Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «БК-АЛПРОФ»)

Работа №123168

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ФИРМЫ 9
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы 9
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 14
1.3. Методы оценки и управления конкурентоспособностью фирмы 17
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «БК-АЛПРОФ» 22
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2. Оценка конкурентов и конкурентоспособности предприятия 27
2.3. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятия 40
3. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «БК-АЛПРОФ» 47
3.1. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия 47
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом.
Особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок. Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма- производитель не может длительное время занимать устойчивые позиции на рынке, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. Поэтому непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.
В настоящее время для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции особенно актуальна в связи с тем, что негативные последствия экономических реформ, проведенных в 90-е годы, в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют многим предприятиям позитивно решать эту задачу. Следовательно, для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, выявлять собственные возможности, слабые стороны конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.
Актуальность темы исследования подтверждает и тот факт, что рыночные условия функционирования российских предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия определяет направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают хозяйствующие субъекты на конкретном рынке, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке и определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ методов управления конкурентоспособностью промышленного предприятия и разработка мероприятий повышения эффективности его деятельности.
Предмет исследования - система управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.
Объектом исследования является ООО «БК-АЛПРОФ».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
• раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
• рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
• исследовать основные методы оценки и управления конкурентоспособностью предприятия;
• провести анализ конкурентоспособности промышленного предприятия;
• предложить мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью промышленного предприятия и обосновывать эффективность их применения.
В качестве инструментов исследования использованы сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы.
Теоретической и методологической базой исследования послужили законодательные акты по теме исследования, концепции и гипотезы, обоснованные в трудах таких специалистов, как Абабков Ю.Н., Горбашко Е.А., Демченко С.Г., Заярная И.А., Ильин М.Т., Лифиц И.М., Мокроносов А.Г., Фатхутдинов Р.А. Философова Т.Г. и др., а также ресурсы сети интернет по теме исследования.
Информационную основу исследования составили финансовые и производственные показатели ООО «БК-АЛПРОФ», а также опыт работы и маркетинговые исследования, проводимые Обществом.
В соответствии с задачами формировались структура и содержание квалификационной работы.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, формулируется цель работы, решаемые задачи, план построения квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические основы оценки и управления конкурентоспособностью фирмы» дается понятие и раскрывается сущность конкурентоспособности фирмы, исследуются факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы и методы оценки и управления конкурентоспособностью фирмы.
Во второй главе «Система управления конкурентоспособностью ООО «БК-АЛПРОФ»» приводится организационно-экономическая характеристика предприятия, дается оценка конкурентов и конкурентоспособности предприятия, выполняется анализ системы управления конкурентоспособностью предприятия. На основе результатов исследования намечаются направления по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью предприятия.
В третьей главе «Модернизация системы управления конкурентоспособностью ООО «БК-АЛПРОФ» предлагаются мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью, дается оценка результатов от внедрения предлагаемых мероприятий.
В заключении излагаются основные результаты работы, оценка степени достижения поставленной цели и выполнения, поставленных во введении задач, отмечается практическая значимость квалификационной работы для объекта исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы конкретные предложения по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «БК-АЛПРОФ».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Совершенствование системы управления конкурентоспособностью предприятия является актуальным на любом этапе функционирования предприятия. Но особенную актуальность данная тема прибрела в настоящий момент, когда экономический кризис в России усугубляется экономическими санкциями со стороны Евросоюза и США. Поэтому проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование управления системы конкурентоспособностью конкретного предприятия приобретает особую значимость, т.к. полученные данные позволят разработать направления ее совершенствования.
В первой главе изучены теоретические основы оценки и управления конкурентоспособностью предприятия, раскрыто понятие «конкурентоспособность предприятия», рассмотрены определения конкурентоспособности, данные в трудах специалистов, установлено, что в иерархии понятий конкурентоспособности базовым является понятие «конкурентоспособность товара», поэтому конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое.
Рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, к которым относят, в частности, финансовое положение предприятия, наличие передовой технологии, наличие сбытовой сети и т. д. Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов: ресурсного, ценового, «фактора среды».
Изучены методики оценки конкурентоспособности организации: SWOT-анализ, оценка на базе «4Р», матричная методика оценки (БКГ).
