ВВЕДЕНИЕ 4
Актуальность 4
Цель и задачи 5
Объект и предмет исследования 5
Методы исследования 6
Практическая значимость 6
Структура работы 6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
1. Теоретический обзор литературы 7
1.1. Стратегическое планирование 7
1.2. Стратегическое планирование и эффективность 8
1.3. Ресурсный подход к определению причин конкурентного преимущества 9
1.4. Организационная способность 11
1.5. Управленческий потенциал 12
1.6. Инновационный потенциал 13
1.7. Малые фирмы и стратегическое планирование 15
1.8. Обоснование избранной методики исследования 16
2. Анализ данных 20
2.1. Сбор данных 20
2.2. Обработка данных 20
2.3. Шкала максимального различия (MaxDiff) 21
2.4. Кластеризация 24
2.4.1. Уровень стоимости производства 25
2.4.2. Удовлетворенность клиентов 29
2.5. Итоги 32
3. Реализация модуля «анализ удовлетворенности клиента» 33
3.1. Теоретическая основа (описание методики) 33
3.2. Феймворк Django 36
3.3. Общие требования к системе 37
3.4. Модели и формы 37
3.5. Администрирование Django 38
3.6. Сценарии работы веб-приложения 40
3.7. Реализация обработки файла 44
3.8. Реализация визуализации результатов расчетов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение 1. Анкета 53
Приложение 2. Макрос 60
Приложение 3. Результаты индивидуальной оценки предпочтений по каждому респонденту методом MaxDiff 61
Приложение 4. Шаги агломерации (стоимость производства) 62
Приложение 5. Шаги агломерации (удовлетворенность клиентов) 63
Приложение 6. Расширенная модель пользователя 64
Приложение 7. Модель расчета 66
Исторически сложилось, что большая часть фирм в мире – это малые фирмы. Термин малые предприятия определяется в зависимости от конкретного исследования, однако мы определяем малые предприятия как фирмы с количеством занятых на ней до 100 человек (№209-ФЗ от 24.07.2007). Рассмотрим несколько примеров доли малого бизнеса в экономике стран в процентах: Бразилия - 90%, США - 96%, Бельгия - 70%, Финляндия - 80%, Франция - 60%, Германия - 60%, Нидерланды - 74%, Польша - 80%, Португалия - 70%, Испания - 79%, Великобритания - 70%, Австралия - 75% и Нигерия - 80% (Timmons &Stephen, 2009, p.596;Yusuf &Dansu, 2013).
В Европейском союзе эти фирмы производят почти 60% ВВП (WorldBank, 2015). Тем не менее, малые предприятия все больше страдают от кризиса. Исследования показывают, что только 50% предприятий выживают за первые пять лет своего существования, и любой экономический кризис определенно увеличивает это число (Kareletal., 2013). В России это особенно заметно. Доля малых фирм в российской экономике составляет примерно 26% на 2014 год. А вклад в ВВП лишь 21%. По данным за 2010-2014 год каждое пятое предприятие в стране убыточно (Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России, 2015).
Сегодня время свободного рынка, где малые фирмы находятся в условиях конкуренции. Таким образом им необходимо принимать решения, которые позволят занять более устойчивое положение на рынке. Технологическое превосходство – это одна из основ конкуренции. Однако, устойчивое взаимодействие с клиентами, не менее важно для фирмы, так как клиенты — это основной актив (Друкер, 2010). Ориентация на клиентов предполагает не сиюминутное извлечение выгоды, а создание ценности для клиента таким образом, чтобы он снова и снова возвращался в компанию. Ориентация на долгосрочные цели ведения бизнеса – основа устойчивого развития как компании, так и экономики в целом. П. Дойль(P.Doyle,2002) отмечает, что «максимизация прибыльности носит краткосрочный характер и неизбежно ослабляет долгосрочную рыночную конкурентоспособность компании. В силу отрицания новых рыночных возможностей и отказа от инвестиций такие стратегии приводят не к повышению, а к снижению экономической эффективности».
Стратегическое планирование — это серия определенных шагов, которые включают определение миссии, целей, проведение анализа среды компании, формулирование стратегии, ее реализация и контроль исполнения (Hofer, 1979). Стратегия объединяет цели организации, политику и последовательность действий в единое целое. Это инструмент лидера для управления организацией. Не многие организации могут выжить без продуманного плана, ориентированного на долгосрочную перспективу. В процессе стратегического планирования также достигаются следующие цели (Koteen, 1997):во-первых, в процессе планирования можно понять, какие горизонты планирования существуют у организации. Во-вторых, стратегический план предусматривает формирование всеобъемлющего пошагового руководства для достижения намеченных целей. Наконец, стратегическое планирование имеет первоочередную цель - определить приоритеты и дать направление будущему организации.
