Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

Работа №123141

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИХ САМОРЕГУЛЯЦИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 8
1.1 Понятие рефлексии в современной психологии 8
1.1.1 Формирование научных представлений о рефлексии 8
1.1.2 Исследование рефлексии в психологии 10
1.1.3 Рефлексия в спортивной деятельности 14
1.2 Феномен психическое состояние 16
1.2.1 Психическое состояние: понятие и характеристики 16
1.2.1.1 Виды психических состояний 20
1.2.3. Особенности психических состояний в спортивной деятельности 25
1.2.4. Психосоматические компоненты психического состояния спортсмена 29
1.3 Саморегуляция психических состояний 31
1.3.1 Понятие саморегуляции в современной психологии 31
1.3.2 Методы и приемы саморегуляции в спорте 39
1.3.3 Саморегуляция как фактор психосоматических расстройств 44
Резюме 47
ГЛАВА 2: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 49
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования 49
2.2 Методы, методики и организация исследования 50
2.3 Математико-статистические методы обработки данных 53
ГЛАВА 3: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ 54
3.1 Характеристики рефлексии у спортсменов 54
3.3. Особенности саморегуляции психических состояний у спортсменов 56
3.4 Взаимосвязи между показателями рефлексии, саморегуляции и жалобами по поводу самочувствия. 72
3.4.1 Взаимосвязи типов рефлексии обследованных спортсменов и их психосоматических жалоб 72
3.4.2 Взаимосвязи психосоматических жалоб и методов саморегуляции 73
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Приложение А 84
Приложение Б 87
Приложение В 88


В настоящее время в психологии спорта многочисленные исследования посвящены саморегуляции психических состояний. Специалиста психологии спорта (Г.Д. Горбунов, 2012; Р.М. Загайнов, 1986; Уэнберг; Гоулд, 2001) неоднократно указывали, что рост спортивного мастерства связан с совершенствованием системы саморегуляции спортсмена, повышающей эффективность периода подготовки к соревнованию и выступлению на них. Анализ литературы (Л.Е.Наконечная, 2017; Моросанова В.И., 1998; Сопов В.Ф., 2010; Некрасов, В.П., 1985) показал, что собраны многочисленные данные о повышении эффективности деятельности с помощью приемов саморегуляции, а также имеются данные об индивидуальных стилях саморегуляции и их различий в зависимости от спортивной квалификации и вида спорта. При этом, практически не исследованным остается сам феномен саморегуляции: как спортсмен воспринимает самовоздействия, связано ли это с анализом своих состояний и действий – рефлексивностью. Однако, имеются работы, направленные на изучение отражения человеком своего психического состояния (Прохоров, А.О., 2005; Дикая, Л.Г.,2003), а также исследования доказывающие связь рефлексивности и саморегуляции (Леонтьев, Д.А., 2009), но практически не изучена область знаний о том, как спортсмен воспринимает приёмы самовоздействий. Эта информация представляется интересной, поскольку спортсмен на основе восприятия и анализа своего состояния и деятельности сам принимает решение о реализации того или иного приёма саморегуляции. Вероятно, что одним из механизмов, определяющих эффективность практик саморегуляции, является перестройка рефлексивных процессов (Леонтьев, Д.А., 2009).Наряду с умением управлять собой, важным показателем психической подготовленности спортсмена является психосоматическое здоровье. Имеются немногочисленные исследования по данной проблеме (Малкина-Пых, И.Г,2014; Хайкин, А.В.,2011) направленные на изучение взаимосвязей между уровнем саморегуляции и психосоматическим здоровьем, но в психологии спорта эти взаимосвязи практически не изучены. В то же время многие исследователи (Малкина-Пых,И.Г,2014; Карпов,Г.Н.,2015; Арина, Г.А.,1996) указывают на зависимость психосоматических проблем от уровня рефлексивности. С связи с вышесказанным нам представляется актуальным провести исследование направленное на изучение взаимосвязей между особенностями рефлексии, саморегуляцией и псхосоматическим состоянием спортсменов.
Новизна работы заключается в том, что получены новые данные:
• о взаимосвязях особенностей рефлексии спортсменов и интенсивности психосоматических жалоб;
• о взаимосвязях интенсивности психосоматических жалоб и использования приёмов саморегуляции психических состояний.
Объектом настоящего исследования являются:
• Характеристики рефлексивности: системная рефлексия, интроспекция, квазирефлексия;
• Приёмы саморегуляции психических состояний в спортивной деятельности;
• Жалобы по поводу физического самочувствия – ощущаемые человеком физические недомогания.