Во второй главе проведена оценка управления конкурентоспособностью предприятия ООО «БК-АЛПРОФ», в ходе которой дана организационно-экономическая характеристика промышленного предприятия, основной вид деятельности которого производство алюминиевых сплавов, экструзионного алюминиевого профиля, конструкций различного назначения из алюминиевого профиля и светопрозрачных конструкций различного назначения.
Анализ основных показателей хозяйственной деятельности за исследуемый период показал, что на 38,2% выросла выручка от реализации продукции. Наблюдается рост себестоимости продаж на 37,3%, удельный вес себестоимости в выручке составляет 93%. Однако ее рост не опережает рост выручки, исследуемом периоде он ниже на 0,9%. Рост валовой прибыли составил 50,2%. В сравнении с предыдущим периодом прибыль (убыток) от продаж увеличилась на 76,7%. Прибыль (убыток) до налогообложения и чистая прибыль, выросли на 9333 тыс. руб. и на 8169 тыс. руб. соответственно в сравнении с предыдущим годом. Это говорит об эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Увеличилась эффективности использования основных средств, т.к. 2,6% снизилась среднегодовая стоимость основных производственных фондов, что, соответственно, привело к росту фондоотдачи на 42%. Ресурсы предприятия используются рационально, т.к. наблюдается снижение показателя фондоемкости на 30%, что означает экономию труда, производительность труда работников выросла на 39%. Эффективность деятельности производства и интенсивность использования оборотных средств подтверждает рост коэффициента оборачиваемости оборотных средств (активов). Выросла на 0,7% рентабельность продаж. Среднесписочная численность работников в отчетном периоде сократилась на 2 чел. за счет категории «рабочие основного производства». Однако среднегодовой фонд оплаты труда вырос на 2,3%, что послужило повышению среднемесячной заработной платы 1 работника на 3% и росту производительности труда 1 работника на 39%.
Организационная структура управления ООО «БК-АЛПРОФ» построена по линейно-функциональному типу. Общее руководство осуществляется директором. Производство включает: литейное производство; участок экструзии профиля; линия порошковой окраски; участок по производству анодированного алюминиевого профиля; участок сборки светопрозрачных конструкций из алюминиевого и металлопластикового профиля.
В ходе оценки конкурентов и конкурентоспособности предприятия выполнен анализ качественных критериев исследуемого предприятия и фирм-конкурентов по таким критериям, как престиж торговой марки, уровень сервисного обслуживания, наличие рекламы и продвижение товаров на рынке, который позволил выявить, что ООО «БК-АЛПРОФ» занимает главенствующее положение практически по всем критериям.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия показал, что слабые стороны предприятия не могут оказать фатального влияния на развитие предприятия, т. к. многие из них легко устранить, а наличие у предприятия сильных сторон, позволит ему занимать сохранить свое место на рынке.
Для анализа положения продукции предприятия на рынке построена матрица Бостонской консультативной группы (БКГ), что позволило выбрать вариант стратегии по выпуску продукции, которая позволит сохранить, а возможно и расширить, нишу товарного рынка.
Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятия, показал, что функции по выполнению необходимых мероприятий возложены на отдел маркетинга, управление конкурентоспособностью который осуществляет в основном рамках продвижения товара на рынке. В этом направлении используется реклама: публикации в СМИ; баннеры и растяжки; реклама на радио и телевидении. Стимулирование сбыта заключается в проведении маркетинговых мероприятий, повышающих привлекательность покупки продукции данного предприятия, и является наиболее эффективной формой продвижения товаров и услуг.
В структуре маркетинговых затрат наибольший рост наблюдается по статье «Затраты на продвижение» по элементам «реклама» и «стимулирование сбыта», в то время как затраты на «личные продажи» снизились, а затраты на «общественные связи (паблик рилейшнз)» хотя и увеличились, но их объем намного меньше, чем объем на рекламу и стимулирование сбыта.
Оценка эффективности маркетинговых затрат предприятия, проведенная путем расчета показателя нормы прибыли на вложенный капитал, показала снижение данного показателя за счет уменьшения чистой прибыли и объема продажа на фоне поста маркетинговых затрат. Это говорит о том, что маркетинговая деятельность, следовательно, и управление конкурентоспособностью, осуществляется не достаточно эффективно и требует проведения модернизации.
