РОЛЬ ФРАНЦУЗСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ В РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ (XX-XXI вв.)
|
Введение
Глава 1. Внешняя культурная политика Франции: теоретические и исторические аспекты
1.1. Внешняя культурная политика государств в современном научном дискурсе
1.2. История становления основных направлений, задач и ключевых элементов внешней культурной политики Франции в XVI –ХХI вв
Глава 2. Концептуальные основы и основные акторы внешней культурной политики современной Франции
2.1. Документальное оформление, основные направления и задачи внешней культурной политики Франции в ХХIвв
2.2. Ключевые институты внешней культурной̆ политики современной Франции
Глава 3. Деятельность Французского института и Французского альянса по осуществлению внешней культурной политики Франции в России
3.1. Деятельность Французского института в России в начале XXI века
3.2.Деятельность Французского альянса в России в начале XXI века
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Внешняя культурная политика Франции: теоретические и исторические аспекты
1.1. Внешняя культурная политика государств в современном научном дискурсе
1.2. История становления основных направлений, задач и ключевых элементов внешней культурной политики Франции в XVI –ХХI вв
Глава 2. Концептуальные основы и основные акторы внешней культурной политики современной Франции
2.1. Документальное оформление, основные направления и задачи внешней культурной политики Франции в ХХIвв
2.2. Ключевые институты внешней культурной̆ политики современной Франции
Глава 3. Деятельность Французского института и Французского альянса по осуществлению внешней культурной политики Франции в России
3.1. Деятельность Французского института в России в начале XXI века
3.2.Деятельность Французского альянса в России в начале XXI века
Заключение
Список использованных источников и литературы
Франция была и остаётся страной с развитой моделью внешней культурной политики. Этот успех стал результатом долгой эволюции использования культуры во внешнеполитических целях страны. Богатое культурное, языковое, идейное и политическое наследие Французской Республики обеспечили основу этой политики, но её успех и эффективность стали результатом работы государственных и негосударственных структур в распространенности положительного образа Франции за рубежом.
Внешняя культурная политика Франции прошла множество этапов развития до того момента, как стала общепризнанным примером наиболее эффективной «дипломатии влияния». Вплоть до наших дней деятели политики и культуры вносят свой вклад в развитии элементов французской внешней культурной политики, которые мы можем назвать исключительными преимуществами Франции. К таким достоинствам относятся гуманитарные республиканские идеи, французский язык, который одновременно является и элементом мягкой силы, и инструментом для продвижения французского влияния за рубежом, национальное живописное, театральное, музыкальное наследие страны, французские традиции, обычаи и образ мысли.
Став частью внешней политики, внешняя культурная политика постепенно на-чала подвергаться процессу кодификации. Однако до сих пор правовая база «диплома-тии влияния» официально не составлена. Такое сочетание программных документов, хартий и уставов различных акторов внешней культурной политики, программ президента, бюджетных проектов стало неким отличительным элементом «дипломатии влияния» как обновленной, реформированной «версии» внешней культурной политики Франции.
Реализация внешней культурной политики Франции осуществляется широкой сетью государственных и негосударственных, но сотрудничающих с правительством, организаций и институтов. Сеть акторов внешней культурной политики Франции централизована и во главе ее стоит МИД Франции. Специальные департаменты, министерства, агентства, культурные ассоциации, языковые центры и институты по всему миру распространяют положительный образ Франции за рубежом. А французское иновещание освещает деятельность акторов «дипломатии влияния», даёт отличную от англо-саксонской точки зрения информацию, реализует политику плюрализма мнений и разнообразия культур народов мира.
Таким образом, во Франции существует комплексная, выработанная за долгие годы, многоуровневая система государственных и общественных структур, которые осуществляют эффективную внешнюю культурную деятельность. Самые активные акторы французской внешней культурной политики - это Французский институт и AllianceFrancaise (Альянс Франсэз). Такую популярность им принесли многочисленные филиалы по всему миру, в т.ч. в России, и их активная деятельность. Оба актора работают в сфере преподавания французского языка, организуют обменные программы, проводят культурные сезоны, фестивали, франкофонные праздники.
Объединяет эти институты давние связи с Россией, которые присутствовали в нашей стране с начала XX века. После огромного перерыва их работы в СССР между 1919-1992 гг. сегодня и Французский институт, и Альянс Франсэз функционируют в России весьма эффективно Так, например, Французский институт впитал в себя главные принципы новой, реформированной внешней культурной политики Франции: признание и поощрение плюрализма культур и взглядов на мир, адаптация к новому глобализированному миру, широкий спектр внешнеполитического сотрудничества. Институт организовал в 2010 и 2016 гг. перекрёстный год культуры и перекрёстный год туризма соответственно. Развиваются театральные, кино- и мультипликационные фестивали, научная и культурная кооперация, студенческие и профессиональные обмены. С помощью перевода и покупки авторского права авторов-франкофонов Французский институт намерен распространить французскую литературу и вместе с ней французские идеи, традиции, ценности и положительный имидж своей страны за рубеж. Такие огромные события упрочили культурную связь и наладили новые мосты культурного, туристического, экономического сотрудничества.