Предмет исследования являются взаимосвязи между приёмами саморегуляции психических состояний, характеристиками рефлексивности и психосоматическими жалобами.
Цель исследования заключается в изучении особенностей саморегуляции психических состояний у спортсменов с различным уровнем рефлексивности.
Задачи исследования включают:
1. Диагностировать особенности рефлексии у спортсменов;
2. Диагностировать интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия у спортсменов;
3. Определить особенности саморегуляции психических состояний у спортсменов;
4. Провести анализ взаимосвязей между особенностями рефлексии, психосоматическими жалобами и особенностями саморегуляции спортсменов.
Гипотезы исследования:
1). Количество психосоматических жалоб различается у спортсменов с разным уровнем рефлексивности.
2). У спортсменов менее интенсивно использующих приёмы саморегуляции больше психосоматических жалоб.
Методики исследования:
• Для диагностики типа рефлексии использовался опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салихова (Методика ДТР, 2009).
• Для диагностики интенсивности эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия у спортсменов использовался «Гиссенский опросник» (адаптация В.А.Абабков, С.А.Бабин, Г.Л. Исурина, 1993)
• Для определения используемых приёмов саморегуляции у спортсменов была использована анкета «Саморегуляция спортсменов на соревнованиях», разработанная А.Е. Ловягиной (2016), состоящая из двух частей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования было установлено, что количество и интенсивность психосоматических жалоб, находится в неразрывной связи с особенностями спортсменов к рефлексии. Это доказывается результатами корреляционного анализа – каждый вид рефлексии может быть связан с различными типами психосоматических жалоб спортсменов. Кроме того, более редкое использование приёмов саморегуляции ведет к появлению большого количества психосоматических жалоб, что отражается на результатах корреляционного анализа – действительно, более редкое использование для саморегуляции физических упражнений и релаксации способствует появлению большого количества психосоматических проблем с сердцем. Таким образом, можно говорить о подтверждении гипотезы нашего исследования. Количество психосоматических жалоб различается у спортсменов с разным уровнем рефлексивности, а также у спортсменов реже использующих приёмы саморегуляции больше психосоматических жалоб. Также было установлены взаимосвязи между использованием физических упражнений в качестве приёма саморегуляции и возрастом, полом и стажем спортивной деятельности.
Результаты о взаимосвязях приёмов саморегуляции психических состояний, характеристик рефлексивности и психосоматических жалоб у спортсменов были получены впервые. Итогом работы стало расширение знания об этих взаимосвязях и конкретизация научных представлений в данной области. Полученные результаты могут способствовать дальнейшему развитию представлений о вопросах взаимосвязей психосоматического здоровья спортсменов и используемых приёмах саморегуляции и характеристик рефлексивности.



1. Алексеев А.В. Психорегулирующая тренировка как один из методов обеспечения готовности спортсменов к соревнованиям // Готовность спортсменов к соревнованиям. М., 1969. - С. 145-175.
2. Алексеев А.В. Себя преодолеть: – 3-е изд.: перераб., доп. – М.: ФиС, 1985.
3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973
4. Апанасенко Г.Л., Чистякова Ю.С. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования. / Теория и практика физической культуры. – 2006 №1.
5. Арина Г.А., Психосоматический симптом как феномен культуры// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991
6. Бабушкин, Г. Д. Проявление рефлексии в спортивно-игровом взаимодействии и противоборстве/Г. Д. Бабушкин, Р. Э. Салахов//Материалы межрегион. науч. прак. конф. тренеров по футболу «Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола». - Омск: СибГУФК, 2008. - С. 99-104.
7. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. рефлексия и рефлексивность в структуре спортивной деятельности // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 6. – С. 80-82;
8. Банков М. О психосоматическом срыве // Психическая саморегуляция личности в социальной психологии. - Л., 1987.. - Алма-Ата, 1973
9. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. -С.542-543.
10. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981
11. Габдреева Г. Ш., Пейсахов М. Н. К методике самоуправления психическим состоянием // Вопросы психологии. 1982. № 5.
12. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984.
13. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС, 1986.
14. Дашкевич О.В. Эмоции в спорте и их регуляция. :Автореф. дисс. канд. наук, - М., 1970.
15. Демиденко М.В. Психология рефлексии. Самара, 2004. 112с.
16. Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
17. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
18. Ильин Е.П., Сафонов В.К., Киселев Ю.Я. Психология спорта. Современные направления в психологии. – Ленинград: Ленинградский университет, 1989.
19. Ильин. Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М., 1980.
20. Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический журнал, 1981. Т. 2 №5
21. Ильин Е.П. Психология спорта - СПб: Питер, 2008 .
