформлен список предложенных клиентам услуг и их описания.
Основывайся на проведенном анализе базы сотрудников и оценках ARPU, были вставлены цены и определены основные потоки доходов.
Исходя из концепции проекта, ценностного предложения и портретов целевых аудиторий были определены: типы взаимоотношений с клиентами, каналы сбыта, ключевые ресурсы, ключевые партнеры, ключевые действия, структура затрат.
Результатом работы стала законченная бизнес-модель.
В будущем эту работу можно продолжить и углубить. По мере завершения двух первых фаз можно будет четче обрисовать целевые аудитории и проверить выдвинутые относительно них гипотезы. Когда станет понятно, какие сегменты как часто используют сервис на фазу 1, можно будет скорректировать представления о клиентах на фазе 2 и лучше понять спрос с их стороны. После завершения фазы 2, основываясь на всех полученных данных, можно будет уже оценить спрос по всей стране. Тестирование во время двух фаз поможет определить эффективность различных рекламных каналов, убедиться в правильности предположений о потребностях клиентов, растаивать потоки доходов.
На данный момент, пока сервис еще запустился, необходимо создать полноценную финансовую модель, которая будет учитывать не только доходы с фазы 1, но и с фазы 2 и фазы 3, а также структуру затрат.
1) ВЦИОМ. Сотовый роуминг в России: оставить или отменить? [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116368(дата обращения 15.04.2018)
2) Ермак C.Телеком сродни наркоторговле[Электронный ресурс]URL: http://expert.ru/ural/2016/07/telekom-srodni-narkotorgovle/(дата обращения 15.04.2018)
3) Плохоров A. Объем телеком-рынка: что считаем?[Электронный ресурс] URL: http://www.cnews.ru/reviews/rossijskij_telekommunikatsionnyj_rynok/articles/rynok_telekommunikatsij_vse_chemto_zanyaty_no_rosta_net(дата обращения 15.04.2018)
4) ПТП-Консалт. Количество пользователей интернета в России. [Электронный ресурс] URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151(дата обращения 15.04.2018)
5) Ростелеком. Годовой отчет 2017[Аналитический отчет]
6) Ростелеком. Годовой отчет 2016[Аналитический отчет]
7) Седов К. Мобильная связь в России подорожала на 15%[Электронный ресурс]URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/08/25/730961-mobilnaya-svyaz-podorozhala(дата обращения 25.04.2018)
8) Седов К. Операторы готовы к ценовой войне.[Электронный ресурс] URL: https://www.pressreader.com/russia/vedomosti/20171204/281487866676535(дата обращения 19.04.2018)
9) Седов К. Доходы «Вымпелкома» от мобильных услуг снова выросли. [Электронный ресурс]URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/11/09/741097-dohodi-vimpelkoma-virosli(дата обращения 11.04.2018)
10) Сергеева. Интернет 2017–2018 в мире и в России: статистика и тренды. [Электорнный ресурс] URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/(дата обращения 19.04.2018)
11) ТАСС. Эксперты: запуск телемедицины в России потребует 3-5 лет [Электронный ресурс] URL:http://tass.ru/obschestvo/4450764(дата обращения 05.04.2018)
12) Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь в России. 2016 год. [Аналитический отчет]
13) Chee W. Worldwide Spending on Telecommunications Services [Электронныйресурс]. URL:https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS43277017 (дата обращения 15.04.2018)
14) Chesbrough H., Rosenbloom R.,The role of the business model in capturing value from innovation: evidence from Xerox Corporation's technology spin‐off companies, 2002
15) Information technology (IT) spending on telecommunications services worldwide [Электронныйресурс] URL: https://proxy.library.spbu.ru:2564/statistics/203293/global-telecom-services-spending-forecast/ (датаобращения 19.04.2018)
16) Forbes URL:https://www.forbes.com/companies/rostelecom/(датаобращения 19.04.2018)
17) Johnson M., Chistensen C. Reinventing your business model, 2008
18) J’son & Partners Consulting, Российский рынок сотовой связи: текущее состояние и прогноз, 2013–2020 гг.[Аналитический отчет] от 21 Марта 2017
19) Linder J., Cantrell S. - Accenture Institute for High Performance Business, 2000
20) Mediascope. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек[Электронный ресурс] URL: http://mediascope.net/press/news/744498/(дата обращения 19.04.2018)
21) Ostewalder A., Pigneur Y. Business model generation: a handbook for visionaries, game changers– 2010
22) Osterwalder A.,The business model ontology: A proposition in a design science approach - 2004
23) Osterwalder A., Pigneur Y.,Business Model Generation: A handbook for visionaries, game changers and challengers , 2011
24) Tadviser. Открытие Брокер: Динамика сервисной мобильной выручки и маржи OIBDA операторов отрицательная.[Электронный ресурс]URL:http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)(дата обращения 10.04.2018)
25) ТМТ-Consulting.Российский рынок телекоммуникаций 2016 [Электронный ресурс] URL: http://tmt-consulting.ru/wp-content/uploads/2016/12/%D0%A2%D0%9C%D0%A2-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC-2016.pdf(дата обращения 21.04.2018)
26) vc.ru. «Мегафон» впервые раскрыл статистику по своим банковским картам. [Электронный ресурс] URL:https://vc.ru/22562-mastercard-megafon-report(дата обращения 05.04.2018)
27) Zott C., Amit. R Business model design: an activity system perspective C Zott, R Amit - Long range planning, 2010
28) Zott C. Amit R. Massa L. The business model: Theoretical roots, recent developments, and future research, 2010
29) Zott C. Amit R. Value creation in e‐business - Strategic management journal, 2001