Организация AllianceFrancaise дополняет Французский институт. Общество автономно или в сотрудничестве занимается широкой̆ информационной̆ и культурной̆ деятельностью, проводит мероприятия в сфере театрального и музыкального искусства, организует кинопоказы, выставки, гастроли на единовременной̆ и периодической̆ основе. Более того, Альянс широко представлен в регионах, таким образом он позволяет жителям отдалённых уголков России пользоваться медиатекой, встречаться с видными деятелями культуры Франции, участвовать во франкофонных вечерах и фестивалях, сдавать экзамены об уровне французского языка в региональных центрах. Альянс организует культурные мероприятия, которые становятся большими праздниками.
Таким образом, в данной работе рассматривается значение этих культурных центров в реализации внешней культурной политики Франции в России. Основной акцент делается на практической работе Альянс Франсэз и Французского института в России.
Актуальность темы исследования.
Актуальность исследования заключается в следующем:
1) В последнее время в мире происходит наращивание англо-саксонской культурной экспансии . Франция позиционирует себя как защитник языкового многообразия и культурного плюрализма. Изучив французскую внешнюю куль-турную политику, можно выделить некую формулу успешной «дипломатии влияния», распространения культурного влияния и усиление положительного образа за рубежом в условиях современного глобализированного общества.
2) Начало реформы «дипломатии влияния» прошло совсем недавно, в 2010 году. Однако уже можно судить о её последствиях. Основными изменения-ми стали изменения приоритетов культурной политики, создание новых акторов и корректировка их управления.
3) В 2007 году в России был создан фонд «Русский мир» - российская общественная организация, занимающаяся популяризацией русского языка и культуры. С этого момента к «мягкой силе» перестали относится как к манипулятивному средству реализации собственных интересов. Отныне это инструмент по улучшению имиджа России. Сегодня, когда политические отношения России с западным миром можно охарактеризовать как достаточно сложные и напряженные, успешный опыт Франции по улучшению образа в мире, по усилению мягкой политики и дипломатии влияния необходим.
Цель и задачи и предмет исследования.
Цель исследования – определить роль культурных центров, Французского института и Alliance Francaise, в реализации внешней культурной политики Франции в России в XX-XXI вв.
Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
1) Исследовать, как исторически развивалась внешняя культурная политика Франции. Этот вопрос включает в себя изучение основных направлении культурно-лингвистической политики Франции, основных акторов и их задачи.
2) Изучить систему культурных центров Французского института и Alliance Francaise как акторов внешней культурной политики.
3) Определить основные направления и формы деятельности культурных центров Франции, Французского института и Alliance Francaise, в России в XX-XXI вв.
Объект исследования – культурные центры Франции, Французский институт и Alliance Francaise.
Предметом исследования является деятельность французских культурных центров, Французского института и Alliance Francaise, в России XX-XXI вв. по осуществлению внешней культурной политики.
Научная новизна исследования.
В данной работе поднимается вопрос о теоретической основе «внешней культурной политики» и о её отличия от «культурной дипломатии», «дипломатии влияния», «публичной дипломатии». Автор обратился как к работам зарубежных авторов, американских исследователей Мильтона К. Каммингса и Э. Галлиона, как и отечественных специалистов по культурной дипломатии и внешней культурной политике, таких как А.В. Голубев, Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, В.И. Фокин, которые дали определения терминам и обосновали отличие и сходство этих явлений. Новизна же заключается в том, что каждый год в мире появляется новый термин, новая концепция, которую нужно поместить в стройную систему современного научного дискурса, что и было сделано.
Также в данной работе впервые всесторонне были изучены изменения во внешней культурной политике Франции после реформы 2010 года. Так были изучены новые институты, новая система управления, финансирования «дипломатии влияния» в кон-тексте современного мира.
Автор постарался охватить весь спектр задач и миссий двух основных акторов, которые на практике реализуют французскую внешнюю культурную политику, а именно Французского института и Альянс Франсэз, и показать на их примере, в чём секрет успеха деятельности Франции по продвижению своей культуры в мире.
Источниковая база
При написании работы были использованы следующие группы источников:
1) Официальные документы, законодательные акты Французской̆ республики в области внешней культурной политики, при помощи которых создаётся ясная картина внешнеполитического курса страны в сфере культуры. Это программные документы МИД Франции по внешней культурной политике «Культурная дипломатия и дипломатия влияния», «Внешнеполитическая деятельность государства». Также можно отметить документацию Национальной Ассамблеи, например, документ «Эволюция сети культурных учреждений за рубежом: 17 предложений для того, чтобы усилить влияние Франции».
