ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Понятие конфликта и его виды 5
1.2 Причины возникновения конфликтов 9
1.3 Технология профилактики конфликтов в современном коллективе 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МТА-ТРАНС» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«МТА-ТРАНС» 26
2.2 Анализ состояния персонала 28
2.3 Анализ конфликтных ситуаций и методов их разрешения в ООО «МТА-
ТРАНС» 37
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ В ООО «МТА-ТРАНС» 51
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления
конфликтами на предприятии 51
3.2 Экономическая эффективность от предложенных мероприятий 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук.
Зачастую расхождения и заблуждения усиливаются, воспламеняя большие возможности конфликтогенности персоны и среды, вызывая неадекватное поведение, снижая результативность высококлассной работы. Противоречия, в каковых имеют схожесть значительные необходимости, желания, круг интересов, миссии людей, появляются покушение в общественный положение, авторитет персоны, переходят в разногласие.
Во время конфликтов меняется система отношений и ценностей, восприятие реальности, происходит резкий выброс негативных эмоций. Его участники проявляют повышенную подозрительность, нервозность, прибегают к несвойственных себе действий. Промедление с решением конфликта, неквалифицированные действия руководства по нейтрализации его могут вызвать неврозы, болезненные состояния, расстройство отношений между людьми.
Отношения внутри трудового коллектива сказываются на работе всего предприятия. То, как сотрудники относятся друг другу, влияет на их эмоциональное состояние, производительность и так далее. Управление конфликтами на предприятии дело сложное. Необходимо знать своих подчиненных, их психологические особенности, предугадывать их настроения.
Сущность конфликта заключается в том, что противоположные мнения, позиции, интересы сталкиваются, пытаясь подавить друг друга. Все это приводит к тому, что работа коллектива ухудшается, нормальное взаимодействие исчезает. Управление конфликтами на предприятии должен взять на себя менеджер. Ситуации, которые могут перерасти в нечто неприятное, он должен предвидеть и пресекать еще до момента их появления. Управление конфликтами на предприятии, это своего рода искусство, которым, кстати, не так-то просто овладеть.
Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в том, что конфликты на предприятии негативно отражаются на психологической атмосфере в коллективе, на взаимоотношениях между сотрудниками, приводят к снижению производительности труда, и в конечно итоге, к снижению финансовых результатов деятельности в целом, поэтому необходимо их устранять.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение исследования системы управления конфликтами на предприятии, и выявление путей ее совершенствования на примере ООО «МТА-ТРАНС».
Объектом исследования является конфликты их причины их появления.
Предметом исследования - система управления конфликтами.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- Конкретизировать теоретические основы исследования системы управления конфликтами на предприятии.
- Исследовать структуру системы управления конфликтами на предприятии.
- Наметить пути совершенствования системы управления конфликтами на предприятии.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретическую и методическую базу работы составили труды отечественных авторов в области организационного поведения и менеджмента персонала.
Практическая значимость. Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в ООО «МТА-ТРАНС», а также других организациях, в которых отмечаются аналогичные проблемы.
Методы исследования. При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, психологические тесты, анализ, обобщение, экспертные оценки, опрос.
Основательными итогами конфликта являются: разрешение трудности методом, приемлемым в интересах общих сторон; улучшение взаимопонимания, сплоченности, совместной работы. Конфликты оказывают содействие росту деятельности и мотивации в работе, увеличению квалификации, провоцируют дебаты и любопытство, возникновение свежих мыслей в формировании предприятия, увеличение возможности к переменам. Абсолютно в отсутствии конфликтов, трудностей, переживаний личность может остаться в личном формировании. Все это способствует процессу управления, а потому конфликты в зависимости от ситуации следует не подавлять, а регулировать. Предпосылки возникновения конфликтов. Конфликты неизбежны в ситуациях нашей нынешней жизни, по этой причине для того чтобы остерегаться их, либо, согласно последней грани, грамотно осуществлять себе в обстоятельствах остроконфликтных обстановок, следует обладать способностью уйти с разрешения возникшего противоречия. Конфликт означает несогласие сторон, при котором каждая сторона пытается добиться принятия ее. Однако разногласие недостаточно поддается коррекции, приобретя разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и подчиненные должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять. Возможные предпосылки конфликта совместно применяемые средства, взаимосвязь задач, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. К возможным негативным результатам конфликта относятся: сокращение производительности, неудовлетворение, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем. Технология профилактики конфликтов в современном коллективе. Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены расхождением индивидуальных и групповых норм поведения. Межгрупповые конфликты порождаются в основном расхождением во взглядах и интересах, хотя подобные различия зачастую сводятся к борьбе за ресурсы. Конкретные обстоятельства устанавливают отличительные черты работы в интересах множества участников социального взаимодействия, однако только для отдельных персон, чьи интересы нарушены, они имеют все шансы стать фактором определенного конфликта. Среди них к возникновению конфликтов зачастую приводят: нарушение принципов управления, которые проявляются в неправильных действиях руководителей (нарушение трудового законодательства, несправедливое использование поощрений и наказаний, самонадеянное использование кадрового потенциала, деструктивное влияние на социальные статусы и роли подчиненных, недостаточный учет психологических особенностей, личных интересов и потребностей сотрудников.
ООО «МТА-ТРАНС» предоставляет полный комплекс услуг по управлению цепочкой поставок: складирование, грузоперевозки по России.
Основным видом деятельности является: «Деятельность автомобильного грузового транспорта».
