Экзаменационный билет № 1
1. Олигофренопсихология как самостоятельная отрасль научного знания
2. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
3. Решение кейс–задачи
Кейс 1.
Разработайте стратегию медико-психолого-педагогического сопровождения для мальчика 10–лет с последствиями черепно-мозговой травмы, полученной вследствие падения с лестницы второго этажа в школе. После перенесенной травмы появились значительные нарушения речи, памяти. Наблюдается раздражительность, плаксивость, быстрое истощение, агрессивные вспышки. Значительно ухудшилась успеваемость в школе, в связи с чем встал вопрос об индивидуальной форме обучения.
Экзаменационный билет № 2
1. Методологические основы олигофренопсихологии
2. Специфика учебной деятельности детей с умственной отсталостью
3. Решение кейс–задачи
Кейс 2.
Во время подготовки домашнего задания по математике учащиеся школы–интерната для детей с интеллектуальными нарушениями отказались решать задачу, ссылаясь на то, что «мы такого не проходили!». Воспитатель группы продленного дня попросила показать задачу, которую решали на уроке. Задача выглядела следующим образом: «30 л молока разлили по бидонам. В каждый бидон разлили по 5 л молока. Сколько потребовалось бидонов?». Задача из домашнего задания выглядела так: «Конфеты (49 кг) разложили по коробкам. Потребовалось 7 коробок. По сколько кг конфет разложили в каждую коробку?». Воспитатель сказала детям, что задача из домашнего задания «точно такая же, как и в классе». На что дети возразили, что «в классе была задача про молоко, а здесь – про конфеты».
Самостоятельная работа
1. Какая особенность мышления умственно отсталых детей помешала им решить задачу?
2. Дайте воспитателю.
Экзаменационный билет № 3
1. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в развитие представлений об умственной отсталости
2. Мотивационно-потребностная сфера деятельности детей с умственной отсталостью
3. Решение кейс–задачи
Кейс 3.
Маша, 9 лет. Учится во 2–м классе школы для детей с интеллектуальными нарушениями. К психологу обратилась учитель класса с просьбой «хоть что–нибудь сделать с этим ребенком!». Со слов учителя, Маша работает на уроке не более 5 мин, после чего начинает отвлекаться, разговаривать с детьми класса, ерзать на стуле. На вопросы учителя выкрикивает с места «что попало, лишь бы ответить». По словам мамы ребенка, дома Маша ведет себя примерно так же. Не в состоянии делать какое-нибудь дело долго, требует постоянного контроля со стороны матери или отца.
Самостоятельная работа:
1. Какова причина такого поведения ребенка?
2. Дайте рекомендации учителю по взаимодействию с девочкой на уроках.
Экзаменационный билет № 4
1. Основные теоретические положения Л. С. Выготского относительно детей с умственной отсталостью
2. Специфика интеллектуальной подготовленности ребенка с умственной отсталостью к школьному обучению
3. Решение кейс–задачи
Кейс 4.
На коррекционном занятии во 2–м классе школы для детей с интеллектуальными нарушениями психолог использовала игру «Закончи фразу». Детям предлагалось закончить предложения. Ответы были следующие:
Если сегодня вторник, то вчера был... понедельник.
Если сегодня 5 октября, то завтра будет... 6 октября.
Если сегодня 31 мая, то завтра будет... 32 мая.
Если сегодня 31 августа, то завтра начинается время года... весна.
Самостоятельная работа
С какими особенностями восприятия связаны ответы детей?
Какие проблемы, на ваш взгляд, могут быть у детей при усвоении образовательной программы?
Наметьте пути помощи детям.
Экзаменационный билет № 5
1. Основные формы умственной отсталости: олигофрения и деменция
2. Своеобразие игровой деятельности детей с умственной отсталостью
3. Решение кейс–задачи
Кейс 5.
Учитель математики пригласила классного руководителя 7–го класса на свой урок. Классный руководитель была неприятно удивлена тем, что ее ученики очень плохо знают таблицу умножения. Классный руководитель пообещала учителю математики, что в течении месяца весь класс «подтянет» таблицу умножения. На протяжении месяца практически любое свободное время уделялось зубрежке таблицы умножения, были даже сделаны карточки, аналогичные карточкам при изучении иностранного языка. Через месяц полностью таблицу умножения знал только один ученик из 11. Остальные хорошо знали таблицу умножения только до 7, при этом с трудом отвечали примеры «вразнобой».
Самостоятельная работа
1. С чем, на ваш взгляд, связана подобная ситуация в классе?
2. Насколько эффективно было решение классного руководителя учить таблицу умножения описанным выше образом?
Экзаменационный билет № 6
1. Классификации олигофрении, предложенная Г. Е. Сухаревой,
М. С. Певзнер
2. Особенности формирования предметно–практической деятельности детей с умственной отсталостью
3. Решение кейс–задачи
Кейс 6
Приведите примеры неадекватных предметных действий ребенка с УО при выполнении предметно–практической деятельности, деятельности по самообслуживанию и гигиене. Укажите педагогические меры, направленные на коррекцию нарушений данных видов деятельностей.
Экзаменационный билет № 7
1. Краткая характеристика степеней умственной отсталости по МКБ–10, их отличительные особенности и перспективы развития
2. Специфика коммуникации и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у дошкольников с умственной отсталостью
3. Решение кейс–задачи
Кейс 7
Опишите коммуникативное поведение ребенка с умственной отсталостью в группе детского сада в начале периода адаптации, после продолжительного периода посещения ДОУ.