2) Двусторонние договоры и соглашения о культурном сотрудничестве Франции с зарубежными странами , позволяющие изучить документальную базу культурных связей страны как основу ее внешней культурной политики,
3) Выступления министров, например, Министерства культуры и коммуникаций, Министерства образования в СМИ, интервью и отчеты о пресс-конференциях, позволяющие уточнить официальную позицию по поводу це-лей и задач внешней культурной политики Франции,
4) Официальные программы культурных мероприятий, проводимых при участии Французского института и Французского Альянса за рубежом для изучения практических аспектов реализации внешней культурной политики Франции.
5) Документы таких акторов внешней культурной политики Франции, как Агентства по французскому образованию за границей, Кампус Франс, АльянсФрансез, Организации Франкофонии, Международная Федерация преподавателей французского языка. В числе этих документов: программы, Хартии и заявления на официальных сайтах. Эти источники позволяют более полно сформировать представление о круге акторов и основных направлениях внешней культурной политики Франции,
6) Активно использовалась группа источников, представляющая французские средства массовой информации. Это, прежде всего, публикации из крупнейших общенациональных ежедневных газет «Монд» и «Фигаро», и «Либерасьон», «Экспресс», «TheTimeMagazine», «Новый Экономист»и «TerraNova», содержащие важную информацию о реализации внешней культурной политики Франции, а также оценку ее эффективности.
Научная литература по теме.
Исследуя терминологию и разницу между внешней культурной политикой и культурной дипломатии, автор обращался к научной литературе, а именно к монографиям как отечественных, так и зарубежных авторов. Работы петербургских исследователей Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой сформировали чёткое представление о сущности внешней культурной политики, теоретических аспектах и её различии с культурной дипломатии.
Исследования французского ученого Ж. Лафона интересны в контексте изучения Франции и французского языка как выразителя универсальных демократических ценностей Республики. Другой французский исследователь, А. Ломбар в своей работе объясняет эволюцию французской культурной политики в ответ на глобализацию и засилье англосаксонского СМИ.
Работа петербургского исследователя И.В. Чернова «Международная организация Франкофонии: лингвистическое измерение мировой политики» помогла понять, почему французский язык стал базой внешней культурной политики страны. Также в данной книге много информации о деятельности Международной организации Франкофонии в области сохранения и распространения национального языка.
Работа «Политика культуры или культура политики. Опыт Франции» кандидата политических наук С. И. Косенко раскрывает особенности прежней французской концепции «культурной исключительности». В его исследованиях акцент сделан на инструментах защиты и сохранения национальной самобытности страны, что было бы интересно использовать при разработке мер и действий, направленных на защиту и продвижение российской культуры.
Монография этого же автора «Культура в палитре внешней политики. Опыт Франции » , написанная уже в 2010 году, как продолжение «Политики культуры или культуры политики. Опыт Франции», делает акцент на внешней политике Франции в сфере культуры в условиях глобализации. В книге содержится информация не только об эволюции французской доктрины и современных механизмах реализации внешней культурной политики, но и о современном опыте Франции, в частности о реформе «дипломатии влияния».
Методы исследования
Для решения поставленных задач автор использовал комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа, изучения и обобщения опыта существующих результатов, описанных в используемой автором литературе.
Также использовался институциональный метод для изучения основных акторов внешней культурной политики Франции, их функций, и практической деятельности.
Компаративный метод заключался в сравнении эффективности реализации внешней культурной политики Франции Альянс Франсэз и Французским институтом.
Хронологические рамки исследования
Автор исследует становление французской внешней культурной политики, начиная с эпохи Средневековья, а именно с XVI в., когда Францией был заключен договор с султаном Сулейманом Великолепным о защите христиан, что стало первым про-явлением «культурной дипломатии» страны. Однако основной период, на котором сконцентрировано внимание в работе, это XX-XXI вв. Именно в этот период рассматривается деятельность акторов внешней культурной политики Франции, Альянс Франсэз и Французского института, в России.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав, которые делятся на два параграфа каждая.
Во введении определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, методы исследования, обоснована новизна и актуальность исследования, рассмотрена источников база работы и её структура.
В первой главе «Внешняя культурная политика: теоретические аспекты и особенности французской модели» рассмотрена терминология и различия внешней культурной политики, дипломатии влияния, культурной дипломатии и публичной дипломатии. Во второй главе в параграфе «История становления основных направлений, задач и ключевых элементов внешней культурной политики Франции в XVI –ХХI вв.» речь идёт об истоках, истории развития внешней культурной политики, начиная с XIV века. Автор обращается к тому культурному наследию, которое обеспечило успех этой политике.
Во второй главе «Концептуальные основы и основные акторы внешней культурной политики современной Франции» автор изучает документальное оформление внешней культурной политики и её ключевых акторов, говорит об и их миссиях и правовых основаниях деятельности.