Таким образом, анализ выявил следующие результаты:
1. Коэффициенты оборота согласно выбытию и текучести сотрудников в 2018 году возросли в сопоставлении с 2016 годом на 52,79%, что говорит об отрицательной динамике и текучести кадров. Коэффициент постоянства кадров (Кпс) также характеризуется отрицательной динамикой, в сопоставлении с 2018 годом он уменьшился на 0,39% и составляет 98,81% (для сравнения 2016 год -99,20%).
2. Категория руководителей представлена 47 лицами, одно из них в возрасте от 30 до 40 лет, а двадцать человек в возрасте от 20 до 30 лет. Вывод: необходимо готовить кадровый резерв на 2 руководящие должности. Основной состав персонала в категории специалистов — это лица в возрасте от 30 до 40 лет и от 40 до 50 лет (16,52%), 16 человек в группе работников от 20 до 30 лет (16,67%). Вывод: в основном категория специалистов укомплектована лицами «среднего возраста», имеющими и стаж, и опыт работы. Незначительное количество нуждается (8,65%) необходимо заменить лицами более молодого возраста. В категории рабочих разновозрастной состав, в основном от 40 до50 лет (63,36%). Но есть представители других возрастов: до 20 лет - 100%, от 20 до 30 лет -10,42%, от 30 до 40 лет -40,37%, от 50 до 60 лет —100%.
Следовательно, на предприятии ООО «МТА-ТРАНС» наблюдается проблема текучести кадров. Построение SWOT-анализа говорит о том, что ООО «МТА-ТРАНС» следует обратить свое внимание на повышение конкурентоспособности, в результате снижение ценовой политики и за счет корректировки организации работы предприятия, а также на привлечение специалистов для проведения рекламной компании. В целом, учитывая сильные стороны предприятия можно сделать вывод, что предприятие является конкурентоспособным и в своей отрасли сможет занять лидирующее положение после применения соответствующих мер. Чтоб выявить уровень конфликтности на предприятии ООО «МТА-ТРАНС» был проведен социологический опрос он показал что, возрастная категория от 20¬30 лет более конфликтна т.к имеет большой процент. Возрастная категория от 30-40 лет имеет менее конфликтное состояние, т.к имеет менее конфликтный процент, возрастная категория от 40-60 и свыше 60 лет, не участвует в конфликтных ситуациях. Стаж работы от 5-10 лет имеет более высокий процент конфликтности 58 %, это говорит о том что работник который долгое время находится на своем рабочем месте, более уверен в себе и своих профессиональных возможностях, и может с уверенность вступать в любой конфликт. Стаж работы от 3-5 лет, имеет средний процент конфликтности 20 %, это значит что, работник до конца не осведомлен информацией о чем либо, и может проиграть в конфликте. Стаж от 10-15 лет, имеет 14 % конфликтности в коллективе, эти работники опираются на свой опыт в работе и тем самым не реагируют на конфликтные ситуации. Стаж работников от 3 лет имеют самый маленький процент конфликтности 5 %, так как эти работники еще не осведомлены всей информацией, и не могут вступать в конфликт. По динамике конфликтов можно понять что за период с 2016-2018 гг можно сделать вывод о том что межличностных конфликтов уменьшилось на 60% в сравнении с 2016 годом, это говорит о том что в коллективе преобладает здоровая атмосфера отношений. Конфликты между личностью и группой уменьшились на 45% в сравнении с 2016 годом, а конфликты между группами людей, или межгрупповой конфликт так же уменьшились на 50% в сравнении с 2016 годом. Это говорит о том, что чем меньше процент конфликтности в коллективе, тем больше сплоченность коллектива, выше работоспособность и конкурентоспособность.
С целью усовершенствования и развития предприятия разработан ряд предложений и рекомендаций по устранению нескольких проблем. Отсутствие профессиональной подготовки. Текучесть кадров. Отсутствие адаптационного периода для нового сотрудника.
Рекомендация 1. Необходимо ввести систему обучения и повышения квалификации сотрудников.
Рекомендация 2. Предотвращение текучести персонала.
Рекомендация 3. Разработка адаптационных проектов для новых сотрудников.
Из выше перечисленного видно что поставленные цели и задачи выполнены.
1. Андреев, В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов: учебник / В.И. Андреев. - М.: 2017.¬267 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2017. - 182 с.
3. Асадов, А.Н. Конфликтология: учебное пособие / А.Н. Асадов - Санкт-Петербург.: Издательство СПбГУЭФ, 2016. - 34 с.
4. Бизюкова И. В. Кадры: учеб. Пособие / под ред. И. В.Бизюкова. - М: Экономика, 2015. - 579 с.
5. Бирман Л.А. Управленческие решения. - М.: Дело, 2016. - 521 с.
6. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юристъ, 2016. - 584 с.
7. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика. -М. : Проспект, 2017. - 688 с.
8. Виханских О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2017. - 510 с.
9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М.: Дело, 2017. - 665 с.
10. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского].- Спб.: Питер, 2016. - 863 с.
11. Дейнека А. В. Управление человеческими ресурсами. - М . : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 392 с.
12. Десслер Г. Управление мотивацией персонала: Пер. с англ. - М.: БИЦОМ, 2016. - 655 с.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2016. - 556 с.
14. Журавлев А.Л., Вахин А.А. Социально-психологические аспекты климата в коллективе// Современная конфликтология. - 2017. - №12. - с .12.
15. Зеленский С. Ю. Методы профилактики конфликтов в компаниях // Молодой ученый.— 2017. — №18. — 364 с.
16. Иманкулова Ж.М. Управление конфликтом в организации // Кадровое дело. - 2016. - №5. - с.13
... Всего источников – 53.