Введение 5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ВАЛИО И ЕЕ БИЗНЕС – СРЕДЫ 8
1.1 Информация о компании и ее текущее положение 8
1.2 Анализ молочной отрасли России 12
1.3 Конкурентный анализ 25
Выводы 33
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ В КРИЗИС 34
2.1 Влияние кризиса на компании 34
2.2 Подходы к стратегическому управлению в кризис 37
Выводы 42
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ КОМПАНИЕЙ ВАЛИО ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ПРОДЭМБАРГО 44
3.1 Стратегия Валио на рынке России в настоящее время 44
3.2 SWOT- анализ компании Валио 50
3.3 Разработка рекомендаций по усовершенствованию стратегии Валио 55
Заключение 64
Список использованной литературы: 66
Данная выпускная квалификационная работа представлена в формате консалтингового проекта и посвящена разработке рекомендаций относительно стратегии компании Валио в период действия продовольственного эмбарго и экономического спада в России.
Проблематика
В качестве объекта исследования выбрана компания Валио, предметом исследования является ее стратегия на российском рынке.
Валио оказалась в сложной ситуации на рынке России в 2014 году, когда 7 августа того года Россия приняла ответные меры на санкции США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии, запретив импорт в Россию фруктов, овощей, молочной и мясной продукции из этих стран. На тот момент времени практически всю продукцию, продаваемую на прилавках российских магазинов, Валио экспортировала из Финляндии, соответственно после введения продовольственного эмбарго компании на время пришлось приостановить свою деятельности в России, после чего руководство компании было вынуждено кардинально пересмотреть стратегию своего дальнейшего развития на российском рынке. В первую очередь, были увеличены в разы объемы выпуска продукции на собственном заводе компании и контрактном производстве, а также арендованы новые производственные мощности.
Однако при возвращении на российский рынок компания столкнулась с негативными последствиями экономического спада молочной отрасли России, которые заключаются, в первую очередь, в снижении покупательской способности россиян, удорожании импортной продукции в связи с девальвацией рубля, а также дефиците качественного сырого молока.
Актуальность
Актуальность данной работы обусловлена практической значимостью разработанных рекомендаций для достижения компании Валио целей, которые были определены и сформулированы после ее возвращения на российский рынок молочной продукции:
• возвращение прежней доли рынка молочной продукции;
• сохранение бренда Valio и репутации компании на российском рынке;
• рост в фокусных для компании категориях: сыры, йогурты, молоко, сливки и масло;
• увеличение присутствия компании в Москве и других регионах России.
Цель и задачи
Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций по усовершенствованию стратегии компании «Валио» на российском рынке в период действия продовольственного эмбарго и экономического спада. Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать текущее положение компании Валио;
2. Выявить основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на компанию;
3. Оценить конкурентное положении компании на рынке молочной продукции;
4. Изучить теоретические аспекты стратегического поведения компаний в кризис;
5. Оценить меры, предпринятые руководством компании после введения продуктового эмбарго;
6. Разработать стратегические решения для дальнейшего развития Валио на российском рынке.
Формат и структура работы
Работа представлена в виде формата «консалтинговый проект» и состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе «Общая характеристика компании Валио и ее бизнес – среды» приводится общая информация о компании и ее текущем положении, также проводится SLEPT–анализ молочной отрасли России с целью выявления факторов, влияющих на деятельность компании, и конкурентный анализ рынка, включающий в себя составление портрета целевой аудитории компании и идентификацию ключевых факторов успеха в отрасли.
Во второй главе «Теоретические аспекты развития компаний в кризис» рассматривается влияние кризиса на компании, а также подходы к стратегическому планированию в кризис, а именно, концепции стратегического предпринимательства и предпринимательской ориентации.
В третьей главе «Стратегия, реализуемая компанией Валио в период действия продэмбарго» анализируются меры, уже предпринятые руководством компании, составлен первичный SWOT – анализ, в котором описаны сильные и слабые стороны компании, угрозы и возможности внешней среды. Далее представлен поэлементный SWOT – анализ, который демонстрирует рекомендации по усовершенствованию стратегии компании Валио на российском рынке. В конце главы приведены аргументы в пользу предложенных стратегических опций и оценены инвестиции, необходимые для их реализации.