Третья глава посвящена практической реализации внешней культурной политики и называется «Деятельность Французского института и Французского альянса по осуществлению внешней культурной политики Франции в России». Здесь более детально рассмотрена деятельность, функции, ключевые цели и практическая работа в России Французского Института и Альянс Франсэз в XX-XXI вв.
В заключении подведены общие итоги работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.
Отдельные положения работы были опубликованы в статье:
Гулак Д.А. Особенности дипломатия влияния Франции в начале 21 века// Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том 12. Великий Новгород, 2016. URL: http://mgs.org.ru/?page_id=597 (ISBN 2310-9203).
Внешняя культурная политика Франции прошла множество этапов развития до того момента, как стала общепризнанным примером наиболее эффективной «дипломатии влияния». Вплоть до наших дней деятели политики и культуры вносят свой вклад в развитии элементов французской внешней культурной политики, которые мы можем назвать исключительными преимуществами Франции. К таким достоинствам относятся гуманитарные республиканские идеи, французский язык, который одновременно является и элементом мягкой силы, и инструментом для продвижения французского влияния за рубежом, национальное живописное, театральное, музыкальное наследие страны, французские традиции, обычаи и образ мысли.
Став частью внешней политики, внешняя культурная политика постепенно на-чала подвергаться процессу кодификации. Однако до сих пор правовая база «диплома-тии влияния» официально не составлена. Такое сочетание программных документов, хартий и уставов различных акторов внешней культурной политики, программ президента, бюджетных проектов стало неким отличительным элементом «дипломатии влияния» как обновленной, реформированной «версии» внешней культурной политики Франции.
Реализация внешней культурной политики Франции осуществляется широкой сетью государственных и негосударственных, но сотрудничающих с правительством, организаций и институтов. Сеть акторов внешней культурной политики Франции централизована и во главе ее стоит МИД Франции. Специальные департаменты, министерства, агентства, культурные ассоциации, языковые центры и институты по всему миру распространяют положительный образ Франции за рубежом. А французское иновещание освещает деятельность акторов «дипломатии влияния», даёт отличную от англо-саксонской точки зрения информацию, реализует политику плюрализма мнений и разнообразия культур народов мира.
Таким образом, во Франции существует комплексная, выработанная за долгие годы, многоуровневая система государственных и общественных структур, которые осуществляют эффективную внешнюю культурную деятельность. Самые активные акторы французской внешней культурной политики - это Французский институт и AllianceFrancaise (Альянс Франсэз). Такую популярность им принесли многочисленные филиалы по всему миру, в т.ч. в России, и их активная деятельность. Оба актора работают в сфере преподавания французского языка, организуют обменные программы, проводят культурные сезоны, фестивали, франкофонные праздники.
Объединяет эти институты давние связи с Россией, которые присутствовали в нашей стране с начала XX века. После огромного перерыва их работы в СССР между 1919-1992 гг. сегодня и Французский институт, и Альянс Франсэз функционируют в России весьма эффективно Так, например, Французский институт впитал в себя главные принципы новой, реформированной внешней культурной политики Франции: признание и поощрение плюрализма культур и взглядов на мир, адаптация к новому глобализированному миру, широкий спектр внешнеполитического сотрудничества. Институт организовал в 2010 и 2016 гг. перекрёстный год культуры и перекрёстный год туризма соответственно. Развиваются театральные, кино- и мультипликационные фестивали, научная и культурная кооперация, студенческие и профессиональные обмены. С помощью перевода и покупки авторского права авторов-франкофонов Французский институт намерен распространить французскую литературу и вместе с ней французские идеи, традиции, ценности и положительный имидж своей страны за рубеж. Такие огромные события упрочили культурную связь и наладили новые мосты культурного, туристического, экономического сотрудничества.
Организация AllianceFrancaise дополняет Французский институт. Общество автономно или в сотрудничестве занимается широкой̆ информационной̆ и культурной̆ деятельностью, проводит мероприятия в сфере театрального и музыкального искусства, организует кинопоказы, выставки, гастроли на единовременной̆ и периодической̆ основе. Более того, Альянс широко представлен в регионах, таким образом он позволяет жителям отдалённых уголков России пользоваться медиатекой, встречаться с видными деятелями культуры Франции, участвовать во франкофонных вечерах и фестивалях, сдавать экзамены об уровне французского языка в региональных центрах. Альянс организует культурные мероприятия, которые становятся большими праздниками.
Таким образом, в данной работе рассматривается значение этих культурных центров в реализации внешней культурной политики Франции в России. Основной акцент делается на практической работе Альянс Франсэз и Французского института в России.
Актуальность темы исследования.
Актуальность исследования заключается в следующем:
1) В последнее время в мире происходит наращивание англо-саксонской культурной экспансии . Франция позиционирует себя как защитник языкового многообразия и культурного плюрализма. Изучив французскую внешнюю куль-турную политику, можно выделить некую формулу успешной «дипломатии влияния», распространения культурного влияния и усиление положительного образа за рубежом в условиях современного глобализированного общества.