Котлер и Келлер (KotlerandKeller, 2007) утверждают, что стратегия должна определять основное направление и путь достижения корпоративных целей. Важность стратегии для развития инноваций и конкурентоспособности компаний подчеркивается многими авторами (Glaister 2008;Skokan 2010;Volberdaetal. 2010). Инновации и технологическое развитие отдельных компаний — это фундамент, необходимый для общего развития экономики.
При этом многие предприятия не видят ценности долгосрочного развития и планирования в смысле финансового результата, который важен собственникам, таким образом исследования направленное на исследование связи между горизонтом планирования компании и ее финансовом состоянием актуально.
Цель и задачи
Цель данной работы — это провести анализ горизонта планирования предприятий в России, а также проанализировать его связь с показателями эффективности бизнеса.
Задачи данной исследовательской работы:
• провести обзор литературы и исследований по указанной тематике;
• разработать дизайн исследования;
• составить анкету для количественного исследования;
• собрать данные;
• провести анализ данных и сделать выводы;
• по итогам исследования реализовать модуль веб-приложения для анализа стратегического положения фирмы с точки зрения взаимоотношения с клиентами.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования является горизонт планирования предприятий.
Предмет данного исследования – это связь горизонта планирования предприятий с их показателями эффективности.
Методы исследования
Методом исследования было выбрано проведение анкетирования руководителей малых фирм и анализ полученных данных методом шкалы максимальной разности (MaxDiff). По полученным данным были построены модели с использованием метода иерархической кластеризации.
Практическая значимость
Практическая значимость первой части работы состоит в том, чтобы участники мало-го бизнеса, а также руководствосектораB2Bполучит информацию о том, каков горизонт планирования малого бизнеса в России. Это поможет понять каковы предпочтения по выбору направлений действий в сфере малого бизнеса, а также существует ли связь между горизонтом планирования и показателями эффективности.
Во второй части данной работы был разработан веб-модуль, позволяющий управлять удовлетворенностью клиентов, что является инструментом стратегического планирования, относящегося к долгосрочному горизонту планирования. Практическая значимость этой разработки состоит в том, что клиенты – это основной актив бизнеса, таким образом, проводить анализ удовлетворенности клиентов необходимо для достижения устойчивого положения на конкурентном рынке.
Данная работа выполнялась по заказу компании ООО «ЕПСИ Рус», которая занимается коммерческими исследованиями в области удовлетворенности и лояльности потребителей и результаты выпускной-квалификационной работы будут использованы в деятельности в деятельности предприятия.
Структура работы
Первая глава посвящена обзору проблематики, предшествующих исследований. Вторая глава – результаты исследования воздействия стратегического планирования на показатели деятельности бизнеса. Третья глава – практическая реализация инструмента для стратегического управления бизнесом.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи. Проведен обзор литературы и исследований по указанной тематике. В обзоре литературы показано, что стратегическое планирование — это необходимая основа для достижения устойчивого положения на рынке, а также получения конкурентного преимущества. Долгосрочный горизонт планирования включает в себя направления, связанные с инновациями, долей рынка, ключевыми ресурсами компании, организационным и управленческим потенциалом, различные исследования подтверждают, что каждый из этих пунктов положительно влияет на показатели эффективности компании.
Был разработан дизайн исследования на основе собранной информации о методологии соотнесения направлений действий и горизонта планирования компании. Составлена и запущена анкета. Сбор данных длился полгода и получили выборку из 35 компаний, 32 из которых подошли под критерии исследования. Собранные данные были закодированы и приведены к виду, требуемому для дальнейшего анализа.
Данные были проанализированы с использованием метода шкалы максимального различия (MaxDiff), а также с помощью иерархической кластеризации были выделены кластеры, связанные с финансовыми и нематериальными показателями. Был сделан вывод, что эффект от долгосрочного планирования нельзя увидеть на изменении краткосрочных финансовых показателях, однако существует зависимость с нематериальными показателями, например, уровень удовлетворенности клиентов.
Было решено подробнее рассмотреть связь между уровнем удовлетворенности клиентов и показателями эффективности бизнеса. Оказалось, что он напрямую влияет на показатели эффективности. Таким образом влияя на удовлетворенность клиентов мы в долгосрочном горизонте планирования обеспечиваем устойчивое положение на рынке и увеличение эффективности бизнеса. С этой целью был разработан модуль «анализ удовлетворенности клиента» в виде веб-приложения.