Экзаменационный билет № 8
1. Проявление общих закономерностей развития психики при умственной отсталости
2. Специфика развития личности детей и подростков с умственной отсталостью
3. Решение кейс–задачи
Раскройте специфику психолого–педагогического сопровождения УО подростка, в поведении которого проявляется психопатоподобный синдром в виде аффективной возбудимости, расторможенности влечений, грубой дезорганизации работоспособности, деятельности и поведения.
Экзаменационный билет № 9
1. Специфические закономерности развития детей с умственной отсталостью различной степени выраженности.
2. Особенности развития эмоционально–волевой сферы детей и подростков с умственной отсталостью.
3. Решение кейс–задачи
Кейс 9
Раскройте специфику психолого–педагогического сопровождения УО младшего школьника, в эмоционально–волевой сфере, которого ярко проявляется неврозоподобный синдром в виде ранимости, боязливости, склонности к страхам, заиканию и тикам. Для младшего школьника характерны резкое заторможенная активность, инициатива, самостоятельность, что проявляется не только в деятельности, но и в общении с окружающими сверстниками и взрослыми.
Экзаменационный билет № 10
1. Характеристика структуры нарушения при умственной отсталости
2. Особенности формирования основных мыслительных операций у детей с умственной отсталостью
3. Решение кейс-задачи
Кейс 10
Надя, 10 лет. Тест «Исключение лишнего» (невербальный вариант).
Самолет, лодка, корабль, паром. – «Лишний самолет, он не плавает».
Телефон, весы, термометр, часы. – «Лишние весы, на них нет цифр».
Собака, коза, корова, волк. – «Лишний волк. Он – злой».
Ворона, чайка, бабочка, дятел. – «Лишняя бабочка. У нее тоненькие крылышки».
Огурец, яблоко, банан, лимон. – «Лишний огурец. Он зеленый».
Самостоятельная работа
1. Опишите уровень развития и особенности мышления Нади.
2. Наметьте пути помощи девочке.
Экзаменационный билет № 11
1. Особенности развития детей с умственной отсталостью на этапе раннего детства
2. Особенности развития предпосылок мышления у детей с умственной отсталостью на этапе раннего и дошкольного возраста
3. Решение кейс-задачи
Кейс 11
На момент обследования девочки в возрасте двух лет («безречевая») наблюдается полевое поведение. Игрушки тянет в рот, при этом выраженного интереса к ним нет. Указательный жест отсутствует. Недавно появилась острая эмоциональная привязанность к матери. До этого одинаково относилась ко всем близким людям.
Самостоятельная работа:
1. Определите вид отклоняющегося развития детей с описанными ниже особенностями развития.
2. Выскажите предположение о том, с чем связано состояние ребенка. Дайте прогноз его развития.
3. Охарактеризуйте развертывание вторичных и третичных отклонений в структуре данного вида нарушения.
Экзаменационный билет № 12
1. Особенности развития ощущений и восприятия детей и подростков с умственной отсталостью
2. Специфические особенности речевого развития. Особенности устной речи и навыков коммуникации
3. Решение кейс-задачи
Кейс 12
При обследовании мышления четвероклассников школы для детей с интеллектуальными нарушениями психолог использовал тест на понимание переносного смысла. В качестве стимульного материала использовались выражения «светлая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «играть на нервах». Интерпретируя данные выражения, дети смогли правильно объяснить только последнее выражение. Выражение «светлая голова» понималась детьми как «человек со светлыми волосами», «золотые руки» – «это руки в магазине, на них одевают колечки», «каменное сердце» – дети или не давали ответа или говорили, что «это сердце из камня».
Самостоятельная работа:
1. С какой особенностью мышления связано подобное понимание метафор?
2. Как вы думаете, почему выражение «играть на нервах» дети смогли правильно объяснить?
Экзаменационный билет № 13
1. Особенности внимания детей и подростков с умственной отсталостью
2. Специфические особенности памяти детей и подростков с умственной отсталостью
3. Решение кейс-задачи
Кейс 13
Коля, 11 лет. При выполнении пробы «10 слов» показал следующие результаты. Кривая запоминания: 2, 5, 5, 7, 4. При отсроченном воспроизведении – 5 слов.
Самостоятельная работа
1.Опишите состояние памяти Коли.
2.Какие проблемы, на ваш взгляд, есть у мальчика при усвоении образовательной программы?
Список использованных источников
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. М. : Совершенство, 2017. – 298 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 159 с.
3. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дефектология» /А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; сост. А. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
4. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Грошенков. – М.:Академия, 2012 – 205 с.
5. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников /А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. – М.: «БУК–МАСТЕР», 1993. –191 с.
6. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. – СПб., 2015. – 127 с.
7. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе: дисс. …докт. пед. наук / Е.В.Коротаева. Екатеринбург: УГПУ, 2012. – 320 с.
8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 2015. – 128 с.
9. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. / В.И. Лубовский. М.: Педагогика, 2009. – 104 с.
10. Осухова, Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации / Н.Осухова. М.: Наука, 2018. – 159 с.
11. Процко, Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие / Т.А. Процко. Мн., 2016. – 129 с.
12. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
13. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
14. Шипицына, Л.М. Олигофренопедагогика / Л.М. Шипицына, В.М.Сорокин, Ю. Б. Зеленская. – М.: Академия, 2011. – 336 с.