2) Начало реформы «дипломатии влияния» прошло совсем недавно, в 2010 году. Однако уже можно судить о её последствиях. Основными изменения-ми стали изменения приоритетов культурной политики, создание новых акторов и корректировка их управления.
3) В 2007 году в России был создан фонд «Русский мир» - российская общественная организация, занимающаяся популяризацией русского языка и культуры. С этого момента к «мягкой силе» перестали относится как к манипулятивному средству реализации собственных интересов. Отныне это инструмент по улучшению имиджа России. Сегодня, когда политические отношения России с западным миром можно охарактеризовать как достаточно сложные и напряженные, успешный опыт Франции по улучшению образа в мире, по усилению мягкой политики и дипломатии влияния необходим.
Цель и задачи и предмет исследования.
Цель исследования – определить роль культурных центров, Французского института и Alliance Francaise, в реализации внешней культурной политики Франции в России в XX-XXI вв.
Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
1) Исследовать, как исторически развивалась внешняя культурная политика Франции. Этот вопрос включает в себя изучение основных направлении культурно-лингвистической политики Франции, основных акторов и их задачи.
2) Изучить систему культурных центров Французского института и Alliance Francaise как акторов внешней культурной политики.
3) Определить основные направления и формы деятельности культурных центров Франции, Французского института и Alliance Francaise, в России в XX-XXI вв.
Объект исследования – культурные центры Франции, Французский институт и Alliance Francaise.
Предметом исследования является деятельность французских культурных центров, Французского института и Alliance Francaise, в России XX-XXI вв. по осуществлению внешней культурной политики.
Научная новизна исследования.
В данной работе поднимается вопрос о теоретической основе «внешней культурной политики» и о её отличия от «культурной дипломатии», «дипломатии влияния», «публичной дипломатии». Автор обратился как к работам зарубежных авторов, американских исследователей Мильтона К. Каммингса и Э. Галлиона, как и отечественных специалистов по культурной дипломатии и внешней культурной политике, таких как А.В. Голубев, Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, В.И. Фокин, которые дали определения терминам и обосновали отличие и сходство этих явлений. Новизна же заключается в том, что каждый год в мире появляется новый термин, новая концепция, которую нужно поместить в стройную систему современного научного дискурса, что и было сделано.
Также в данной работе впервые всесторонне были изучены изменения во внешней культурной политике Франции после реформы 2010 года. Так были изучены новые институты, новая система управления, финансирования «дипломатии влияния» в кон-тексте современного мира.
Автор постарался охватить весь спектр задач и миссий двух основных акторов, которые на практике реализуют французскую внешнюю культурную политику, а именно Французского института и Альянс Франсэз, и показать на их примере, в чём секрет успеха деятельности Франции по продвижению своей культуры в мире.
Источниковая база
При написании работы были использованы следующие группы источников:
1) Официальные документы, законодательные акты Французской̆ республики в области внешней культурной политики, при помощи которых создаётся ясная картина внешнеполитического курса страны в сфере культуры. Это программные документы МИД Франции по внешней культурной политике «Культурная дипломатия и дипломатия влияния», «Внешнеполитическая деятельность государства». Также можно отметить документацию Национальной Ассамблеи, например, документ «Эволюция сети культурных учреждений за рубежом: 17 предложений для того, чтобы усилить влияние Франции».
2) Двусторонние договоры и соглашения о культурном сотрудничестве Франции с зарубежными странами , позволяющие изучить документальную базу культурных связей страны как основу ее внешней культурной политики,
3) Выступления министров, например, Министерства культуры и коммуникаций, Министерства образования в СМИ, интервью и отчеты о пресс-конференциях, позволяющие уточнить официальную позицию по поводу це-лей и задач внешней культурной политики Франции,
4) Официальные программы культурных мероприятий, проводимых при участии Французского института и Французского Альянса за рубежом для изучения практических аспектов реализации внешней культурной политики Франции.
5) Документы таких акторов внешней культурной политики Франции, как Агентства по французскому образованию за границей, Кампус Франс, АльянсФрансез, Организации Франкофонии, Международная Федерация преподавателей французского языка. В числе этих документов: программы, Хартии и заявления на официальных сайтах. Эти источники позволяют более полно сформировать представление о круге акторов и основных направлениях внешней культурной политики Франции,
6) Активно использовалась группа источников, представляющая французские средства массовой информации. Это, прежде всего, публикации из крупнейших общенациональных ежедневных газет «Монд» и «Фигаро», и «Либерасьон», «Экспресс», «TheTimeMagazine», «Новый Экономист»и «TerraNova», содержащие важную информацию о реализации внешней культурной политики Франции, а также оценку ее эффективности.
Научная литература по теме.