22. Ингерлейб М. Б. Технология формирования эмоционально-насыщенных образных представлений в практике дыхательных и медитативных упражнений // Психосоматика и саморегуляция. — 2015. — N 4(4). — С. 42– 46
23. Каташинский Н.В., Сопов В.Ф. Рефлексивная саморегуляция стресса в экстремальных условиях контраварийной подготовки военных водителей // Спортивный психолог. - № 2. - 2004.
24. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
25. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект), Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12
26. Киселёв Ю.Я. Теоретические и прикладные проблемы психических состояний в спорте. / Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов //Сб. науч. тр. под ред. П.В.Бундзена, Ю.Я.Киселёва. – Л., 1989.
27. Киселёв Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения. - М., 2009.
28. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер. 2000.
29. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.
30. Ловягина А.Е. Индивидуализация управления психическим состоянием спортсмена / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12/ под ред. Л.А. Коростылёвой., СПб., 2008.
31. Ловягина А.Е. Психическое состояние спортсмена: История и перспективы исследований / "Спортивный психолог" № 3, 2011 г., № 1, 2012
32. Ловягина А.Е., Ильина А.Н., Д.Н. Волков Психология физической культуры и спорта.Моска Юрайт, 2016
33. Ладенко И. С., Самоукина Н. В., Семенов И. Н. и др. Освоение механизмов рефлексии в практике обучения. Метод. указания. — Новосибирск, 1991.
34. Леонтьев, Д. А. (2009). Рефлексия как предпосылка самодетерминации. В кн. А. Л. Журавлев (Ред.), Психология человека в современном мире: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (т. 2, с. 40-49). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
35. Леонтьев, Д. А., Аверина, А. Ж. (2011). Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции. Психологические исследования: электрон. науч. ж урн, 2(16).
36. Леонтьев, Д. А., Лаптева, Е. М., Осин, Е. Н., Салихова, А. Ж. (2009). Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности. В кн. В. Е. Лепский (Ред.), Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VII Международного симпозиума (с. 145-150). М.: Когито-Центр.
37. Леонтьев, Д. А., Салихова, А. Ж. (2007). Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии. В кн. Материалы IV Всероссийского съезда РПО (т. 2, с. 237-238). М.; Ростов н/Д.: Кредо.
38. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.:ПЕР СЭ, 2004.
39. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности / Вопросы психологии, 1991, №1/
40. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Т. 23. - 2002, № 6.
41. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. Т. 16 - 1995. № 4. С. 26-35.
42. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: Наука, 1998.
43. Мясищев В. Н. Психические состояния и отношения человека/ Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1996, № 1-2.
44. Малкина-Пых И.Г., Станиславская И.Г. Психология. Основные отрасли. Учебное пособие, М.,2014
45. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
46. Некрасова Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся) // Вопросы психологии, 1994, №6.
47. Некрасов В.П. с соавт. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М., ФиС,1985.
48. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
49. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.
50. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова – СПб, 2000.
51. Психология состояний. Хрестоматия под ред. А.О. Прохорова - М., 2004.
52. Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия // Сост. И. В. Герасимова. – Владивосток: ДВГМА, 2001.
53. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. - М.,1969.
54. Психология спорта: монография// Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого, МГУ Москва, с. 151-237
55. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М., 2004.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. – М., 1989.
57. Розин М.В., Понятие рефлексии в философии и в современной методологии//Рефлексивное управление.М.,2000 с.54-56
58. Сопов В.Ф. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация. / Вестник спортивной науки. М., 2004, Вып. 2 с. 47 – 52.
59. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.- Горький, 1975.
60. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Хрестоматия, сост. Волков И.П., СПб, 2002
61. Сопов В.Ф. Трехмерная функциональная модель психического состояния спортсмена // Теория и практика физической культуры. - № 2. - 1993.
62. Тихвинская Е. О. Психология переживания в спорте. СПб, 2007
63. Хайкин А. В. К методологии медитативных и процессуальных практик саморегуляции // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – №7. – С.16–19.
64. Хайкин А. В. Методы регуляций состояний в работе со стрессом // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика, коррекция. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Астрахань, 2011. – С.192–195.
65. Хайкин А. В. К теории и практике психосоматики // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2012. – №2. – С.193–198.
66. О.А. Черникова Стартовая лихорадка / Теория и практика физической культуры. - 1937, Вып. 3, стр. 268-275.
67. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры, 2001
68. Bekerian D.A., Levey A.B. The sport room / Applied psychology: Putting theory into practice. – Oxford University Press. Inc., New York, 2005 – pp. 204-243.
69. P. Totterdell, D. Leach / Psychology of Sport and Exercise 2 (2001)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