Источники информации
При выполнении данной работы использованы как первичные, так и вторичные источники информации: для получения первичной информации о компании проведено структурированное интервью с представителем компании Валио в России, в качестве источников вторичной информации использованы аналитические отчеты и интервью с представителями компании аналитических центров TheDairyNewsи MilkNews, сайт компании Валио и различные новостные издания. Теоретическая часть работы была написана на основе публикаций российских и зарубежных ученых.
Целью данной выпускной квалификационной работы была разработка практических рекомендаций по улучшению стратегии компании «Валио» на российском рынке в период действия продовольственного эмбарго и экономического спада.
Компания Валио оказалось в непростом положении на рынке России, когда в 2014 году был введен запрет на импорт молочной продукции из Финляндии, так как 90% продукции компании в России именно импортировалось. После введения продуктового эмбарго Валио на некоторое время пришлось приостановить свою работу в России, после чего стратегия дальнейшего развития компании кардинально изменилась: в первую очередь, был увеличен объем выпуска плавленых сыров на собственном заводе компании в Ершово, а также арендованы производственные мощности других молочных компаний. Таким образом, компания сумела вернуть продукты Valioна полки российских магазинов, однако все же остался ряд нерешенных вопросов, который требует разработки новой стратегии компании.
В ходе проведенного анализа российского рынка молочной продукции, были определены его основные тенденции:
• дефицит сырого молока, ведущий к удорожанию готовой молочной продукции;
• снижение покупательной способности населения;
• снижение доходности производителей и переработчиков молока в связи с повышением себестоимости его производства и переработки на фоне девальвации национальной валюты;
• активность на российском рынке производителей из Республики Беларусь и других стран-импортеров, которые заняли освободившуюся в 2014 году нишу европейских производителей;
• неопределенность в отношении продления продовольственного эмбарго;
• переориентация потребителей на более дешевую традиционную молочную продукцию;
• рост спроса на более полезные и функциональные продукты.
Также был проведен конкурентный анализ отрасли, включающий в себя составление портрета целевой аудитории компании и идентификацию ключевых факторов успеха в отрасли, на основе которых были выделены сильные и слабые стороны Валио по сравнению с основными конкурентами.
Проведен анализ действий, предпринятых компанией после введения продэмбарго, и составлен первичный SWOT – анализ, в котором представлены и описаны сильные и слабые стороны Валио, а также угрозы и возможности внешней среды. Применение поэлементного SWOT-анализа позволило предложить 4 решения по усовершенствованию стратегии компании Валио в настоящее время:
• Диверсификация продуктового портфеля
• Активное продвижении продукции
• Открытие фирменных магазинов
• Развитие производственной площадки в Ершово
Все предложенные рекомендации имеют обоснование и детальную проработку с оценкой приблизительных инвестиций.