Исследуя терминологию и разницу между внешней культурной политикой и культурной дипломатии, автор обращался к научной литературе, а именно к монографиям как отечественных, так и зарубежных авторов. Работы петербургских исследователей Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой сформировали чёткое представление о сущности внешней культурной политики, теоретических аспектах и её различии с культурной дипломатии.
Исследования французского ученого Ж. Лафона интересны в контексте изучения Франции и французского языка как выразителя универсальных демократических ценностей Республики. Другой французский исследователь, А. Ломбар в своей работе объясняет эволюцию французской культурной политики в ответ на глобализацию и засилье англосаксонского СМИ.
Работа петербургского исследователя И.В. Чернова «Международная организация Франкофонии: лингвистическое измерение мировой политики» помогла понять, почему французский язык стал базой внешней культурной политики страны. Также в данной книге много информации о деятельности Международной организации Франкофонии в области сохранения и распространения национального языка.
Работа «Политика культуры или культура политики. Опыт Франции» кандидата политических наук С. И. Косенко раскрывает особенности прежней французской концепции «культурной исключительности». В его исследованиях акцент сделан на инструментах защиты и сохранения национальной самобытности страны, что было бы интересно использовать при разработке мер и действий, направленных на защиту и продвижение российской культуры.
Монография этого же автора «Культура в палитре внешней политики. Опыт Франции » , написанная уже в 2010 году, как продолжение «Политики культуры или культуры политики. Опыт Франции», делает акцент на внешней политике Франции в сфере культуры в условиях глобализации. В книге содержится информация не только об эволюции французской доктрины и современных механизмах реализации внешней культурной политики, но и о современном опыте Франции, в частности о реформе «дипломатии влияния».
Методы исследования
Для решения поставленных задач автор использовал комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа, изучения и обобщения опыта существующих результатов, описанных в используемой автором литературе.
Также использовался институциональный метод для изучения основных акторов внешней культурной политики Франции, их функций, и практической деятельности.
Компаративный метод заключался в сравнении эффективности реализации внешней культурной политики Франции Альянс Франсэз и Французским институтом.
Хронологические рамки исследования
Автор исследует становление французской внешней культурной политики, начиная с эпохи Средневековья, а именно с XVI в., когда Францией был заключен договор с султаном Сулейманом Великолепным о защите христиан, что стало первым про-явлением «культурной дипломатии» страны. Однако основной период, на котором сконцентрировано внимание в работе, это XX-XXI вв. Именно в этот период рассматривается деятельность акторов внешней культурной политики Франции, Альянс Франсэз и Французского института, в России.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав, которые делятся на два параграфа каждая.
Во введении определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, методы исследования, обоснована новизна и актуальность исследования, рассмотрена источников база работы и её структура.
В первой главе «Внешняя культурная политика: теоретические аспекты и особенности французской модели» рассмотрена терминология и различия внешней культурной политики, дипломатии влияния, культурной дипломатии и публичной дипломатии. Во второй главе в параграфе «История становления основных направлений, задач и ключевых элементов внешней культурной политики Франции в XVI –ХХI вв.» речь идёт об истоках, истории развития внешней культурной политики, начиная с XIV века. Автор обращается к тому культурному наследию, которое обеспечило успех этой политике.
Во второй главе «Концептуальные основы и основные акторы внешней культурной политики современной Франции» автор изучает документальное оформление внешней культурной политики и её ключевых акторов, говорит об и их миссиях и правовых основаниях деятельности.
Третья глава посвящена практической реализации внешней культурной политики и называется «Деятельность Французского института и Французского альянса по осуществлению внешней культурной политики Франции в России». Здесь более детально рассмотрена деятельность, функции, ключевые цели и практическая работа в России Французского Института и Альянс Франсэз в XX-XXI вв.
В заключении подведены общие итоги работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.
Отдельные положения работы были опубликованы в статье:
Гулак Д.А. Особенности дипломатия влияния Франции в начале 21 века// Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том 12. Великий Новгород, 2016. URL: http://mgs.org.ru/?page_id=597 (ISBN 2310-9203).
В заключении необходимо подчеркнуть следующие выводы, сделанные во время написания выпускной квалификационной работы. Так, во время изучения теоретических основ, автор пришёл к выводу, что термины «внешняя культурная политика», «культурная дипломатия» и «публичная дипломатия» объясняют похожие, однако не синонимичные процессы. Что касается Франции, то в официальных документах используются определения как «внешней культурной политики», так и новое «дипломатия влияния».
В любом случае, при исследовании истории развития было выяснено, что внешняя культурная политика Франции - далеко не новое изобретение. Уже больше пяти веков происходит эволюция этой политики, которая достигла пика развития при Людовике XIV, в эпоху Просвещения, Великой Французской революции и во время председательства А. Мальро. Франция лидирует среди стран, наиболее притягательных для иностранцев. И среди ключевых элементов культурной политики Франции автор выделил гуманитарное право, развитое законодательство, культурное и идеологическое наследие, «универсальный и идеальный» французский язык.