В третьей главе рассмотрены направления модернизации системы управления конкурентоспособностью ООО «БК-АЛПРОФ». В этом направлении рекомендовано повысить эффективность маркетинговой деятельности, как наиболее важной составляющей системы управления конкурентоспособностью. Предложено модернизировать отдел маркетинга, изменив его структуру и дать дополнительные полномочия отделу, что даст ему возможность оказывать влияние на решения, принимаемые на высшем уровне управления, привлекать к управлению конкурентоспособностью продукции отдел коммерции, отдел качества и планово-производственный отдел, это позволит планировать и осуществлять управлению конкурентоспособностью продукции более эффективно. С этой целью разработана схема управления конкурентоспособностью продукции предприятия.
Функциональную систему управления конкурентоспособностью предложено дополнить функциями: к оценочной; аналитической, планирования, организационной и инновационной функциям, добавить функции: целевой ориентации, психологическую, коммуникативную, формирующую и корректирующую.
В структуре отдела маркетинга предложено сократить должность старшего менеджера и ввести в штат отдела должность начальник отдела и специалистов: менеджер по анализу и планированию маркетинговой деятельности и менеджер по маркетинговым коммуникациям.
В целях повышения эффективности от участия в выставках, рекомендовано осуществлять стратегическое планирование выставочной деятельности ООО «БК-АЛПРОФ». Для продвижения продукции предприятия рекомендовано использовать, помимо рекламы и стимулирования сбыта, также личные продажи и связи с общественностью (паблик рилейшнз). Для содействия продажам предположено мотивировать личную заинтересованность и клиентов, и сотрудников: проводить политику сниженных цен на некоторые виды продукции и услуги, в первую очередь работникам предприятия и постоянным клиентам-оптовикам; для розничной торговли разработать систему премий - дополнительных подарков к приобретенному товару; оказывать бесплатные услуги ветеранам ВОВ, инвалидам, пенсионерам; разработать систему скидок.
Для продвижения продукции предприятия рекомендовано использовать собственный Web-сайт, который является наиболее эффективным средством продвижения товаров по сравнению с традиционной рекламой в средствах массовой информации и, одновременно, служит представительством предприятия в сети Интернет. Так как сайт предприятия не отвечает современным требованиям и не позволяет организовать продажу продукции через интернет-витрину, то предложено заказать новый сайт в форме «Сайт- Экстра», который позволит не только рекламировать товары и услуги, но и принимать заказы на покупку и изготовление. Также выбрать варианта расчета, способ получения заказа и выписать счет на оплату.
Выполненный расчет экономической эффективности от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособностью показал, что затраты на проектные мероприятия в размере 1657,7 тыс. руб. увеличат прибыль на 74199,6 тыс. руб. и быстро окупятся. Выручка от реализации вырастет на 75857 тыс. руб., производительности труда - на 223,11 тыс. руб.


1. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ч. 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 3 от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 354-ФЗ.).
2. Об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный Закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 29.12.2015 г. № 391-ФЗ).
3. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Федеральный закон от 22.03.1991 № 948-I (в ред. от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
4. О рекламе. Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г. № 281-ФЗ).
5. Абабков Ю.Н., Филиппова И.Г. Обеспечение конкурентоспособности предприятия: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 144 с.
6. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости, 2013. - 334 с.
7. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 235 с.
8. Алексейчева Е.Ю.Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров. - М.: Издательство: Дашков и К, 2013. - 290 с.
9. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. - 3 изд. - М.: Издательство «Финпресс», 2014. - 656 с.
10. Горбашко Е.А., Максимцева И.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика. - М.: Юрайт, 2015. - 447 с.
11. Демин С.А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях // Вестник Омского университета. - 2013. - № 3. - С. 325-329.
12. Демченко С.Г. Повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий - адекватный ответ на западные санкции: методологический подход // Журнал «Актуальные проблемы экономики и права». - 2015. - № 1. - С. 10-16
13. Заярная И.А. Управление повышением конкурентоспособности предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2014. - С. 172-174.
14. Ильина В.Н. Конкуренция: основные понятия: учебник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/k005/toc.htm.
15. Ильин М.Т. Влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 86 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