1. Александр Ткачев о том, за что олигархи полюбили сельское хозяйство, о пользе санкций и их отмене [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. – 2017. – 19 апреля. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/aleksandr-tkachev-o-tom-za-chto-oligarkhi-polyubil.html?sphrase_id=581796
2. В России делают всё меньше молока [Электронный ресурс] // Известия. – 2017. – 23 апреля. - Режим доступа:http://izvestia.ru/news/662300
3. Восстановительный рост: каким был 2016 год для российской экономики [Электронный ресурс] // Телевизионная сеть RT. – 2016. – 27 декабря. - Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/345607-itogi-2016-ekonomika-rossiya
4. Время собирать камни [Электронный ресурс] // Upakovano.ru. – 2010. – 14 октября. - Режим доступа: http://www.upakovano.ru/interviews/311
5. Выручка Valio в России за 2014 год упала на 36%, до 258 млн евро [Электронный ресурс] // Деловой Петербург. – 2015. – 3 марта. - Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2015/03/03/Viruchka_Valio_v_Rossii_za
6. Доля Беларуси в структуре импорта молочной продукции в РФ в январе 2017 года снизилась до 75% [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. – 2017. – 4 апреля. - Режим доступа:http://www.dairynews.ru/news/dolya-belarusi-v-strukture-importa-molochnoy-produ.html
7. Емкость рынка молока и молочной продукции РФ в 2016 году выросла на 9,3% [Электронный ресурс] // АЦ MilkNews. – 2017. – 22 февраля. - Режим доступа: http://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/rinok-moloka-v-Rossii_9544.html
8. Если бы эмбарго сняли сейчас, сыры «Валио» не удалось бы продавать в тех же объемах, что и раньше [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. – 2016. – 18 июля. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/esli-by-embargo-snyali-seychas-syry-valio-ne-udalo.html
9. Иввонен Л., Широкова Г.В. 2016. Стратегическое предпринимательство: сущность и основные направления исследований. Вестник Санкт-Петербургского Университета: Серия Менеджмент, 4
10. История – все о нашей компании [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. - Режим доступа: http://www.valio.ru/about/history/
11. Итоги 2016 года [Электронный ресурс] // МинСельХоз. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/47625.htm
12. Каждый третий российский потребитель стал покупать более дешевые марки молочной продукции [Электронный ресурс] // Сельскохозяйственные Вести. – 2016. – 8 ноября. - Режим доступа: https://agri-news.ru/novosti/kazhdyij-tretij-rossijskij-potrebitel-stal-pokupat-bolee-deshevyie-marki-molochnoj-produkczii.html
13. Какая господдержка нужна молочной отрасли [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/kakaya-gospodderzhka-nuzhna-molochnoy-otrasli.html
14. Качество и безопасность – все о нашей компании [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. - Режим доступа: http://www.valio.ru/about/quality/
15. Компания "Валио" увеличила объем продаж в России [Электронный ресурс] //Milknet. – 2011. – 22 февраля. - Режим доступа http://peterburg.milknet.ru/news/kompaniya-valio-uvelichila-obem-prodag-v-rossii-243095
16. Концерн Valio – все о нашей компании [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. – Режим доступа: http://www.valio.ru/about/group/
17. Липатников В. С., Шатилова А. В. Анализ внешней среды непрямого влияния в рамках проведения финансового анализа компаний молочной промышленности России
18. Любимые бренды Россиян [Электронный ресурс] // Маркетинговые онлайн исследования. - Режим доступа: http://www.top20brands.ru/ru/rating_category/cat23.html
19. Мика Коскинен [Электронный ресурс] // Журнал Человек дела. –Режим доступа: http://www.chief-time.ru/people/detail.php?ELEMENT_ID=2820
20. Молочная промышленность в России [Электронный ресурс] // Milknet.- Режим доступа: http://milknet.ru/.
21. Молочный рынок России итоги 2016 года [Электронный ресурс] // Живой Журнал. – 2017. –5 января. - Режим доступа: http://meatblog.livejournal.com/112398.html
22. Молочный скандал разгорается [Электронный ресурс] // Независимая Газета. – 2016. – 7 декабря. - Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2016-12-07/4_6878_milk.html
23. О компании «Вимм-Билль-Данн» [Электронный ресурс] // Сайт компании «Вимм-Билль-Данн. - Режим доступа: http://wbd.ru/company/
24. О компании Hochland [Электронный ресурс] // Сайт компании Hochland. –Режим доступа: http://www.hochland.ru/
25. О компании Lactalis [Электронный ресурс] // Сайт компании Lactalis. - Режим доступа: http://www.lactalis.ru/company/
26. О программе «Три молочных продукта в день» [Электронный ресурс] // Союзмолоко. - Режим доступа: http://www.souzmoloko.ru/proekt-tri-v-den/
27. Около 80% сыра в российских магазинах оказались фальсификатом [Электронный ресурс] // РБК. – 2015. – 1 октября. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/01/10/2015/560d34ce9a79476b06409e09
28. Организация и проведение промо-дегустаций [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство Idea. - Режим доступа:https://www.superjob.ru/research/articles/111755/smm-menedzher/http://www.mosidea.ru/btl-event/trade-promotion
29. Откуда на самом деле сыр и молоко в российских магазинах? [Электронный ресурс] //АЦ TheDairyNews. – 2017. – 19 апреля. - Режим доступа:http://www.dairynews.ru/news/otkuda-na-samom-dele-syr-i-moloko-v-rossiyskikh-ma.html?sphrase_id=581780
30. Плоды молочного импортозамещения: дефицит и фальсификаты [Электронный ресурс] // РБК. – 2017. – 5 января. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/spb_sz/05/01/2017/586dee629a794709dc09cf83
31. Полный ассортимент плавленых сыров Viola теперь производится в России [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. - Режим доступа: http://www.valio.ru/press/news/polnyy-assortiment-plavlenykh-syrov-viola-teper-proizvoditsya-v-rossii/?sphrase_id=14046
32. Попова: идёт фальсификация данных о продукции и манипуляция потребительским мнением [Электронный ресурс] // АЦ MilkNews . – 2017. – 16 февраля. - Режим доступа: http://milknews.ru/interviu-i-blogi/interviu-i-blogi_545.html
33. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 –2020 годы» / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.