Несмотря на долгую историю и культурную базу, у Франции до сих пор нет официальной доктрины, которая бы объединила все положения внешней культурной политики. Об её задачах и направлениях можно узнать из программ президента, программных документов, хартий акторов внешней культурной политики, из финансовых проектов о бюджете на внешнюю культурную политику. Тем не менее, отсутствие концептуального документа не помешало Франции создать широкую, эффективную и централизованную сеть акторов внешней культурной политики под контролем МИД Франции. Самыми популярными являются Агентство Кампюс Франс (l'Agence Campus France), сеть Альянс Франсэз, Французский институт и его представительства на местах, Международная организация Франкофонии, широкие сети профессиональных организаций, специализированные агентства, а также СМИ и представители бизнес-сферы.
Однако в конце XX века произошло временное ослабление французской «культурной дипломатии». Причиной этому был ориентир на классическую, элитарную культуру, которая находилась в основе французской внешней культурной политики, а также игнорирование основных вызовов глобализации. В итоге отставание в мире развлечений, культурной индустрии, имеющих огромный спрос, и в современных информационных техно-логиях. Решением проблемы стала реформа, в результате которой была выработана новая парадигма «дипломатии влияния».
«Дипломатия влияния» отличается от предшествующей ей концепции культурного влияния тем, что она приняла факт глобализации и всемирного взаимовлияния, стала опираться на многостороннее партнерство и диалог в международном сотрудничестве, охватила не только сотрудничество в сфере культуры, но и в сферах образования, науки, работы с молодежью, здравоохранение, экология, вопросы миграции, регулирование финансовых рынков, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, социальное измерение глобализации и др. «Дипломатия влияния» стала отвечать на современные вызовы глобализации и начала сотрудничать не столько с кадровыми дипломатами и официальными учреждениями культуры, сколько с общественными организациями, объединениями соотечественников, активистов, зарубежных культурных центров и других акторов гражданского общества. Более того, Франция перестала ограничиваться работой в странах с традиционно крепким историческим французским присутствием, а расширила свою деятельность в непривычном восточном, латиноамериканском направлении.
Развитию «дипломатии влияния» способствует активное финансирование, регулирование и контроль культурной политики органами государственной власти. После ре-формы «дипломатии влияния» во Франции сложилась централизованная, многоуровневая и эффективная система государственных и негосударственных акторов, одно из главных мест в которой занимают Французские институты и Французские альянсы.
Французский альянс, Французские институты широко представлены в России. Они играют значительную роль в реализации «дипломатии влияния» на современном этапе по причине перехода к стратегическому управлению внешней культурной политикой Франции и усиления культурно-лингвистической конкуренции в мире.
Французский Институт возник вместе с «дипломатией влияния» и впитал все её основные принципы: плюрализм культур и взглядов на мир, адаптация к новому глобализированному миру, широкий спектр внешнеполитического сотрудничества. Французский институт, с помощью специальных департаментов, эффективно выполняет возложенные на него обязанности по распространению французского языка, французских идей, традиций, по поощрению артистических и художественных обменов, по сотрудничеству в области образования и науки. Будучи государственным учреждением, деятельность Французского института финансируется из государственного бюджета, он имеет соответствующие привилегии и иммунитеты.
Культурно-просветительская некоммерческая общественная организация Alliance-Français параллельно с Французским Институтом занимается информационной и культурной деятельностью и проводит мероприятия в сфере театрального и музыкального искусства, организовывать кинопоказы, выставки, гастроли на единовременной и периодической основе. Культурно-лингвистическое направление считается приоритетным.
Таким образом, при их непосредственном участии обеих организаций были успешно проведены Перекрестные годы культуры, языка и литературы, туризма, «Культурные сезоны», фестивали. Такие мероприятия дают возможность подробно рассказать о культурном наследии и традициях обеих стран, о тенденциях современного искусства, научных открытиях. Они также создают инфраструктуру для продвижения совместных проектов творческого обмена и дальнейшего развития культурного сотрудничества между двумя странами.
Что касается России, то Альянс Франсэз и Французский институт имеют огромную историю реализации внешней культурной политики Франции в России. По значимости и по активности оба учреждения стоят вровень. Благодаря их вовлечённости в жизнь общества и близости к властным структурам, они наиболее эффективно распространяют положительный образ Франции, что соответствует главной цели внешней культурной политики страны.
В любом случае, при исследовании истории развития было выяснено, что внешняя культурная политика Франции - далеко не новое изобретение. Уже больше пяти веков происходит эволюция этой политики, которая достигла пика развития при Людовике XIV, в эпоху Просвещения, Великой Французской революции и во время председательства А. Мальро. Франция лидирует среди стран, наиболее притягательных для иностранцев. И среди ключевых элементов культурной политики Франции автор выделил гуманитарное право, развитое законодательство, культурное и идеологическое наследие, «универсальный и идеальный» французский язык.