Для разработки модуля была изучена методология EPSICSIподсчета индекса удовлетворенности и лояльности. Собраны требования к системе. Описаны сценарии работы веб-приложения. Модуль был реализован с использованием Фреймворка Django.
1. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
3. Аббакумов В.Л. Бизнес-анализ информации. Статистические методы. Учебник // В.Л.Аббакумов, Т.А.Лезина.- М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009, -374 с.
4. ГолованьС.И.Бизнес-планирование и инвестирование Учебник // С.И.Головань, М.А. Спиридонов. М.: Ростов Н/Д: Феникс, 2008. – 302 с
5. Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии. Учебник // Пер. с англ.-М.: СПб.: "Питер" 2002.
6. Друкер, Питер, Ф. Менеджмент. Учебник // Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Пер. с англ. — М.: ООО “И.Д. Вильямс", 2010. — 704 с.: ил. — Парал. тит. англ.
7. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник//СПб.: Питер, 2010. – 496 с.
8. Adner, R. and Helfat, C.E., 2003. Corporate effects and dynamic managerial capabilties. Strategic management journal, 24(10), pp.1011-1025.
9. Ansoff, H.I., 1965. Corporate strategy: business policy for growth and expansion. McGraw-Hill Book.
10. Ansoff, H.I., Avner, J., Brandenburg, R.G., Portner, F.E. and Radosevich, R., 1970. Does planning pay? The effect of planning on success of acquisitions in American firms. Long Range Planning, 3(2), pp.2-7.
11. Barbero, J.L., Casillas, J.C. and Feldman, H.D., 2011. Managerial capabilities and paths to growth as determinants of high-growth small and medium-sized enterprises. International Small Business Journal, 29(6), pp.671-694.
12. Baregheh, A., Rowley, J. and Sambrook, S., 2009. Towards a multidisciplinary definition of innovation. Management decision, 47(8), pp.1323-1339.
13. Barney, J., 1991. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of manage-ment, 17(1), pp.99-120.
14. Barney, J.B. and Hesterley, W., 2006. Organizational economics: understanding the rela-tions between organizations and economics analysis. Handbook of Organization Studies. Sage, London, pp.111-148.
15. Boyd, B.K., 1991. Strategic planning and financial performance: a meta-analytic review.
16. Brews, P.J. and Hunt, M.R., 1999. Learning to plan and planning to learn: Resolving the planning school/learning school debate. Strategic Management Journal, pp.889-913.
17. Bryson, J.M., 2004. What to do when stakeholders matter: stakeholder identification and analysis techniques. Public management review, 6(1), pp.21-53.
18. Caves, R.E. and Porter, M.E., 1977. From entry barriers to mobility barriers: Conjectural decisions and contrived deterrence to new competition*. The quarterly journal of economics, pp.241-261.
19. Daily, C.M. and Dollinger, M.J., 1993. Alternative methodologies for identifying family-versus nonfamily-managed businesses. Journal of small business management, 31(2), p.79.
20. Damanpour, F. and Aravind, D., 2012. Managerial innovation: Conceptions, processes, and antecedents. Management and Organization Review, 8(2), pp.423-454.
21. Damanpour, F. and Schneider, M., 2009. Characteristics of innovation and innovation adoption in public organizations: Assessing the role of managers. Journal of public administration research and theory, 19(3), pp.495-522.
22. Damanpour, F. and Wischnevsky, J.D., 2006. Research on innovation in organizations: Dis-tinguishing innovation-generating from innovation-adopting organizations. Journal of engineering and technology management, 23(4), pp.269-291.
23. Day, G.S.1994. Capabilities of market driven organizations. Journal of Marketing, 58:37-52.
24. DeSarbo, W.S., Di Benedetto, C.A. and Song, M., 2007. A heterogeneous resource based view for exploring relationships between firm performance and capabilities. Journal of modelling in management, 2(2), pp.103-130.
25. Dossi, A., Patelli, L. (2010) You learn from what you measure: financial and non-financial performance measures in multinational companies. Long Range Planning, 43(4), pp.498-526.