34. Правильное питание: возможность превратить намерение в покупку [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство Nielsen. – 2015. – 18 февраля. - Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2015/healthy-eating-new-opportunity-for-growth.html
35. Производство Valio в России компании [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. - Режим доступа:http://www.valio.ru/about/production_valio_in_russia/
36. Розовая таблетка [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/rozovaya-tabletka.html
37. Россияне начали экономить на молочных продуктах [Электронный ресурс] // РБК. – 2016. – 6 декабря. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/06/12/2016/58469dac9a79473ac679423c
38. Россияне стали выбирать более дешевую «молочку» [Электронный ресурс] // АЦ MilkNews. – 2016. – 20 апреля. - Режим доступа: http://milknews.ru/index/novosti-moloko_4538.html
39. Россияне тратят все больше средств на питание для малышей [Электронный ресурс] // Российская Газета. – 2015. – 2 июня. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/02/pitanie.html
40. Рубль меняет курс. Как влияет на агросектор укрепление национальной валюты [Электронный ресурс] // Агроинвестор. – 2017. – 7 апреля. - Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/analytics/article/26759-rubl-menyaet-kurs/
41. Рыба и молоко стали менее доступными для россиян [Электронный ресурс] // Агроинвестор. – 2017. – 7 февраля. - Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/analytics/news/26015-ryba-i-moloko-stali-menee-dostupnymi-dlya-rossiyan/
42. Рыба и молоко стали менее доступными для россиян [Электронный ресурс] // Агроинвестор. – 2017. – 7 февраля. - Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/analytics/news/26015-ryba-i-moloko-stali-menee-dostupnymi-dlya-rossiyan/
43. Сколько стоит реклама у звезд в Инстаграме? [Электронный ресурс] // Blog.ecommerceshool.ru. - Режим доступа: http://blog.ecommerceschool.ru/instagram/skolko-stoit-reklama-u-zvezd-v-instagrame.html
44. Специализированные магазины: какие преимущества видят покупатели? [Электронный ресурс]// Маркетинговое агентство Nielsen. – 2017. – 15 мая. - Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2017/specialty-retailers-in-Russia.html
45. Сценарии развития молочного рынка России в 2017 году [Электронный ресурс] // АЦ MilkNews. - Режим доступа: http://www.souzmoloko.ru/netcat_files/386/600/h_eb4a0474e87f61c7b60c2137afae27d1
46. Торговые наценки выросли вдвое [Электронный ресурс] // Известия. – 2017. – 7 апреля. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/677993
47. Финны забраковали российское молоко. [Электронный ресурс] // РБК. – 2013. – 14 октября. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/5592a9139a794719538d0597
48. Финский бизнес в России: Топ-20 компаний [Электронный ресурс] // Фонтанка. –Режим доступа: http://longread.fontanka.ru/page363451.html
49. Функциональные молочные продукты [Электронный ресурс] // Знайтовар.Ру . - Режим доступа: https://znaytovar.ru/new679.html
50. Холдинг «Молвест» занял третье место рейтинга ведущих молокоперерабатывающих компаний [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. – 2016. – 30 декабря. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/kholding-molvest-zanyal-trete-mesto-reytinga-vedushch.html?sphrase_id=581215
51. Широкова Г.В., Соколова Л.С. 2011. Стратегическое предпринимательство: подходы к исследованию и российская практика. Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент, (3): 32–59.
