АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В
ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие конфликта, структура и типы конфликтов в организации 8
1.2. Основные концепции конфликтов и методы их диагностики 16
1.3. Современные подходы к управлению конфликтами в организации 25
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «КОРЕННОЙ
ЖИТЕЛЬ» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Коренной
житель» 30
2.2. Анализ состояния персонала в ООО «Коренной житель» 35
2.3. Оценка деятельности по управлению конфликтами в ООО «Коренной
житель» 44
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «КОРЕННОЙ ЖИТЕЛЬ» 54
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления
конфликтами в ООО «Коренной житель» 54
3.2. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию системы управления конфликтами в ООО «Коренной житель 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
АННОТАЦИЯ
В выпускной квалификационной работе на тему: Управление конфликтами в организации (на примере ООО «Коренной житель») проведено исследование теоретических основ управления конфликтами в организации, проведен анализ состояния персонала и дана оценка деятельности по управлению конфликтами в ООО «Коренной житель», а также предложены мероприятия по совершенствованию системы управления конфликтами в данной организации.
Цель проведенного исследования состоит в поиске путей совершенствования системы управления конфликтами в организации.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе изложены теоретические основы управления конфликтами в организации.
Во второй главе анализируется текущее состояние трудовых ресурсов в ООО «Коренной житель» и дается оценка деятельности по управлению конфликтами.
В третьей главе на основе выявленных проблем предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления конфликтами в ООО «Коренной житель» и дается оценка их экономической эффективности.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 67 страниц печатного текста. В работе содержится 9 таблиц, 26 рисунков, 4 приложения. Для написания ВКР было использовано 30 источников литературы.
Ключевые слова: конфликт, психологический климат, управление конфликтами, малый бизнес, персонал, медицинская организация, диагностика, оценка, эффективность.
В настоящее время в условиях динамических изменений общества важнейшим фактором безуспешного функционирования любой организации является повышение результативности ее деятельности. Специфичность всего комплекса проблем, с которыми встречаются организации в современный период, заключается в идеологии управления как переходе от простого функционирования к теории эффективного управления.
С точки зрения науки, конфликты представляют собой неизбежное явление общественной жизни, которое вытекает из свойств человеческой природы. Как показывают практические наблюдения, именно от индивидуально-психологических особенностей членов коллектива зависит предрасположенность к возникновению конфликтных ситуаций среди разных категорий сотрудников. В связи с тем, что организация состоит из определённого количества сотрудников, взаимодействующих между собой, - конфликтные ситуации есть неизменный присутствующий элемент организационной деятельности. Вследствие этого для актуального и предельно полного отображения эффективности организационной жизнедеятельности, прежде всего, важно понимать, что же есть собственно конфликт, как его можно избежать и урегулировать при минимальных издержках.
В медицинских организациях имеются подразделения различных уровней: от занимающихся непосредственным лечением больных до
подразделений обеспечения и обслуживания. Данная ситуация, требует наличия сотрудников от высшего до низшего звена, с различным образованием и уровнем квалификации. В результате данных особенностей наблюдается вероятность возникновения конфликтов разных уровней и видов. Любого рода конфликты могут повлиять на ухудшение предоставляемых услуг, снижение престижа организации в целом и отдельной личности в частности, понижение работоспособности, текучести кадров.
Таким образом, актуальность выбранной темы не может вызывать сомнений, так как правильно сформированная система управления конфликтами позволяется минимизировать их влияние на производственную деятельность, в результате чего уменьшается текучесть кадров, повышается качество работы сотрудников и раскрывается их потенциал, что прямым образом оказывает влияние на повышение эффективности деятельности всей организации.
Целью выпускной квалификационной работы является поиск путей совершенствования системы управления конфликтами в организации.
Для достижения данной цели в работе поставлен ряд следующих задач:
- исследовать понятие конфликта в организации, его структуру и типы;
- рассмотреть основные концепции конфликтов и методы их диагностики;
- исследовать основные подходы к управлению конфликтами в организации;
- дать организационно-экономическую характеристику
рассматриваемой организации;
- охарактеризовать текущее состояние персонала данной организации;
- провести оценку деятельности по управлению конфликтами в данной организации;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления конфликтами в организации;
- обосновать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Предметом исследования выступает управление конфликтами в организации.
Объект исследования - ООО «Коренной житель», основным видом деятельности которого согласно Устава, является стоматологическая практика.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды российских и зарубежных специалистов в области исследуемой проблемы, также использовались публикации в специальных периодических изданиях и сети Интернет.
Информационной основой написания, данной выпускной квалификационной работы послужили учредительные документы, финансовая и кадровая отчетность ООО «Коренной житель».
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования, как: теоретический анализ литературы по теме данного исследования, экономический анализ, наблюдение, опрос.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы определяется тем, что ее результаты могут быть использована аппаратом управления ООО «Коренной житель» в целях повышения эффективности системы управления конфликтами в организации.
По итогам проведенного исследования получены следующие выводы и рекомендации.