Несмотря на долгую историю и культурную базу, у Франции до сих пор нет официальной доктрины, которая бы объединила все положения внешней культурной политики. Об её задачах и направлениях можно узнать из программ президента, программных документов, хартий акторов внешней культурной политики, из финансовых проектов о бюджете на внешнюю культурную политику. Тем не менее, отсутствие концептуального документа не помешало Франции создать широкую, эффективную и централизованную сеть акторов внешней культурной политики под контролем МИД Франции. Самыми популярными являются Агентство Кампюс Франс (l'Agence Campus France), сеть Альянс Франсэз, Французский институт и его представительства на местах, Международная организация Франкофонии, широкие сети профессиональных организаций, специализированные агентства, а также СМИ и представители бизнес-сферы.
Однако в конце XX века произошло временное ослабление французской «культурной дипломатии». Причиной этому был ориентир на классическую, элитарную культуру, которая находилась в основе французской внешней культурной политики, а также игнорирование основных вызовов глобализации. В итоге отставание в мире развлечений, культурной индустрии, имеющих огромный спрос, и в современных информационных техно-логиях. Решением проблемы стала реформа, в результате которой была выработана новая парадигма «дипломатии влияния».
«Дипломатия влияния» отличается от предшествующей ей концепции культурного влияния тем, что она приняла факт глобализации и всемирного взаимовлияния, стала опираться на многостороннее партнерство и диалог в международном сотрудничестве, охватила не только сотрудничество в сфере культуры, но и в сферах образования, науки, работы с молодежью, здравоохранение, экология, вопросы миграции, регулирование финансовых рынков, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, социальное измерение глобализации и др. «Дипломатия влияния» стала отвечать на современные вызовы глобализации и начала сотрудничать не столько с кадровыми дипломатами и официальными учреждениями культуры, сколько с общественными организациями, объединениями соотечественников, активистов, зарубежных культурных центров и других акторов гражданского общества. Более того, Франция перестала ограничиваться работой в странах с традиционно крепким историческим французским присутствием, а расширила свою деятельность в непривычном восточном, латиноамериканском направлении.
Развитию «дипломатии влияния» способствует активное финансирование, регулирование и контроль культурной политики органами государственной власти. После ре-формы «дипломатии влияния» во Франции сложилась централизованная, многоуровневая и эффективная система государственных и негосударственных акторов, одно из главных мест в которой занимают Французские институты и Французские альянсы.
Французский альянс, Французские институты широко представлены в России. Они играют значительную роль в реализации «дипломатии влияния» на современном этапе по причине перехода к стратегическому управлению внешней культурной политикой Франции и усиления культурно-лингвистической конкуренции в мире.
Французский Институт возник вместе с «дипломатией влияния» и впитал все её основные принципы: плюрализм культур и взглядов на мир, адаптация к новому глобализированному миру, широкий спектр внешнеполитического сотрудничества. Французский институт, с помощью специальных департаментов, эффективно выполняет возложенные на него обязанности по распространению французского языка, французских идей, традиций, по поощрению артистических и художественных обменов, по сотрудничеству в области образования и науки. Будучи государственным учреждением, деятельность Французского института финансируется из государственного бюджета, он имеет соответствующие привилегии и иммунитеты.
Культурно-просветительская некоммерческая общественная организация Alliance-Français параллельно с Французским Институтом занимается информационной и культурной деятельностью и проводит мероприятия в сфере театрального и музыкального искусства, организовывать кинопоказы, выставки, гастроли на единовременной и периодической основе. Культурно-лингвистическое направление считается приоритетным.
Таким образом, при их непосредственном участии обеих организаций были успешно проведены Перекрестные годы культуры, языка и литературы, туризма, «Культурные сезоны», фестивали. Такие мероприятия дают возможность подробно рассказать о культурном наследии и традициях обеих стран, о тенденциях современного искусства, научных открытиях. Они также создают инфраструктуру для продвижения совместных проектов творческого обмена и дальнейшего развития культурного сотрудничества между двумя странами.
Что касается России, то Альянс Франсэз и Французский институт имеют огромную историю реализации внешней культурной политики Франции в России. По значимости и по активности оба учреждения стоят вровень. Благодаря их вовлечённости в жизнь общества и близости к властным структурам, они наиболее эффективно распространяют положительный образ Франции, что соответствует главной цели внешней культурной политики страны.
Подобные работы
- ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА В РОССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Французская индустрия туризма как пример для развития туризма в России (1990-2018 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - РЕЛИГИОЗНАЯ ЦЕНЗУРА КАК ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Основные направления культурного сотрудничества России и Франции (2007-2017)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ V-XII вв.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Российско-французские отношения в конце XX- начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР (23.00.02)
Диссертации (РГБ), этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