52. Шувалов назвал возможный срок отмены контрсанкций [Электронный ресурс] // РБК. – 2017. – 13 января. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/13/01/2017/5878b1d99a7947ef70b29c98
53. Эксперт: до 30% молочной продукции на прилавках Ростовской области — фальсификат [Электронный ресурс] // Новости Таганрога. – 2017. – 15 марта. - Режим доступа: http://www.ruffnews.ru/Ekspert-do-30-molochnoy-produktsii-na-prilavkah-Rostovskoy-oblasti--falsifikat_26398
54. Anderson S.B., G.J. Covin, and D.P. Slevin. 2009. Understanding the relationship between entrepreneurial orientation and strategic learning capability: an empirical investigation. Strategic entrepreneurship journal 3: 218-240.
55. Bartz, W., and A. Winkler. 2015. Flexible or fragile? The growth performance of small and young businesses during the global financial crisis – evidence from Germany. Journal of Business Venturing 31 (2): 196-215.
56. Covin J. G., Slevin D. P. 1990. New venture strategic posture, structure, and performance: An industry life cycle analysis. Journal of Business Venturing 5 (2): 123–135.
57. Covin, J., and D. Slevin. 1988. The influence of organization structure on the utility of an entrepreneurial top management style. Journal of Management Studies 25 (3): 217-234.
58. Covin, J., and D. Slevin. 1991. A conceptual model of entrepreneurship as firm behavior. Entrepreneurship: theory and practice 16 (1): 7-25.
59. Cowling, M., W. Liu, A. Ledger, and N. Zhang. 2015. What really happens to small and medium-sized enterprises in a global economic recession? UK evidence on sales and job dynamics. International Small Business Journal 33 (5): 488-513.
60. Danone в России – 25 лет успеха [Электронный ресурс] // Теперь ты знаешь. – 2017. – 3 марта. - Режим доступа:http://nowuknow.ru/2017/03/03/danone-v-rossii-25-let-uspeha/
61. Danone в России [Электронный ресурс] // Сайт компании Danone. - Режим доступа: http://www.danone.ru/o-kompanii/danone-v-rossii.html
62. Grewal, R., and P. Tansuhaj. 2001. Building organizational capabilities for managing economic crisis: the role of market orientation and strategic flexibility. Journal of Marketing 65 (2): 67-80.
63. Grewal, R., and P. Tansuhaj. 2001. Building organizational capabilities for managing economic crisis: the role of market orientation and strategic flexibility. Journal of Marketing 65 (2): 67-80
64. KenichiOhmae. 1982 TheMindoftheStrategist. Harmondsworth: Penguin:85.
65. Lumpkin, G., and G. Dess. 1996. Clarifying the entrepreneurial orientation construct and linking it to performance. Academy of Management Review 21 (1): 135-172.
66. Lumpkin, G., C. Cogliser, and D. Schneider. 2009. Understanding and measuring autonomy: An entrepreneurial orientation perspective. Entrepreneurship Theory and Practice 33 (1): 47–69.
67. Mbizi, R., L. Hove, A. Thondhlana, and N. Kakava. 2013. Innovation in SMEs: A review of its role to organisational performance and SMEs operations sustainability. Interdisciplinary Journal of Contemporary Research in Business 4 (11): 370-389.
68. Merz, R., and M.Sauber. 1995. Profiles of managerial activities in small firms. Strategic Management Journal 16 (7): 551-564.
69. Miller D. 2011. Miller (1983) Revised: A reflection on EO research and some suggestions for the future. Entrepreneurship Theory and Practice 35 (5): 873-894.
70. Naidoo, V. 2010. Firm survival through a crisis: the influence of market orientation, marketing innovation and business strategy. Industrial Marketing Management 39 (8): 1311-1320.