26. Eklof J., Hellstrom K., Parmler J., Malova A., Podkorytova O.,2016. Customer Perception Measures Driving Financial Performance - Theoretical and Empirical Work for a Large Decentra-lized Banking Group, SSRN working paper (https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2859104)
27. Eklof J., Malova A., Podkorytova O., 2017. Linkage between Financial Performance and Intangibles in European banking, forthcoming
28. Eklof J., Malova A., Podkorytova O., 2017.Customer satisfaction index and financial per-fromance: european cross-country empirical evidence
29. Fernandez, Z. and Nieto, M.J., 2005. Internationalization strategy of small and me-dium‐sized family businesses: Some influential factors. Family Business Review, 18(1), pp.77-89.
30. Glaister, K.W., Dincer, O., Tatoglu, E., Demirbag, M. and Zaim, S., 2008. A causal analysis of formal strategic planning and firm performance: Evidence from an emerging country. Manage-ment Decision, 46(3), pp.365-391.
31. Graves, C., & Thomas, J. 2006. Internationalization of Australian family businesses: A Ma-nagerial capabilities perspective. Family Business Review, 19 (3): 207-224.
32. Grigoroudis E., Tsitsiridi E., Zopounidis C. (2013) Linking customer satisfaction, employee appraisal, and business performance: an evaluation methodology in the banking sector. Annals of Operations Research, 2013, 205(1), pp. 5–27
33. Gundry, L.K., Ofstein, L.F. and Kickul, J.R., 2014. Seeing around corners: How creativity skills in entrepreneurship education influence innovation in business. The International Journal of Management Education, 12(3), pp.529-538.
34. Hult, G.T.M., Hurley, R.F. and Knight, G.A., 2004. Innovativeness: Its antecedents and im-pact on business performance. Industrial marketing management, 33(5), pp.429-438.
35. International Affairs vol. 3, no.1, pp.125-150
36. Journal of Organizational Behavior vol. 12, no.1, pp.1-16. Welch, T.A., 1984. A technique for high-performance data compression.Computer, 17(6), pp.8-19.
37. Karel, S., Adam, P. & Radomír, P., 2013. Strategic Planning and Business Performance of Micro , Small and Medium-Sized Enterprises. , 5(4), pp.57–72.
38. Keisidou E., Sarigiannidis L., Maditinos D.I., Thalassinos E.I. (2013) Customer satisfaction, loyalty and financial performance. International Journal of Bank Marketing, 31(4), pp. 259–288. doi: 10.1108/ijbm-11-2012-0114
39. Kelliher, F. and Reinl, L., 2009. A resource-based view of micro-firm management practice. Journal of Small Business and Enterprise Development, 16(3), pp.521-532.
40. Koteen, J., 1997. Strategic management in public and nonprofit organizations: Managing public concerns in an era of limits. Greenwood Publishing Group.
41. Kotler, P., Keller, K.L. and Bliemel, F., 2007. Marketing-management: Strategien für wert-schaffendes Handeln. Pearson Studium.
42. Lawson, B. and Samson, D., 2001. Developing innovation capability in organisations: a dy-namic capabilities approach. International journal of innovation management, 5(03), pp.377-400.
43. Lins K. V, Servaes H., Tamayo A. (2016) Social Capital, Trust, and Firm Performance: The Value of Corporate Social Responsibility during the Financial Crisis, Journal of Finance, Forthcoming; European Corporate Governance Institute (ECGI) - Finance Working Paper No. 446/2015. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2555863
44. Littunen, H., 2003. Management capabilities and environmental characteristics in the critical operational phase of entrepreneurship—A comparison of Finnish family and nonfamily firms. Family Business Review, 16(3), pp.183-197.
45. Martinez-Roman, J.A., Gamero, J. and Tamayo, J.A., 2011. Analysis of innovation in SMEs using an innovative capability-based non-linear model: A study in the province of Seville (Spain). Technovation, 31(9), pp.459-475.
46. Miller, C.C. and Cardinal, L.B., 1994. Strategic planning and firm performance: A synthesis of more than two decades of research. Academy of management journal, 37(6), pp.1649-1665.
47. Minna, S, Sanna, P & Juhani, U 2014, ‘The relationship between innovation capability and performance,’ International Journal of Productivity and
48. Mittal V., Frennea C. (2010) Customer satisfaction: a strategic review and guideline for managers. MSI Fast Forward Series, Marketing Science Institute, Cambridge, MA
49. Mok, KM 2009, ‘The relationship between distinctive capabilities, strategy types, environ-ment and the export performance of small and medium-sized enterprises of the Malaysian manufacturing sector,’ Management vol. 4, no. 3, pp.205-223.
50. Nordqvist, M., Habbershon, T.G. and Melin, L., 2008. 6. Transgenerational entrepreneur-ship: exploring entrepreneurial orientation in family firms.