1. Конфликт - важнейшая сторона взаимодействия субъектов в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими нормами и ценностями, потребностями и интересами. Процесс разрешения любого конфликта складывается из трёх этапов: диагностики; разработки стратегии разрешения и технологии и непосредственной практической деятельности по разрешению конфликта с помощью реализации комплекса методов и средств. При любом исходе последствия конфликта оказывают определённое воздействие на организацию и её персонал. Немаловажно верно оценить положительные и отрицательные последствия, чтобы придать конфликту по возможности позитивный характер и свести к минимуму ущерб от его негативных последствий.
2. Объект исследования - ООО «Коренной житель», основным видом деятельности которого выступает стоматологическая практика. Сформированный в организации тип оргструктуры - линейно-функциональный, достаточно эффективен в рамках такого малого предприятия, как ООО «Коренной житель», так как позволяет оперативно принимать необходимые управленческие решения. Предприятие обладает хорошей материально-технической базой и квалифицированным персоналом. Основные средства ООО «Коренной житель» состоят из медицинского оборудования, компьютерного оборудования и инвентаря. В отличие от материально-технических и трудовых ресурсов, финансовые ресурсы ООО «Коренной житель» находятся в удовлетворительном состоянии. Рассмотренные технико-экономические показатели организации выявили снижение эффективности деятельности ООО «Коренной житель» - несмотря на рост выручки и получение прибыли, показатели доходности предприятия очень низкие. Снижение оборачиваемости оборотных средств позволяет сделать вывод о проблеме в финансовой политике предприятия, в связи с чем был сделан вывод о необходимости повышения эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия.
3. В клинике работают врачи высшей квалификации, нацеленные на совершенствование своего профессионального уровня, причем их численность достаточно стабильна. Наибольшее движение происходит среди администраторов клиники и среднего медицинского персонала, но в отчетном году наблюдается улучшение коэффициентов движения кадров. Текучесть кадров снизилась до 20%, что хорошо характеризует политику управления персоналом на предприятии.
4. В рамках диагностики конфликтов в ООО «Коренной житель» был проведен опрос персонала, в результате которого была выявлена неблагоприятная психологическая обстановка в коллективе, способствующая возникновению внутриорганизационных конфликтов - межличностных, межгрупповых и организационных. Руководство предприятия не использует в своей деятельности эффективных методов управления конфликтами, поэтому был сделан вывод об отсутствии в исследуемой организации системы управления конфликтами.
5. В целях совершенствования механизма управления конфликтами в работе предложено разработать и внедрить в ООО «Коренной житель» системы управления конфликтами. Рассмотрены принципы разработки, мероприятия проекта и дерево целей, подходящее к особенностям исследуемой организации. Рекомендована формы необходимых тренингов для руководителя и организации и персонала. Реализация предложенного проекта позволит улучшить психологический климат в организации, снизить риски возникновения конфликтов и как следствие, повысить производительность труда и улучшить эффективность организации в целом, что доказано проведенной оценкой эффективности проекта.
Так, прогнозируется рост выручки от реализации на 120,0% при росте себестоимости на 118,3%, которая, несмотря на затраты на мероприятия проекта уменьшится за счет экономии затрат из-за снижения текучести кадров. Прирост прибыли от продаж составляет 131,3%, рентабельность продаж составит 7,3%, что выше фактического на 0,6 процентных пункта. Социальный эффект достигается за счет повышения эффективности всех подсистем системы управления персоналом: в условиях труда, в трудовых отношениях, в системе мотивации, в социальном развитии и правовом обеспечении.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
2. Агафонова М.С., Палёха А.А. Концептуальная модель управления конфликтами в организации // Концепт. - 2018. - №.8. - С.165-172.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 496с.
4. Боробов В.Н. Конфликты в организации и основные методы работы руководителя по предотвращению конфликтов // Научный диалог: экономика и менеджмент: статья в сборнике трудов конференции. - СПб.: 2019. - С. 39-42.
5. Бунтовская Л. Л. Конфликтология : учебное пособие / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 144 с.
6. Веснин В.П. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Проспект, 2017. - 613 с.
7. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Управленческая психология. - М.: Инфра-М, 2017. - 345 с.
8. Гришина Н.В. Психология конфликта: учебник / Н.В.Гришина. - СПб.: Питер, 2018. - 544 с.
9. Евневич М. Регулирование конфликтов: позитивный эффект // Управление развитием персонала. - 2017. - №1. - С. 46-50
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 384 с.
11. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников // Вестник самарского государственного технического университета. - 2017. - №1 (7). - С. 120-130
12. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология [Текст]: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 360 с.
13. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебное пособие. - М.: Норма, 2017. - 246 с.
14. Коргова, М. А. Менеджмент организации: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 197 с.
15. Корпоративное управление: учебник для академического
бакалавриата / С. А. Орехов [и др.]; под общей редакцией С. А. Орехова. - М.: Юрайт, 2019. - 312 с.
16. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов / под. ред. А.А. Деркач. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 318с.
... Всего источников – 30.