71. SMM-менеджер. Обзоры зарплат. [Электронный ресурс] // Исследовательский центр портала Superjob.ru. – 2015. – 31 марта. - Режим доступа:https://www.superjob.ru/research/articles/111755/smm-menedzher/
72. Soininen, J., K. Puumalainen, H. Sjögrén, P. Syrjä. 2012. The impact of global economic crisis on SMEs: Does entrepreneurial orientation matter? Management Research Review 35 (10): 927-944
73. Vaaler, P., and G. McNamara. 2004. Crisis and competition in expert organizational decision making: credit-rating agencies and their response to turbulence in emerging economies. Organization design 15 (6): 687-703.
74. Valio Commences Co-operation Negotiations to Adapt Its Operations. 2014. August 11. https://www.valio.com/news/valio-commences-co-operation-negotiations-to-adapt-its-operations/
75. Valio будет производить Oltermanni в России [Электронный ресурс] // Retail.ru. – 2016. – 14 октября. - Режим доступа: https://www.retail.ru/news/139053/
76. Valio будет производить йогурты и творог на российском заводе Ehrmann. [Электронный ресурс] // РБК. – 2015. – 20 января. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/spb_sz/20/01/2015/961656.shtml
77. Valio в России - все о нашей компании [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. - Режим доступа: http://www.valio.ru/about/valio_in_russia/
78. Valio вдвое расширит контрактное производство на подмосковном заводе «Эрманн» [Электронный ресурс] // АЦ MilkNews. – 2015. – 22 октября. - Режим доступа: http://milknews.ru/index/novosti-moloko_2791.html
79. Valio заводы - все о нашей компании [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. - Режим доступа: http://www.valio.ru/about/valio_in_russia/http://www.valio.ru/about/factories/
80. Valio и «Сваля» перестраивают свой бизнес в России, но не могут восполнить потери [Электронный ресурс] // Союз независимых сетей России. – 2015. – 15 апреля. - Режим доступа: http://www.russretail.ru/retail_news/11053-valio-i-svalya-perestraivayut-svoy-biznes-v-rossii-no-ne-mogut-vospolnit-poteri.html
81. Valio инвестировала 15 млн евро в производство новых йогуртов для российского рынка[Электронный ресурс]// CarboFood Пищевой промышленный портал. – 2013. – 3 ноября. - Режим доступа: https://carbofood.ru/novosti-kompanij/valio-investirovala-15-mln-evro-v-proizvodstvo-novyh-iogyrtov-dlia-rossiiskogo-rynka
82. Valio обживается в Гатчине. [Электронный ресурс] // Ведомости. – 2014. – 13 октября. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/10/13/valio-obzhivaetsya-v-gatchine
83. Valio получит кредит в размере 30 млн евро [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. – 2017. – 23 апреля. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/valio-poluchit-kredit-v-razmere-30-mln-evro.html
84. Valio представляет новый дизайн упаковок молока и сливок [Электронный ресурс] // Сайт компании Валио. - Режим доступа: http://www.valio.ru/press/news/valio-predstavlyaet-novyy-dizayn-upakovok-moloka-i-slivok/
85. Valio увольняет 200 сотрудников из-за сокращения экспорта в Россию [Электронный ресурс] // Центр актуальной политики. – 2015. – 4 июня. - Режим доступа: http://actualpolitics.ru/article/7705
86. Valio увольняет сотрудников из-за продэмбарго России [Электронный ресурс] // Вести Экономика. – 2016. – 31 мая. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/71369
87. Valio укрепила свои позиции на рынке плавленых сыров [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. – 2017. – 12 мая. –Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/valio-ukrepila-svoi-pozitsii-na-rynke-plavlenykh-s.html
88. Valio: Россия занимает важное место в будущем нашего бизнеса. [Электронный ресурс] // АЦ TheDairyNews. – 2017. – 21 марта. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/interview/valio-rossiya-zanimaet-vazhnoe-mesto-v-budushchem-.html
89. Vij, S., and H. Singh Bedi. 2012. Relationship between EO and business performance: a review of literature. The IUP Journal of Business Strategy 9 (3): 17-31.
90. Zahra, S., and D. Neubaum. 1998. Environmental adversity and the entrepreneurial activities of new ventures. JournalofDevelopmentalEntrepreneurship 3 (2): 123-140.