51. Penrose, E., 1959. The theory of the firm. NY: John Wiley & Sons. Penrose, E.T 1958. The theory of the Growth of the firm. New York: Wiley Penrose, E.T., 1959. The theory of the growth of the firm. New York: Sharpe.
52. Performance Management vol. 63, no. 2, pp.234-249.
53. Porter, M.E. and Stern, S., 1999. new challenge to America's prosperity. Council on compe-titiveness.
54. Porter, M.F., 1980. An algorithm for suffix stripping. Program, 14(3), pp.130-137.
55. Rappaport, A., 1981. Selecting strategies that create shareholder value. HarvardBusiness Review, 59(3).
56. Rhyne, L.C., 1986. The relationship of strategic planning to financial performance. Strategic management journal, 7(5), pp.423-436.
57. Robinson, R.B. and Pearce, J.A., 1983. The impact of formalized strategic planning on fi-nancial performance in small organizations. Strategic Management Journal, 4(3), pp.197-207.
58. Rosenbusch, N., Brinckmann, J. and Bausch, A., 2011. Is innovation always beneficial? A meta-analysis of the relationship between innovation and performance in SMEs. Journal of business Venturing, 26(4), pp.441-457.
59. Saeidi S. P., Sofian S., Saeidi P., Saeidi Say. P., Saaeidi S.A. (2015) How does corporate social responsibility contribute to firm financial performance? The mediating role of competitive advantage, reputation, and customer satisfaction. Journal of business research, 68 (2), pp. 341–350
60. Saunila, M. and Ukko, J., 2013. Facilitating innovation capability through performance measurement: A study of Finnish SMEs. Management Research Review, 36(10), pp.991-1010.
61. Schendel, D. and Hofer, C.W. eds., 1979. Strategic management: A new view of business policy and planning. Little, Brown.
62. Schumpeter, J. A. 1934. (Reprinted in 1962.) The theory of economic development: An in-quiry into profits, capital, credit, interest and the business cycle. Cambridge, MA: Harvard University Press.
63. Seedee, R 2012, ‘Moderating role of business strategies on the relationship between best business practices and firm performance,’ International
64. Skokan, K., Pawliczek, A. and Piszczur, R., 2013. Strategic planning and business perfor-mance of micro, small and medium-sized enterprises. Journal of Competitiveness, 5(4).
65. Spanos, Y.E., Zaralis, G. and Lioukas, S., 2004. Strategy and industry effects on profitabili-ty: evidence from Greece. Strategic management journal, 25(2), pp.139-165.
66. Spriggs, M. et al., 2012. Too Many Cooks in the Kitchen: Innovative Capacity, Collabora-tive Network Orientation, and Performance in Small Family Businesses.
67. Sun, K.A., Kim, D.Y. (2013) Does customer satisfaction increase firm performance? An application of American Customer Satisfaction Index (ACSI). International Journal of Hospitality Management, 35, pp.68-77
68. Timmons Jeffrey, A. and Stephen, S., 2009. New Venture Creation. Entrepreneurship for the 21st.
69. Tokuda, A 2005, ‘The critical assessment of the resource-based view of strategic manage-ment: the source of heterogeneity of the firm,’Ritsumeikan
70. Volberda, H.W., Foss, N.J. and Lyles, M.A., 2010. Perspective-absorbing the concept of absorptive capacity: how to realize its potential in the organization field. Organization science, 21(4), pp.931-951.
71. Wang, C, Walker, E & Redmond, J 2011, ‘Explaining the lack of strategic planning in SMEs: the importance of owner motivation,’ International
72. West, M.A. and Anderson, N.R., 1996. Innovation in top management teams. Journal of Applied psychology, 81(6), p.680.
73. Whittington, R. and Cailluet, L., 2008. The crafts of strategy: Special issue introduction by the guest editors. Long Range Planning, 41(3), pp.241-247.
74. Williams P., Naumann E. (2011) Customer satisfaction and business performance: a firm-level analysis. Journal of Services Marketing 25(1), pp. 20–32
75. Wood, D.R. and LaForge, R.L., 1979. The impact of comprehensive planning on financial performance. Academy of Management Journal, 22(3), pp.516-526.
76. Yusuf, T. O. & Dansu, F. S. (2013). SMEs, Business Risks and Sustainability in Nigeria. European Journal of Business and Social Sciences, 2(9), 76-94
77. Zellweger, T. and Sieger, P., 2012. Entrepreneurial orientation in long-lived family firms. Small Business Economics, 38(1), pp.67-84.